(5)
Тексты Писания: Исх. 27:4-7; 38:5; Ис. 53:8, 10; 2 Пет. 3:18; 2 Кор. 5:21; Рим. 3:23-26; Евр. 9:14; Гал. 3:13-14; Деян. 1:8; 2:38; Эф. 1:13-14; Гал. 3:3
Некоторые читатели Библии думают, что жертвенник всесожжения представлял собой стол, на который клали приношения, то есть что-то вроде ящика с жертвами наверху. На самом деле жертвенник представлял собой некую оболочку. У него были четыре стенки и решётка посередине, но сверху и снизу у него ничего не было. Мы знаем из 27-й главы Исхода, что жертвенник был пять локтей в длину, пять локтей в ширину и три локтя в высоту. В Исх. 27:4-7 говорится о решётке, кольцах и шестах. Если жертвенник лишить решётки с четырьмя кольцами и двух шестов, которые вставлялись в кольца, то он превратится в пустую оболочку, пустой ящик. Много лет тому назад моё внимание было сосредоточено на этом «ящике», но я ничего не помню о решётке, кольцах и шестах. Кажется, что эти предметы не произвели на меня особого впечатления. Всякий раз, когда я думал о жертвеннике всесожжения, в моём представлении возникала лишь оболочка, ящик. Однако содержанием жертвенника являются решётка, кольца и шесты. Более того, эти предметы являются действительностью, силой и мощью жертвенника. У жертвенника есть мощь, сила и действительность благодаря его содержанию.
Как мы уже говорили, решётка располагалась на высоте, равной половине высоты жертвенника, и проходила от одной стороны до другой. Судя по всему, решётка была тяжёлой и прочной. В противном случае она не смогла бы нести на себе вес дров и жертв. Судя по всему, она была сделана из бронзы и благодаря этому могла выдержать жар огня.
Рассмотрим, что изображает этот прообраз и что он обозначает. Внутри оболочки жертвенника находилась решётка (сетка), а сверху на эту решётку клали дрова и жертвы, которые затем сжигали. Когда приношения и дрова сгорали, пепел падал на землю, а дым поднимался как благоуханный запах Богу для Его удовлетворения. Таким образом, благоуханный запах предназначался для Божьего удовлетворения, а пепел был доказательством того, что приношение было принято Богом. Когда Бог обонял сладкое благоухание, Он был удовлетворён и доволен. Когда принёсший жертву человек видел пепел, его совесть могла быть спокойна, так как пепел служил доказательством того, что жертва принята Богом, а принёсший её человек прощён. Решётка была связана и с благоуханием, и с пеплом. Благоухание было над решёткой, а пепел был под ней.
Решётка обозначает нечто большее, чем просто искупление Христа. Согласно Библии, Христос неотделим от Своего искупления. Наше искупление — это Сам Христос. Искупление — это не просто событие, искупление — это Личность. Решётка, несомненно, обозначает искупление Христа, но фактически она обозначает искупающего Христа. Решётка — это прообраз Христа в Его искуплении.
Чтобы понять, почему решётка является прообразом искупающего Христа, нам нужно сравнить решётку с крышкой умилостивления Ковчега. Согласно Рим. 3:25, крышка заглаживания, или крышка умилостивления, — это Сам Христос. Умилостивление — это не просто действие, совершённое Христом; умилостивление — это Сам Христос. Совершивший умилостивление Сам является крышкой умилостивления. Крышка Ковчега — это Личность, Христос, в Его совершении умилостивления. По тому же принципу решётка обозначает Христа, Искупителя, в Его искуплении, то есть она обозначает Самого Христа в Его искупительной работе.
Как мы уже увидели, пепел был свидетельством, доказательством, подтверждением того, что жертва принята Богом и что принёсший её человек получил прощение своего греха или своих грехов. В результате Бог наслаждался ароматом Христова искупления, а принёсший жертву человек наслаждался миром.
Важно, чтобы мы увидели, что решётка находилась не внизу жертвенника и не наверху. Она находилась посередине, то есть на одинаковом расстоянии между верхом и низом. Это показывает, что Божий суд над Христом был не просто внешним, а внутренним. Христос понёс Божий суд не только на Своих плечах; Он понёс его в Своём сердце. В Пс. 22:14, где говорится о страданиях Христа на кресте, сказано: «Моё сердце — как воск, растаяло внутри меня». Отсюда видно, что, подвергаясь Божьему суду, Христос подвергался суду не только внешне, но и внутренне. В этом значение того, что решётка находилась внутри жертвенника и посередине его, то есть не наверху и не внизу. Христос подвергался Божьему праведному суду не просто внешне, но и внутренне.
Мы не можем в полной мере описать Христа, Его крест и Его искупление. Мы не всё понимаем, и мы не способны полностью выразить то, что мы понимаем. Поэтому мы благодарны за то, что жертвенник всесожжения является такой картиной. Эта картина изображает такие подробности, о которых ясно не говорится в Новом Завете.
Если вы прочитаете все двадцать семь книг Нового Завета и изучите все стихи, относящиеся к Христову искуплению, смерти Христа или кресту Христа, у вас всё равно не будет ясной картины того, чем является смерть Христа. Христова смерть — это великая и всеобъемлющая смерть. Библия показывает, что это не временная смерть, а вечная смерть. Согласно Отк. 13:8, в глазах Бога Христос был заклан от основания мира. Поэтому Он является вечным Искупителем, а Его смерть, в отличие от смерти грешных людей, является вечной смертью.
Мы не можем понять смерть Христа полностью. Некоторые аспекты искупающей смерти Христа просто невозможно объяснить. Однако решётка обозначает всеобъемлющего Христа с Его вечной смертью. Он подвергся жжению праведного Божьего суда и понёс его тяжесть. Всё это изображает картина жертвенника, но мы всё равно не можем полностью понять все подробности, относящиеся к Христовой смерти.
В жертвеннике есть часть, которую я не могу полностью понять; это — выступ. В отношении выступа и решётки употребляются два слова: «под» и «внизу». Я думаю, что выступ с решёткой внизу образовывал место сжигания. Как я уже отмечал, выступ, судя по всему, защищал дерево акацию внутри обложенных бронзой четырёх стенок жертвенника от обугливания в результате сильного жара. Но я не могу точно сказать, каково духовное значение выступа. Возможно, он обозначает поддержку, оказанную Христу, когда Он подвергался Божьему суду на кресте. Когда Христос подвергался жжению Божьего праведного суда, Он, как человек, несомненно, нуждался в какой-то поддержке. Выступ может обозначать поддержку, оказанную искупающему Христу.
Задумайтесь ещё раз над картиной жертвенника с решёткой. Когда дрова и жертвы сжигались на решётке, сладкое благоухание поднималось к Богу, а дрова и жертвы превращались в пепел. Я хочу повторить: пепел — это убедительное подтверждение того, что Бог принял нас и простил наши грехи. Поэтому у нас может быть мир. Символом этого является пепел. Таким образом, пепел предназначен для нас, а сладкое благоухание — для Бога. Пусть все мы ясно увидим искупающего Христа, обозначением которого является решётка и жертвенник всесожжения.
Искупающий Христос завершается Духом
Решётка завершается четырьмя кольцами. Кольца не добавлялись к решётке и не приваривались к ней. Согласно повествованию, четыре кольца выходили из решётки. Я полагаю, что на четырёх концах решётки поперечные прутья вставлялись в отверстия в стенке. Я также полагаю, что выступавшим из отверстий жертвенника концам прутьев придавалась форма колец. Таким образом, кольца были неотделимы от решётки и образовывали с ней одно целое. Я не думаю, что сначала была изготовлена решётка, а затем были сделаны кольца и присоединены к решётке.
То, что кольца были одним целым с решёткой, указывает на то, что искупающий Христос завершается Духом. Дух не добавляется к Христу. Некоторые христиане считают, что Дух был добавлен к Христу. Но согласно откровению в Библии, Христос завершается всеобъемлющим Духом. Иначе говоря, всеобъемлющий Дух тождественен Христу, а Христос тождественен всеобъемлющему Духу.
В четырёх Евангелиях показана решётка — искупающий Христос. Искупающий Христос целиком и полностью является Личностью Духа. Он был рождён от Духа, Он был наполнен Духом, и Он всегда находился под водительством Духа. В итоге этот искупающий Христос завершился всеобъемлющим Духом. Другими словами, согласно Новому Завету, искупающий Христос стал животворящим Духом (1 Кор. 15:45).
В ночь перед распятием Господь Иисус сказал Своим ученикам, что к ним придёт другой Утешитель (Ин. 14:16). Этим пророчеством Господь показал, что Утешителем будет Он Сам. Он, Господь Иисус, будет вторым Утешителем. Когда Он говорил об этом, Он был первым Утешителем. Таким образом, первый Утешитель — это искупающий Христос, а второй Утешитель — это животворящий Дух. Второй Утешитель — это не кто-то другой. Просто первый Утешитель вернулся в другом виде, в виде второго Утешителя. На это указывает прообраз решётки, завершающейся четырьмя кольцами.
Много лет тому назад, находясь в организованном христианстве, я считал, что Дух и Христос отделены друг от друга. Я думал, что Христос взошёл на небо и пребывает там, а Дух вместо Него сошёл на землю. Это означает, что первый ушёл, а второй пришёл. Но благодаря изучению Библии и по мере того как у меня появлялось всё больше переживаний, я начал понимать, что двое — Христос и Дух — это одно. Второй, Дух, становится завершённостью первого, Христа, а Христос обретает завершённость в Духе.
В Библии, в 1 Кор. 15:45, говорится, что последний Адам стал животворящим Духом. Кто такой последний Адам? Последний Адам — это искупающий Христос. Теперь этот последний Адам, искупающий Христос, является животворящим Духом.
Чтобы что-то сжигать, жертвеннику нужна решётка, но чтобы двигаться, жертвеннику нужны четыре кольца. Однако кольца были неотделимы от решётки. Размышляя над этой картиной, мы видим, что Христос, Искупитель, является решёткой, а Дух, прообразом которого служат кольца, предназначен для укрепления и движения. Как мы уже увидели, четыре кольца несли на себе вес решётки вместе с дровами и жертвами. Если бы не было колец, то решётка и всё, что было над ней, упало бы на землю. Без четырёх колец у решётки не было бы поддержки и крепости. Решётка могла находиться на своём месте и нести на себе большой вес всего, что подвергалось Божьему горящему суду, благодаря тому что её поддерживали четыре кольца. Таким образом, в кольцах была заключена не только сила для движения, но и крепость для поддержания решётки.
Личный Христос и личное искупление
Если у нас нет Христа, который завершается Духом, то Христос будет для нас просто исторической личностью, а Его искупление — не более чем доктриной. Сегодня для многих христиан Христос является исторической личностью, а искупление Христа — всего лишь доктриной. У них нет личного переживания Христа и Его искупления. Для них Христос и Его искупление — это нечто исключительно объективное. Христос объективен исторически, а искупление объективно доктринально.
Я могу засвидетельствовать, что до спасения Христос и искупление были для меня чем-то объективным. В то время у меня не было никакого переживания Христа и Его искупления. Но благодаря тому что христианство было религией моей семьи, я защищал его. Я защищал Христа и крест. Но однажды я был по-настоящему спасён. Я коснулся Господа Иисуса в действительности, я принял Его и получил личное переживание Его искупления.
Сегодня существуют миллионы так называемых христиан, для которых Христос — это всего лишь исторический Искупитель, а искупление — это доктрина. У них нет личного Христа и личного искупления. Знаете, почему так происходит? Потому что для них Христос и Его искупление отделены от Духа. Вот почему в Господнем восстановлении мы должны касаться Христа в Духе и преподносить Его в Духе. Всякий раз, когда мы благовествуем, мы должны делать это в Духе. Наша решётка должна иметь четыре кольца. Наш искупающий Христос должен завершаться всеобъемлющим животворящим Духом.
Новый Завет составлен таким образом, что мы видим решётку, завершающуюся четырьмя кольцами. В четырёх Евангелиях мы видим искупающего Христа, обретающего завершённость в Духе. В конце Евангелий и в Деяниях мы видим Духа. Более того, во всех Посланиях акцент делается на Духе. Например, Павел велит нам ходить Духом (Гал. 5:16). Наконец, в последней книге Библии, Откровении, мы видим семикратно усиленного Духа (Отк. 1:4). В Отк. 22:17 сказано: «Дух и невеста говорят: Приди!» Таким образом, согласно Новому Завету, Дух является завершённостью искупающего Христа. Вот что такое решётка с четырьмя кольцами.
Движение креста посредством церкви в Духе
Теперь нам нужно сказать несколько слов о шестах. Шесты — это палки. Чтобы нести на себе вес жертвенника, и кольца, и шесты должны были быть очень крепкими. Если вы помните, жертвенник был квадратным со стороной в два с половиной метра и был сделан из дерева акации, обложенного бронзой. Следовательно, он был очень тяжёлым. Поскольку жертвенник весил так много, нужно было больше четырёх человек, чтобы нести его. Возможно даже, что для несения жертвенника требовалось шестнадцать человек. В Библии, конечно, не говорится, сколько их было. Главная мысль здесь в том, что несение жертвенника осуществлялось посредством совокупной общности людей.
Я употребил словосочетание «совокупная общность», чтобы показать, что движение креста осуществляется посредством церкви. Группа людей, несущих жертвенник, обозначает движение креста посредством церкви. Какой должна быть эта церковь? Эта церковь должна иметь четыре кольца; такая церковь пребывает в Духе — она не лишена Духа.
Картина жертвенника изображает искупающего Христа, всеобъемлющего Духа и церковь. Если крест Христов проповедуют отдельные люди, то этого недостаточно. Если мы индивидуалистичны, мы лишаемся силы, необходимой для проповеди креста. Крест Христов должна проповедовать церковь. Другими словами, именно Тело несёт крест Христов, несёт искупающего Христа во всеобъемлющем животворящем Духе.
Размышляя над жертвенником как прообразом, мы видим, что жертвенник с решёткой, кольцами и шестами обозначает весь Новый Завет. Новый Завет показывает искупающего Христа, Духа и церковь. Согласно Новому Завету, Христос, Искупитель, обретает завершённость во всеобъемлющем Духе, и в этом Духе церковь, Тело, несёт Христа и Его крест. Жертвенник движется посредством шестов, которые вставлены в кольца и находятся на плечах совокупной общности людей. Сегодня мы входим в число тех, кто несёт жертвенник. Мы подставили свои плечи под шесты, и мы несём искупающего Христа во всеобъемлющем Духе.
Сегодня мы нуждаемся в полном осознании искупающего Христа и подлинном переживании Духа. Нам нужно осознавать Христа и Его искупление, и нам нужно переживать Духа как завершённость искупающего Христа. Тогда мы станем живой церковью, которая несёт свидетельство, достигая четырёх углов земли.
В 5-й главе Откровения семь Духов, семь глаз Агнца, посланы во всю землю. Однако эти семь Духов посланы не одни; семь Духов посланы вместе с церквями. Поэтому, если мы не поедем в то или иное место, Дух не сможет там оказаться, поскольку Дух идёт в нас, с нами и через нас, членов Тела. Если шесты не отправятся в ту или иную часть земли, то как там окажутся кольца? Кольца идут туда, куда идут шесты. Когда шесты движутся, кольца движутся вместе с ними. Точно так же, когда шесты останавливаются, кольца останавливаются вместе с ними. Это означает, что если сегодня на земле не будет христиан, то не будет и движения Святого Духа. Дух движется с верующими. Другими словами, Дух движется с церковью. Церковь несёт силу Духа.
Те, кто нёс жертвенник, прежде всего несли шесты. Когда они несли шесты, они также несли кольца, а когда они несли кольца, они несли решётку вместе со всем жертвенником. Именно поэтому я говорю, что жертвенник с решёткой, кольцами и шестами охватывает весь Новый Завет. Размышляя над этой картиной, мы должны спросить себя, где мы находимся сегодня. Всем нам нужно подставить плечи под шесты, которые вставлены в кольца, несущие решётку. Мы должны быть людьми, которые несут искупающего Христа во всеобъемлющем Духе как свидетельство.