Провозглашение конституции царства
(10)
В этом сообщении мы переходим к пятой части того, что было провозглашено Царём (Мф. 6:19-34). В этой части говорится о том, как люди царства обращаются с богатством.
VI. В отношении того, как люди царства обращаются с богатством
А. Копить сокровища не на земле, а на небе
В стихах 19 и 20 Царь провозгласил, что люди царства должны копить себе сокровища не на земле, а на небе. Копить сокровища на небе — значит отдавать материальное нищим (19:21) и заботиться о нуждающихся святых (Деян. 2:45; 4:34-35; 11:29; Рим. 15:26) и о слугах Господа (Флп. 4:16-17).
1. Сердце находится там, где сокровище
В стихе 21 говорится: «Ибо где твоё сокровище, там будет и твоё сердце». Люди царства обязаны отправлять своё сокровище на небо, чтобы и их сердце было на небе. Прежде чем туда отправятся они, сначала туда должно отправиться их сокровище и их сердце.
2. Если глаз будет прост, то всё тело будет светло
В стихе 22 говорится: «Светильник тела — глаз. Итак, если твой глаз будет прост, то всё твоё тело будет светло». В каждый конкретный момент наши два глаза могут быть сфокусированы только на каком-то одном предмете. Если мы постараемся увидеть сразу два предмета, наше видение будет расплывчатым. Если мы сфокусируем глаза на каком-то одном предмете, наше видение будет простым (нераздвоенным) и всё наше тело будет светло. Если мы будем копить сокровище и на небе, и на земле, наше духовное видение будет расплывчатым. Чтобы наше видение было простым (нераздвоенным), мы должны копить своё сокровище в одном месте.
3. Если глаз будет зол, то всё тело будет темно
В стихе 23 говорится: «А если твой глаз будет зол, то всё твоё тело будет темно. Если же свет, который в тебе, есть тьма, то как велика тьма!» Смотреть на два предмета одновременно, не фокусируя взгляд только на одном предмете, — значит делать свой глаз злым. В таком случае всё наше тело будет темно. Если наше сердце будет приковано к сокровищу, которое накапливается на земле, то свет, который в нас, станет тьмой, и тьма будет велика.
Б. Невозможно служить двум господам
В стихе 24 говорится: «Никто не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого — любить, или одного будет держаться, а другого — презирать. Не можете Богу служить и мамоне». Слово «мамона» — это арамейское слово, обозначающее богатство. Мамона противопоставляется Богу, из чего видно, что богатство противостоит Богу и обкрадывает Божьих людей, лишая их возможности служить Богу.
В. Не беспокоиться о своей жизни
1. Жизнь больше пищи, и тело больше одежды
В стихе 25 говорится: «Поэтому говорю вам: не беспокойтесь ни о вашей жизни — что вам есть или что вам пить, ни о вашем теле — во что вам одеться. Разве жизнь не больше пищи, а тело — одежды?» В этом стихе Господь говорит, что мы не должны беспокоиться о своей жизни. Здесь греческое слово, переведённое как «жизнь», обозначает душу-жизнь, которая заключает в себе стремление, или вкус, к пище и одежде (Ис. 29:8). Наша жизнь больше пищи, а наше тело больше одежды. И наша жизнь, и наше тело возникли благодаря Богу, а не благодаря нашему беспокойству. Если Бог сотворил нас имеющими жизнь и тело, Он, разумеется, позаботится об их нуждах. Людям царства не нужно беспокоиться об этом.
2. Не беспокоиться о пище, питье и одежде
В стихе 31 говорится: «Итак, не беспокойтесь и не говорите: „Что нам есть?“, или „Что нам пить?“, или „Во что нам одеться?“» Теперь мы переходим к важному вопросу, который рассматривается в стихах 19-34. На первый взгляд, в этой части конституции Господь говорит об отношении людей царства к материальному богатству. На самом деле, Он говорит о беспокойствах. Господь полон мудрости. Сначала Господь затрагивает нашу раздражительность, наши вожделения, наше природное существо, наше «я» и нашу плоть, а затем Он переходит к нашим беспокойствам. В этих стихах слово «беспокоиться» используется шесть раз (ст. 25, 27, 28, 31, 34). Может показаться, что Господь также затрагивает наше сердце, поскольку где наше сокровище, там и наше сердце. Однако наше сердце связано не только с богатством, но и со многими другими вещами.
Конституция царства небес основана на жизни и природе Отца. В этих главах слова «жизнь» и «природа» не упоминаются напрямую, но из контекста мы видим, что без божественной жизни Отца и Его природы эти главы лишены смысла. Не имея жизни и природы Отца, ни один человек не сможет исполнить требования царства небес. Любая конституция основана на том или ином виде жизни. Предположим, вы собираетесь составить конституцию для собак. Несомненно, эта конституция будет основана на собачьей жизни. Было бы неразумно, если бы, согласно этой конституции, собаки должны были по утрам летать в воздухе. Собаки не умеют летать, поэтому они не могут исполнить такое требование. Но если бы по утрам собаки должны были лаять, это не вызвало бы никаких проблем. Точно так же данная Господом Иисусом на горе конституция была предназначена для Божьих сыновей и основана на жизни и природе Отца. На это указывают два стиха в пятой главе. В стихе 9 говорится: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы сыновьями Божьими», а в стихе 48 говорится: «Итак, вы будьте совершенны, как совершенен ваш небесный Отец».
Многие христиане не понимают эту часть Слова, поскольку они не увидели, что она основана на божественной жизни и божественной природе. Даже многие неверующие цитируют в своих книгах эти стихи, считая, что эти слова обращены ко всем людям. Нет, точно так же как собачья жизнь не способна летать, человеческая жизнь не способна исполнить требования конституции царства небес. Эта конституция основана на божественной жизни и божественной природе.
В божественной жизни и божественной природе нет беспокойств. Беспокойства присущи не божественной жизни, а человеческой жизни, так же как способность лаять присуща не птичьей жизни, а собачьей жизни. Нашей человеческой жизни присущи беспокойства, а Божьей жизни присущи наслаждение, покой, безмятежность и удовлетворение. Слово «беспокойство» незнакомо Богу. Для Бога беспокойств не существует. Как вы думаете, беспокоится ли Бог? Мучают ли Бога беспокойства? У Бога много желаний, но у Него нет беспокойств. Наша человеческая жизнь, напротив, состоит практически из одних беспокойств — беспокойства являются её составной частью. Если человека лишить беспокойств, наступит смерть. У мёртвого человека нет беспокойств. У экспонатов в музее восковых фигур и у статуй перед католическими соборами нет беспокойств, но если вы живой человек, то у вас неизбежно будут беспокойства.
Если мы обратим внимание на то, каким стилем в Новом Завете говорит Господь, то мы увидим, что этот стиль разительно отличается от стиля апостолов. Апостолы, в особенности апостол Павел, написали много духовных книг. Павел произнёс много божественных, духовных и небесных слов, однако его стиль всё равно был человеческим. То же самое можно сказать о том стиле, в котором писали Пётр и Иоанн. Сколько бы духовных и божественных слов ни произносили авторы Нового Завета, их стиль оставался человеческим. Но стиль, которым в Новом Завете говорил Господь, был особенным. Его невозможно описать. Если вы прочитаете главы 5, 6, 7, 13, 24 и 25 в Евангелии от Матфея и главы 14—17 в Евангелии от Иоанна, то вы увидите, что речь Господа в Новом Завете отличается выдающимся стилем. Это не человеческий и не обычный стиль, а глубокий, но при этом краткий, простой и точный стиль. Это божественная речь божественного стиля. В молодости я прочитал изречение одного великого французского философа, в котором он сказал, что если бы написанное в четырёх Евангелиях было неправдой, то написавший их человек имел бы право быть Христом. Я согласен с этими словами.
На первый взгляд, в Мф. 6 Господь говорит о богатстве. Однако в действительности Он затрагивает тему беспокойств, то есть основную проблему в нашей человеческой жизни. Как мы увидели, в 6:1-18 Господь, на первый взгляд, говорит о праведных делах людей царства, но, на самом деле, Он говорил о нашем «я» и плоти. Я узнал это не из книг, а из своих переживаний в церковной жизни. С помощью своих переживаний я узнал, что желание выставить напоказ свои праведные дела, несомненно, исходит из нашего «я» и плоти. Если мы будем оставаться на кресте, мы ни в коем случае не будем выставлять себя напоказ. Точно так же в 6:19-34, на первый взгляд, говорится о нашем благосостоянии, нашем богатстве; на самом деле, в этих стихах Господь хочет затронуть тему беспокойств, то есть источник проблем в нашей повседневной жизни. Весь мир охвачен беспокойствами. Беспокойства приводят мир в движение. Они являются движущей силой всей человеческой культуры. Если бы люди не беспокоились о своей жизни, они бы ничего не делали. Все были бы праздными. Таким образом, затронув тему беспокойств, Господь затронул то, что приводит в действие человеческую жизнь.
Возможно, услышав эти слова, молодые люди скажут: «Аллилуйя! Господь Иисус затронул тему беспокойств, которые приводят в действие человеческую жизнь, поэтому нам не нужно усердно учиться и работать. Если мы проголодаемся, можно просто съесть то, что осталось со вчерашнего дня». Это неправильное представление. В 6:26 Господь Иисус говорит: «Взгляните на небесных птиц. Они не сеют, и не жнут, и не собирают в амбары, однако ваш небесный Отец кормит их». Если бы Господь Иисус был здесь, я бы спросил Его: «Господь, Ты сравниваешь нас с птицами. Птицы не сеют и не жнут; они просто летают в воздухе и ничего не делают. Господь, значит ли это, что мы не должны ничего делать? Птицы получают пищу за счёт человеческого труда. Господь Иисус, не хочешь ли Ты сказать, что мы должны жить за счёт других? Неужели мы должны перестать работать и просто быть птицами в воздухе, которые наслаждаются жизнью и живут чужим трудом?» Я бы также спросил Господа: «Господь, Ты также сравниваешь нас с лилиями. Лилии ничего не делают и при этом одеваются так, как не одевался даже Соломон во всей своей славе (ст. 28-30). Ты хочешь сказать, что мы не должны ничего делать, что мы должны просто наслаждаться воздухом, солнцем, почвой и водой?» Многие молодые люди, цитируя эти слова Господа Иисуса, понимают их именно в этом смысле. Они говорят: «Давайте будем птицами в воздухе и лилиями в долине». Сказанные здесь Господом слова непросто понять. Повторяю, если бы Господь был здесь, я бы спросил Его: «Ты хочешь сказать, что мы должны быть подобны парящим в воздухе птицам, которые живут чужим трудом? Другие сеют и собирают урожай, а мы просто приходим наслаждаться им. Разве это правильно? Разве это справедливо? Создаётся впечатление, что все птицы — воры. У меня очень небольшой сад, но птицы прилетают и питаются тем, что я выращиваю в своём саду. Ты хочешь сказать, что мы должны делать то же самое?» Я задаю эти вопросы, поскольку я знаю психологию молодых людей. Они так много лет учатся, что, возможно, устали от этого. Они переходят из средних классов в старшие, из старших классов — в университет, из университета — в аспирантуру, и это требует от них всё больше и больше усилий. Вместо того чтобы усердно учиться, многие молодые люди предпочитают, подобно птицам, летать в воздухе. Если молодые люди будут честными, они признают, что думают именно так.
Теперь давайте рассмотрим, что Господь хочет сказать в стихах 19-34. Чего хочет Господь: чтобы молодые люди получили образование или чтобы они бросили учёбу и были подобны птицам в воздухе? Мы не должны беспокоиться, поскольку беспокойствам нет места в божественной жизни. В Божьей жизни беспокойств нет. Однако Господь не хочет сказать, что мы не должны выполнять свои обязанности. Когда Господь привёл детей Израиля в добрую землю, все они должны были работать на земле. Это было их обязанностью. Давала добрая земля богатый урожай или нет, зависело от ряда причин: от погоды, солнечного света, достаточного количества дождей и нужной температуры. На эти факторы дети Израиля повлиять не могли. Их обязанность заключалась в том, чтобы трудиться на земле. Они трудились не только ради себя, но и ради птиц. Если бы они не обрабатывали землю, то птицам было бы трудно жить. Они могли и должны были выполнять свои обязанности, но не должны были беспокоиться. Точно так же сегодня мы должны выполнять свои обязанности, но при этом мы не должны беспокоиться о своей жизни. Вы жертвуете неохотно, потому что вы беспокоитесь. Вы беспокоитесь, и поэтому любите материальное богатство. Если бы у вас не было беспокойств, вас не интересовало бы материальное богатство; вы отдали бы его другим. Именно беспокойства являются источником наших проблем.
В Божьем домостроительстве все мы должны трудиться. Мы отличаемся от детей Израиля, поскольку не можем в буквальном смысле работать на доброй земле. Однако сегодня молодые люди должны учиться и получать хорошее образование. Учёбу можно сравнить с обработкой земли, а окончание университета — со сбором урожая. Молодые люди, учёба является вашей обязанностью, и вы должны её выполнять. В древности труд детей Израиля заключался в том, чтобы обрабатывать землю, сеять семена, поливать и собирать урожай. В этом состояли их обязанности. Но получат они урожай или нет, зависело от Бога. Они должны были трудиться и ни о чём не беспокоиться. Если бы они начали беспокоиться, это оскорбило бы Бога. Им не нужно было беспокоиться. Им просто нужно было делать, что сказал Бог. Например, согласно Второзаконию, Бог сказал, что они должны откладывать одну десятину для Него, вторую десятину — для левитов, а третью — ещё для какой-то цели. Они не имели права оставлять весь урожай для своего наслаждения. Они не должны были ни о чём беспокоиться. В этом случае они могли бы проявлять щедрость, с готовностью жертвуя другим и отдавая своё материальное богатство в руки Господа.
Мы должны читать стихи 19-34 в главе 6 с таким пониманием. Дети Израиля по Божьему всевластию должны были трудиться на земле. Сегодня молодые люди по Божьему всевластию должны учиться и получать образование. Если мы хотим, чтобы у нас была надлежащая церковная жизнь, все наши молодые люди должны заканчивать университеты. Не закончить университет — это всё равно что посеять и не получить урожая. Сегодня человек обеспечивает своё существование не так, как сотни лет назад. Сегодня молодые люди должны обрабатывать землю, сеять семена и поливать урожай, то есть усердно учиться и закончить среднюю школу и университет. Но ими при этом не должны руководить беспокойства. Мы должны видеть разницу между обязанностями и беспокойствами. Ваша обязанность заключается в том, чтобы закончить обработку земли, то есть закончить среднюю школу и университет. В противном случае вам будет трудно жить. Чтобы жить на земле для Бога, нужно получить образование. Но в процессе учёбы и получения образования вы не должны быть такими, как мирские люди. Мирские люди учатся из-за беспокойств; вы должны учиться не из-за беспокойств, а для того, чтобы исполнить свои обязанности. Если вы не увидите этого, то вы будете воспринимать написанное в данном отрывке Слова формально.
Вооз, предок Давида, — это пример человека, который выполнял свои обязанности и ни о чём не беспокоился. Вооз был богатым земледельцем; он трудился очень эффективно. Однако он трудился не из-за беспокойств, а для того, чтобы выполнить свои обязанности. Когда пришло время, Господь велел ему отдать определённую часть урожая. Вооз так и поступил. Вооз, несомненно, дорожил тем, что на небе. Он победил беспокойства и копил сокровища на небе.
Через несколько лет у многих из наших молодых людей будут дипломы о высшем образовании. Я думаю, что если Господь по Своему всевластию благословит нас, то у нас будет большое богатство. Тогда вам нужно будет помнить, что вы учились не из-за беспокойств, а для выполнения своих обязанностей. Поэтому приобретаемое вами богатство следует использовать не для беспокойств, а для выполнения обязанностей. Ваша обязанность заключается в том, чтобы давать, копить сокровища на небе. Не стремитесь стать миллионером. Не старайтесь накопить у себя на счету миллион долларов. Лучше учитесь давать и копите сокровища на небе. Переведите свои сокровища с земли на небеса. Тогда вы будете миллионером не на земле, а на небесах. Ваша обязанность заключается в том, чтобы получить диплом и затем зарабатывать деньги. Но не стремитесь стать миллионером, лучше будьте человеком, который много даёт согласно жизни и природе вашего небесного Отца. Вот о чём говорится в этом отрывке Слова.
Моё бремя в этом сообщении заключается в том, чтобы раскрыть этот важный момент. У всех нас есть свои обязанности. Выполняя свои обязанности, мы ничего не должны делать из-за своих беспокойств, поскольку мы имеем божественную жизнь, для которой беспокойств не существует. Кроме того, у нас есть всемогущий и всеобъемлющий небесный Отец, который всесторонне заботится о нас. Сегодня мир наполнен беспокойствами, но люди царства не должны ни о чём беспокоиться. Своими беспокойствами мы не можем прибавить к своему росту ни локтя (ст. 27). Что касается нравственности, в нас есть жизнь и природа нашего Отца, благодаря которым мы можем исполнять высшие требования нравственности. Что касается нашей жизни, о нас заботится Сам небесный Отец. Однако из этого не следует, что нам не нужно выполнять свои обязанности. Мы должны выполнять свои обязанности, но при этом мы не должны беспокоиться. У детей Израиля было достаточно средств к существованию и они отдавали какие-то части своего дохода для различных целей. Точно так же у нас должен быть урожай, и мы должны с готовностью отдавать определённую часть урожая для различных целей. В конечном итоге, всё отданное нами будет накапливаться в небесном банке, и всё наше богатство окажется там.
Кроме того, этот вопрос связан с нашим повседневным ростом в жизни. Как небрежность, так и беспокойства могут задержать ваш рост в жизни. Ни один праздный человек, не выполняющий свои обязанности, не будет расти в жизни. В жизни растут только усердные и трудолюбивые люди. Такое усердие и трудолюбие, несомненно, будет вознаграждено, и вы получите определённое материальное богатство. Вы должны использовать всё это богатство не для своих беспокойств, а для того, чтобы давать. Беспокойств быть не должно. Не позволяйте беспокойствам заполнять вашу повседневную жизнь. В вас есть жизнь Отца, для которой не существует беспокойств, поэтому у вас не должно быть никаких беспокойств. Если у вас есть какие-либо излишки, вы должны использовать их не для своих беспокойств, а для того, чтобы увеличивать свой счёт в небесном банке. Я уверяю вас, что в этом случае вы будете расти в жизни. В жизни растут только те, кто проявляет усердие, но при этом не использует свои излишки для своих беспокойств. Вы должны усердно учиться, иметь хорошие оценки и стараться получить самую высокую степень. Однако получаемое вами богатство не должно использоваться для ваших беспокойств. Мы трудимся и выполняем свои обязанности, но не беспокоимся. Так мы можем расти в жизни Отца.
3. Небесный Отец знает обо всех этих нуждах
В стихе 32 Господь говорит: «Ибо всего этого с беспокойством ищут язычники. Ибо ваш небесный Отец знает, что вы нуждаетесь во всём этом». У людей царства есть божественная жизнь их небесного Отца, которая укрепляет их, что позволяет им соблюдать новый закон царства. Кроме того, у них есть их небесный Отец, который заботится об их материальных нуждах, так что им не нужно беспокоиться о них. Их небесный Отец является для них источником укрепления и снабжения. Поэтому им не нужно быть слабыми или испытывать в чём-либо недостаток.
4. Искать прежде всего царства Отца и Его праведности
В стихе 33 говорится: «А ищите прежде Его царства и Его праведности, и всё это будет прибавлено вам». Сегодня царством Отца является действительность царства небес, а в грядущем веке им будет проявление царства небес. Праведность Отца — это праведность, которая выражается в соблюдении нового закона царства и о которой говорится в 5:20 и 6:1. Поскольку люди царства ищут прежде царства и праведности своего небесного Отца, им не только будут даны Его царство и Его праведность — им также будет прибавлено всё, в чём они нуждаются.
5. Не беспокоиться о завтрашнем дне
Наконец, в стихе 34 говорится: «Итак, не беспокойтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день будет сам беспокоиться о себе. Достаточно для каждого дня своего зла». Люди царства всегда должны жить не завтрашним днём, а сегодняшним. Под «злом» здесь понимаются беды и скорбь. Таким образом, Царь царства ясно дал понять людям царства, что их дни, прожитые на земле для царства, будут днями бед и скорби, а не беспечности и довольства.