Воспроизведение в Малой Азии и Европе через служение Павла и его спутников
(10)
Тексты Писания: Деян. 16:6-10
В этом сообщении мы начнём рассматривать стихи с 6 по 10 из 16-й главы, в которых описывается то, как Павел и его соработники получили водительство от Бога идти в Македонию, провинцию Римской империи на юго-востоке Европы. Мы уделим особое внимание терминам «Святой Дух» в стихе 6 и «Дух Иисуса» в стихе 7.
В Деян. 16:6 говорится: «И они прошли область Фригии и Галатии, так как Святой Дух запретил им говорить слово в Азии». Как и миссия Филиппа (8:29, 39), движение апостола Павла и его соработников для распространения благовестия совершалось не согласно их решению или предпочтению и не согласно плану, составленному на человеческом совете, а Святым Духом согласно Божьему решению. Они собирались говорить слово в Азии, но Святой Дух запретил им. Запреты входят в водительство Святого Духа как одна из составляющих.
Далее, в Деян. 16:7 говорится: «И, дойдя до Мисии, они пытались отправиться в Вифинию, однако Дух Иисуса не позволил им». То, что Святой Дух запретил им, а Дух Иисуса не позволил им, показало, что Павлу и его соработникам нужно идти прямо. Если мы посмотрим на карту, мы увидим, что такое направление вперёд должно было быть направлением в сторону восточной Европы, в частности, в сторону Македонии и Ахайи. Однако Павел не предполагал идти туда. В результате Господь был вынужден дать ему ночью видение, и в этом видении к Павлу был обращён македонский призыв (ст. 9).
То, что Святой Дух запретил Павлу идти налево, в Азию, а Дух Иисуса не позволил ему идти направо, в Вифинию, показало апостолу и его соработникам, что нужно идти прямо. Поэтому они пошли прямо — в Македонию через Мисию и Троаду (ст. 8).
Два божественных титула, отсутствующие в Ветхом Завете
Нам нужно уделить пристальное внимание двум божественным титулам в стихах 6 и 7: «Святой Дух» и «Дух Иисуса». Выражения «Дух Иисуса» и «Святой Дух» в предыдущем стихе употребляются взаимозаменяемо, из чего становится ясно, что Дух Иисуса — это Святой Дух. «Святой Дух» — это общий титул Духа Божьего в Новом Завете. «Дух Иисуса» — это особое выражение, употребляемое в отношении Духа Божьего: оно обозначает Духа воплотившегося Спасителя, который, как Иисус в Своём человечестве, прошёл через человеческое житие и смерть на кресте. Отсюда видно, что в Духе Иисуса есть не только божественный элемент Бога, но и человеческий элемент Иисуса, а также элементы Его человеческого жития и Его претерпения смерти. Такой всеобъемлющий Дух был нужен для проповеднического служения апостола — служения страдания, которое осуществлялось среди людей и для людей в человеческой жизни.
Мы уже увидели, что в Деян. 16 Лука сначала говорит о Святом Духе, а затем о Духе Иисуса. В Ветхом Завете мы читаем о Духе Божьем в Быт. 1:2Б: «Дух Божий носился над водою». Там Дух Божий носился над водами смерти. В других местах в Ветхом Завете Дух Божий назван Духом Иеговы (Суд. 3:10; Иез. 11:5, евр.). Титул «Святой Дух» в Ветхом Завете не употребляется. В Пс. 50:13 и в Ис. 63:10-11 выражение «Святой Дух» следует переводить как «Дух святости». Таким образом, основные титулы Божьего Духа в Ветхом Завете — это Дух Божий и Дух Иеговы. Божий Дух никогда не называется Духом Илии или Духом Давида. Отсюда мы видим, что в Деян. 16 Лука использует применительно к Духу Божьему два титула, отсутствующие в Ветхом Завете.
Титул «Святой Дух» впервые был употреблён во время зачатия Господа Иисуса. Выражение «Святой Дух» начало употребляться, когда пришло время подготовить путь к пришествию Христа и приготовить для Него человеческое тело, чтобы Он положил начало новозаветному устроению (Лк. 1:15, 35; Мф. 1:18, 20). Чтобы понять первое употребление титула «Святой Дух», нам нужно увидеть, что этот титул имеет отношение к воплощению Господа. Следовательно, в соответствии с принципом первого упоминания, Святой Дух связан с воплощением и рождением Христа.
В Деян. 16:7 Лука переходит от Святого Духа к Духу Иисуса. Как человек, Иисус сначала жил человеческой жизнью, а затем был распят и воскрешён, и Он взошёл на небеса и был сделан Господом и Христом. Термин «Дух Иисуса» подразумевает нечто большее, чем «Святой Дух». Термин «Святой Дух» подразумевает только воплощение и рождение Господа Иисуса, а термин «Дух Иисуса» подразумевает Его человечество, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение.
Новое движение в Божьем новозаветном домостроительстве
В Деян. 16 мы видим, что движение апостолов в их благовестнической работе совершалось, строго говоря, не Духом Божьим. Оно совершалось Святым Духом, который имел отношение к воплощению и рождению Господа, и Духом Иисуса, который имел отношение к человечеству, человеческому житию, смерти, воскресению и вознесению Господа. Эти два божественных титула убедительно показывают, что движение Павла в его благовестнической работе не было чем-то, относящимся к старому устроению. Если бы это было движение, относящееся к старому устроению, то должны были бы быть упомянуты Дух Божий или Дух Иеговы. Однако в Деян. 16 не упоминаются ни Дух Божий, ни Дух Иеговы. Вместо этого там говорится, что Святой Дух запретил Павлу и его соработникам говорить слово в Азии, а Дух Иисуса не позволил им отправиться в Вифинию. Тот факт, что Лука говорит о Святом Духе и о Духе Иисуса, показывает, что благовестническая работа апостолов была новым движением в Божьем новозаветном домостроительстве. Как мы уже отмечали, в этом жизнеизучении Деяний наше бремя состоит не в том, чтобы рассматривать все второстепенные подробности. Наше бремя состоит в том, чтобы увидеть движение Бога на земле для Его новозаветного домостроительства и все важные устроительные поворотные события, связанные с этим движением.
Божье новозаветное домостроительство осуществляется посредством воплощения, человечества, человеческого жития, смерти, воскресения и вознесения Господа. Святой Дух и Дух Иисуса включают всё это. Это означает, что Дух, называемый теперь Святым Духом и Духом Иисуса, является суммой и окончательной завершённостью воплощения, человечества, человеческого жития, смерти, воскресения и вознесения Христа. Когда у нас есть этот Святой Дух и Дух Иисуса, у нас есть Христос в Его воплощении, в Его человечестве и человеческом житии, а также в Его смерти, воскресении и вознесении.
Ранее мы отмечали, что после Своего воскресения и в Своём воскресении Христос стал пневматическим Христом. Пневматический Христос тождественен Духу (1 Кор. 15:45; 2 Кор. 3:17). Святой Дух, который также является Духом Иисуса, — представляет Собой сумму этого пневматического Христа. Пневматический Христос имеет в Своём составе ряд элементов: воплощение, человечество, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение. Во всей вселенной Он один обладает этими шестью достоинствами. Только Он имеет в качестве Своих достоинств воплощение, человечество, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение. Таким образом, Дух Иисуса — это действительность этого достойного Иисуса. Дух Иисуса — это сумма такой всеобъемлющей Личности. В Деян. 16 Павел и его соработники двигались, следуя направлению такого Духа — Духа, который является суммой всеобъемлющего Христа.
То, что я преподношу в этом сообщении относительно Святого Духа и Духа Иисуса, — не плод моего воображения. Это результат более чем полувекового исследования святого Слова и трудов других людей, а также наблюдения за переживаниями святых и за моими собственными переживаниями. Таким образом, моё общение относительно этих двух титулов божественного Духа основано на многолетних исследованиях, наблюдениях и переживаниях.
Если мы увидим значение титулов «Святой Дух» и «Дух Иисуса», мы будем скорбеть и сокрушаться о жалком состоянии сегодняшних христиан в смысле понимания этих вопросов. Кто знает, что Дух Иисуса — это сумма и действительность Христа как единственного Достойного, Того, кто сделался достойным посредством воплощения, человечества, человеческого жития, смерти, воскресения и вознесения? Разумеется, мы не гордимся тем, что Господь по Своей милости показал нам. Но у нас есть бремя говорить истину Божьим ищущим людям. Глубины истины в отношении Духа нельзя найти в традиционном богословии; напротив, они находятся в глубинах Слова. Если мы хотим знать эти глубины, мы не должны довольствоваться «скольжением по льду» на поверхности Слова. Нам, находящимся в Господнем восстановлении, больше нельзя оставаться на поверхности таким образом.
Конечно же, нам нужно задуматься о двух божественных титулах, показанных в Деян. 16:6 и 7. Говорить слово в Азии Павлу и Силе запретил не Дух Божий и не Дух Иеговы, а Святой Дух, осуществивший зачатие Спасителя. Когда они пытались отправиться в Вифинию, им не позволил не Дух Божий и не Дух Иеговы; отправиться туда им не позволил Дух Иисуса. Дух Иисуса — это Дух Того, кто имеет человечество, кто жил человеческой жизнью на земле в течение тридцати трёх с половиной лет, кто умер всеобъемлющей смертью, кто воскрес из мёртвых, чтобы воспроизвести божественную жизнь, вложив её во всех Своих верующих, и кто взошёл на небеса и был сделан Господом и Христом. Духом, который не позволил апостолам отправиться в Вифинию, был Дух этого Иисуса. Этот Дух является суммой и полной действительностью всеобъемлющего Иисуса. Эти стихи доказывают, что апостолы двигались, следуя направлению и водительству такого всеобъемлющего Духа. Давайте все увидим содержащееся здесь откровение и не будем довольствоваться поверхностным пониманием Слова Божьего.
Иметь в своём составе Святого Духа и Духа Иисуса
То, какую работу мы делаем для Господа, зависит от того, какой Дух ведёт, направляет, наставляет и составляет нас. Павел имел в своём составе не Духа Божьего и не Духа Иеговы, а Святого Духа и Духа Иисуса. Будучи сосудом, содержавшим Триединого Бога, Павел в своём составе был наполнен Святым Духом, имевшим отношение к воплощению и рождению Господа, и Духом Иисуса, имевшим отношение к человечеству, человеческому житию, всеобъемлющей смерти, жизненаделяющему воскресению и вознесению Господа. Павел был человеком, имевшим в своём составе этого всеобъемлющего Духа. Поэтому когда он шёл проповедовать, он мог истинно проповедовать Иисуса Христа.
Нам нужно глубоко осознать тот факт, что то, какую работу мы делаем для Господа, зависит от того Духа, который ведёт нас и которого мы имеем в своём составе. Фактически этот Дух должен стать нашим составом. Тогда наша работа будет выражением этого Духа. Например, как вы думаете: мог бы Илия быть водим Святым Духом или выполнять работу для Иисуса как Того, кто был воплощён и имел человечество, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение? Нет, у Илии не было этого Духа. У него был только Дух Божий и Дух Иеговы. Возможно, у Илии был сильный Дух, но он не имел в своём составе Духа Иисуса. Поэтому он никак не мог осуществлять работу преподнесения Иисуса как Того, кто всеобъемлющ, или передавать Его как такого Всеобъемлющего другим людям.
Увидеть значение титулов «Святой Дух» и «Дух Иисуса»
При чтении Деян. 16 легко рассматривать вопрос водительства Духа в общем плане. Как мы уже увидели, Павел осуществлял свою работу для распространения благовестия не согласно своему решению, предпочтению или плану — он осуществлял её Духом. Такое понимание также носит общий характер. Нам нужно небесное видение, чтобы увидеть, что подразумевают эти два божественных титула — «Святой Дух» и «Дух Иисуса». Чтобы понять эти титулы, нам нужно раскапывать глубины Библии, относящиеся к Духу. Нам нужно изучить Духа на основе всех Писаний, рассмотрев Духа Божьего в Бытии и Духа Иеговы в других местах Ветхого Завета. Затем нам нужно увидеть, почему термин «Святой Дух» не использовался до тех пор, пока не пришло время, чтобы Бог воплотился. Когда мы увидим это, мы поймём, что титул «Святой Дух» имеет отношение к Божьему новозаветному домостроительству. В частности, этот титул показывает, что Бог вошёл в человека, чтобы стать единым с человеком в воплощении. В Новом Завете титул «Святой Дух» показывает, что теперь Бог сливается с человеком.
Нам также нужна проницательность, чтобы увидеть значение титула «Дух Иисуса». Этот титул Духа указывает на Господа как на всеобъемлющую Личность — на Того, кто был человеком, кто жил человеческой жизнью в Своём человечестве, кто пошёл на крест и умер всеобъемлющей смертью, кто был воскрешён для воспроизведения божественной жизни и кто взошёл на небеса и был сделан Господом и Христом. Если мы углубимся в Писания и получим небесное видение в отношении Духа, мы увидим, что титул «Дух Иисуса» подразумевает человечество, человеческое житие, смерть, воскресение и вознесение Господа.
Приобрести поверхностное понимание Библии очень легко. Прочитав Библию от начала до конца даже один раз, можно получить некоторые поверхностные знания. Но для того чтобы увидеть небесное откровение, необходимо раскапывать глубины Писаний. Кроме того, нужна проницательность, чтобы увидеть то, что раскрыто в Слове. Господь Иисус имел такое глубокое понимание Писаний, когда Он показал, что титул «Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» подразумевает воскресение (Мф. 22:31-33).
Давайте все учиться раскапывать глубины Божьего Слова, чтобы познавать более глубокие истины, которые остаются погребёнными на протяжении столетий. В частности, давайте все усвоим значение двух божественных титулов, содержащихся в Деян. 16:6 и 7: «Святой Дух» и «Дух Иисуса».