Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Послания Иакова»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 11

Практические добродетели христианского совершенства

(11)

  Тексты Писания: Иак. 5:1-11

Слово к богатым

  В этом сообщении мы рассмотрим 5:1-11. Стихи 1-6 можно считать отступлением от основной темы; судя по их содержанию, они, возможно, были адресованы богатому сословию в целом среди иудеев, так как Иаков считал адресатами своего Послания двенадцать колен евреев (1:1). В 5:1 Иаков говорит богатым: «Теперь послушайте вы, богатые: плачьте, рыдая о ваших несчастьях, надвигающихся на вас!»

  В стихах 2 и 3 Иаков говорит о богатых, что богатство их сгнило, одежда их изъедена молью, золото их и серебро проржавело и их ржавчина будет свидетельством против них и съест их плоть, как огонь. Затем в стихе 4 он продолжает: «Вот, плата скосившим ваши поля работникам, удержанная вами, кричит; и вопли жнецов вошли в уши Господа воинств». Как и в Рим. 9:29, выражение «Господь воинств» соответствует божественному титулу на еврейском языке «Иегова Саваоф» (Иегова воинств, Иегова войск — 1 Цар. 1:3). Подобный титул имеет иудейские характер, окраску, оттенок и привкус. Это ещё одно подтверждение того, что Иаков продолжал уделять очень большое внимание всему иудейскому.

  В стихе 5 Иаков продолжает: «Вы роскошествовали на земле и предавались удовольствию; вы напитали свои сердца в день заклания». Здесь слова «напитали свои сердца в день заклания» указывают на то, что они насытились в своём желании предаваться обжорству, причём даже в день заклания (Иер. 12:3), то есть в день суда, когда они должны были быть закланы Божьим судом, подобно животным. Подразумевается, что они не отдавали себе отчёта в происходящем и не подозревали о своих грядущих несчастьях, о несчастной судьбе, которая ждала их (5:1).

  В стихе 6 Иаков говорит: «Вы осудили, убили праведного; он не противится вам». В этом стихе в греческом тексте единственное число слова, переведённого как «праведный», употреблено в сочетании с артиклем в собирательном значении для обозначения класса. Здесь не имеется в виду непосредственно какой-то отдельный человек, а изображается смерть Господа Иисуса, то есть Праведника (Деян. 7:52; 3:14).

  Трудно сказать, кому адресовано сказанное в 5:1-6. Среди исследователей Библии по этому вопросу есть некоторые разногласия. С довольно большой долей уверенности можно сказать, что эти стихи были адресованы не только верующим. Я полагаю, что этот отрывок (5:1-6) адресован еврейскому народу в целом.

  Такое понимание подтверждается тем, что, согласно 1:1, это Послание адресовано «двенадцати коленам в рассеянии». Вероятно, Иаков считал, что еврейских верующих следует по-прежнему рассматривать как часть еврейского народа. Поэтому он адресовал своё Послание еврейским верующим и, в то же время, всем евреям. Возможно, это поможет нам понять, почему Иаков адресовал это Послание двенадцати коленам.

  Если Послание Иакова адресовано и еврейским верующим, и еврейскому народу в целом, то это, возможно, поможет нам понять то, что Иаков говорит в четвёртой главе о войнах, сражениях и убийстве (ст. 1-2). Среди евреев, вероятно, были сражения и даже убийства. Возможно, это означает, что в 4:1-2 Иаков говорит о сражениях среди евреев, источником которых были их вожделения.

  В целом Послание Иакова несколько двусмысленно. Поскольку он находился под плотным «облаком» иудаистских представлений, его видение было неясным. Кроме того, Иаков, по крайней мере в некоторой степени, симпатизировал иудаизму. С одной стороны, его Послание касается новозаветных понятий; с другой стороны, в этом Послании Иаков продолжает держаться определённых ветхозаветных понятий. Поэтому его Послание представляет собой смесь. Как мы уже отмечали, титул «Господь воинств» в 5:4 указывает на иудейский характер этой книги.

Ожидать пришествия Господа с долготерпением

  После отступления от основной темы в 5:1-6 мы читаем слово об ожидании пришествия Господа с долготерпением (5:7-11). Это тоже практическая добродетель христианского совершенства.

  Ожидание возвращения Господа не является чем-то ветхозаветным. Напротив, это целиком и полностью относится к Новому Завету. Отсюда видно, что, обратившись к евреям в 5:1-6, теперь, в 5:7-11, Иаков обращается к христианам, то есть к верующим. Сначала он говорит, обращаясь к богатым среди евреев, а затем он говорит, обращаясь к христианам, об ожидании возвращения Господа. Мне трудно поверить, что Иаков мог так писать. Тем не менее именно это мы видим в 5:1-11.

  В 5:7 Иаков говорит: «Итак, будьте долготерпеливы, братья, до пришествия Господа. Вот, земледелец дожидается драгоценного плода земли, проявляя долготерпение над ним, пока плод не получит ранний и поздний дождь». Словам «долготерпеливы» и «долготерпение» в этих стихах соответствуют греческие слова макротюми́а (существительное, как в Евр. 6:12; Рим. 2:4; 2 Тим. 4:2; 1 Пет. 3:20) и макротюме́о, как в Иак. 5:7-8. Долготерпение подразумевает терпеливость по отношению к людям — такую, какую проявляли пророки по отношению к тем, кто гнал их (ст. 10).

  Слову «пришествие» в 5:7 соответствует греческое слово паруси́а (присутствие). Пришествие Христа будет Его присутствием среди Его верующих. Эта парусия начнётся с Его пришествия в воздух и закончится Его пришествием на землю. За время Его парусии произойдут восхищение большинства верующих в воздух (1 Фес. 4:15-17), судный престол Христа (2 Кор. 5:10) и брак Агнца (Отк. 19:7-9).

  В стихе 8 Иаков продолжает: «Будьте долготерпеливы и вы; утвердите ваши сердца, потому что пришествие Господа приблизилось». В то время как мы с долготерпением ожидаем пришествия Господа, Он, будучи настоящим Земледельцем (Мф. 13:3), терпеливо ожидает нашей зрелости в жизни как начатка и жатвы со Своего поля (Отк. 14:4, 14-15). Наше созревание в жизни может сократить срок нашего долготерпения и Его ожидания.

  В стихе 9 говорится: «Не жалуйтесь, братья, друг на друга, чтобы не быть судимыми. Вот, Судья стоит у дверей». Из этого стиха видно, что Господь вернётся не только как Жених, чтобы встретиться с невестой (Мф. 25:1, 6; Отк. 19:7-8), но и как Судья, чтобы произвести суд над всеми народами. Первыми Он будет судить Своих верующих у Своего судного престола (1 Кор. 4:4-5; 2 Кор. 5:10). Нам нужно стремиться к зрелости в жизни, чтобы встретиться с Господом и быть готовыми к Его суду над нами.

  В стихе 10 Иаков продолжает: «В пример того, как терпеть зло и проявлять долготерпение, братья, возьмите пророков, которые говорили в имени Господа». Это дальнейшее развитие стихов 7-8, в которых говорится о страдании и долготерпении верных верующих. В качестве примера Иаков использует пророков. Пророки говорили в имени Господа. То, что пророки говорили в имени Господа, указывает на их единство с Господом. Следовательно, они страдали и проявляли долготерпение с Господом и для Господа. Верные верующие должны страдать и проявлять долготерпение точно так же.

  В стихе 11 Иаков говорит: «Вот, мы называем блаженными тех, кто вытерпел. Вы слышали о терпении Иова и видели его конец от Господа — что Господь весьма милосерден и сострадателен». В этом стихе словам «вытерпел» и «терпение» соответствуют греческие слова хюпоме́но (глагол) и хюпомоне́ (существительное). Существительное употребляется также в Рим. 5:3 и 2 Кор. 1:6. Это терпение подразумевает терпеливость по отношению к чему-либо неодушев-лённому — такую, какую проявлял Иов по отношению к тому, что причиняло ему скорбь.

Необходимость роста в жизни

  В 5:7 Иаков приводит в качестве иллюстрации то, как земледелец, проявляя долготерпение, дожидается драгоценного плода земли. Мы уже увидели, что Господь Иисус фактически является настоящим Земледельцем, уникальным Земледельцем. В то время как мы ожидаем Его пришествия, Он, будучи настоящим Земледельцем, ожидает нашей зрелости. Мы можем молиться: «Господь, возвращайся скорее». Но Он может сказать: «Дети мои, скорее созревайте. Пока вы ожидаете Моего возвращения, Я ожидаю вашей зрелости. Знаете, почему прошло уже почти две тысячи лет, а Я ещё не вернулся? Потому что Мой народ ещё не созрел. Только ваша зрелость может ускорить Моё возвращение. Вы проявляете своё долготерпение, а Я — Своё».

  Нам будет очень полезно понять, что, если мы серьёзно настроены в отношении ожидания Господнего возвращения, нам нужно расти в жизни. Большинство христиан сегодня рассматривают пришествие Господа исключительно в объективном плане, безотносительно к нашему духовному состоянию и духовному росту. Они ожидают, что однажды Господь внезапно придёт и что Его пришествие никак не будет связано с их зрелостью. Возможно, что те представления о пришествии Господа, которых придерживаются многие христиане, фактически вынуждают Его задерживать Своё пришествие.

  Иллюстрация в 5:7, показывающая земледельца, подразумевает, что земледелец ждёт, когда созреет жатва в поле. Согласно Отк. 14, Господь также ждёт созревания жатвы. Когда жатва в поле созреет, Он вернётся. Эта жатва будет итогом, результатом, того, что Господь посеял Себя как семя. Это осуществилось при первом пришествии Господа, и описание этого содержится в Мф. 13. Нам нужно понимать, что именно созревание жатвы ускорит возвращение Господа.

Долготерпение и терпение

  В этих стихах Иаков говорит как о долготерпении, так и о терпении. В качестве примера долготерпения он использует пророков, а в качестве примера терпения — Иова. Какая разница между долготерпением и терпением? После долгого исследования я пришёл к выводу, что долготерпение связано с терпеливостью по отношению к людям. Когда мы подвергаемся гонениям, нам нужно долготерпение. Таким образом, долготерпение — это выражение нашей терпеливости по отношению к людям. Пророки подвергались гонениям, но проявляли долготерпение по отношению к своим гонителям. Терпение, напротив, — это выражение нашей терпеливости по отношению к чему-то неодушевлённому, что причиняет нам скорбь. Таким образом, когда Иов подвергался скорби, он проявлял терпение. Страдание Иова было вызвано не гонением, а бедствиями.

  В своём Послании Иаков использует греческие слова, означающие «долготерпение» и «терпение». Пока мы ожидаем возвращения Господа, нам нужны и долготерпение, и терпение, потому что мы сталкиваемся со страданиями, исходящими из двух источников. Этими источниками являются люди, гонящие нас, и обстоятельства, причиняющие нам скорбь. Например, какой-нибудь брат попал в аварию, и его новая машина получила повреждения. Чтобы пережить это, ему нужно не долготерпение, а терпение. Машина никак не подвергла его гонению, однако он действительно страдает от определённой скорби, вызванной обстоятельствами. Чтобы пережить эту скорбь, ему нужно терпение. Однако если этот брат подвергается несправедливому обращению со стороны своего начальника, ему нужно долготерпение по отношению к начальнику. Но если он потеряет работу, пострадав в результате этой скорби, вызванной обстоятельствами, ему опять нужно будет терпение. Нам нужно проявлять долготерпение по отношению к людям и терпение по отношению к скорбям, вызванным обстоятельствами.

  Для возвращения Господа нам нужны долготерпение, терпение и рост в жизни. Проявляя долготерпение по отношению к гонящим нас и терпение по отношению к скорбям, нам нужно расти в жизни. Тогда мы сможем сказать: «О Господь Иисус, возвращайся скорее. Господь, разве Ты не видишь, что я расту в жизни? Сегодня я расту быстрее, чем вчера. Поскольку я расту, Господь, я прошу Тебя ускорить Твоё возвращение». Вы когда-нибудь так молились? Сомневаюсь, чтобы многие христиане молились таким образом о возвращении Господа.

  Нам нужно понять, что пришествие Господа связано с нашим ростом в жизни. Если мы исполним своё обязательство и будем расти в жизни, то Господь исполнит Своё обязательство и вернётся скорее. Поэтому нам нужно расти в жизни и по мере роста проявлять долготерпение и терпение. Именно так нужно ожидать возвращения Господа.

Парусия

  Ранее в этом сообщении мы отметили, что слову «пришествие» в 5:7 и 8 соответствует греческое слово паруси́а, означающее «присутствие». Парусия Господа будет длиться некоторое время, по крайней мере, три с половиной года, что составляет продолжительность великой скорби. Парусия, вероятно, начнётся несколько раньше, чем скорбь, а закончится, возможно, незадолго до конца великой скорби. Нам очень трудно выяснить, когда это произойдёт, потому что Господь Иисус сказал, что только Отец знает время Его пришествия. Это значит, что время начала Господней парусии — это тайна, глубоко скрытая в сердце Отца. Однако на основании изучения пророчества в Писаниях мы можем сказать, что парусия начнётся незадолго до начала великой скорби.

  Большинство христиан не понимают пришествие Господа как парусию, то есть как Его присутствие в течение определённого времени. Напротив, многие христиане думают, что пришествие Господа будет каким-то неожиданным событием. На самом деле парусия Господа продлится в течение некоторого времени. Согласно тому, что говорит Иаков, нам нужно ожидать пришествия Господа, Его парусии, с долготерпением и терпением. Кроме того, по мере ожидания нам нужно расти в жизни, достигая зрелости.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках