Евангелие от Иоанна не такое простое, как думают некоторые. Когда Иоанн писал своё Евангелие, он находился под полным помазанием голубя, Духа. Поэтому композиция этого Евангелия чудесна. Мы увидели, что первая глава является введением ко всей книге. Хотя некоторые толкователи Евангелия от Иоанна утверждают, что введение включает только первые восемнадцать стихов первой главы, Господь показал нам, что вся первая глава является введением. Введение начинается с вечности в прошлом и заканчивается вечностью в будущем. Между вечностью в прошлом и вечностью в будущем существует мост времени, на котором происходят пять основных событий для совершения Божьего вечного замысла. Мы ясно увидели это в предыдущем сообщении. К тому же первая глава Евангелия от Иоанна является квинтэссенцией всего Евангелия от Иоанна. Фактически это квинтэссенция всей Библии.
Дав такое всеобъемлющее введение, Иоанн описывает несколько случаев, чтобы на примерах показать что-то в отношении жизни. Хотя Иисус сотворил много знамений перед Своими учениками (Ин. 20:30-31, букв.), Иоанн отобрал не более двенадцати из них, чтобы показать нечто в отношении жизни. В Евангелии от Иоанна описано девять случаев, начиная с эпизода с Никодимом в третьей главе и заканчивая воскрешением Лазаря в одиннадцатой главе. Если к ним добавить эпизоды с превращением воды в вино, с очищением храма и омытием ног, то получится в общей сложности двенадцать событий. Если сравнить повествование Евангелия от Иоанна с повествованием других Евангелий, можно обнаружить, что в них есть многое из того, что не включает Иоанн, и что у Иоанна есть многое из того, что не записано у них. Например, Евангелия от Матфея, Марка и Луки ничего не говорят о том, что Иисус превратил воду в вино. Не упоминают они и разговора Господа с Никодимом о возрождении. Не думайте, что эти различия случайны. Нет, каждое Евангелие было тщательно спланировано Божественным Автором. Матфей написал своё Евангелие с определённой целью — доказать, что Иисус есть Царь и Христос. Чтобы доказать это, Матфей выбрал несколько эпизодов и случаев из жизни Христа, которые показывают, что Иисус есть Царь Израилев и Христос Божий. Поскольку целью Луки было показать, что Иисус — это Спаситель человечества, он выбрал эпизоды, которые доказывают, что Иисус есть Спаситель. Например, история о блудном сыне записана в Евангелии от Луки, но не в Евангелиях от Матфея, Марка или Иоанна. Почему эта история записана в Евангелии от Луки? Потому что эта история доказывает, что Иисус является Спасителем. Другой эпизод, записанный только в Евангелии от Луки, повествует о том, как на кресте разбойник попросил Господа помянуть его, когда Он придёт в Своё царство (Лк. 23:39-43). Лука также приводит нам ответ Господа умирающему разбойнику: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). Ни Матфей, ни Марк, ни Иоанн не сделали такой записи. По такому же принципу все эпизоды, записанные Иоанном, доказывают, что Христос есть жизнь, чтобы удовлетворить наши нужды. Основываясь на этом принципе, мы должны понять, что эпизод с превращением воды в вино (Ин. 2:1-11) — не просто описание события; он имеет духовное значение и особый смысл. Теперь нам необходимо понять духовный смысл этого события.
I. Принцип жизни — превращать смерть в жизнь
Когда я впервые услышал историю о том, как Иисус превратил воду в вино, я не знал, какое значение скрывается за этим событием. Позже я пришёл к заключению, что это была не просто история, а событие, совершенное Господом Иисусом для установления принципа жизни. Что такое принцип жизни? Принцип жизни заключается в том, чтобы превратить смерть в жизнь. В каждом из девяти эпизодов, описанных в главах с третьей по одиннадцатую, принцип заключается в превращении смерти в жизнь. Это особенно ясно в случае с Лазарем. Лазарь умер и был погребён в течение четырёх дней. Он даже смердил. Он был исполнен смерти с головы до ног, изнутри и снаружи. В каждом уголке его существа не было ничего, кроме смерти. Как говорится в одиннадцатой главе, когда Господь Иисус узнал, что Лазарь болен, Он не отправился повидать его. Он подождал, пока тот не исполнится смерти, пока он не умрёт и не будет погребён. Тогда Он пришёл воскресить Лазаря из мёртвых. Если применить принцип жизни к данному случаю, можно увидеть, что Иисус превратил смерть в жизнь.
Этот принцип относится не только к последнему эпизоду, эпизоду с Лазарем, но и к первому эпизоду — с Никодимом. Неужели вы думаете, что Никодим не был полон смерти? Из-за того, что он был полон смерти, Господь сказал, что ему необходимо родиться заново, чтобы иметь вечную жизнь, которая есть Сам Бог (3:3, 5-6). В каком-то смысле Никодим был живым, но в глазах Бога он был живым мертвецом. В глазах Бога Никодим был мёртв. Ему также было необходимо превратить свою смерть в жизнь. Никодим даже не осознавал, что он грешен, не говоря уже о том, что он мёртв. Тем не менее в глазах Бога он был греховным, «змеиным» и мёртвым. Ему нужно было превратить смерть в жизнь.
То же верно и в отношении самарянки в четвёртой главе. Самарянка хотела пить, а жажда является признаком смерти. Если вы хотите пить, это значит, что вы умираете. Само наличие в вас жажды указывает на то, что у вас внутри есть элемент смерти. Только Господь Иисус может утолить эту жажду. Утолить жажду — значит превратить смерть в жизнь. То же самое касается каждого случая, описанного Иоанном. Каждый эпизод показывает принцип, установленный в случае превращения воды в вино — принцип превращения смерти в жизнь.
А. Иисус приходит в воскресении к слабым и хрупким людям, когда они наслаждаются своей человеческой жизнью
Теперь нам необходимо увидеть, что Иисус пришёл в воскресении к слабым и хрупким людям. Кто-то спросит: «Как мог Иисус прийти в воскресении, когда Он ещё не был распят? Говорить так — значит заниматься иносказательным толкованием». Однако вся история о превращении воды в вино является иносказанием, и нам необходимо толковать каждую её часть иносказательно.
1. «Третий день» обозначает в воскресении
День, в который свершилось это знамение, был «третий день» (2:1). «Третий день» обозначает день воскресения. В Евангелии от Иоанна 1 слова «на другой день» употребляются три раза, в стихах 29, 35 и 43. Почему в первой главе трижды говорится «на другой день», а потом в 2:1 говорится «на третий день»? «Третий день» во второй главе на самом деле следует называть не третьим днем, а пятым. Наверное, вам следует пойти к Иоанну и поспорить с ним: «Брат Иоанн, ты кое-что напутал. У тебя три „других дня” и, таким образом, день, упомянутый в 2:1, должен быть пятым днем». Иоанн ответил бы: «Дорогой брат, вот почему я не говорил о втором дне, третьем дне и четвёртом дне в первой главе, но называл каждый из них „другим днем”, пока я не назвал тот день во второй главе „третьим днем”». Ни одно из случившихся на «другой день» событий в первой главе не происходили в воскресении.
Давайте посмотрим на три «других дня» в первой главе. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (ст. 29). Было ли это в воскресении? Конечно, нет. Как вы можете говорить, что это было в воскресении? «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий» (ст. 35-36). Хотя это произошло на второй и «другой день», это не случилось на «третий день». Третий «другой день» мы находим в стихе 43. «На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною». Это произошло не на «третий день», поскольку «третий день» — это день воскресения. Ни одно из событий, упомянутых в первой главе, не происходило на «третий день», то есть в воскресении. Только когда мы подходим к превращению воды в вино во второй главе, мы находим упоминание «третьего дня».
2. «Кана», земля тростника, означает место слабых и хрупких людей
Откуда мы знаем, что в Евангелии от Иоанна 2 Иисус пришёл к слабым и хрупким людям? Мы знаем это потому, что Он пошёл в Кану и что Кана на древнееврейском языке значит «земля тростника». Тростник в Писании обозначает хрупких людей. И Исаия и Матфей говорят, что мы, слабые люди, являемся «тростью надломленной», которую Господь не переломит (Ис. 42:3; Мф. 12:20). В Евангелии от Матфея 11:7 Господь, говоря об Иоанне Крестителе, спросил иудеев, ходили ли они в пустыню смотреть трость, ветром колеблемую. Конечно, Иоанн Креститель не был таким слабым, хрупким человеком, чтобы быть поколеблемым ветром. Поэтому Кана как земля тростника символизирует всю землю. Весь мир — это Кана, полная слабых и хрупких людей, к которым пришёл Господь. Приход Господа в Кану означает Его пришествие в мир, полный слабых и хрупких людей. Люди этой земли, подобно тростнику, слабы и хрупки, тем не менее Господь пришёл к ним в воскресении.
3. «Галилея», презираемое место
Свадьба, на которой присутствовал Иисус в Евангелии от Иоанна 2, происходила в Кане Галилейской. Галилея была местом, презираемым людьми (7:52). Как презренное место Галилея обозначает низкое и отвратительное состояние мира.
4. Брак обозначает продолжение человеческой жизни, а брачный пир обозначает наслаждение человеческой жизнью
Мы должны толковать брак и брачный пир иносказательно. Брак является важным и существенным для человеческой жизни, потому что без него не может быть человеческой жизни. Если упразднить брак, человеческая жизнь подойдёт к концу. Брак обозначает продолжение человеческой жизни. Что обозначает брачный пир? Он обозначает наслаждение и удовольствие человеческой жизни. На земле нет более радостного события, чем свадьба. Вы когда-нибудь видели, чтобы люди горестно рыдали на свадьбе? Если бы вы так зарыдали на свадьбе, это означало бы, что вы невежливы или некультурны. На похоронах, наоборот, нельзя радоваться. На свадьбе, однако, нужно быть счастливым. Согласно человеческой культуре свадьба является радостным событием.
5. Вино как человеческая жизнь обозначает основной фактор этого наслаждения
Брачный пир, в древние времена или сегодня, на Востоке или на Западе, зависит, главным образом, от вина, которое олицетворяет то, что все человеческие удовольствия зависят от жизни. Поскольку источником вина, в отличие от воды, служит виноград, оно происходит от чего-то живого. Вино обозначает жизнь, потому что вино из винограда — это жизнь винограда. Таким образом, наслаждение человека зависит от жизни человека. Когда жизнь приходит к концу, все наслаждение прекращается.
Б. Их человеческая жизнь кончилась, и их существо наполнилось смертью
Свадьба является очень радостным событием, но её радость временна. Ни одна свадьба не длится слишком долго. Недавно я был на свадьбе, которая длилась чуть более получаса. Мы были там счастливы лишь полчаса. Это человеческая свадьба, человеческое наслаждение.
Вино, которое было центром наслаждения на брачном пиру, закончилось (2:3). Это означает, что, когда закончится человеческая жизнь, наслаждению человеческой жизни придёт конец. Когда кончается вино, удовольствие на брачном пире прекращается. Это означает, что завершилось не только наслаждение жизнью, но закончилась человеческая жизнь. Чем бы вы ни наслаждались, когда приходит конец вашей человеческой жизни, все ваше человеческое удовольствие тоже исчезает. Независимо от того, насколько хорошими могут быть ваша жена, ваш муж, ваши родители, ваши дети или ваша работа, если ваша жизнь приходит к концу, ваше наслаждение прекращается. Когда вино исчерпано, пир закончен, потому что пир зависит от вина. Все ваше наслаждение зависит от вашей жизни. Если вашей жизни приходит конец, заканчивается и ваше наслаждение. На какой бы свадьбе вы ни находились, когда кончается ваша человеческая жизнь, вашей свадьбе приходит конец, и наслаждение прекращается. Вот что произошло в тот день в Кане Галилейской.
Как вы думаете, до того как Господь Иисус пошёл в Кану, разве Он не понимал, что вино закончится? Конечно, Он знал об этом заранее, поэтому Он и пошёл в Кану. Вино закончилось неслучайно. Господь Иисус предузнал, что вино подойдёт к концу, и Он пошёл в Кану установить принцип жизни — превращение смерти в жизнь. Он пришёл на брачный пир, чтобы вмешаться в ситуацию и «исцелить» её. Господь исцелил смерть в человеческой ситуации, превратив её в жизнь, подобно тому, как Елисей исцелил соленую воду, сделав её здоровою (4 Цар. 2:19-22).
Когда Господь пришёл в мир, Он вошёл туда, где существовало кратковременное человеческое наслаждение. Он вошёл туда, где смерть человеческой жизни уничтожает все человеческое наслаждение. Превращение воды в вино является знамением, которое нужно понимать образно. Например, если вам за шестьдесят, вы приближаетесь ко времени, когда вино почти кончилось. Когда ваше вино вот-вот иссякнет, вы знаете, что вскоре закончится и ваш брачный пир. Но, слава Господу, именно в это время Господь входит в наше положение. На нашем брачном пиру присутствует Господь! Нам не надо бояться, потому что Он может превратить воду в вино.
Прежде чем сотворить чудо, Господь велел людям наполнить шесть каменных водоносов водою (2:6-7). Этих каменных сосудов для воды было шесть, число шесть представляет сотворённого человека, поскольку человек был сотворён на шестой день (Быт. 1:27, 31). Поэтому шесть каменных водоносов обозначают природного человека, который был сотворён на шестой день. Говоря с природной точки зрения, мы не что иное, как «водоносы», сосуды для содержания чего-то. Мы, «водоносы», находились в Кане, земле тростника, полной слабых и хрупких людей. Мы были водоносами в Кане, слабыми и хрупкими.
3. «Иудейские обычаи очищения» водой
Водоносы использовались в иудейских обычаях очищения (2:6), практике иудейской религии. Иудейские обычаи очищения водой означают попытку религии сделать людей чистыми посредством каких-либо мёртвых дел. Древние иудеи заботились о том, как омывать себя и поддерживать себя чистыми и незапятнанными в поклонении Богу. Господь же превращает смерть в жизнь. Обычай очищения водой является внешним, не имеющим жизни, а превращение Господом смерти в жизнь происходит изнутри и полно жизни.
Господь сказал служителям наполнить сосуды водой, и они наполнили их доверху (2:7). Что это означает? Как мы увидим, это означает, что люди наполнены смертью. Водоносы, то есть человечество, сотворённое на шестой день, наполнены водами смерти.
В. Иисус превращает их смерть в жизнь вечную
Когда Господь повелел людям наполнить шесть сосудов водой, это обозначало, что природный человек исполнен смерти. Вода в Писании имеет два символических значения. В некоторых случаях она означает жизнь (Ин. 4:14; 7:38); в других — смерть (Быт. 1:2, 6; Исх. 14:21; Мф. 3:16). Воды в Бытии 1 и вода крещения обозначает смерть. В данном случае вода тоже обозначает смерть. Все каменные сосуды были заполнены водой, что означает, что все человечество по природе полно смерти. Точно так же, как водоносы были наполнены доверху водой, так и мы были исполнены смерти.
2. Вино, жизненный сок винограда, обозначает жизнь
Господь Иисус чудесным образом превратил эту воду смерти в вино (2:8-9). Это чудо не только показывает, что Господь Иисус может называть несуществующее как существующее (Рим. 4:17), но также Он может превращать смерть в жизнь.
То, что Господь чудесным образом превратил воду в вино, обозначает, что Он превращает нашу смерть в жизнь. Вода обозначает смерть, а вино обозначает жизнь. Когда Господь превращает нашу воду в вино, это вино на нашем брачном пиру никогда не закончится. Поскольку мы возродились, жизнь с её духовным наслаждением будет длиться вечно. Наш брачный пир никогда не закончится. Этот пир происходит не в нашей изначальной жизни, а в новой жизни, которую мы получили через возрождение. Как распорядитель пира обнаружил, что новое вино лучше прежнего (2:9-10), так и мы обнаружим, что жизнь, которую мы получили через возрождение, намного лучше нашей природной жизни. Наша прежняя жизнь, символизируемая скверным вином, была куда хуже. Господь дал нам лучшее в конце, а не в начале. Первая жизнь, человеческая, сотворённая, является худшей жизнью; лучшей жизнью является вторая жизнь, божественная и нескончаемая. Эта жизнь является лучшей потому, что это жизнь Самого Бога во Христе. Поэтому наше удовольствие будет длиться вечно. Наше наслаждение не имеет конца, потому что Христос перенёс нас из смерти в жизнь. Он, как наша нескончаемая, вечная жизнь, может поддерживать наше удовольствие и наслаждение вечно. Когда мы спаслись, начался новый брачный пир, и он никогда не закончится. Внутри всегда радость, и внутри всегда брачный пир, поскольку у нас есть божественное вино, которое является божественной жизнью — Самим Господом.
Все мы пережили это. До своего спасения мы были водоносами, наполненными водой смерти. Однажды мы сказали: «Господь Иисус», и Он пришёл и превратил нашу воду смерти в жизнь. В каком бы положении смерти мы ни находились, если мы обратились к Господу Иисусу, Он превратит эту смерть в жизнь. Например, даже мужья и жены христиане могут достичь момента в своей супружеской жизни, когда в их браке кончится жизнь. Такое впечатление, что их супружеская жизнь подошла к концу. Однако, если они откроются Господу Иисусу, Он превратит эту смерть в жизнь. Во многих браках Господь превратил воду смерти в вино жизни.
1. Все чудеса в этом Евангелии называются знамениями
В этой книге все чудеса, совершенные Господом, называются знамениями (2:23; 3:2; 4:54; 6:2, 14, 26, 30; 7:31; 9:16; 10:41; 11:47; 12:18, 37; 20:30, греч.). Это чудеса, но они используются как знамения, знаменующие нечто в отношении жизни. Слово, переведённое как «чудеса» в Библии короля Якова, на древнегреческом языке значит «знамения». Знамение всегда что-то обозначает. Например, красный свет — знак, или знамение, приказывающий нам остановиться. Все чудеса, совершенные Господом Иисусом, как они записаны в Евангелии от Иоанна, были не только чудесами, но и знамениями.
Первое упоминание любого явления в Писании закладывает принцип этого явления. Поэтому это первое знамение заложило принцип всех последующих знамений: превращение смерти в жизнь. Превращение Господом воды в вино установило принцип жизни — превращение смерти в жизнь. Поскольку это первое знамение, заложенный в нем принцип жизни можно применить ко всем остальным случаям. Например, его можно применить к Никодиму, человеку, полному смерти, которому необходимо было родиться заново, чтобы иметь вечную жизнь, которая есть Сам Бог.
Мы также можем применить этот принцип к случаю с самарянкой в четвёртой главе. Неужели вы думаете, что жизнь самарянки была полна удовольствий и наслаждения? Нет, но Господь вошёл в её жизнь и изменил её. Та женщина попросту была сосудом, в котором кончилось вино человеческого наслаждения. У неё было пять мужей, но, в конечном итоге, её человеческое наслаждение закончилось, вина не осталось. Она пыталась наслаждаться вином человеческих удовольствий, но в конце концов почувствовала лишь пустоту и смерть. Тогда Господь превратил эту смерть в жизнь и наполнил самарянку божественным вином Его вечной жизни.
Пятая глава показывает человека, который был болен тридцать восемь лет. Его болезнь указывала на то, что вино кончилось, но Господь пришёл превратить его смерть в жизнь. В глазах Господа он был не только болен, но и мёртв, поскольку далее, в стихе 25, Господь сказал, что мёртвые услышат Его голос и оживут. Он был не только больным человеком, исцелённым Господом, но также мертвецом, воскрешённым Господом. Более того, он был слаб и мёртв в религии. Возможно, религия является весьма хорошей, но она требует энергии. Откуда энергия у мертвеца? Следовательно, религия была для него бесполезна, так как его вино иссякло. Но, как мы увидели в первом знамении, Господь пришёл применить принцип превращения смерти в жизнь.
Мы можем применить этот принцип и к другим случаям. Голод людей в шестой главе раскрывает, что их человеческое наслаждение подошло к концу, но Господь пришёл к ним как хлеб жизни. Грешница в восьмой главе была человеком, чьё вино наслаждения кончилось. У слепого в девятой главе тоже не было наслаждения человеческой жизнью. Это в особенности верно в отношении Лазаря в одиннадцатой главе. Случай с Лазарем, в принципе, повторяет первый случай, брачный пир в Кане. В первом случае это было наслаждение брачным пиром. В случае Лазаря это было наслаждение семейной любовью между Лазарем и двумя его сёстрами. На брачном пиру закончилось вино; в случае с Лазарем закончилась человеческая жизнь. Лазарь умер, и это указывает, что вино человеческой жизни кончилось. В обоих случаях принцип жизни был в точности таким же: Господь вошёл в обе ситуации и превратил смерть в жизнь. Поэтому принцип жизни, изложенный в случае превращения воды в вино, можно применить к каждому случаю во всем Евангелии от Иоанна.
В Писании есть образ дерева жизни как источника жизни и образ дерева познания как источника смерти. Это открывается в Бытии 2:9, 17. Значение всех эпизодов, изложенных в этом Евангелии, соответствует тому принципу, что дерево жизни приводит к жизни, а дерево познания — к смерти.
В одиннадцатом стихе говорится, что, положив начало знамениям в Кане Галилейской, Иисус явил Свою славу, и Его ученики уверовали в Него. Божественность Господа проявилась в превращении Им смерти в жизнь.
Д. Мать Иисуса обозначает природного человека
В данном случае Мария, мать Иисуса, обозначает природного человека, который не имеет ничего общего с жизнью и должен быть покорен божественной жизнью (ст. 3-5). Когда вино иссякло, природный человек вышел и даже начал молиться Господу. Когда Мария сказала Господу: «Вина нет у них», Он ответил ей: «Что Мне и Тебе, Жено? ещё не пришёл час Мой» (ст. 3-4). Часто мы в точности такие, как мать Иисуса. Мы — сегодняшняя Мария, молимся как природный человек, согласно нашей природной жизни. Зачастую, в определённых ситуациях, Господь позволит вину закончиться, чтобы у Него была возможность превратить смерть в жизнь. Даже в поместной церкви Господь может позволить ситуации войти в смерть. В этом случае природный человек будет молиться: «О Господь, сделай что-нибудь, чтобы спасти ситуацию». Если вы будете так молиться, Господь обратится к вам и скажет: «Что Мне и тебе? У тебя со Мной здесь нет ничего общего». Почти все из нас повели бы себя так же, как Мария. Что нам тогда делать? Нам не надо делать ничего. Пусть смерть появится на поверхности и полностью проявится. Тогда войдёт Господь Иисус.
Все мы должны признаться, что многие из наших молитв остались без ответа. Например, многие женатые братья молились Господу за своих жён: «О Господь, ты знаешь мою жену. Господь, Ты должен изменить ее». Что это за молитва? Это молитва Марии, молитва природного человека. Не молитесь так. Пусть смерть в вашей жене появится на поверхности. Пусть Лазарь умрёт и будет погребён. Потом Господь Иисус придёт и воскресит его из мёртвых. Пусть ваша жена, подобно Лазарю, умрёт, будет погребена и начнёт разлагаться. Если вы поступите так, Господь Иисус придёт и превратит смерть в жизнь.
Часто мне приходят письма от отдельных людей или от церквей, которые кричат о помощи: «Брат, мы так слабы. Пожалуйста, приди и помоги нам». Когда я получал такое письмо, я говорил: «Вы слабы, но все же вы не мертвы. Даже если вы мертвы, вы ещё не начали смердеть». Нам необходимо подождать, пока ситуация смерти не появится на поверхности; тогда придёт Господь Иисус превратить смерть в жизнь. Все, что делает Господь, соответствует принципу превращения смерти в жизнь.