Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(25)
Тексты Писания: Деян. 11:19-30
В этом сообщении мы рассмотрим стихи с 19 по 30 из 11-й главы. В этом разделе Деяний мы видим распространение благовестия в Финикию, на Кипр и в Антиохию через рассеявшихся учеников (ст. 19-26) и связь между церковью в Антиохии и церквями в Иудее (ст. 27-30). Сначала мы рассмотрим эти стихи в целом. Затем мы обратим особое внимание на дальнейшую подготовку Савла Господом.
Распространение благовестия в Финикию, на Кипр и в Антиохию через рассеявшихся учеников
Исполнение сказанного Господом
В Деян. 11:19 говорится: «Тогда те, что рассеялись по причине скорби, которая наступила из-за Стефана, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, не говоря слово никому, кроме одних иудеев». По всевластию Бога рассеяние верующих из Иерусалима в другие местности в результате гонения (8:4) привело к распространению благовестия для исполнения слова, сказанного Господом в 1:8.
Согласно 11:19, те, кто прошли до Финикии, Кипра и Антиохии, говорили слово только иудеям. Отсюда видно, насколько твёрдо верующие из иудеев придерживались своих традиций. Они не хотели сближаться с язычниками (10:28). Это состояние сохранялось даже после того, как Пётр проповедал Корнилию, италийцу. Это, несомненно, ограничивало движение Господа по распространению Его благовестия согласно Божьему новозаветному домостроительству.
Ещё один шаг в движении Господа
Далее, в Деян. 11:20, говорится: «Но были из них некоторые, кипряне и киренцы, которые, придя в Антиохию, говорили и грекам, благовествуя Господа Иисуса». Судя по всему, эти кипряне и киренцы были верующими из иудеев, живших в рассеянии (см. 1 Пет. 1:1). Когда они говорили грекам, это был ещё один шаг в движении Господа по распространению Его благовестия на язычников после того, что произошло в доме Корнилия в десятой главе, и до того, как в тринадцатой главе началось служение Павла язычникам. В Деян. 11:21 говорится: «И рука Господня была с ними, и большое число, которое уверовало, обратилось к Господу».
В Деян. 11:22 говорится, что «известие о них дошло до слуха церкви, которая была в Иерусалиме, и они послали Варнаву, чтобы он прошёл до Антиохии». Греческое слово, переведённое как «послали», буквально означает, что человек послан с поручением в качестве полномочного представителя. Варнава был послан из Иерусалима посетить верующих в других местах; он был послан с полномочиями не от церкви, а от апостолов, так как апостолы находились в Иерусалиме.
Савл был спасён лично Господом, без использования какого-либо канала для проповеди (9:3-6), и был приведён в отождествление с Телом Христовым через Ананию, члена Тела Христова (9:10-19). Однако в практическое общение с учениками в Иерусалиме Савл был введён через Варнаву (9:26-28). Теперь Варнава был послан из Иерусалима пройти до Антиохии, чтобы воодушевить верующих, и он пошёл в Тарс, чтобы привести Савла в Антиохию (11:25-26). Это был великий шаг. Он позволил Савлу вступить в движение Господа по распространению благовестия Его царства на языческий мир (13:1-3).
Согласно 11:23, Варнава, прибыв в Антиохию и увидев благодать Божью, «обрадовался и увещевал всех оставаться с Господом намерением сердца». Мы уже отмечали в других местах, что благодать — это Бог в Сыне как наше наслаждение. Эта благодать — воскрешённый Христос, ставший животворящим Духом (1 Кор. 15:45), чтобы принести в нас приготовленного Бога в воскресении, который становится нашей жизнью и жизненным снабжением, чтобы мы жили в воскресении. Таким образом, благодать — это Триединый Бог, который становится для нас жизнью и всем. Благодатью, которую увидел Варнава, очевидно, был Триединый Бог, которого верующие приняли и которым они наслаждались; Он выражался в их спасении, в том, как изменилась их жизнь, в святом житии и в дарах, которые они использовали на своих собраниях, — и всё это могли видеть другие.
В Деян. 11:24 говорится: «Потому что он был человек благой и полный Святого Духа и веры. И довольно большое множество прибавилось к Господу». Слову «полный» соответствует греческое слово «плерес», прилагательное, образованное от «плероо», в соответствии с употреблением данного слова в Деяниях здесь и в 6:3, 5; 7:55 и Лк. 4:1. Человек становится полон Духа после того, как наполняется Духом внутренне и сущностно, как показано в Деян. 13:52.
В Деян. 11:25-26 говорится: «И он пошёл в Тарс разыскать Савла и, найдя, привёл его в Антиохию. И так случилось с ними, что они целый год собирались в церкви и учили довольно большое множество и что в Антиохии ученики впервые были названы христианами». Слову «христианин» соответствует греческое слово «христианос» — слово, образованное на основе латинского языка. Окончание «-ианос», используемое при обозначении чьего-либо приверженца, употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской империи. Того, кто поклонялся императору, то есть цезарю, или «кайсару», называли «кайсарианос», что означает «приверженец „кайсара“», «человек, принадлежащий „кайсару“». Когда люди начали верить в Христа и становиться Его последователями, некоторые жители империи начали считать Христа соперником их «кайсара». Тогда в Антиохии последователей Христа начали называть словом «христианой» («христиане») — «приверженцы Христа», используя его как прозвище, как ругательное слово. То, что учеников в Антиохии назвали таким прозвищем, ругательным словом, показывает, что они, очевидно, твёрдо свидетельствовали о Господе, и это свидетельство сделало их особыми и необычными людьми в глазах неверующих.
Сегодня термин «христианин» должен иметь положительное значение, то есть «человек Христа», тот, кто един с Христом — не только принадлежит Ему, но также обладает Его жизнью и природой в органическом союзе с Ним — и кто живёт Им и даже живёт Его в своей повседневной жизни. Если, согласно 1 Пет. 4:16, мы страдаем за то, что являемся таким человеком, мы не должны испытывать стыд, а должны смело возвеличивать Христа в своём исповедании своим святым и превосходным образом жизни, чтобы прославлять Бога в этом имени.
Связь между церковью в Антиохии и церквями в иудее
В 11:27-30 мы читаем повествование о связи между церковью в Антиохии и церквями в Иудее. В Деян. 11:27 говорится: «И в эти дни из Иерусалима в Антиохию пришли пророки». В Новом Завете пророки — это те, кто говорит за Бога и изрекает Бога по Божьему откровению и кто иногда произносит по вдохновению предсказания.
В Деян. 11:28 говорится, что один из этих пророков «по имени Агав, встал и дал знать через Духа, что по всей обитаемой земле будет великий голод, который наступил при Клавдии». Клавдий был одним из цезарей Римской империи. В четвёртый год его правления, около 44 г. по Р. Х., в Иудее и соседних странах был голод.
В Деян. 11:29-30 говорится: «И ученики, согласно тому, как кто преуспевал, определили, каждый из них, отправить что-нибудь для раздачи братьям, живущим в Иудее, что они и сделали, послав собранное старейшинам рукой Варнавы и Савла». Из стиха 30 видно, что в ранние дни финансы церкви находились в распоряжении старейшин. Согласно 1 Тим. 3:3, старейшина не должен был быть сребролюбивым. Деньги — это испытание для всех людей. Старейшина должен быть чист в денежных делах, тем более что старейшины распоряжаются церковной казной.
В Деян. 11:30 мы видим, что имущество из церкви в Антиохии было отправлено старейшинам в Иерусалиме рукой Варнавы и Савла. Теперь Савл был через Варнаву введён в служение среди церквей.
Дальнейшая подготовка Савла Господом
Что касается Савла, Бог проявлял Своё всевластие, подготавливая его как ещё один сосуд, чтобы принести Своё новозаветное домостроительство в языческий мир. Бог знал, что Ему необходимо подготовить такой сосуд.
Подготовка Савла Тарсянина к тому, чтобы стать таким сосудом, началась в шестой главе Деяний. Если мы будем внимательно читать эту книгу, мы увидим, что главы со второй по шестую представляют собой раздел, показывающий служение Петра для воспроизведения Христа. Затем, в шестой главе начинается подготовка ещё одного сосуда. В Деян. 6 мы видим избрание семи человек, полных Святого Духа. Среди этих семи был Стефан, а в результате мученичества Стефана пришёл Савл.
Савл как новый сосуд был произведён через Иерусалим. Это означает, что он не был чуждым сосудом, произведённым вне Иерусалима.
Первым шагом в произведении Павла через Иерусалим было мученичество Стефана. Когда Стефан был предан мученической смерти, Савл услышал часть благовестия. Возможно, он слышал, как Стефан сказал: «Вот, я вижу открывшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога» (7:56). Разумеется, Савл слышал Стефана, когда «он призывал Господа и говорил: Господь Иисус, прими мой дух!» (7:59). Савл также слышал, как Стефан закричал громким голосом: «Господь, не вмени им этого греха!» (7:60). Несмотря на то что Савл отвергал Стефана и одобрял его убийство, он, очевидно, задумался над словами Стефана.
Савл был очень умным и вдумчивым человеком, получившим высокое образование. Разумеется, он должен был подумать над словами, которые произнёс Стефан, когда он подвергался преследованию и мученической смерти. Через Стефана Савл услышал благовествование. Таким образом, Савл пришёл через гонение и мученичество этого верного святого.
После мученичества Стефана произошло большое гонение на церковь в Иерусалиме (8:1), и Савл разорял церковь (8:3). Согласно 9:1-2, «Савл, ещё дыша угрозой и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику и попросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, если он найдёт каких-нибудь людей, принадлежащих к Пути, — и мужчин и женщин, — привести их связанными в Иерусалим». Но когда Савл приближался к Дамаску, Господь пришёл, чтобы проделать работу над ним. Работая над Савлом, Господь проповедовал ему. Если мы рассмотрим проповедь Господа Савлу в сочетании со словами, сказанными Стефаном во время его мученичества, мы поймём, что Савл, безусловно, был произведён через Иерусалим.
Получает подтверждение через Ананию
После того как Савл был спасён, Господь использовал Ананию, чтобы дать ему подтверждение и посвятить его в отождествление с Телом Христовым посредством возложения рук (9:17). Господь не послал для этой цели в Дамаск Петра и Иоанна. Вместо этого Он использовал Ананию, который, судя по всему, был спасён в Иерусалиме, а затем мигрировал в Дамаск. Это ещё одно указание на то, что становление Савла как Господнего сосуда было совершено через Иерусалим.
Приведён в общение Тела через Варнаву
В Дамаске Савл победоносно проповедовал, что Иисус — это Сын Божий и Христос (9:20, 22). Проповедь Савла была настолько победоносной, что вскоре у него появились ученики (9:25). Однако Господь в Своём всевластии не позволил Савлу остаться в Дамаске. Спасшись от иудеев, которые совместно держали совет, чтобы расправиться с ним (9:23), Савл пошёл в Иерусалим (ст. 26). Он пошёл в Иерусалим, потому что это был источник, благодаря которому Савл был произведён. Однако святые в Иерусалиме боялись его, не веря, что он действительно обращён, не веря, что он ученик. «Но Варнава, взяв его, привёл к апостолам и рассказал им, как Савл увидел на дороге Господа, и что Он говорил с ним, и как в Дамаске он смело говорил в имени Иисуса» (9:27). Здесь мы видим, что Варнава, сын воодушевления, привёл Савла в общение Тела. Отождествил Савла с Телом Анания, но фактически привёл его в общение Тела Варнава.
Рассмотрев все эти вопросы, мы видим, что Савл был сосудом, произведённым через Иерусалим. Он не был сосудом, который был произведён вне Иерусалима. Но хотя он был связан с Иерусалимом, обстановка не позволила ему остаться там. Из-за того что некоторые люди пытались расправиться с Савлом, братья «отвели его в Кесарию и отослали его в Тарс» (9:30).
В 10:1—11:18 Лука повествует о распространении благовестия на язычников через Петра. Затем, в 11:19, в повествовании говорится, что те, что рассеялись по причине скорби, которая наступила из-за Стефана, прошли до Финикии, Кипра и Антиохии. Здесь мы видим, что миграция из Иерусалима распространилась до самой Антиохии, где была церковь. Таким образом, церковь в Антиохии была произведена через Иерусалим. Нам необходимо проследить эту тему на протяжении повествования в Деяниях.
Когда известие о тех, кто был в Антиохии, «дошло до слуха церкви, которая была в Иерусалиме», они послали Варнаву, чтобы он прошёл до Антиохии (11:22). Варнава был послан, чтобы навестить церкви в других местах.
В 11:19 мы видим, что рассеявшиеся святые говорили слово только иудеям. Но когда некоторые из этих святых пришли в Антиохию, они говорили и грекам (ст. 20). Это указание на то, что Господне распространение было сориентировано на язычников.
Повествование Луки не только показывает направленность Господнего распространения на язычников, но и даёт увидеть, каким образом был произведён Савл в качестве сосуда для осуществления Божьего служения в языческом мире. Савл был произведён через Иерусалим. Он не был новым началом вне Иерусалима. Миграция из Иерусалима достигла Антиохии, и в этом городе была воздвигнута церковь. Затем из Иерусалима в качестве полномочного представителя был послан Варнава. Увидев благодать Божью, он обрадовался. Он был доволен прекрасным положением дел в церкви в Антиохии. Тем не менее Варнава понимал, что есть ещё особая нужда — нужда в служении. Рассеявшиеся святые дошли до Антиохии для воздвижения церкви, но среди них не хватало служения. Поэтому Варнава «пошёл в Тарс разыскать Савла» (11:25). Найдя Савла, Варнава привёл его в Антиохию, и «они целый год собирались в церкви и учили довольно большое множество» (ст. 26). Это было частью начального этапа служения Савла.
Во время великого голода святые в Иерусалиме и Иудее испытывали нужду. Святым в Иудее через Варнаву и Савла была послана материальная помощь из церкви в Антиохии (11:29-30). Как мы уже отмечали, это показывает, что Савл был через Варнаву введён в служение среди церквей. Шаг за шагом Господь задействовал Савла. Несомненно, в Иерусалиме он был принят тепло. Исполнив возложенную на них обязанность, Варнава и Савл возвратились в Антиохию.
К тому времени, когда Варнава и Савл возвратились в Антиохию, Савл уже был полностью приготовлен как сосуд. Он был чем-то, произведённым через Иерусалим, потому что он был приготовлен Богом через Иерусалим. Мы уже отмечали тот факт, что в случае с Савлом речь не идёт о новом начале вне Иерусалима. Мы делаем на этом акцент, потому что это нечто, что Господь всевластно и мудро сделал для сохранения единства Тела.
В брошюре, озаглавленной «Божественный поток», мы отмечали, что в Деяниях есть только один поток. Этот поток начал течь из Иерусалима и потёк через Самарию в Антиохию. Из Антиохии этот поток повернул в Малую Азию, а затем в Европу. У Господа не было двух потоков, один из которых начал течь из Иерусалима через Петра, а другой начался в языческом мире через Савла. Нет, у Господа был только один поток — поток, который начал течь из Иерусалима.
Господь знал, что необходим особенный сосуд, новый сосуд. Пётр не был подготовлен, чтобы быть этим сосудом, и Пётр не мог заменить этот сосуд. Господь всё делал мудро и всевластно, чтобы поместить Савла, Свой избранный сосуд, в надлежащие отношения с церковью в Иерусалиме. Как мы уже отмечали, Савл был фактически произведён через Иерусалим.
Служение Петра и служение Савла
В первых главах Деяний мы видим, что Господь очень много использовал Петра. Хотя Пётр был хорош, Римско-католическая церковь была не права в том, что так высоко превознесла его. В шестой главе Деяний Пётр молчит, и в седьмой главе о нём ничего не говорится. Разумеется, в восьмой главе Пётр и Иоанн пошли в Самарию утвердить самарийских верующих как часть Тела. Затем, в девятой главе, воздвигается Савл, избранный сосуд. Мы уже увидели, что в этой главе даже говорится, что вскоре после того, как Савл был спасён, у него появились ученики. Однако в Новом Завете ни разу не говорится об учениках Петра.
Согласно повествованию в Деян. 9, Савл стал очень известен в Дамаске. Но Господь в Своём всевластии привёл этого известного человека в Иерусалим, где он стал никем. Верующие в Иерусалиме даже не хотели признавать его за ученика. На месте Савла мы бы, наверное, сказали: «В Дамаске я был очень известен, и у меня было много учеников. Теперь я прихожу к вам в Иерусалим, и вы не признаёте меня. Я не хочу иметь с вами никаких дел. Я вернусь в Дамаск и начну там новую работу». Так поступают многие сегодняшние христиане.
Савл, несомненно, получил милость от Господа. Он не только стал никем в Иерусалиме; Господь долгое время не позволял ему проповедовать в Иерусалиме. Если бы Савл остался в Иерусалиме и долгое время проповедовал там, он бы, несомненно, превзошёл Петра. Тогда святые в Иерусалиме, возможно, сказали бы: «Мы не сторонники Петра Галилеянина — мы сторонники Савла Тарсянина». Если бы мы оказались там в то время, мы, возможно, сказали бы: «Я предпочитаю Савла. Пётр помог мне в элементарных вещах, но теперь от Савла я получаю образование более высокого уровня». Такова позиция многих верующих сегодня.
В Иерусалиме Савл не пользовался высоким уважением и почтением. Более того, Господь создал такие обстоятельства, которые вынудили его покинуть Иерусалим. Впоследствии всевластная рука Господа использовала Варнаву, чтобы найти Савла в Тарсе и привести его в Антиохию.
После того как в девятой главе рассказывается о победоносной проповеди Савла, повествование возвращается к Петру и его служению. В повествовании показано, что Пётр ещё был силён. Пётр произнёс сообщения во второй, третьей и четвёртой главах, а также краткое слово в пятой главе. Когда повествование возвращается к служению Петра в девятой главе, описываются два чуда: исцеление Энея и исцеление, или оживление, Серны. Пётр всё ещё находился в служении; Господь не отказался от него. В девятой главе Пётр был не в Иерусалиме — он начинал свой путь в направлении Кесарии, где он должен был воспользоваться вторым ключом, данным ему Господом Иисусом в Мф. 16, чтобы открыть дверь для входа язычников в царство Божье. С одной стороны, мы видим, что Господь подготавливает путь, чтобы произвести сосуд для языческого мира. С другой стороны, мы видим, что Господь сделал при помощи Петра, чтобы отпереть дверь для язычников.
Как мы увидим, в Деян. 12 повествование Луки опять возвращается к Петру. Однако повествование возвращается не к служению Петра — здесь говорится о его тюремном заключении. Рассказ о его тюремном заключении показывает, что его служение будет отделено от распространения благовестия на языческий мир. В тринадцатой главе мы видим, что сосуд для языческого мира всецело подготовлен и дверь в языческий мир полностью открыта. Другими словами, и сосуд, и обстановка готовы. В Деян. 13 служение языческому миру начинается в полном объёме. После двенадцатой главы о Петре больше не повествуется.
Мы уже увидели, что Варнава, верующий из Иерусалима, оказал помощь в произведении Савла. Варнава и Савл вместе отправились в путешествие служения. Когда они собирались предпринять второе путешествие, между ними произошёл спор из-за Марка (15:35-39) и Варнава отделился от Савла. После этого о Варнаве больше не повествуется. Это ещё одно указание на то, что избранным сосудом для языческого мира, несомненно, был Савл.
Согласно показанной в Деяниях картине, у Господа есть только один поток — поток, который начал течь из Иерусалима, и Он не начинал ещё одного потока при помощи Савла. Господь всё делал всевластно и мудро, чтобы не допустить служение Петра в языческий мир и воздвигнуть для языческого мира служение Савла. Давайте все увидим то, что изображает эта картина.
Сохранение единства в одном потоке
В Деяниях мы видим деятельность единого Тела Господа. Эта деятельность, течение потока, началась в Иерусалиме, прошла через Самарию и достигла Антиохии. Из Антиохии поток повернул в языческий мир. В течении этого одного потока было сохранено единство Тела.
Когда мы подойдём к пятнадцатой главе, мы увидим, что некоторые иудействующие из Иерусалима стали источником беспокойства в Антиохии. Это вынудило Павла и Варнаву пойти в Иерусалим. Благодаря тому что они пошли в Иерусалим, единство было сохранено и даже укреплено.
Важно, чтобы все мы увидели единство, показанное в Деяниях, и научились сохранять это единство. Иначе среди нас в Господнем восстановлении впоследствии могут возникнуть какие-нибудь новые начала, и эти новые начала приведут к разделениям. Поэтому нам нужно видеть, что в Деяниях Господь всевластно сохранил все служения в одном служении и в одном течении для одного Тела, чтобы сохранить единство Тела.