(1)
В конституции царства небес есть четыре стиха, в которых говорится о том, как можно войти в царство небес. Первый стих — это Мф. 5:3. В нём говорится: «Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небес». Во втором стихе говорится: «Блаженны гонимые за праведность, ибо их есть царство небес» (5:10). В обоих этих стихах говорится о настоящем времени. Если мы хотим быть в действительности царства сегодня, мы должны быть нищими в своём духе и гонимыми за праведность. Сегодня действительность царства основывается главным образом на праведности. Мы входим в действительность царства благодаря тому, что мы нищие духом. После того как наш образ мыслей изменяется, мы обращаемся к Господу и становимся пустыми в своём духе. Благодаря этому Господь входит в наш дух со Своим небесным царством. С этого момента мы начинаем жить в действительности царства. Если мы праведны, то мы остаёмся в этой действительности. Однако если мы неправедны, то мы вне действительности царства. Если мы поддерживаем праведность, мы остаёмся в действительности царства. Посмотрите на свою повседневную жизнь. Если в том, что касается праведности, вы ведёте себя распущенно, слишком свободно и беззаботно, то вы сразу же оказываетесь отделены от действительности царства. Если мы хотим быть в действительности царства сегодня, мы должны быть нищими в своём духе и мы должны оставаться в праведности и быть готовыми даже пострадать за праведность.
Есть ещё два стиха, в которых говорится о том, как можно войти в царство. В обоих этих стихах говорится о том, как можно войти в проявление царства небес в будущем. В Мф. 5:20 говорится: «Ибо говорю вам, что если ваша праведность не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы ни в коем случае не войдёте в царство небес». Здесь говорится об участии в проявлении царства. Если мы хотим войти в проявление царства небес, то нам нужна превосходящая праведность. Таким образом, праведность не только позволяет нам оставаться в действительности царства, но и приводит нас в проявление царства.
Последний стих — это Мф. 7:21. В нём говорится: «Не всякий, кто говорит Мне: «Господь! Господь!» — войдёт в царство небес, а тот, кто исполняет волю Моего Отца, который на небесах». В этом стихе показано, что, если мы хотим войти в царство небес, мы должны исполнять волю Отца. Таким образом, в проявление царства мы входим благодаря праведности и исполнению воли Отца. Праведность относится главным образом к нашему житию, а исполнение воли Отца — к нашей работе. И наше житие, и наша работа должны соответствовать конституции царства небес. Наше житие, если оно будет соответствовать этой конституции, будет праведным, а наша работа, если она будет соответствовать этой конституции, будет исполнением воли Отца. Такое житие и такая работа дают нам право войти в проявление царства. Таким образом, если мы нищие в своём духе, то это позволяет нам войти в действительность царства, праведность позволяет нам оставаться в этой действительности, а превосходящая праведность и исполнение воли Отца позволят нам войти в проявление царства небес.
Провозгласив на горе конституцию царства небес, Господь Иисус спустился с горы, чтобы продолжать Своё служение. В этом сообщении мы рассмотрим продолжение служения Царя (Мф. 8:1-34; 9:1-34).
I. Знамения с устроительным значением
Спустившись с горы, чтобы продолжить Своё царственное служение, Царь в первую очередь занялся очищением нечистых, исцелением больных и изгнанием бесов из одержимых, чтобы эти люди стали народом, живущим в царстве небес (Мф. 8:2-17).
Чудеса, или знамения, описанные в стихах 2-17, имеют устроительное значение. Порядок изложения четырёх событий в стихах 2-16 отличается от порядка их изложения в Мк. 1:29-45; 2:1 и в Лк. 4:38-41; 5:12-14; 7:1-10. В повествовании Марка, показывающем, что Иисус — это Слуга Божий, порядок изложения событий соответствует их исторической последовательности. В повествовании Матфея, доказывающем, что Христос — это Царь царства небес, порядок изложения соответствует доктрине: Матфей объединяет определённые события для того, чтобы представить определённую доктрину. В повествовании Луки, открывающем, что Иисус — это надлежащий человек, который становится Спасителем человека, порядок изложения основан на нравственных принципах. В повествовании Иоанна, свидетельствующем, что Христос — это Сын Божий и даже Сам Бог, порядок изложения частично соответствует исторической последовательности. Таким образом, в четырёх Евангелиях мы видим три принципа, определяющих порядок изложения: исторический, доктринальный и нравственный. В Мф. 8:1-17 три чуда: очищение прокажённого, исцеление парализованного слуги- язычника и исцеление тёщи Петра — объединены, чтобы показать одну важную доктрину, то есть имеют устроительное значение. Рассмотрим сначала исцеление прокажённого (ст. 1-4).
В стихе 1 говорится: «И когда Он спустился с горы, за Ним последовали большие толпы». То, что Царь спустился с горы, означает, что небесный Царь спустился с небес на землю. Он пришёл, чтобы достичь сначала иудеев, поскольку прокажённый здесь, несомненно, олицетворяет иудейский народ. Небесный Царь спустился с небес, чтобы принести спасение сначала прокажённым иудеям. Согласно Рим. 1, спасение предназначено сначала для иудеев, а затем — для язычников (ст. 16).
2. К Нему подходит прокажённый, чтобы очиститься и поклониться Ему
В стихе 2 говорится: «И вот, прокажённый, подойдя, поклонялся Ему и говорил: Господь, если Ты хочешь, Ты можешь меня очистить». Прокажённый поклонялся новому Царю и называл Его «Господь», признавая Его Господом Богом. Новый Царь — это, действительно, Иегова Бог (1:21, 23).
Недуги, которые Господь исцелил в случаях, описанных в Мф. 8, имеют определённое значение, поскольку каждый недуг обозначает какую-то конкретную духовную болезнь. Первая категория людей, которых царственный Спаситель спас, чтобы они стали народом царства, представлена прокажённым. Судя по некоторым примерам в Писаниях, проказа — это результат бунта и непослушания. Мариамь покрылась проказой из-за своего бунта против Моисея, представителя Божьей власти (Числ. 12:1-10). Нееман очистился от проказы благодаря своему послушанию (4 Цар. 5:1, 9-14). Все падшие люди из-за своего бунта стали в глазах Бога прокажёнными. Проказа — это проявление бунта. Бунт — это то, что происходит внутри, а проказа — это внешнее проявление бунта. Теперь царственный Спаситель приходит спасти людей от их бунта и очистить их от их проказы, чтобы они стали народом в Его царстве.
Проказа — это отвратительный недуг. В Ветхом Завете прокажённого изгоняли из стана детей Израиля, пока он не очистится. Это означает, что в Божьем народе любой, кто бунтует и вследствие этого становится прокажённым, будет отсечён от общения Божьего народа, пока не исцелится. Здесь прокажённый олицетворяет иудеев. Иудеи взбунтовались против Бога. Поэтому в Божьих глазах они стали прокажёнными. Однако небесный Царь пришёл сначала к ним, но не чтобы судить их, а чтобы исцелить их. Как Господь сказал в 9:12, Он пришёл как Врач, чтобы исцелить больных. Сначала Он пришёл достичь иудеев, чтобы исцелить их и принести им спасение.
3. Царь протягивает руку и касается его, чтобы очистить его
В стихе 3 говорится: «И Он, протянув руку, коснулся его и сказал: Хочу, очистись! — И он сразу же очистился от проказы». Согласно закону, прокажённый из-за своей нечистоты подлежал изоляции от людей. Никому не разрешалось прикасаться к нему (Лев. 13:45-46). Но новый Царь, как человек и как царственный Спаситель, коснулся этого прокажённого. Какая милость и какое сочувствие! Благодаря одному Его прикосновению тот сразу же очистился от проказы. Какое удивительное очищение!
4. Царь велит очищенному прокажённому принести дар для свидетельства
В стихе 4 говорится: «И говорит ему Иисус: Смотри, никому не говори; а иди, покажи себя священнику и принеси дар, какой заповедал Моисей, для свидетельства им». Новый Царь сказал очищенному прокажённому, что за своё очищение тот должен по-прежнему делать то, чего требуют правила старого закона, потому что ещё продолжался переходный период: старый закон ещё не был исполнен Его искупительной смертью.
1. К Нему подходит сотник и умоляет Его исцелить его слугу
После того как Господь вошёл в Капернаум, «к Нему подошёл сотник, умоляя Его и говоря: „Господь, мой слуга лежит дома парализованный и жестоко мучится“» (ст. 5-6). Сотником называли военачальника в римской армии, имевшего в подчинении сто воинов. Прокажённый в стихах 2-4 олицетворяет иудеев, а сотник в стихах 5-13 олицетворяет язычников. Перед Богом иудеи стали прокажёнными, то есть нечистыми, из-за своего бунта и непослушания, а язычники стали парализованными, то есть мёртвыми в том, что касается функции, из-за своей греховности. Царственный Спаситель пришёл сначала к иудеям, а затем к язычникам (Деян. 3:26; 13:46; Рим. 1:16; 11:11). Верующие иудеи были спасены Его непосредственным прикосновением (ст. 3), а верующие язычники спасаются посредством веры в Его слово (ст. 8, 10, 13).
2. Сотник знает, что такое власть, поэтому просит только сказать слово
Когда Господь сказал сотнику, что Он придёт и исцелит его слугу, «сотник сказал в ответ: „Господь, я не заслуживаю того, чтобы Ты вошёл ко мне под кров, но только скажи слово, и мой слуга будет исцелён“». Сотник, язычник, признал власть царственного Спасителя и понял, что Его слово имеет власть исцелять. Таким образом, он поверил не только в царственного Спасителя, но и в Его слово, и попросил Его не идти Самому, а только послать Своё слово. Эта вера была сильнее, и Спаситель удивился ей (ст. 10).
3. Царь удивляется вере сотника-язычника и говорит, что многие язычники будут участвовать в наслаждении царством
В стихе 10 показано, что Господь Иисус удивился вере сотника и сказал: «Истинно говорю вам: ни у кого в Израиле Я не нашёл такой большой веры». Поэтому в стихах 11 и 12 Господь сказал, что многие придут с востока и запада и возлягут за трапезу с Авраамом, Исааком и Иаковом в царстве небес, а сыновья царства будут выброшены во внешнюю тьму. Отсюда видно, что язычники будут участвовать в благовестии царства (Эф. 3:6, 8; Гал. 2:8-9; Рим. 1:13-16). Под упомянутым в стихе 11 царством небес имеется в виду проявление царства небес. В проявлении царства побеждающие верующие из язычников будут пировать с Авраамом, Исааком и Иаковом.
Сыновьями царства в стихе 12 являются спасённые иудеи; они хорошее семя (13:38), но их вера недостаточно сильна, чтобы они вошли через узкие ворота и пошли по стеснённому пути (7:13-14). Они не попадут на пир в проявлении царства (Лк. 13:24-30). Внешняя тьма — это тьма вне яркой славы в проявлении царства небес (25:30; 16:28). Быть выброшенным во внешнюю тьму в грядущем веке царства — это не то же самое, что быть брошенным в огненное озеро после тысячелетия и навеки (Отк. 20:15).
4. Слуга сотника был исцелён благодаря вере сотника
В стихе 13 говорится: «И Иисус сказал сотнику: «Иди. Как ты поверил, так пусть будет тебе». — И в тот час его слуга был исцелён». Прокажённый иудей был исцелён благодаря непосредственному прикосновению Царя. Царь протянул руку, коснулся его, и прокажённый был исцелён. Но слуга сотника был исцелён не благодаря непосредственному прикосновению Царя, а благодаря слову Царя. Сотник-язычник поверил в это слово, и слуга был исцелён. Иудеи всегда спасаются благодаря непосредственному прикосновению Царя, а мы, язычники, спасаемся не благодаря Его непосредственному прикосновению, а благодаря тому, что Он посылает Своё спасающее слово. Мы верим в это слово и исцеляемся. Ни один из нас, язычников, не получил непосредственного прикосновения от Господа. Мы были спасены, потому что уверовали в оживляющее, возрождающее слово благовестия. Следовательно, слуга сотника олицетворяет всех верующих из язычников. Господь не хвалил веру прокажённого, поскольку в том случае самое большое значение имела не вера. Важно было прикосновение Царя. Но в случае исцеления слуги сотника вера имела очень большое значение. Поэтому Господь похвалил веру сотника. В результате слуга был исцелён.
Слуга был парализованным. Если человек парализован, то его тело не может функционировать. До спасения мы, язычники, были совершенно неспособны функционировать. Иудеи были прокажёнными, а мы из-за своей греховности были парализованными, неспособными функционировать. Нам нужно исцеляющее спасение небесного Царя. Он послал нам слово, и мы поверили в него. Поэтому мы исцелены, наша функция восстановлена, и теперь мы можем начать служить нашему Господину. Мы в точности подобны слуге, который был исцелён и может снова служить.
В стихах 14 и 15 говорится: «И Иисус, придя в дом Петра, увидел, что его тёща лежит и у неё горячка. И Он коснулся её руки, и горячка оставила её. И она встала и служила Ему». Тёща Петра олицетворяет евреев, живущих в конце этого века, которые спасутся, приняв царственного Спасителя. Тогда, во время великой скорби, в глазах Бога у евреев будет «горячка» (ст. 14) — они будут «горячими» во всём, кроме Бога. Когда наступит полнота спасения язычников, царственный Спаситель возвратится к этому остатку евреев, чтобы они были спасены (Рим. 11:25-26; Зах. 12:10). Тёща Петра была исцелена в доме Петра, обозначающем дом Израиля. В конце этого века весь остаток евреев будет спасён в доме Израиля. Они тоже будут спасены непосредственным прикосновением царственного Спасителя (ст. 15), подобно тому, как был спасён прокажённый иудей (ст. 3).
В конце этого века спасение снова придёт от язычников к евреям. Однако оно придёт не к рассеянным евреям, а к евреям в доме Израиля. В то время у евреев будет «горячка». Это справедливо даже в отношении сегодняшних евреев. Многие из них «горячие» в области науки, финансов, образования и всевозможных мирских занятий. Но в глазах Бога всё это — «горячка». Сегодня у евреев очень высокая «температура» — они «горячие» в отношении политики, промышленности, сельского хозяйства и боевых действий. Их олицетворяет тёща Петра, у которой была горячка. Но в своём «жаре» и «пылу» они не полагаются на Бога и не придают значения нравственности. Господь исцелил тёщу Петра, и точно так же Он вернётся в конце этого века, чтобы исцелить евреев, которые будут «гореть», «пылать» и болеть «горячкой». Он исцелит их не благодаря их вере, а благодаря Своему непосредственному прикосновению. При втором пришествии Господа евреи испытают непосредственное прикосновение Господа благодаря Его приходу и будут спасены.
Сразу после исцеления тёща Петра встала и начала служить Господу (ст. 15). Это означает, что при возвращении Господа спасённый остаток евреев встанет и будет служить Ему в тысячелетии.
Г. Исцеление многих — воссоздание для всех живущих на земле в тысячелетии
В стихе 16 говорится: «А с наступлением вечера к Нему привели многих одержимых бесами, и Он изгнал духов словом и всех больных исцелил». «Многие одержимые бесами» и «все больные» олицетворяют всех людей на земле в тысячелетии. Тысячелетие — это последнее устроение со старым небом и старой землёй; поэтому оно рассматривается как «вечер» старого неба и старой земли. После этого «вечера» наступит новый день, то есть новое небо и новая земля с Новым Иерусалимом.
2. Исцеление многих одержимых бесами и всех больных — возможность попробовать на вкус силу будущего века
В тысячелетии сила изгонять бесов и исцелять болезни будет явлена во всей полноте. Поэтому все одержимые бесами и все больные будут исцелены. Об этом свидетельствуют пророчества Исайи (Ис. 35:5-6). Тогда произойдёт настоящее воссоздание. Изгнание бесов и исцеление больных в этом веке — это лишь возможность попробовать на вкус огромную силу будущего века. В стихе 16 Господь, исцелив тёщу Петра, когда наступил вечер, исцелил многих одержимых бесами и всех больных. Отсюда следует, что, когда Христос вернётся и евреи будут спасены, начнётся тысячелетие. В это время будут исцелены все болезни. Таким образом, знамения, описанные в стихах 2-17, имеют устроительное значение.
3. Исполнение сказанного пророком
В стихе 17 говорится: «Чтобы исполнилось сказанное через пророка Исайю, который говорит: „Он Сам взял наши немощи и понёс наши недуги“». Все исцеления падших людей являются результатом совершённого Господом искупления. На кресте Он взял наши немощи, понёс наши недуги и совершил для нас полное исцеление. Однако в этом веке применение этой божественной исцеляющей силы может быть для нас только пробой; полный вкус мы сможем испытать в будущем веке.
А. Царь приказывает удалиться от больших толп
В стихе 18 говорится: «А Иисус, увидев вокруг Себя толпу, приказал отправиться на другую сторону». В Своём служении, которое описано в четырёх Евангелиях, Господь всегда удалялся от толп; Он не хотел, чтобы рядом с Ним были любопытные. Ему были важны не толпы, а только те, кто искренне искал Его.
Б. Приходит книжник, который хочет следовать за Царём
В стихах 18-22 мы видим, как нужно следовать за небесным Царём. Это показано на примере двух человек, которые пришли к Царю. Первый, книжник, сказал Ему: «Учитель, я последую за Тобой, куда бы Ты ни пошёл». Говоря это, он не подумал о цене. Поэтому Царь ответил в стихе 20 так, чтобы заставить его задуматься о цене.
В. Царь открывает книжнику, что Ему негде обрести покой
В стихе 20 Господь сказал книжнику, который хотел следовать за Ним: «У лисиц есть норы, и у небесных птиц — гнёзда, но Сыну Человеческому негде приклонить голову». Здесь Господь назвал Себя Сыном Человеческим. В Своём царственном служении новый Царь постоянно занимал положение Сына Человеческого, вплоть до 16:13-17. Даже у лисиц и птиц есть пристанище, но Царь царства не имел пристанища. Это доказывает, что царство, которое Он основывал, не было материальным и его природа не была земной; оно было духовным и имело небесную природу. Господь как бы говорил книжнику: «Ты хочешь следовать за Мной? Ты не знаешь, насколько высока цена. Ты, книжник, образованный человек, занимающий высокое положение в обществе, должен понимать, что Я ничто и что у Меня ничего нет. У Меня нет даже того, что есть у птиц и лисиц, потому что Мне негде приклонить голову». Я думаю, что книжник пришёл в уныние и не последовал за Ним. Сегодня в отношении следования за Господом действует тот же принцип. Мы должны подумать о цене. Если мы последуем за этим Царём, у нас не будет никакого материального наслаждения.
Г. Другой ученик просит разрешения прежде похоронить своего отца
В стихе 21 говорится: «А другой из учеников сказал Ему: Господь, разреши мне прежде пойти и похоронить своего отца». Говоря так, этот ученик, который не был книжником, слишком много раздумывал о цене следования за Царём небесного царства. Этот ученик, по-видимому, внял сделанному в первом случае предостережению и посчитал цену очень высокой. Он как бы говорил Господу: «Я последую за Тобой, но у меня умер отец. Разреши мне прежде пойти и похоронить его, а потом я вернусь и последую за Тобой».
Д. Царь велит ученику следовать за Ним и оставить мёртвых мёртвым
Этот ученик считал цену следования за Царём слишком высокой, поэтому Царь в ответ воодушевил его следовать за Ним, отбросить свои размышления о цене и оставить похороны своего отца другим. Господь сказал: «Следуй за Мной и предоставь мёртвым хоронить своих мёртвых». Господь Иисус поступил замечательно! Он намеренно привёл в уныние первого и сознательно воодушевил второго. Господь поступал с людьми очень мудро. На месте Господа Иисуса я бы очень обрадовался, услышав, что книжник хочет последовать за мной, и воодушевил его именно так и сделать. Однако Господь держался с ним холодно и не воодушевлял его. Наоборот, Он как бы говорил: «Ты хочешь следовать за Мной? У тебя есть хорошая постель, удобное место, чтобы приклонить голову. Но если ты последуешь за Мной, то тебе будет негде преклонить голову. У Меня нет даже того, что есть у птиц и лисиц». Тем самым Он привёл в уныние этого человека, занимавшего высокое положение. Но ученику, который понял из сделанного в первом случае предостережения, что нельзя относиться к следованию за Господом несерьёзно и легкомысленно, Господь сказал слова воодушевления. Своими словами Господь воодушевил его забыть обо всех приготовлениях, которыми тот занимался, предоставить мёртвым хоронить мёртвых и последовать за Ним.
Из этих двух случаев мы видим, что иметь дело с людьми непросто. Как бы вы поступили с этими двумя людьми, если бы они пришли к вам сегодня? Вероятно, вы приняли бы обоих. Однако Господь отнёсся к ним по-разному: одного Он привёл в уныние, а другого воодушевил.
В этих двух случаях показано, как нужно следовать за небесным Царём. Во-первых, следуя за Ним, мы не должны ожидать какого-либо материального наслаждения. Во-вторых, чтобы следовать за Ним, мы должны пренебречь требованиями мёртвых. Господь велел ученику «предоставить мёртвым хоронить своих мёртвых». Первое слово «мёртвые» относится к тем, кто мёртв духовно, как в Эф. 2:1, 5 второе слово «мёртвые» относится к отцу ученика, который был мёртв физически. В конечном итоге, духовно мёртвые люди выполнят обязанности, связанные с погребением физически мёртвых людей. Из опыта мы усвоили, что мы не должны возвращаться назад и выполнять какие-то обязанности за мёртвых. Пусть мёртвые выполняют эти обязанности по отношению к мёртвым. Мы живые; мы должны идти вперёд и следовать за Царём. Но мы не должны ожидать какого-либо материального наслаждения, потому что, возможно, у вас не будет ни «норы», ни «гнезда», ни места, чтобы приклонить голову. Если вы не будете ожидать никакого материального наслаждения и предоставите исполнение мёртвых обязанностей мёртвым, то вы сможете идти вперёд, следуя за Ним.