Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 43

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами на пути из Галилеи в Иерусалим

(21)

  Тексты Писания: Лк. 19:1-27

  В этом сообщении мы рассмотрим отрывок 19:1-27. В этой части Евангелия от Луки содержатся две темы: спасение Закхея в Иерихоне (Лк. 19:1-10) и учение Господа о верности (Лк. 19:11-27)

Спасение Закхея

Первый грешник

  В Лк. 19:1-2 говорится: «И Он, войдя, проходил через Иерихон. И вот, там был человек по имени Закхей; и он был главным сборщиком налогов, и был он богат». Поскольку Закхей был главным сборщиком налогов, он был главным грешником, первым грешником. Он разбогател посредством своих греховных действий в качестве сборщика налогов.

  В своей исповеди Господу в отношении возмещения ущерба и очищения прошлого Закхей сказал Ему: «Вот, половину моего имущества, Господь, я отдаю нищим, и, если я у кого-то что-нибудь отобрал ложным обвинением, возмещаю вчетверо» (ст. 8). Слова «если я… что-нибудь отобрал» можно считать эвфемизмом, мягким выражением для обозначения вымогательства. Сборщики налогов давали завышенную оценку стоимости имущества или дохода или увеличивали налог тем, кто не мог заплатить, а затем занимались ростовщичеством. Так они вымогали у людей деньги. Поскольку Закхей стремился возместить нанесённый им ущерб, он сказал о своём вымогательстве. Возмещая вчетверо то, что он получил вымогательством, Закхей поступал очень честно. Тем не менее он всё равно сказал о своих вымогательских действиях эвфемистически. Как человек, разбогатевший посредством своих греховных действий, Закхей теперь хотел полностью возместить нанесённый им ущерб, чтобы очистить своё греховное прошлое.

Ищет возможности увидеть Иисуса

  В Лк. 19:3-4 говорится: «И он искал возможности увидеть Иисуса, кто Он, и не мог из-за толпы, потому что был мал ростом. И, забежав вперёд, он влез на сикомор, чтобы увидеть Его, потому что Он должен был проходить той дорогой». Хотя Закхей влез на дерево, чтобы увидеть Господа Иисуса, здесь сказано, что не он увидел Господа, а Господь увидел его: «И Иисус, когда пришёл на это место, посмотрел вверх и сказал ему: Закхей, быстро слезай, ибо сегодня Я должен остановиться в твоём доме» (ст. 5). Увидевшим был не Закхей — им был Спаситель. Мы вновь видим высокий уровень нравственности Спасителя-Человека в спасении грешников. Грешник не сделал ничего — всё сделал Спаситель, даже увидел грешника именно Он. В стихе 6 говорится, что Закхей «быстро слез и принял Его, радуясь».

Спаситель-Человек останавливается в доме Закхея

  Закхей, конечно же, был человеком, жившим в изоляции. Иудейское общество в высшей степени презирало его, и он находился в ещё большей изоляции, чем прокажённый. Его особенно не любили фарисеи — лицемеры, занимавшие высокое положение в иудейской религии. В их глазах он был более нечист, чем человек, больной проказой. Тем не менее Спаситель в присутствии большой толпы сказал Закхею: «Сегодня Я должен остановиться в твоём доме». Какой большой неожиданностью это было для Закхея и для всех, кто стоял в этой толпе! Наверное, весь город Иерихон был потрясён этим. В стихе 7 говорится: «И, увидев это, все стали роптать и говорили: Он вошёл, чтобы расположиться у грешного человека».

Естественное следствие динамичной силы Господнего спасения

  В стихах с 1 по 7 не сказано, что Господь много говорил, обращаясь к Закхею. Однако Закхей отреагировал очень горячо, признав Спасителя своим Господом. «А Закхей встал и сказал Господу: Вот, половину моего имущества, Господь, я отдаю нищим (ст. 8). Закхей смог произнести такие слова, несмотря на то что он не слышал учения Спасителя-Человека о материальном имуществе.

  На пути из Галилеи в Иерусалим Спаситель несколько раз говорил о материальном имуществе. В первый раз Он говорил об этом в 12-й главе. Когда кто-то из толпы попросил Его сказать его брату, чтобы он разделил с ним наследство, Он сказал им: «Смотрите, берегите себя от всякого стяжательства, потому что жизнь любого человека не в изобилии его имущества» (12:15). После этого, в 14:33, Спаситель сказал: «Всякий из вас, кто не расстанется со всем своим имуществом, не может быть Моим учеником». В 16-й главе Он говорил Своим ученикам о мамоне неправедности, а затем высказал предостережение богатым. В 17-й главе Он говорил о материальном имуществе в связи с восхищением победителей: «В тот день кто будет на крыше, а его добро в доме, пусть не спускается взять его; подобно ему и тот, кто в поле, пусть не возвращается к тому, что позади» (ст. 31). Вслед за этим, в 18:22, Он сказал богатому правителю: «Всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мной». На основании всех этих эпизодов мы видим, что Спаситель-Человек неоднократно говорил о материальном имуществе. Разумеется, Закхей ничего из этого не слышал. Тем не менее в ответ на слова Спасителя он сказал, что половину своего имущества он отдаёт нищим.

  Мы увидели, что вслед за этим в стихе 8 Закхей сказал Господу: «Если я у кого-то что-нибудь отобрал ложным обвинением, возмещаю вчетверо». То, что в данном случае сделал Закхей, соответствовало содержащимся в законе требованиям о возмещении (Исх. 22:1; 2 Цар. 12:6). Это было естественным следствием динамичной силы Господнего спасения.

  В эпизоде спасения Закхея в Иерихоне мы видим, что Господне спасение — это, фактически, Сам Господь. В стихе 5 Он говорит: «Сегодня Я должен остановиться в твоём доме». Но в стихе 9 Он говорит Закхею: «Сегодня пришло спасение этому дому». Сопоставив эти стихи, мы видим, что «Я» в стихе 5 — это то же самое, что «спасение» в стихе 9. Отсюда видно, что спасение — это фактически Сам Господь. Когда приходит Он, приходит спасение. Везде, где пребывает Он, пребывает спасение.

Угнетённый пленник

  Мы отмечали, что Закхей ответил Спасителю-Человеку таким образом благодаря динамичной силе Его спасения. У Спасителя-Человека есть динамичная сила, и этой силой является Святой Дух. Он преподносил юбилей посредством Святого Духа. В 4-й главе Он объявил, что Дух Господень на Нём, потому что Он был помазан провозгласить пленникам освобождение. Господь был назначен и помазан провозгласить юбилей всем, кто угнетён.

  В глазах религиозных людей, особенно фарисеев, Закхей был первым грешником, потому что он был главным сборщиком налогов. Но в глазах Спасителя-Человека он был угнетённым пленником. До того как Закхей влез на дерево, чтобы увидеть Спасителя, он, возможно, много размышлял о том, как освободиться от своего греховного состояния. Будучи иудеем, он, вероятно, был осуждаем в своей совести за то, что он работал сборщиком налогов и собирал налоги в пользу римских захватчиков. Таким образом, он был осуждён собственной совестью как предатель родины. Поэтому он, наверное, пытался выйти из своего греховного состояния, но был неспособен сделать это, потому что он был пленником и он был угнетён.

Ищет и спасает потерянное

  В Лк. 19:10 говорится: «Ибо Сын Человеческий пришёл искать и спасти потерянное». Здесь мы видим, что Закхей был не только грешником; он также был потерян. Спаситель намеренно пришёл в Иерихон, чтобы искать и спасти такого потерянного человека.

  То, как Господь искал Закхея в 19-й главе Евангелия от Луки, можно сравнить с тем, как Он искал самарянку в 4-й главе Евангелия от Иоанна. Спаситель сказал Закхею: «Я должен остановиться в твоём доме», а в Ин. 4:4 о Нём говорится: «И должен был Он проходить через Самарию». Ему было необходимо пройти через Самарию, чтобы встретиться с потерянной самарянкой. Господь пошёл туда, чтобы искать её и спасти её. Нечто подобное произошло в 19-й главе Евангелия от Луки. Господь должен был остановиться в доме Закхея, чтобы спасти этого потерянного человека.

Спасение, юбилей и царство

  В 19:1-10 мы видим, что везде, где находится Спаситель-Человек, находится и спасение, потому что спасение — это Он Сам. Кроме того, когда где-то присутствует это спасение, присутствует и царство Божье, а царство Божье — это юбилей. Поэтому, когда Господь вошёл в дом Закхея, это был юбилей не только для отдельного человека, а для целого дома. Когда в этот дом вошёл Господь, этому дому пришло спасение.

  Можно сказать, что случай исцеления слепого вблизи Иерихона и случай спасения Закхея в Иерихоне — это один случай. В первом случае слепой получает от Спасителя зрение, а во втором случае Закхей принимает Спасителя как динамичное спасение. Отсюда видно, что сначала мы получаем от Спасителя зрение, а потом мы принимаем Самого Спасителя. Этот Спаситель является спасением, а спасение — это царство Божье в качестве юбилея. Теперь мы можем понять, что в 19:1-10 первый грешник входит в юбилей благодати. Теперь он может наслаждаться Спасителем и царством Божьим, потому что теперь он находится в царстве Божьем и наслаждается этим царством как своим юбилеем.

Учит о верности

  В Лк. 19:11 говорится: «И когда они слушали это, Он в добавление сказал притчу, потому что Он был близко к Иерусалиму и они думали, что тут же должно явиться царство Божье». В духовном плане эта добавленная притча служит продолжением предшествующего случая спасения. Она описывает то, как спасённые должны служить Господу, чтобы унаследовать грядущее царство.

Человек благородного происхождения

  Далее, в стихе 12 говорится: «Итак, Он сказал: Один человек благородного происхождения отправился в далёкую страну, чтобы получить для себя царство и возвратиться». Этот человек благородного происхождения обозначает Спасителя, обладающего высшим статусом — статусом Богочеловека. Слово «отправился» означает, что Спаситель после Своей смерти и воскресения ушёл на небо (24:51; 1 Пет. 3:22), а слово «возвратиться» означает, что Спаситель возвратится с царством (Дан. 7:13-14; Отк. 11:15; 2 Тим. 4:1).

Общая доля, данная каждому рабу

  В стихе 13 в продолжение притчи говорится: «И, позвав десять своих рабов, дал им десять мин и сказал им: Пустите их в дело, пока я не приду». В притче в Мф. 25:14-30 рабам даётся различное число талантов в зависимости от способности каждого; в притче, приведённой здесь, акцент делается на общей доле, данной в равной степени каждому рабу на основании общего спасения. Однако суть обеих притчей одна: верность рабов определит их долю, которую они получат в награду в грядущем царстве.

  Согласно стиху 13, человек благородного происхождения дал рабам десять мин. Мина равна ста драхмам или заработной плате за сто дней.

Неверующие иудеи

  В стихе 14 говорится: «Но его граждане ненавидели его и послали вслед за ним посольство сказать: „Не хотим, чтобы этот человек царствовал над нами“». Граждане обозначают неверующих иудеев. Их заявление о том, что они не хотят, чтобы Господь царствовал над ними, исполнилось в главах Деяний со 2-й по 9-ю.

Добрые рабы и злой раб

  Далее, в стихах 15-17 говорится: «И когда он вернулся, получив царство, он приказал позвать к нему тех рабов, которым он дал деньги, чтобы узнать, что они приобрели, пустив их в дело. И явился первый и сказал: Господин, твоя мина принесла десять мин. — И он сказал ему: Хорошо, добрый раб. За то, что ты стал верен в малейшем, получай власть над десятью городами». Слова «получай власть над десятью городами» означают, что победители будут царствовать над народами (Отк. 2:26; 20:4, 6).

  В стихах 18-19 говорится: «И пришёл второй и сказал: Твоя мина, господин, дала пять мин. — А он сказал и этому: А ты будь над пятью городами». Отсюда видно, что царствование в грядущем царстве как награда для побеждающих святых будет различным по размерам.

  В стихах 20-21 говорится: «И другой пришёл и сказал: Господин, вот твоя мина, которую я, отложив, хранил в платке; ибо я боялся тебя, потому что ты человек суровый: ты берёшь то, чего не клал, и жнёшь то, чего не сеял». Слово «хранил» в стихе 20 означает, что неверные верующие праздно хранят своё спасение, вместо того чтобы продуктивно использовать его. Слово «боялся» в стихе 21 подразумевает отрицательную настроенность. Мы же должны быть настроены положительно и проявлять напористость в использовании Господнего дара.

  Далее, в стихах 22-23 говорится: «Он говорит ему: Твоими устами буду судить тебя, злой раб. Ты знал, что я человек суровый: беру то, чего не клал, и жну то, чего не сеял. Почему же ты не отдал мои деньги ростовщикам? А я, придя, востребовал бы их с прибылью». На первый взгляд работа Господа всегда начинается с нуля. Он жнёт там, где не сеял, и собирает там, где не веял; при этом может показаться, что Он требует, чтобы мы работали для Него с пустыми руками. Для нас это не должно служить поводом, чтобы оставить свой дар без использования; напротив, это должно заставить нас проявлять веру, чтобы использовать свой дар в самой полной мере.

  Выражение «отдать деньги ростовщикам» обозначает использование Господнего дара для спасения людей и для преподнесения им Его богатства. Слово «прибыль» в стихе 23 обозначает полезный результат, который мы, используя дар Господа, получаем для Его работы.

  Далее, в стихах 24-26 говорится: «И он сказал тем, кто стоял рядом: Возьмите у него мину и дайте тому, у которого десять мин. — А они сказали ему: Господин, у него десять мин. — Говорю вам, что всякому, кто имеет, будет дано ещё, а у того, кто не имеет, будет взято и то, что он имеет». То, что мина была взята у раба, означает, что в грядущем царстве дар Господа будет взят у ленивых верующих. То, что мина была отдана тому, у которого десять мин, означает, что дар верных верующих будет увеличен. Всякому, кто принесёт прибыль в веке церкви, в грядущем веке царства будет дано ещё больше даров; но что касается того, кто не принёс прибыли в веке церкви, в грядущем веке царства у него будет взят даже тот дар, который он имеет.

  В стихе 27 в заключение притчи говорится: «Однако этих моих врагов, которые не захотели, чтобы я царствовал над ними, приведите сюда и убейте их передо мной». Это означает, что все неверующие евреи, которые отвергают Спасителя, погибнут.

Необходимость верно служить

  Нам нужно понять, почему эта добавленная притча в 19:11-27 следует после случая с Закхеем. Причина этого в том, что после нашего спасения нам нужно верно служить Господу. Мы видим то же самое в 10-й главе, где после притчи о добром самарянине следует случай с Марфой и Марией. Отсюда видно, что после спасения нам нужно служить. Эта же мысль встречается в 14-й, 16-й и 17-й главах. Теперь, в 19-й главе, мы ещё раз видим, что после спасения нам нужно заботиться о служении Господу.

  Как мы увидели, эта притча начинается словами об «одном человеке благородного происхождения». Несомненно, этим человеком является Богочеловек. У Него, конечно же, было благородное происхождение. Мне нравится выражение «благородное происхождение». Ни у кого из нас не было благородного происхождения. Господь Иисус — единственный, чьё происхождение было благородным, потому что Его происхождение было происхождением Богочеловека.

  Притча в 19:11-27 напоминает притчу в Мф. 25:14-30. Однако в 25-й главе Евангелия от Матфея Господь дал таланты каждому из Своих рабов согласно его собственной способности (Мф. 25:14-15). Однако в Лк. 19:11-27 дары, то есть мины, даны всем поровну, поскольку акцент в этой притче делается на общей доле, данной в равной степени каждому рабу на основании общего спасения. Тем не менее в каждой из этих притчей подчёркивается, что после нашего спасения нам нужно верно служить. Нам нужно использовать то, что нам дано. Мы получили божественную жизнь с её качествами и Святого Духа с Его дарами. Поскольку мы получили дары божественной жизни и Святого Духа, нам нужно использовать эти дары в качестве «капитала», чтобы «пустить их в дело» и приобрести «прибыль» для Господа.

Принести прибыль и получить награду

  Согласно 19:16-19, те, кто приносит прибыль, получают награду. Тот, кто приобретёт десять мин, получит власть над десятью городами, а тот, кто приобретёт пять мин, будет над пятью городами. Это убедительно показывает, что побеждающие святые получат в награду власть правления в грядущем царстве. Эта награда будет значительной частью их наслаждения утраченным наследием в качестве их юбилея. Правление над десятью городами или пятью городами — это часть наслаждения юбилеем, часть наслаждения восстановленным правом, данным от рождения.

  Как мы уже отмечали, сегодня юбилей — это предварительная проба, а юбилей в следующем веке будет более полным наслаждением. В грядущем веке победители будут наслаждаться землёй, унаследовав её в соответствии с тем, что Господь говорит в Мф. 5:5. Наследование земли и правление над городами — это наше будущее наслаждение царством Божьим, Христом и юбилеем.

  Эта притча также показывает, что кто-то упустит награду. Это означает, что некоторые из тех, кто подлинно спасён, не получат участия в грядущем юбилее. В веке царства они не будут править над землёй.

  В учении, распространённом среди сегодняшних христиан, игнорируется тот факт, что некоторые из спасённых не будут участвовать в юбилее в грядущем веке царства. Однако Лука вновь и вновь делает на этом акцент — в 14-й, 16-й, 17-й, 18-й главах и ещё раз в 19-й главе. В Евангелии от Луки ясно показано, что спасённым нужно быть верными в служении Господу. Иначе они упустят награду в грядущем царстве. Некоторые из тех, кто спасён, лишатся наслаждения юбилеем в веке царства. Это должно послужить для нас предостережением и должно побудить нас быть прилежными в служении Господу.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках