Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 37

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами на пути из Галилеи в Иерусалим

(15)

  Тексты Писания: Лк. 16:14-31

  В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 14 по 31 из 16-й главы. В этой части Евангелия от Луки содержатся две темы: учение о входе в царство Божье (Лк. 16:14-18) и предостережение богатым (Лк. 16:19-31).

Учит о входе в царство Божье

  Мы увидели, что в Лк. 16:1-13 Господь учит о благоразумии домоправителя, в частности, о благоразумии в надлежащем распоряжении деньгами. Господь сказал это слово специально, чтобы затронуть фарисеев, и Его слово было стрелой, пронзившей их.

  «И фарисеи, которые были сребролюбивы, слушали всё это и насмехались над Ним» (ст. 14). Греческое выражение, переведённое как «насмехались над Ним», буквально означает «задирали нос перед Ним». Слово Господа пронзило их до глубины их существа. Но они не давали убедить себя и вместо этого проявляли упрямство. Поскольку слово Господа затронуло их, они насмехались над Ним.

  Далее, в стихе 15 Господь сказал фарисеям: «Вы те, кто оправдывает себя в глазах людей, но Бог знает ваши сердца; ибо возвышенное у людей — мерзость в глазах Бога». Самооправдание фарисеев представляло собой гордое возвышение своего «я»; поэтому оно было мерзостью в глазах Бога. Здесь Господь говорил фарисеям, что они абсолютно мерзки в глазах Бога.

  Затем в стихе 16 Господь сказал: «Закон и пророки были до Иоанна; с того времени благовествуется царство Божье и всякий входит в него силой». Под «законом и пророками» понимается Ветхий Завет. В словах «до Иоанна» подразумевается смена устроения — переход от закона к благовестию. Это доказывает, что приход Иоанна закончил ветхозаветное устроение.

  Господь сказал фарисеям, что со времени Иоанна «благовествуется царство Божье». Сребролюбивым фарисеям Спаситель благовествовал царство Божье (ст. 14). Деньги и похоть, возбуждаемая деньгами, не давали им войти в царство Божье. Поэтому Спаситель в Своей проповеди намеренно сделал сильный акцент на этих двух вещах в 16:18-31.

  В стихе 16 Господь также сказал о входе силой в царство Божье. Чтобы войти силой в царство Божье, фарисеям нужно было смирить себя и «развестись» со своими деньгами вместо того, чтобы разводиться с жёнами, то есть преодолеть деньги и похоть, возбуждаемую деньгами.

  Здесь Господь Иисус как бы говорил фарисеям: «Не насмехайтесь надо Мной. Сейчас благовествуется царство Божье, и вам нужно силой войти в это царство. Время закона и пророков прошло. Наступило время юбилея благодати, и вам нужно силой войти в него».

  В стихах 17-18 Господь говорит фарисеям: «Но легче уйти небу и земле, чем исчезнуть одной чёрточке из закона. Всякий, кто разводится со своей женой и женится на другой, прелюбодействует, и тот, кто женится на разведённой с мужем, прелюбодействует». Под «чёрточкой» подразумевается чёрточка в виде рога, которой отличались друг от друга некоторые еврейские буквы. Чтобы фарисеи не подумали, что соблюдать закон уже не обязательно, так как закон и пророки были до Иоанна, Господь сказал им, что легче уйти небу и земле, чем исчезнуть мельчайшей частице из закона.

  Увидев, что фарисеи насмехаются над Ним, Господь Иисус не расстроился и не пришёл в уныние. Более того, Он не перестал говорить. Напротив, после этого Господь сказал им о мерзости в глазах Бога, о царстве Божьем, о соблюдении закона и о разводе. В 16:15-18 Господь как бы говорит: «Вы, фарисеи, насмехаетесь надо Мной. Вы оправдываете себя в глазах людей, но в глазах Бога вы мерзость. Вам нужно понять, что сейчас уже не устроение закона, а устроение благоприятного года Господнего. Сейчас время юбилея, благовестия царства Божьего. В некотором смысле закона и пророков больше нет».

  Услышав это, фарисеи, с одной стороны, были недовольны. Но, с другой стороны, они были в некоторой степени довольны, потому что, наверное, думали, что им уже не нужно соблюдать закон. Теперь им можно разводиться с жёнами. Некоторые из богатых фарисеев разводились с жёнами, потому что потворствовали своей похоти. Эта похоть возбуждалась их богатством. Таким образом, именно богатство возбуждало в фарисеях похоть, следуя которой они разводились с женой и женились на другой.

  Бедный человек менее склонен к разводу с женой, чем богатый. Сегодня большой процент среди зажиточных квалифицированных специалистов составляют те, кто был разведён по крайней мере один раз, а многие из них были разведены несколько раз. Это показывает, что, когда богатство используется неправильно, оно возбуждает похоть. Это должно стать для нас предостережением, чтобы мы не использовали богатство для удовлетворения своей похоти. Вместо этого мы должны использовать свои деньги на благо других.

  Богатство сребролюбивых фарисеев побуждало их потворствовать похоти. Если фарисей был недоволен своей женой, он мог развестись с ней и завести себе другую. Зная их состояние и понимая, что в некотором смысле они будут рады услышать, что время закона кончилось, Господь как бы говорил им: «Не думайте, что больше нет необходимости соблюдать закон. Закон никогда не уйдёт; он остаётся, чтобы осуждать вас. Вы не свободны от закона, чтобы разводиться с жёнами». То, как Господь обращается здесь с фарисеями, фактически затрагивает их богатство и их похоть. Его слова касаются денег и брака.

Предостерегает богатых

Богатый человек и Лазарь

  Стих 19 показывает, что Господь продолжает говорить фарисеям в дополнение к сказанному до этого. В 16:19-31 Он рассказал им историю о богатом человеке и Лазаре. Эта история была адресована богатым фарисеям — сребролюбивым людям, чьё богатство побуждало их потворствовать их похоти.

  В Лк. 16:19 говорится: «Был один богатый человек, и он одевался в пурпур и тонкий лён и каждый день блистательно веселился». Это не притча, так как здесь упоминаются имена людей — Авраам и Лазарь, а также название места — ад. Это история, использованная Спасителем в качестве наглядного ответа сребролюбивым и оправдывающим себя фарисеям (ст. 14-15); она служит для них предостережением, показывая, что их будущее будет несчастным, как в случае с богатым человеком, потому что они отвергают благовестие Спасителя из-за своей любви к деньгам.

  В этой истории богатый человек одевался в пурпур и лён и каждый день блистательно, пышно веселился. А нищий по имени Лазарь «лежал у его ворот, покрытый язвами, и жаждал насытиться тем, что падало со стола богача; а ещё псы приходили и облизывали его язвы» (ст. 20-21). Далее говорится, что нищий умер и был отнесён ангелами на лоно Авраамово. Богач тоже умер и был похоронен. «В аде он поднял глаза, пребывая в мучениях, и видит издали Авраама и Лазаря на лоне его» (ст. 23). Словосочетание «лоно Авраамово» — это выражение, употреблявшееся раввинами и обозначавшее пребывание с Авраамом в раю. Ад, то же, что «шеол» в Ветхом Завете (Быт. 37:35 — «сойду… в шеол», евр.; Пс. 6:6 — «в шеоле кто будет славить Тебя?», евр.), — это то место, где содержатся души и духи умерших (Деян. 2:27).

Две части ада

  Лоно Авраамово, или рай, — это приятная часть ада, где пребывают дух Авраама и духи всех праведников, ожидая воскресения. Господь Иисус после Своей смерти сошёл туда и оставался там до Своего воскресения (Лк. 23:43; Деян. 2:24, 27, 31; Эф. 4:9; Мф. 12:40). Этот рай отличен от рая в Отк. 2:7, которым будет Новый Иерусалим в тысячелетии.

  Слыша слово «ад», христиане часто думают лишь о каком-то плохом месте. Ад — это не вечная обитель для людей в следующей жизни; ад — это место, где временно содержатся духи, лишённые тела. В аде есть две части: часть утешения, приятная часть, для спасённых и часть мучения для неспасённых. По милости Бога и благодаря Его искуплению в аде есть приятная часть для Его искупленных людей. Согласно 16:22-25, в этой части находится Авраам. Несомненно, там также находятся Исаак, Иаков и все остальные ветхозаветные святые. Нищий Лазарь тоже оказался там после смерти. Кроме того, Господь сказал грабителю на кресте, умолявшему Господа вспомнить его в Своём царстве, что он будет с Ним в раю (23:42-43). Как мы уже показали, этим раем является приятная часть ада, часть утешения для Божьих искупленных людей.

  Согласно Божьему установлению, когда человек умирает, его дух покидает тело и отправляется в ад. Тело обычно погребается. Лишённый тела дух — это знак смерти, и, следовательно, он является чем-то позорным. Поэтому для человеческих духов, лишённых тела, было приготовлено место. Среди этих духов, лишённых тела, одни — это духи спасённых в раю, приятной части ада, а другие — духи неспасённых в части мучения.

  В истории, изложенной в 16:19-31, мы видим эти две части. Мы также видим, что между ними лежит пропасть: «И, ко всему этому, между нами и вами установлена огромная пропасть, чтобы те, кто хочет перейти отсюда к вам, не могли и чтобы оттуда к нам не переправлялись». Эта огромная пропасть делит ад на две части: приятную часть и часть мучения. Эти две части отрезаны друг от друга, и между ними нет моста для перехода. Однако те, кто находится в этих двух частях, могут видеть друг друга и даже разговаривать друг с другом (ст. 23-25). Поэтому богач мог видеть Авраама и Лазаря, он мог разговаривать с Авраамом, а Авраам мог отвечать ему.

  Мёртвые будут оставаться в аде до дня воскресения. При возвращении Господа Иисуса спасённые будут воскрешены. Это произойдёт перед тысячелетием, перед тысячелетним царствованием Бога на земле. Неспасённые останутся в аде, в части мучения, ещё на тысячу лет. В конце тысячелетия неспасённые будут воскрешены из ада и предстанут в теле перед белым престолом, где они будут судимы и осуждены на вечную гибель. Затем всё их существо: тело, душа и дух — будет брошено в огненное озеро.

  В этой истории о богаче и Лазаре Господь Иисус показал богатым фарисеям их участь, их будущее. Рассказывая им эту историю, Он тем самым говорил: «Богач, не потворствуй своей похоти. Тебе нужно понять, что твоей участью будет часть мучения в аде».

Необходимость слушать слово Божье

  Согласно стихам 27-28, богач сказал Аврааму: «Тогда прошу тебя, отец, послать его в дом моего отца — ибо у меня пять братьев, — чтобы он твёрдо засвидетельствовал им, чтобы и они не пришли в это место мучения». На это Авраам ответил: «У них есть Моисей и пророки; пусть послушают их» (ст. 29). «Моисей и пророки» — это Моисеев закон и книги пророков, которые составляют слово Божье (Мф. 4:4). Будет ли человек спасён или погибнет, будет зависеть от того, услышит ли он слово Божье. Нищий был спасён не потому, что был нищим, а потому, что услышал слово Божье (Ин. 5:24; Эф. 1:13). Богатый человек погиб не потому, что был богатым, а потому, что отверг Божье слово (Деян. 13:46).

  В разговоре между Авраамом и богачом мы видим причину, по которой богач оказался в части мучения. Он оказался там, потому что не слушал слово Божье и не верил ему. Он оказался там не потому, что был богат. Подобно тому Лазарь, нищий, оказался в части утешения, потому что он слушал слово Божье, изложенное в Моисее и пророках. Он оказался в этой части не просто потому, что он был нищим. Авраам сказал богачу, что у его братьев есть Моисей и пророки и они должны послушать их.

  Тогда богач сказал Аврааму: «Нет, отец Авраам; но если кто-нибудь воскресший из мёртвых пойдёт к ним, они покаются». «Но он сказал ему: Если они Моисея и пророков не слушают, то, даже если кто-нибудь воскреснет из мёртвых, не убедятся» (ст. 30-31). Если люди не слушают, что говорит слово Божье, то они не убедятся, даже если произойдёт чудо и кто-нибудь воскреснет из мёртвых. Сказанное здесь Спасителем подразумевало, что если иудеи, представленные фарисеями, не слушают слово Божье, сказанное через Моисея и пророков в Ветхом Завете, то они не убедятся, даже если Он воскреснет из мёртвых. Именно эта трагедия и произошла после Его воскресения (Мф. 28:11-15; Деян. 13:30-40, 44-45).

  В Лк. 16:31 содержится указание на то, что мы не должны быть любопытными. Люди, проявляющие любопытство, могут обратить внимание на человека, который утверждает, что он был воскрешён из мёртвых. Мы не должны слушать то, что возбуждает наше любопытство. Вместо этого мы должны слушать писаное Слово Божье, проявляя здравомыслие. Если мы будем обращать внимание на Слово Божье, проявляя здравомыслие, а не любопытство, мы поймём Божьи милость и благодать и у нас будет ясность в отношении Его спасения.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках