(5)
Как мы уже неоднократно говорили, Евангелие от Матфея — это не книга истории, а книга доктрины. Матфей объединяет определённые исторические факты, чтобы показать определённую доктрину. Если вы сравните четыре Евангелия, то вы увидите, что порядок изложения исторических фактов в Евангелии от Матфея отличается от порядка их изложения в Евангелиях от Марка и Иоанна. Евангелия от Марка и Иоанна были написаны в соответствии с исторической последовательностью. Однако в повествовании Матфея факты расположены не в исторической последовательности, а в последовательности, соответствующей доктрине, поскольку в Евангелии от Матфея представлена доктрина о царстве. Таким образом, Матфея интересует не историческая последовательность, а последовательность, соответствующая доктрине.
В пятнадцатой главе сразу после описания спора об омовении рук рассказывается о том, что мы можем есть Иисуса (Мф. 15:21-28). Возможно, прочитав пятнадцатую главу, вы не увидели, каким образом Мф. 15:1-20 связаны со Мф. 15:21-28. Однако между этими двумя отрывками существует определённая взаимосвязь. В тексте оригинала Библии не существовало разделения на абзацы и стихи. Поэтому второй отрывок был непосредственным продолжением первого. Матфей расположил эти два отрывка рядом с определённой целью. Он хотел показать, что Господу не нужно омовение рук — Ему нужно, чтобы мы ели Его, принимали Его в себя как пищу. Он не хочет, чтобы мы омывали себя внешне; Он хочет, чтобы мы ели Его, принимали Его в себя. Мы можем много раз мыть руки и при этом оставаться голодными. В 15:21-28 говорится не об омовении; в этих стихах мы видим, как грязная собака получает еду. Господа не интересует омовение рук. Для Него не важно, грязны мы внешне или нет. Для Господа по-настоящему имеет значение только одно — чтобы ваш голод был утолён. Господь Иисус не сказал хананеянке: «Да, ты имеешь право есть Меня, но ты грязна. Сначала омойся, а потом приходи есть». Нет, в этом отрывке не говорится о внешнем омовении — о нём речь шла в предыдущем отрывке. В этом отрывке говорится о том, что нам нужно есть. В этой главе мы видим, что Господь обращает внимание не на внешние практики, а на внутреннее состояние. Мы не должны смывать грязь внешне — нам нужно очиститься внутренне.
Как нам очиститься внутренне? Чтобы мы очистились внутренне, что-то должно войти в нас, но чтобы что-то вошло в нас, нам нужно съесть это. Будучи пищей, которая питает нас, Господь Иисус является лучшим очищающим элементом. Когда Он входит в нас как пища, Он не только питает нас, но и очищает нас внутренне. Он не омывает нам руки; Он омывает наш организм, само наше существо. Мы очищаемся внутренне благодаря тому, что мы едим Иисуса. Именно в этом состоит связь между первыми двумя отрывками в пятнадцатой главе.
То, чему учат в сегодняшней религии, в основном похоже на омовение рук. Воскресенье за воскресеньем звучат проповеди, в которых говорится в основном о внешнем омовении. Однако людям нужно не внешнее омовение, а внутреннее очищение, очищение по жизни и природе. Им нужен очищающий элемент, который может войти в их организм, в их сосуды. Им не нужно внешнее омовение рук — им нужно внутреннее омовение, которое происходит благодаря тому, что мы едим нужную пищу. Иисус является не только той пищей, которая питает нас, но и очищающим элементом. Я могу засвидетельствовать, что день за днём Господь Иисус входит в меня, чтобы очищать меня внутренне. Он омывает моё внутреннее существо. В церковной жизни мы не занимаемся внешним омовением, напротив, мы переживаем внутреннее очищение.
Многие святые хотят внутренне очиститься. Они часто молятся: «Господь Иисус, войди в меня. Я хочу всё больше и больше очищаться. Господь, я ненавижу не только грех и мир, но и своё «я», свою природную жизнь и природную предрасположенность. О Господь, моя предрасположенность так сильно загрязняет меня. Я так хочу очиститься от этого осквернения!» Когда мы молимся таким образом, мы незаметно для себя едим Господа Иисуса; Он входит в нас и как пища, которая питает нас, и как очищающий элемент. Глубоко в нашей совести мы можем засвидетельствовать, что, наслаждаясь Господом в церковной жизни, мы очищаемся, даже когда у нас нет намерения очищаться. Если мы наслаждаемся Господом, то мы внутренне очищаемся. Следовательно, речь идёт не об омовении рук, а об очищении нашего существа. В последнее время нас ложно обвиняют в том, что мы «промываем мозги» людям. Мы не занимаемся «промыванием мозгов», но мы действительно переживаем омовение своей предрасположенности. Очищение необходимо не только нашему разуму, но и всему нашему существу. Господь может засвидетельствовать, что я очень часто молюсь: «Господь, я всё ещё грязный. Господь, я чувствую, что я по-прежнему очень природный и что я в очень большой степени пребываю в своей предрасположенности. Господь, я люблю Тебя и хочу жить Тобой. Но даже сегодня, Господь, я пребывал в своей природной предрасположенности. О Господь, я грязен по своей предрасположенности, поэтому мне нужно Твоё очищение». Вот какое очищение нам нужно. Речь идёт не о том, чтобы внешне омыть руки и показать другим, какие мы чистые. Речь идёт о внутреннем очищении, которое происходит благодаря тому, что мы едим Иисуса. Всем нам нужно получить от Господа такое внутреннее очищение.
VI. Питаться Христом посредством веры
В стихе 21 говорится: «И, выйдя оттуда, Иисус удалился в земли Тира и Сидона». Неверие галилеян вынудило Господа Иисуса не совершать среди них многих явлений силы (Мф. 13:58), а отвержение со стороны Ирода вынудило Его удалиться в пустыню (Мф. 14:13). В Мф. 15:1 из Иерусалима пришли приверженцы религии, чтобы проследить за Господом Иисусом и найти в Нём какой-нибудь изъян. Непрекращающееся противостояние со стороны приверженцев религии, отвергавших небесного Царя, вынудило Его удалиться от них ещё дальше, в области Тира и Сидона, в языческую землю. Отвержение со стороны галилеян вынудило Господа не совершать среди них многих явлений силы. Отвержение со стороны Ирода вынудило Его удалиться из цивилизованных городов в пустыню. Теперь противостояние со стороны приверженцев религии вынудило Господа уйти ещё дальше — в языческий мир.
Б. Иметь правильное знание о Христе
1. Женщина ошибочно называет Его Сыном Давида
В стихе 22 говорится: «И вот, одна хананеянка вышла из тех пределов и кричала: Смилуйся надо мной, Господь, Сын Давида! Мою дочь жестоко мучит бес». Поскольку религиозные иудеи отвергли небесного Царя, возможность соприкоснуться с Ним представилась язычникам, а именно слабой языческой женщине. Хананеянка обратилась к Господу Иисусу, назвав Его Господом, Сыном Давида. Титул «Господь» подразумевает божественность Христа, а титул «Сын Давида» — Его человечество. Эта женщина, язычница, была вправе обращаться к Христу, называя Его «Господь». Однако она не имела права называть Его «Сын Давида»; такая привилегия была дана только детям Израиля.
Ученикам не нравилось, что хананеянка кричит, и они попросили Господа отослать её. Иначе говоря, они снова давали Господу наставления, говорили Ему, что нужно делать. Здесь мы снова видим принцип закона. Ученики как бы говорили: «Господь, она кричит и беспокоит нас. Господь, сделай что-нибудь! Пожалуйста, отошли её». Тогда Господь сказал: «Я был послан только к потерянным овцам дома Израиля» (ст. 24). Если вы внимательно прочитаете Евангелия, вы увидите, что Господь Иисус никогда не поступал по слову учеников. Они предлагали что-то сделать, но Господь никогда не рассматривал их предложения. Но когда ученики не хотели чего-то делать, Господь всегда говорил им, что они должны это сделать. То же самое происходит с нами. Когда мы хотим что-то сделать, Господь говорит: «Нет». Но когда мы не хотим чего-то делать, Господь говорит: «Делай». Это происходит для того, чтобы мы перестали жить и действовать согласно своему «я» и своим природным представлениям. Пётр мог бы сказать Господу: «Господь, если Ты пришёл к потерянным овцам дома Израиля, что Ты делаешь здесь, в Тире и Сидоне? Для чего Ты пришёл сюда?» Но даже если бы Пётр сказал это Господу, Господь всё равно смог бы смирить его. Господа Иисуса невозможно победить. Ученики потерпели поражение; им было нечего сказать.
Господь был послан к потерянным овцам дома Израиля. Однако к тому моменту, который описан в 15:21-28, Он пришёл в языческую область, тем самым дав язычникам возможность участвовать в Его благодати. Это имеет устроительное значение: здесь показано, что Христос сначала пришёл к иудеям и что из-за их неверия Его спасение обратилось к язычникам (Деян. 13:46; Рим. 11:11).
2. Женщина правильно называет Его Господом и поклоняется Ему
В стихе 25 язычница правильно назвала Иисуса Господом и поклонилась Ему, сказав: «Господь, помоги мне!» Когда она во второй раз обратилась к Христу, она назвала Его только «Господь», но не «Сын Давида», потому что она поняла, что она не принадлежит к детям Израиля, а является язычницей.
В стихе 26 Господь ответил хананеянке: «Нехорошо взять хлеб детей и бросить собачонкам». Куда бы небесный Царь ни пошёл, Его служение всегда создавало для Него возможность открыться ещё больше. В обстановке, создавшейся в главах 9 и 12, у Него появилась возможность открыться в качестве Врача, Жениха, новой ткани, молодого вина, Пастыря, действительного Давида, большего храма, Господина жатвы, Того, кто больше Ионы, и Того, кто больше Соломона. Здесь у Него создалась ещё одна возможность открыться — на этот раз в качестве хлеба детей. Хананеянка считала Его Господом, то есть божественной личностью, и Сыном Давида, то есть царским потомком, великим и высоким в Своём царствовании. Но Он раскрыл Себя ей как маленькие кусочки хлеба, пригодные в пищу. Это подразумевает, что Он, как небесный Царь, правит Своим народом, кормя его Собой как хлебом. Мы будем надлежащим народом в Его царстве только в том случае, если будем питаться Им как нашей пищей. Чтобы быть народом царства в действительности царства, нам нужно есть Христа как наше снабжение.
Господь сказал, что хлеб детей нельзя бросать собакам. Отсюда видно, что в глазах Господа все язычники являются собаками, нечистыми в глазах Бога животными (Лев. 11:26).
Как вы думаете, когда Господь Иисус говорил об этой хананеянке со своими учениками, разве Он уже тогда не собирался накормить её? Разумеется, Господь заранее знал, что Он должен накормить эту женщину. Почему же Он не сделал этого сразу? Женщина пришла и начала кричать, обращаясь к Нему, но сначала Он хранил молчание и ничего не говорил. Казалось, что Он чуть ли не потерял дар речи. Его молчание вынудило учеников попросить Его сделать что-нибудь для неё и отослать её. Господь Иисус ничего не сделал сразу, потому что Он хотел воспользоваться этой возможностью и научить чему-то Своих учеников. Когда к Нему пришли ученики, Он сказал, что Он пришёл только к потерянным овцам дома Израиля. Когда к Нему пришла женщина, Он дал ей понять, что Он пришёл как хлеб для детей и что нельзя бросать хлеб детей собакам.
1. Занимать правильное положение — положение языческой собаки под столом хозяина
Когда Господь Иисус назвал хананеянку собакой, она сказала: «Да, Господь, ведь и собачонки едят крошки, которые падают со стола их хозяев» (ст. 27). Хананеянка, не обидевшаяся на слова Господа, а согласившаяся с тем, что она языческая собака, считала, что к этому времени Христос, будучи отвергнут детьми, то есть иудеями, превратился в крошки под столом — долю язычников. Святая земля Израиля была столом, на который Христос, небесный хлеб, пришёл как доля детей Израиля. Но они сбросили Его со стола на землю, в языческую землю, так что Он стал рассыпавшимися крошками — долей язычников. Какое понимание в то время было у этой язычницы! Неудивительно, что небесный Царь был восхищён её верой (ст. 28).
Язычница как бы говорила: «Да, Господь, я грязная языческая собака. Но не забывай, Господь, что даже у собак есть своя доля. Доля собак, в отличие от доли детей, находится не на столе. Доля детей находится на столе, а доля собак — под столом. Теперь, Господь, Ты не на столе, не в земле Израиля. Ты под столом, в языческом мире. Ты как раз там, где я. Ты не на столе, за которым сидят дети. Теперь Ты под столом, там же, где собаки. Господь, собаки могут есть те крошки, которые лежат под столом». Хананеянка проявила проницательность, и Господу Иисусу пришлось уступить ей.
В стихе 28 говорится: «Тогда Иисус сказал ей в ответ: О женщина, велика твоя вера! Пусть будет тебе, как ты хочешь. — И с того часа её дочь была исцелена». Из этих слов следует, что отношения хананеянки с Господом строились на вере, и её вера была настолько велика, что победила видимые обстоятельства.
Я очень внимательно подхожу к доктринальным вопросам, поэтому я спрашивал себя, почему Господь Иисус не велел хананеянке омыться, а потом прийти и есть. На месте Господа я бы сказал: «Да, как у собаки, у тебя есть своя доля. Но разве ты не понимаешь, насколько ты грязна? Если ты хочешь есть Меня как крошки, тебе нужно омыться». С точки зрения доктрины этой женщине явно было нужно омыться. Почему же Господь Иисус не попросил её омыться, прежде чем есть Его? Потому что тогда Он вступил бы в противоречие с тем, что Он сказал в предыдущих стихах, где Он принизил значение внешнего омовения. Здесь Господь делает акцент на питании. Но это не значит, что нам не нужно омовение. У нас есть кровь. Мы можем применить кровь и есть Агнца. Но чтобы не возникло путаницы, в этом посвящённом питанию разделе Господь Иисус ничего не сказал об омовении. Мне кажется, Господь Иисус сделал это намеренно, чтобы показать Своим ученикам, что им нужно только одно — питание. Даже если мы грязны, как языческие собаки, у нас всё равно есть право и соответствующее положение, чтобы есть Иисуса. О, нам нужно безудержно есть! Не ждите, пока вы омоетесь. Приходите к Господу такие как есть и ешьте Его. Как сказано в одном гимне: «Такой как есть… я иду к Тебе». Нам нужно сказать: «Господь, я прихожу такой как есть. Мне нужно не изменение и не очищение. Господь, мне нужен Ты, и я прихожу к Тебе есть. Пусть я грязная собака, но я прихожу к Тебе такой как есть». Питание — это самое важное; питание — это всё.
Хананеянка пришла к Господу не из-за голода, а из-за того, что её дочь была больна. Но Господь представил эту ситуацию с точки зрения питания. Господь не сказал: «Я пришёл как Врач к детям Израиля, и Я не могу исцелять язычников. Я не могу лечить собак». Господь как бы говорил: «Я пришёл к детям как хлеб. Нельзя бросать хлеб детей собакам». Просьба этой женщины никак не была связана с едой, но Господь намеренно связал её случай с едой, чтобы показать нам, что нам нужно не омываться внешне, а есть, чтобы получать внутреннее питание. Располагая эпизоды в соответствии с доктриной, Матфей поставил эти два случая рядом, чтобы мы поняли, что для царства небес нам нужно не внешнее очищение; нам нужно, чтобы в нас вошёл Христос. Вы больны или слабы? У вас какие-то проблемы? Не пытайтесь решить их снаружи. Решайте их изнутри: ешьте Иисуса. На самом деле, вам нужно забыть обо всём этом. Вам нужно не внешнее омовение; вам нужно, чтобы в вас вошёл Христос. Господь как бы говорил хананеянке: «Тебе нужно не исцеление. Тебе нужен Я! Причём Я нужен тебе не снаружи, а внутри. Тебе нужно есть Меня. Я пришёл как хлеб, который людям нужно есть, переваривать и усваивать. Я хочу войти в твоё существо, в твой организм, в твои сосуды и волокна. Я хочу войти в сам элемент твоего существа и стать тобой. Поэтому тебе нужно есть Меня. Не нужно решать проблемы снаружи. Решай их изнутри, принимая Меня в себя. Если Я смогу войти в тебя и напитать тебя, все проблемы будут решены».
Нам не нужны внешние обряды и практики. В сегодняшней религии люди следуют внешним практикам. Но Божье домостроительство заключается не в чём-то внешнем, а в том, что Христос входит внутрь нас. Для этого нам нужно есть Христа и тем самым принимать Его в себя.
Я приехал в Соединённые Штаты, имея определённое поручение и бремя, что-то, что я получил с небес. Пока вы не пришли в церковь, вы не слышали ни слова о том, что мы можем есть Иисуса, поскольку в религии учат только внешнему омовению рук и не преподносят людям съедобного Иисуса. Но это служение пришло сюда, имея поручение преподносить верующим съедобного Иисуса. Меня не пугают противостояние и нападки. Я знаю, что я делаю. Возможно, некоторые, считая меня слишком смелым, скажут: «Почему этот человек ведёт себя так смело? Ведь в Соединённых Штатах так много людей с высшим образованием, так много людей, которые окончили лучшие семинарии и получили докторские степени!» Эти степени для меня ничего не значат. Для меня существует только моё бремя. Я твёрдо уверен, что я получил от Господа с небес что-то такое, чего нет в сегодняшней религии. Я не просто учу или проповедую — я преподношу съедобного Христа. Вот что нужно сегодня Господнему народу. Вам не нужно религиозное омовение. Забудьте об этом! Мы грязные собаки, поэтому нам нужно есть Иисуса. Нам нужно принимать Иисуса в себя. Аллилуйя, сегодня Иисус находится не на столе! Он под столом. Израильтяне сбросили Его со стола, и теперь Он в языческом мире. Все мы, включая меня, являемся грязными языческими собаками. Тем не менее мы можем славить Господа за то, что мы собаки, потому что тот самый хлеб жизни, который сошёл с небес, теперь в том месте, где находятся собаки. Если бы хлеб лежал на столе, он был бы недоступен для нас. Но теперь хлеб находится под столом, там же, где находятся собаки. Нам нужен съедобный Христос, который сейчас так близок нам.
Мне очень нравится этот отрывок в Евангелии от Матфея! В этом отрывке показано, что мы должны забыть о внешнем омовении и начать есть. Не пытайтесь изменить, исправить или улучшить себя. Нам нужно есть Иисуса.
VII. Исцеление для прославления Бога
В 15:29-31 говорится об исцелении для прославления Бога. Поскольку Господь был отвергнут иудейской религией, Он остался в Галилее языческой как исцеляющий свет. Он не хотел идти в Иерусалим, иудейский религиозный центр, чтобы исцелять иудеев (13:15). В повествовании пятнадцатой главы, построенном согласно доктрине, сначала говорится о питании, а затем — об исцелении. Другими словами, настоящее исцеление происходит в результате внутреннего питания. Диетологи говорят, что, если человек правильно питается, он не будет болеть. Причиной болезней является неправильное питание, а полноценное, правильное питание приносит исцеление. Таково доктринальное положение, раскрытое в отношении исцеления в этом отрывке Слова.
VIII. Дальнейшее удовлетворение нужд людей
В 15:32-39 описано чудо насыщения четырёх тысяч. Господу стало жалко собравшееся в пустыне множество людей, поэтому Он не стал отсылать их голодными (ст. 32). Христос никогда не допустит, чтобы Его последователи были голодными и ослабели в пути, следуя за Ним.
Б. Необходимость преподать урок веры
Когда ученики узнали, что Господь хочет обеспечить людей пищей, они сказали Ему: «Откуда нам в пустынном месте взять столько хлебов, чтобы насытить такую толпу?» (ст. 33). Даже в бесплодной пустыне Господь мог досыта накормить Своих последователей, сколько бы их ни было. Один раз, в 14:15-21, ученики уже пережили это; однако они, по-видимому, не усвоили урока веры. Они устремляли свой взгляд на окружающую обстановку, вместо того чтобы устремлять его на Господа. Однако присутствие Господа было лучше, чем богатый запас.
В. Ученики приносят всё, что у них было, и тогда появляется благословение с переполнением
Господь спросил учеников: «Сколько у вас хлебов?» Отсюда следует, что Господь всегда хочет использовать то, что у нас есть, чтобы благословить других. В стихе 36 говорится: «Он взял семь хлебов и рыбу и, воздав благодарение, преломил их и стал давать ученикам, а ученики — толпам». Если мы принесём всё, что у нас есть, Господу, Он возьмёт это, преломит и вернёт нам для раздачи другим, для которых это станет насыщающим и переполняющим благословением (ст. 37). Всё, что мы принесём Господу, каким бы маленьким это ни было, будет умножено Его благословляющей рукой для удовлетворения нужды великого множества (ст. 38).
В 15:32-39 мы видим, как люди едят вместе. В молодости я не мог понять, почему в Евангелии от Матфея два раза описываются почти одинаковые случаи (14:14-21; 15:32-39). Однако, если вы внимательно прочитаете эти два отрывка, вы увидите, что они написаны для разных целей. Отрывок, в котором говорится о насыщении пяти тысяч, написан, чтобы показать нам, что, когда мы следуем за нашим отвергнутым Царём по пути к славе, Он может позаботиться о нас. А отрывок, в котором говорится о насыщении четырёх тысяч, написан, чтобы показать, что нам нужно не только есть Иисуса в виде крошек в одиночку, как грязным собакам. Нам также нужно есть Его совокупно, вместе со многими другими. Давайте будем есть Его все вместе. Когда мы едим вместе, мы едим не крошки, а целый хлеб, и ещё остаётся избыток. Сегодня в церковной жизни мы едим уже не как грязные собаки. Мы едим Его все вместе как нормальные люди. На каждом церковном собрании мы все вместе едим. Когда мы только что пришли в церковную жизнь, мы пришли как грязные собаки и мы ели под столом. Но теперь мы уже не под столом — мы сидим за столом. Хотя мы и в пустыне, мы тем не менее сидим за столом. Так мы едим все вместе, мы едим, ни в чём не испытывая недостатка. На столе спасённых людей лежит целый хлеб.