Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(19)
Тексты Писания: Деян. 8:26-40
В Деян. 8:26-40 содержится повествование о том, как Филипп благовествовал эфиопскому евнуху. В этом эпизоде есть ряд образцов, которым мы должны следовать в нашем благовествовании сегодня.
В стихах 27-28 говорится: «И он встал и пошёл. И вот, один эфиоп, евнух, вельможа эфиопской царицы Кандакии, который был поставлен над всей её казной, приезжал для поклонения в Иерусалим. И теперь он возвращался и, сидя в своей колеснице, читал пророка Исайю». Эфиопия — это Куш (см., например, Ис. 18:1 — «реки эфиопские», евр. «реки Куша»; ср. Быт. 2:13), страна потомков Хуша, сына Хама (Быт. 10:6). Благовестие уже распространилось от чистых в расовом отношении иудеев к самарянам, представлявшим собой расовую смесь, через Филиппа и Петра с Иоанном (ст. 5-25). Теперь ангел Господень направил Филиппа, чтобы тот обратился к уроженцу Эфиопии, который был язычником в полном смысле слова. В результате благовестие распространилось на юг, в Африку.
В стихе 27 сказано, что эфиоп приезжал для поклонения в Иерусалим. Это доказывает, что эфиопский евнух искал Бога (см. 17:26-27). В соответствии с Господним всевластным устроением Филипп встретился с этим человеком, искавшим Бога, с тем, кто испытывал голод и жажду в отношении Бога.
Использовать при благовествовании лучшие отрывки из Библии
Дух велел Филиппу подойти к колеснице, и, когда он это сделал, он услышал, что евнух читает пророка Исайю (ст. 29-30). По Божьему всевластию эфиоп читал 53-ю главу Книги пророка Исайи: «А место из Писания, которое он читал, было такое: „Как овца Он был отведён на заклание; и как безгласен ягнёнок перед стригущим его, так Он не открывает Свои уста“» (ст. 32). В этом стихе, который является цитатой из Ис. 53:7, говорится о Христе-Искупителе. Судя по всему, Дух в Своём всевластии вёл евнуха так, чтобы тот открыл отрывок о Христе как искупающем Агнце для грешников — отрывок, хорошо подходящий для благовествования. Поэтому «Филипп открыл уста и, начав с этого Писания, благовествовал ему Иисуса» (ст. 35).
Здесь мы видим принцип: при благовествовании нам нужно использовать лучшие отрывки из Библии. Это означает, что, когда мы благовествуем, мы не должны говорить о чём-то необычном. Например, узнав, что камень является основополагающим элементом в Писаниях, вы, возможно, захотите использовать это в качестве темы для благовествования. Однако такая тема, возможно, не подходит для благовествования. Мы должны всегда использовать при благовествовании подходящий отрывок из Слова. Мы должны выбирать такой отрывок, как Ис. 53.
По Господнему всевластию Филипп использовал 53-ю главу Книги пророка Исайи, чтобы благовествовать язычнику. Этот язычник, потомок Хуша, сына Хама, пр оклятого человека (Быт. 9:22-27), услышал полное благовестие и был спасён. Это был первый шаг, предпринятый Господом в распространении Его благовестия к типичным язычникам.
Благовестовать под направлением Святого Духа
Ещё одним важным элементом в благовествовании Филиппа было то, что вся его деятельность находилась под направлением, водительством и руководством Святого Духа. В 8:29 «Дух сказал Филиппу: Подойди и примкни к этой колеснице». Упоминание о Духе здесь, как и в стихах 39; 10:19; 13:2 и 16:6-7, показывает, что в Деяниях движение Господа в распространении Его царства через благовествование осуществлялось так, как вёл и направлял Дух, а не так, как придумывал и планировал человек. Поэтому это движение было действием не человека, а Духа.
На основе этого образца все мы должны научиться молиться и оставаться в общении с Господом. Если мы будем поддерживать наше общение с Господом, мы сможем чувствовать Его водительство в любое время. Тогда наше движение и наше благовествование будут соответствовать направлению Духа. Нам нужно следовать руководству Духа, а не нашему мнению, замыслу или плану. Давайте учиться тому, чтобы вся наша деятельность в благовествовании всегда осуществлялась под направлением и руководством Духа.
Типичный пример крещения в воде
В повествовании о том, как Филипп благовествовал эфиопскому евнуху, мы также видим крещение в воде в 8:26-40. Сегодня среди христиан идёт много споров относительно крещения в воде. Здесь, в Деян. 8, мы видим пример того, как настоящий язычник уверовал в Господа. Филипп «благовествовал ему Иисуса» (ст. 35) на основе 53-й главы Книги пророка Исайи. Затем, «двигаясь по дороге, они подъехали к какой-то воде, и евнух говорит: Вот вода. Что препятствует мне креститься?» (ст. 36). То, что эфиопский евнух так отреагировал, увидев воду, показывает, что Филипп в своём благовествовании, очевидно, говорил ему о крещении в воде. Если бы Филипп ничего не сказал о крещении, то, наверное, эфиоп не отреагировал бы таким образом. Возможно, Филипп ещё говорил о крещении в воде, когда они подъехали к воде, в которой был крещён евнух.
Нам важно видеть, что в этом случае крещения в воде — типичном случае — ничего не говорится о крещении в Духе. В частности, здесь не упоминается, что эфиопский евнух говорил на языках. Разумеется, если бы евнух говорил на языках, Лука отразил бы это в своём повествовании. Поскольку он отмечает в своём повествовании этот случай крещения в воде, он, конечно же, отметил бы переживание говорения на языках, если бы оно имело место в данном случае. Тем, кто сегодня выступает за говорение на языках, нужно обратить внимание на этот случай. Этот типичный случай крещения в воде является образцом, но в этом образце вообще не упоминается говорение на языках. В повествовании Луки в данном случае делается акцент на крещении в воде.
Крещение в воде и крещение в Духе
Мы увидели, что реакция евнуха на то, что он увидел воду, показывает, что Филипп проповедовал ему крещение в воде. В этом случае благовествования особо подчёркивается крещение в воде, а о крещении в Духе вообще не упоминается. Мы должны твёрдо усвоить этот урок — обращать внимание на крещение в воде, которое обозначает отождествление верующих со смертью и воскресением Христа (Рим. 6:5; Кол. 2:12), а не только на крещение в Духе. Крещение в Духе обозначает действительность союза верующих с Христом в жизни сущностно и в силе домостроительно, а крещение в воде — это подтверждение действительности Духа со стороны верующих. Необходимо и то и другое (10:47), и одно не может заменить другого. Всем верующим в Христа следует иметь и то и другое, так же как дети Израиля были крещены в облаке (обозначающем Духа) и в море (обозначающем воду), как сказано в 1 Кор. 10:2.
В том, что касается крещения, вода обозначает смерть и погребение, которые кладут конец кающимся людям, а Святой Дух — это Дух жизни и воскресения, порождающий людей, которым положен конец. Вода смерти, подразумевающая и обозначающая всеобъемлющую смерть Христа, в которую крестятся Его верующие, погребает под собой не только крестившихся людей, но и их грехи, мир, а также их прошлое. Она также отделяет их от богоотступнического мира и его растления. Святой Дух — это Дух Христа и Дух Божий (Рим. 8:9). Поэтому быть крещённым в Святом Духе — значит быть крещённым в Христа (Гал. 3:27; Рим. 6:3), в Триединого Бога (Мф. 28:19) и даже в Тело Христово (1 Кор. 12:13), соединённое с Христом в одном Духе (1 Кор. 6:17). Именно посредством крещения в такой воде и в таком Духе верующие в Христа возрождаются и входят в царство Божье, в сферу божественной жизни и божественного правления (Ин. 3:3, 5), чтобы жить вечной жизнью Бога в Его вечном царстве.
В восьмой главе Деяний евнух принял крещение в воде и крещение в Духе одновременно. Нельзя сказать, что есть два крещения: крещение в воде и крещение в Духе. Крещение в воде и крещение в Духе — это одно.
Учителя Библии ведут споры о том, что обозначает крещение в Рим. 6: крещение в воде или крещение в Духе. Фактически, спорить об этом нет необходимости, потому что в Божьем домостроительстве есть только одно крещение. Было бы неправильно спрашивать, какое это одно крещение: крещение в воде или крещение в Духе. Если кто-то задаёт такой вопрос, это показывает, что ему недостаёт знания. В глазах Бога есть одно крещение, имеющее два аспекта: аспект воды и аспект Духа.
Для Бога не нужна вода — нужен только Дух. Но нам, как людям, поскольку мы физические, нужно материальное подкрепление духовных вещей. Поэтому крещение в воде является внешним подтверждением внутреннего крещения в Духе.
Среди многих христиан сегодня крещение в воде является всего лишь обрядом для принятия новых членов. Наша практика крещения должна быть совершенно другой. Каждый раз, когда мы крестим кого-то в воде, нам нужно иметь веру в то, что мы крестим этого человека не только в воду, но и в Духа, как Того, кто делает Триединого Бога действительным для нас.
Значение и итог крещения в воде
Вода крещения богата своим значением. Во-первых, эта вода обозначает Духа как Того, кто делает Триединого Бога действительным для нас. В Мф. 28:19 Господь Иисус велел ученикам крестить верующих в имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Таким образом, когда мы крестим верующих, мы должны крестить их не только в воду, но и в Триединого Бога.
Вода крещения также обозначает Христа. Фактически, когда мы крестим людей в Триединого Бога, мы крестим их в Христа. В Мф. 28:19 говорится о крещении верующих в имя Отца, Сына и Духа, но в Деяниях верующие крестились в имя Иисуса Христа. Это объясняется тем, что Христос — это воплощение Триединого Бога. Поскольку вода обозначает Триединого Бога, она также обозначает Христа.
Кроме того, вода крещения обозначает смерть Христа. Относительно этого в Рим. 6:3-4А говорится: «Или вы не знаете, что все мы, кто крещены в Христа Иисуса, крещены в Его смерть? Итак, мы погребены с Ним через крещение в Его смерть». Следовательно, креститься в Христа — значит креститься в Его смерть.
Мы увидели, что вода крещения обозначает Триединого Бога, Христа и смерть Христа. Итогом такого крещения является Тело Христово: «В одном Духе мы все были крещены в одно Тело» (1 Кор. 12:13). Таким образом, Тело — это итог того, что мы крещены в Триединого Бога, в Христа и в смерть Христа.
Действительность и подтверждение
Нам необходимо отложить традиционные представления о крещении и вернуться к чистому слову Библии, чтобы увидеть, что это одно крещение имеет аспекты Духа и воды. Дух — это действительность, а вода — внешнее подтверждение.
В качестве иллюстрации этих двух аспектов крещения можно привести подписание договора. Сначала договор может быть заключён в устной форме. Это устное соглашение является действительностью договора. Но чтобы договор был надёжным, необходимо внешнее подтверждение в письменной форме. Изложенный в письменной форме, нотариально заверенный договор является внешним подтверждением внутренней действительности договора. Подобным образом мы можем рассматривать крещение в воде как изложение договора в письменной форме, а крещение в Духе — как действительность договора. Подписание договора — это не что-то пустое, потому что это подтверждение действительного договора. Точно так же крещение в воде — это не просто обряд, потому что это внешнее подтверждение Духа как действительности крещения. Крещение в воде без Духа было бы пустым. Но крещение в Духе без крещения в воде было бы лишено необходимого внешнего подтверждения. Поэтому, согласно Божьему новозаветному домостроительству, крещение должно быть крещением в Духе внутренне и крещением в воде внешне.
Наша практика крещения должна соответствовать чистому слову в Библии. Когда мы крестим людей в воду, это означает, что мы крестим их в Триединого Бога, в Христа и в смерть Христа и в итоге они крестятся в Тело Христово. Это то единое крещение, которое упомянуто в Эф. 4:5, а также крещение, о котором говорится в 1 Кор. 12:13.
В системе прообразов дети Израиля были крещены в облаке и в море. У них не было двух крещений; у них было одно крещение, в котором было два элемента: облако и море. Облако обозначает Духа с небес, а море обозначает воду на земле. Этот прообраз является картиной нашего крещения сегодня. Каждый раз, когда мы крестим верующих, мы крестим их в воде и в Духе одновременно. Это означает, что каждый раз, когда мы крестим людей в воде, мы одновременно крестим их в Триединого Бога.