Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 47

Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников

(13)

  Тексты Писания: Деян. 17:16-34

  В этом сообщении мы изучим проповедь Павла в Ареопаге. Ареопагом назывался Марсов холм (в Афинах), место, где заседал древний и почтенный Афинский суд, выносивший решения по важнейшим вопросам религии.

Очень чтят свои божества, поклоняясь идолам

  В Деян. 17:22 говорится: «И Павел, встав посреди Ареопага, сказал: Мужи афинские, я вижу, что вы во всех отношениях очень чтите ваши божества». Греческое слово, переведённое как «очень чтите ваши божества», буквально означает «боящийся беса», сверхъестественного духа; следовательно, речь идёт о человеке, который, предаваясь поклонению бесам, очень чтит божества. Однокоренное существительное употреблено в Деян. 25:19 и переведено там как «религия». Афиняне очень чтили свои божества, то есть были очень религиозными, но не по отношению к истинному Богу, а в смысле поклонения идолам. Мы уже увидели, что в стихе 16 дух Павла «раздражался в нём, когда он видел, что город полон идолов».

  В стихе 23 Павел продолжал: «Ибо, проходя и внимательно осматривая предметы вашего поклонения, я нашёл даже жертвенник, на котором было написано: «неведомому богу». Итак, то, чему вы поклоняетесь, не ведая того, — это я возвещаю вам». Здесь Павел как бы говорил: «Я возвещаю вам Того, кому вы поклоняетесь как неведомому Богу. Для вас Он, возможно, неведомый, но я Его знаю».

Творец и источник обеспечения

  В стихах 24-25 Павел говорит: «Бог, который создал мир и всё, что в нём, — Он, будучи Господом неба и земли, не обитает в рукотворных храмах; и не служат Ему человеческими руками, как будто Он в чём-то ещё нуждается, так как Он Сам даёт всем жизнь, и дыхание, и всё». Слова апостола в этих стихах были очень сильной «прививкой» и для атеистов-эпикурейцев, которые не признавали Творца и Его промысла в мире, и для пантеистов-стоиков, которые подчинялись воле многочисленных богов в отношении своей судьбы (см. ст. 18). В стихе 24 Павел говорит о Боге, который создал мир и всё, что в нём. Это слово было направлено главным образом против эпикурейцев, которые, будучи атеистами, не верили в Бога. Они не верили ни в Творца, ни в божественное обеспечение. Поэтому, продолжая высказываться против эпикурейцев, Павел после этого сказал, что Бог является Господом неба и земли. Эпикурейцы полностью игнорировали Его. Кроме того, Павел подчеркнул, что Бог Сам даёт всем жизнь, и дыхание, и всё. Всё это составные части божественного обеспечения. Бог обеспечивает всё необходимое, чтобы человек жил. Эпикурейцы не верили в Творца, Господа неба и земли, который обеспечивает людей всем, что необходимо им для жизни.

  В Деян. 17 Павел проповедует очень хорошо. Когда он рассуждал с иудеями в синагогах, он использовал Писания. Но когда он проповедовал философствовавшим эпикурейцам, он указывал им на творение.

  То, что Павел делал в 17:2, в 17:24 и в 17:25, похоже на то, что он делал в тринадцатой и четырнадцатой главах. В тринадцатой главе он использовал иудейские Писания в качестве основы для проповеди воскрешённого Христа. Но в четырнадцатой главе его проповедь язычникам была основана на Божьем творении. Однако существует разница в том, как Павел использовал творение в своей проповеди в четырнадцатой и семнадцатой главах; в этих главах он говорит несколько по-разному. В четырнадцатой главе он сказал язычникам, что живой Бог, «который создал небо, и землю, и море, и всё, что в них... не оставлял Себя без свидетельства тем, что делал добро, давая [им] дожди с неба и плодоносные времена, наполняя пищей и весельем [их] сердца» (14:15, 17). В этом случае он говорил не очень философски. В противоположность этому, выступая против лжеучений эпикурейцев в семнадцатой главе, Павел говорит вполне философски. Здесь Павел провозглашает, что есть Творец, Господь неба и земли, и что Он обеспечивает жизнь, дыхание и всё, что необходимо, чтобы человек жил на земле.

Все народы созданы из Адама

  Далее, в 17:26, Павел говорит: «И Он создал из одного всякий человеческий народ, чтобы они обитали на всём лице земли, заранее определив их назначенные времена и пределы их обитания». Слово «один» здесь обозначает Адама. Бог создал из Адама всякий человеческий народ, чтобы они обитали на лице земли.

Всевластие Бога над землёй

  В стихе 26 Павел отмечает, что Бог заранее определил назначенные времена и пределы обитания всех народов. Здесь мы видим всевластие Бога. Бог всевластен над всей землёй. Он не только сотворил все народы из одного, Адама, — Он заранее определил времена и места этих народов. Переселения в Америку, каждое в своё время и в своих пределах, представляют собой веское доказательство этих слов и первой части стиха 27. На первый взгляд путь из Европы в Америку открыл Колумб, но на самом деле этот путь открыл Бог, потому что Он заранее определил времена для открытия новой земли. Кроме того, именно Он устанавливает пределы всех народов.

  Здесь, в семнадцатой главе, Павел проповедует очень философски. Сказав о сотворении небес и земли и о Божьем обеспечении для всего человечества, Павел затем говорит о существовании человечества. Нам нужно учиться благовествованию у Павла. Мы можем начать с творения, но не нужно оставаться на этой теме. Напротив, нужно идти дальше и после творения сказать о человеческой жизни. Делая это, мы касаемся самой потребности человека. В 17:26 Павел в своей проповеди подошёл к жизни человека на земле.

Вездесущий Дух

  Согласно стиху 27, Бог образовал народы, заранее определив их назначенные времена и пределы их обитания, «чтобы они искали Бога — не нащупают ли они Его и не найдут ли, — хотя Он и недалеко от каждого из нас». Поскольку Бог — это вездесущий Дух, Он недалеко от каждого из нас. Это связано с Троицей. Божественный Дух является триединым. Неужели вы думаете, что этот Дух есть только Дух и что Он не есть также Отец и Сын? Бог, который недалеко от нас, — это, конечно же, вездесущий Дух, и этот Дух есть Триединый Бог. Дух — это весь Бог: Отец, Сын и Дух.

Все люди живут, движутся и существуют в Боге

  В первой части стиха 28 Павел объясняет: «Ибо в Нём мы живём, и движемся, и существуем». Имеется в виду, что жизнь и существование человека и даже его действия — от Бога. Это не значит, что человек имеет Божью жизнь и живёт, существует и действует в Боге так же, как верующие в Христа, которые рождены от Бога, обладают Его божественной жизнью и природой и живут, существуют и действуют в личности Бога. Напротив, здесь Павел подчёркивает, что все люди, включая эпикурейцев и всех других неверующих, живут, движутся и существуют в Боге.

Род Божий

  В стихе 28 Павел также говорит: «...Как даже некоторые из поэтов у вас говорили: „Ибо мы и род Его“». Вероятно, этими поэтами были Арат (около 270 г. до Р. Х.) и Клеанф (около 300 г. до Р. Х.); и тот и другой произносили эти самые слова в своих стихах, обращённых к Зевсу (Юпитеру), которого они считали высшим Богом. В произведениях этих двух поэтов слово «Его» относится к Зевсу как высшему Богу.

  По мнению поэтов, на которых Павел ссылается в стихе 28, мы — род Божий. Человек является родом Божьим так же, как Адам считался сыном Бога (Лк. 3:38). То, что Адам назван сыном Бога, не значит, что он родился от Бога и обладал Божьей жизнью. Адам был сотворён Богом (Быт. 5:1-2), и Бог был его источником. На этом основании он считался сыном Бога, как и всё человечество считалось родом Божьим у языческих поэтов. Человечество было только сотворено Богом, но не было возрождено Им. Верующие в Христа являются сыновьями Бога в совершенно ином смысле – это нечто иное по сути. Верующие рождены, или возрождены, от Бога и обладают Божьей жизнью и природой (Ин. 1:12-13; 3:16; 2 Пет. 1:4). Поскольку Бог — Творец всех людей, их источник, то Он является для всех них Отцом (Мал. 2:10) в природном смысле, но не в духовном смысле, в котором Он является Отцом всех верующих (Гал. 4:6), возрождённых Им в их духе (1 Пет. 1:3; Ин. 3:5-6).

Различие между родом Божьим и сыновьями Божьими

  Нам необходимо подробно рассмотреть, что означает мысль о том, что всё человечество является родом Божьим. Некоторые богословы учили тому, что каждый человек является сыном Бога. В качестве основы для своего учения они взяли сказанное в Лк. 3:38, где говорится, что Адам – это сын Бога. Затем они рассуждали следующим образом: поскольку Адам, первый из числа человечества, был сыном Бога, то и все его потомки должны быть сыновьями Бога. Они считают, что эта концепция подкрепляется словами Павла в Деян. 17 о том, что всё человечество — это род Божий. Однако если мы внимательно изучим Библию, мы увидим, что эта концепция неверна.

Человечество сотворено и произведено Богом

  Согласно Библии, Бог сотворил человека. Будучи Творцом, Бог является источником человека. В Быт. 2:7 говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою». Сначала Бог использовал прах, чтобы образовать физическое тело человека, а затем Он вдохнул в это тело дыхание жизни, в результате чего тело ожило. Вследствие этого человек стал живой душой. Здесь, в Быт. 2:7, содержится убедительное указание на то, что человеческая жизнь — от Бога. В этом смысле человек был не только сотворён Богом, но и произведён Богом. В Писаниях не говорится, что Бог вдохнул дыхание жизни в животных. Только при сотворении человека Он вдохнул в человека дыхание жизни. В Прит. 20:27 слову «дух» соответствует то же еврейское слово, которое переведено как «дыхание» в Быт. 2:7. Это показывает, что дыхание жизни, которое Бог вдохнул в человека, является элементом человеческого духа. Фактически, это дыхание жизни стало духом человека. Здесь мы хотим подчеркнуть, что Библия ясно показывает, что человек был произведён Богом. Мы не говорим, что при сотворении человек был рождён Богом, однако мы говорим с уверенностью, что человек был произведён Им. Бог образовал тело человека, вдохнул в человека дыхание жизни, и человек стал живой душой. Таким образом человек был произведён Богом, и в этом смысле человек является родом Божьим.

Верующие рождены от Бога

  В Библии также показано, что, когда мы каемся и верим в Господа Иисуса, мы рождаемся от Бога. То, что человек произведён Богом, — это одно; то, что человек рождён от Бога, — это нечто другое. Все люди являются родом Божьим в том смысле, что они произведены Богом. Однако верующие являются сыновьями Бога в том смысле, что они рождены от Него. В Библии нет никаких указаний на то, что род Божий, то есть люди, произведённые Богом, имеют божественную жизнь с божественной природой. Однако в Новом Завете говорится, что верующие, которые рождены от Бога, имеют божественную жизнь и являются причастниками божественной природы (2 Пет. 1:4). Таким образом, мы должны проводить различие между родом Божьим и сыновьями Божьими. Все люди являются родом Божьим, произведённым от Бога, но верующие являются сыновьями Бога, рождёнными от Него посредством возрождения. Это ясно подчёркивается в Ин. 1:12-13: «А всем, которые приняли Его, им Он дал власть стать детьми Божьими — тем, кто верит в Его имя, которые не от крови, и не от воли плоти, и не от воли человека, а от Бога были рождены».

Два аспекта жития, движения и существования в Боге

  В Деян. 17:28-29 Павел говорит, что мы, как род Божий, живём, движемся и существуем в Нём. В каком смысле все люди живут, движутся и существуют в Боге? Это верно в том смысле, что их человеческая жизнь была произведена Богом из дыхания, которое было вдохнуто в первого человека. Поскольку у нас есть такая человеческая жизнь, все люди живут, движутся и существуют в Боге. Но верующие, которые рождены от Бога, которые имеют жизнь Бога и которые имеют божественную природу, живут, движутся и существуют в Боге не только в том смысле, что они имеют дыхание, вдохнутое Богом в человека, но и в том смысле, что они действуют в божественной Личности.

  Нам нужно глубоко осознать тот факт, что все люди являются родом Божьим в том смысле, что они имеют дыхание жизни от Бога. Следовательно, в этом смысле они живут, движутся и существуют в Боге. Однако верующие рождены от Бога и имеют внутри Самого Бога как свою жизнь и природу. Таким образом, мы живём, движемся и существуем в Боге не только в том смысле, что мы имеем дыхание жизни от Бога, но и в том смысле, что мы действуем в Личности Бога. Все люди являются родом, который произвёл Бог, но мы, те, кто верит в Христа, являемся сыновьями Бога, которые возрождены Им. Нам всем нужно очень ясно понять это различие между родом Божьим и сыновьями Божьими.

Не думать, что божественное подобно высеченному произведению

  В 17:29 Павел продолжает: «Будучи же родом Божьим, мы не должны думать, что божественное подобно золоту, или серебру, или камню — высеченному произведению искусства и мысли человека». Слову «божественное» здесь соответствует греческое слово «тейон» (ср. «тейотес» — «божественные свойства» в Рим. 1:20). Оно является более расплывчатым и абстрактным и менее личным, чем слово «теотес», переведённое в Кол. 2:9 как «Божество». В 17:29 слово «тейон» указывает на то, что человек может узнать из дел Бога Божью божественность, но не Самого Бога. Самого Бога можно узнать только из откровения Его вечного Слова — воплощённого Христа, самого воплощения Божества.

  В стихе 29 Павел сказал афинянам, что они не должны «думать, что божественное подобно золоту, или серебру, или камню — высеченному произведению искусства и мысли человека». Слово, переведённое здесь как «мысль», также означает «воображение» или «измышление». Идолы — это произведения искусства и мысли человека.

Покаяние и суд

  Далее, в 17:30-31, Павел говорит: «Итак, оставив без внимания времена неведения, Бог теперь повелевает всем людям повсюду каяться, потому что Он установил день, в который Он будет судить мир по праведности посредством человека, которого Он определил, представив всем доказательство — воскресив Его из мёртвых». Днём, который Бог установил для суда над миром, будет день, когда Христос будет судить живых людей на престоле Своей славы перед тысячелетием (Мф. 25:31-46). Сюда, вероятно, не входит день, когда Он будет судить мёртвых людей у великого белого престола после тысячелетия (Отк. 20:11-15). Согласно Деян. 10:42, Христос был определён Богом «быть Судьёй живых и мёртвых». Он будет Судьёй мёртвых после тысячелетия, у великого белого престола. Во 2 Тим. 4:1 и в 1 Пет. 4:5 также говорится, что Христос будет судить и живых, и мёртвых. День в Деян. 17:31 — это конкретно тот день, когда Христос будет судить живых, потому что в этот день Он будет судить «мир», а это слово должно обозначать только живых людей. Этот день Христова суда на земле наступит благодаря Его возвращению. Христос был определён Богом на то, чтобы осуществить этот суд, и то, что Бог воскресил Его из мёртвых, является веским тому доказательством. Проповедуя язычникам, и Пётр в 10:42, и Павел здесь и в 24:25 делали акцент на грядущем Божьем суде.

  Греческое слово, переведённое в стихе 31 как «доказательство», можно также перевести как «вера», «подтверждение», «ручательство». Воскресение Христа — это доказательство и подтверждение того, что Он вернётся, чтобы судить всех живущих на земле. Это ручательство даётся, чтобы мы имели веру в это и чтобы она привела нас к покаянию (ст. 30).

  Сказанное Павлом о Христе как человеке, которого определил Бог, и о Его воскресении показывает, что Павел имел в своём составе исключительно эту Личность, а также Его воскресение.

  Павел был водим, направляем и руководим исключительно Духом Иисуса. Поскольку он имел в своём составе Духа Иисуса, то, независимо от темы, на которую он говорил, его целью было проповедовать Христа и Его воскресение.

Отклик на слова Павла о воскресении

  В Деян. 17:32-34 говорится: «И, услышав о воскресении мёртвых, одни стали насмехаться, а другие сказали: Мы послушаем тебя об этом ещё раз. — Так Павел ушёл от них. Но некоторые люди, примкнув к нему, уверовали; среди них и Дионисий Ареопагит, и женщина по имени Дамарь, и другие с ними». Из этих стихов мы видим, что Павел приобрёл не только некоторых видных людей из числа иудеев, но и нескольких известных людей из числа греков. Хотя в Новом Завете не упоминается церковь в Афинах, Павел тем не менее проделал в этом городе победоносную работу.

Проповедь Павла против эпикурейцев

  Проповедь Павла в Деян. 17, конечно же, соответствовала той ситуации, в которой находились греки в Афинах. Многое из того, что говорил Павел, было направлено против эпикурейцев, а также против стоиков. Мы уже увидели, что эпикурейцы не признавали Творца и Его промысла над миром, а искали чувственных удовольствий, особенно в еде и питье. Стоики были пантеистами, которые верили, что всем управляет судьба и что все события являются результатом божественной воли. В своей проповеди в Ареопаге Павел сначала сказал о Боге как Творце в объективном смысле, как о Том, кто находится вне нас и с кем у нас нет прямых взаимоотношений. Сказав о Творце, Павел затем подчеркнул, что все люди являются родом Божьим и что мы живём и существуем в Нём. Вслед за этим Павел стал говорить о том дне, когда Христос будет судить живых. Все эти положения были нацелены на эпикурейцев.

  Эпикурейцы говорят, что нет ни Творца, ни Источника обеспечения. Они также утверждают, что нужно стремиться к чувственным удовольствиям, не думая о будущем. Вероятно, что Павел имел в виду эпикурейцев, когда сказал: «Если мёртвые не воскрешаются, будем есть и пить, ибо завтра умираем». (1 Кор. 15:32). В данном случае, по-видимому, цитируется существовавшая в те дни поговорка, афоризм эпикурейцев. Если воскресения нет, то у нас, верующих, нет надежды на будущее и мы становимся несчастнее всех людей (1 Кор. 15:19). В этом случае нам было бы лучше наслаждаться жизнью сегодня, забыв о будущем, как это делали эпикурейцы.

  В своей проповеди в Деян. 17 Павел как бы говорил эпикурейцам: «Творец есть, и Он является Источником обеспечения, который даёт всем жизнь, дыхание и всё. Вы род Божий, потому что вы были произведены Им и ваша человеческая жизнь берёт начало от Него. Поскольку у вас есть человеческая жизнь, вы живёте, движетесь и существуете в Нём. Вам также нужно знать, что в будущем будет суд. Этот будущий суд связан с воскресением Человека Иисуса. Бог определил Иисуса быть Тем, кто будет судить всех, и Он представил доказательство этого, воскресив Его из мёртвых. В прошлом Бог позволял вам идти своим путём. Но Он послал меня сюда сказать вам, что теперь вам нужно покаяться». Сказанное Павлом, судя по всему, также открыло глаза стоикам-пантеистам. Как замечательна была проповедь Павла афинянам!

Проповедь Павла иудеям и грекам, основанная на знании

  В Деян. 17 мы видим, что проповедь Павла была полна надлежащего знания, так как он был человеком, знавшим как еврейскую культуру, так и греческую. Это позволяло ему осуществлять служение, в котором он сталкивался с ситуацией, существовавшей как среди иудеев, так и среди греков. Когда Павел сталкивался с иудеями, он использовал их Писания, чтобы проповедовать Христа, показывая, где Он раскрыт во всех Писаниях. Он проповедовал Христа не только как Мессию, но и как Того, кто был Бог воплощённый, кто обладал человечеством, кто жил человеческой жизнью на земле в течение тридцати трёх с половиной лет, кто умер всеобъемлющей смертью, чтобы решить проблемы, стоявшие между человеком и Богом, кто был воскрешён, чтобы воспроизводить божественную жизнь, вкладывая её в Своих верующих, и кто взошёл на небеса, где Он был сделан Господом и Христом. В ситуации, существовавшей среди иудеев, Павел поступал, используя их Писания таким образом. Он не только имел познания в области Ветхого Завета, написанного чёрным по белому; он также имел откровение и проницательность, так что он видел глубины Ветхого Завета в отношении Христа в Его двойном статусе — как Бога и человека, в отношении Его человеческого жития, Его всеобъемлющей смерти, Его воскресения для воспроизведения и Его главенства как Того, кто вознесён.

  Когда Павел сталкивался с ситуацией, существовавшей среди греков, он поступал в соответствии с греческой культурой. Его проповедь основывалась на Божьем творении. Согласно Деян. 17, Павел показал, что Бог сотворил небеса и землю, что Он обеспечивает жизнью и всем необходимым для её поддержания, что Он произвёл человечество как Свой род и что все люди живут, движутся и существуют в Боге. Он говорил грекам о том, что им нужен Бог и что этот Бог — Иисус Христос.

Подготовлен, чтобы проповедовать Христа

  То, как Павел проповедовал, показывает, что он был сведущим сосудом. В своём служении он мог поступать в ситуации, существовавшей среди иудеев, опираясь на Писания, а в ситуации, существовавшей среди философствующих греков, — опираясь на сотворение Богом вселенной и человека. Я не думаю, что галилейский рыбак, такой как Пётр, мог бы взять на себя эту обязанность. Только человек, подобный Савлу-тарсянину, мог исполнять эту обязанность, потому что он был обучен в области иудейской религии, образован в области греческой философской культуры и жил в среде римской политики. Поэтому он был полностью подготовлен, чтобы взять на себя такое служение, о котором повествуется в Деяниях.

  Хотя Павел был образован с точки зрения еврейской, греческой и римской культур, его главным достоинством было не его образование, а его духовный состав. Павел имел в своём составе Святого Духа и Духа Иисуса. Поэтому Павел не проповедовал еврейскую религию или греческую философию. Павел проповедовал воплощённого, распятого, воскрешённого и вознесённого Христа. Каким бы высокообразованным человеком он ни был, он не проповедовал своё образование. Он проповедовал всеобъемлющего Христа, становящегося действительным как всеобъемлющий Дух.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках