Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(31)
Тексты Писания: Деян. 25:1-27
В последних четырёх главах Деяний, с двадцать пятой по двадцать восьмую, Павел защищается дважды. Сначала он защищается перед Фестом (25:6-8), а затем перед Агриппой (26:1-29). После своей защиты перед Агриппой Павел совершает своё четвёртое путешествие (27:1— 28:31). В этих главах мы видим картину людей в трёх видах ситуаций. Мы видим картину иудейских приверженцев религии, римских политиков и людей в церкви.
Сначала рассмотрим портрет иудейских приверженцев религии. Иудаизм образовался в соответствии с Божьим Словом. Следовательно, иудейская религия соответствовала Писаниям. У иудейских приверженцев религии была святая Библия, святая земля, святой город, святой храм, святое священство и все прочие святые вещи. Тем не менее то, что, согласно повествованию Деяний, делали эти религиозные люди, было абсолютно не от Бога, а от Сатаны.
В Деян. 25:1-3 говорится: «Итак, Фест, прибыв в провинцию, спустя три дня отправился в Иерусалим из Кесарии. И главные священники и первые люди из иудеев представили ему сведения против Павла; и они умоляли его, прося об услуге против него — чтобы он вызвал его в Иерусалим, — а сами устраивали засаду, чтобы расправиться с ним по пути». Здесь мы видим, что иудеи хотели устроить засаду, чтобы убить Павла. Кроме того, иудейские приверженцы религии лгали и лицемерили. В них не было ничего святого и праведного. В них не было ничего, что можно было бы рассматривать как нечто существующее для Бога. В этой религии мы не видим ничего духовного или божественного. Напротив, то, чем занимались иудейские приверженцы религии в случае с Павлом, было не только плотским и греховным, но даже дьявольским и адским. Источником того, что они делали, был дьявол.
В Деяниях мы также видим портрет римских политиков. В частности, мы видим повествование о тысяченачальнике, Феликсе, Фесте и Агриппе. Чем более высокое положение занимали римские политики, тем более растленными они были. Феликс был более растленным, чем тысяченачальник, Фест был более растленным, чем Феликс, а Агриппа был более растленным, чем Фест. Согласно повествованию в святом Слове, в римских политических кругах было много растленности. Как мы отмечали, наряду с еврейской религией и греческой культурой римская политика была одним из трёх элементов, составлявших западную культуру. Но, согласно Деяниям, римская политика была растленной.
В Деян. 24:24 говорится о Феликсе и его жене Друзилле. Друзилла была дочерью царя Ирода Агриппы. Феликс, увлёкшись ей, убедил её бросить мужа и выйти замуж за него. В этом проявилась невоздержанность и растленность Феликса, римского политика. Растленность Феликса видна также в том, что он часто посылал за Павлом в надежде, что Павел даст ему денег (24:26).
В Деян. 25:13 говорится об Агриппе и Веренике. Вереника была сестрой Друзиллы, жены Феликса. Она была также сестрой Агриппы, с которым жила в кровосмесительной связи. Возможно, по этой причине в 25:13 Вереника не названа женой Агриппы. Римская политика, безусловно, была тёмной и растленной, полной чувственной безнравственности и любви к деньгам. Повествование в Деяниях изобличает растленность римских политиков.
Разочаровывающая ситуация в отношении церкви в Иерусалиме
В 1 Кор. 10:32 Павел говорит об иудеях, греках и церкви Божьей. Отсюда видно, что в новозаветное время все люди делятся на три категории: иудеи — Божий избранный народ; греки — неверующие язычники, и церковь — сообщество верующих в Христа. Мы уже увидели, что, согласно картине, изображённой в Деяниях, иудейские приверженцы религии были лицемерными и даже дьявольскими, а римские политики — тёмными и растленными. А какой была ситуация в отношении церкви? Когда Павел два года находился под стражей в Кесарии, он, судя по всему, испытывал разочарование по отношению к церкви в Иерусалиме. В этой церкви он видел слабость и компромисс.
Павел, как сосуд, избранный Богом, получил высочайшее озарение относительно вселенной. Во Втором послании к коринфянам, написанном незадолго до его последнего похода в Иерусалим, Павел свидетельствует, что он был унесён на третье небо (2 Кор. 12:2), а также был унесён в рай (ст. 4) — приятную часть ада. Получив обильное откровение, Павел был озарён в отношении тайн вселенной. Разумеется, он получил большое откровение конкретно в отношении Божьего новозаветного домостроительства. Теперь, в последних главах Деяний, Павел находился в ситуации, в которой он был окружён иудейскими приверженцами религии, римскими политиками и своими соработниками в церковной жизни. Судя по всему, эта ситуация казалась ему очень разочаровывающей.
Слабость, компромисс и отсутствие откровения
Будучи человеком, в существо которого было заложено обилие божественного откровения, Павел столкнулся с ситуацией, существовавшей среди иудеев, римских политиков и людей из церкви. Среди иудейских приверженцев религии он увидел лицемерие, а среди римских политиков он увидел растленность. Кроме того, в церковной жизни он увидел слабость, компромисс и отсутствие света и откровения. Похоже, что никто в церкви не был достаточно смелым, чтобы стоять за то откровение, которое они получили, и за то видение, которое они увидели. Во всей этой ситуации Пётр должен был смело стоять за откровение, которое он получил от Господа, но он этого не сделал.
В главах Деяний со второй по пятую Пётр и Иоанн были очень решительными и смелыми. В результате их смелости в четвёртой главе они были приведены в синедрион, а в пятой главе помещены синедрионом в общую тюрьму. В этих ранних главах в Петре и Иоанне не было никаких признаков слабости или компромисса. Нет никакого намёка на то, что они боялись иудейских приверженцев религии или шли с ними на компромисс. Однако, читая пятнадцатую и последующие главы Деяний, а также вторую главу Послания к галатам, мы видим, что впоследствии Пётр был изобличён в своей слабости и даже в своём лицемерии.
Из-за того что Пётр, Иоанн и остальные верующие были решительны в своём настроении и в своей позиции, иудеи стали гнать святых до такой степени, что за исключением апостолов все они покинули Иерусалим (8:1). Однако к тому времени, когда Павел в последний раз посетил Иерусалим в Деян. 21, Иаков мог сказать: «Видишь… сколько тысяч уверовавших среди иудеев; и все они ревнители закона» (ст. 20). Все эти тысячи верующих остались в Иерусалиме. Если бы в двадцать первой главе Пётр и Иоанн были так же решительны в своём настроении и в своей позиции, как в главах со второй по пятую, то большинство этих верующих из иудеев рассеялись бы и, что касается религиозной смеси в Иерусалиме, это рассеяние стало бы их спасением. Однако эти тысячи верующих, которые по-прежнему были ревнителями закона, остались в Иерусалиме, и их пребывание в Иерусалиме подвергло их большой опасности. Вскоре после того, как Павел в последний раз посетил Иерусалим, возможно, не более чем десять лет спустя, пришёл Тит с римским войском и разрушил Иерусалим, убив тех, кто продолжал жить там. Вероятно, что в то время были умерщвлены многие христиане.
В притчах в Мф. 21:33-46 и 22:1-14 Господь Иисус выразил гнев Бога в отношении ситуации в Иерусалиме. Господь дал понять, что Бог, то есть «хозяин виноградника», жестоко уничтожит злых виноградарей. Это было исполнено, когда римский полководец Тит и его войско разрушили Иерусалим в 70 г. по Р.Х. В Мф. 22:7 Господь пророчествовал, что Бог пошлёт «свои войска», то есть римские войска под командованием Тита, и разрушит город Иерусалим. Возможно, разрушение Иерусалима затронуло церковь в Иерусалиме. Из-за компромиссной позиции Иакова и слабости Петра церковь в Иерусалиме, возможно, была уничтожена вместе с городом. Однако ситуация в отношении церкви была бы иной, если бы в Деян. 21 Пётр и Иоанн были такими же смелыми, как в начале. Если бы они по-прежнему были решительными и смелыми, то святые или рассеялись бы, или подверглись бы гонению до смерти со стороны иудейских приверженцев религии.
Согласно историческим данным, Иаков, о котором говорится в Деян. 21, претерпел мученическую смерть от рук противников-иудеев. Вожди синедриона думали, что Иаков очень благосклонно настроен по отношению к иудаизму. Они созвали собрание и попросили Иакова высказаться перед ними, думая, что он будет положительно говорить об иудаизме. Однако Иаков оказался верен в том, чтобы решительно проповедовать Христа. Вожди синедриона были оскорблены и предали Иакова смерти. В своё время у них сложилось ошибочное впечатление об Иакове из-за того, что очень многие верующие из иудеев в Иерусалиме были ревнителями закона. Возможно, по этой причине вожди синедриона думали, что Иаков поддерживает иудаизм.
Из повествования в Деян. 21 мы видим, что Иаков зашёл настолько далеко, что даже загнал Павла в «ловушку» крайне затруднительной ситуации. Как мы уже отмечали, Господь не потерпел этой ситуации компромисса в Иерусалиме.
Последнее путешествие Павла в Иерусалим
Трудно поверить, что Пётр и Иоанн молчали о ситуации в Иерусалиме. Они должны были взять на себя бремя устранить все проблемы. Не нужно было вынуждать Павла заниматься этим. Однако Пётр и Иоанн не исполнили свою обязанность в Иерусалиме. Напротив, было допущено, чтобы церковь в Иерусалиме оставалась в состоянии упадка, и Павел должен был быть очень недоволен этой ситуацией. Хотя он имел тяжёлое бремя об осуществлении Божьего новозаветного домостроительства в языческом мире, он понимал, что источник в Иерусалиме был заражён и что этот поток отравы распространяется в языческий мир. Как явствует из Посланий Павла, ему приходилось сталкиваться с иудействующими повсюду. Согласно Посланию к галатам, иудействующие беспокоили церкви в Галатии. Поэтому Павел знал, что он не сможет продолжать свою работу в языческом мире, пока с этой ситуацией в Иерусалиме не будет покончено. Зная, что церковной жизни в языческом мире вредит прежде всего иудаизм, Павел имел бремя ещё раз пойти в Иерусалим. Именно поэтому он вознамерился в духе идти в Иерусалим (19:21). Он имел бремя покончить с источником заражения.
Читая главы Деяний с восемнадцатой по двадцать первую, трудно определить, прав ли был Павел в том, что он пошёл в Иерусалим в последний раз. В Деян. 19:21 говорится: «И когда исполнилось всё это, Павел вознамерился в духе пройти Македонию и Ахайю и идти в Иерусалим и сказал: После того как я побываю там, я должен увидеть и Рим». В 20:22-23 Павел сказал: «И теперь — вот, я, связанный в духе, иду в Иерусалим, не зная, что встретит меня там, кроме того, что Святой Дух твёрдо свидетельствует мне в одном городе за другим, говоря, что меня ждут узы и скорби». Свидетельство Святого Духа было только пророчеством, предсказанием, но не повелением. Когда Павел был в Тире, ученики «говорили Павлу, чтобы он не заходил в Иерусалим» (21:4). После того как Святой Дух возвестил Павлу, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби, теперь Дух сделал ещё один шаг и сказал ему через некоторых членов Тела, чтобы он не шёл в Иерусалим. Кроме того, пророк Агав «взял пояс Павла; и, связав собственные ноги и руки, он сказал: Так говорит Святой Дух: „Человека, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и отдадут в руки язычников“» (21:11). Далее Лука говорит: «И когда мы услышали это, и мы, и местные умоляли его не идти в Иерусалим. Тогда Павел ответил: Что вы делаете, плача и сокрушая моё сердце? Ведь я не только быть связанным, но и умереть готов в Иерусалиме за имя Господа Иисуса. И так как он не давал убедить себя, мы умолкли, сказав: Да будет воля Господня» (ст. 12-14). Чем больше мы размышляем над всеми этими стихами, тем больше мы осознаём, насколько трудно определить, был ли Павел прав или неправ в том, что он пошёл в Иерусалим в последний раз. С одной стороны, Дух показывал Павлу, что в Иерусалиме его ждут узы и скорби. С другой стороны, через членов Тела Дух говорил Павлу, чтобы он не шёл в Иерусалим. Господь очень ясно видел, что представляет собой ситуация в Иерусалиме.
По всевластию Господа Павел был избавлен от рук неистовствовавших иудеев, оказавшись в руках римского тысяченачальника (21:27-39). После того как Павел защищался перед иудеями (21:40—22:21), был помещён в узы римлянами (22:22-29) и защищался перед синедрионом (22:30—23:10), он был ободрён Господом. Относительно этого в 23:11 говорится: «А следующей ночью Господь встал возле него и сказал: Мужайся; ибо как ты твёрдо свидетельствовал о том, что касается Меня, в Иерусалиме, так ты должен свидетельствовать и в Риме». Это были слова сильной поддержки для Павла. Конечно же, Павел боялся. Если бы он не боялся, Господу не нужно было бы говорить ему, чтобы он мужался. Безусловно, до этого Павел находился в очень устрашающей ситуации. Но Господь всевластно избавил его из этой ситуации, а затем пришёл поддержать его, заверив его, что он будет свидетельствовать о Нём в Риме. Тем самым должно было исполниться желание Павла увидеть Рим.
Видение Павла в отношении Божьего новозаветного домостроительства
Давайте ещё раз рассмотрим картину той ситуации, в которой оказался Павел. Церковь была слаба, она шла путём компромисса, и у неё не было света. У церкви в Иерусалиме не было подлинного свидетельства. Религиозные люди в иудаизме были слепыми, дьявольскими и полными ненависти, а римские политики были растленными. На этом фоне мы видим Павла, человека, имеющего бремя в отношении Божьего новозаветного домостроительства и пропитанного Божьим новозаветным домостроительством. Размышляя над ситуацией, которая включала в себя церковь, иудаизм и римское правительство, Павел знал, что больше всего необходимо Божье новозаветное домостроительство.
В чём заключается Божье новозаветное домостроительство? Божье новозаветное домостроительство заключается в том, чтобы воспроизводить приготовленного Триединого Бога в личности всеобъемлющего, воскрешённого Христа. Только воспроизведение этого воскрешённого Христа является ответом на жалкую ситуацию на земле. Необходимо, чтобы мы позволили Богу осуществить Его новозаветное домостроительство, заключающееся в воспроизведении воскрешённого Христа. Судя по всему, Павел очень много размышлял над этим во время двухлетнего пребывания под стражей в Кесарии. Поэтому, когда он был доставлен в Рим, он начал писать свои последние восемь Посланий: к колоссянам, к эфесянам, к филиппийцам, к Филимону, Первое послание к Тимофею, Послания к Титу, к евреям и Второе послание к Тимофею. Эти послания дают нам ясную картину осуществления Божьего новозаветного домостроительства.
Вскоре после того, как Павел представил ясную картину Божьего новозаветного домостроительства, завершив свои книги о божественном откровении, он претерпел мученическую смерть. Спустя примерно четверть столетия было написано Откровение. В семи посланиях в Отк. 2 и 3 мы видим, что церкви, в большинстве своём основанные Павлом для осуществления Божьего новозаветного домостроительства посредством воспроизведения воскрешённого Христа, пришли в состояние деградации. Эта деградация состояла в том, что церкви потеряли всеобъемлющего Христа и приняли что-то другое, что заменило Христа. Везде, за исключением послания к церкви в Филадельфии, мы видим, что в эти семь церквей вкрались различные вещи, заменившие Христа.
С тех пор как было написано Откровение, прошло почти девятнадцать столетий. На протяжении этих столетий шла борьба между Сатаной и Богом. Сатана пытался разными способами заменить Христа. В результате многие из нас, в том числе и я, родились в организованном христианстве, в котором было очень мало Христа. Например, сколько Христа в праздновании Рождества? В сегодняшнем христианстве налицо смесь истины и лжи. Очень немногие верующие знают истину глубоко и досконально.
После своего спасения я сразу же начал любить Библию и изучать её. Постепенно через Слово пришёл свет о Божьем новозаветном домостроительстве. Благодаря озарению от Господа мы можем увидеть, что Павел имел бремя о полном откровении в отношении Божьего новозаветного домостроительства. Осуществление божественного домостроительства включало в себя воплощение Христа, Его человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение, чтобы Он воспроизводил Себя, вкладывая Себя в Божьих избранных людей. Таким образом Божьи люди могут стать сыновьями Бога и членами Христа, чтобы быть совокупным Телом для Его выражения. Это выражение находится в поместных церквях в этом веке и будет находиться в Новом Иерусалиме в вечности.
Таково видение, которое увидел Павел, и именно это нам нужно увидеть сегодня. Видение Павла относительно Божьего новозаветного домостроительства полностью раскрыто и развито в его последних восьми Посланиях. Поэтому нам нужно изучать эти Послания при помощи сообщений Жизнеизучения, особенно Послания к эфесянам и к евреям. Изучение Посланий Павла обогатит наше переживание воспроизводящегося Христа в Божьем новозаветном домостроительстве.