Жизнь проходит процесс для умножения
(2)
Мы увидели, что Евангелие от Иоанна раскрывает Господа как выражение самого Бога, который пришёл к нам как жизнь. Вложив Себя в нас, Он становится всем для нас и удовлетворяет все наши потребности, чтобы принести Бога в нас и принести нас в Бога, сливая Бога с нами до тех пор, пока Бог не станет единым с нами, а мы едиными с Ним. Другими словами, Господь — выражение самого Бога, раздающий Себя в нас как жизнь, удовлетворяющий все наши потребности и сливающий Бога с нами воедино. В этом состоит основная мысль глав с первой по семнадцатую. Все, кто был возрождён Им, будут едины в этой божественной жизни. По сути мы едины друг с другом в этой божественной жизни так же, как мы едины в этой божественной жизни с Богом. После такого откровения в этих семнадцати главах в восемнадцатой и девятнадцатой главах Святой Дух раскрывает желание Господа войти в смерть и отдать Себя на смерть с целью быть посеянным в землю как пшеничное зерно и умереть, чтобы воскреснуть, высвободить и вложить Себя в нас, принеся посредством Своей смерти и воскресения много плода.
Мысль Святого Духа в Ин. 18 и Ин. 19 состоит, главным образом, не в том, что Искупитель понёс наши грехи, умерев за наши грехи на кресте и искупив нас от проклятья наших грехов. Мысль об Искупителе и Его искуплении видна, в основном, в первых трёх Евангелиях. Мысль в Евангелии от Иоанна, особенно в восемнадцатой и девятнадцатой главах, состоит, главным образом, в том, что Господь входит в смерть как семя жизни и высвобождает Себя через смерть и воскресение. Таким образом, одно зерно высвободилось, чтобы принести много зёрен. Изначально жизнь была ограничена одним зерном, но теперь посредством смерти и воскресения жизнь Христа была высвобождена, принесла много зёрен и находится во многих зёрнах. Таков смысл смерти Господа в Евангелии от Иоанна.
Мы увидели, что Господь отдал Себя процессу добровольно и смело (Ин. 18:1-11), что Он был проверен в Своём достоинстве человечеством (Ин. 18:12-38), что Он был приговорён в человеческой несправедливости (Ин. 18:38-40; 19:1-16) и что Он был испытан смертью по Божьей верховной власти (Ин. 19:17-37). В этом сообщении мы подходим к очень важному результату смерти Господа (Ин. 19:31-37).
В Евангелии от Иоанна 19:34 говорится: «Но один из воинов копьём пронзил Ему рёбра, и тотчас истекла кровь и вода». Из пронзённого бока Господа вытекли два вещества: кровь и вода. Кровь нужна для искупления, чтобы покончить с грехами (Ин. 1:29; Евр. 9:22) для приобретения церкви (Деян. 20:28), вода нужна для наделения жизнью, чтобы покончить со смертью (Ин. 12:24; 3:14-15), для произведения церкви (Эф. 5:29-31). Смерть Господа, в отрицательном плане, уносит наши грехи, а в положительном плане, наделяет нас жизнью. Таким образом, она имеет два аспекта: искупительный и жизненаделяющий. Искупительный аспект нужен для жизненаделяющего. В повествовании трёх других Евангелий описывается только искупительный аспект смерти Господа, в повествовании Иоанна описывается не только искупительный, но и жизненаделяющий аспекты. В Евангелии от Матфея 27:45, 51, в Евангелии от Марка 15:33 и в Евангелии от Луки 23:44-45 рассказывается о том, что наступила «тьма», символ греха, и «завеса в храме», отделявшая человека от Бога, «разорвалась». Эти знамения относятся к искупительному аспекту смерти Господа. Слова Господа на кресте в Евангелии от Луки 23:34: «Отче! прости им», и в Евангелии от Матфея 27:46: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (потому что в это время Он понёс наш грех) также изображают искупительный аспект смерти Господа. Но вытекшая вода и несокрушённая кость, о которых Иоанн говорит в стихах 34 и 36, являются знамениями, относящимися к жизненаделяющему аспекту смерти Господа. Эта жизненаделяющая смерть высвобождает божественную жизнь Господа для произведения церкви, которая состоит из всех Его верующих, наделённых Его божественной жизнью. Эта жизненаделяющая смерть Господа в прообразе представлена сном Адама, из которого была произведена Ева (Быт. 2:21-23), и символизируется смертью пшеничного зерна, упавшего в землю, чтобы принести много зёрен (Ин. 12:24), из которых будет сделан один хлеб — Тело Христово (1 Кор. 10:17). Таким образом, это смерть, которая также распространяет жизнь, умножает жизнь, это смерть возрождающая и воспроизводящая.
Как мы увидим, пронзённый бок Господа был в прообразе представлен открытым боком Адама, из которого была произведена Ева (Быт. 2:21-23). Прообразом крови была кровь пасхального агнца (Исх. 12:7, 22; Отк. 12:11), а прообразом воды — вода, вытекшая из рассечённой скалы (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4). Кровь образовала «источник» для омытия грехов (Зах. 13:1), а вода стала «источником жизни» (Пс. 35:10; Отк. 21:6).
А. Ни одна из Его костей не сокрушится
Каждый аспект смерти Господа соответствовал Божьей верховной власти. По Божьей верховной власти ни одна из костей Господа не сокрушилась (19:31-33, 36). Иудеи, не желая, чтобы тела оставались на кресте в субботу, попросили Пилата, чтобы у них перебили голени. Тогда воины перебили голени у двух разбойников, распятых с Господом. Но подойдя к Иисусу, они увидели, что Он уже умер. Поскольку Господь уже умер, Его кости ломать было не нужно. Это указывает, что в каком-то смысле Господь не был убит человеческими руками, а что Он умер Сам. Хотя Он и был распят, Он умер Сам, исполнив Своё слово, произнесённое в 10:17 и 18, где Он сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её; никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её». На первый взгляд Иисус был убит, на самом же деле, Он отдал Свою псюхе-жизнь, Свою душевную жизнь, и умер. Если двоих преступников убили, то Иисуса — нет. Напротив, Он отдал Свою псюхе-жизнь ради нашего искупления. Поскольку Он уже умер, воины не перебили Его голени. По верховной власти исполнилось пророчество, в котором говорилось: «Кость Его да не сокрушится» (19:36).
Один из воинов, опасаясь, что Господь на самом деле не умер, пронзил Его бок копьём. Это исполнило пророчество в Книге пророка Захарии 12:10: «Они воззрят на Него, Которого пронзили». Только по Божьей верховной власти все произошло таким значительным и чудесным образом. Это убедительно доказывает, что смерть Господа была не случайной, а запланированной Богом «прежде основания мира» (1 Пет. 1:19-20).
Прообразом того, что ни одна из костей Господа не сокрушится, были кости пасхального агнца. При установлении Пасхи Бог заповедал, чтобы ни одна из костей агнца не была сокрушена (Исх. 12:46; Числ. 9:11-12). Это было чудесным прообразом. Позже об этом было пророчество в Псалме 33:21. И прообраз, и пророчество были исполнены в смерти Господа на кресте.
Первое упоминание о «кости» в Писании встречается в Бытии 2:21-23, там это было ребро, взятое из Адама для произведения и построения Евы как пары для Адама. Ева была прообразом церкви, которая производится из Господней жизни воскресения, высвобожденной из Него. Другими словами, церковь произошла из жизни воскресения, несокрушённой жизни, нетленной жизни Христа. Он жизнь, которую нельзя повредить, которой нельзя нанести урон и которую нельзя сокрушить. Если бы одну из костей Господа можно было сокрушить, это означало бы, что жизнь воскресения Господа можно повредить и сокрушить смертью.
Обратившись к Бытию 2, мы легко можем увидеть значение кости — что она обозначает жизнь воскресения. В Писании есть один принцип — это принцип первого упоминания. Согласно этому принципу, первое упоминание чего-либо в Библии определяет его значение во всем Писании. Применяя данный принцип к костям в Евангелии от Иоанна, мы видим, что первое место, где упоминается нечто о кости, это Бытие 2, где у Адама было взято ребро, и из него была сделана невеста. Ева является прообразом церкви, Адам — прообразом Христа, а кость — прообразом жизни воскресения Христа. Как Ева произошла из кости Адама, так и церковь происходит из жизни воскресения Христа. Ева была сделана из кости, а церковь производится посредством божественной жизни. Таким образом, кость является прообразом жизни воскресения. Несокрушённая кость Господа Иисуса указывает, что Он жизнь воскресения, которую нельзя разрушить смертью. Поэтому кость — это символ, образ Господней жизни воскресения, которую ничто не может сокрушить. У Господа был пронзён бок, но ни одна из Его костей не была сокрушена. Это означает, что, хотя физическая жизнь Господа была прервана, ничто не смогло нанести вреда или ущерба Его жизни воскресения, самой божественной жизни. Иисус был повреждён, Ему был нанесён ущерб, и Он был убит в Своей псюхе-жизни, но не в Своей божественной жизни. Хотя Его человеческая жизнь была разрушена смертью, Его божественной жизни ничто не могло повредить. Это та самая жизнь, при помощи которой производится и строится церковь.
После эпизода с костями Господа один из воинов копьём пронзил Его бок, и «тотчас истекла кровь и вода» (19:34, 37). Хотя Господня жизнь воскресения не была сокрушена, Сам Он был сокрушён, чтобы высвободилась Его божественная жизнь. Вода здесь обозначает жизнь. В Ветхом Завете это показано в прообразе рассечённой скалы, из которой потекли живые воды, чтобы утолить жажду детей Израиля (Исх. 17:6). Господь — это скала, рассечённая на кресте. Он был сокрушён, чтобы Его божественная жизнь вытекла из Него как живая вода. Но из Него вытекла не только вода, но и кровь, символ искупления. Прежде чем мы сможем принять Господа как живую воду жизни, сначала нам следует очиститься. Поэтому кровь упоминается первой, а вода — второй. Очистившись кровью, мы можем принять Господа как жизнь. Всего этого нет в трёх других Евангелиях. Это есть только в Евангелии от Иоанна, потому что это книга, которая раскрывает, что Господь как жизнь мог высвободиться только посредством Своей смерти. В то время как повествование трёх остальных Евангелий главным образом затрагивает искупление, повествование Евангелия от Иоанна в основном касается высвобождения жизни.
1. Прообразом является открытый бок Адама
Открытый бок Адама являлся прообразом того, как был пронзён бок Господа (Быт. 2:21). Бок Адама был открыт, и из него было взято ребро. В этом отрывке был открыт бок Иисуса, и из этого бока истекла кровь и вода.
2. Истечение крови для искупления
Кровь, которая истекла из бока Господа, предназначена для искупления (Евр. 9:22; 1 Пет. 1:18-19; Рим. 3:25). Послание к Евреям 9:22 говорит: «Без пролития крови не бывает прощения». Кровь здесь обозначает искупительный аспект смерти Христа (Ин. 1:29). Прообразом крови, истекшей для нашего искупления, была кровь пасхального агнца (Исх. 12:7). Как указывается в Книге пророка Захарии 13:1, эта искупающая кровь образовала источник для омытия грехов. Аллилуйя за такой источник! Этот источник не для питья, а для омытия. Вытекшая кровь была также предназначена для приобретения церкви (Деян. 20:28). Кровь, образовавшая источник для омытия грехов, стала ценой, за которую была приобретена церковь.
3. Вода вытекает для наделения жизнью
Вода, вытекшая из Его бока, символизирует жизненаделяющий аспект смерти Христа (12:24). Вода предназначена для наделения жизнью (4:14; Отк. 22:1). Как мы указывали, прообразом этого является вода, вытекшая из рассечённой скалы (Исх. 17:6; 1 Кор. 10:4). Эта вода стала «источником жизни» (Пс. 35:10). Тогда как кровь образовала источник для омытия, вода образовала источник для питья. Кровь была предназначена для приобретения церкви, в то время как вода, обозначающая вечную жизнь, предназначалась для произведения церкви. Как мы увидели, прообразом этого является Ева, произведённая из вынутого ребра Адама.
Этот второй аспект Господней смерти представляет собой жизневысвобождающую, жизнеразмножающую и жизнеумножающую смерть, смерть порождающую и воспроизводящую. Когда Господь Иисус сказал, что Он пшеничное зерно, которое упадёт в землю и умрёт, чтобы произвести много зёрен (12:24), Он имел в виду жизненаделяющий аспект Своей смерти. Смерть пшеничного зерна была не для искупления; она предназначалась для вкладывания жизни, находившейся в первоначальном зерне, во многие зерна. С отрицательной стороны, смерть Христа устранила наши грехи; с положительной стороны, она наделила нас божественной жизнью. Поскольку мы верим в Него сегодня, наши грехи уносятся посредством Его искупительной смерти, а Его вечная жизнь вкладывается в нас посредством Его жизненаделяющей смерти. Эта жизненаделяющая смерть также является жизневысвобождающей, жизнеразмножающей и жизнеумножающей смертью. Это порождающая и воспроизводящая смерть.
Взгляните на пшеничное зерно. Его жизнь заключена в зерне. Посредством смерти жизнь в зерне высвобождается. Точно так же посредством смерти Христа на кресте была высвобождена Его божественная жизнь. Поэтому Его смерть была жизневысвобождающей смертью. Поскольку Его божественная жизнь не только высвободилась из Него, но и была вложена в нас, Его смерть была жизненаделяющей смертью. С Его стороны, это была жизневысвобождающая смерть; с нашей стороны, это жизненаделяющая смерть. Более того, это жизнеразмножающая смерть, ибо благодаря ей жизнь распространяется во многих направлениях. Кроме того, это жизнеумножающая смерть, производящая умножение жизни. Она является и жизневоспроизводящей смертью, потому что одно зерно было воспроизведено во многих зёрнах. Как нам необходимо проникнуться этими чудесными аспектами всеобъемлющей смерти Господа!
В первой главе Евангелия от Иоанна мы видели Агнца с голубем. Недостаточно просто иметь Агнца. Нам необходим и голубь. Агнец, главным образом, предназначен для искупления, а голубь, в основном, — для наделения жизнью. Это есть Божье домостроительство.
Жизненаделяющий аспект Господней смерти даже более чудесен, чем искупительный аспект. Искупление превосходно, прекрасно и чудесно, и кажется, что нет ничего выше его. Но наделение жизнью выше искупления. Предположим, грешник приходит к Господу и возлагает веру на Него как Агнца Божьего, который умер на кресте за его грехи, пролив Свою кровь. Кровь даже образует источник, в котором он может очиститься. Как это чудесно! Но, представьте, он только омылся, и, не переживая ничего больше, он попадает потом в небесный дворец. Хотя он омыт, он по-прежнему мёртв, подобно трупу в морге. Он теперь мёртв и чист, он мертвец, который был омыт кровью. Благодаря этому мы видим, что быть очищенным кровью недостаточно. Мы также должны быть живыми. Нам не нужно отправляться в небесный особняк, ибо, если у нас есть божественная жизнь и мы живы, у нас есть взаимная обитель для нас и Бога. Если мы искуплены, но не рождены заново, мы по-прежнему в жалком состоянии. Божий замысел состоит в том, что за искуплением должно последовать наделение жизнью. Искупление предназначено для этого, оно подготавливает путь для того, чтобы мы получили божественную жизнь. За кровью должна последовать вода. Мы видели, что кровь обозначает искупительный аспект смерти Христа, а вода — жизненаделяющий аспект. Кровь существует для искупления, она образует источник, в котором мы можем очиститься, а вода — для возрождения, она образует источник живой воды, из которого мы можем пить в любое время. Внешне мы омыты, а внутренне мы исполнены этой божественной жизни. Теперь мы живы, равно как и чисты, и все мы можем воскликнуть: «Аллилуйя! Я искуплен и рождён заново!»
Сегодня среди христиан существуют бесчисленные учения об искупительной смерти Господа, о которой рассказывается в первых трёх Евангелиях, но животворящему аспекту Его смерти, раскрытому в Евангелии от Иоанна, не уделяют никакого внимания. Большинство христиан пренебрегают этим, поскольку они никогда в достаточной мере не видели жизни. Однако за последние несколько лет Господь раскрыл это Своей церкви. Нам становится более ясно, что это главный аспект смерти Господа, а искупительный аспект — дополнительный. Вечный замысел Бога состоит в том, чтобы вложить Себя как жизнь в нас — это главный аспект. Но мы согрешили. Поэтому искупление необходимо в качестве запасного средства. Но это не главный аспект. От вечности в прошлом до вечности в будущем Божье намерение состоит в том, чтобы вложить Себя как жизнь в нас. Во времени мы стали падшими и согрешили. Падение привело к бреши в Божьем вечном замысле. Бог использовал запасное средство, чтобы закрыть эту брешь, и заполнил её искуплением. Благодаря этому мы видим, что искупление является дополнением к главному аспекту смерти Господа. Таким образом, самым главным в отношении смерти Господа в повествовании Иоанна является то, что Он высвободил жизнь и вложил её в нас.
Завершив Своё дело в Своей смерти, Господь обрёл покой (19:38-42). В Евангелии от Иоанна 18 и 19 мы видим обилие зла и страданий, обрушившихся на Господа. Одни дурно с Ним обращались, другие насмехались над Ним и даже Его самый близкий ученик отрёкся от Него. Все вокруг Него было тёмным. Но какими бы дурными ни были события и как бы сильно Он ни страдал, Он все выдержал и победоносно прошёл через все, показав, что Он побеждающая и покоряющая жизнь. Его жизнь была не покорённой, а покоряющей. Поэтому сразу после Его смерти обстановка сменилась с чёрной на белую. После того как Господь совершил Свою искупительную и жизненаделяющую смерть, обстановка страданий, в которой Он находился, немедленно превратилась в обстановку почёта. До Его смерти все было дурным и смертельным; после Его смерти все стало приятным и милым. Иосиф из Аримафеи, «богатый человек» (ст. 38; Мф. 27:57), и Никодим, «один из начальников Иудейских» (Ин. 3:1), пришли с пеленами и очень дорогими благовониями, смирной и алоем (ст. 39-40), чтобы приготовить Его тело для погребения. О Его теле позаботились не бедные, а знатные, положив Его в новую гробницу «у богатого» (ст. 41; Ис. 53:9). Из этого мы видим, что вся обстановка изменилась на богатое положение, знатное состояние, новую сферу. Теперь Господь был дорог людям, и они Его очень ценили. Поэтому Господь упокоился в почёте у людей. Хотя Он был умерщвлён с позором, Он был погребён с почетом. Проблема касалась смерти, но после того как Господь умер, проблема была решена. Когда Он умер, неприятности и зло закончились. Теперь, по Божьей верховной власти с высокими человеческими почестями Господь покоился в субботу (ст. 42, Лк. 23:55-56), ожидая, пока придёт время воскреснуть из мёртвых. В 5:17, когда иудеи соблюдали свою субботу, Господь сказал им, что Отец и Он работали. Теперь, окончив Своё дело, Он отдыхал и наслаждался настоящей субботой. После этой субботы, в первый день недели Он воскреснет из Своего места покоя. В следующем сообщении мы рассмотрим воскресение Господа.
Читая Евангелие от Иоанна 18 и 19 и рассматривая все, о чем повествуют эти главы, мы сможем понять смысл смерти Господа. Эти главы раскрывают, что Господь добровольно и смело отдал Себя и покорил обстановку смерти и её влияние, доказав, что Он является покоряющей жизнью воскресения, и умер, чтобы высвободить Себя как жизнь в нас. После того как Он совершил это, Его высоко оценили и положили в покое. Цель этих двух глав заключается в том, чтобы показать, что Господь желал отдать Себя на смерть, и этим доказать, что Он — жизнь воскресения, покоряющая жизнь, которую смерть никогда не может повредить, покорить или нанести ей урон. Он доказал, что смерть не может покорить Его, но что она только могла высвободить Его как жизнь. С одной стороны, Господь не мог быть сокрушён; с другой стороны, Он был сокрушён. Будучи жизнью воскресения, Он не мог быть сокрушён; но чтобы высвободить Себя как жизнь, Он был сокрушён. То, что ни одна из Его костей не была сокрушена, доказало, что ничто из Его жизни воскресения не могло быть сокрушено. Однако Он был готов пострадать и быть пронзённым, чтобы высвободить жизнь и вложить её в нас. Как только это было совершено, Он упокоился и ожидал воскресения.
Мы также приходим к правильному пониманию смерти Господа, сравнивая повествование Евангелия от Иоанна с повествованиями Матфея, Марка и Луки. Эти три Евангелия показывают, что Господь умер для искупления, но Евангелие от Иоанна раскрывает, что Он умер не только для искупления, но и для высвобождения жизни. Таким образом, посредством Его смерти мы были искуплены, и Его жизнь была высвобождена и вложена в нас.