(2)
Как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете есть два основных служения, которые составляют царство Божье: священство и царствование. В Библии есть ещё и третий вид служения — служение пророка. Однако пророческое служение не является основным — оно представляет собой дополнение к священству и царствованию. Когда священство или царствование ослабевают, для их укрепления появляются пророки. Согласно Ветхому Завету, священство принадлежало колену Левия. В конечном итоге ветхозаветное священство завершилось Иоанном Крестителем — потомком этого колена. Подобным образом Иисус был завершением ветхозаветного царствования, которое принадлежало колену Иуды. Иисус пришёл как потомок Иуды, чтобы стать завершением царствования. С одной стороны, Иоанн Креститель и Иисус Христос положили конец ветхозаветному священству и царствованию; с другой стороны, они зародили новозаветное священство и царствование. Другими словами, они положили конец ветхозаветному устроению и начали новозаветное устроение.
Когда священство приводит людей к Богу, а царствование приносит Бога людям, появляется небесное правление, небесная власть. Это небесное правление представляет собой царство, которым сегодня является надлежащая церковная жизнь. Сегодняшняя церковная жизнь — это царство со священством и царствованием. Эта церковная жизнь будет продолжаться вплоть до тысячелетия. В тысячелетнем царстве по-прежнему будет священство и царствование. С одной стороны, мы, победители, будем священниками, а с другой стороны — царями. Таким образом, в тысячелетнем царстве священство и царствование будут даже сильнее, чем сегодня. Они будут поддерживать Божье царство на земле, чтобы Царь приобретал людей, а люди приобретали Царя. После тысячелетия больше не будет нужды в священстве. В вечности будет только царствование, потому что в новом небе и новой земле с Новым Иерусалимом все будут находиться в присутствии Бога. Тогда Бог будет с человеком. Поэтому больше не будет необходимости в том, чтобы священство приводило людей к Богу. В вечности присутствие Бога устранит священство. Тем не менее царствование останется, чтобы те, кто находится в Новом Иерусалиме, царствовали над народами, окружающими город. Такова основная мысль Библии в свете священства и царствования.
В предыдущем сообщении мы рассмотрели представляющего — Иоанна Крестителя. В этом сообщении мы рассмотрим слово представления, которое говорил Иоанн.
Слово представления, которое говорил Иоанн, — это краткое слово, однако оно является важным и всеобъемлющим. В Мф. 3:2 говорится: «Кайтесь, ибо приблизилось царство небес». Первое значительное слово в этом стихе — это слово «кайтесь». Иоанн начал своё служение с этого слова. Покаяться — значит изменить свой образ мыслей с вытекающим отсюда сожалением, совершить поворот в том, что касается целей. В греческом языке слово, переведённое как «каяться», означает «изменить свой образ мыслей». Покаяться — значит изменить своё мышление, свою философию, логику. Жизнь падшего человека проходит исключительно в соответствии с его мышлением. Всё, чем он является и что он делает, соответствует его образу мыслей. Когда вы были падшим человеком, вы направлялись вашим образом мыслей. Ваше мышление, ваша логика и философия управляли вашим образом жизни. До нашего спасения все мы находились под управлением нашего падшего мышления. Мы были далеко от Бога, и наша жизнь находилась в прямом противостоянии Его воле. Под влиянием нашего падшего мышления мы блуждали, уходя всё дальше и дальше от Бога. Но однажды мы услышали проповедь благовестия, которое говорило нам, чтобы мы покаялись, изменили образ наших мыслей, нашу философию и логику.
Именно таким было моё переживание, когда я был спасён. Я был подобен молодому жеребцу, бегущему туда, куда ему хочется. На самом деле я бежал не туда, куда хотелось мне, а куда хотелось дьяволу, потому что именно дьявол управлял мной через моё падшее мышление, угоняя меня далеко от Бога. Но однажды я услышал призыв покаяться — изменить свою философию, изменить свою логику и свои мысли. Слава Господу, я пережил огромную перемену! Я двигался в одном направлении, но, услышав призыв покаяться, я совершил поворот на сто восемьдесят градусов. Я полагаю, что мы все совершили такой поворот, который называется словом «обращение». При нашем обращении мы повернулись спиной к нашему прошлому и повернулись лицом к Богу. Вот что значит покаяться, пережить изменение образа мыслей.
Любой «-изм» представляет собой философию, которая управляет жизнью человека. Почти у каждой политической партии есть какой-нибудь «-изм», и этот «-изм» практически является неким богом. Но у нас нет «-изма» — у нас есть Господь. У нас есть Бог. Раньше мы находились под управлением того или иного «-изма», но теперь мы находимся под управлением Бога. Наш образ мыслей претерпел радикальную перемену. Раньше мы двигались в одном направлении, а теперь мы движемся в противоположном направлении. Мы изменили свои мысли, свои представления.
Второе важное слово в стихе 2 — это «царство». В проповеди Иоанна Крестителя покаяние, как отправная точка Божьего новозаветного домостроительства, требовало совершить поворот для царства небес. Отсюда видно, что новозаветное домостроительство Бога сосредоточено на Его царстве. Для этого мы должны покаяться, изменить свой образ мыслей, совершить поворот в том, что касается наших жизненных стремлений. Раньше целью наших стремлений было что-то другое; теперь в наших стремлениях должен произойти поворот к Богу и Его царству, которому в Евангелии от Матфея (ср. Мк. 1:15) намеренно даётся особое название — «царство небес». Царство небес, согласно Евангелию от Матфея в целом, — это не то же самое, что мессианское царство. Мессианским царством будет воссозданное царство Давида (заново построенный шатёр Давида — Деян. 15:16), состоящее из детей Израиля. Мессианское царство будет земным и физическим по своей природе. Царство небес, в отличие от него, состоит из возрождённых верующих и является небесным и духовным.
В своём слове Иоанн Креститель говорил людям, чтобы они каялись для царства. Он велел каяться не для того, чтобы пойти на небо, и даже не для того, чтобы обрести спасение. Он говорил, что мы должны каяться для царства. Царство подразумевает то или иное царствование, правление. До нашего спасения мы не подчинялись какому бы то ни было правлению. Если бы не было полиции, правительства и судов, которые говорили нам, что мы должны делать, мы бы делали всё, что хотели. Однако, когда мы услышали проповедь благовестия, мы обратились от неуправляемого состояния к полностью управляемому состоянию. Таким образом, сейчас мы находимся в царстве. До нашего спасения у нас не было царя. Но после того как мы обратились к Господу, Он стал нашим Царём. Теперь все мы подчиняемся правлению этого Царя. У этого Царя есть царствование, и это царствование является царством. Сегодня мы находимся в царстве этого Царя.
Третье важное слово в стихе 2 — это «небеса». Иоанн призывал каяться для царства небес. Понятие «небеса», широко употреблявшееся в еврейском языке, обозначает не что-то множественное по своей природе, а высшее небо, которое, согласно Библии, называется третьим небом, то есть небом над небом. Это третье небо называется небесами. Выражение «царство небес» обозначает не царство в воздухе, а царство над воздухом, царство на том небе, которое над небом, там, где находится Божий престол. В этом царстве правит, царствует, Сам Бог. Таким образом, царство небес — это царство Бога на третьем небе, где Он применяет Свою власть над всем, что Он сотворил. Это царство небес должно прийти на землю. Это небесное правление должно сойти на землю, чтобы властвовать над землёй.
Согласно словам Иоанна в стихе 2, царство небес приблизилось. Отсюда ясно видно, что до прихода Иоанна Крестителя царство небес ещё не пришло. Даже после появления Иоанна Крестителя, во время его проповеди, царство небес всё ещё не пришло, а лишь приблизилось. Когда Своё служение начал Господь и даже когда Он посылал проповедовать Своих учеников, царство небес всё ещё не пришло (4:17; 10:7). Поэтому в первой притче в главе 13, притче о семени (ст. 3-9), которая изображает проповедь Господа, Господь не сказал: «Царство небес подобно (или: стало подобно)...». Он сказал это лишь во второй притче, в притче о плевелах (ст. 24), которая изображает основание церкви в день Пятидесятницы. В Мф. 16:18-19 термины «церковь» и «царство небес» употребляются взаимозаменяемо; это доказывает, что царство небес пришло, когда была основана церковь.
Когда пришёл Иоанн Креститель, царство небес ещё только приблизилось. Оно подступало, оно было на подходе, но ещё не пришло. Это доказывает, что в Ветхом Завете не было царства небес. Даже во времена Моисея и Давида царства небес не было. Иоанн сказал, что царство небес должно скоро наступить; он не сказал, что оно уже пришло. Когда Господь Иисус начал Своё служение, Он тоже говорил: «Кайтесь, ибо приблизилось царство небес» (4:17). Отсюда видно, что даже когда Господь Иисус начал Своё служение, царство небес ещё не наступило. Иоанн Креститель в своём слове призывал людей каяться для царства небес, которое в то время было на подходе. Царство небес пришло в Иерусалим в день Пятидесятницы. Это означает, что оно пришло в то самое время, когда появилась церковь. Сегодня любой человек, который изменит свою философию и возвратится к Богу, сразу же окажется в царстве небес. Аллилуйя! Мы в царстве небес! У нас есть Царь, и мы находимся под Его правлением.
Часто правление этого Царя внутри нас устраняет необходимость того, чтобы нами управляли полицейские или суд. Этот внутренний Царь может лишить адвокатов работы. Однако те, кто не покаялся и не возвратился к Богу, не подчиняются Царю. Напротив, они постоянно нарушают закон. Поэтому очень многих отдают под суд. Но мы, люди царства, подчиняемся Царю царства небес. Этот Царь вошёл в наше существо. Прямо сейчас Он обитает в нашем духе. Когда Он обращается к нам, Он, как правило, говорит одно слово: «нет». Моё переживание свидетельствует, что Его любимое слово — «нет». Внутри у нас есть правящее «нет». Благодарение Господу за это маленькое слово, потому что оно спасает нас от множества неприятностей. Говорение внутреннего «нет» — это правление Царя внутри нас. Возможно, сегодня вы уже слышали несколько раз это «нет», сказанное Царём. Если люди царства не будут обращать внимания на это «нет», они станут отпавшими. Поскольку мы находимся в царстве небес, Царь правит нами главным образом посредством того, что говорит слово «нет».
Теперь рассмотрим, каким образом Иоанн Креститель мог приводить людей в царство. Служение Иоанна состояло в том, чтобы приводить людей к Богу (Лк. 1:16-17). Иоанн Креститель, подлинный священник, исполнился Святого Духа ещё от чрева матери (Лк. 1:15). Несомненно, во время его роста, пока он не вырос из младенца во взрослого человека тридцати лет, он был постоянно погружён в Святого Духа. Поскольку он был заполнен и пропитан Святым Духом, он мог быть смелым. Противостоять течению века — это нечто серьёзное. Для этого требуется немалая смелость. Как Иоанн Креститель мог быть настолько смелым, чтобы противостоять иудаистской религии и греко-римской культуре? Он был смелым, потому что в течение тридцати лет он погружался в Святого Духа. Он был человеком, который был полностью насыщен Духом. Поэтому, когда он вышел на служение, он вышел в Духе и с силой. Да, он носил одежду из верблюжьего волоса в знак своего отвержения старого устроения. Но это был всего лишь внешний знак. Помимо этого внутри него была действительность, и этой действительностью были Дух и сила. Действительностью в Иоанне было не только присутствие Бога, но и Дух Бога.
Иоанн был погружён в Святого Духа, пропитан и насыщен Святым Духом. В результате этого он естественным образом стал великим «магнитом». Он мог быть «магнитом», потому что он сам был полностью «заряжен». Год за годом и день за днём он «заряжался» Духом. Поэтому в своём служении он был сильным магнитом. У Иоанна были Дух и притягивающая сила. Поэтому, как сказано в Лк. 1:16, он обратил многих из сыновей Израиля к Господу, их Богу. (Слово «Господь» в данном случае является переводом слова «Иегова».) То, что Иоанн обратил многих израильтян к Господу, показывает, что народ Израиля в своё время отвернулся от Бога. Если бы они не отвернулись от Бога, им не было бы нужно, чтобы Иоанн Креститель вновь обращал их к Нему. Даже те священники, которые служили Богу в храме, зажигая лампады и совершая курение, отвернулись от Бога и были далеко от Него. В другом месте Нового Завета говорится, что многие священники обращались к Богу (Деян. 6:7). Таким образом, даже священникам, тем, кто служил Богу, необходимо было обратиться к Богу. Поэтому Иоанн Креститель был использован, чтобы многих обратить к Господу.
2. Необходимость изменения природы
Слова, которые Иоанн сказал фарисеям и саддукеям, пришедшим к нему, показывают, что нам необходимо изменение нашей природы. В стихе 7 говорится: «Но, увидев, что многие фарисеи и саддукеи идут к нему на крещение, он сказал им: Отродье гадюк! Кто подсказал вам бежать от будущего гнева?» Фарисеи были строжайшей религиозной сектой среди иудеев (Деян. 26:5). Эта секта образовалась около 200 г. до Р.Х. Они гордились своим выдающимся религиозным образом жизни, набожностью и знанием Писаний. На самом деле они деградировали до притворства и лицемерия (Мф. 23:2-33). Саддукеи были ещё одной сектой внутри иудаизма (Деян. 5:17). Они не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духов (Мф. 22:23; Деян. 23:8). Иоанн Креститель и Господь Иисус заклеймили и фарисеев, и саддукеев как отродье гадюк (3:7; 12:34; 23:33). Фарисеи считались ортодоксами, а саддукеи были древними модернистами.
В стихах 8 и 9 Иоанн сказал: «Принесите же плод, достойный вашего покаяния. И не вздумайте говорить самим себе: «Отец у нас Авраам», ибо говорю вам, что Бог может из этих камней воздвигнуть детей Аврааму». Из-за нераскаянности иудеев и эти слова, и слова в стихе 10 были исполнены. Бог отсёк иудеев и воздвиг верующих язычников, которые стали потомками Авраама по вере (Рим. 11:15, 19-20, 22; Гал. 3:7, 28-29). Слова Иоанна в этом стихе ясно показывают, что царство небес, которое он проповедовал, состоит не из детей Авраама согласно рождению, а из детей Авраама согласно вере; таким образом, это небесное царство, а не земное царство Мессии.
Фарисеи и саддукеи были вождями детей Израиля. Когда они пришли к Иоанну Крестителю, он, упрекая их, назвал их отродьем гадюк. Гадюки — это ядовитые змеи. Иоанн сказал эти слова иудеям, избранному роду. Дети Израиля не были языческими свиньями. Они считали свиньями язычников, а себя они считали святым народом. Но когда вожди этого святого народа пришли к Иоанну, он не сказал: «Добро пожаловать! Как хорошо с вашей стороны, что вы пришли принять моё служение! Какая это честь для меня, что вы, вожди детей Израиля, посетили меня!» Иоанн говорил не так, как говорят пасторы в сегодняшнем христианстве. Он не благодарил фарисеев и саддукеев за их посещение и не обращался к ним как к вождям; вместо этого он назвал их отродьем гадюк. Можете ли вы себе представить, что дети Израиля, потомки Авраама, призванного, могли стать такими порочными?
Иоанн также сказал им, чтобы они не вздумали говорить самим себе, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму. Иоанн как бы говорил: «Не вздумайте на что-либо полагаться. Не вздумайте полагаться на то, что вы дети Израиля, а Авраам — ваш отец. Бог может воздвигнуть детей из этих камней». Слова Иоанна были весомым свидетельством и фактически пророческим провозглашением того факта, что век изменился. Поскольку век изменился, теперь имело значение уже не природное рождение, а второе рождение, духовное. Вы можете от рождения быть безжизненным камнем, но Бог может сделать вас одним из Своих живых детей. Аллилуйя! Именно это Он сделал с нами! Нам нужно вспомнить наше состояние до спасения. Что касается жизни, мы были безжизненными камнями. Но что касается греха, мы были наполнены грехом и деятельны в грехе. Слава Господу, что в день нашего покаяния мы уверовали в Господа Иисуса и Бог сделал нас Своими живыми детьми!
Из этих слов Иоанна мы видим, что Бог был готов покинуть отродье гадюк, Его народ, избранный испокон веков, и устремиться за другим народом. Он был готов покинуть детей Израиля и обратиться к камням, то есть, главным образом, к язычникам. Несмотря на то что язычники были безжизненными камнями, они были предназначены к тому, чтобы стать живыми детьми Божьими. Это доказывает, что Бог поистине может сделать любой безжизненный камень одним из детей Божьих.
В стихе 10 Иоанн сказал фарисеям и саддукеям: «И уже топор у корня деревьев лежит. Итак, всякое дерево, не приносящее хорошего плода, срубают и бросают в огонь». Иоанн как бы говорил: «Отродье гадюк! Топор, которым рубят деревья, уже лежит у корня. Если вы хорошее дерево, приносящее хороший плод, то вам ничего не грозит. А если нет, то вы будете срублены и брошены в огонь». Как мы увидим, огонь, о котором говорится в этом стихе, — это огонь в огненном озере.
В стихе 11 говорится: «Я крещу вас в воде к покаянию, но Тот, кто идёт за мной, сильнее меня; я недостоин понести Его сандалии. Он Сам будет крестить вас в Святом Духе и огне». В этом стихе Иоанн как бы говорил: «Я пришёл, чтобы крестить вас водой, положить вам конец, похоронить вас. Но Тот, кто идёт за мной, сильнее меня. Он будет крестить вас Духом и огнём. Будет ли Он крестить вас Духом или огнём, зависит от того, покаетесь вы или нет. Если вы покаетесь, то Он поместит вас в Духа. Но если вы останетесь отродьем гадюк, Он, несомненно, крестит вас в огненном озере. Это значит, что Он поместит вас в огонь Геенны».
Судя по контексту, огонь здесь — это не тот огонь, о котором говорится в Деян. 2:3 и который связан со Святым Духом, а тот же огонь, что в стихах 10 и 12, огонь в огненном озере (Отк. 20:15), где неверующие подвергнутся вечной гибели. Слова, с которыми Иоанн обращается здесь к фарисеям и саддукеям, означают, что если фарисеи и саддукеи искренне покаются и уверуют в Господа, то Господь крестит их в Святом Духе, чтобы они имели вечную жизнь; в противном случае Господь крестит их в огне, поместив их в огненное озеро для вечного наказания. Иоанн крестил только для покаяния, только для того, чтобы привести людей к вере в Господа. Господь крестит или для вечной жизни в Святом Духе, или для вечной гибели в огне. Крещение Господа в Святом Духе ознаменовало начало царства небес, введя Его верующих в царство небес, а Его крещение в огне закончит царство небес, поместив неверующих в огненное озеро. Таким образом, крещение Господа в Святом Духе, основанное на Его искуплении, — это начало царства небес, а Его крещение в огне, основанное на Его суде, — конец этого царства. Итак, в этом стихе показаны три вида крещения: крещение в воде, крещение в Святом Духе и крещение в огне. Крещение в воде, совершаемое Иоанном, подводило людей к царству небес. Крещение в Святом Духе, совершаемое Господом Иисусом, начало и основало царство небес в день Пятидесятницы и будет поддерживать его до его завершения в конце этого века. Крещение в огне, совершаемое Господом согласно суду у великого белого престола (Отк. 20:11-15), закончит царство небес.
Некоторые христиане, считающие, что огонь в стихе 11 обозначает огненные языки в день Пятидесятницы, говорят, что Господь будет крестить верующих и Святым Духом, и огнём. Но мы должны учитывать контекст стиха 11. Обратите внимание, что слово «огонь» встречается в стихах 10, 11 и 12. В стихе 10 деревья, не приносящие хорошего плода, срубают и бросают в огонь. Разумеется, этот огонь — огненное озеро. Огонь в стихе 11 также должен обозначать огненное озеро, потому что здесь более подробно раскрывается смысл огня, о котором говорится в предыдущем стихе. Согласно стиху 12, Господь сожжёт мякину неугасимым огнём. Пшеница, которая будет собрана в амбар Господа, — это те, кто будет помещён в Духа. Однако мякина будет сожжена огнём. Разумеется, этот огонь — также огненное озеро. Таким образом, огонь, о котором говорится в стихах с 10 по 12, обозначает в каждом случае один и тот же огонь, огонь огненного озера. Иоанн как бы говорил иудейским вождям: «Вы, фарисеи и саддукеи, можете обмануть меня, но вы не сможете обмануть Его. Если вы истинно покаетесь, Он поместит вас в Духа. Но если вы будете по-прежнему пребывать в своём зле, Он поместит вас в огонь». Таково правильное понимание этих стихов.
В стихе 12 говорится: «И у Него в руке лопата для веяния. И Он расчистит Своё гумно и соберёт Свою пшеницу в амбар, а мякину сожжёт неугасимым огнём». Те, прообразом кого является пшеница, имеют в себе жизнь. Господь крестит их в Святом Духе и, восхитив их, соберёт их в Свой амбар в воздухе. Те, прообразом кого является мякина, подобно плевелам в 13:24-30, не имеют жизни. Господь крестит их в огне, поместив их в огненное озеро. Под мякиной здесь понимаются нераскаявшиеся иудеи, а под плевелами в главе 13 — номинальные христиане. Вечная участь и тех и других будет одинакова — гибель в огненном озере (13:40-42).
Царь Иисус совершает два вида крещения: крещение в Духе и крещение в огне. Крещение в Духе ознаменовало начало царства небес, а крещение в огне закончит его. Начало царству небес было положено в день Пятидесятницы. В тот день Царь Иисус крестил верующих в Святого Духа. В результате этого крещения в Духе началось царство небес. Закончится царство небес судом у великого белого престола. Тогда будут судимы неверующие, и они будут брошены в огненное озеро. Это будет крещение в огне. Это огненное крещение закончит царство небес.
Крещение в воде, которое совершал Иоанн, было предварительным шагом для царства небес. Оно было подготовкой к пришествию царства небес. Многие номинальные христиане крещены в воде. Но приобщатся ли они к крещению в Духе или подвергнутся крещению в огне, зависит от того, покаются они или нет. Если они истинно покаются, то Господь Иисус поместит их в Духа. Если нет, то Господь Иисус как Судья на великом белом престоле бросит их в огненное озеро. Таким образом, в Библии есть три вида крещения: крещение в воде, крещение в Духе и крещение в огне. Крещение в воде, которое совершал Иоанн, было подготовкой к пришествию царства, крещение в Духе было началом царства, а крещение в огне будет окончанием царства. Нам нельзя оставаться отродьем гадюк, и нам нельзя быть мякиной в третьей главе и плевелами в тринадцатой главе. Напротив, мы должны стать пшеницей, живыми детьми Божьими. Чтобы стать детьми Божьими, вы должны креститься в Духа посредством воды. В Ин. 3:5 говорится, что вы должны родиться от воды и Духа. Сначала мы крестимся посредством воды; затем мы крестимся в Духе. Таким образом мы возрождаемся. Таким образом, у нас есть эти два вида положительного крещения: крещение в воде и крещение в Духе. Но мы не хотим иметь никакого отношения к крещению в огне.
Мы уже рассмотрели представляющего и слово представления. Теперь мы должны рассмотреть способ представления.
Первый аспект способа, которым Иоанн совершал представление, состоял в том, что он крестил людей в воде. В стихах 5 и 6 показано, что многие крестились у него в реке Иордане, исповедуя свои грехи. Крестить людей — значит погружать их в воду, погребать их в воде, которая обозначает смерть. Иоанн Креститель делал это, чтобы показать, что кающийся не годен ни на что, кроме погребения. Также это означает, что старому человеку положен конец, чтобы в воскресении могло осуществиться новое начало, которое должен был принести Христос как Животворитель. Поэтому после служения Иоанна пришёл Христос. Крещение Иоанна не только положило конец тем, кто покаялся, но и привело их к Христу за жизнью. Крещение в Библии подразумевает смерть и воскресение. Когда человека погружают в воду, это значит, что он помещён в смерть и погребён. Когда человека поднимают из воды, это значит, что он воскрешён из смерти.
Именно в водах реки Иордана были погребены двенадцать камней, олицетворявшие двенадцать колен Израиля, и именно оттуда были воскрешены и вынесены другие двенадцать камней, тоже олицетворявшие двенадцать колен Израиля (Иис. Н. 4:1-18). Поэтому, когда люди крестились в реке Иордане, это подразумевало погребение их старого существа и воскрешение нового. Как переход детей Израиля через реку Иордан послужил для них входом в добрую землю, так и крещение вводит людей в Христа, действительность доброй земли.
Когда человек каялся в присутствии Иоанна Крестителя, Иоанн помещал его в воду. Согласно Новому Завету, погрузить человека в воду означало, во-первых, предать его погребению, а во-вторых — воскресить его. Таким образом, с отрицательной стороны, крещение обозначает смерть и погребение, а с положительной стороны — воскресение. В своём слове представления Иоанн дал понять, что Бог воздвигнет живых детей из мёртвых камней. Крестя кающихся людей, Иоанн тем самым давал понять, что они вместе со всем своим прошлым должны были прийти к концу и быть погребены. Однако погребение не было последним шагом, потому что погребение всегда приводит к воскресению. Таким образом, с одной стороны, погребение — это конец, но, с другой стороны, погребение — это также зарождение. Те, кого Иоанн приводил к концу в крещении, должны были быть воскрешены, но не в нём, а в Том, кто должен был прийти после него. Крещение Иоанна указывало, что придёт Тот, кто будет воскрешать мёртвых.
Крещение означает, что нашему природному существу и всему нашему прошлому должен быть положен конец. Наше существо и наше прошлое годны только для погребения. Поэтому, когда Иоанн, подлинный священник, приводил людей к Богу и представлял им Царя, он приводил к концу и погребал каждого, кто приходил к нему в покаянии, показывая тем самым, что те, кого он погребает, будут воскрешены Воскрешённым. Это и есть способ представления, истинный способ приведения кающихся к Царю, который воскресит их.
В Новом Завете есть два служения: служение Иоанна и служение Господа Иисуса. Служение Иоанна состоит в том, чтобы приводить людей к Богу, кладя им конец и погребая их. Эти люди, которым положен конец и которые погребены, нуждаются в воскресении, которое может дать только Христос. Поэтому Христос пришёл после Иоанна, чтобы преподносить жизнь мёртвым и погребённым. Именно поэтому нам необходимо родиться заново — креститься в воде и в Духе. Креститься в воде — значит положить конец нашей природной жизни и нашему прошлому. Креститься в Духе — значит получить новое начало посредством зарождения при помощи божественной жизни. Это зарождение возможно только через Христа как животворящего Духа.
Всякому, кто приходит к Богу, должен быть положен конец в присутствии Бога. В некотором смысле, прийти в присутствие Бога — это чудесно. Но в другом смысле, это означает, что вам должен быть положен конец. Если вам не будет положен конец, вы будете убиты. Таким образом, прийти в присутствие Бога — это и нечто чудесное, и нечто серьёзное, потому что это значит, что либо нам будет положен конец, либо мы будем убиты. Двое сыновей Аарона, Надав и Авиуд, пришли в присутствие Бога, но были убиты огнём (Лев. 10:1-2). Если мы готовы к тому, чтобы нам был положен конец в присутствии Бога, это значит, что мы готовы быть зарождёнными, воскрешёнными, то есть получить новое начало. В том, чтобы класть людям конец таким образом, заключается подлинный способ представления. Это способ подготовки к приведению нас в присутствие Царя, с тем чтобы Царь был приведён к нам и дал нам новое начало в воскресении. В Мф. 3 мы видим и то, как людям решительно кладётся конец, и то, как они с силой зарождаются. Посредством того, что таким образом им кладётся конец и они зарождаются, Царь обретает народ, людей, а люди принимают Царя.
2. Приготовить людей к принятию Христа
В стихе 3 говорится: «Ибо это тот, о ком было сказано через пророка Исайю, который говорит: «Голос восклицающего в пустыне: „Приготовьте путь Господа; делайте прямыми Его тропы“». В этом стихе показано, что Иоанн Креститель был тем, кто приготовил путь Господа и делал прямыми Его тропы. Приготовить путь Господа и делать прямыми Его тропы — значит изменить образ мыслей людей, повернуть их разум к Господу и исправить их сердце, чтобы посредством покаяния все части и стези их сердца были выпрямлены Господом для царства небес (Лк. 1:16-17). Иоанн Креститель приготовил путь и делал прямыми тропы. Это показывает, что путь был неровным, на нём было множество холмов и долин. В некоторых местах он лежал очень низко, а в других — очень высоко. Но пришёл Иоанн и выровнял путь, срезав холмы, заполнив пустоты и сделав путь гладким и ровным. Иоанн также выпрямил тропы, на которых было множество изгибов. То, что Иоанн выровнял путь и выпрямил тропы, означает, что его служение воздействовало на мысли и сердца людей.
Вспомните ваше прошлое до вашего спасения. Разве внутри вас не было неровного пути? Конечно же, на пути в вашем разуме было множество холмов и долин. До моего спасения мой разум был наполнен высотами и низинами. Там не было ничего ровного. Кроме того, на стезях ваших мыслей, чувств, воли и желаний было много изгибов. В какой-то день вы говорили, что ваша жена — ангел, а на следующий день вы говорили, что она — дьявол. Это показывает, что в ваших чувствах было множество изгибов. До того как вы покаялись, все тропы внутри вас были кривыми; в вас не было ничего прямого.
Когда пришёл Иоанн Креститель, он велел людям каяться. Подлинное покаяние подготавливает путь и выпрямляет тропы. До моего покаяния моё мышление было неровным. Но благодаря милости Господа в день моего покаяния всё моё внутреннее существо стало гладким. С того времени как я покаялся, каждая дорога, стезя и тропа в моём существе сделалась прямой. Вот что значит приготовить нас к принятию Господа, приготовить путь для Господа и сделать прямыми Его тропы. Чтобы приготовить людей к принятию Господа, нужно помочь им покаяться. Иоанн Креститель как бы говорил: «Вы, дети Израиля, находитесь далеко от Господа. Ваш разум — это неровный путь, а ваши чувства, воля, желания и намерения — это извилистые тропы. Вам нужно покаяться и выпрямить каждую дорогу внутри вашего существа, чтобы туда вошёл Господь». Многие, услышав слова Иоанна, покаялись, и их путь был выровнен, а их тропы выпрямлены. Поэтому Царь смог войти в них. Это истинное покаяние. Подлинное покаяние подготавливает путь для входа Господа как Царя. Я могу свидетельствовать, что на этом выровненном пути и на этих выпрямленных тропах я постоянно наслаждаюсь Господом. Мой путь выровнен, Господь Иисус ходит внутри меня, и на моих выпрямленных тропах Господь Иисус всегда со мной. Так нужно готовиться к принятию Царя Христа.