Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение Деяний»
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 32

Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников

(24)

  Тексты Писания: Деян. 11:1-18

  В этом сообщении мы переходим к стихам с 1 по 18 из 11-й главы Деяний. Сначала мы рассмотрим некоторые вопросы, показанные в этих стихах. Затем мы обратим особое внимание на необходимость устроительного перехода.

Признание со стороны апостолов и братьев в Иудее

Те, что из обрезанных

  В Деян. 11:1-2 говорится: «И услышали апостолы и братья, которые были по всей Иудее, что и язычники приняли слово Божье. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, те, что из обрезанных [букв. «обрезания»], стали спорить с ним». Обрезание было внешним предписанием, которое иудеи унаследовали от своих праотцев, начиная с Авраама (Быт. 17:9-14). Оно отличало и отделяло их от язычников. Оно превратилось в мёртвую, традиционную формальность, простую отметку на плоти, не имеющую никакого духовного значения, и стало большим препятствием для распространения благовестия Бога согласно Его новозаветному домостроительству (Деян. 15:1; Гал. 2:3-4; 6:12-13; Флп. 3:2).

Объяснение Петра

  В стихе 3 те, что из обрезанных, сказали Петру: «Ты входил к необрезанным людям и ел с ними». Начиная со стиха 4 Пётр стал объяснять им по порядку, что произошло. В стихе 12 он говорит: «Дух сказал мне, чтобы я пошёл с ними, ни в чём не сомневаясь. А вместе со мной пошли и эти шесть братьев; и мы вошли в дом того человека». Когда Пётр говорил, при этом присутствовали шесть братьев как свидетели его слов.

  Далее, в стихах 15-16, Пётр объяснил, что на людей в доме Корнилия пал Святой Дух и Пётр «вспомнил слово Господа, как Он говорил: „Иоанн крестил водой, а вы будете крещены в Святом Духе“» (ст. 16). Затем, в стихе 17, Пётр заключил: «Итак, если Бог дал им равный дар, как и нам, поверившим в Господа Иисуса Христа, то кто был я, чтобы я мог запретить Богу?»

Покаяние к жизни

  В Деян. 11:18 говорится: «И, услышав это, они умолкли, и прославили Бога, и сказали: Значит, и язычникам Бог дал покаяние к жизни». В этом стихе слову «жизнь» соответствует греческое слово «зоэ», которое обозначает вечную жизнь (1 Ин. 1:2), Божью жизнь (Эф. 4:18), несотворённую, несокрушимую жизнь (Евр. 7:16), которой является Сам Христос (Ин. 14:6; 11:25; Кол. 3:4), само воплощение Триединого Бога (Кол. 2:9) как животворящий Дух (1 Кор. 15:45); Дух — это Дух именно этой жизни (Рим. 8:2). Верующие получают эту жизнь путём уверования в Христа (Ин. 3:15-16) после покаяния, и она приводит к их полному спасению (Рим. 5:10). Благовестие, которое проповедовал Пётр, включает в себя божественные благословения не только прощения (Деян. 5:31; 10:43) и спасения (2:21; 4:12), но также Духа (2:38) и жизни. Прощение решает для людей проблему их грехов, а жизнь решает проблему их смерти (Ин. 5:24; 1 Ин. 3:14; 2 Кор. 5:4).

Необходимость устроительного перехода

Переход от ветхозаветного домостроительства к новозаветному домостроительству

  Деяния — это очень устроительная книга. Слово «устроительный» — это, разумеется, прилагательное, образованное от существительного «устроение». Деяния — это устроительная книга, потому что в ней описывается великий переход, который осуществляется в течение промежуточного периода. Это переход от ветхозаветного домостроительства к новозаветному домостроительству.

  «Домостроительство» — это перевод греческого слова «ойкономиа», которое означает «устроение». Следовательно, «домостроительство» и «устроение» — это синонимы, причём «устроение» — это перевод греческого слова «ойкономиа».

  В Новом Завете слово «ойкономиа» обозначает некий порядок. У Бога есть порядок, домашнее правление, управление семьёй. Божье домашнее правление, или порядок, установленный в семье, — это то, что мы называем Божьим домостроительством. Переход в Деяниях — это переход от Божьего ветхозаветного порядка к Божьему новозаветному порядку.

Переход от тени к действительности

  Божий ветхозаветный порядок был целиком и полностью связан с прообразами, предызображениями, тенями и пророчествами. Другими словами, Божий ветхозаветный порядок не был в сфере действительности. Напротив, он был тенью, которая ждала своего исполнения.

  Когда Триединый Бог стал человеком в воплощении, начался переход от тени к действительности. Всё в Божьем старом устроении, или порядке, было тенью. Но в Божьем новозаветном порядке мы имеем действительность. Переход от тени к действительности начался с воплощения Бога, то есть с зачатия Иисуса, и был завершён в день Пятидесятницы излиянием домостроительного Духа.

Проблемы, связанные с переживанием перехода

  Поскольку этот устроительный переход был полностью завершён излиянием Духа в день Пятидесятницы, все тени должны были перестать существовать. Но те, кого Бог избрал и использовал, выросли в условиях ветхозаветного устроения, и они были пропитаны и даже составлены Божьим ветхозаветным порядком. В результате им было очень трудно полностью оставить эти вещи.

  Возьмём в качестве примера случай с Петром. Пётр был избран Господом и использован Им для осуществления Его новозаветного домостроительства после того, как Сам Господь совершил этот переход. Однако Пётр был пропитан и составлен элементами старого устроения. Поэтому когда Пётр увидел видение большого полотна, в котором были четвероногие, пресмыкающиеся и птицы, и когда голос велел ему встать, заколоть и съесть, Пётр сказал: «Ни за что, Господь, ибо я никогда не ел ничего скверного и нечистого» (10:14). Зная, как сложатся обстоятельства, Господь послал ангела с вестью о Петре к Корнилию. Кроме того, «пока Пётр размышлял о видении, Дух сказал ему: Вот, тебя ищут три человека. Встань же, спустись и иди с ними, ни в чём не сомневаясь, потому что Я их послал» (10:19-20). Пётр любил Господа, и, в конечном итоге, он пошёл в дом Корнилия. Но Петру было очень трудно это сделать.

  Согласно повествованию в Гал. 2, впоследствии у Петра вновь возникли проблемы в отношении устроительного перехода. Павел говорит, что, до того как пришли некоторые от Иакова, Пётр «ел с язычниками; но когда они пришли, он стал отступать и отделяться, опасаясь тех, кто из обрезанных. А вместе с ним лицемерили и остальные иудеи» (Гал. 2:12-13А). Здесь мы видим, что даже после событий, о которых повествуется в десятой и одиннадцатой главах Деяний, Пётр продолжал поступать лицемерно, не осмеливаясь открыто есть с верующими из язычников в присутствии братьев, пришедших из Иерусалима от Иакова. Отсюда мы видим, как трудно было Петру полностью пережить устроительный переход.

Слово, связанное с устроительным переходом

  Мы уже отмечали, что Деяния — это устроительная книга. Одним из стихов, связанных с устроительным элементом, является стих 8 из первой главы Деяний, где Господь говорит ученикам: «Вы получите силу, когда сойдёт на вас Святой Дух, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли». До того как Господь сказал эти слова, ученики спрашивали Его: «Господь, не в это ли время Ты воссоздаёшь царство Израилю?» (1:6). Господь ответил: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своей собственной властью» (ст. 7). После этого Господь сказал, что они получат силу, когда сойдёт на них Святой Дух, и будут Его свидетелями до края земли. В 1:8 Господь Иисус сказал ученикам, что Он будет использовать их как Своих свидетелей не только среди иудеев в Иерусалиме и во всей Иудее, но и среди жителей Самарии и даже среди всех язычников на краю земли. Хотя ученики слышали это слово, они не поняли того, что говорил Господь. В этом простом слове Господь Иисус показывал, что ученикам будет необходимо прорваться через ветхозаветное устроение. Из этого переживания учеников мы видим, что слышать — это одно, а понимать и переживать то, что мы слышим, — это нечто другое. Например, Пётр слышал слово Господа в 1:8, но тем не менее у него возникли трудности, когда Господь стал исполнять это слово.

  В 1:8 Господь сказал, что ученики будут Его свидетелями в Самарии. Это было исполнено через проповедь Филиппа-благовестника. В восьмой главе мы видим, что Филипп евангелизировал Самарию и привёл большое число самарян в Тело Христово. После этого Господь хотел идти дальше. Он уже прошёл от Иерусалима и Иудеи до Самарии. Теперь Он хотел идти из Самарии в языческий мир. Сначала Пётр не соглашался сделать этот шаг, но в конечном итоге он принял слово Господа о язычниках и пошёл вместе с шестью другими братьями в дом Корнилия.

Осторожность Петра

  Согласно 10:23, когда Пётр пошёл в дом Корнилия в Кесарии, «некоторые братья из Иоппии сопровождали его». В 11:12 Пётр отмечает, что вместе с ним пошли шесть братьев. Ранее мы подчёркивали, что в этом случае Пётр действовал не в одиночку, а вместе с некоторыми братьями, по принципу Тела Христова, чтобы они могли засвидетельствовать о том, как Бог поступил с язычниками, то есть что Он благовествовал им в результате того, что Пётр нарушил иудейскую традицию и обычай. Однако Пётр, возможно, не очень хорошо был знаком с принципом Тела. Возможно, в данном случае он действовал из осторожности и из необходимости защититься от критики со стороны тех, что из обрезанных. В повествовании нигде не говорится, что Господь велел Петру взять с собой этих шестерых братьев. Не сказано также и о том, что Корнилий пригласил их прийти вместе с Петром. Эти шестеро не были ни посланы Господом, ни приглашены Корнилием; напротив, они были взяты Петром в качестве защиты для него. Можно сказать, что Пётр соблюдал принцип Тела. Однако если бы мы могли спросить его об этом, он, возможно, сказал бы: «Вы слишком высоко ставите меня, говоря, что я действовал согласно принципу Тела. Этих шестерых братьев я взял с собой для своей защиты. Я боялся, что иудейские братья в Иерусалиме осудят меня. Поэтому когда я пошёл в Кесарию, я в качестве меры предосторожности взял с собой шестерых братьев».

  Пётр не только привёл этих шестерых братьев с собой из Иоппии в Кесарию; он взял их с собой и в Иерусалим. Пётр знал, что в Иерусалиме его ждут неприятности и что его будут критиковать за то, что он сделал в Кесарии. Он понимал, что ему потребуются свидетели. Он был свидетелем Иисуса Христа, а шесть братьев, которых он привёл в Иерусалим, были его свидетелями.

  Когда Пётр пришёл в Иерусалим, «те, что из обрезанных, стали спорить с ним и говорили: Ты входил к необрезанным людям и ел с ними» (11:2-3). Святые в Иерусалиме слышали о том, что произошло в Кесарии, о том, что Пётр сделал в доме Корнилия. Те, что из обрезанных, спрашивали Петра об этом. Они как бы говорили ему: «Пётр, что ты сделал? Ты первый, кто стал сообщаться с необрезанными и есть с ними! Что это такое?»

Рассказ Петра

  Согласно стиху 4, Пётр стал объяснять по порядку, что произошло в доме Корнилия. Когда я читал повествование в 11:1-18 много лет тому назад, я думал, что Пётр был очень духовным в том, как он объяснял произошедшее тем, что из обрезанных. Однако впоследствии я увидел, что на самом деле Пётр, вероятно, немного боялся, немного опасался тех, что из обрезанных. Но как бы там ни было, Пётр объяснил всё очень хорошо.

  Пётр закончил свой рассказ такими словами: «Когда я начал говорить, на них пал Святой Дух, так же как и на нас в начале. И я вспомнил слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водой, а вы будете крещены в Святом Духе». Итак, если Бог дал им равный дар, как и нам, поверившим в Господа Иисуса Христа, то кто был я, чтобы я мог запретить Богу?» (ст. 15-17). Рассказ Петра превосходен, и мы можем учиться у него.

Признак удивления и неготовности

  В Деян. 11:18 говорится: «И, услышав это, они умолкли, и прославили Бога, и сказали: Значит, и язычникам Бог дал покаяние к жизни». В этом стихе слово «значит» не несёт положительного смысла, так как оно не указывает на готовность. Те, что из обрезанных, были удивлены, что Бог дал язычникам покаяние к жизни. Их удивление и отсутствие готовности принять этот факт выражены в слове «значит».

  На самом деле те, что из обрезанных, не должны были удивляться, что Бог дал покаяние к жизни язычникам. В 1:8 Господь Иисус уже сказал ученикам, что они будут Его свидетелями в Иерусалиме, Иудее, Самарии и даже на краю земли, что включает в себя всех язычников. Это было повеление Господа, но ученики не поняли его и не приняли его. После того как было представлено убедительное свидетельство о движении Господа среди язычников, те, что из обрезанных, смогли лишь сказать: «Значит, и язычникам Бог дал покаяние к жизни».

Поворот от старого устроения к новому

  Нам нужно глубоко осознать, что Деяния — это устроительная книга. Перемена устроения — это одна из главных мыслей в Деяниях. Когда речь идёт об устроительной перемене, имеется в виду, что в этой книге мы видим необходимость великого перехода, необходимость великого поворота. Это переход, поворот, от старого устроения к новому.

Неспособность совершить переход

  В Деяниях ранние верующие, включая апостолов, переживали промежуточный период. Мы уже отмечали, что даже у апостолов не было ясного видения в отношении того, что Бог покинул всё, что связано с иудаизмом. Поэтому Пётр и другие апостолы не смогли успешно пройти этот промежуточный период. Фактически, они потерпели крупную неудачу. Это привело к появлению смеси церкви с иудаизмом, которая не была осуждена ранней церковью в Иерусалиме. Это вынудило Бога использовать в 70 году по Р.Х. Тита и римское войско, чтобы разрушить Иерусалим, храм и религию иудаизма. Через Тита был положен конец и религиозной смеси в Иерусалиме. Давайте все увидим из повествования в Деяниях необходимость устроительного перехода.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках