(1)
Тексты Писания: Деян. 9:1-19
В этом сообщении мы начнём рассматривать обращение Савла.
Трёхсторонняя подготовленность Савла
В Деян. 9:1 говорится: «А Савл, ещё дыша угрозой и убийством на учеников Господа, пришёл к первосвященнику». Савл одобрял убийство Стефана (8:1), и те, кто побивал Стефана камнями, сложили свою одежду у ног Савла (7:58). Савл, гонитель, был юношей с очень сильным чувством цели.
Савл родился в Тарсе, городе с высокоразвитой культурой, и получил греческое образование в местном университете. В 22:3 он говорит, что он учился «у ног Гамалиила, согласно всей строгости отеческого закона». Это показывает, что он получил религиозное образование у Гамалиила, великого равви. Несомненно, Савл был сведущ как в греческом, так и в еврейском языках и был обучен как греческой культуре, так и еврейской религии. Кроме того, он был римским гражданином. В его случае мы видим три основных элемента западной культуры: еврейскую религию, греческую культуру и римскую политику. Он получил образование в соответствии с еврейской религией, он был обучен греческой культуре, и он был гражданином Римской империи. Возможно, его родители или родители его родителей стали римскими гражданами и сам Савл родился римлянином (22:25-28). Таким образом, Савл имел трёхстороннюю подготовленность: в греческой культуре, еврейской религии и римской политике.
Господь всевластен и всеведущ. Стефан, похоже, был более образованным, чем Пётр и Иоанн, которые были неучёными галилейскими рыбаками. Но Стефан не был так же подготовлен в трёх элементах западной культуры, как Савл. В Флп. 3:5 он характеризует себя как «еврей, рождённый от евреев», потому что он родился евреем и был хорошо образован в области еврейской религии. Никто другой не был так подготовлен, как он, чтобы взять на себя поручение принести Божье новозаветное домостроительство в языческий мир.
Прежде чем Господь приобрёл Савла, он был приобретён Сатаной. Очевидно, Сатана знал, что Савл — важный человек. Сатана не только приобрёл Савла; он также побудил его сыграть ведущую роль в гонении тех, кто следовал за Иисусом. Когда гонители побивали камнями Стефана, Савл позаботился об их одежде. После смерти Стефана «Савл разорял церковь, входя в один дом за другим; и, уводя силой мужчин и женщин, отдавал их в тюрьму» (8:3). Важное значение имеет то, что Лука намеренно использует слово «разорял», чтобы показать, что Савл хотел уничтожить, ликвидировать, всю церковь и всех последователей Иисуса.
Савл не довольствовался гонением верующих в Иерусалиме. Он пошёл к первосвященнику и «попросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, если он найдёт каких-нибудь людей, принадлежащих к Пути, — и мужчин и женщин, — привести их связанными в Иерусалим» (9:2). Согласно 9:14, Савл имел власть связать всех, кто призывает имя Господа Иисуса. Савл хотел идти в Дамаск, потому что там было некоторое число рассеявшихся святых. Он был намерен пойти туда, чтобы схватить всех, кто призывал имя Господа.
Гонит тех, кто принадлежит к Пути
В Деян. 9:2 говорится, что Савл намеревался найти «принадлежащих к Пути» и «привести их связанными в Иерусалим». Здесь слово «путь» обозначает Господне полное спасение в Божьем новозаветном домостроительстве. Это тот путь, которым Бог раздаёт Себя в верующих через искупление Христа и помазание Духа; это тот путь, которым верующие причащаются Бога и наслаждаются Богом; это тот путь, которым верующие поклоняются Богу в своём духе, наслаждаясь Им, и следуют за гонимым Иисусом, будучи едины с Ним; и это тот путь, которым верующие приходят в церковь и созидаются в Тело Христово, чтобы быть свидетельством Иисуса.
Путь, о котором сказано в 9:2, включает путь истины, прямой путь и путь праведности, о которых говорится во 2 Пет. 2:2, 15 и 21. Путь истины — это тропа христианской жизни согласно истине, то есть согласно действительности содержания Нового Завета (1 Тим. 2:4; 3:15; 4:3; 2 Тим. 2:15, 18; Тит. 1:1). Этот путь обозначается и другими названиями по названиям его различных достоинств: например, прямой путь, путь праведности, путь мира (Лк. 1:79; Рим. 3:17), путь спасения (Деян. 16:17), путь Божий (Мф. 22:16; Деян. 18:26), путь Господа (Ин. 1:23; Деян. 18:25) и Путь (19:9, 23; 22:4; 24:22). На него клеветали, называя его путём ереси (Деян. 24:14).
Вероятно, Савл был очень доволен, направляясь в Дамаск. Наверное, он чувствовал радостное возбуждение и даже, возможно, был в исступлении. Может быть, Савл говорил про себя: «Я получил власть от главных священников связать всех, кто призывает имя Иисуса. Я иду в Дамаск, чтобы схватить всех, кто призывает это имя, привести их в Иерусалим и посадить их в тюрьму».
Небесный свет и небесный голос
Господь Иисус наблюдал за Савлом, когда тот направлялся в Дамаск. Господь не стал являться Савлу сразу, а подождал того времени, когда «он приближался к Дамаску» (9:3). Тогда «внезапно вокруг него сверкнул свет с неба. И, упав на землю, он услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» (9:3Б-4). Судя по всему, Савл был потрясён светом с неба и голосом, который назвал его по имени. Савл думал, что он гонит лишь последователей Иисуса. Но теперь с небес раздался голос и сказал ему, что он гонит Того, кто на небесах. К великому удивлению Савла, он соприкоснулся в своём переживании с небесным светом, небесным голосом и небесной Личностью. Непроизвольно Савл сказал: «Кто Ты, Господь? — А Он: Я Иисус, которого ты гонишь» (ст. 5). Савл назвал Его «Господь», даже не зная Его.
Возможно, Савл сказал про себя: «Я никогда не гнал Иисуса. Я гнал Стефана и других последователей Иисуса. Я думал, что Иисус в могиле, а сейчас Он приходит ко мне с небес».
Согласно 9:4, Господь Иисус спросил Савла: «Почему ты гонишь Меня?» Это совокупное «Я», включающее в себя Иисуса-Господа и всех Его верующих. У Савла не было этого откровения. Он думал, что гонит Стефана и других последователей Иисуса, шедших Путём, который он считал ересью (24:14). Он не знал, что, гоня их, он гнал Иисуса, потому что они были едины с Ним, будучи соединены с Ним своей верой в Него. Он считал, что гонит людей на земле, и даже не подозревал, что затрагивает кого-то на небе. К его великому удивлению, голос с неба сказал ему, что Он Тот, кого он гонит, и что Его зовут Иисус. Для него это было откровение, не имевшее равных во вселенной! Благодаря этому он увидел, что Господь Иисус и Его верующие — это одна большая личность, удивительное «Я». Судя по всему, это событие оставило в нём глубокий след и отразилось на его будущем служении в отношении Христа и церкви как Божьей великой тайны (Эф. 5:32), а также положило прочное основание для его не имеющего равных служения.
Слышит благовестие и получает спасение непосредственно от Господа
Лука не сообщает подробностей, связанных с обращением Савла. Тем не менее мы видим, что Господь Иисус благовествовал Савлу в достаточной мере. Савл действительно услышал благовестие. Кто-то, возможно, спросит, как мы можем так говорить. Они могут заметить, что голос с неба ничего не сказал о распятии, об искупающей крови или о воскресении. Однако нам нужно понимать, что имя «Иисус» — это достаточное благовестие. Савл был грешником, противником, но он, судя по всему, знал значение этого имени, поскольку он знал и еврейский, и греческий языки. Судя по всему, он понимал, что «Иисус» означает «Иегова Спаситель». Разве это не благовестие? Разве мы не слышим благовестие, когда слышим об Иисусе, который есть Иегова Спаситель? Разумеется, Савл знал значение имени «Иисус».
В 9:6 Господь Иисус сказал Савлу: «Встань и войди в город, и тебе будет сказано, что ты должен делать». Господь не захотел лично сказать Савлу сразу после его обращения, что Он хотел от него. Причина была в том, что ему было нужно, чтобы кто-нибудь из членов Его Тела посвятил его в отождествление с Телом, так как он был спасён и приведён к Господу лично Господом, а не косвенно посредством какого-либо канала. Если бы Господь не послал кого-нибудь из членов Своего Тела встретиться с Савлом, любому члену Тела было бы трудно принять его (см. 9:26).
В стихе 8 говорится: «И Савл встал с земли; и хотя его глаза были открыты, он ничего не видел. И его, ведя за руку, привели в Дамаск». Здесь мы видим, как Господь работал над Савлом. Раньше Савл считал себя человеком, который прекрасно образован, который знает всё, что касается человека и Бога. Теперь Господь ослепил его, так что он ничего не видел, пока Господь не открыл его глаза, особенно его внутренние глаза, и не поручил ему открывать глаза другим (26:18).
Получает подтверждение через Ананию
Отождествлён с Телом Христовым
В 9:10-19 мы видим, что обращение Савла было подтверждено через Ананию. В стихах 10-11 говорится: «А в Дамаске был один ученик по имени Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! — И тот сказал: Вот я, Господь. А Господь ему: Встань и пойди в переулок, который называется «Прямой», и разыщи в доме Иуды тарсянина по имени Савл; ибо вот, он молится». Господь послал Ананию, одного из членов Своего Тела, к Савлу, чтобы Савл был посвящён в отождествление с Телом Христовым. Судя по всему, это тоже заставило Савла прочувствовать важность Тела Христова и помогло ему понять, что спасённый верующий нуждается в членах Тела Христова.
В 9:12 Господь сказал Анании, что Савл «увидел в видении, как человек по имени Анания вошёл и возложил на него руки, чтобы он прозрел». Прозрение ослепшего Савла было его спасением во всей полноте. Это было чрезвычайно важно для него. Особенно важно, что его внутренние глаза открылись для всего, что касается Бога и связано с Его тайнами и Его домостроительством.
В стихах 13-14 Анания сказал: «Господь, я слышал от многих об этом человеке, сколько злого он сделал Твоим святым в Иерусалиме; и здесь он имеет власть от главных священников связать всех, кто призывает Твоё имя». Отсюда видно, что в ранние дни призывание имени Господа служило отличительным признаком последователей Господа (1 Кор. 1:2). Судя по всему, они призывали Господа вслух, так что их могли слышать другие. Поэтому призывание стало отличительным признаком.
В 9:15-16 Господь сказал Анании: «Иди, ибо этот человек у Меня избранный сосуд, чтобы понести Моё имя перед язычниками, и царями, и сыновьями Израиля; ибо Я покажу ему, сколько он должен претерпеть за Моё имя». Поскольку Савл был избранным сосудом у Господа, он был отделён от чрева своей матери и призван Господом (Гал. 1:15). Господь всевластен и способен, согласно своему выбору в вечности, сделать самого яростного из Своих гонителей сосудом, ведущим апостолом, который будет выполнять Его поручение, благовествуя и идя тем путём, противником и гонителем которого он был прежде. В конце концов противник Савл стал — в своём победоносном служении благовестия — поверженным пленником Христа в торжественном шествии, празднующем победу Христа над всеми Его врагами (2 Кор. 2:14).
Получает Святого Духа и крестится
В Деян. 9:17 говорится: «И Анания пошёл и вошёл в тот дом; и, возложив на него руки, сказал: Савл, брат, Господь послал меня — Иисус, явившийся тебе на дороге, которой ты шёл, — чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа». Случай с Савлом был особым, потому что он, будучи самым значительным гонителем, был спасён лично Господом с неба в тот момент, когда он направлялся гнать верующих. Поэтому ему, так же как самарийским верующим (8:14-17) и двенадцати ученикам в Эфесе (19:1-7), было нужно, чтобы кто-нибудь из членов Тела Христова посвятил его в отождествление с Телом Христовым путём возложения рук.
Исполнение Святым Духом в 9:17 — это внешнее исполнение. Согласно принципу спасения в Божьем новозаветном домостроительстве, Савл должен был получить Святого Духа жизни сущностно при обращении, до того как Анания пришёл и возложил на него руки. Перед приходом Анании Савл молился Господу (ст. 11), из чего видно, что он уже уверовал в Господа и призывал Его (Рим. 10:13-14) подобно тем верующим, которых он в своё время истреблял и собирался арестовать. Но поскольку он был спасён не через кого-то из членов Тела Христова, Святой Дух пал на него домостроительно только тогда, когда пришёл Анания как представитель Тела, чтобы отождествить его с Телом Христовым.
Далее, в стихах 18-19, говорится: «И сразу же упала с его глаз как бы чешуя, и он прозрел, и встал, и был крещён. И, приняв пищу, он окреп. И он пробыл с учениками в Дамаске несколько дней». Случай с Савлом, как и случай с эфиопским евнухом, учит нас обращать внимание на крещение в воде, которое обозначает отождествление верующих со смертью и воскресением Христа (Рим. 6:3-5; Кол. 2:12), а не только на крещение в Духе, которое обозначает действительность союза верующих с Христом в жизни сущностно и в силе домостроительно. Крещение в воде — это подтверждение действительности крещения в Духе со стороны верующих. Необходимо и то и другое.