Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 45

Спаситель-Человек отдаёт Себя на смерть для искупления

(2)

  Тексты Писания: Лк. 20:1-47; 21:1-4

  В разделе Евангелия от Луки с 19:28 по 22:46 говорится о том, как Спаситель-Человек отдаёт Себя на смерть для искупления. Мы уже увидели, что Господь победоносно вошёл в Иерусалим (Лк. 19:28-40), оплакивал город (Лк. 19:41-44), а также очистил храм и учил в нём (Лк. 19:45-48). Затем в 20:1—21:4 мы видим, что Господь был подвергнут исследованию со стороны главных священников, книжников и старейшин (Лк. 20:1-19), со стороны фарисеев и иродиан (Лк. 20:20-26) и со стороны саддукеев (Лк. 20:27-38). Он заставил замолчать всех исследовавших Его (Лк. 20:39-44), предостерёг относительно книжников (Лк. 20:45-47) и похвалил нищую вдову (Лк. 21:1-4).

  После того как Господь пришёл в Иерусалим и посетил храм, Он вышел из города и остановился в Вифании. Затем утром Он опять пришёл в храм. В Лк. 20:1 говорится, что Он учил народ в храме и благовествовал. Он по-прежнему осуществлял служение, в ходе которого Он преподносил юбилей нуждающимся.

Умирает в том самом месте и в то самое время, которые были предопределены Богом

  Когда Господь учил и благовествовал в храме, «к Нему подступили главные священники и книжники вместе со старейшинами и сказали, обращаясь к Нему: Скажи нам, какой властью Ты это делаешь или кто дал Тебе эту власть?» (20:1-2). Здесь мы видим, что вожди из иудейского общества приготовились испытывать Его. Фактически, начало этому испытанию положили не они; начало ему положил Спаситель-Человек. Он знал, что, согласно пророчеству, Он должен был быть убит в день Пасхи как Агнец Божий. Пророчества в Ветхом Завете конкретно говорили как о времени, так и о месте Его умерщвления.

  Спаситель-Человек служил свыше трёх лет в презираемой области Галилее, вдалеке от святого храма и святого города, то есть того места, где Он должен был умереть для исполнения Божьего вечного плана. Как Агнец Божий (Ин. 1:29), Он должен был быть принесён Богу на горе Мориа, где Авраам приносил в жертву Исаака и получил от Бога овна, предоставленного ему в качестве замены для сына (Быт. 22:2, 9-14), и где был построен иерусалимский храм (2 Пар. 3:1). Именно там Он должен был быть отдан, согласно решению, определённому Троицей Божества (Деян. 2:23), иудейским вождям и отвергнут ими как строителями Божьего строения (Деян. 4:11). Именно там Он должен был быть распят в соответствии с римским порядком смертной казни (Ин. 18:31-32; 19:6, 14-15), чтобы исполнить прообраз, показывавший, какой смертью Он умрёт (Числ. 21:8-9; Ин. 3:14). Более того, согласно пророчеству Даниила (Дан. 9:24-26), тот самый год был годом, в который Мессия (Христос) должен был быть отсечён (убит). Кроме того, как пасхальный Агнец (1 Кор. 5:7), Он должен был быть убит в месяц Пасхи (Исх. 12:1-11). Поэтому Он должен был идти в Иерусалим перед Пасхой (Ин. 12:1; Мк. 14:1), чтобы умереть там в день Пасхи (Ин. 18:28) в том самом месте и в то самое время, которые были предопределены Богом.

  В соответствии с пророчеством в Ветхом Завете, и место, и время смерти Господа были конкретными. В Дан. 9:25-26А говорится: «Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Мессии Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ, и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин Мессия будет отсечён и не будет иметь ничего» (евр.). Здесь мы видим, что Мессия, то есть Христос, будет убит в конце шестьдесят девятой седмины. Год, в который Спаситель-Человек пошёл в Иерусалим, чтобы умереть, был тем самым годом, о котором пророчествовалось в 9-й главе Книги пророка Даниила. Ещё более конкретно Господь должен был быть предан смерти в день Пасхи, то есть в четырнадцатый день месяца. Господь знал, что Ему необходимо быть в Иерусалиме вовремя, чтобы умереть в день Пасхи. Кроме того, согласно пророчеству о пасхальном ягнёнке, Его надлежало исследовать в течение четырёх дней. Поэтому Ему необходимо было быть в Иерусалиме по крайней мере за четыре дня до Его распятия.

  В Евангелиях мы видим, что Господь Иисус проявлял большую осторожность в том, чтобы не оказаться убитым либо раньше, либо позже назначенного времени. Если бы Он был убит до Пасхи, пророчество не смогло бы исполниться. В этом случае Он не был бы действительным пасхальным Агнцем. Но поскольку Он был действительным пасхальным Агнцем, Он хранил Себя до тех пор, пока Ему не пришло время быть принесённым на кресте.

  Господь должен был быть предан смерти в определённое время, и точно так же Он должен был умереть в конкретном месте. Этим местом была гора Сион, которая ранее называлась горой Мориа.

  Если у нас будет надлежащее понимание того, в какое время и в каком месте совершилось распятие Господа, мы будем знать, почему Господь проявлял осторожность в Своих действиях на протяжении этих решающих дней в Иерусалиме. Он знал, что, если бы Он был предан смерти хотя бы на один день раньше, Он бы совершил ошибку в отношении исполнения ветхозаветного пророчества. Поэтому Господь проявлял большую осторожность, каждый день возвращаясь в храм. Он вновь и вновь шёл в храм для того, чтобы представить Себя иудеям для тщательного исследования. Повествование об этом исследовании содержится в 20:1—21:4.

Его подвергают исследованию главные священники, книжники и старейшины

  В 20:1 мы видим, что, когда Господь учил в храме и благовествовал, к Нему подступили главные священники, книжники и старейшины. Священники были теми, кто служил в храме, книжники были теми, кто обладал доскональным знанием Моисеева закона, а старейшины были управляющими среди иудейского народа. Эти три категории людей были ярко выраженными вождями в иудейском обществе. Они пришли подготовленными к тому, чтобы провести тщательное исследование Господа как пасхального Агнца.

  Лука повествует об исследовании Господа Иисуса исходя из иной точки зрения по сравнению с повествованием у Матфея и Марка. Повествование Луки ведётся с точки зрения высочайшего уровня нравственности. В 20-й главе Евангелия от Луки мы видим картину, показывающую, что Спаситель-Человек ведёт Себя на высочайшем уровне нравственности. Разумеется, во всех предыдущих главах мы увидели высокий уровень нравственности Господа, произведённый Его божественной сущностью с божественными качествами и Его человеческой сущностью с человеческими добродетелями. Теперь в 20-й главе мы видим более подробное изображение высочайшего уровня нравственности, которым обладал Спаситель-Человек.

  Главные священники, книжники и старейшины сказали Господу: «Скажи нам, какой властью Ты это делаешь или кто дал Тебе эту власть?» (20:2). Они думали, что смогут изловить Господа, спросив Его об источнике Его власти. Подвергаясь исследованию, Богочеловек был откровенным, искренним, мудрым и полным достоинства. Однако те, кто задавал Ему вопросы, были низкими, коварными, придирчивыми и нечестными. Они пришли не с надлежащим настроем и не в надлежащем духе.

  Отвечая на вопрос, заданный главными священниками, книжниками и старейшинами, Спаситель-Человек проявил мудрость. Когда Его спросили о том, кто дал Ему власть, Он не сказал: «Эту власть Мне дал Мой Отец». Такой ответ на заданный вопрос не был бы неправильным, но в нём был бы виден недостаток мудрости. В Своей мудрости Господь сказал им: «Спрошу вас и Я об одном, и скажите Мне: крещение Иоанна от неба было или от людей?» (ст. 3-4). Этот вопрос поставил их перед дилеммой, и они стали рассуждать об этом между собой и говорили: «Если скажем: „От неба“, Он скажет: „Почему вы не поверили ему?“ А если скажем: „От людей“, весь народ забьёт нас камнями, ибо он убеждён, что Иоанн — пророк» (ст. 5-6). В конечном итоге, поскольку у них не хватило мудрости, чтобы выйти из создавшегося положения, им ничего не осталось как солгать, ответив, что не знают откуда (ст. 7). Зная, что они лгут, Господь сказал им: «И Я не говорю вам, какой властью Я это делаю» (ст. 8). Отсюда видно, что Господь знал, что иудейские вожди не хотят сказать Ему то, что они знают. Поэтому и Он не захотел сказать им то, о чём они спрашивали. Они солгали, сказав: «Не знаем». Но Господь мудро сказал им истину, изобличив их ложь и уйдя от их вопроса.

  В этом эпизоде мы видим, насколько низкими и придирчивыми были главные священники, книжники и старейшины. Одновременно мы видим, насколько чист, мудр и полон достоинства Спаситель-Человек. Какой резкий контраст!

Его подвергают исследованию фарисеи и иродиане

  После того как Спаситель-Человек одержал верх над главными священниками, книжниками и старейшинами, Его стали испытывать фарисеи и иродиане (20:20-26). Фарисеи, представлявшие собой религиозную группировку, были настроены патриотически и были преданны иудейскому обществу. Иродианами называли тех, кто поддерживал режим царя Ирода и участвовал вместе с ним во внедрении греческого и римского образа жизни в иудейскую культуру. Они были союзниками саддукеев, но противниками фарисеев. Однако здесь они объединились с фарисеями, чтобы поймать Господа Иисуса в ловушку. Они действовали совместно в попытке осуществить заговор, чтобы загнать Спасителя-Человека в западню.

  Согласно стихам 21-22, иродиане и фарисеи спросили Господа: «Учитель, мы знаем, что Ты правильно говоришь и учишь и не оказываешь лицеприятия, а поистине пути Божьему учишь. Разрешается нам платить налоги цезарю или нет?» Это был поистине вопрос-ловушка. Все иудеи были против того, чтобы платить подать цезарю. Если бы Господь Иисус сказал, что это делать разрешается, Он оскорбил бы всех иудеев, вождями которых были фарисеи. Если бы Он сказал, что это делать не разрешается, то иродиане, стоявшие на стороне римского правительства, получили бы веское основание для того, чтобы обвинить Его. Задав Господу такой вопрос, они изобличили самих себя как низких, нечестных и придирчивых людей.

  При разрешении этой дилеммы Господь вновь показал Себя честным, чистым и мудрым. Распознав их хитрость, Он сказал им: «Покажите Мне динарий. Чьё на нём изображение и надпись?» «И они сказали: Цезаря. — И Он сказал им: Итак, отдавайте цезарево цезарю, а Божье — Богу» (ст. 24-25). Отдавать цезарево цезарю — значит платить цезарю подать согласно его правительственным распоряжениям. Отдавать Божье Богу — значит платить Богу полсикля согласно Исх. 30:11-16 и приносить Богу все десятины согласно Божьему закону.

  В 20:20-26 мы видим два совершенно разных уровня нравственности. Фарисеи и иродиане были низкими, нечестными и придирчивыми. Но Спаситель-Человек был искренним, откровенным, честным и мудрым.

Его подвергают исследованию саддукеи

  В 20:27-38 Спасителя-Человека подвергли исследованию саддукеи. В стихе 27 говорится: «А некоторые из саддукеев, которые говорят, что воскресения нет, подошли и стали спрашивать Его». Далее говорится, что они описали Господу случай с человеком, который умер, оставив жену бездетной: «Учитель, Моисей написал нам: „Если чей-нибудь брат умрёт, имея жену, — и он бездетный, — то пусть его брат возьмёт его жену и воздвигнет потомство своему брату“. Итак, было семь братьев. И первый, взяв жену, умер бездетным; и второй; и третий взял её; точно так же и все семеро не оставили детей и умерли. После умерла и женщина. Итак, женой которого из них становится женщина в воскресении? Ведь она была женой у семерых» (ст. 28-33). Саддукеи думали, что поступают мудро, описывая Господу подобный случай. Конечно же, они были очень коварны.

  В стихах 34-36 Господь ответил: «Сыновья этого века женятся и выходят замуж, а удостоившиеся обрести тот век и воскресение из мёртвых не женятся и не выходят замуж; ибо они уже и умереть не могут, ибо они равны ангелам, и они сыновья Божьи, так как они сыновья воскресения». Здесь Господь показывает, что брак — это что-то относящееся к нынешнему веку. Но удостоившиеся грядущего века и воскресения мёртвых будут равны ангелам, и среди них не будет брака. Вне всяких сомнений, саддукеи и представить себе не могли, что наступит такой век, век воскресения.

  В 20:35 Господь говорит об удостоившихся обрести грядущий век и воскресение из мёртвых. Грядущий век царства (13:28-29; 22:18) и воскресение жизни (Ин. 5:29; Лк. 14:14; Отк. 20:4, 6) — это вечные благословения и наслаждения в вечной жизни для удостоившихся верующих (Лк. 18:29-30; Мф. 19:28-29).

  Далее, в 20:37-38 Господь сказал: «А что мёртвые воскрешаются, и Моисей раскрыл в повествовании о терновом кусте, когда он называет Господа Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова. А Он Бог не мёртвых, а живых, ибо для Него все живы». Поскольку Бог является Богом живых и называется «Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова», мёртвые Авраам, Исаак и Иаков будут воскрешены. В противном случае Бог был бы Богом мёртвых. Но то, что Он Бог живых, подразумевает, что однажды Авраам, Исаак и Иаков будут воскрешены. Отсюда мы видим, что божественный титул «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» подразумевает истину о воскресении.

  В ответе Господа саддукеям мы видим Его мудрость, проявившуюся не только в том, как Он ответил на их коварный вопрос, но и в том, как Он понимал глубины Божьего Слова. Чтобы понять глубины этого божественного титула, нужна мудрость. Спаситель-Человек, безусловно, знал Слово Божье. В отличие от саддукеев, которые были очень поверхностны, Господь обладал достаточной мудростью, чтобы проникнуть в глубины святого Слова.

  Согласно повествованию у Матфея и Марка, за вопросом, который задали саддукеи, последовал четвёртый вопрос — вопрос, заданный законником относительно самой большой заповеди в законе. То, что Лука не включает в повествование этот четвёртый вопрос, является ещё одним свидетельством того, что он сосредоточен на высочайшем уровне нравственности Спасителя-Человека. Вопрос о том, какая заповедь самая большая, не связан с нравственностью. Я полагаю, что именно поэтому Лука не включает в повествование этот вопрос.

  В Лк. 20:39-40 говорится лишь следующее: «И некоторые из книжников сказали в ответ: Учитель, Ты хорошо сказал. — Ибо они больше не смели спрашивать Его ни о чём». Коварные вопросы придирчивых противников выявили их порочность, хитрость и низость, которые были прямой противоположностью совершенства, мудрости и достоинства Спасителя-Человека. Это явилось Его оправданием в Его человеческом совершенстве с Его божественным великолепием и заставило замолчать противников в их полной ненависти интриге и в их устроенном Сатаной заговоре.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках