Изготовление скинии с её обстановкой и одежд для священников
(1)
Тексты Писания: Исх. 35:1-10, 20-35; 36:1-7; 39:32, 42-43
В этом сообщении мы начинаем рассматривать раздел, содержащий пять глав, с 35-й по 39-ю. В этих главах содержится повествование об изготовлении скинии с её обстановкой и святых одежд для священников. Поскольку большинство подробностей, связанных с этими вопросами, мы рассмотрели в предыдущих сообщениях, нам не нужно рассматривать их заново. В этом и в последующем сообщениях мы рассмотрим некоторые основополагающие вопросы, содержащиеся в этих главах.
В Исх. 35:1-3 говорится: «И Моисей собрал всё общество детей Израиля и сказал им: Вот слова, которые Иегова повелел исполнять. Шесть дней пусть делается работа, а в седьмой день пусть будет у вас суббота полного покоя, святая для Иеговы; всякий, кто будет делать в этот день какую-либо работу, пусть будет предан смерти. Не зажигайте огонь во всех ваших жилищах в субботний день». В начале этого раздела мы видим слово о субботе. На первый взгляд оно не имеет никакого отношения к изготовлению скинии с её обстановкой и одежд для священников. Почему этот раздел начинается с серьёзного слова о субботе? Согласно 35:2, работа в субботу была преступлением, наказанием за которое была смерть. Тот, кто не покоился с Господом в субботу, совершал проступок, караемый смертью. Согласно стиху 3, в субботу не позволялось даже готовить.
На первый взгляд эти три стиха, 35:1-3, никак не связаны с изготовлением скинии с её обстановкой и священнических одежд. На самом деле эта связь существует и имеет большое значение, но, для того чтобы понять это в Слове, нам необходимо надлежащее духовное переживание.
Обзор тридцать четвёртой главы
Чтобы понять, почему заповедь о соблюдении субботы упоминается в начале 35-й главы, рассмотрим некоторые положения из сообщений по 34-й главе. В этих сообщениях мы рассмотрели три основных момента: повеление пировать и покоиться с Господом, пять условий для наслаждения Господом и переливание Бога в Моисея.
Пять условий для наслаждения Господом
Как мы увидели, первым из пяти условий было требование выкупать осла ягнёнком, а последним условием было требование не варить козлёнка в молоке его матери. Когда я читал этот отрывок, будучи молодым христианином, я не мог понять, почему о таких вещах говорится в Библии. Бог призвал Моисея на гору, чтобы восстановить нарушенный завет. Если Бог хотел ещё раз обсудить с Моисеем подробности закона, то почему Он не говорил с ним о почитании родителей или о заповеди, запрещающей убийство? Почему вместо этого Он говорил с ним о требовании выкупать осла и о запрете варить козлёнка в молоке его матери? Мне казалось, что все эти требования были незначительными.
При помощи человеческих рассуждений мы не сможем понять, почему были даны эти пять условий и что они означают. Однако эти условия представляли собой очень важные требования, связанные с праздниками, которыми должен был наслаждаться Божий народ. Если дети Израиля не выполнили бы эти условия, они лишились бы наслаждения праздниками. Эти условия также важны для нас сегодня согласно их духовному истолкованию в соответствии с нашим переживанием.
Требование выкупать осла ягнёнком указывает на то, что мы, падшие и нечистые люди, искуплены Христом. Вы хотите наслаждаться пиром и покоем с Господом? Тогда вам нужно помнить о том, что, согласно вашему старому человеку, вашему природному человеку, вашей плоти, а также согласно тому, что вы потомок Адама, вы являетесь «ослом». Кем бы вы ни были, в глазах Бога ваш природный человек является ослом. Если вы хотите наслаждаться Христом как своим пиром и своим покоем, вам нужно понимать это. Мы увидели, что в Ин. 3:14 Господь Иисус показал Никодиму, что он является змеем. В 34-й главе Исхода мы видим, что, согласно природной жизни, все, кто хочет наслаждаться Христом, являются ослами, которых нужно выкупить. В 11-й главе Левита говорится, что осёл — это нечистое животное. Кроме того, осёл — это вьючное животное. В нашем природном человеке и согласно нашей природной жизни нас можно сравнить с животными, которые нагружены тяжёлой ношей. Мы нечисты, и на нас возложена тяжёлая ноша. Чтобы ослу освободиться от своей ноши, ему лучше всего умереть. Точно так же, чтобы мы, нечистые вьючные животные, могли наслаждаться Христом и покоиться с Ним, нас нужно заменить Христом.
Второе условие, упоминаемое в 34-й главе Исхода, — это требование не смешивать закваску с искупающей кровью. В стихе 25 говорится: «Не закалывай кровь Моей жертвы с заквашенным». Как только наше природное существо будет заменено Христом, мы должны вычистить всю закваску. Вы хотите наслаждаться кровью Христа? Тогда вы не должны смешивать искупающую кровь с закваской вашей греховной жизни.
Сначала наш природный человек должен быть заменён Христом. Как сказал Павел: «Я распят с Христом; и уже не я живу, а живёт во мне Христос» (Гал. 2:20). Это означает, что «осёл» был распят и теперь Христос, который заменяет нас, живёт в нас. Теперь мы должны двигаться дальше и вычистить всю закваску. Нам нужна искупающая кровь, но мы не можем закалывать эту кровь вместе со своей греховной жизнью. Это строго запрещено.
В Исх. 34:25 говорится: «И жертва праздника Пасхи пусть не остаётся на всю ночь до утра». Здесь мы видим третье условие для наслаждения Христом. После того как мы были заменены Христом и вычистили всю закваску, нам нужно «исчерпать» сегодняшнюю долю Христа. Это означает, что мы должны наслаждаться Христом в высшей степени сегодня и не оставлять ничего от сегодняшней доли на будущее. Однако у многих христиан нет желания наслаждаться Христом сегодня во всей полноте. Они похожи на непослушных детей, которые не хотят доедать свой обед. У этих верующих есть доля Христа, но они не наслаждаются ей. Требование не оставлять жертву праздника Пасхи до утра означает, что нам нужно «исчерпать» долю Христа, которую мы получили для своего наслаждения сегодня. Мы не должны откладывать наслаждение Христом до завтра, то есть до следующего века. Мы должны в полной мере наслаждаться долей Христа, которая дана нам сегодня.
Четвёртое требование, которое нужно выполнить, чтобы пировать Христом и наслаждаться Им, содержится в 34:26А: «Первый из начатков твоей земли приноси в дом Иеговы, твоего Бога». Наслаждаясь сегодняшней долей Христа, мы должны приходить на собрание с начатком, лучшей долей, чтобы приносить его Богу для Его наслаждения. Нам нужно приходить в дом Божий, на церковные собрания, с лучшим переживанием Христа и там приносить эту долю Богу.
В Исх. 34:26 содержится пятое условие: «Не вари козлёнка в молоке его матери». Мать нужна для произведения жизни, а молоко — для питания жизни. Мы не должны производить молодых верующих, а затем делать обратное, убивая их. После того как мы произвели их, нам нужно питать их. Это означает, что, когда мы наслаждаемся Христом, мы должны следить за тем, чтобы ничто связанное со смертью не проникло в сферу питающей жизни.
Недавно на одном из собраний святые провозглашали: «Есть Иисуса — это путь!» Когда они провозглашали это, я говорил про себя: «Вы провозглашаете, что есть Иисуса — это путь. А вы сами едите Его?» Есть Иисуса — это, действительно, путь. Но нам нужно задуматься, сколько Господа мы съели сами. Некоторые из нас могут провозглашать, что есть Иисуса — это путь, просто как некий девиз. Если мы хотим наслаждаться Христом, нам нужно выполнить пять условий. Мы должны быть заменены Христом, нам нужно вычистить всю закваску, нам нужно исчерпать нашу нынешнюю долю Христа, нам нужно приходить на церковные собрания с лучшим переживанием Христа и приносить его Богу, и нам нужно не допускать, чтобы смерть проникла в сферу питающей жизни.
В 34-й главе Исхода упомянуты три праздника: праздник Бесквасного хлеба, праздник Недель и праздник Сбора урожая. Согласно 23-й главе Левита, дети Израиля соблюдали семь праздников в году, однако в этой главе упоминаются только эти три праздника. Первым ежегодным праздником был праздник Пасхи, вторым — праздник Бесквасного хлеба. В главе, посвящённой восстановлению нарушенного завета, Бог не говорит обо всех праздниках, и первый праздник, который упоминается в этой главе, — это не праздник Пасхи. Согласно повествованию о семи ежегодных праздниках, самым важным праздником была Пасха, предназначенная для спасения. Но в повествовании о восстановлении нарушенного завета не говорится о Пасхе. Первый праздник, о котором там говорится, — это праздник Бесквасного хлеба. Мы знаем, что праздник Бесквасного хлеба фактически был продолжением Пасхи. Пасха длилась один день, а праздник Бесквасного хлеба продолжался ещё шесть дней. Однако все семь дней назывались праздником Бесквасного хлеба. Таким образом, праздник Бесквасного хлеба включает в себя Пасху.
Почему в 34-й главе Исхода говорится о празднике Бесквасного хлеба, а не о празднике Пасхи? Дело в том, что это повествование связано не с нашим спасением, а с наслаждением Христом, которое следует за спасением. Это наслаждение начинается с праздника Бесквасного хлеба. Вы хотите наслаждаться Христом после своего спасения? Тогда вам нужно вычистить всю закваску. Вы не можете жить греховной жизнью и при этом наслаждаться Христом. Если мы хотим наслаждаться Христом и покоиться с Ним и с Богом, то прежде всего нам нужно очищение прошлого. Мы должны удалить всю закваску. Чтобы наслаждаться Христом, мы должны жить бесквасной жизнью.
В Исх. 34:22 говорится: «И соблюдай праздник Недель, то есть начатков жатвы пшеницы, и праздник Сбора урожая в конце года». Праздник Недель — это праздник Пятидесятницы. Пятидесятница — это богатый итог жатвы начатков. Чтобы наслаждаться Христом, сначала нам нужно удалить всю закваску, очистив свою греховную жизнь. Тогда мы войдём в богатое наслаждение Христом как начатком. В 15-й главе Первого послания к коринфянам показано, что Христос — это начаток в воскресении. Пятидесятница наступила через пятьдесят дней после воскресения Христа. После того как Христос был воскрешён, Он оставался со Своими учениками в течение сорока дней. Затем Он взошёл на третье небо, а ученики молились в течение десяти дней. После того как закончились эти десять дней, наступила Пятидесятница, и Христос излился на учеников в виде Духа. Этот Дух является богатым итогом воскрешённого Христа.
Размышляя о праздниках в Ветхом Завете и о том, насколько точно они соответствуют Новому Завету и нашему духовному переживанию, я заново убеждаюсь в том, что Библия поистине вдохновлена Богом.
После того как мы были спасены и очистили своё прошлое, вычистив закваску, мы входим в наслаждение богатством Христа в воскресении. Такова наша Пятидесятница. Наша Пятидесятница не связана с говорением на языках. Для нас Пятидесятница — это вход в полный итог воскрешённого Христа. Пятидесятница — это результат наслаждения Христом как начатком. Праздником Пятидесятницы наслаждаются те, кто был спасён и теперь живёт чистой жизнью, жизнью без закваски.
Последний из праздников в 34-й главе Исхода — это праздник Сбора урожая, который также является праздником Кущей. Праздник Кущей праздновался, когда собирался весь урожай. Этот праздник обозначает богатое, полное и окончательное наслаждение всем, чем является Христос. Мы начинаем наслаждаться Христом в праздник Бесквасного хлеба, затем мы продолжаем наслаждаться богатством воскрешённого Христа, и в конце концов мы достигаем окончательного наслаждения Христом как праздником Кущей.
В 34-й главе о праздниках говорится в стихах 18 и 22, а о субботе — в стихе 21: «Шесть дней работай, а в седьмой день прекращай труд. Даже во время пахоты и во время жатвы прекращай труд». То, что слова о субботе вставлены между словами о праздниках, показывает, что, когда мы наслаждаемся Христом, мы одновременно покоимся с Ним. Когда мы пируем, наслаждаемся Христом, мы также должны соблюдать субботу. Таким образом, пир сливается с покоем.
У детей Израиля праздники были раз в год, а суббота — раз в неделю. Однако то, что изображено в 34-й главе, описывает наше ежедневное переживание Христа. Каждый день у нас должно быть три праздника. Утром у нас должен быть праздник Бесквасного хлеба. Когда мы принимаем Христа как свою жертву за грех и жертву за проступок, мы вычищаем закваску. Это наш праздник Бесквасного хлеба. Затем в течение дня у нас должно быть богатое наслаждение Христом. Если у нас будет такое наслаждение Христом в течение дня, тогда в конце дня мы будем наслаждаться Христом во всей полноте. Кроме того, много раз в течение дня, может быть, каждые пятнадцать-двадцать минут, мы должны ненадолго прерываться и покоиться с Христом. Я понимаю, что, поскольку у нас нет такой привычки, в первое время нам будет нелегко это делать. Но всё равно давайте будем стараться вспоминать Господа в течение дня и покоиться с Ним. Мы увидели, что суббота обозначает покой с Господом в воспоминание о Нём. Давайте не будем забывать Господа в течение дня, давайте будем вспоминать Его и покоиться в Нём.
Покоиться перед тем, как начать работать
В свете всего вышеизложенного рассмотрим 35:1-3. Перед тем как Бог повелел Своему народу сделать скинию со всей её обстановкой и одежды для священников, Он велел народу соблюдать субботу. Это означает, что, прежде чем начать работать над построением скинии, люди должны были покоиться. Это перекликается с повествованием в Быт. 2:2-3: «И Бог окончил в седьмой день Свою работу, которую Он делал, и покоился в седьмой день от всей Своей работы, которую Он делал. И благословил Бог седьмой день и освятил его, потому что в этот день Он покоился от всей Своей работы, которую Бог сотворил и сделал». Мы увидели, что, после того как человек вышел из творящих рук Бога, его первым делом был покой. Первый день для человека был седьмым днём для Творца. После того как человек был сотворён Богом, он первым делом покоился с Богом. Это показывает, что, прежде чем делать что-то для Бога, мы должны покоиться с Ним. Если вы хотите работать для Бога, вы должны получить благодать, наслаждаться благодатью и покоиться с Богом. После этого вы уже можете делать что-то для Бога. Мы не должны сначала работать для Бога, а затем наслаждаться благодатью и покоем. Это было бы согласно закону. Согласно благодати, мы сначала наслаждаемся благодатью, а потом мы работаем. Сначала мы покоимся с Господом, а потом мы работаем для Него.
Этот принцип нужно применять к нашей повседневной жизни. Часто, прежде чем сделать что-то, я сначала молюсь. Например, каждый день я совершаю прогулку. Прежде чем выйти на эту прогулку, я молюсь: «Господь, спасибо Тебе за покой, которым я сейчас наслаждаюсь. Господь, Ты знаешь, что я выхожу на прогулку. Господь, благослови её». Если я не помолюсь таким образом, то во время прогулки у меня может не быть покоя, потому что в этом случае я не покоился с Господом, прежде чем сделать такое небольшое дело, как совершить прогулку.
Мы можем применить этот принцип ко многим вещам. Предположим, вам нужно написать письмо родителям. Перед тем как вы начнёте писать это письмо, выделите минуту, чтобы покоиться с Господом. Скажите Ему: «Господь, спасибо Тебе за то, что я могу быть с Тобой. Господь, мне нужно написать письмо родителям. Пока я пишу это письмо, будь со мной, Господь. Я хочу покоиться с Тобой, а затем написать письмо с Тобой. Господь, пожалуйста, пиши это письмо вместе со мной». Это наглядно показывает принцип того, что, прежде чем работать с Господом и для Господа, мы должны покоиться с Ним.
Когда мы покоимся с Господом таким образом, это даже влияет на то, как мы одеваемся по утрам. Если вы, прежде чем начнёте одеваться, будете покоиться с Ним, то я уверен, что вы оденетесь согласно образу Господа. Предположим, брат купил себе одежду, которая выглядит очень по-мирски. Если он, прежде чем наденет эту одежду, будет покоиться с Господом, то, возможно, он осознает, что ему не следует это надевать.
Я могу засвидетельствовать, что, когда я говорю о покое с Господом, я знаю, о чём я говорю. Из переживания я знаю, что значит покоиться с Господом, прежде чем начать делать что-то.
Знаете ли вы, в чём действительное значение субботы? Согласно 20-й главе Исхода и 12-й главе Второзакония, значение субботы состоит в том, чтобы вспоминать Господа как нашего Творца и Искупителя. Когда мы вспоминаем Того, кто сотворил нас и искупил нас, мы соблюдаем субботу. Если мы будем заняты день и ночь, мы забудем Господа и оставим Его в стороне. Но существует принцип, духовное правило, согласно которому, прежде чем делать что-то, нам нужно вспомнить Господа и покоиться с Ним. Давайте будем покоиться с Ним в воспоминание о Нём как нашем Творце и Искупителе, а также нашем Спасителе, Господе, Владыке и жизни. Как было бы чудесно, если бы мы делали это регулярно!
Такое понимание слова о субботе в 35:1-3 основано не только на моём переживании, но и на последовательности повествования в 34-й и 35-й главах. Когда Моисей был на горе с Господом, Господь говорил с ним о трёх праздниках, которые следовало соблюдать каждый год, и о субботе, которую следовало соблюдать каждую неделю. Затем Моисей сошёл и велел народу сделать скинию с её обстановкой и одежды для священников. Однако Моисей не забыл, что Господь сказал ему. Поэтому, говоря детям Израиля о том, что они должны изготовить скинию для Бога, он сначала велел им покоиться с Богом и тем самым вспоминать Его как своего Творца и Искупителя. Я полагаю, что именно поэтому повествование об изготовлении скинии с её обстановкой и одежд для священников начинается со слова о субботе.