Мы уже увидели, что терновый куст в 3-й главе Исхода служит символом Моисея как Божьего призванного. В глазах Бога Моисей был терновым кустом. Терновый куст ни у кого особого восхищения не вызывает. Хотя Моисей был отвергнут человеком, он был принят Богом, и огонь Божьей славы горел внутри него и на нём. Итак, Моисей был терновым кустом, который горел славой Божьей.
Однако горящий терновый куст в 3-й главе Исхода относится не только к Моисею как отдельному человеку, но и к детям Израиля как совокупному целому. Божий народ, дети Израиля, включал в себя и тех, кто был слаб, и тех, кто был силён. Моисей был лишь одним из многих среди Божьего совокупного народа. В глазах Господа терновым кустом, горящим в 3-й главе, был не только отдельный человек, но и совокупный народ. В этом сообщении у меня есть бремя рассмотреть совокупный аспект тернового куста. Как отдельные личности, мы все являемся сегодняшними Моисеями. Но мы также являемся частью церкви как совокупного тернового куста.
Бог действовал в отношении Своего народа, детей Израиля, с определённой целью - обрести надлежащее жилище. Во Втор. 33:16 Бог назван Обитавшим в терновом кусте. Эти слова, написанные Моисеем, показывают, что для Бога этот терновый куст был Его домом, Его жилищем. Кто бы мог подумать, что Божьим жилищем на земле станет терновый куст?
Моисей, должно быть, понимал, что горящий терновый куст, который он увидел, когда Бог призывал его, был символом его самого. В 33-й главе Второзакония Моисей считал себя терновым кустом, но в глазах Бога он был «человек Божий» (Втор. 33:1). Моисей был терновым кустом в индивидуальном аспекте, а дети Израиля были терновым кустом в совокупном аспекте. Как бы то ни было, Бог благословения обитал в таком кусте. Если Бог не обитает в нас, то для нас это конец. Без Него мы не более чем заурядные терновые кусты. Мы можем быть благовоспитанными дамами и господами или специалистами высокого класса, но мы по-прежнему остаёмся терновыми кустами, потому что наша падшая природа связана с терновником и проклятием.
То, что Моисей назвал Бога Обитавшим в терновом кусте, показывает, что в своём сердце он был полон благодарности Богу. В последние сорок лет своей жизни Моисей знал, что он просто терновый куст. Но он также знал, что Бог был с ним. У всех нас должно быть такое осознание. Когда у нас надлежащий дух перед Господом, мы знаем, что мы терновый куст. Мы знаем, что даже наши природные добродетели, такие как доброта, смирение и терпение, - это «колючки терновника». Иногда мы даже хотим пасть ниц перед Господом и исповедать Ему, насколько мы жалкие. Должно быть, у Моисея было такое же чувство в отношении себя, когда он благословлял детей Израиля.
В известной благовестнической песне говорится: «Я лишь грешник, спасённый благодатью». Чувство Моисея было гораздо более глубоким, нежным и трогательным, поскольку он понимал, что он был терновым кустом, горевшим славой Божьей. Сегодня мы, верующие в Христа, не просто грешники, спасённые благодатью; мы - терновый куст, горящий огнём Божьей славы. У Моисея было это осознание как в отношении себя, так и в отношений детей Израиля как Божьего совокупного народа. Глубоко внутри он знал, что и он лично, и израильтяне совокупно являются терновым кустом.
I. Терновник и пламя огня в 3-й главе Бытия
Нам нужно увидеть, что между 3-й главой Бытия и 3-й главой Исхода существует определённая связь. В обеих главах мы видим терновник и огонь. Терновник в 3-й главе Бытия указывает на то, что человек находится под проклятием (Быт. 3:17-18), а пламя огня указывает на то, что человеку был закрыт доступ к Богу как дереву жизни (Быт. 3:22-24). Согласно 3-й главе Бытия, терновник появился в результате проклятия, которое было наложено из-за греха. Следовательно, терновник служит символом падшего человека, находящегося под проклятием. Как только было наложено проклятие, на востоке у сада был поставлен пламенный меч, «чтобы охранять путь к дереву жизни» (ст. 24). Итак, грех принёс проклятие, а проклятие принесло пламя огня. Функция огня в 3-й главе Бытия состоит в том, чтобы не подпускать грешников к дереву жизни, то есть к Богу как источнику жизни.
Если бы Библия закончилась Быт. 3:24, то наше положение осталось бы навеки безнадёжным. В первых двух главах Бытия говорится, что мы были сотворены специально для того, чтобы принимать Бога как жизнь. Сотворённый Богом человек был помещён перед деревом жизни. Затем в 3-й главе вошёл грех, человек пал, оказавшись под проклятием, и огонь Божьей святости закрыл доступ к Богу как дереву жизни, не позволяя проклятым грешникам непосредственно соприкасаться с Ним.
II. Терновник и пламя огня в 3-й главе Исхода
Положение человека в 3-й главе Исхода в корне отличается от его положения в 3-й главе Бытия. В 3-й главе Исхода проклятый терновник становится Божьим сосудом, а пламя огня становится единым с терновым кустом. Посредством искупления, обозначенного ягнёнком, который был заклан и принесён Богу за падшего человека (Быт. 4:4), проклятие было устранено и огонь стал един с терновником.
Действительность этой картины мы видим в Гал. 3:13, 14. В стихе 13 говорится: «Христос искупил нас от проклятия закона, став проклятием за нас». Это означает, что через смерть Христа на кресте проклятие было устранено. Затем, в стихе 14, говорится: «Чтобы благословение Авраама пришло к язычникам в Христе Иисусе, чтобы мы получили обещанного Духа через веру». Итак, согласно этим стихам, проклятие было устранено, и Дух, огонь, был дан нам.
В Деян. 2:3, 4 показано, что символом излитого Духа служат языки огня. Господь Иисус предсказал это излияние Духа как огня в Луки 12:49 «Огонь Я пришёл обрушить на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!» В день Пятидесятницы обещанный Дух, данный в результате искупления Христа, которое устранило проклятие, сошёл на учеников в виде огня. Этот огонь больше не закрывает нам доступ к Богу; напротив, этот огонь является огнём Божьего посещения.
Если мы рассмотрим это в свете картины в 3-й главе Исхода, мы увидим, что терновник и огонь являются одним целым. В 3-й главе Бытия падший человек находился под проклятием, обозначением которого служит терновник. Там пламя огня не подпускало падшего человека к Богу как дереву жизни. Однако в 3-й главе Исхода терновый куст, который можно считать своего рода сосудом, и огонь стали одним целым. В 3-й главе Бытия огонь не подпускает находящегося под проклятием человека к дереву жизни, к Богу как источнику жизни. Но в 3-й главе Исхода пламя огня посещает терновый куст и обитает в нём. Это показывает, что благодаря искуплению Христа Сам Бог, Святой, чья святость не допускала грешников в Его присутствие, может прийти и посетить нас, оставаться с нами и даже обитать в нас. Аллилуйя, Христос устранил проклятие и обрушил на землю огонь Святого Духа! Теперь, когда проклятие устранено, доступ к Богу как жизни больше не закрыт для нас. Слава Господу, что огонь, который закрывал доступ к Богу в 3-й главе Бытия, стал в 3-й главе Исхода огнём, который посещает нас и обитает в нас! Теперь терновник, который когда-то был проклят, может стать Божьим жилищем.
У тех, кто многие годы был христианином, может возникнуть искушение считать себя хорошим или святым человеком. Если вы следовали за Господом и добились некоторого успеха в своей христианской жизни, вы можете втайне считать себя выдающимся «святым», более духовным, чем другие верующие. Однако нам нужно осознавать, что мы по-прежнему являемся кустом, полным колючек. Не думайте, что вы такие замечательные, и не слишком возвышайте тех, кем вы восхищаетесь. Все мы по-прежнему являемся терновыми кустами. Я очень хорошо осознаю, что являюсь терновым кустом.
Если мы будем такими же, как Моисей, человек Божий, у нас будет осознание двух вещей. Во-первых, мы будем осознавать, что мы терновые кусты, а во-вторых, мы будем осознавать, что Божья слава обитает внутри нас как горящее пламя. Моисей стал человеком Божьим, но он продолжал считать себя терновым кустом. По тому же принципу, Божья слава обитала среди детей Израиля и делала их Божьим славным жилищем, но при этом они оставались терновыми кустами, даже совокупным терновым кустом.
III. Моисей как индивидуальный терновый куст
Моисей как индивидуальный терновый куст был искуплен, освящён и преобразован. Кто-то спросит: на каком основании мы говорим, что Моисей был преобразован? Хотя слова «преобразованный» или «преобразование» не встречаются в писаниях Моисея, в написанных им книгах раскрывается, что Моисей был преобразован. Как мы уже говорили, во Втор. 33:1 Моисей назван человеком Божьим. Это указывает на преобразование. Мог ли Моисей, такой сильный и активный в своей природной жизни, стать человеком Божьим без процесса преобразования? Он мог стать таким человеком только путём преобразования.
Одним из примеров преобразования Моисея может служить его переживание с Господом на вершине горы. После пребывания с Господом на горе в течение сорока дней лицо Моисея стало сияющим, так как пламя Божьего святого огня горело в нём. Моисей был подобен стали, которую бросили в огонь и держали в нём до тех пор, пока сталь не стала гореть огнём, который вошёл в саму её сущность. Когда Моисей был на горе, Божья слава горела в его существе. Когда он спустился с горы, его лицо сияло. Поэтому, «когда Аарон и все дети Израиля увидели Моисея, то вот, кожа его лица сияла» (Исх. 34:30). Разве это не признак преобразования? Это было убедительным свидетельством того, что Моисей находился в процессе преобразования. Благодаря обучению, полученному во дворце, Моисей мог бы стать экспертом, разбирающимся во всей науке египтян. Но поскольку он был искуплен, призван, освящён и преобразован, то в итоге он стал человеком Божьим.
Некоторые главные элементы или темы прослеживаются на протяжении всех Писаний. Не имея правильного понимания этих вопросов, мы не сможем хорошо знать Библию. Эти главные элементы включают в себя искупление, освящение и преобразование. Моисей был искуплен, освящён и преобразован; сегодня мы искуплены и находимся в процессе освящения и преобразования. Моисей стал человеком Божьим, и мы тоже становимся людьми Божьими. Согласно новозаветному откровению, мы, верующие в Христа, даже становимся Богочеловеками, теми, кто един с Триединым Богом и слит с Ним. Приближается день, когда все мы будем людьми Божьими в действительности.
В Господнем восстановлении нас не интересует большая численность; нас интересует подлинное переживание преобразования. Я рад, что божественный огонь горит в нас, преобразуя нас и делая нас по предрасположенности не такими, как люди в мире. Поскольку элемент Бога начинает гореть в нашей природе, мы становимся людьми Божьими. Вот что значит быть горящим терновым кустом в индивидуальном смысле. По своей природе мы по-прежнему являемся терновым кустом, но, поскольку внутри нас горит Бог, мы являемся преобразованными людьми. С одной стороны, мы терновый куст, а с другой стороны, мы люди Божьи.
IV. Израиль как совокупный терновый куст
Дети Израиля были совокупным терновым кустом. Как такой терновый куст, они были искуплены (Исх. 13:14-16), освящены (Исх. 13:2), преобразованы и состроены. Возможно, вам трудно поверить, что дети Израиля были преобразованы. В молодости мне тоже было трудно в это поверить. Но однажды на молитвенном собрании в Шанхае в начале сороковых годов произошёл один случай, который помог мне увидеть Божьих людей так, как их видит Бог. На этом собрании одна опытная сестра-соработница, обеспокоенная жалким состоянием церкви, восклицала к Господу от лица церкви. В молитве она вздыхала и стенала из-за жалкого состояния церкви. Когда она закончила молиться, брат Ни начал громко славить Господа и благодарить Его за то, что церковь никогда не бывает слабой или жалкой и что она всегда превознесённая. Всё собрание было поражено. Затем брат Ни помог нам понять значение пророчества Валаама о детях Израиля. Валаам был нанят Валаком, чтобы проклясть детей Израиля. Но вместо того чтобы проклясть Божий народ, Валаам благословил его. Говоря от лица Бога, Валаам сказал: «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел несчастья в Израиле» (Числ. 23:21). Кроме того, в Числ. 24:5 Валаам сказал: «Как прекрасны твои шатры, Иаков, твои жилища, Израиль!» В этих стихах говорится, что Бог не увидел беззакония или несчастья в Израиле. Он увидел только благость, красу и благолепие. То же самое можно сказать и в отношении сегодняшней церкви.
Не говорите, что церковь жалкая или мёртвая. Чем больше вы говорите это, тем больше вы наводите на себя проклятие. Но если вы будете славить Господа за церковную жизнь и говорить хорошо о ней, вы окажетесь под Божьим благословением. За все годы моего пребывания в церковной жизни я не видел ни одного человека, который говорил бы что-либо отрицательное о церкви и при этом находился под Божьим благословением. Напротив, все, кто говорил, что церковь жалкая, низкая или мёртвая, находились под проклятием. Но все, кто говорит о церкви положительно, провозглашая, что церковь прекрасна и является домом Божьим, получают благословение. Это не просто доктрина; это свидетельство, которое могут подтвердить переживания многих святых.
Иногда, когда я чувствую разочарование в отношении церкви и не думаю о ней положительно, Господь внутри предостерегает меня, чтобы я был осторожен. Тогда я сразу же прошу Господа очистить меня и начинаю провозглашать, какой прекрасной является церковь. Хотя церковь может доставлять мне неприятности, я всё равно люблю её. Чем больше я говорю с таким положительным настроем, тем больше я оказываюсь под Божьим благословением.
Чьё слово о церкви правильное: ваше или Господне? Вечность докажет правоту Господнего слова, поскольку в вечности церковь будет чудесной, славной и превознесённой. Все обвинения врага в отношении церкви - это ложь. Если мы говорим, что церковь жалкая или мёртвая, то мы произносим дьявольскую ложь. Видимое состояние церкви - это ложь. Говорить, что церковь холодная, мёртвая или низкая, - значит говорить ложь. Церковь превознесённая и очень живая. Я благодарен за твёрдое слово брата Ни о пророчестве Валаама. Это слово полностью изменило моё представление о нынешнем состоянии церкви. С тех пор как я получил это слово, я вижу церковь в совершенно другом свете.
Не смотрите глубже, чем смотрит Господь. Согласно пророчеству Валаама в Числах, Господь не усмотрел беззакония в Иакове. Как же вы можете его видеть? Вы думаете, что вы мудрее и проницательнее Бога? Библия провозглашает, что Господь не видит несчастья в Израиле. Но вы утверждаете, что видите несчастье в церкви. Чему вы предпочитаете верить: Господним глазам или своим? Если мы будем стоять на том, как Господь оценивает церковь, мы будем сбережены от того, чтобы уйти от благословения и впасть в проклятие. Пусть все мы будем осторожны в том, как мы обращаемся с церковью.
Дети Израиля могли быть совокупным терновым кустом, потому что они были преобразованы и состроены. Бог верил этому, и нам нужно согласиться с Ним.
Скиния обозначала детей Израиля как Божье жилище. Не нужно считать скинию чем-то отдельным от детей Израиля. Фактически именно дети Израиля были Божьим жилищем. Скиния была лишь символом.
Всякий раз, когда я говорил с ведущими святыми о церкви, не имея положительного настроя, я впоследствии сожалел об этом. До того как я что-то произносил, я находился в небесных пределах, но после я терял мир. Если я пытался оправдать себя тем, что я не осуждал церковь, а просто говорил факты, я испытывал ещё больше беспокойства внутри. Чем больше я оправдывал себя, тем больше я оказывался под осуждением. Поэтому на основании опыта я могу засвидетельствовать, что касаться церкви не просто. Всякий раз, когда мы касаемся её, мы должны делать это с положительным настроем. Тогда мы получим благословение.
В Ветхом Завете мы видим, что Бог часто приходил, чтобы укорить и упрекнуть детей Израиля. Но когда язычники нападали на Божий народ, то рано или поздно они терпели ущерб. В глазах Бога дети Израиля были искуплены, освящены, преобразованы и состроены и у Бога было жилище среди них. Всем нам нужно увидеть это и верить этому.
По тому же принципу, нам нужно верить, что церковь сегодня прекрасна. Остерегайтесь вашего природного взгляда. Если Бог не видит беззакония или несчастья в церкви, то как же вы можете видеть это? Когда Бог являет милость, Он являет её в изобилии. Хотя у израильтян было много беззаконий, Бог мог сказать, что Он не усмотрел беззакония в Израиле. То же самое можно сказать и о церкви сегодня. Подобно детям Израиля, церковь является совокупным терновым кустом.
В соответствии с нашей человеческой природой у нас, тех, кто в церкви, много слабостей, ошибок, падений и поражений. Тем не менее нам нужно благодарить Господа за то, что как церковь мы уже преобразованы и состроены. Так считает Бог, и даже Сатана, Божий враг, должен признать это.
Как совокупный терновый куст, церковь является преобразованной, но при этом она остаётся терновым кустом; она не изменяется. Почему мы говорим, что преобразование не сопровождается изменением? Посмотрите на терновый куст в 3-й главе Исхода. Огонь горел внутри него и на нём, но куст не изменялся. Тем не менее он был преобразован посредством горящего огня.
Некоторых интересует, на каком основании мы называем себя Господним восстановлением. Мы признаём, что у нас много «колючек»; возможно, их даже больше, чем на других «кустах». Но хотя мы полны колючек, мы не можем отрицать, что внутри нас горит божественный огонь. Другие «кусты» могут иметь меньше колючек, но у них нет огня. Следовательно, признаком Господнего восстановления является это горение. Совокупный терновый куст в Господнем восстановлении отличается от всех остальных терновых кустов тем, что он горит пламенем огня. Только этот терновый куст горит.
После того как была воздвигнута скиния, она наполнилась славой Господней (Исх. 40:34-35). Ночью облако славы имело вид огня (Числ. 9:15-16). Горящий на скинии огонь указывал на то, что народ Израиля был совокупным горящим терновым кустом.
Человеческие глаза легко видят в церкви недостатки. Особенно эти глаза устремлены на старейшин, ведущих братьев. Как только брат становится старейшиной, он становится предметом внимательного изучения для многих святых, чьи глаза быстро замечают любые недостатки. Однако Бог смотрит другими глазами. Вспомните слова Валаама: «Он не усмотрел беззакония в Иакове и не увидел несчастья в Израиле». Когда Валаам пророчествовал, Бог как бы говорил: «Дети Израиля очень приятны в Моих глазах. Они - Моё жилище». Если бы кто-то сказал, что израильтяне - это просто терновый куст, то Бог ответил бы, что для Него они не просто терновый куст, а народ, преобразованный и состроенный как Его жилище.
Когда Моисей назвал Бога Обитавшим в терновом кусте, трудно сказать, имел ли он в виду настоящий терновый куст, который он увидел сорок лет назад, или он имел в виду себя и детей Израиля как индивидуальный и совокупный терновый куст. Я полагаю, что он говорил и о том и о другом. С одной стороны, мы остаёмся терновым кустом; с другой стороны, посредством искупления, освящения, преобразования и созидания мы являемся Божьим жилищем. Аллилуйя, сегодня у Бога есть жилище на земле! Сатана может сказать Богу: «Твои люди - просто терновый куст». Но Бог ответит ему: «Встань позади Меня, Сатана. Разве ты не знаешь, что эти люди были искуплены, освящены и преобразованы? Кроме того, они были состроены, и теперь они одно целое. Поэтому Я обитаю среди них. Ты говоришь, что они терновый куст, а Я провозглашаю, что они - Моё жилище».
Сегодня церковь - это Божье жилище. Вы можете думать, что церковь неприглядна, но для Бога она прекрасна. Вы можете критиковать церковь за её недостатки, но Бог говорит, что Он не видит беззакония в Своих людях. О Своих людях Он говорит: «Я не нахожу в них никакой вины. Я посреди них, и они являются Моим жилищем на земле». Такова церковь как совокупный терновый куст.
Бог в терновом кусте, Тот, кто призвал Моисея, был Богом воскресения. Это подтверждают слова Господа, обращённые к саддукеям в Мк. 12:18-27. Когда саддукеи спорили с Господом о воскресении, Господь сказал: «А о мёртвых, что они воскрешаются, разве вы не читали в Моисеевой книге, в повествовании о терновом кусте, как Бог сказал ему: "Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова"? Он Бог не мёртвых, а живых». Здесь Господь указал неверующим саддукеям на отрывок в Писаниях о терновом кусте. Титул «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» подразумевает Бога воскресения. И Авраам, и Исаак, и Иаков умерли. Если Бог - это Бог Авраама, Исаака и Иакова, то, если бы не было воскресения, Он был бы Богом мёртвых. Но Он не Бог мёртвых; Он Бог живых, Бог воскресения.
То, что Бог воскресения обитал в терновом кусте, показывает, что мы можем быть совокупным терновым кустом как сегодняшним Божьим жилищем только в воскресении. Святой может посетить нас и обитать среди нас, потому что Он находится в воскресении. Он Бог воскресения, и мы, Его люди, находимся в воскресении.
Поскольку мы всё ещё в плоти, нам может быть трудно верить в то, что мы находимся в воскресении, и трудно осознавать это. Если бы вас спросили, где вы находитесь: в природной жизни или в жизни воскресения, вы, наверное, ответили бы, что по большей части вы находитесь в природной жизни. Но если вы так говорите, то у вас нет веры. Нам нужно быть сильными в вере и провозглашать, что мы находимся в воскресении, потому что наш Бог - не Бог мёртвых, а Бог живых. В самом себе я нахожусь в плоти и в природной жизни, но в моём Боге я в воскресении. Сегодня мы наслаждаемся Богом как Богом воскресения. В воскресении Он великий «Я есть». Всем нам нужно сказать в вере, что мы находимся в воскресении. Чем больше вы будете говорить это в вере, тем больше это будет становиться вашим переживанием.
То, что мы говорим, - это то, что мы переживаем. Если мы будем говорить, что мы в плоти, то мы будем в плоти. Но если мы будем говорить, что мы в воскресении, мы будем в воскресении. Поскольку обитающий в нас Бог - это Бог воскресения, у нас есть все основания провозгласить, что мы находимся в воскресении. Здесь, в воскресении, терновый куст может получить благословение, став Божьим жилищем.
Мы осознаём, что в лучшем случае мы всего лишь терновый куст. Однако великий «Я есть», Бог воскресения, Бог Авраама, Исаака и Иакова, обитает внутри нас, и мы наслаждаемся Им. Индивидуально мы являемся терновым кустом, а все вместе мы являемся совокупным терновым кустом, который горит Богом воскресения. Это картина церковной жизни сегодня.