Потребность нравственных людей — возрождение жизнью
(1)
Вслед за принципом жизни и целью жизни, заложенными во второй главе Евангелия от Иоанна, в главах с третьей по одиннадцатую автор описывает девять эпизодов, чтобы доказать принцип жизни, установленный в первом знамении во второй главе. Он использует эти случаи, чтобы показать что-то духовное и значительное. Эти эпизоды прежде всего открывают состояние и потребность человека, а затем показывают, как Господь может разобраться с любой ситуацией и удовлетворить все нужды человека. Жизнь удовлетворяет нужды человека в каждом случае. Мы должны понять, что в этом Евангелии жизнь означает Самого Господа, Слово, которое было Богом и которое стало плотью. Возможно, Господь помогал людям в тысячах случаев, но Иоанн отобрал только девять из них, чтобы проиллюстрировать, каким образом Господь как жизнь мог и по-прежнему может удовлетворять потребность в каждом случае.
Состояние человека и его потребность
Прежде всего давайте посмотрим на состояние человека в каждом случае. Первый эпизод, в третьей главе, повествует о том, как к Господу пришёл человек высшего сословия, нравственный человек. Он превосходный джентльмен, высококультурный, очень религиозный, ищущий Бога и богобоязненный. Второй эпизод, в четвёртой главе, описывает совершенно противоположное состояние. В первом случае говорится о нравственном человеке; во втором — о безнравственной женщине. Первый рассказывает о мягком человеке из высшего сословия, тогда как второй — о диком человеке низшего сословия. У этой порочной женщины было пять мужей, и она жила с шестым, который не был ей мужем. Третий эпизод, в четвёртой главе, повествует о больном молодом человеке, который должен был вот-вот умереть. Четвёртый эпизод, в пятой главе, — о человеке, который был болен тридцать восемь лет. Он был немощен до такой степени, что не мог сделать и одного шага. Пятый эпизод, в шестой главе, рассказывает о множестве голодных людей, которые искали себе еды. Шестой эпизод, в седьмой главе, говорит о жаждущих людях, чью жажду не могла утолить ни лучшая религия, ничто иное в этой жизни. Седьмой эпизод, в восьмой главе, рассказывает о грешнице, которая совершила ужасный грех и находилась под осуждением и в узах своего греха. Восьмой эпизод, в девятой и десятой главах, о человеке, слепом от рождения. Наконец, девятый эпизод, в одиннадцатой главе, говорит о Лазаре, который умер и был погребён в течение четырёх дней.
Состояния людей, описанных в этих девяти эпизодах, являются картиной состояния всех людей. Одни — хорошие, подобно Никодиму, тогда как другие — порочные, подобно самарянке. Иные, подобно юноше из Капернаума, умирают. Большинство — слабы, подобно человеку, который был болен тридцать восемь лет. Они желают делать доброе, но у них нет силы осуществить это желание. Они знают религию, но поскольку они слабы, у них нет силы жить в соответствии с её нормами или выполнять её требования. Другие люди голодны, они стремятся чем-то насладиться, тогда как некоторые жаждут чего-то большего, чем то, что может предложить им человеческая жизнь. Есть люди, чья жажда столь велика, что ничто в этой жизни не может удовлетворить их. Некоторые непрерывно совершают грехи и находятся под осуждением и в узах своих грехов. Некоторые, подобно слепому, слепы, но не в физическом смысле, а в психологическом и духовном. Наконец, последним состоянием всех людей является смерть, потому что они в смерти, и в то же самое время на пути к смерти. Они уже мертвы, и все они умрут позже. Все люди мертвецы, которые умрут. Поэтому эти девять эпизодов отображают истинные состояния всех людей. Эти состояния говорят о потребности человека, которую может полностью удовлетворить только Господь как жизнь.
Состояние и потребность каждого человека
Все состояния, описанные в этих девяти эпизодах, можно также обнаружить у каждого человека. У одного человека могут быть состояния всех описанных людей. Например, вы можете быть хорошим человеком, или, по крайней мере, у вас есть намерение быть хорошим человеком. Возможно, вы также весьма религиозны, богобоязненны и ищете Бога. Однако в то же самое время вы могли совершить что-то дурное, нечестивое. Возможно, вы религиозный джентльмен, которому присуща высокая нравственность, и, тем не менее, вы совершили что-то низкое. С одной стороны, вы представитель высшего класса, с другой стороны, вы представитель низшего класса.
К тому же вы больны и вот-вот умрёте морально и духовно. Возможно, вы полны сил физически, но морально и духовно вы умираете. Даже физически день за днем вы тоже умираете. Такое впечатление, что вы живы, в действительности же вы умираете.
Ещё одно состояние, в котором вы находитесь, — вы слабы. Вы знаете, что вам следует быть хорошим, и знаете, что правильно, но вам не хватает крепости и силы сделать это. Возможно, вам нет ещё и двадцати пяти лет, но вы больны уже «тридцать восемь лет». Вы знаете, что вам следует любить других, но вы слабы; вы хотите соблюдать все законы Бога и желаете угодить Богу, но вы не в состоянии сделать это. Другими словами, у вас есть желание делать доброе, но нет возможности совершать то, что вы желаете. Вам нужна надлежащая сила жизни.
Голод и жажда — ещё два составляющих вашего состояния. Часто вы чувствуете, что голодны; вы жаждете получить докторскую степень, деньги или удовольствия. Вам необходим Господь как хлеб жизни, чтобы утолить ваш голод, и Господня живая вода, чтобы утолить вашу жажду.
Ещё одно состояние, которое тоже можно обнаружить в вас как человеке, ваша греховность. Вы греховны. Вы грешник, и вы совершаете грех. Вы нуждаетесь в прощении Господа как избавлении от уз греха.
Если посмотреть с другой стороны, вы находитесь в состоянии слепоты. Возможно, вы отлично видите своими физическими глазами, но вы не можете постичь значение человеческой жизни и в особенности не можете видеть духовное. Вы слепы, и вам необходим Господь, чтобы открыть ваши глаза и дать вам зрение.
Ваше последнее состояние заключается в том, что вы мертвец, который, в конце концов, умрёт. Вы когда-нибудь отдавали себе отчёт в том, что вы мертвец? Никто не является живым в духе — все мертвы. Вам необходима жизнь воскресения Господа Иисуса.
В падшем состоянии у любого человека есть каждый аспект из всех девяти эпизодов. Все, по крайней мере до определённой степени, находятся в каждом из этих состояний. Каждое состояние указывает на настоящую потребность всех людей.
Достаточность Господа в удовлетворении потребности человека
Мы рассмотрели состояние и потребность человека в этих девяти эпизодах. Теперь мы должны увидеть, как Господь способен войти в состояние падшего человека и удовлетворить каждую его потребность. В каждом случае Господь представлен Тем, кто может дать человеку то, чего ему не хватает. Эти девять эпизодов полностью доказывают, что Господь достаточен для удовлетворения всех потребностей человека.
Первый эпизод показывает, что Господь может предоставить нам возрождение, в котором нуждается даже такой превосходный человек, как Никодим, чтобы он мог иметь жизнь Бога для вхождения в царство Божье. Эпизод с самарянкой, грешной и неудовлетворённой женщиной, раскрывает, насколько Господь может удовлетворить такого человека Своей живой водой. В эпизоде с умирающим Бог является исцеляющей силой жизни. Эпизод со слабым человеком, который был болен тридцать восемь лет, показывает оживляющую силу Господней жизни. В эпизоде с множеством голодных людей, которые нуждались в еде, Господь преподносит Себя как хлеб жизни. В эпизоде с жаждущими людьми Господь уверяет их, что Он может утолить их жажду текущей рекой живой воды. В эпизоде с женщиной, живущей во грехе, мы видим, что Господь способен избавить такую женщину из её греховного положения и освободить её от уз греха. В эпизоде со слепым Господь открывает ему глаза и даёт зрение. Наконец, в эпизоде с Лазарем, который умер, был погребён и даже разлагался в могиле, в полной мере проявилась сила Господней жизни воскресения.
Во всех этих эпизодах убедительно доказана достаточность Господа в удовлетворении потребности человека. Нет ни одного состояния человека, которого Он не смог бы разрешить. Нет такой потребности, которую Он не может удовлетворить. Он способен! Он достаточен! Он может разобраться со всеми нашими проблемами и дать все необходимое для обеспечения любых наших нужд! Слава Его имени!
Возрождение — необходимое условие для полного спасения
Все аспекты работы Господа, как они показаны и обозначены в этих девяти эпизодах, являются различными аспектами Господнего полного спасения, а именно: 1) возрождение, 2) удовлетворение живой водой, 3) исцеляющая сила жизни, 4) оживление силой жизни, 5) кормление хлебом жизни, 6) утоление жажды реками живой воды, 7) избавление от греха, 8) открытие слепых глаз и 9) воскресение. Все это включено в Господне спасение, где первым идёт возрождение. Возрождение — это начало духовной жизни. Все духовные переживания начинаются с возрождения. Если у нас есть возрождение, тогда мы можем участвовать во всех остальных составляющих Господнего спасения. Возрождение — это необходимое условие для переживания всех остальных составляющих Господнего спасения. Вот почему эпизод, изображающий возрождение, записан первым. Все переживания других составляющих зависят от переживания возрождения. До того как мы получим удовлетворение от живой воды, мы прежде всего должны возродиться. Живая вода является результатом первоначального переживания возрождения. Без возрождения Господня живая вода никогда не сможет находиться в вас. В отношении других переживаний принцип тот же. Умирающий человек нуждается в возрождении, чтобы он мог исцелиться и жить вечно. Немощному человеку надо сначала возродиться, тогда он может быть оживлён силою жизни. Человек должен быть возрождён прежде, чем он сможет есть от Господа как хлеба жизни. Наслаждение питанием жизни зависит от возрождения. Обладание потоком живой воды тоже зависит от возрождения. Если вы не возрождены, вы никогда не сможете утолить жажду Господней живой водой. Чтобы избавиться от греха и чтобы открылись наши слепые глаза, в обоих случаях требуется, чтобы мы вначале были возрождены. Без возрождения никто не может причаститься избавления от греха или получить духовное зрение. Кроме того, до переживания возрождения никто не может участвовать в жизни воскресения. Господне спасение начинается с возрождения и заканчивается жизнью воскресения. Таким образом, нам необходимо очень внимательно изучить первый эпизод, эпизод с Никодимом, который раскрывает потребность человека в возрождении.
Прежде чем перейти к эпизоду с Никодимом, нам необходимо понять, что доверие Господа человеку опирается не на чудеса, а на жизнь (Ин. 2:23-25; 3:1).
Слово «Но» в 3:1 (букв.) указывает на то, что эпизод с Никодимом отличается от эпизода в предшествующих стихах, 2:23-25. В тех стихах люди уверовали в Господа, потому что они видели чудеса, которые Он совершал. Господь не мог вверить Себя таким людям. Но эпизод с Никодимом, эпизод с жизнью в возрождении, раскрывает, что Евангелие от Иоанна посвящено не чудесам, а только жизни. Вот почему в этой книге даже чудеса, совершенные Господом, называются знамениями; это означает, что Господь пришёл ради жизни, а не ради чудес.
Первый эпизод, эпизод с Никодимом, касается возрождения. Никодим был человеком высшего сословия, и нам необходимо рассмотреть его добродетели и качества. Во-первых, он был учителем, имевшим высочайшие достижения в образовании. Как учитель иудеев, он учил Ветхому Завету, Священному Слову. Во-вторых, Никодим был «начальником Иудейским». Он занимал почётное положение и обладал определённой властью. В-третьих, он был стариком. Как пожилой человек, он обладал большим опытом. Его опыт был всесторонним. В-четвёртых, несомненно он был нравственным человеком, хорошим человеком. Если вы посмотрите на то, как он говорил, вы поймёте, что он был нравственным человеком. В-пятых, Никодим поистине искал Бога. Он в какой-то степени боялся фарисеев, но все равно ночью он пришёл к Господу Иисусу. Это указывает на то, что он искал Бога. В-шестых, он был очень смиренным. Никодим был старым человеком, возможно, лет шестидесяти или семидесяти, однако он пришёл повидаться с Господом Иисусом, которому было чуть за тридцать. Когда такой опытный, образованный, пожилой человек приходит повидаться с кем-то, кто намного моложе его, это указывает на его смиренность. Более того, будучи учителем, Никодим назвал Господа Иисуса: «Равви». В иудейской среде, если ты называешь человека «Равви», это означает, что ты смиряешь самого себя. В-седьмых, Никодим был честным человеком. Его речь раскрывает его честность. Сможете ли вы найти кого-нибудь лучше, чем Никодим. Он был человеком высшего сословия, высоких достижений и человеком нравственным.
Когда Никодим пришёл к Господу Иисусу, Господь воспользовался возможностью, чтобы раскрыть настоящую потребность человечества. В разговоре с Никодимом Господь раскрыл, что независимо от того, насколько мы хороши, нам все равно нужно возрождение. Возрождение — первая потребность человека. Нравственные люди, равно как и безнравственные, нуждаются в возрождении. Многие христиане придерживаются ошибочного представления о том, что возрождение необходимо людям, потому что они падшие. Но если бы человек никогда не пал, он все равно нуждался бы в возрождении. Даже если бы Адам не пал, ему все равно нужно было бы возрождение. Вот почему Бог поместил его перед деревом жизни. Если бы Адам вкусил от дерева жизни, он был бы возрождён.
Поскольку мы люди, у всех нас есть человеческая жизнь. Проблема не в том, хороша или плоха наша человеческая жизнь. Какую бы человеческую жизнь мы ни имели, пока мы не обладаем божественной жизнью, нам необходимо возродиться. Возродиться — просто означает иметь божественную жизнь помимо нашей человеческой жизни. Божий вечный замысел заключается в том, чтобы человек был сосудом для содержания божественной жизни. Наше существо с нашей человеческой жизнью является сосудом, чтобы содержать Бога как жизнь. Божественная жизнь — вот цель Бога. Божественная жизнь — это Сам Бог. Цель Бога в том, чтобы мы, люди, имеющие человеческую жизнь, приняли в себя божественную жизнь как нашу настоящую жизнь. Вот истинное значение возрождения. Многим христианам не ясен этот факт, и они думают, что возрождение необходимо только потому, что мы падшие и греховные. Согласно этому представлению, возрождение нам необходимо, потому что наша жизнь плохая и не может быть улучшена. Это представление неверно. Я повторяю, что даже если бы Адам в Едемском саду никогда не пал, ему все равно было бы необходимо возродиться, родиться заново, чтобы у него была другая жизнь, жизнь Бога. Поэтому возродиться — значит принять божественную жизнь, Самого Бога.
В чем заключается значение возрождения? Возрождение — это не какое-то внешнее улучшение или возделывание; и не только простая перемена или обращение без жизни. Возрождение — это новое рождение, которое приносит новую жизнь. Оно полностью связано с жизнью, а не с делами. Возрождение — просто значит иметь жизнь, отличную от той, которую мы уже имеем. Мы уже получили человеческую жизнь от своих родителей; теперь нам надо получить божественную жизнь от Бога. Следовательно, возрождение означает иметь божественную жизнь Бога в дополнение к человеческой жизни, которой мы уже обладаем. Поэтому, чтобы обладать ещё одной жизнью, для возрождения требуется ещё одно рождение. Возродиться, родиться заново, — не значит изменять или исправлять самих себя. Это значит иметь Божью жизнь, точно так же как родиться от наших родителей — значит иметь жизнь наших родителей. Возродиться — значит родиться от Бога (Ин. 1:13), а родиться от Бога — значит иметь Божью жизнь, то есть вечную жизнь (3:15-16). Если у нас есть Божья жизнь, мы — сыновья Божьи. Божья жизнь даёт нам право стать сыновьями Божьими (Ин. 1:12), поскольку благодаря этой жизни у нас есть божественная природа Бога (2 Пет. 1:4) и жизненная связь с Богом, то есть сыновство (Рим. 8:15; Гал. 4:5-6 «усыновление» с древнегреческого переводится как «сыновство»).
А. Человеческое и религиозное ложное представление — потребность в лучшем учении для совершенствования человека
Благодаря человеческой культуре и иудейской религии Никодим думал, что человеку необходимо пристойно себя вести. Поскольку человек должен хорошо себя вести и правильно поклоняться Богу, человеку нужно много учений. Никодим считал Христа учителем, который пришёл от Бога. Это показывает, что он, возможно, думал, что ему нужны лучшие учения для самосовершенствования. Но ответ Господа в следующем стихе раскрыл ему, что ему нужно родиться заново. Родиться заново — значит возродиться божественной жизнью, жизнью, отличной от человеческой, полученной при природном рождении. Следовательно, на самом деле он нуждался не в лучших учениях, а в божественной жизни. Никодим искал учений, которые относятся к дереву познания, а ответ Господа обратил его к его потребности в жизни, которая относится к дереву жизни (ср. Быт. 2:9-17). Господь подчеркнул, что Никодиму необходимо родиться заново. Таким образом, настоящая потребность человека — возродиться другой жизнью. Все мы должны понять, что нам нужна не религия или учение, чтобы управлять нами и исправлять нас, но иная жизнь, жизнь Бога, чтобы возродить нас. Возрождение человеку нужно, потому что он нуждается в божественной жизни. Каким бы хорошим вы ни были, все равно у вас нет жизни Бога. Вам необходимо другое рождение, чтобы получить жизнь Бога с Его божественной природой. Возможно, вы считаете себя хорошим, но вы должны признать, что у вас нет жизни Божьей и Его божественной природы. Для того чтобы получить ещё одну жизнь, божественную жизнь Бога, необходимо другое рождение, возрождение.
Ответ Господа Никодиму перечеркнул его человеческое, традиционное, религиозное представление. Господь, казалось, говорил Никодиму: «Никодим, тебе нужно не учение, а другая жизнь. Каким бы хорошим ты ни был, у тебя есть только человеческая жизнь. Тебе нужна божественная жизнь. Никодим, разве ты не понимаешь, что, ища знание, ты находишься на линии дерева познания? Ты не на линии дерева жизни». Никодим находился не на той линии, которая привела бы его в Новый Иерусалим, он был на линии, которая привела бы его в огненное озеро. Никодим, однако, не знал, что он причащался не того дерева.
Б. Настоящая потребность человека — рождение свыше
1. Не войти в утробу матери и родиться заново
Когда Никодим услышал, что ему необходимо родиться свыше, он подумал, что это означает вернуться в утробу матери и заново выйти. Его ответ доказывает, что он не знал, как упражнять свой дух. Он неправильно понял слово Господа. Тогда Господь Иисус сказал, что рождённое от плоти есть плоть. Казалось, Он говорил Никодиму: «Сколько бы раз ты ни возвращался в утробу своей матери и выходил снова, ты по-прежнему будешь плотью. Рождённое от плоти есть плоть. Никодим, не нужно говорить, что ты не можешь вернуться обратно в утробу своей матери и родиться второй раз, ибо, даже если бы тебе это удалось, ты все равно был бы таким же. Даже если бы ты мог так родиться и снова стать маленьким, через шестьдесят или семьдесят лет ты был бы таким же, как сейчас. Тебе не нужно такое повторное рождение». Никодиму было необходимо другое рождение, не во времени, а по природе.
«Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Поскольку христиане на протяжении веков использовали вместо своего духа разум, у них появилось много различных толкований этого стиха. Пятьдесят лет назад меня учили, что вода в этом стихе обозначает Слово и что родиться от воды и Духа означает родиться от Слова и Духа. В качестве ссылок приводились Первое послание Петра 1:23 и Послание Иакова 1:18. Другое объяснение, самое ужасное истолкование этого отрывка Писания, заключается в том, что вода относится к собственной материнской воде при родах. Согласно этому истолкованию, родиться дважды — значит, во-первых, родиться от воды в утробе матери, и, во-вторых, родиться от Святого Духа. Такое истолкование абсолютно нелогично, и нам даже не следует помнить о нем.
Когда мы подходим к этому стиху, у нас должно быть логичное и твёрдое основание. Мы должны признать, что Никодим и Господь Иисус говорили простыми словами. Если бы Господь Иисус говорил с Никодимом не простыми словами, Он дал бы ему какое-то истолкование. Наверняка Никодим спросил бы Господа, что Он подразумевает под водой. Однако Господь Иисус не истолковывал Свои слова, а Никодим не просил истолковать их, что доказывает, что для них обоих эти слова были понятны. Таким образом, слова «от воды и Духа», вероятно, были понятны Никодиму безо всякого объяснения. В Евангелии от Матфея 3:11 Иоанн Креститель говорил те же слова фарисеям; поэтому они наверняка были вполне понятны в среде фарисеев. Иоанн сказал им, что крестит в воде, но Идущий за ним будет крестить Духом. Услышав это слово Иоанна, фарисеи, наверное, обсудили его между собой, потому что в то время это было чем-то новым. Поскольку фарисеи были достаточно серьёзными, услышав такие слова, сказанные Иоанном Крестителем, они, должно быть, долго говорили об этом. Будучи фарисеем, Никодим наверняка был знаком с этими терминами. Теперь Никодим, один из фарисеев, разговаривал с Господом, и Господь произнёс эти знакомые ему слова, говоря, что родиться заново — значит родиться от воды и Духа.
Вода выражала центральное знамение служения Иоанна Крестителя, а именно: похоронить и положить конец людям ветхого творения. В своём служении Иоанн Креститель пришёл крестить водою. Он говорил людям, что им следует покаяться и понять, что они падшие и не годятся ни на что, кроме погребения. Каждый, кто слышал проповедование Иоанна и каялся, крестился в воде. Это означает, что они, как падшие люди ветхого творения, прекращали своё существование. Таким было служение Иоанна. Кроме того, Иоанн говорил, что его служение было предназначено для служения Господа Иисуса. Так же как вода являлась центральным знамением служения Иоанна Крестителя, Дух является центральной идеей служения Иисуса, а именно: породить людей в новом творении. Вместе две основные идеи, вода и Дух, составляют понятие возрождения. Возрождение, новое рождение, — это прекращение существования людей ветхого творения со всеми их делами и порождение людей в новом творении с божественной жизнью. Что значит родиться заново? Это значит быть уничтоженным служением Иоанна при помощи воды и зародиться посредством служения Иисуса при помощи Духа.
Как служение Иоанна Крестителя доступно для нас сегодня? Благодаря покаянию. Когда человек кается, исповедуя, что он падший человек и ни на что не годится, тогда он принимает служение Иоанна. Конечно, Иоанну присутствовать буквально необязательно, потому что его служение уже есть в Новом Завете. Когда мы проповедуем евангелие, мы сперва проповедуем служение Иоанна. Вот почему мы так много проповедуем о грехе и покаянии. Мы — сегодняшний Иоанн Креститель. Я был Иоанном Крестителем сорок лет назад, и многие люди покаялись в результате этого служения. Это было не моё служение; это было служение Иоанна. Всякий, кто принимает это служение, с одной стороны, уничтожается, а с другой стороны, рождается от воды. Вслед за покаянием каждый должен поверить в Господа Иисуса и принять Его служение жизни, чтобы зародиться. Чтобы получить спасение, нам необходимы покаяние и вера. Покаяться — значит принять служение Иоанна, а уверовать — значит принять служение Господа Иисуса. Это и есть возрождение. Мы все прошли через процесс возрождения. Теперь мы понимаем, что значит родиться от воды и Духа.
Господь предельно ясно обрисовал Никодиму его положение. Любой человек, независимо от того, хороший он или плохой, должен пережить уничтожение через воду и последующее порождение божественной жизнью. Это второе рождение, рождение не из утробы матери, а от воды и Духа.