(3)
Тексты Писания: Исх. 30:22-33
Необходимо духовное переживание
В молодости я слышал много сообщений по Исходу. Часто я слышал о пасхальном ягнёнке и о манне, и я также слышал несколько сообщений о живой воде. Однако я ни разу не слышал о составном Духе.
Дети Израиля оставались у горы Синай, чтобы получить закон и предписания, а затем получить откровение о скинии. Некоторые учителя указывали на то, что закон был дан Богом в качестве проверки для Его народа. У Бога не было намерения просить детей Израиля соблюдать закон. Ему пришлось дать закон из-за их неведения. Таким образом, дав детям Израиля закон, Бог испытал их. Сразу после учреждения закона Бог дал Моисею откровение о скинии. Эти учителя отмечали, что это откровение связано с благодатью. В Ин. 1:17 говорится: «Ибо закон был дан через Моисея; благодать и действительность пришли через Иисуса Христа». Иисус Христос является действительностью скинии. Когда пришла скиния, пришла благодать. Некоторые учителя получили свет в этом вопросе, однако их переживание было ограниченным. Поскольку им не хватало переживаний, они не могли получить надлежащее понимание составной масти в 30-й главе Исхода.
Чтобы преподнести доктринальное учение о том, что скиния — это прообраз Христа, не обязательно иметь переживание. Если у нас есть объективный свет, мы можем учить этому прообразу с точки зрения доктрины. Но для того чтобы коснуться в своём учении подлинного значения составной масти, необходимо духовное переживание. Поскольку у учителей не было таких переживаний, они не знали значения составной масти.
Учителя Библии отмечали, что масло в 30-й главе Исхода, равно как и в других местах Ветхого Завета, является прообразом Духа Божьего. Некоторые даже учили, что масло, которое Иаков вылил на камень в 28-й главе Бытия, обозначает Духа, излитого на Божьих избранных людей. Но хотя эти учителя Библии увидели значение масла, они не увидели значения масти.
Масть в 30-й главе Исхода представляет собой определённый состав. Само по себе масло не является составом; это самостоятельное вещество без каких-либо компонентов. Но масть являлась составом, который получался в результате того, что четыре благовония смешивались с оливковым маслом. Эту составную масть можно сравнить с краской. Краска представляет собой состав, в котором более одного элемента. То же самое можно сказать и о святом масле помазания в 30-й главе Исхода.
В своих комментариях к 30-й главе Исхода Чарльз Коутс много говорит о Духе. Он посвятил почти три страницы масти и курению. В этой части своих комментариев он двадцать один раз использует термины «Дух Христа» и «Дух». Он не говорит, что Дух — это Святой Дух или Дух Божий. Один раз он говорит о Духе Человека Божьей отрады. Он показывает, что Дух Христа — это Дух Человека Божьей отрады. Чарльз Коутс также говорит о Духе другого Человека, того Человека, который сидит по правую руку от Бога.
Чарльз Коутс говорит, что четыре благовония «олицетворяют все свойства благодати, самым совершенным образом смешанные и соразмеренные в Духе Христа». Это показывает, что в какой-то степени он понимал значение благовоний, смешанных с оливковым маслом. Однако он не говорит, в чём заключаются эти свойства благодати, смешанные в Духе Христа. В отношении этого он не получил света. Он не увидел, что мирра обозначает всеобъемлющую смерть Христа, а корица обозначает действенность Христовой смерти. И он не увидел, что тростник, поднимающийся из грязи и растущий вверх, — это символ Христова воскресения, а кассия, вещество, отпугивающее насекомых и змей, — это прообраз силы Христова воскресения.
Последовательность четырёх благовоний имеет большое значение: мирра, корица, тростник и кассия. Кроме того, мы видим три полные меры по пятьсот сиклей. В повествовании говорится о пятистах сиклях мирры и пятистах сиклях кассии. Это две полные меры. Но в нём также говорится, что корицы и тростника было по двести пятьдесят сиклей. Две половины меры составляют одну полную меру. Важно, что именно вторая полная мера разделена на две части. Это по меньшей мере указывает на то, что Второй в Троице был рассечён надвое на кресте. Таким образом, компоненты, входящие в состав святого масла помазания, и их меры указывают на смерть и воскресение Христа. Кроме того, в этих благовониях мы видим действенность смерти Христа и силу Его воскресения.
В Ин. 7:39 говорится: «А сказал Он это о Духе, которого должны были получить те, кто уверовал в Него; ибо Духа ещё не было, потому что Иисус ещё не был прославлен». Это означает, что до прославления Господа составного Духа ещё не было. Дух Божий был в 1-й главе Бытия, а Святой Дух участвовал в рождении Христа. Христос был зачат посредством Святого Духа. Но как ясно показывает Эндрю Мюррей в пятой главе своей книги «Дух Христа», титул «Святой Дух» не употреблялся в Ветхом Завете. Первый раз о Святом Духе говорится в начале Нового Завета в связи с зачатием Христа. То, что Христос был зачат от Святого Духа, означает, что Его человечество, будучи частью Божьего творения, является святым. Осуществивший зачатие Дух на греческом языке назван «Дух, Святой». Хотя Святой Дух присутствовал при зачатии Господа Иисуса, Духа ещё не было, пока Христос не был воскрешён, прославлен. Только тогда составление Духа было завершено.
В писаниях Иоанна редко используется выражение «Святой Дух». Но Иоанн часто говорит о Духе, особенно в Откровении. «Кто имеет ухо, пусть услышит, что Дух говорит церквям» (Отк. 2:7). Эти слова неоднократно повторяются во 2-й и 3-й главах. Затем, в Отк. 14:13, сказано: «Да, говорит Дух…», а в Отк. 22:17 говорится: «И Дух и невеста говорят: Приди!»
В своём Первом послании Иоанн делает акцент на помазании. В 1 Ин. 2:20 говорится: «И вы имеете помазание от Святого, и вы все знаете». В 1 Ин. 2:27 Иоанн говорит: «Помазание, которое вы получили от Него, пребывает в вас, и вы не имеете нужды, чтобы кто-нибудь учил вас; а как Его помазание учит вас относительно всего — и оно истинно и не есть ложь — и как оно и научило вас, пребывайте в Нём». Когда Иоанн писал эти стихи, он, несомненно, думал о святом масле помазания, изображённом в 30-й главе Исхода.
Знаете ли вы, что такое помазание? Помазание — это движение, «окрашивание», составного Духа. У всех нас внутри происходит такое помазание, такое окрашивание. Кроме того, помазание, которое мы получили, учит нас.
Мы поклоняемся Господу за то, что за эти годы Он ясно показал нам составного Духа. В прошлом многие христиане переживали только Пасху, манну и в лучшем случае живую воду. В своих христианских переживаниях они не достигали того этапа, на котором они причащались бы составного Духа.
Почему столь многим христианам не удаётся переживать составную масть? Дело в том, что этот Дух предназначен для созидания духовного дома и для святого священства. Во 2-й главе Первого послания Петра мы видим духовный дом, а также святое священство. Подобным образом в Исходе мы видим скинию и священство. В главах с 25-й по 27-ю показана скиния. Это соответствует духовному дому во 2-й главе Первого послания Петра. Затем, в 28-й и 29-й главах, мы видим священство. Таким образом, у горы Синай были приготовлены, во-первых, скиния и, во-вторых, священство. После откровения о скинии и священстве мы видим описание составной масти. Это показывает, что масть предназначена для Божьего жилища и для священства.
Если нас не интересует Божье строение и Божье священство, мы не можем переживать составного Духа. Из-за того что духовный дом не созидался, христиане на протяжении многих столетий не могли увидеть истину о составном Духе. Священства при этом тоже не было. Масть предназначалась не просто для помазания отдельных священников. Согласно Исходу, помазать нужно было Аарона и его сыновей. Отсюда видно, что помазание предназначалось для священства, для сообщества священников. В Новом Завете слову «священство» соответствуют два греческих слова. Одно из этих слов обозначает священническую должность, а другое — сообщество, группу, священников. В Исходе мы видим не только священническую должность, но и совокупное сообщество священников, священство. Если мы хотим иметь помазание составного Духа, у нас должно быть Божье жилище и совокупное священство.
Дух, составленный в результате страданий Христа
Все пять элементов масла помазания — четыре благовония и оливковое масло — должны были пройти определённый процесс, состоявший либо в выдавливании, либо в разрезании. Например, если маслины не поместить под пресс, они не дадут оливкового масла. Точно так же, чтобы получить мирру и корицу, кора дерева должна быть каким-то образом рассечена. Мне говорили, что, когда из миррового дерева течёт смола, она похожа на слёзы. Это указывает на переживание страдания. Кровь и слёзы, исходящие из нашего тела, тоже являются признаками страдания. Когда из миррового дерева течёт смола, можно сказать, что оно плачет.
Как мы уже отмечали в предыдущем сообщении, корицу получают из внутренней части коры дерева, а кассию — из внешней части. Корицу можно использовать для стимуляции сердца, а кассию — для отпугивания насекомых и змей.
Все благовония готовились к использованию через страдания. Отсюда следует, что Дух Божий мог стать Духом Христа как составной мастью только через страдания Христа. На самом деле это составление является страданием. Именно посредством Христовых страданий «благовония» смешивались с «маслом» для образования составного Духа.
Господь Иисус страдал, претерпевая смерть, всю Свою жизнь, а не только в течение шести часов, когда Он был на кресте. Он начал страдать, как только родился. Эти страдания обозначает мирра. Мы уже говорили, что Господь Иисус жил распятой жизнью. Распятая жизнь — это жизнь страданий. Господа Иисуса постоянно распинали. Его распинали Его мать, Его братья по плоти и Его ученики. Каждый день Он жил жизнью распятия. Это — переживание мирры, капающей, как слёзы, из надреза на дереве.
После того как Господь Иисус родился, волхвы выразили, как они Его ценят, принеся Ему золото, ладан и мирру. Когда Он умер, Никодим и Иосиф из Аримафеи тоже выразили, как они ценят Господа, помазав Его тело миррой при погребении. Таким образом, и в начале жизни Господа на земле, и в конце, то есть и при Его рождении, и при Его смерти, присутствовала мирра. Это показывает, что жизнь Господа от рождения до смерти была жизнью страданий, жизнью слёз. Он жил распятой жизнью, жизнью мирры.
Нам нужно научиться применять мирру в своём переживании. Где сегодня находится смерть Христа и как мы можем применять её? Смерть Христа находится в Духе. В английском языке слово «дух» в некоторых контекстах может означать эссенцию вещества, экстрагированную в виде жидкости путём дистилляции. Таким образом, экстракт какого-либо вещества является «духом» этого вещества. Подобным образом алоэ с миррой, которыми помазали тело Господа Иисуса для погребения, тоже можно считать своего рода «духом». Когда растение, зерно или другое вещество подвергается давлению, из него можно извлечь «дух» этого вещества. Мы можем применить этот принцип к смерти Господа и задать такой вопрос: что является экстрактом смерти Христа? Экстрактом смерти Господа является определённый элемент в Духе Христа. Подлинной сущностью или элементом любого вещества является его дух. Например, когда мы пьём чай, мы на самом деле пьём «дух», экстракт, этого чая. Действенность чая находится в его экстракте, его духе. Подобным образом действенность Христовой смерти является одним из элементов составного Духа.
Говоря о субъективном переживании креста Христова, Джесси Пен-Льюис делала акцент на Духе. В своих трудах она много говорит о Духе. Альберт Симпсон тоже получил некоторое видение в отношении субъективного аспекта смерти Христа. Но в том, что касается субъективного переживания креста, он, в отличие от Джесси Пен-Льюис, не делал большого акцента на Духе. То, что показал А. Симпсон, хорошо с точки зрения доктрины, но мало пригодно с точки зрения переживания. Говоря об отождествлении с Христом в Его смерти, А. Симпсон делал акцент на том, что мы должны считать себя мёртвыми. Он даже написал на эту тему гимн.
Брат Вочман Ни отмечал, что, если мы хотим переживать смерть Христа, нам нужен Дух. Он также говорил, что раскрытый в 6-й главе Послания к римлянам факт в отношении того, что наш старый человек распят с Христом, можно переживать только посредством Духа в 8-й главе. Иначе говоря, без Духа мы не можем переживать смерть Христа. О факте нашего отождествления с Христом в Его смерти говорится в 6-й главе Послания к римлянам, но о переживании этого факта говорится в 8-й главе.
В 8-й главе Послания к римлянам для описания Духа используются по крайней мере четыре выражения: «Дух жизни», «Дух Божий», «Дух Христа» и «Дух Того, кто воскресил Иисуса из мёртвых». Самый важный аспект Духа в 8-й главе — это не Дух Божий, не Дух жизни и не Дух Того, кто воскресил Христа из мёртвых; ключевой аспект Духа в этой главе — это Дух Христа.
Титул «Христос» подразумевает воплощение, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение. Христос — это Помазанник. Как Божий Помазанник, Христос прошёл через рождение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение. Сегодня в Духе Христа содержится экстракт Его смерти, воскресения и вознесения и даже экстракт Его рождения и человеческого жития. Таким образом, Дух Христа — это Дух, экстракт, рождения Христа, Его человеческого жития, смерти, воскресения и вознесения. Как мы уже увидели, дух вещества — это экстракт этого вещества. Применив этот принцип к Духу Христа, мы можем сказать, что экстракты рождения Христа, Его жития, смерти, воскресения и вознесения теперь являются элементами Духа Христа. Таким образом, в одном Духе есть действенность рождения Христа, Его жития, смерти, воскресения и вознесения.
Мы можем получить такое понимание Духа Христа только посредством переживания. Когда мы ходим согласно духу, у нас есть воплощение Христа и Его человеческое житие. Мы не просто подражаем образу жизни Христа. У нас также есть Его смерть, воскресение и вознесение.
Без Духа Христа мы не можем переживать то, что мы посажены с Христом на небесах (Эф. 2:5-6). Некоторые учителя Библии преподносят сказанное в Эф. 2:5-6 просто как доктрину. Они утверждают, что мы посажены с Христом в небесных пределах по положению и что нам нужно просто принимать этот факт верой. Но когда мы верим, что по положению мы посажены с Христом на небесах, ничего не происходит. Павел учит нас не этому. Согласно учению Павла, экстракт Христова вознесения содержится в Духе Христа. В Духе мы переживаем то, что мы посажены с Христом на небесах.
У большинства сегодняшних христиан мало духовных переживаний. Но в Своём восстановлении Господь движется вперёд. Мы не можем отрицать, что по Его милости и благодати мы многому научились за эти годы в том, что касается Духа. От других учителей Библии мы получили свет доктринально. Из переживания мы поняли, что просто считать себя мёртвыми и принимать своё положение верой не получается. Некоторые учителя Слова утверждают, что нам нужно принимать свершившиеся факты верой. Согласно такому пониманию, нам не нужно ничего делать; нам лишь нужно верить фактам. Я пытался практиковать это, но у меня ничего не получалось. Чем больше я пытался верить фактам, тем более мёртвым я становился. Я не переживал божественную стимуляцию. Но я могу засвидетельствовать, что, когда я молился и соприкасался с Духом, я переживал стимулирующее действие Господа.
В прошлых веках многие святые переживали Духа, хотя у них не было озарения в отношении составного Духа. Когда они молились, Дух стимулировал их и они естественным образом переживали содержащийся в Духе элемент смерти Христа. Они переживали его, потому что посредством молитвы они входили в Духа. Находясь в Духе, они переживали содержащийся в Духе Христа экстракт Его смерти. Им не нужно было считать себя мёртвыми и им не нужно было принимать своё положение верой. Просто находясь в Духе, они переживали действенность смерти Христа.
Сегодня нам также нужно переживать действенность Христовой смерти на практике. Когда мы находимся в Духе, переживая экстракт Христовой смерти, наша плоть, наш нрав и наша природная предрасположенность умерщвляются. Более того, нашей природной благости тоже кладётся конец. Мы даже начинаем ненавидеть эту природную благость, поскольку осознаём, что она берёт начало в нашем природном рождении. Когда мы молимся и соприкасаемся с Духом, мы начинаем осознавать, что Богу не нужно ничего, что исходит из нашей природной жизни. Природная благость — это подражание Духу.
Когда я был в Китае, меня смущало то, что поведение многих учеников Конфуция было лучше поведения многих христиан. Ученики Конфуция были терпеливыми, добрыми, благожелательными и готовыми помочь. Однако это хорошее поведение было природным. Оно не имело ничего общего с Духом.
Большинство христиан живут жизнью подражания. Неверующие тоже могут быть добрыми, смиренными, терпеливыми и готовыми помочь. Это, разумеется, не имеет ничего общего с Духом. Если мы, христиане, живём таким образом, то мы просто делаем что-то подобное масти, что строго запрещено в 30-й главе Исхода. Тем не менее во многих религиозных собраниях христиан учат и призывают жить жизнью подражания. Их убеждают быть добрыми, любящими и честными — и всё это без Христа и без Духа. Это — мерзость в глазах Бога. Возможно, что мы делаем то же самое. Если мы не увидим истины о составном Духе, наша повседневная жизнь будет такой же, как и у людей, подражающих Духу.
Ученики Конфуция практикуют его этические учения. Они утверждают, что Конфуций — их учитель и что они уважают его. Это одна из сторон восточной культуры. Однако на Западе практикуют нечто очень похожее под именем Христа и в атмосфере библейского учения. В обоих случаях люди ведут себя природным образом. Западная культура находится под влиянием Библии, подобным образом китайская культура находится под влиянием этических учений Конфуция. Иначе говоря, учения Конфуция имеют нравственное влияние в Китае, а учения Библии оказывают нравственное влияние на западную культуру. Если мы живём, находясь под этим влиянием, мы будем лишь подражать Духу.
На самом деле, если мы живём согласно этике, то любое такое житие является чем-то искусственным. Люди могут проявлять терпение, но это терпение искусственное. Существуют искусственные цветы и настоящие цветы. Поскольку настоящие цветы органические, они живут и они растут. В этих цветах есть элемент жизни. У искусственных цветов может быть такой же цвет, форма и внешний вид, как у настоящих, но в них нет элемента жизни. Некоторые христиане и некоторые ученики Конфуция ведут себя как смиренные, терпеливые и любящие люди. Их смирение, терпение и любовь внешне могут походить на плод Духа, описанный в 5-й главе Послания к галатам. Однако плод Духа является органическим и полным жизни, а хорошее природное поведение в соответствии с этикой является мёртвым делом. В этом нет никакой жизни. Те, кто живёт согласно этике Конфуция, совершают мёртвые дела. А что мы скажем о христианах, которые подражают Духу, живя согласно своей природной благости? Их житие тоже является искусственным и безжизненным, это подражание составному Духу.
Не относитесь к этим словам о составном Духе просто как к доктрине. Нам нужно понять их с точки зрения переживания и научиться применять их на практике.