Компоненты составного Духа, показанные в прообразе составной масти
(4)
Тексты Писания: Исх. 30:23-30; 1 Ин. 2:22-27
В этом сообщении мы продолжим рассматривать 1 Ин. 2:22-27 в связи с составным Духом, показанным в прообразе составной масти, описанной в 30-й главе Исхода.
Иисус, Христос, Отец и Сын едины
В 1 Ин. 2:22 говорится о том, кто отрицает, что Иисус есть Христос, а затем — об антихристе, который отрицает Отца и Сына. Почему в одном стихе говорится об этих двух вещах? Почему в нём говорится о том, кто отрицает, что Иисус есть Христос, и о том, кто отрицает Отца и Сына? Дело в том, что отрицать, что Иисус есть Христос, — значит отрицать Отца и Сына. И точно так же отрицать Отца и Сына — значит отрицать, что Иисус есть Христос. Отсюда следует, что Иисус — это Христос, а Христос — это Отец и Сын. Кроме того, отсюда следует, что Иисус, Христос, Отец и Сын едины. Если мы отрицаем одного, мы отрицаем и всех остальных, потому что все Они — одно.
Далее, в стихе 23, подтверждающем сказанное в стихе 22, говорится: «Всякий, кто отрицает Сына, не имеет и Отца; тот, кто исповедует Сына, имеет и Отца». Если мы отрицаем Сына, мы отрицаем и Отца. Если же мы исповедуем Сына, мы имеем и Отца. Здесь мы видим один и тот же вопрос, рассматриваемый под разными углами. С одной стороны, если мы отрицаем Сына, мы отрицаем и Отца. С другой стороны, если мы исповедуем Сына, мы исповедуем и Отца, потому что Сын и Отец — одно. И не только Отец и Сын одно; Иисус, Христос, Сын и Отец едины.
В 1 Ин. 2:25 говорится: «И вот что есть обещание, которое Он Сам обещал нам: вечная жизнь». В стихах 22, 23 и 25 мы видим Иисуса, Христа, Сына, Отца и вечную жизнь. Всё это — одна всеобъемлющая Личность как одна составная масть в 30-й главе Исхода. Что такое вечная жизнь? Вечная жизнь — это Иисус, Христос, Сын и Отец. Всеобъемлющая Личность, показанная в этих стихах, является вечной жизнью.
Во времена апостола Иоанна некоторые еретические учения отделяли Иисуса от Христа, а Христа от Отца. Используя своё природное человеческое мышление, учителя-еретики анализировали всеобъемлющую божественную Личность Христа. Но у них не получалось поместить эту Личность ни в какую систему. Они не могли разобраться, каким образом Иисус мог быть Христом или каким образом Христос мог быть Отцом. Некоторые даже утверждали, что Христос — это Бог, но не человек. Они аргументировали это тем, что одна личность не может быть одновременно и Богом, и человеком. Другие утверждали, что Иисус — это человек, но не Бог. Однако апостол Иоанн написал: «Слово стало плотью» (Ин. 1:14). Слово — это Бог (Ин. 1:1), а плоть в этом стихе обозначает человечество. Таким образом, согласно тому, что говорит Иоанн, есть одна Личность, которая является и Богом, и человеком.
Некоторым из наших противников мы должны задать четыре вопроса. Во-первых, разве Иисус — это не Христос? Во-вторых, разве Христос — это не Сын Божий? В-третьих, разве Сын Божий — это не Сам Бог? В-четвёртых, разве Бог не триедин и не является Отцом, Сыном и Духом? Все подлинные христиане согласятся с тем, что Иисус — это Христос, что Христос — это Сын Божий, что Сын Божий — это Бог и что Бог триедин. Если мы соглашаемся со всеми этими утверждениями, то мы должны сказать и то, что Христос — это Отец, Сын и Дух. Кроме того, нам нужно увидеть, что Иисус, Христос, Сын Божий, Бог, Отец, Сын и Дух — это одна всеобъемлющая Личность.
Некоторые учат разделённой Троице; мы учим всеобъемлющей Троице. Учение некоторых о Личности Христа и Троице основывается на принципе разделения, то есть на попытке отделить Отца, Сына и Духа друг от друга. Фактически принцип разделения является источником многих еретических учений о Личности Христа и Божественной Троице. Попытка всех разделить вызвала серьёзные проблемы.
Божественное откровение в святом Слове не основывается на таком принципе разделения. Напротив, оно основывается на принципе всеобъемлемости. Божественная Личность является всеобъемлющей, и эта Личность неразделима. Однако некоторые настаивают на том, что Трое в Троице являются тремя отдельными Личностями. Эта попытка отделить Отца от Сына и Сына от Духа приводила к ереси как в древности, так и в нынешнее время.
Согласно учению Иоанна во 2-й главе его Первого послания, всякий, кто отрицает даже часть всеобъемлющей Личности Христа, является антихристом. Здесь мы видим принцип, который можно применить ко многим сегодняшним учителям. Эти учителя могут быть подлинными христианами, но по крайней мере отчасти они являются антихристами в своём учении, потому что отрицают тот или иной аспект всеобъемлющей Личности Христа. Отрицать Христа в каком-либо отношении — значит быть антихристом по крайней мере отчасти. Именно поэтому Иоанн называет еретиков антихристом. Их учения были «антихристовыми», то есть против Христа, в том смысле, что в каком-то отношении или в каком-то аспекте они отрицали Христа. Например, учение о том, что Христос — это Бог, является «прохристовым», то есть Он за Христа, а не «антихристовым». Но учение о том, что Христос — это только Бог, но не человек, является «антихристовым».
Некоторые признают, что Христос является Творцом, но они решительно отвергают, что Он также является тварью в Своём человечестве. Говорить о том, что Христос является Творцом, — значит говорить что-то «прохристовое», но отрицать то, что в Своём человечестве Он является тварью, — значит произносить что-то «антихристовое». Мы должны быть «прохристовыми» во всей всеобъемлемости Христа и говорить, что Он и Творец, и тварь.
Библия показывает, что Сын назван Отцом (Ис. 9:6) и что Он есть Дух (2 Кор. 3:17). Обратимся к откровению о Триедином Боге в 14-й главе Евангелия от Иоанна. В стихе 8 Филипп сказал Ему: «Господь, покажи нам Отца, и достаточно нам». Явно удивлённый просьбой Филиппа Господь Иисус ответил: «Столько времени Я с вами, и ты не узнал Меня, Филипп? Кто видел Меня, тот видел Отца; как же ты говоришь: „Покажи нам Отца“?» (ст. 9). Затем Господь сказал: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне?» Господь как бы говорит: «Филипп, Я с вами уже так долго, а ты до сих пор не знаешь Меня? Разве ты не понял, что, видя Меня, ты видишь Отца? Я един с Отцом. Отец во Мне, и Я в Отце. Вне Меня и отдельно от Меня нет такой Личности, как Отец».
В Ис. 9:6 говорится: «Ибо младенец рождён нам, Сын дан нам… и Он будет назван именем… Могущественный Бог, Вечный Отец». Согласно этому стиху, Сын, данный нам, назван Вечным Отцом, Отцом вечности.
Недавно один проповедник сказал, что понятие «Отец» в Ис. 9:6 означает примерно то же самое, что титул «отец отечества», которым называют Джорджа Вашингтона, или титул «отец электричества», которым называют Томаса Эдисона. Даже если мы согласимся с таким пониманием, нам нужно спросить себя: отцом чего является Сын? Согласно Ис. 9:6, Он является Отцом вечности. Титул «Отец вечности» на самом деле означает «Вечный Отец». В некоторых переводах Библии это еврейское выражение передано именно так. Отец вечности — это Отец, который существует вечно, Вечный Отец. Выражение «Отец вечности» обозначает Того, кто является самосущим и вечным. Поэтому Отец вечности — это Отец, который является самосущим и вечносущим. Кто этот самосущий и вечносущий Отец? Неужели существует два таких Отца: Отец в Божестве и ещё один Отец, которым является Сын в Ис. 9:6? На самом деле Отец в Божестве — это Отец вечности, и, согласно Ис. 9:6, Сын также является Отцом вечности. Двух божественных Отцов не существует! Есть только один Отец вечности, Отец, который является самосущим и вечносущим.
После того как Господь Иисус ясно показал в 14-й главе Евангелия от Иоанна, что Он и Отец одно, Он стал говорить о Духе как другом Утешителе: «И Я буду просить Отца, и Он даст вам другого Утешителя, чтобы был с вами вовек, Духа действительности, которого мир не может получить, потому что не видит Его и не знает; а вы знаете Его, потому что Он пребывает с вами и будет в вас» (ст. 16-17). По сути, другой Утешитель — это Сам Господь в другом виде. Сначала Он был Утешителем, имеющим вид плоти. Затем Он стал другим Утешителем, который есть Дух. Утешитель — это Дух действительности. Согласно Ин. 14:17, Дух действительности будет не только среди учеников, но и внутри них.
Далее, в Ин. 14:20, Господь Иисус говорит: «В тот день вы узнаете, что Я в Моём Отце, и вы во Мне, и Я в вас». День, о котором здесь говорится, — это день Господнего воскресения. Господь как бы говорит: «В тот день вы узнаете, что Я в Моём Отце. Тогда вы уже не будете просить Меня показать вам Отца. Вы поймёте, что Я — это Отец, и вы также будете знать, что вы во Мне и что Я в вас как Дух, который находится в вас (ст. 17). Всё это возможно, потому что Я также Дух».
Если бы Господь не был Духом, то каким образом мы находились бы в Нём и Он находился бы в нас? Если бы Он не был Духом, мы не смогли бы войти в Него и Он не смог бы войти в нас. Для этого Господу нужно быть Духом, святой «пневмой», небесным воздухом. Поскольку Он Дух, «пневма», воздух, Он может быть в нас и мы можем быть в Нём. Ученики узнали это в день Христова воскресения. В тот день они узнали, что Он в Отце, что они в Нём и что Он в них.
Слова Господа в 14-й главе Евангелия от Иоанна показывают, что Трое в Божестве — Отец, Сын и Дух — одно. Это подтверждает и апостол Павел. В 1 Кор. 15:45 говорится: «Последний Адам стал животворящим Духом». Это означает, что Господь Иисус как последний Адам в плоти стал животворящим Духом. Кроме того, во 2 Кор. 3:17 Павел возвещает: «А Господь есть Дух».
Помазаны элементами всеобъемлющей Личности
Во 2-й главе Первого послания Иоанна мы видим, что Иисус, Христос, Сын, Отец и Дух, которым является помазание, едины. Иисус — это Человек, Искупитель и Спаситель. Христос — это Помазанник, Мессия. Он также Тот, кто воскрешён, Господь и Владыка. В Иисусе мы имеем воплощение, человеческое житие и распятие. В Христе мы имеем помазание, воскресение и вознесение. Кроме того, Отец — это источник жизни, Сын — это выражение жизни, а Дух — это течение жизни. Всё это включено во всеобъемлющую Личность, и всё это было добавлено в состав одной масти. Именно поэтому мы уделили столько времени рассмотрению всех компонентов составного Духа, показанного в прообразе составной масти в 30-й главе Исхода.
Мы уже увидели, что в состав этой масти входит десять компонентов: единый Бог, прообразом которого является один гин оливкового масла; Триединый Бог, которого обозначают три части четырёх благовоний, имеющие одну меру; Человек Иисус — Божья тварь в том, что касается Его человечества, прообразом чего являются четыре благовония, принадлежащие к растительной жизни; драгоценная смерть Христа, прообразом которой является текучая мирра; сладость и действенность Христовой смерти, на что указывает благовонная корица; драгоценное воскресение Христа, на которое указывает благовонный тростник; сила Христова воскресения, прообразом которой является кассия как отпугивающее средство; слияние божественности и человечества, на что указывает смешивание оливкового масла с четырьмя благовониями; сила для ответственности, которую обозначают пять элементов составной масти и три части четырёх благовоний по пятьсот сиклей; элемент строения, на который указывают числа пять и три. Все эти компоненты стали элементами составного Духа как помазания в 1 Ин. 2:20, 27.
Во второй главе своего Первого послания апостол Иоанн производил верующим «прививку» против любой, даже частичной, ереси в отношении всеобъемлющей Личности Христа. Даже частичная ересь является «антихристовой». Производя верующим «прививку» против ереси, Иоанн использовал метафору — составную масть в 30-й главе Исхода. В своих писаниях Иоанн часто использовал метафоры, знамения или символы из Ветхого Завета. Например, в Евангелии от Иоанна мы видим скинию и Агнца (Ин. 1:14, 29), а в Откровении мы видим светильник, скрытую манну, дерево жизни и скинию (Отк. 1:12; 2:7, 17; 21:3; 22:2). Теперь, во 2-й главе своего первого Послания, Иоанн использует уникальную метафору — составную масть, масло, в состав которого вошли четыре благовония, — чтобы показать всеобъемлющую Личность. Сейчас Дух помазывает нас всеми элементами этой Личности. Он помазывает нас каждой её частью, аспектом, элементом и компонентом.
В качестве иллюстрации помазания составного Духа можно использовать покраску стены. Предположим, вы красите стены масляной краской, представляющей собой состав из масла и других элементов. Когда эту краску наносят на стену, все элементы краски тоже наносятся на стену. Подобным образом можно сказать, что, помазывая нас, составной Дух «красит» нас. Он красит нас всеми элементами этой всеобъемлющей Личности: Отцом, Сыном, Духом, Человеком Иисусом, божественностью и человечеством Христа, а также Его воплощением, житием, смертью, распятием, воскресением и вознесением.
Мы уже отмечали, что включено в Иисуса, Христа, Отца, Сына и Духа. В Иисуса включено воплощение, человеческое житие, человеческие страдания и распятие. В Христа включены Помазанник, воскресение, господство и вознесение. В Отца включён источник жизни, в Сына — выражение жизни, а в Духа — наделение жизнью, раздаяние жизни. Все эти элементы включены в составного Духа, который помазывает нас. День за днём составной Дух помазывает нас всеми этими компонентами.
Во 2-й главе Первого послания Иоанна мы видим элементы составного Духа: Иисуса, Христа, Сына, Отца и вечную жизнь. Всё, что включают эти титулы, неизмеримо.
Функция составного Духа состоит в том, чтобы помазывать нас. Когда масть Духа работает внутри нас, она становится помазанием. Поскольку масть является составной, помазание тоже является составным. Используя в качестве иллюстрации покраску стены, мы можем сказать, что, когда мы красим стену масляной краской, мы красим её не просто маслом, а всеми компонентами, входящими в состав этой краски. Подобным образом, когда мы окрашиваемся божественной краской, мы окрашиваемся всеми компонентами, входящими в её состав. Сегодня составной Дух помазывает нас всеми элементами составной масти. Пусть у всех нас будет ясное понимание и богатое переживание этого.