(1)
Тексты Писания: Исх. 17:3, 6; Ин. 7:37-39; 4:10, 14; 1 Кор. 10:4; 3, 12:13; Отк. 21:6; 22:1-2, 17; Деян. 2:17, 21
В Библии основной принцип в отношениях человека с Богом состоит в том, что человек должен есть и пить Бога. Поскольку еда и питьё настолько привычны в нашей повседневной жизни, великие учителя и исследователи Библии не уделяли этому большого внимания. Однако в Писаниях еда и питьё — это нечто основополагающее и очень важное.
Еда и питьё в Бытии, Откровении и Евангелии от Иоанна
После повествования о сотворении человека в Библии говорится о дереве жизни и выходящей из Эдема реке для орошения сада (Быт. 2:9-10). Дерево жизни предназначалось для того, чтобы человек ел, а текущая река — для того, чтобы человек пил. Таким образом, в начале Библии еда и питьё показаны в связи с отношениями между Богом и человеком.
В конце Библии мы также читаем о еде и питье. В 21-й и 22-й главах Откровения на еде и питье делается большой акцент. Согласно Отк. 21:6, Господь даст «тому, кто жаждет, из родника воды жизни даром». В Отк. 22:1 мы видим «реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую из престола Бога и Агнца», а в стихе 2 говорится, что «по эту сторону и по ту сторону реки — дерево жизни». Река воды жизни течёт из престола, а дерево жизни растёт в реке. В Отк. 22:14 содержится обещание, связанное с едой, а в Отк. 22:17 – призыв, связанный с питьём. В стихе 14 говорится, что те, кто омывает свои одеяния, имеют право на дерево жизни, а в стихе 17 говорится, что тот, кто хочет, может взять воду жизни даром. В стихе 14 мы видим обещание о том, что мы будем есть дерево жизни, а в стихе 17 мы видим призыв пить воду жизни. Итак, мы можем сказать, что Библия завершается словами о еде и питье.
В Евангелии от Иоанна, Евангелии, в котором акцент делается на божестве Христа, тоже есть отрывки, в которых говорится о еде и питье. Согласно этому Евангелию, Бог воплотился, чтобы мы ели и пили Его. В Ин. 6 мы видим, что Иисуса можно есть как небесную манну, как истинный хлеб, живой хлеб, хлеб Божий. В стихе 57 Господь Иисус ясно, твёрдо и определённо говорит о том, что нам нужно есть: «Тот, кто ест Меня, — он тоже будет жить благодаря Мне». Далее, в Ин. 7, говорится о том, что нам нужно пить живую воду. В последний день праздника Кущей, великий день праздника, Господь Иисус встал и воскликнул: «Если кто-нибудь жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт» (ст. 37). В Ин. 3 говорится о возрождении, а в Ин. 4 — о том, что человеку нужно пить живую воду. В этой главе жаждущая самарянка приходит к колодцу зачерпнуть воды. У колодца она встречает Господа Иисуса, который начинает говорить с ней и от которого она узнаёт, что живую воду нужно искать в Нём. В какой-то момент Он говорит женщине: «Если бы ты знала дар Божий и кто говорит тебе: „Дай Мне пить“, то ты бы просила Его, и Он дал бы тебе живую воду» (ст. 10). Далее, в стихе 14, Он говорит, что вода, которую Он даст, станет в том, кто пьёт её, «источником воды, бьющей в вечную жизнь». Эти слова о живой воде весомы и имеют огромное значение.
Каким образом Бог внедряет Себя в нас
Мы не должны считать еду и питьё, о которых говорится в Библии, чем-то несущественным. Напротив, это нечто очень важное. Именно когда мы едим и пьём, мы, Божьи избранные люди, принимаем Бога в себя. На протяжении многих лет мы неоднократно говорили о том, что Бог хочет внедрить Себя в нас, чтобы стать нашей жизнью и всем для нас. Но нам всё ещё нужно глубоко осознать тот факт, что Бог внедряет Себя в нас посредством того, что мы едим и пьём Его.
Более тридцати лет тому назад, когда я находился в материковом Китае, у меня не было такого же, как сегодня, ясного света в отношении того, что нам нужно есть и пить Господа. В ранние годы своего служения я много благовествовал; часто я благовествовал о том, что Бог — это живая вода для нашего удовлетворения. Я даже перевёл с английского на китайский песню «Не будем жаждать никогда». Я любил эту песню, она глубоко затрагивала меня, и я часто использовал её в своём благовествовании. Но хотя я благовествовал о том, что Бог является живой водой, которая утоляет жажду человека, сам я не умел пить эту живую воду. Как нелепо было благовествовать о том, что нам нужно пить живую воду, и при этом самому не понимать, как это делается! Мы, христиане, часто совершаем подобные нелепости. Большинство верующих знают, что Христос — это небесная манна, но мало кто знает, как есть Его.
Первое сообщение о том, что нам нужно есть Иисуса, я сделал в 1958 году. До этого я не знал, как есть и пить Его. Но в 1958 году, после того как Господь озарил меня в отношении этого вопроса, я начал говорить о том, что нам нужно есть Иисуса. После первого сообщения на эту тему один брат, преподаватель Тайваньского университета, подошёл ко мне и сказал, что мои слова о том, что нам нужно есть Иисуса, показались ему грубыми. (Китайское слово, которое я использовал, означало «поедать, поглощать».) Я напомнил этому брату, что я вовсе не первый, кто говорит о том, что Господа нужно есть. Я показал ему Ин. 6:57, где Господь Иисус говорит, что тот, кто ест Его, будет жить благодаря Ему. Я сказал, что я просто следую за Господом и повторяю Его слова. Когда брат услышал это, ему было нечего сказать.
На протяжении столетий христиане говорят о том, что нам нужно есть и пить, но почти никто из них не знает, каким образом мы можем есть и пить. Христиане написали множество книг о том, как нужно что-либо делать, например как молиться, как преодолеть грех и как стать побеждающим христианином. Но знаете ли вы хоть одну книгу, в которой говорилось бы о том, как есть Иисуса и как пить живую воду? Но, как мы уже отмечали, есть и пить Иисуса исключительно важно.
Факты, а не притчи или метафоры
В молодости меня учили тому, что отрывки Слова, в которых говорится о том, что Господа можно есть и пить, — это просто притчи или метафоры. Меня учили, что на самом деле мы не можем есть Иисуса, что это просто образное выражение, метафора. Но недавно, когда я размышлял над тем, что Господа Иисуса можно есть и пить, я был глубоко затронут словами Павла в 1 Кор. 10:4. В этом стихе Павел не говорит, что скала была прообразом, или символом, Христа; он ясно говорит, что скала эта была Христос. В 1 Кор. 10:3-4 Павел говорит о духовной пище, духовном питье и духовной скале. Не имея смелости Павла, мы можем ослабить силу его утверждения и сказать, что скала является прообразом Христа. Раньше мне не хватало смелости сказать, что вода, потёкшая из скалы, была духовной. В моём понимании эта вода была физической, а не духовной. Кроме того, я не осмеливался сказать, что скала, из которой текла вода, была духовной скалой. Но Павел смело и прямо говорит, что скала, следовавшая за детьми Израиля в пустыне, была духовной. Затем он говорит, что эта скала была не прообразом Христа, а Самим Христом. Если бы мы не опирались на слова Павла, то за такие высказывания нас непременно осудили бы и назвали еретиками.
Мы не должны думать, что слова о том, что Иисуса можно есть и пить, — это притчи или метафоры. Я хочу твёрдо заявить, что это факты. Ежедневно и даже ежечасно я ем и пью Господа Иисуса. В 6-й главе Евангелия от Иоанна Господь говорит, что Он сошёл с неба, чтобы быть нашей пищей. Это не притча и не метафора; это — божественный факт. Христос — наша пища и наше питьё. Далее, в Ин. 7:37-38, Он говорит, что тот, кто жаждет, может приходить к Нему и пить и что из самой глубины его потекут реки живой воды. Это — небесный факт.
То, что мы едим и пьём, является обыденной частью нашей повседневной жизни, но в Библии эти вопросы имеют огромное значение. Как мы уже отмечали, именно тогда, когда мы едим и пьём Бога, Он внедряет Себя в нас. Когда мы едим и пьём, мы принимаем Господа в себя и Он становится органически единым с нами. Когда мы едим и пьём определённые элементы, мы принимаем их в себя и они становятся едиными с нами, входя в наш состав и наше существо. Как, например, мясо и овощи на столе могут стать едиными с нами? Это возможно только в том случае, если мы съедим их. Когда мы едим и пьём, наша пища становится единой с нами органически, а когда мы перевариваем и усваиваем её, она становится частью нашего существа, его волокнами и тканями. Понимание этого поможет нам увидеть всю важность еды и питья в Библии. То, что мы едим и пьём Господа, имеет огромное значение. О, мы так нуждаемся в том, чтобы есть Его и пить Его!
Согласно повествованию Библии, пить важнее, чем есть. В Отк. 22:17 не говорится, что тот, кто голоден, может прийти и есть; там говорится, что тот, кто жаждет, может прийти и пить воду жизни. Это показывает, что с божественной точки зрения пить важнее, чем есть.
Во 2-й главе Бытия упоминается сначала дерево жизни, а уже затем — река. Но в конце Библии, в 22-й главе Откровения, упоминается сначала вода жизни, а уже затем — дерево жизни. Согласно Отк. 22:1-2, дерево жизни растёт в воде жизни; это ясно показывает, что дерево жизни передаётся посредством живой воды. Это подразумевает, что еда включена в питьё и пить важнее, чем есть. Об этом также свидетельствует тот факт, что в физической жизни мы можем дольше прожить без еды, чем без питья.
Согласно последовательности в Библии, первой показана еда, а затем уже вода. Это можно сказать и о Бытии, и об Исходе. В Исх. 16 говорится о пище, небесной манне, а в Исх. 17 говорится о воде, текущей из рассечённой скалы. Та же самая последовательность содержится и в первых главах Откровения. В Отк. 2:7 говорится: «Тому, кто побеждает, — ему Я дам есть от дерева жизни, которое в раю Божьем». Вода жизни не упоминается до Отк. 7:17, где говорится, что Агнец, который посреди престола, «будет пасти их и будет водить их на родники вод жизни». Однако в конце Откровения порядок меняется. Всем нам известно, что и в речи, и в письме последнее слово всегда самое важное и окончательное. В заключительном слове Откровения и даже всей Библии сначала говорится о питье, а затем уже о еде. Раскрытие основной Божьей мысли завершается не едой, а питьём. В Отк. 22:17 говорится, что те, кто жаждет, могут прийти и пить. С одной стороны, Библия глубока, с другой стороны, она практична. В том, что касается практичности, Библия завершается призывом, связанным с питьём. Отсюда мы видим, что пить жизненно важно.
Если мы не знаем, как нужно пить, мы не можем быть надлежащими христианами. Подобное утверждение может вызвать вопрос в отношении всех тех верующих, которые были перед нами и большинство которых не знали, как нужно пить живую воду. Тем не менее многие из них пили живую воду. Это во многом похоже на то, как люди, жившие сотни лет тому назад, ничего не знали о витаминах. Но это не означает, что они не принимали витамины. Они делали это сами того не осознавая. Точно так же многие христиане, жившие до нас, часто в своих переживаниях пили живую воду. Но факт остаётся фактом — они не знали, как нужно пить. Они наслаждались питьём, но у них не было «науки» о питье.
В этом и последующем сообщениях моё бремя связано не просто с питьём, а с «наукой» о питье. Каждый день я принимаю витамины намеренно и сознательно в отличие от тех, кто принимал витамины, ничего не зная о них. Точно так же, если мы будем владеть «наукой» о питье, мы сможем пить сознательно и намеренно. С одной стороны, у нас будет знание о том, как нужно пить, а с другой стороны, мы будем на практике пить живую воду.
Даже псалмист в Ветхом Завете имел переживание питья. В Пс. 36:8 говорится: «Ты поишь их из реки Твоих удовольствий». В одной реке содержится много удовольствий, много радостей. Даже до прихода Господа Иисуса ветхозаветные святые переживали радость питья. Но когда Бог пришёл в плоти, Он открыто призвал приходить к Нему и пить (Ин. 7:37). В нашей христианской жизни пить жизненно необходимо.
Завершающее служение и латающее служение
Новый Завет был написан многими разными авторами: Матфеем, Марком, Лукой, Иоанном, Петром, Иаковом, Иудой и Павлом. В Кол. 1:25 Павел говорит, что он стал служителем «согласно домоправлению Божьему, данному мне для вас, чтобы завершить слово Божье». Павлу было поручено служение по завершению Божьего слова. Без писаний Павла божественное откровение в Библии не было бы завершено. Если бы написанное Павлом не было включено в Писания, Библия была бы подобна незаконченному предложению. Таким образом, Послания Павла необходимы для завершения Божьего слова.
Служение Иоанна является латающим служением. После того как божественное откровение было завершено благодаря Павлу, оно было в значительной степени «разорвано». Иоанн пришёл залатать разорванное. Библия заканчивается завершающим служением Павла и латающим служением Иоанна. Как все мы знаем, написанное Иоанном Откровение — это последняя книга Библии.
И в служении Павла, и в служении Иоанна, то есть и в завершающем служении, и в латающем служении, делается особый акцент на вопросах еды и питья. Павел рассматривает вопрос еды и питья в Первом послании к коринфянам. В 1 Кор. 3:2 Павел говорит верующим в Коринфе: «Я дал вам пить молоко, не твёрдую пищу». В этих словах подразумевается еда. Далее, в 1 Кор. 12:13, Павел говорит, что всем нам было дано пить одного Духа. В 1 Кор. 10:3-4 Павел говорит и о еде, и о питье: «И все ели одну и ту же духовную пищу, и все пили одно и то же духовное питьё; ибо пили из духовной скалы, следовавшей за ними, и скала эта была Христос». Павел преподносил святым духовную пищу и духовное питьё. Его служение было служением кормления и снабжения водой для утоления жажды Божьих людей.
Евангелие от Иоанна было написано по меньшей мере спустя двадцать лет после последних Посланий Павла. Поскольку служение Иоанна является латающим, его Евангелие — это латающее Евангелие. Проблемы возникли из-за некоторых людей, называвших себя христианами, но не веривших в божество Христа. В своём Евангелии Иоанн латал то, что было повреждено отсутствием веры в божество Христа. Его Евангелие ясно показывает, что Христос — это Бог. Кроме того, как мы уже отмечали, в этом Евангелии, подчёркивающем божество Христа, также делается акцент на том, что нам нужно есть и пить Господа. Мы также увидели, что в Откровении тоже содержатся отрывки, связанные с едой и питьём. Это ясно показывает, что служение Иоанна, как и служение Павла, подчёркивает, насколько важно есть и пить Господа. Если мы не будем есть и пить, мы не сможем быть надлежащими христианами. Научиться пить живую воду жизненно важно для нас. Нам нужно уделить внимание всему, что показывает нам Библия в отношении того, как нужно пить Господа.