(2)
Тексты Писания: Исх. 12:14, 37; 13:1-22; Быт. 50:24-25; Евр. 11:22; Иис. Н. 24:32; Иез. 37:1, 10
В этом сообщении мы продолжим рассматривать исход Божьего народа из Египта. В предыдущем сообщении мы увидели, что фараон и египтяне были покорены Богом; затем они изгнали детей Израиля из Египта (Исх. 12:29-33; 11:1). У детей Израиля не было времени заквасить свой хлеб (Исх. 12:34, 39), но по Божьему повелению они ограбили египтян, забрав их серебро, золото и одежду (Исх. 12:35-36; 3:21-22; 11:2-3). Кроме того, мы увидели, что дети Израиля вышли из Египта со своими детьми и со своим мелким и крупным скотом (Исх. 12:37-38, Исх. 12:31-32). Они жили в языческой земле в течение четырёхсот тридцати лет (Исх. 12:40-41). Ночь их исхода была ночью бодрствования (Исх. 12:42). Наконец, когда дети Израиля совершили исход из Египта, они стали воинствами Господа (Исх. 12:41, 51). Поэтому, согласно 13:18, они вышли из Египта в боевом порядке.
В этом сообщении мы рассмотрим четыре дополнительных момента; все они содержатся в 13-й главе. В отличие от того материала, который мы рассматривали в предыдущем сообщении, эти положения связаны с духовными вопросами.
Может показаться, что 13-я глава является вставкой Между 12-й и 14-й главами и что 14-я глава является непосредственным продолжением 12-й главы. В каком-то смысле это правильно. Но с точки зрения духовного переживания 13-я глава - это не вставка, а явное продолжение 12-й главы.
Все моменты в 13-й главе связаны с духовным переживанием с положительной стороны. Например, в Исх. 13:2 говорится об освящении первородных. Это, разумеется, обозначает определённый аспект духовного переживания Божьего народа при выходе из Египта. Он показывает, что цель нашего исхода из мира - освящение Господу.
В Исх. 13:3-10 мы читаем о соблюдении дня воспоминания в месяце авиве. В продолжение этого дня воспоминания дети Израиля не должны были есть заквашенный хлеб. День, в который дети Израиля вышли из Египта, должен был стать днём бесквасного хлеба и днём воспоминания. Согласно 13:3, то, что они должны были есть бесквасный хлеб, было для них напоминанием и воспоминанием. Чтобы надлежащим образом вспоминать исход, они должны были вычистить всю закваску. Итак, мы видим три взаимосвязанные вещи: день воспоминания, бесквасный хлеб и месяц авив.
В 13:19 говорится, что «Моисей взял с собой кости Иосифа», потому что Иосиф дал детям Израиля повеление, сказав: «Бог обязательно посетит вас, и вы вынесете мои кости отсюда с собой». Примечательно, что эта подробность упоминается не в 12-й главе и не в 14-й, а сразу после стиха, в котором говорится о том, что Бог повёл народ через пустыню (ст. 18). Как мы увидим, Бог повёл их путём, прямо противоположным тому, что мы могли бы предположить согласно своему природному представлению. Мы бы предположили, что Он пойдёт коротким путём, а Он вместо этого пошёл в обход. Кроме того, сразу после упоминания о костях Иосифа говорится, что Господь шёл перед детьми Израиля днём в облачном столбе, а ночью в огненном столбе. Поэтому, рассматривая эту главу в свете духовного переживания, нам нужно согласовать сказанное о костях Иосифа с повествованием о Божьем водительстве.
Если мы посмотрим на эту главу в общем, мы увидим, что она начинается освящением и заканчивается присутствием Господа в качестве водительства для Его народа. Как это чудесно! Рассмотрим теперь эту замечательную главу в подробностях.
IX. Дети Израиля освящены Иегове
Освящение основано на искуплении. В Исх. 13:2 говорится: «Освяти Мне всех первородных: всё, что разверзает материнское чрево среди детей Израиля, у человека и у зверя, - это Моё». Господь требовал освятить только первородных, потому что именно они были искуплены. Это означает, что всё искупленное и все искупленные тоже должны быть освящены. Этот принцип применяется и к нам, верующим в Христа. Поскольку мы были искуплены, мы тоже должны быть освящены. В противном случае мы останемся в Египте, в мире. Если мы хотим переживать подлинный исход из Египта, мы должны быть и искуплены, и освящены. Никто не может выйти из Египта, не будучи освящён Господу. Согласно божественному требованию, все искупленные должны быть также освящены.
Искупление предназначено для того, чтобы обезопасить нас, а освящение - для того, чтобы исполнить Божий замысел. Если мы близоруки, мы будем видеть только искупление, предназначенное для нашей пользы. Но если у нас есть должная проницательность, мы увидим, что искупление должно сопровождаться освящением (Рим. 6:22), которое предназначено для исполнения Божьего замысла.
Поскольку первородные были искуплены пасхальным ягнёнком, все первородные и человека, и зверя должны были быть освящены Господу. Для освящения первородных волы и овцы не нуждались в замене на другое животное. Они были чистыми животными, которых Господь мог принять в качестве жертвы. Но в стихе 13 говорится: «А всякого первого детёныша осла выкупай ягнёнком». Поскольку ослы были нечистыми в глазах Бога, Он не мог принять их и они не могли удовлетворить Его. Поэтому первородные осла должны были быть выкуплены ягнёнком.
Тогда возникает довольно трудный вопрос: если первородный осла уже был искуплен пасхальным ягнёнком, для чего его нужно было снова выкупать при освящении? Дело в том, что осёл, даже будучи искуплен, всё равно оставался нечистым животным. Для освящения, то есть для принесения на жертвенник Господу для Его удовлетворения, осла всё равно нужно было выкупить ягнёнком. Он сам был непригоден в жертву Господу для Его удовлетворения.
Мы можем применить этот принцип к своему духовному переживанию. Применительно к освящению мы не являемся ни овцами, ни волами; мы являемся ослами. Мы были искуплены, но наш природный человек остаётся нечистым в глазах Бога. Поэтому для освящения Господу нам нужно, чтобы Христос стал нашей заменой. В стихе 13 говорится, что не только первый детёныш осла, но и всякий первородный мужского пола среди детей Израиля должен был быть выкуплен. Это показывает, что они должны были быть искуплены при освящении. Они нуждались в искуплении не только во время Пасхи, но и для своего освящения. Это означает, что замена нужна и для искупления, и для освящения.
Пасхальный ягнёнок является прообразом Христа как нашего Искупителя. Благодаря Ему как нашей замене мы были искуплены. Но поскольку мы всё ещё нечистые и природные, мы не можем быть живой жертвой для Божьего удовлетворения; нам нужно, чтобы Христос стал нашей заменой в освящении. Эта картина показывает, что и для нашего спасения, и для нашего освящения нам нужно, чтобы Христос стал нашей заменой.
В Гал. 2:20 Павел сказал: «Уже не я живу, а живёт во мне Христос». Нам нужен Христос не только для нашего искупления, но и для нашего жития в качестве жертвы Богу. Мы были искуплены, но наша природа ещё не изменилась. В своей природе мы все являемся «ослами», нечистыми в глазах Бога; поэтому Он не может принять нас для Своего удовлетворения. Вот почему нам нужен Христос для нашего освящения. Только когда Христос является нашей заменой, мы можем быть живой жертвой Богу, которую Он может принять и которая удовлетворяет Его.
Большинство христиан понимают только то, что им нужен Христос как их замена для искупления. Не многие понимают, что, для того чтобы быть живой жертвой для удовлетворения Бога, им также нужен Христос как их замена в освящении. Согласно Исх. 13:13, если осёл не был выкуплен, ему нужно было сломать шею. Это означает, что любой первый детёныш осла, который не был искуплен, должен был быть умерщвлён. Поскольку многие христиане не принимают Христа как свою замену для освящения, их «шеи» как бы сломаны, то есть с духовной точки зрения они мёртвы. Они не принимают Христа как свою замену, чтобы жить Богу. Они приносят на жертвенник самих себя, как если бы они являлись жертвой, которую Бог может принять. Это серьёзная ошибка. Бог никогда не примет в качестве жертвы природного человека. «Шея» природного человека должна быть сломана.
Всем нам нужно глубоко осознать, что для искупления нам нужен Христос как гарантия нашей безопасности, а Для освящения нам нужен Христос как замена, чтобы Бог мог принять нас и мы были угодны Ему. Сами по себе мы не пригодны для того, чтобы Бог принял нас и мы были угодны Ему. Сами по себе мы не пригодны для того, чтобы быть искупленными и спасёнными. Точно так же сами по себе мы не пригодны для того, чтобы быть освящёнными Богу для Его удовлетворения. Поэтому как Христос был нашей заменой для искупления, так Он должен быть и нашей заменой для освящения. Тогда в своём житии мы будем жертвой, приемлемой для Бога и угодной Ему.
Рассматривая картину в Исходе, мы видим, что для нашей безопасности, защиты и спасения нам нужен Христос как наша замена, чтобы мы были искуплены. Мы также видим, что, и для того чтобы совершить исход из Египта, служить Богу и быть живой жертвой, угодной Богу, нам нужно, чтобы Христос стал нашей заменой. То, что мы принимаем Христа как нашу замену для нашего освящения, является частью нашего искупления.
X. Памятный день в месяце авиве, в который нельзя было есть заквашенный хлеб
Если мы хотим быть освящены Богу, приняв Христа как нашу замену, нам нужно переживать месяц авив (Исх. 13:4); это период времени, который обозначает всю нашу христианскую жизнь, время, в течение которого мы наслаждаемся новой жизнью. Как мы уже отмечали, название «авив» означает «появление ростков», «прорастание». Следовательно, это указывает на новое начало жизни. Чтобы мы были освящены Господу для Его удовлетворения, нам нужно такое новое начало жизни. Нам нужно быть зелёным колосом пшеницы, дающим ростки новой жизни.
В этом новом начале жизни не должно быть закваски. Как мы уже говорили, закваска в Библии обозначает греховность или растление. Нам нужно устранить весь выявленный грех. Мы не должны мириться ни с каким грехом, после того как он был изобличён. Есть бесквасный хлеб таким образом - значит по-настоящему помнить этот день перед Господом. У тех, кто освящается, принимая Христа как свою замену, у кого есть новое начало жизни без греха, повседневная жизнь будет достойна стать чем-то памятным. Если у нас есть надлежащее переживание Божьего спасения, у нас будет замечательная духовная история. Совершив свою Пасху, мы будем освящены Господу, приняв Христа как свою замену, чтобы Он жил в нас. Тогда у нас будет новое начало жизни и мы устраним весь выявленный грех. Такое житие будет чем-то памятным, воспоминанием. Каждый день, в который мы будем жить такой жизнью, будет днём, который мы будем помнить. Каждый день в нашей христианской жизни должен быть таким памятным днём. Всякий день, который не является памятным, - это день поражения.
Меня беспокоит то, что многим христианам будет мало что вспомнить, когда они будут в Новом Иерусалиме. Но если мы будем жить с Христом как нашей заменой, если у нас будет новое начало жизни и мы устраним весь выявленный грех, то у нас будет много воспоминаний в вечности. Каждый такой день будет достоин воспоминания. Нет ничего невозможного в том, чтобы каждый День нашей христианской жизни был памятным. Пусть Господь спасёт нас, чтобы нам не пришлось каяться в потраченных впустую днях, в которые мы не имели нового начала жизни и не устраняли всю закваску. После того как мы были спасены посредством Христа как нашего пасхального ягнёнка, нам нужно принимать Его как свою замену, чтобы начать жить новой, безгрешной Жизнью. Тогда у нас будет много дней, которые мы будем помнить.
XI. Дети Израиля вынесли из Египта кости Иосифа
В Исх. 13:19 показано, что дети Израиля вынесли из Египта кости Иосифа. Может показаться странным, что эти кости упоминаются в той же главе, в которой говорится о месяце авиве. На первый взгляд между этими двумя вещами нет никакой связи. Зелёные колосья пшеницы, на которые указывает месяц авив, полны жизни, а в мёртвых костях жизни нет. Но нам нужно помнить, что в Библии кость обозначает несокрушимую жизнь, жизнь в воскресении (Ин. 19:36). Поэтому кости в 13:19 имеют отношение к жизни воскресения.
В Евр. 11:22 говорится: «Верой Иосиф при своей кончине упомянул об исходе сыновей Израиля и дал повеление о своих костях». Иосиф верил, что однажды Бог посетит Свой народ и выведет его из Египетской земли в землю, которую Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову. Кроме того, Иосиф «заставил... поклясться детей Израиля, сказав: Бог обязательно посетит вас, и вы вынесете мои кости отсюда» (Быт. 50:24-25). То, что кости Иосифа были перенесены из Египетской земли в добрую землю, обозначает воскресение. Мёртвые, сухие кости могли войти в Ханаанскую землю только посредством воскресения. Согласно этой картине, кости, взятые из могилы и перенесённые в добрую землю, обозначают жизнь воскресения.
В 1 Кор. 15:50 Павел говорит: «Плоть и кровь царства Божьего унаследовать не может». Согласно Библии, плоть и кровь обозначают природного человека (Мф. 16:17; Гал. 1:16). В воскресении у Христа есть плоть и кости, но нет крови (Лк. 24:39). То, что кости Иосифа были принесены в добрую землю, показывает, что умершие святые войдут в царство в воскресении. (Живые святые будут восхищены, а затем войдут в царство.) Те, кто будет участвовать в царстве, больше не будут находиться в природной жизни, которую обозначают плоть и кровь; они будут в жизни воскресения, которую обозначают кости Иосифа. Мы, сегодняшний Божий народ, должны находиться в воскресении; нам нужно быть костями, которые движутся в жизни воскресения.
В Божьих глазах все дети Израиля были мёртвы и погребены в могилах в Египте. Таково было их состояние до Пасхи. Египетская земля была огромным кладбищем, на котором был похоронен Божий народ. Поэтому, с точки зрения Бога, Его народ в Египте был сухими костями. Сухие кости, изображённые в 37-й главе Книги пророка Иезекииля, наглядно показывают состояние детей Израиля в Египте: они были сухими костями, которые должны были воскреснуть и быть сформированы в войско (Иез. 37:1, 10). Исход из Египта, таким образом, был на самом деле воскресением. Особенно на это указывает переход через Красное море.
Принцип воскресения применим и в случае замены для освящения. Согласно Гал. 2:20, мы были распяты с Христом. Уже не мы живём, но Христос живёт внутри нас. То, что Христос является нашей заменой для освящения, означает, что мы находимся в воскресении.
Без воскресения Божьи люди не могут выйти из мира. И кости Иосифа, и переход через Красное море указывают на воскресение. В своей природной жизни мы не можем совершить исход из мира. Чтобы совершить такой исход, мы должны быть воскрешёнными людьми. С одной стороны, мы сухие кости, но с другой стороны, мы кости, которые движутся. Подобно костям в 37-й главе Книги пророка Иезекииля, мы будем оживотворены и станем войском.
Как в 37-й главе Книги пророка Иезекииля дети Израиля были сухими костями, так и во времена Моисея они были сухими костями. Но они воскресли и стали Божьим войском. Это должно стать и нашим переживанием сегодня.
Кости Иосифа упоминаются в Исх. 13:19 для того, чтобы показать нам, что совершить исход можно только в воскресении. Мы освящены Господу, и в воскресении мы можем быть приняты Им и можем удовлетворить Его. Только в воскресении у нас может быть новое начало безгрешной жизни, и благодаря этому у нас может быть день воспоминания. Каждый аспект исхода из Египта связан с воскресением.
На основании своего переживания мы можем засвидетельствовать, что без жизни воскресения мы не можем совершить исход из мира. Исход можно совершить только в воскресении. Во многих проповедях христиан увещевают не любить мир и совершить исход из мира. Подобные проповеди полны пустых слов. Никто не может оставить мир, если не будет оживлён жизнью воскресения. Если мы хотим выйти из Египта, мы должны быть погребёнными в мире сухими костями. Но несмотря на то что мы были погребены, Бог избрал нас и мы выйдем в воскресении.
Мы можем быть мёртвыми костями, но эти кости обозначают несокрушимую и божественную жизнь. Только когда эта жизнь выходит в воскресении, мы можем совершить исход из мира. Поэтому мы выходим из Египта не посредством своей силы или своей природной жизни, а посредством жизни воскресения. Хотя Иосиф был избран Богом, он был погребён в Египте. Но в воскресении его кости были вынесены из Египта. Тот же самый принцип применим сегодня и к нам. Бог избрал нас, но мы были погребены в мире. Однако в воскресении мёртвые кости могут выйти из мира. Это жизнь, которая выходит из смерти! Аллилуйя за жизнь воскресения, которая выводит нас из мира!
После упоминания о костях Иосифа повествование сразу же переходит к водительству и руководству Господа (Исх. 13:20-21 см. также Исх. 13:17-18; Исх. 12:37). Эта замечательная последовательность показывает, что Бог не может направлять народ без жизни воскресения. Его руководство предназначено только для костей, которые движутся в воскресении. Когда сухие кости становятся живыми и начинают выходить из Египта, к ним приходит Божье руководство.
Многие годы я не мог понять, почему кости Иосифа упоминаются в связи с облачным и огненным столбами (Исх. 13:19-22), которые обозначают Самого Бога. То, что облачный столб и огненный столб упоминаются в связи с костями Иосифа, показывает, что Божье живое водительство и руководство связаны с жизнью воскресения. Когда мёртвые кости движутся, приходит Божье водительство. Когда мы движемся в жизни воскресения, мы естественным образом получаем Божье руководство.
Сегодня многие христиане ищут Господней воли; они ревностно желают Господнего водительства и руководства. Но чем больше они ищут этого, тем меньше они получают. Причина в том, что эти верующие не являются костями, которые были погребены и воскрешены; они не являются костями, которые движутся в силе жизни воскресения. Чтобы получить водительство и руководство Господа, погребённые кости должны воскреснуть из могилы и начать двигаться.
Б. Следовать повелению Господа
В 12-й главе говорится об исходе детей Израиля, но Ничего не говорится о водительстве Господа. Об этом говорится в 13-й главе. Если бы дети Израиля вышли из Египта сами по себе, это было бы серьёзной ошибкой. Чтобы совершить надлежащий исход, они должны были иметь руководство и водительство Господа.
В 12-й главе мы видим Господне повеление, а в 13-й главе мы видим Господне водительство. В духовных вопросах недостаточно иметь только повеление Господа и не иметь Его водительства. Если бы мы имели Его повеление и не имели Его водительства, это было бы трагедией. Его повеление всегда должно сопровождаться Его водительством.
Совершая Пасху, дети Израиля поступали правильно. Их окружение было покорено Господом, и они были готовы выйти из Египта. Но как мы видим в заключительных стихах 13-й главы, Божий народ мог пойти двумя путями: коротким путём или путём в обход. Согласно природному пониманию, они, разумеется, избрали бы короткий путь, а не путь в обход, который предполагал долгое путешествие. Однако выбор пути, которым должны были пойти дети Израиля, зависел не от них. Он зависел даже не от Моисея и Аарона, а целиком и полностью от водительства Господа, которое осуществлялось при помощи огненного столба и облачного столба. Без Господнего водительства Божий народ был не вправе двигаться. Если бы дети Израиля двигались без Господнего водительства посредством огненного и облачного столбов, они двигались бы своими усилиями и сами по себе. Поступать таким образом в духовных вопросах неправильно. Вместе с Божьим повелением у нас должно быть Божье водительство и руководство. Если Бог просит нас о чём-то, мы не должны делать это своими усилиями. Нам нужно молиться: «Господь, раз Ты просишь меня об этом, Ты должен направлять меня. Веди меня посредством огненного столба или облачного столба».
Тринадцатая глава может показаться вставкой между 12-й и 14-й главами, но по сути это вовсе не вставка. Эта глава совершенно необходима. Она показывает, что нам нужно не только повеление Господа, но и Его руководство.
Кроме того, в этой главе показано, что Господне водительство и руководство приходят только при определённых условиях. Водительство и руководство Господа не являются безусловными. Первое условие - это освящение. Если мы не освящены, у нас не может быть Господнего водительства. Кроме того, нам нужно переживать новое начало бесквасной жизни. Первые два условия для получения Господнего руководства состоят в том, что мы должны быть освящены и иметь новое начало безгрешной жизни.
Ещё одним условием является воскресение. Чтобы Господь мог вести нас, мы не должны находиться в природном человеке. Наши кости должны быть воскрешены и должны находиться в движении. Когда мы не будем находиться в природном человеке, тогда у нас будет Господне водительство и руководство.
Как мы уже говорили, в Библии природный человек назван плотью и кровью. Когда Пётр получил откровение о том, что Иисус - это Христос, Сын живого Бога, Господь ответил: «Блажен ты, Симон Вариона, потому что не плоть и кровь открыла тебе это, а Мой Отец, который на небесах» (Мф. 16:17). Кроме того, после того как Христос открылся Павлу, Павел не стал советоваться с плотью и кровью, то есть он не стал советоваться с природным человеком (Гал. 1:16). Как мы уже отмечали, передвижение костей Иосифа обозначает воскресение. Эти кости были сухими, но, тем не менее, они могли Передвигаться. Это картина человека в воскресении. Такой человек может получать руководство Господа и Его водительство. Когда мы находимся в воскресении, мы вправе получать Господне руководство и водительство.
На самом деле Господне водительство и руководство - это Сам Господь в огненном столбе ночью и в облачном столбе днём. Когда дети Израиля выходили из Египта в боевом порядке, их вёл либо огненный столб, либо облачный столб. Египтяне, должно быть, были напуганы таким зрелищем.
То, как дети Израиля выходили из Египта согласно Господнему руководству, показывает, что Господь даёт Своё водительство только тогда, когда мы выполняем Его условия. Нам нужно быть освящёнными, у нас должно быть новое начало безгрешной жизни, и нам нужно находиться в воскресении. Тогда Господь будет направлять нас и вести нас.
Г. Не коротким путём, а в обход
Когда Господь направлял детей Израиля, Он не вёл их коротким путём. Он вёл их в обход, путём, который мог показаться окольным. Мы бы предположили, что дети Израиля направятся в добрую землю напрямик через землю филистимлян. Однако в 13:17 говорится: «Бог не повёл их по пути через землю филистимлян, хотя это близко; ибо Бог сказал: Как бы народ не передумал, увидев войну, и не возвратились бы они в Египет». Из-за возможности войны с филистимлянами Бог не повёл детей Израиля этим путём. Как мы видим в 13:20, «они пошли из Сокхофа и расположились станом в Эфаме, на краю пустыни».
Согласно человеческому представлению, то, как Господь вёл Свой народ, было странно и даже неразумно. Если бы мы были на месте Бога, то мы, несомненно, повели бы народ другим путём, чтобы избежать погони фараона. Но Бог повёл Свой народ длинным путём. Как мы увидим в следующем сообщении, это побудило фараона погнаться за ними. Может показаться, что Бог совершил ошибку в том, как Он повёл Свой народ. На самом же деле Господь никогда не ошибается в Своём водительстве. Путь, которым ведёт Бог, всегда правильный. Он никогда не ошибается.
В Исх. 13:18 говорится: «Поэтому Бог повёл народ в обход, по пути через пустыню, к Красному морю». Из еврейского текста следует, что Бог развернул народ. При помощи огненного столба и облачного столба Он вёл их в обход.
В моей христианской жизни Бог много раз вёл меня, как мне казалось, неправильным путём. Но теперь я поклоняюсь Господу за Его водительство. Его водительство всегда верное. С человеческой точки зрения мы думаем, что Он должен вести нас каким-то определённым путём. Но если бы Он повёл нас этим путём, нам не пришлось бы усваивать никаких уроков. Нам даже могла грозить опасность возвращения в Египет. Поэтому Бог ведёт нас не прямым путём, а длинным окольным путём. Поскольку Бог вёл детей Израиля таким путём, в итоге им пришлось блуждать по пустыне тридцать восемь лет. Большую часть этого времени они ходили по кругу. Это также является переживанием многих христиан сегодня. Они ходят по кругу без какого-либо видимого прогресса. Но благодаря таким странствиям мы усваиваем важные уроки, как это ясно показано в Числах и Второзаконии. Возможно, мы рассчитываем, что Бог поведёт нас прямым путём, но вместо этого Он ведёт нас в обход окольным путём. Он даже заставляет нас пересечь Красное море, а потом странствовать по великой и страшной пустыне.
В прошлом я читал книгу «Прямые пути для Божьих Детей». Однако очень часто для Божьих детей нет прямых путей. Когда мы больше всего рассчитываем на то, что Бог пойдёт прямым путём, Он вынуждает нас идти окольным путём. В течение нескольких лет мы можем сделать несколько кругов. Однако благодаря этим окольным путям мы получаем помощь, снаряжение, обучение, подготовку и воспитание. По этой причине Бог не ведёт нас прямыми путями.
В молодости я ценил эту книгу о прямых путях для Божьих детей. Но теперь я не ценю её, потому что в своём христианском переживании я усвоил, что Господь часто ведёт нас окольными путями. Вспомните странствие детей Израиля по пустыне. Был ли их путь прямым? Нет, они шли многими окольными путями. Но они не выбирали этих окольных путей сами. Их вело присутствие Господа в облаке и в огне.
Д. Посредством Самого Себя в облачном столбе днём и в огненном столбе ночью
В Исх. 13:21-22 говорится: «И Иегова шёл перед ними днём в облачном столбе, ведя их по пути, а ночью в огненном столбе, светя им, чтобы идти им днём и ночью. Облачный столб днём и огненный столб ночью не отступал от народа». На самом деле это не два столба, а один. Когда опускается ночь, облако становится огнём. Но когда занимается день, огонь становится облаком. Тем не менее огонь и облако едины.
Облако в системе прообразов обозначает Духа. Когда Дух Божий достигает нас, Он подобен облаку. Огонь здесь обозначает Слово Божье, которое является для нас светом. Следовательно, мгновенное, живое водительство, которое даёт нам Бог, приходит либо посредством Духа, либо посредством Слова. Когда небо ясное, Он является облаком. Но когда небо тёмное, Он является огнём. Когда Господь ведёт нас как огненный столб ночью, свет от этого столба превращает ночь в день. Благодаря этому дети Израиля могли совершать своё путешествие и днём, и ночью.
В христианской жизни не должно быть разницы между днём и ночью. На самом деле у нас, христиан, в нашей жизни с Господом не должно быть ночи. Наша ночь должна превратиться в день. Если наша ночь не превращается в день, значит мы потерпели поражение. Всякий раз, когда мы находимся во тьме и спим, мы переживаем ночь в своей христианской жизни. Но когда мы призываем имя Господа, мы получаем озарение и наша ночь превращается в день.
И облако, и огонь символизируют Бога, так как Он есть и Дух, и Слово. Более того, Слово - это тоже Дух (Ин. 6:63; Эф. 6:17). Господь, Дух и Слово в единстве постоянно ведут и направляют нас. Когда у нас есть ясность, Бог направляет нас посредством Духа. Но когда у нас нет ясности, Он направляет нас посредством Слова. Когда Слово становится ясным для нас, оно превращается в нашем переживании в Духа.
Каким бы ни было Божье руководство, будь то облаком или огнём, оно всегда является столбом. В Библии столб подразумевает силу. Следовательно, Божье руководство исполнено силы; оно стоит прямо и является опорой, поддерживающей вес. Посредством такого определённого руководства Бог вёл детей Израиля.
Нам нужно благодарить Господа за все подробности, показанные в 13-й главе Исхода. В этой главе мы видим замену для освящения, день воспоминания и начало новой жизни без греха. Мы также видим в ней жизнь воскресения, в которой мы наслаждаемся Господним присутствием, посредством которого Он направляет нас как облачный столб и огненный столб. Давайте поклоняться Господу за Его водительство, даже когда Он ведёт нас не прямым путём, а в обход. Слава Ему за все окольные пути!