Воспроизведение в Иерусалиме, Иудее и Самарии через служение Петра и его спутников
(16)
Тексты Писания: Деян. 7:1-60; 8:1-3
После того как Стефан подвергся нападкам и был схвачен (Деян. 6:8-15; 7:1), он свидетельствовал перед синедрионом (7:2-53), а потом был побит камнями (7:54-60). Вслед за этим мы читаем в 8:1-3 о разорении церкви в Иерусалиме.
Свидетельствуя перед синедрионом, Стефан сказал: «Мужи, братья и отцы, послушайте. Бог славы явился нашему отцу Аврааму, когда тот был в Месопотамии, прежде чем он жил в Харране, и сказал ему: „Выйди из твоей земли и из твоей родни и войди в землю, которую Я покажу тебе“» (ст. 2-3). Возможно та слава, о которой говорится в стихе 2, была видимой (см. ст. 55), как в тех случаях, когда облако и огонь являлись Израилю (Исх. 16:10; 24:16-17; Лев. 9:23; Числ. 14:10; 16:19; 20:6; Втор. 5:24) и наполняли скинию и храм (Исх. 40:35; 3 Цар. 8:11). Бог этой славы явился Аврааму и призвал его. Его слава была очень притягательной для Авраама. Она отделила, освятила, его от мира для Бога (Исх. 29:43) и стала источником огромного воодушевления и силы, которые позволили ему последовать за Богом (Быт. 12:1, 4). Точно так же Бог призывает новозаветных верующих Своей невидимой славой (2 Пет. 1:3).
Учение Стефана в Деян. 7 начинается со слов о том, что Бог славы явился Аврааму. Мы не знаем, откуда Стефан получил такое понимание, потому что в Бытии не говорится, что Бог славы явился Аврааму. Но Стефан говорит, что, когда Бог явился Аврааму, Он явился как Бог славы. Хотя мы не знаем, откуда Стефан узнал об этом, мы верим, что его слова были сказаны согласно вдохновению Святого Духа. Таким образом, речь Стефана начинается с того, что Бог славы призвал Авраама.
Сказанное Стефаном о Боге славы согласуется с Божьим новозаветным домостроительством. Пётр в своём втором Послании говорит, что Бог призвал нас Своей славой и к Своей славе (2 Пет. 1:3). Поскольку мы были призваны Божьей невидимой славой, мы в конечном итоге приняли Господа Иисуса, осознав, что Он лучше всего остального и всех остальных. Например, некоторые китайские верующие стали ценить Иисуса Христа больше, чем Конфуция. Благодаря тому, что они стали так ценить Его, в конечном итоге они поверили в Господа и приняли Его. Такое признание ценности Христа подразумевает славу.
Бог славы призвал Авраама, и Авраам был привлечён и захвачен этой славой. Сегодня к нам применим тот же принцип. Все мы были захвачены Господом в Его невидимой славе. Мы были пленены Его славой, и мы не можем бежать из плена.
Далее, в 7:4, Стефан сказал об Аврааме: «Тогда он вышел из халдейской земли и жил в Харране. И оттуда, после того как умер его отец, Он переселил его в эту землю, в которой вы теперь живёте». На первый взгляд, Авраам пошёл в Ханаан (Быт. 12:4-5), но на самом деле Бог переселил его в добрую землю.
Далее, в Деян. 7:5-6 говорится: «Однако Он не дал ему в ней наследства ни на стопу ноги; и Он обещал дать её во владение ему и его семени после него, когда у него не было детей. И так сказал Бог, что его семя будет пришельцем в чужой земле и их будут порабощать и причинять им зло четыреста лет». Землёй, о которой говорится в стихе 6, является Египет (Исх. 1:1), а выражение «будут порабощать» указывает на порабощение египтянами (Исх. 1:11, 13-14). Слова «их» и «им» обозначают семя. Согласно стиху 6, семени Авраама должны были причинять зло в Египте в течение четырёхсот лет. Это отличается от сказанного в Гал. 3:17, где говорится о четырёхсот тридцати годах. Это промежуток времени, отсчитываемый от времени, когда Бог дал Аврааму обещание в Быт. 12, и до времени, когда Он дал закон через Моисея в Исх. 20. Этот период рассматривался Богом как время, которое дети Израиля провели в Египте (Исх. 12:40-41). Четыреста лет, упомянутые в Быт. 15:13 и Деян. 7:6, отсчитываются от времени, когда Измаил насмехался над Исааком в Быт. 21, и до того времени, когда дети Израиля освободились от египетской тирании в Исх. 12. Это период, в течение которого потомки Авраама подвергались гонениям со стороны язычников.
В Деян. 7:14-15 Стефан говорит о том, как Иаков пришёл в Египет: «И Иосиф, послав весть, позвал своего отца Иакова и всю свою семью, всего семьдесят пять душ. И Иаков пришёл в Египет; и скончался он и наши отцы». Число семьдесят пять в стихе 14 следует сравнить с числом семьдесят в Быт. 46:27 и Исх. 1:5. Стефан взял это число из Септуагинты, где в Быт. 46:20 названы ещё пять потомков Иосифа. Поэтому, говоря о доме Иакова, пришедшем в Египет, он называет число семьдесят пять, а не семьдесят.
В Деян. 7:18 Стефан говорит, что «встал над Египтом иной царь, который не знал Иосифа». Греческое слово, переведённое как «иной», также означает «другой по качеству». Царь, о котором здесь говорится, был не просто другой царь, а царь иного рода.
В 7:20-44 Стефан намеренно прибег к пространному повествованию, в котором представил Моисея самым положительным образом. Он сделал это, чтобы доказать свою невиновность противникам, которые обвиняли его в хуле на Моисея (6:11). В стихе 20 Стефан говорит: «В это время родился Моисей и был прекрасен для Бога. И его три месяца вскармливали в доме отца». Греческая фраза, переведённая как «прекрасен для Бога», представляет собой еврейский оборот, означающий «прекрасен в глазах Бога», то есть «исключительно прекрасен».
В стихе 21 Стефан продолжает: «А когда он был выброшен, его подобрала дочь фараона и вскормила его себе как сына». Греческое слово, переведённое как «выброшен», можно также перевести как «выставлен» (на смерть). Греческий глагол, переведённый как «подобрала», «употребляется, когда говорится о признании или усыновлении в качестве своего ребёнка» (Ф. Ф. Брюс).
В Деян. 7:22 говорится: «И Моисей был научен всей мудрости египтян и был силён в своих словах и делах». Мудрость, о которой здесь говорится, — это мудрость в учёности.
В 7:30 Стефан говорит: «И когда исполнились сорок лет, в пустыне горы Синай ему явился Ангел в пламени огня тернового куста». Здесь и в стихах 35 и 38 Ангелом в Ветхом Завете был Христос-Господь, который есть Иегова, Триединый Бог (Исх. 3:2-16; Суд. 6:12-24; Зах. 2:6-11). Это доказывают слова «Господь» и «Бог» в последующих стихах. Господь и Бог в стихах 31-35 — это Ангел в стихах 30, 35 и 38.
Далее, в 7:41-43, Стефан говорил: «И они сделали тельца в те дни, и принесли жертву идолу, и радовались делам своих рук. Но Бог обратился и отдал их служить небесному воинству, как и написано в книге пророков: „Закланных животных и жертвы приносили ли вы Мне сорок лет в пустыне, дом Израиля? И вы взяли скинию Молоха и звезду вашего бога Ремфана — изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им. И Я переселю вас за Вавилон“». В стихе 42 под выражением «служить небесному воинству» подразумевается поклонение звёздам. «Скиния Молоха» в стихе 43 — это «переносной храм этого бога в виде палатки, которую несли во время шествий» (М. Р. Винсент). «Ремфан» — это коптское имя Сатурна.
В стихе 44 Стефан подходит к вопросу жилища Бога, скинии свидетельства. Относительно этого Стефан говорит: «Скиния свидетельства была у наших отцов в пустыне, как Говоривший с Моисеем и дал ему указание сделать её согласно образцу, который он видел. Её, приняв в свою очередь, наши отцы и внесли с Иисусом Навиным при овладении народами, которых Бог изгонял от лица наших отцов до дней Давида, который обрёл благосклонность перед Богом и просил о том, чтобы найти жилище Богу Иакова» (ст. 44-46). В этих стихах показано, что скинию содержали одно поколение за другим. Однако Бог не был удовлетворён, и Давид, человек согласно Божьему сердцу, знал это. Поэтому Давид искал лучшего жилища для Бога. Однако в конечном итоге дом Господу построил Соломон (ст. 47). Но Бога не могло удовлетворить что-либо, созданное человеческими руками. Ему нужно было что-то лучшее. В своей речи Стефан начал с Бога славы и затронул многие вопросы, а затем перешёл к жилищу Бога.
Далее, в стихах 48-50, Стефан сказал: «Однако Всевышний не обитает в рукотворном, как и пророк говорит: „Небо Мне престол, а земля — подножие Моих ног. Какой дом построите Мне, — говорит Господь, — или что есть место Моего покоя? Разве не Моя рука создала всё это?“» В стихе 48 Стефан говорит о Боге как о Всевышнем. Стефан назвал Бога «Богом славы» и «Всевышним», чтобы доказать свою невиновность противникам, которые обвиняли его в хуле на Бога (6:11).
В стихе 48 Стефан говорит, что Всевышний не обитает в рукотворном. Это подразумевало, что Бог покинет ветхозаветный материальный храм и положит начало новому устроению, чтобы Его народ поклонялся Ему в духе (Ин. 4:24), в котором находится Божье духовное жилище, церковь (Эф. 2:22).
Сказанное в 7:49 показывает, что Господь искал духовного жилища в духе человека. Это доказывает та часть цитаты из Ис. 66:1-2, в которой говорится: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушённого духом».
Резкое слово, сказанное противникам
В стихе 51 Стефан сказал противникам очень резкое слово: «Жестоковыйные и необрезанные сердцами и ушами! Вы всегда противитесь Святому Духу; как ваши отцы, так и вы». Поскольку Стефан был полон Духа (ст. 55) и един с Господом Духом (1 Кор. 6:17), то противиться ему означало противиться Святому Духу. Поэтому Господь показал Савлу, одному из гонителей Стефана (Деян. 7:58; 8:1), что он гнал Его (9:4).
В стихах 52-53 Стефан продолжал: «Кого из пророков не гнали ваши отцы? И они убивали тех, кто заранее возвещал о пришествии Праведника, предателями и убийцами которого теперь стали вы, которые получили закон как предписания ангелов и не соблюдали его». В стихе 53 греческое слово, переведённое как «предписания», представляет собой существительное; однокоренной глагол употреблён в Гал. 3:19 и переведён там как «предписан». Божий закон был предписан через ангелов и стал предписаниями ангелов.
В Деян. 7:54 говорится: «И, слыша это, они были раздражены в сердце и скрежетали на него зубами». Здесь греческое слово, переведённое как «раздражены», означает «распиливаемы».
Стефан видит славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога
Далее, в стихе 55, говорится: «Но он, будучи полон Святого Духа, всмотрелся в небо и увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога». Слову «полон» соответствует греческое слово «плерес», прилагательное, образованное от «плероо», в соответствии с употреблением данного слова здесь и в 6:3, 5; 11:24 и Лк. 4:1. В 7:55 Стефан был полон Духа внутренне и сущностно, как показано в 13:52. Это связано с жизнью, а не с работой.
Согласно сказанному в 7:55, Стефан увидел славу Божью. Для гонимого это было убедительное подтверждение его правоты и большая поддержка.
В стихе 55 говорится, что Стефан также увидел Иисуса, стоящего по правую руку от Бога. Обычно о Господе в вознесении говорится, что Он сидит по правую руку от Бога (Мф. 26:64; Евр. 1:3, 13). Но Стефан увидел Его стоящим по правую руку от Бога. Отсюда видно, что Господь очень волновался за Своего гонимого.
Стефан не думал об окружающей обстановке. Напротив, будучи полон Духа, он всматривался в небо. В 7:2 Стефан сказал, что Бог славы явился Аврааму. Но здесь говорится, что Стефан увидел славу Божью и Иисуса, стоящего по правую руку от Бога. Во всём Новом Завете это произошло только один раз.
В 7:56 Стефан сказал: «Вот, я вижу открывшиеся небеса и Сына Человеческого, стоящего по правую руку от Бога». Земля отвергла Стефана и закрылась для него, но небеса открылись ему, из чего видно, что небеса были с ним и за него.
В стихах 57-58 говорится: «Но они, закричав громким голосом, зажали уши и единодушно устремились на него. И, выгнав его из города, они стали побивать его камнями. А свидетели сложили свою одежду у ног юноши, которого звали Савлом». Здесь мы видим, что Савл, который позже стал апостолом (13:9), помогал гонителям в убийстве Стефана. Очевидно, то, что происходило, когда Стефана побивали камнями, произвело на Савла глубокое впечатление.
В Деян. 7:59 говорится: «И побивали Стефана камнями, а он призывал Господа и говорил: Господь Иисус, прими мой дух!» Здесь мы видим, что, когда Стефана побивали камнями, он призывал имя Господа Иисуса. Конечно же, Стефан не говорил слабым, тихим голосом: «Господь Иисус, смилуйся». Наоборот, он громко призывал имя Господа и говорил: «Господь Иисус, прими мой дух!» Согласно сказанному в стихе 60, Стефан, встав на колени, «закричал громким голосом: Господь…». На примере Стефана мы видим, что призывание имени Господа — это призывание вслух.
В стихе 60 говорится: «И, встав на колени, он закричал громким голосом: Господь, не вмени им этого греха! — И, сказав это, он уснул». Здесь мы видим, что Стефан молился за своих гонителей, подобно тому как его Господь, которого он любил и жил, когда-то молился за Своих (Лк. 23:34).
Савл одобряет убийство Стефана
В первой части Деян. 8:1 говорится: «Савл одобрял его убийство». Каждый раз когда мы что-то одобряем, как это делал Савл, мы думаем, что мы кто-то. Если мы не считаем себя кем-то, то мы не станем ничего одобрять подобным образом. Нас просто не будет интересовать, что делают другие. И те, кто критикует церковь, и те, кто одобряет то, что делает церковь, считают себя кем-то. В 8:1 юноша Савл одобрял гонение против Стефана и его убийство, думая, что сам он кто-то. Фактически, как показано в 8:3, Павел действительно стал кем-то — он стал главным гонителем церкви.
Большое гонение на церковь в Иерусалиме
В Деян. 8:1Б говорится: «И в тот день произошло большое гонение на церковь, которая была в Иерусалиме; и все рассеялись по областям Иудеи и Самарии, кроме апостолов». Это была первая церковь, основанная в определённой местности и имевшая юрисдикцией определённый город — город Иерусалим. Это была поместная церковь в своей местности, которую Господь показал в Мф. 18:17. Это была не вселенская церковь, которую Господь раскрыл в Мф. 16:18, а только часть вселенской церкви, то есть Тела Христова (Эф. 1:22-23). Повествование в отношении того, что церковь основывается в своей местности, является последовательным на протяжении всего Нового Завета (Деян. 13:1; 14:23; Рим. 16:1; 1 Кор. 1:2; 2 Кор. 8:1; Гал. 1:2; Отк. 1:4, 11).
Все рассеялись, кроме апостолов
В Деян. 8:1 ясно говорится, что все верующие рассеялись по областям Иудеи и Самарии, кроме апостолов. Поскольку это сказано в Библии, нам нужно верить этому.
Господне благовестие в Иерусалиме было могущественным и победоносным. Несмотря на то что остались только двенадцать апостолов, по прошествии короткого времени очень много других людей уверовали в Господа. До начала гонения в Иерусалиме, судя по всему, были тысячи верующих. Затем, во время большого гонения на церковь, все эти верующие ушли, кроме апостолов. Но благодаря тому что благовестие было победоносным, вскоре после того как святые рассеялись, появилось большое число других людей, которые верили в Господа Иисуса. Похоже, что чем больше верующих уходило, тем больше других людей верило в Христа. Очевидно, только так можно понять сказанное в 8:3 в свете Деяний в целом.