(1)
Большинство христиан имеют о Мф. 24 и Мф. 25 расплывчатые и неопределённые знания. Когда мы подходим к этим главам, мы должны отбросить эти расплывчатые знания. Основополагающее понимание этих глав мы получили благодаря многим великим учителям, жившим до нас, таким как Дарби, Ньютон, Пембер, Говетт и Пэнтон. Согласно истории церкви, эти главы открылись Господним людям только около ста пятидесяти лет тому назад. Эти главы начали открываться ищущим святым после 1829 года, когда были воздвигнуты Братия. Если вы соберёте многочисленные труды о втором пришествии Христа, великой скорби, пророчестве о семидесяти седминах в Книге пророка Даниила и восхищении, то вы увидите, что за последние сто пятьдесят лет знание о гл. 24 и 25 продвинулось вперёд.
В молодости брат Ни получил большую помощь из книг Пембера, Говетта и Пэнтона. Разумеется, впоследствии он увидел нечто большее, и к 1930 году он провёл изучение Откровения, которое стало основой для нашего изучения Откровения. Позднее брат Ни провёл изучение Евангелия от Матфея, в котором он сделал несколько сообщений по 24-й и 25-й главам. Он также провёл изучения на темы восхищения и великой скорби. После проведения этих изучений брат Ни увидел нечто большее. За последние двадцать лет я тоже немного продвинулся вперёд в понимании этих вопросов. Таким образом, то, о чём я буду говорить в этих сообщениях по 24-й и 25-й главам, является не просто результатом моего собственного изучения, а итогом того знания, которое развивалось на протяжении последних ста пятидесяти лет. Это не что-то поверхностное — это «сливки», произведённые трудом многих людей. Чем больше я говорю о пришествии Господа, восхищении и великой скорби, тем больше я убеждаюсь, что мы правильно понимаем эти вопросы.
Пророчество в Библии подобно головоломке. Нам нужно найти многочисленные кусочки, разбросанные по всей Библии, и увидеть, как они соединяются друг с другом. Я занимаюсь этим более пятидесяти лет. В этих сообщениях я представляю вам результат изучения за все эти годы.
А. От вознесения Христа до завершения века
В Мф. 24:1-31 говорится об Израиле. Стихи 1-14 охватывают период от вознесения Христа до завершения века.
Произнесённое на Элеонской горе пророчество царства является продолжением слов Господа, в которых Он объявил, что оставляет Израиля. Эти слова приводятся в конце 23-й главы. Далее, в 24-й главе говорится: «И, выйдя из храма, Иисус шёл прочь, и подошли Его ученики, чтобы показать Ему здания храма» (ст. 1). Обратите внимание, что 24-я глава начинается со слова «и». Отсюда следует, что эта глава является непосредственным продолжением последних стихов 23-й главы. В 23:37-39 Господь сказал, что Он хотел собрать Иерусалим, что дом оставляется пустым и что они не увидят Его, пока не скажут: «Благословен Приходящий в имени Господа». Сразу после этого в 24-й главе говорится: «И, выйдя из храма…» Это означает, что, как только Господь объявил, что оставляет Израиля, Он вышел из храма и пошёл прочь. «Шёл прочь» — это очень резкие слова, они показывают, что Господь не просто шёл — Он уходил. Господь вышел из храма; отсюда видно, что Он оставил храм. Таким образом исполнились Его слова в 23:38 о том, что Он оставляет храм отвергающим Его иудеям как их дом опустошения. Это было равнозначно тому, как во времена Иезекииля Божья слава оставила храм (Иез. 10:18).
Когда Господь выходил из храма, к Нему «подошли Его ученики, чтобы показать Ему здания храма». Здесь речь идёт о храме со всеми окружающими постройками. Возможно, когда Господь выходил из храма, Он находился на некотором расстоянии от Своих учеников, которые, вероятно, всё ещё были около храма. Поэтому они подошли к Нему, чтобы показать здания храма. Это означает, что ученики не согласились с тем, что Господь оставил храм. Господь покинул притон грабителей, оставив иудеям храм как дом опустошения. Однако ученики продолжали дорожить храмом и пытались вернуть Господа в храм, вероятно, показывая Ему одно здание за другим.
В стихе 2 говорится: «Но Он сказал им в ответ: Видите всё это? Истинно говорю вам: ни в коем случае не останется здесь камня на камне, который не будет сброшен». Это исполнилось в 70 г. по Р.Х., когда римское войско под командованием Тита разрушило Иерусалим.
Обратите внимание, что Господь не сказал: «Я вижу всё это»; Он сказал: «Видите всё это?» Это ясно показывает, что Господь не хотел оглядываться и смотреть на эти здания. Он как бы говорил: «Мне не хочется смотреть на все эти вещи, но вы видите их. Вам они кажутся безупречными, красивыми, великолепными и совершенными. Но здесь не останется камня на камне, который не будет сброшен. Вы сейчас показываете Мне одно здание за другим. Но придёт день, когда все эти здания сровняют с землёй». Нам нужно представить себе то, что происходило в этот момент. Ученики разглядывали здания и указывали Господу на них. Но Господь не хотел оглянуться и посмотреть на них. Вместо этого Он сказал ученикам, что эти здания будут разрушены. Его ответ, скорее всего, потряс учеников. Пока все они шли от храма к Элеонской горе, ни Господь, ни ученики больше ничего не говорили. Услышанное ими было настолько серьёзно, что ученики больше ни о чём Его не спрашивали, пока они не пришли на Элеонскую гору.
В стихе 3 говорится, что, после того как Господь пришёл на Элеонскую гору и сел там, ученики подошли к Нему отдельно от других, чтобы спросить Его обо всём этом. Они встретились с Господом на горе; отсюда мы видим, что, если мы хотим получить видение Господнего пророчества об этом веке, нам нужно подняться на высокую гору и войти в Его присутствие.
Ученики подошли к Господу отдельно от других. Они услышали ужасные известия о том, что здания храма сровняют с землёй, и хотели сохранить это в тайне. Возможно, мы, читая эти стихи сегодня, не чувствуем их серьёзности. Но когда ученики услышали от Господа Иисуса эти слова, они были потрясены и не осмеливались говорить об этом открыто. Только когда Господь пришёл на Элеонскую гору и сел там, у них хватило смелости спросить Его о том, что они услышали.
Слово «это» в стихе 2 относится к зданиям храма. Однако в стихе 3 это же слово обозначает то, о чём говорилось в предыдущей главе начиная со стиха 32, — это иудеи, которые наполняют меру их отцов; приближающийся Божий суд над ними; гонения с их стороны на тех, кто послан Господом, и разрушение храма. В стихе 3 ученики спрашивали Господа Иисуса о том, когда всё это произойдёт.
В стихе 3 ученики сказали: «Скажи нам, когда это будет и каково знамение Твоего пришествия и завершения этого века?» Ученики спросили о трёх вещах: о времени, когда произойдёт «это», включая не только разрушение храма (ст. 2), но и то, о чём говорится в 23:32-39; о знамении Христова пришествия; и о знамении завершения этого века. Слова Господа со стиха 4 по 25:46 представляют собой ответ на вопрос учеников об этих трёх вещах.
Греческое слово «парусиа», которое переведено в этом стихе как «пришествие», означает «присутствие». Пришествие Христа будет Его присутствием среди Его верующих. Эта парусия начнётся с Его пришествия в воздух и закончится Его пришествием на землю. За время Его парусии произойдут: восхищение большинства верующих в воздух (1 Фес. 4:15-17); судный престол Христа (2 Кор. 5:10); и брак Агнца (Отк. 19:7-9). Здесь ученики задали вопрос о знамении Господней парусии и о знамении конца этого века. Поэтому в ответе Господа в 24-й главе говорится, в основном, о знамении Его парусии и о знамении конца этого века.
Ученики не спросили: «Каким будет Твоё пришествие?» Они спросили: «Каково знамение Твоего пришествия?» Таким образом, в 24-й и 25-й главах приводится ответ Господа на вопросы о том, когда это произойдёт, о знамении Его пришествия и о знамении завершения этого века. Под завершением века понимается конец нынешнего века. Когда мы читаем 24-ю и 25-ю главы, мы должны ясно понимать, что ответ Господа построен вокруг этих трёх вопросов учеников.
В стихах 4 и 5 говорится: «И Иисус сказал им в ответ: Смотрите, чтобы кто-нибудь не ввёл вас в заблуждение. Ибо многие придут под Моим именем и будут говорить: «Я Христос» — и многих введут в заблуждение». Ответ Господа состоит из трёх частей: в первой части (24:4-31) говорится о евреях, то есть об избранных; во второй (24:32—25:30) — о церкви; а в третьей (25:31-46) — о язычниках, народах. Первую часть, в которой говорится о евреях, следует толковать буквально, а вторую часть, в которой говорится о церкви, следует толковать духовно, поскольку там Господь говорит в притчах по причине, изложенной в 13:11-13. Например, зима в 24:20 — это реальная зима, а лето в 24:32 — это символ, обозначающий время воссоздания. Третью часть, в которой говорится о язычниках, следует тоже толковать буквально.
Некоторые аспекты пророчества в стихах 4-14 уже исполнены, а некоторые будут находиться в процессе исполнения до времени великой скорби, которая будет завершением, то есть концом, этого века.
В стихах 4 и 5 Господь сказал, что многие обманщики придут под именем Христа и многих введут в заблуждение. История подтверждает это. Со времени вознесения Христа на небеса многие приходят и утверждают, что они Христос.
3. Войны, слухи о войнах, голод и землетрясения
В стихе 6 говорится: «И будете слышать, что идут войны, и слухи о войнах. Смотрите, не тревожьтесь, ибо это должно произойти, но это ещё не конец». Под войнами здесь понимаются все войны от первого столетия и до настоящего времени. Их обозначает красный конь второй печати в Отк. 6:3-4. В районе Средиземноморья, где находится добрая земля, происходит много войн.
Под «концом» в стихе 6 понимается завершение этого века (ст. 3; Дан. 12:4, 6-7, 9), то есть три с половиной года великой скорби. Не забывайте, что в этих стихах Господь говорит о признаках, указывающих на конец этого века.
В стихе 7 говорится: «Ибо восстанет народ на народ и царство на царство; и будут голод и землетрясения в разных местах». Под «народом» понимаются люди, язычники; под «царством» понимается империя. То, что народ восстанет на народ, то есть люди восстанут на людей, означает, что начнётся гражданская война; то, что царство восстанет на царство, означает, что начнётся война между различными государствами. После Господнего вознесения происходят и гражданские войны, и войны между государствами. Кроме того, в различных странах часто возникает голод, который наступает обычно в результате войны. Согласно историческим данным, войны всегда приводили к голоду. Его обозначает чёрный конь третьей печати в Отк. 6:5-6. Например, Германия потерпела поражение в Первой мировой войне из-за недостатка в хлебе. Итак, последовательность этих событий следующая: война, голод и смерть.
Кроме того, Господь сказал, что в разных местах будут землетрясения. После вознесения Христа землетрясения происходили в каждом столетии, а к концу этого века их интенсивность увеличится (Отк. 6:12; 8:5; 11:13, 19; 16:18). Создаётся впечатление, что каждый год происходит больше землетрясений, чем в предыдущем.
В стихе 8 Господь сказал: «Всё это — начало родовых мук». В этом стихе об израильском народе говорится как о женщине. Иудеи, Божьи избранные, будут испытывать родовые муки как женщина, которая мучится, рождая остаток, который будет участвовать в мессианском царстве, земной части тысячелетия. Тогда израильский народ будет радоваться.
Как мы увидели, ответ Господа в 24-й и 25-й главах состоит из трёх частей: о евреях, о церкви и о язычниках. Сегодня на земле существуют эти три категории людей. Поэтому, чтобы дать ученикам полный ответ на их вопрос, Господь очень последовательно рассказывает об этих трёх группах людей: сначала о евреях, затем о церкви и о язычниках. Когда Господь произносил это пророчество, ученики, составлявшие Его аудиторию, имели двойной статус. С одной стороны, они были евреями; с другой стороны, они были учениками Христа, представителями церкви. Поэтому Господь говорил с ними и о евреях, и о церкви. Однако нам следует быть осторожными и не применять стихи из части, в которой говорится о евреях, к христианам в церкви.
Как мы уже говорили, та часть, в которой Господь говорил о евреях, написана простыми словами и не требует толкования. Например, когда Господь говорит о зиме, Он имеет в виду реальную зиму; и когда Он упоминает субботу, Он говорит о реальной субботе. Но во второй части, в той части, где говорится о церкви, требуется подробное толкование, поскольку в этой части Господь говорит в притчах. В Мф. 13 мы видим, что церковь является тайной. Поэтому, чтобы сохранить тайну церкви, Господь не мог говорить простыми словами — Он должен был говорить в притчах, которые требуют толкования. Например, лето, о котором говорится в этой части, — это не реальное лето, а символ воссозданного иудейского царства. Точно так же смоковница — это символ израильского народа, а девы — это символ верующих. Третья часть, та часть, в которой говорится о язычниках, написана простыми словами и не требует толкования.
Та часть, в которой говорится о евреях, наполнена страданиями, поскольку израильский народ сравнивается с женщиной, рождающей ребёнка. Процесс рождения ребёнка длится почти две тысячи лет. Какие долгие роды! Согласно Библии, эти долгие роды являются своего рода наказанием для женщины. Таким образом, израильский народ, женщина, рождающая ребёнка, по-прежнему страдает. Всё, о чём говорится в стихах 4-7, является началом родовых мук, а не страданием как таковым. Время страдания наступит во время великой скорби, о которой говорится в стихе 21. Следовательно, страдания, описанные в стихах 4-7, представляют собой не великую скорбь, а начало родовых мук. На протяжении всех столетий Господь проявлял по отношению к евреям Своё всевластие. Тем не менее евреи испытывали одно страдание за другим. Даже сегодня израильский народ страдает. Он испытывает противостояние со стороны многих арабских стран.
Несмотря на то что израильский народ уже очень долго находится в процессе родов, ребёнок до сих пор не появился на свет. Этим ребёнком будет спасённый и воссозданный остаток Израиля. Сегодня израильский народ не соответствует Божьему намерению. В этом году некоторые из нас ездили в Израиль; грех, безнравственность и предрассудки, которые мы там увидели, внушают отвращение. В Библии есть пророчество о том, что евреи вернутся в добрую землю неверующими. Тем не менее Господь позаботится о них.
4. Ученики будут гонимы и ненавидимы народами
В стихе 9 говорится: «Тогда будут отдавать вас на скорбь и убивать вас, и будете ненавидимы всеми народами из-за Моего имени». Местоимение «вас» в этом стихе относится к ученикам из иудеев — пророкам и мудрецам, которые были посланы к иудеям (23:34). Все первые мученики были иудеями. Их убивали не только иудеи, но и язычники. Их гнали, куда бы они ни шли.
5. Многие преткнутся и будут друг друга выдавать и ненавидеть друг друга
В стихе 10 говорится: «И тогда многие преткнутся и будут друг друга выдавать и ненавидеть друг друга». Здесь речь идёт о верующих из иудеев. Среди верующих из иудеев многие преткнутся и будут друг друга выдавать. Это означает, что христиане из иудеев будут сражаться друг с другом и ненавидеть друг друга. Такова деградация верующих из иудеев.
6. Восстанут многие лжепророки и многих введут в заблуждение
В стихе 11 говорится: «И восстанут многие лжепророки и многих введут в заблуждение». Это началось после вознесения Христа и будет продолжаться до конца этого века.
7. Беззаконие умножится, и во многих охладеет любовь
В стихе 12 говорится: «И поскольку умножится беззаконие, во многих охладеет любовь». Не применяйте этот стих непосредственно к членам церкви. Вы можете «позаимствовать» этот стих и использовать его в отношении церкви, однако непосредственно его следует применять к иудейским верующим, в которых охладела любовь.
8. Тот, кто вытерпит до конца, будет спасён
Во многих охладеет любовь, «но кто вытерпит до конца, тот будет спасён» (ст. 13). Поскольку верующим из иудеев предстоит пережить гонение, Господь призывает их вытерпеть до конца, чтобы они были спасены. Им нужно проявить своё терпение в Господе и не отречься от своей веры. Под спасением здесь понимается право войти в проявление царства. Предположим, некоторые верующие из иудеев из-за гонений и ненависти окажутся побеждены. Побеждённые не будут участвовать в проявлении царства небес. Поэтому под спасением в этом стихе понимается не получение вечного спасения, а спасение от гонений и право войти в проявление царства.
9. Благовестие царства будет проповедано по всей обитаемой земле всем народам
В стихе 14 говорится: «И будет проповедано это благовестие царства по всей обитаемой земле для свидетельства всем народам, и тогда придёт конец». Благовестие царства, включающее в себя благовестие благодати (Деян. 20:24), приводит людей не только в Божье спасение, но и в царство небес (Отк. 1:9). Благовестие благодати подчёркивает прощение греха, Божье искупление и вечную жизнь, а благовестие царства подчёркивает небесное правление Бога и власть Господа. Это благовестие царства будет проповедано по всей земле для свидетельства всем народам перед концом этого века. Благовестие царства — это свидетельство всем народам, то есть язычникам. Это свидетельство должно распространиться по всей земле до конца этого века, до великой скорби.
В стихах 4-14 мы видим реальную историю иудеев от вознесения Христа до конца этого века, до трёх с половиной лет великой скорби. До начала великой скорби произойдёт всё, о чём говорится в этих стихах. Последним событием будет проповедь благовестия царства. Я уверен, что церкви в Господнем восстановлении возьмут на себя бремя принести это благовестие всей обитаемой земле. Благовестие благодати уже проповедано на всех континентах, но благовестие царства ещё не проповедано. Благовестие благодати — это низкое благовестие, а благовестие царства — это высокое благовестие. Это высокое благовестие будет принесено на все континенты благодаря церквям в Господнем восстановлении. Это самое яркое знамение завершения этого века произойдёт перед великой скорбью. Итак, самым важным знамением завершения этого века является то, что благовестие царства будет проповедано всей обитаемой земле.