(12)
Тексты Писания: Исх. 28:30; Лев. 8:8; Числ. 27:21; Втор. 33:8-10; Эздр. 2:63; 1 Цар. 23:6, 9-12; 28:6
В этом сообщении мы продолжим наше изучение Урима и Туммима. В Исх. 28:30 говорится: «И вложи в нагрудник суда Урим и Туммим, и пусть они будут на сердце Аарона, когда он входит предстать перед Иеговой, и пусть Аарон носит суд детей Израиля на своём сердце перед Иеговой постоянно». Я полагаю, что Урим и Туммим — это самые таинственные предметы, относящиеся к одеждам первосвященника. Если мы хотим понять Урим и Туммим, нам нужно изучать Ветхий Завет, а также принимать во внимание свои духовные переживания.
Изучая Урим и Туммим, нам нужно придерживаться того принципа, что прообразы в Исходе, Левите, Числах и Второзаконии являются прообразами Христа. В этих книгах мы видим прообразы индивидуального Христа, а также совокупного Христа, церкви. Это означает, что в Пятикнижии содержатся и прообразы Самого Христа, и прообразы Христа с церковью. Например, Ковчег — это прообраз Христа, а скиния, сделанная из сорока восьми брусьев, — это прообраз церкви. Кроме того, мы видим прообразы Христа и церкви в священнических одеждах. Эфод — это прообраз выражения Христа, а нагрудник, который носил первосвященник, — это прообраз церкви. Таким образом, нагрудник на эфоде — это прообраз церкви, которую Христос несёт на Себе.
Я бы посоветовал святым уделить необходимое время изучению прообразов Христа с церковью в Пятикнижии. Я очень благодарен Господу за то, что в течение тех лет, которые я провёл с Братиями, я изучал библейские прообразы. Многие прообразы не являются чем-то новым для меня. Однако чтобы понять, как эти прообразы применяются к нашему переживанию, необходимо их дальнейшее изучение. В этом сообщении мы будем изучать Урим и Туммим согласно Ветхому Завету, а также попытаемся применить этот прообраз к нашему переживанию исходя из сегодняшней нужды.
Применение Урима и Туммима в Ветхом Завете
Помимо Исх. 28:30 в Ветхом Завете существуют и другие стихи, где говорится об Уриме и Туммиме. В Лев. 8:8 говорится: «И возложил он на него нагрудник, а в нагрудник вложил Урим и Туммим». В Числ. 27:21 Господь сказал Моисею об Иисусе Навине: «И пусть он стоит перед Элеазаром, священником, и пусть он спрашивает за него посредством суда Урима перед Иеговой. По его слову пусть выходят, и по его слову пусть входят он и все дети Израиля с ним — всё общество». В Эздр. 2:63 и Неем. 7:65 об Уриме и Туммиме говорится в связи с теми историческими событиями. В Эздр. 2:63 говорится: «И правитель сказал им, чтобы они не ели от святейших святынь, пока не восстанет священник с Уримом и Туммимом». Урим и Туммим также упоминаются во Втор. 33:8-10 и в 1 Цар. 23:6, 9-12 и 1 Цар. 28:6.
Понять Урим и Туммим нам помогло приложение в книге Дэвида Барона «Древние Писания и современные евреи». Урим и Туммим представляли собой два предмета, которые были вложены в нагрудник в дополнение к двенадцати драгоценным камням. Еврейское слово «урим» означает «светы», «осветители», а слово «туммим» означает «дополнители», «завершители». После того как в нагрудник были вложены Урим и Туммим, он стал нагрудником суда.
Согласно истории в Ветхом Завете, Урим и Туммим возлагали на разных людей. Первым, на кого был возложен Урим и Туммим, был Аарон (Лев. 8:8). Хотя Аарон и носил нагрудник с Уримом и Туммимом, маловероятно, что он когда-либо воспользовался Уримом и Туммимом. В то время, когда Аарон был первосвященником, Моисей ещё был жив. Моисей был выдающейся личностью, и в Библии говорится, что Бог говорил с ним напрямую, без каких-либо средств, приспособлений или посредников. В Исх. 33:11 говорится: «И Иегова говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорит со своим товарищем». В Числ. 12:8 мы видим, что Господь говорил с Моисеем «лицом к лицу — явно, а не загадками». Господь говорил с Моисеем прямо и доверительно, поэтому, пока Моисей был жив, Господу не нужно было возвещать Свою волю Аарону посредством Урима и Туммима. Аарон умер раньше Моисея. Так что, хотя Аарон и носил эфод с нагрудником, Уримом и Туммимом, он не использовал их. Другими словами, во время священства Аарона Бог не говорил со Своим народом через Урим и Туммим, поскольку у Него был Моисей — человек, с которым Он говорил лицом к лицу.
Впоследствии Урим и Туммим были возложены на Элеазара, сына Аарона. После того как Аарон и Моисей умерли, Иисус стал тем, кто повёл детей Израиля дальше. Однако Бог не говорил с ним так, как Он говорил с Моисеем. Бог попросил Моисея дать повеление Иисусу, чтобы тот, когда он захочет узнать Божью волю или Божье водительство, шёл к священнику (Числ. 27:21). В то время первосвященником был Элеазар. Поэтому, чтобы получить откровение о Божьей воле посредством Урима и Туммима, Иисус должен был идти к Элеазару.
Согласно приложению в книге Дэвида Барона, именно через Урим и Туммим стало известно, что грех, приведший к поражению детей Израиля у Гая, был совершён Аханом. Это записано в Иис. Н. 7:16-21. Посредством Урима и Туммима было указано колено, семейство и конкретный человек.
Священниками-левитами для Израиля
После Элеазара Урим и Туммим возлагались на каждого первосвященника-левита для Израиля (Втор. 33:8-10; Эздр. 2:63; Неем. 7:65). Во Втор. 33:8-10 мы видим, какими качествами должен обладать человек, чтобы получать откровение через Урим и Туммим. Этот человек должен быть не только святым, но и набожным. Быть набожным — значит являть набожность, то есть быть единым с Богом. Набожный человек не только предан Богу, но и един с Богом. Если человек просто святой, он, возможно, предан Богу, но если он набожный, он также един с Богом. Во Втор. 33:8-9 говорится: «А о Левии он сказал: Да будут Твой Туммим и Твой Урим у Твоего верного [или: «набожного»] человека, которого Ты испытал в Массе, с которым Ты состязался при водах Меривы, — у того, который сказал о своём отце и своей матери: „Я не смотрю на него“, и своих братьев он не признавал и своих детей не узнавал; ибо они соблюдали сказанное Тобой и хранили Твой завет». В стихе 9 мы видим, что эти набожные люди не были отделены от Бога. Даже члены их семей не отделяли их от Бога. Это во многом перекликается с тем, что Господь Иисус сказал в Евангелиях: «Тот, кто любит отца или мать больше, чем Меня, не достоин Меня; и тот, кто любит сына или дочь больше, чем Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:37). Господь Иисус также сказал: «Если кто-нибудь приходит ко Мне и не ненавидит собственного отца, и мать, и жену, и детей, и братьев, и сестёр, и притом даже собственную душу-жизнь, он не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26). Даже в ветхозаветные времена Моисей в принципе учил тому же, чему учил Господь Иисус: даже наши семейные связи не должны отделять нас от Господа.
Далее, во Втор. 33:10, говорится: «Пусть они показывают Твои предписания Иакову и Твой закон Израилю; пусть кладут курение перед Твоими ноздрями и целые жертвы всесожжения на Твой жертвенник». Согласно этому стиху, те, кто имел право использовать Урим и Туммим, также приносили всесожжения и курение. И всесожжение, и курение были сладким благоуханием для Господа. В системе прообразов только эти две вещи являлись таким приятным ароматом для Бога. Бог обонял аромат, исходивший от всесожжения, и Он получал особое удовольствие от аромата, исходившего от курения внутри скинии. И всесожжение, и курение являются прообразами Христа. Таким образом, набожные люди приносят Христа Богу как всесожжение и как сладкое курение. Сжигать курение — значит приносить Богу Христа как благоуханное курение. Если мы поистине едины с Богом, мы должны приносить всесожжение и сжигать курение, чтобы Он наслаждался их сладким ароматом.
Теперь мы видим, какими качествами обладали священники, то есть те, в чью обязанность входило использовать Урим и Туммим, чтобы Бог мог говорить со Своим народом. Священники были набожными людьми; они оставались в непосредственном контакте с Богом, и они приносили Ему всесожжение и курение. Это давало им право использовать Урим и Туммим.
В Первой книге царств мы видим, что обстановка среди Божьего народа стала ненормальной. Большинство священников было убито царём Саулом, а священник Авиафар убежал к Давиду. В 1 Цар. 23:6 говорится: «Когда Авиафар, сын Ахимелеха, убежал к Давиду в Кеилу, он пришёл с эфодом в своей руке». Урим и Туммим, несомненно, были прикреплены к эфоду. В 1 Цар. 23:9-12 мы видим, что при помощи Урима и Туммима Авиафар давал ответы Господа на вопросы Давида о Сауле. Велев священнику Авиафару принести эфод, Давид сказал: «Иегова, Бог Израиля, Твой слуга достоверно услышал, что Саул ищет возможности прийти в Кеилу, чтобы уничтожить город из-за меня. Отдадут ли меня люди Кеилы в его руку? Придёт ли Саул, как слышал Твой слуга? Иегова, Бог Израиля, открой же Твоему слуге» (ст. 10-11). Посредством Урима и Туммима Господь сказал Давиду, что Саул придёт и что люди в Кеиле предадут Давида в руки Саула. Таким образом, через Урим и Туммим, который использовал священник Авиафар, Давид получил ответ на два практических вопроса. Давид получил чёткий ответ через Урим и Туммим как небесную пишущую машинку.
Поскольку Давид был набожным человеком, Господь ответил ему через Урим и Туммим. Однако царь Саул не был набожным, и он не мог получить никаких ответов через Урим и Туммим. Таким образом, Урим и Туммим работали для Давида, но не работали для Саула. Давид был набожным человеком, но Саул не был набожным. По сути, в какой-то момент Бог отказался иметь с ним какое-либо дело. В 1 Цар. 28:6 говорится: «И Саул спросил Иегову; но Иегова не отвечал ему ни через сны, ни через Урим, ни через пророков». В этом стихе ясно показано, что Урим и Туммим были недоступны для Саула.
В 1 Цар. 28:6 показаны три способа, при помощи которых Бог даёт откровение; это — сны, Урим и пророки. Какой из способов предпочли бы вы? Я бы не хотел, чтобы этим способом были сны. Будет лучше, если Бог скажет мне что-то напрямую, а не посредством сна. (Однако по своему опыту я знаю, что некоторые сны — от Бога и что Он действительно открывает какие-то вещи при помощи снов.) Или, может быть, вы хотите, чтобы Бог говорил с вами через пророка? Бог воздвигал пророков, потому что священники и цари не оправдали Его ожиданий. Поскольку Бог не мог двигаться дальше со священниками и царями, Он воздвиг пророков. Вот почему в Ветхом Завете мы видим сначала священников, потом царей, а затем пророков. Тем не менее некоторым христианам нравится слышать, когда кто-то подобно ветхозаветным пророкам провозглашает: «Так говорит Господь». Если вам нравится, когда так говорят, и вы предпочитаете, чтобы Бог говорил через пророков, то, возможно, у вас нет близких отношений с Господом. Если же у вас будут глубокие и личные отношения с Господом, то вы будете священником с Уримом и Туммимом. Нам следует предпочитать говорение Бога не через сны и не через пророков, а через Урим и Туммим. Мы не сновидцы и не пророки; мы — священники с Уримом и Туммимом.
Христос как свидетель и осветитель
Урим и Туммим — это прообразы Христа. Примечательно, что к нагруднику были добавлены два предмета, а не один и не три. Два — это число свидетельства, и эти два предмета, Урим и Туммим, показывают, что Христос является свидетелем, свидетельством. Христос — это и Урим, и Туммим. Будучи средством, при помощи которого Бог говорит с нами, Христос является свидетельством. Он живой свидетель. В Отк. 3:14 Он называет Себя верным и истинным Свидетелем. Из нашего переживания мы знаем и понимаем, что Христос действительно является Божьим свидетелем, Божьим свидетельством.
Урим — это прообраз Христа как светов, осветителей. Христос, несомненно, является светом, и Он также истинный осветитель. Это легко понять, потому что в Новом Завете Христос говорит о Себе: «Я есть свет мира (Ин. 8:12). Кроме того, Павел провозглашает, что Христос сияет на нас и озаряет нас: «Поэтому Он говорит: „Пробуждайся, спящий, и восстань из мёртвых, и осветит тебя Христос“» (Эф. 5:14).
Христос сияет посредством Духа и креста
В книге «Древние Писания и современные евреи» в приложении говорится, что Урим содержал масло, а огонь, которым зажигали масло, брали с жертвенника. Этот огонь исходил от Бога. Следовательно, огонь, которым зажигали масло в Уриме, чтобы он сиял, был божественным огнём, небесным огнём. Это имеет большое значение. Масло является прообразом Духа, а огонь брали с жертвенника, который является прообразом креста. Как осветитель, Христос, несомненно, имеет масло, Духа. Этот Дух горит посредством креста. Сегодня Христос как осветитель сияет посредством горящего Духа.
Я прошу вас подумать над значением Урима в свете вашего духовного переживания. Даже если ваше переживание ограничено, вы должны были в какой-то мере переживать сияние Христа в вас. Разве вы не осознаёте, что этот сияющий Христос работает посредством Духа, а также посредством креста? Возможно, у нас нет слов, чтобы объяснить это, но в своём переживании мы осознаём, что, когда Христос сияет внутри нас, животворящий Дух горит и крест работает. В нашем переживании Христа как осветителя, как Того, кто сияет, присутствует крест, Дух и Сам Христос.