Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Евангелие от Луки»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 13

Служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами в Галилее

(3)

  Тексты Писания: Лк. 5:1-39; 6:1-11

Духовное состояние каждого падшего человека

  В 5:1—6:11 содержится повествование о пяти случаях: привлечение занятых (Лк. 5:1-11), очищение осквернённого (Лк. 5:12-16), исцеление парализованного (Лк. 5:17-26), призвание презираемого (Лк. 5:27-39) и нарушение извращённого правила о субботе для насыщения и освобождения людей (Лк. 6:1-11). Мы не должны рассматривать эти случаи просто как повествование о том, что произошло с различными людьми. Фактически все эти случаи изображают одного человека.

  После того как Господь Иисус совершил чудо, связанное с ловлей рыбы, Пётр сказал Ему: «Отойди от меня, ибо я человек грешный, Господь» (5:8). Сразу же вслед за этим мы видим случай очищения человека, который был весь в проказе, то есть случай очищения осквернённого. Пётр был не только занятым человеком, но и осквернённым человеком. С духовной точки зрения то же самое относится ко всем нам. Более того, мы не только заняты и осквернены, но и парализованы, презираемы и находимся в узах извращённых правил.

  Случаи, описанные в 5:1—6:11, изображают духовное состояние каждого падшего человека. До нашего спасения мы были заняты. Мы также были прокажёнными, то есть грешными людьми, нуждающимися в очищении. Кроме того, мы были парализованными, не способными ни ходить, ни делать что-либо согласно Богу. Поэтому мы нуждались в Господнем исцелении.

  Какой бы работой ни был занят человек, когда Господь призывает его и он освобождается, он сразу же осознаёт, что он грешен. Когда люди загружены своей работой, они могут думать, что они очень хорошие. Но когда они освобождаются от своей работы, чтобы следовать за Господом, они осознают, что они грешные. Более того, после того как они очищаются, они осознают, что они парализованы с точки зрения Бога и того, что относится к Богу. Они не способны ходить по Божьему пути. Но после того как они исцеляются, они видят, что они «сборщики налогов» — презираемые люди, которых ни во что не ставят. В конечном итоге они понимают, что они находятся в узах определённых правил и нуждаются как в насыщении, так и в освобождении.

  После того как мы освобождаемся от работы, которой мы заняты, очищаемся от нашей проказы и исцеляемся от нашего паралича, мы становимся в Господе человеком, имеющим ценность, потому что теперь у нас есть Он как новая одежда, которая покрывает нас внешне, и как молодое вино, которое наполняет нас внутренне (Лк. 5:36-39). Вслед за этим мы освобождаемся от связывающих нас правил. В результате мы становимся людьми, которые полностью спасены Спасителем-Человеком.

  Читая стихи с 5:1 по 6:11, мы не должны рассматривать эти случаи как обособленные. Напротив, нам необходимо видеть во всех этих случаях описание аспектов состояния одного человека. В частности, эти случаи изображают духовное состояние каждого падшего человека.

Очищает осквернённого

Показаны человеческие добродетели Господа

  В каждом из этих случаев мы видим человеческие добродетели Спасителя-Человека, а также божественные качества, выраженные в Его человеческих добродетелях. Рассмотрим случай очищения прокажённого. В Лк. 5:12 говорится: «И когда Он был в одном из городов, вот, там был человек, весь в проказе. И, увидев Иисуса, он пал ниц и умолял Его: Господь, если Ты хочешь, Ты можешь меня очистить». Господь, «протянув руку, коснулся его и сказал: Хочу; очистись! — И сразу же проказа сошла с него» (ст. 13). В этом случае Господь действует на высочайшем уровне нравственности. Здесь мы видим, что Спаситель-Человек сочувствовал прокажённому. Согласно Ветхому Завету, никому нельзя было прикасаться к прокажённому. Чтобы не подпускать к себе людей, прокажённый должен был кричать: «Нечист! Нечист!» Следовательно, прокажённый был полностью изолирован. Но Спаситель-Человек протянул руку и коснулся этого прокажённого. Прикосновение Господа к прокажённому показывает Его человеческую добродетель.

Выражены божественные качества Господа

  Его божественные качества были выражены в очищении прокажённого. Ни один человек не может очистить прокажённого. Следовательно, Тот, кто очистил этого прокажённого, должен быть Богом.

  В сочувствии Господа мы видим Его человеческую добродетель, а в очищении прокажённого мы видим Его божественное качество. Он был подлинным Богочеловеком. Как человек, Он был наполнен человеческими добродетелями, а как Бог, Он имел божественные качества, позволившие Ему очистить проказу этого человека. В этом случае человеческие добродетели Господа выражают Его божественные качества.

  Судя по некоторым примерам в Писаниях, проказа — это результат бунта и непослушания. Мариамь покрылась проказой из-за своего бунта против представителя Божьей власти (Числ. 12:1-10). Нееман очистился от проказы благодаря своему послушанию (4 Цар. 5:1, 9-14). Все падшие люди из-за своего бунта стали в глазах Бога прокажёнными. Но Спаситель-Человек пришёл спасти людей от их бунта и очистить их от их проказы.

  Согласно закону, прокажённый из-за своей нечистоты подлежал изоляции от людей. Никому не разрешалось прикасаться к нему (Лев. 13:45-46). Но Спаситель-Человек коснулся этого человека, который был весь в проказе. Какая милость и какое сочувствие! Благодаря одному Его прикосновению «сразу же проказа сошла с него».

  Прокажённый изображает типичного грешника. Проказа — это самая оскверняющая и губительная болезнь. Жертвы проказы оказываются изолированы от Бога и от людей. Очищение прокажённого обозначает возвращение грешника в общение с Богом и с людьми. Примечательно, что прокажённый был не просто исцелён, а очищен. Подобно другим недугам, проказа требует исцеления; подобно греху (1 Ин. 1:7), она также требует очищения в силу своей отвратительной, оскверняющей природы.

Исцеляет парализованного

  В случае исцеления парализованного (5:17-26) мы тоже видим божественные качества Господа, выраженные в Его человеческих добродетелях. В 5:20 Он сказал парализованному: «Человек, прощены тебе твои грехи». Услышав это, книжники и фарисеи начали рассуждать и говорили: «Кто этот человек, который произносит богохульства? Кто может простить грехи, кроме одного Бога?» (ст. 21). Господь Иисус проявил Свою божественную власть, чтобы простить грехи парализованного, и Свою божественную силу, чтобы исцелить его. Но в этом случае мы также видим проявление доброты Господа, которая является человеческой добродетелью. Таким образом, в этом случае человеческая добродетель Господа также выражает Его божественное качество.

  В Лк. 5:24 говорится: «Чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, — [Он] сказал парализованному: Тебе говорю: встань, возьми свою постель и иди к себе домой». Спаситель-Человек был Самим воплотившимся Богом. Поэтому Он не счёл, что быть равным Богу — это сокровище, за которое нужно ухватиться. Внешне Он имел подобие и облик человека, но внутренне Он был Богом (Флп. 2:6-7). Это был Спаситель-Человек и в то же время Спаситель-Бог. Поэтому у Него была не только способность спасать грешников, но и власть прощать их грехи. В этом случае Он простил грехи парализованного как Бог, однако утверждал, что является Сыном Человеческим. Отсюда видно, что это был истинный Бог и настоящий человек, обладавший божеством и человечеством. Люди могли увидеть в Нём и Его божественные качества, и Его человеческие добродетели.

Призывает презираемого

Матфей, презираемый сборщик налогов

  В 5:27-39 мы видим случай призвания презираемого сборщика налогов по имени Левий, или Матфей. В стихе 27 говорится: «И после этого Он вышел и увидел сборщика налогов по имени Левий, сидящего на месте сбора налогов, и сказал ему: Следуй за Мной». Место сбора налогов — это налоговая контора, где взимались налоги в пользу римлян. Матфей был одним из сборщиков налогов (Мф. 10:3) и, вероятно, занимал высокую должность. Сборщики налогов вызывали у иудеев осуждение, презрение и отвращение (Лк. 18:11; Мф. 5:46). Однако Спаситель-Человек призвал Матфея, а позже избрал Его и назначил одним из двенадцати апостолов. Какая милость!

  В Лк. 5:28 о Матфее говорится: «И тот, оставив всё, встал и последовал за Ним». Здесь, по-видимому, описана первая встреча Господа с Матфеем. Очевидно, или в словах Господа, или в Его внешности была некая притягательная сила, которая заставила Матфея последовать за Ним.

  Мы уже отмечали, что иудейский народ презирал сборщиков налогов, потому что они собирали налоги в пользу Римской империи. Их считали предателями, и иудеи испытывали к ним отвращение и в высшей степени презирали их. Тем не менее Господь Иисус пришёл к одному из этих сборщиков налогов и призвал его.

  Призвание Матфея не сопровождалось чудом. Когда Господь Иисус пришёл к Петру, Он привлёк его, уведя от той работы, которой он был занят, посредством чуда. Но Он не совершил чуда, придя к Матфею. То, что Он с готовностью пришёл к Матфею, было великой милостью.

  Иудеи не подходили к сборщикам налогов, считая их хуже прокажённых. Поэтому Матфей, очевидно, был удивлён, когда Господь Иисус пришёл к нему. Возможно, Матфей сказал про себя: «Кто я такой, чтобы Он пришёл ко мне? Я сборщик налогов, презираемый человек. Кому я нужен? Но Иисус приходит ко мне и говорит, чтобы я следовал за Ним».

  В призвании Господом Матфея мы видим высокий уровень Его человеческой добродетели. Возможно, собираясь призвать Матфея, Господь сказал про Себя: «Да, этот человек — сборщик налогов. Но он всё равно человек, и Я не отвергну его и не откажусь от него. Напротив, Я приду к нему, обращусь к нему и призову его. Я призываю не только занятых, но и презираемых».

Милость Спасителя-Человека

  В Лк. 5:29 говорится: «И устроил для Него Левий в своём доме большое угощение; и была там большая толпа сборщиков налогов и других, которые возлежали с ними за трапезой». Очевидно, сердце Матфея было затронуто тем, что Господь призвал его. Матфей сразу же устроил большой пир в Его честь.

  Деньги, на которые был устроен этот пир, возможно, достались Матфею неправедным образом. Это значит, что большой приём, устроенный для Господа Иисуса в доме Матфея, возможно, был оплачен неправедными деньгами. Некоторые из иудеев могли бы сказать: «Почему Иисус пришёл на этот пир? Неужели Он не знает, каким способом Матфей заработал деньги, чтобы заплатить за него? Матфей вымогательством отобрал эти деньги у нас, а теперь он на эти деньги устраивает пир. Это неправедный пир».

  Господь Иисус не только праведен; Он также милостив. Согласно Иак. 2:13, «милость торжествует над судом». Нам нужно проявлять милость к тем, кого презирают и кто находится в жалком состоянии. Господь был милостив к Матфею, и Его милость, очевидно, глубоко тронула сердце Матфея. Иначе он не приготовил бы пир для Господа. Судя по всему, Матфей был счастлив и полон радости. Для него это было отличной возможностью пригласить большую толпу сборщиков налогов и грешников поесть с Господом Иисусом. В том, как Спаситель-Человек откликнулся на эту ситуацию, мы видим Его человеческую добродетель.

Нужен врач

  В 5:30 фарисеи и книжники стали роптать на учеников Господа и сказали: «Почему вы едите и пьёте со сборщиками налогов и грешниками?» Господь Иисус ответил: «Не здоровым нужен врач, а больным; Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию» (ст. 31-32). Здесь мы видим, что Спаситель-Человек служил как Врач, а не как Судья. Судья судит согласно праведности, а врач исцеляет согласно милости и благодати. Если бы Господь пришёл к этим жалким людям как Судья, все они были бы осуждены и отвергнуты и ни один из них не был бы одобрен, избран и призван. Однако Господь пришёл служить как Врач: исцелять, излечивать, оживлять и спасать.

  Эти слова Господа подразумевают, что самоправедные фарисеи не понимали, что Он нужен им как Врач. Они считали себя сильными; поэтому, будучи ослеплены своей самоправедностью, они не знали, что они больны и нуждаются в исцелении.

Новая одежда и молодое вино

  Далее, в 5:36-39, Спаситель-Человек, говоря в притчах, говорит о новой одежде и молодом вине. Он подразумевает, что Он находится рядом, чтобы покрыть презираемых новой одеждой и наполнить их молодым вином. Этой новой одеждой является Христос как наша праведность, которая покрывает нас внешне, а молодое вино — это Христос как вечная жизнь, которая наполняет нас внутренне. Только Бог может покрыть нас праведностью и наполнить нас вечной жизнью. Это то, что делает божественное Существо. Таким образом, в этом случае мы также видим божественные качества, выраженные в человеческих добродетелях Спасителя-Человека. Он служил в Своих человеческих добродетелях со Своими божественными качествами.

Нарушает извращённое правило о субботе

  В 6:1-11 мы видим два случая того, как Господь нарушает извращённое правило о субботе. Он сделал это, чтобы насытить и освободить людей. Правила о субботе были даны в Ветхом Завете. Однако иудейские приверженцы религии злоупотребляли этими правилами и в результате извратили их. Поэтому, когда Господь Иисус пришёл как Спаситель-Человек, Он заботился о человеке, а не об извращённых правилах. Ради человека Он намеренно нарушил извращённое правило о субботе.

Чтобы насытить людей

  Первый случай нарушения этого правила описан в 6:1-5: «И в одну субботу Он проходил через засеянные поля и Его ученики срывали и ели колосья, растирая их руками» (ст. 1). Некоторые из фарисеев сказали: «Почему вы делаете то, что не разрешается в субботу?» (ст. 2). Осквернить субботу было серьёзным проступком в глазах религиозных фарисеев. С их точки зрения, ученикам Господа не разрешалось срывать колосья и есть их в субботу. Опираясь на свои посредственные знания Писаний, они заботились об обряде соблюдения субботы, а не о том, что люди голодны. Но Спаситель-Человек, наоборот, заботился о насыщении Своих последователей.

  В 6:5 Господь сказал фарисеям: «Сын Человеческий — Господин субботы». Это показывает божество Спасителя-Человека в Его человечестве. Он, Сын Человеческий, был Самим Богом, учредившим субботу, и имел право изменить то, что учредил ранее в отношении субботы.

Чтобы освободить людей

  Второй случай того, как Господь нарушил извращённое правило о субботе, показан в 6:6-11. Здесь Господь восстанавливает сухую руку. Он сказал человеку с сухой рукой: «Вытяни руку». «И тот так и сделал, и его рука восстановилась» (ст. 10). Проявив Своё сострадание, Спаситель-Человек восстановил сухую руку. Здесь Его сострадание и Его сила исцеления соединяли в себе Его человеческую добродетель и Его божественные качества. Таким образом, Его божественные качества опять выражены в Его человеческих добродетелях. В этих двух эпизодах Господь нарушил извращённое правило о субботе, чтобы насытить и освободить людей. В 6:1-5 Он позаботился о насыщении Своих учеников. В 6:6-11 Он позаботился об освобождении человека с сухой рукой.

Картина нашего переживания

  В 5:1—6:11 мы видим собирательную картину падших людей. Падший человек занят, он прокажённый, он парализованный, он презираемый, и он находится в узах. Согласно повествованию в этой части Евангелия от Луки, Господь Иисус привлекает такого человека, уводя его от той работы, которой он занят, и он очищается от своей проказы, исцеляется от своего паралича, поднимается из своего презираемого положения и освобождается от голода и уз. Это картина того, что произошло с нами. Все мы можем свидетельствовать, что мы были такими людьми. Мы были привлечены и уведены от наших занятий, и мы были очищены, исцелены, подняты, насыщены и освобождены. Таково служение Спасителя-Человека в Его человеческих добродетелях с Его божественными качествами. Это представляет собой основополагающий принцип, которому следует Лука при написании этого Евангелия.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках