Переход права первородства в Писании
Бытие — это книга семян. В этом сообщении, которое является отступлением в нашем жизнеизучении, мы рассмотрим ещё одно из этих семян — семя перехода права первородства.
Возможно, вы никогда не думали, что первородство может перейти к другому. Первородство — это особая доля первенца. Почти у каждого народа, особенно в древности, первенец в семье наследовал особую долю. Среди древних евреев этой долей обычно была двойная доля земли. Согласно всей Библии, право первородства включает в себя двойную долю земли, царствование и священство. Священство приводит людей к Богу, а царствование приносит Бога людям. В Бытии показано, что право первородства может переходить от первородного сына ко второму. В этой книге есть по меньшей мере четыре случая перехода права первородства: от Исава к Иакову (Быт. 25:22-26, 29-34); от Зары к Фаресу (Быт. 38:27-30); от Рувима к Иосифу (Быт. 49:3-4; 1 Пар. 5:1) и от Манассии к Ефрему (Быт. 48:12-20).
Более того, в Новом Завете первородство переходит от Израиля к церкви. В 15-й главе Евангелия от Луки, в притче о блудном сыне, Господь Иисус показывает, что сборщики налогов и грешники подобны второму сыну, а самоправедные фарисеи подобны первому сыну (Лк. 15:1-2, 11, 25-28). Однако в Мф. 21:28-32 Господь передаёт первородство иудеев сборщикам налогов и блудницам. Здесь Господь показывает, что сборщики налогов и блудницы подобны первородному сыну, который сначала не послушался слова отца, а позже покаялся и подчинился ему. А фарисеев Господь уподобил второму сыну, который сказал, что исполнит слово отца, но на самом деле не подчинился ему. Первоначально иудеи были первым сыном. В начале служения Господа они всё ещё были первыми. Но в конце Своего служения Господь Иисус передал первородство иудеев церкви. Его слова в Мф. 21:28-32 сказаны в конце Его служения. В этих стихах Господь уподобил сборщиков налогов и блудниц первородному. Церковь состоит из искупленных и возрождённых грешников. В Божьем домостроительстве они получили первородство. Поэтому в Евр. 12:23 говорится о церкви первородных.
В Быт. 25:22-26, 29-34 мы видим переход первородства от Исава к Иакову. Хотя Исав был первенцем (ст. 25), Иаков был предопределён обладать правом первородства (ст. 23). Переход первородства от Исава к Иакову раскрывает, что получение первородства связано с предопределением. Оно зависит не от нашего природного рождения. Хотя, возможно, вы по рождению Исав, это не означает, что вы предопределены обладать первородством. Это полностью связано с Божьим всевластием; это зависит не от нас. Рассматривая пять случаев перехода права первородства, мы должны поклониться Богу за Его всевластие и сказать: «О Господь, мы благодарим Тебя за Твоё всевластие. Всё зависит от Твоего всевластного предопределения».
Иаков, предопределённый обладать правом первородства, был очень алчным и делал всё возможное, чтобы самостоятельно получить первородство. Когда Иаков и Исав были ещё в чреве матери, они сражались за первородство. Я полагаю, что это сражение начал Иаков. Но согласно Божьему устроению, Исав оказался сильнее. Если вы внимательно прочитаете Библию, вы увидите, что Исав, охотник, был сильным и имел довольно крепкое телосложение. Иаков, остававшийся дома с матерью, напротив, был, скорее всего, довольно хилым. Я не верю, что крепкий молодой человек стал бы всегда оставаться дома с матерью. Поскольку Иаков был хилым и слабым по сравнению с Исавом, он не мог получить первородства, сражаясь за него своей физической силой. Хотя Иаков сражался за право первородства в чреве, Исав победил его, родился первым и получил первородство. Борьба Иакова ни к чему не привела.
Иаков, однако, не отказался от борьбы. Я думаю, что он оставался с матерью главным образом для того, чтобы вовлечь её в свой заговор, направленный на то, чтобы получить право первородства. Возможно, мать Иакова в конечном итоге согласилась помочь ему получить это право. Чтобы обхитрить своего брата и получить первородство, Иаков сделал две вещи. В первую очередь ему надо было заманить Исава в такую ситуацию, в которой тот сам бы захотел продать ему первородство (ст. 29-34). Иаков был чрезвычайно хитёр и умён. Он был очень искусен. Благодаря своему уму он получил поддержку матери, и Ревекка, которая была гораздо умнее Исаака, стала на сторону Иакова. Умный Иаков склонил Исава продать своё первородство.
Иаков, вероятно, какое-то время наблюдал за деятельностью Исава. Он заметил, что после охоты Исав всегда голоден. Поскольку охота возбуждает аппетит, охотник после охоты любит хорошо поесть. Всякому, кто занимается изнурительной деятельностью, такой как тяжёлая работа или спорт, потом требуется обильная и питательная пища. Иаков проанализировал всю ситуацию — окружение, психологию Исава и его аппетит после охоты. Иаков, наверное, говорил про себя: «Ага! Вот возможность получить первородство. Пока Исав охотится, я приготовлю для него похлёбку». В Быт. 25:29 говорится: «И Иаков сварил похлёбку. А Исав пришёл с поля, и был он усталый». Исав был голоден, а похлёбка была готова. Исав сказал Иакову: «Дай мне проглотить красной похлёбки, вон той красной похлёбки, ибо я устал» (ст. 30). На это Иаков ответил: «Сначала продай мне твоё первородство» (ст. 31). Когда человек голоден, он готов съесть что угодно и заплатить за это любую цену. Поэтому Исав сказал: «Я сейчас умру. Зачем же мне это первородство?» (ст. 32). Исав как бы говорил: «Первородство — это нечто для будущего. Какой от него прок сейчас? Но вот передо мной миска похлёбки. Она настоящая, реальная и практичная. Кто знает, когда у меня будет первородство? Я не знаю, когда я смогу воспользоваться этим правом. Но сейчас мне нужно что-то реальное и практичное». Поэтому Исав согласился на предложение Иакова и продал своё первородство. С одной стороны, первородство зависит от Божьего всевластного предопределения. Но с другой стороны, получим мы первородство или нет, зависит от нашего отношения и поступков. Отношение Исава было негодным, а его поступок был неразумным. Он был совершенно не прав, приняв предложение Иакова. Тем не менее, выражаясь современным языком, он подписал контракт и отказался от своего первородства.
Хотя Исав продал первородство, у него не было положения, позволявшего ему отдать благословение первородства. Это благословение было не в его руке — оно было в руке Исаака, его отца, представителя Бога. Поэтому второе, что сделал Иаков, чтобы получить первородство, — он обманул своего отца, чтобы тот дал ему благословение первородства (27:18-29). Возможно, за всеми ухищрениями Иакова против Исава стояла Ревекка, которая с помощью этих ухищрений управляла всей ситуацией. Иаков был учеником, а его мать — наставницей. Загнав Исава в такую ситуацию, что он продал первородство Иакову, Ревекка ждала подходящего момента, чтобы помочь Иакову получить благословение первородства от Исаака. Это должно было произойти прежде, чем Исаак умрёт, но это не могло произойти слишком скоро. Если бы они попробовали сделать это раньше, зрение Исаака было бы ещё острым. Поэтому Ревекка подождала, пока зрение Исаака не притупится. Услышав, что Исаак собирается благословить Исава, она сказала Иакову: «Итак, теперь, сын мой, послушайся моего голоса согласно тому, что я велю тебе» (27:8). Ревекка как бы говорила: «Теперь пора обмануть твоего отца». Иаков послушался матери и обманул Исаака, так что тот благословил его слепо. В результате Иаков получил не только первородство, но и благословение первородства.
В ухищрениях Иакова, однако, не было необходимости. Если бы он не прибегал к ухищрениям и не обманывал, Бог нашёл бы способ дать ему право первородства. На первый взгляд приобрести первородство Иакову помогли его ухищрения и обман. На самом деле они заставили его страдать. С того момента, как Иаков обманул своего отца, он больше никогда не видел своей матери. Хотя Ревекка любила Иакова, из-за своего изобретательного ума она потеряла его и больше никогда не видела. Иакову пришлось бежать в дом Лавана и двадцать лет страдать там под его рукой. Не учитесь у Ревекки. Если вы поступите так, вы будете страдать.
На примере перехода первородства от Исава к Иакову мы видим, что оно зависит от Божьего всевластия. Мы также видим, что нам никогда не следует прибегать к ухищрениям или обману, чтобы получить первородство. Иначе говоря, нам не нужно бороться за него. Кроме того, мы не должны поступать легкомысленно и продавать своё первородство. Хотя мы не можем добиться первородства своими усилиями, мы можем продать его, если оно у нас есть. Не Иаков добился первородства своими действиями, а Исав потерял его из-за своего неразумного поступка.
В 38:27-30 мы видим переход первородства от Зары к Фаресу. Этот эпизод — иллюстрация того факта, что получение первородства зависит не от действий человека. Зара пытался выйти первым. Он «высунул руку; и повивальная бабка взяла и повязала на его руку багряную нить, сказав: Этот вышел первым» (ст. 28). Но человеческие поступки не могут определять первородство, направлять его и управлять им. Хотя повивальная бабка не подумала бы, что Фарес может родиться первым, Фарес всё-таки родился первым (ст. 29). Когда он вышел, повивальная бабка удивлённо сказала: «Какой прорыв ты совершил для себя!» (ст. 29). Еврейское выражение, переведённое как «совершить прорыв», очень сложно передать на другом языке. Это можно перевести так: «Почему ты совершил прорыв для себя?» или «Как ты сумел совершить прорыв?» Повивальной бабке пришлось признать, что Фарес получил первородство. Следовательно, получение первородства зависит не от человеческих ухищрений.
Третий случай перехода права первородства, переход от Рувима к Иосифу (49:3-4; 1 Пар. 5:1), содержит серьёзное предостережение. Рувим, первенец, осквернившись, потерял первородство. Бог намеревался дать право первородства Рувиму, первородному, но Рувим потерял его, позволив себе оскверниться. Первородство перешло от Рувима к Иосифу, который убежал от такого осквернения (39:7-12). Бог справедлив. Он забрал первородство у того, кто позволил себе осквернение, и отдал его тому, кто убежал от него. (Хотя первородство перешло от Рувима к Иосифу, Иосиф получил только двойную долю земли. Он не получил священства или царствования. Священство получил Левий, а царствование — Иуда.)
Никогда не считайте блуд чем-то незначительным. Бог ненавидит его. Мы живём в век Содома. Весь мир сегодня, в том числе Соединённые Штаты и особенно Швеция и Франция, — это Содом. Многие мужчины и женщины живут вместе, не будучи женатыми. Несомненно, это навлечёт на них Божий суд. В Библии Бог подверг Содом особому суду, потому что его жители предавались своей похоти без всякого ограничения. Ничто не оскорбляет Бога больше, чем такое потворство похоти. Тем не менее сегодня у многих молодых людей, даже у молодых женщин, нет чувства стыда относительно этого. Потворство в блуде обязательно приведёт к тому, что вы потерпите урон. Богу не придётся специально судить вас, потому что на вас сам собой падёт естественный суд. Случай Рувима показывает, что, даже если вы были предопределены к получению первородства, вы можете потерять его, если будете предаваться блуду.
Каждый христианин, который совершит блуд, потеряет своё первородство. Это первородство включает в себя полное наслаждение Христом со священством и царствованием. Обладать первородством — значит иметь право и положение, позволяющее наслаждаться Христом в полноте. Это также значит иметь право быть священниками и царями. Если мы теряем первородство, мы теряем наслаждение Христом. Любой христианин, совершающий блуд, сразу же теряет это наслаждение. Этот грех также помешает верующему быть священником и царём. Кроме того, ни один блудник не войдёт в тысячелетнее царство, чтобы обрести самое полное наслаждение Христом и стать Божьим священником и царём вместе с Христом (1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:19-21; Эф. 5:5). Только победители разделят это наслаждение, будут священниками Бога и царями с Христом. Будьте осторожны: из-за осквернения вы можете потерять первородство.
Теперь мы подходим к четвёртому случаю — случаю перехода первородства от Манассии к Ефрему (48:12-20). Манассия был первородным (ст. 14). Когда Иосиф привёл Ефрема и Манассию к Иакову, чтобы тот благословил их, Иосиф прибег к ухищрениям, чтобы устроить благословение согласно природному рождению (ст. 13-17). Однако благословение первородства получил Ефрем, потому что Иаков скрестил свои благословляющие руки (ст. 14, 17-20). Я уверен, что попытки Иосифа устроить ситуацию с помощью ухищрений напомнили Иакову о его собственных ухищрениях в молодости. Он, наверное, вспомнил, как прибег к ухищрениям в отношении брата, чтобы получить первородство, и как обманул отца, чтобы получить благословение. Когда Иаков скрестил руки и положил правую руку на голову Ефрема, второго сына, он, вероятно, сказал про себя: «Иаков, тебе не стоило прибегать ни к каким ухищрениям. Ефрем ничего не делает, и всё же ты кладёшь свою правую руку на него. Зачем в молодости ты так часто прибегал к ухищрениям?» Я полагаю, что, когда Иаков скрестил руки, его охватило глубокое чувство. Если бы не Иосиф и не его сыновья, Иаков, наверное, открыто выразил бы своё сожаление. Сейчас вы находите оправдание тому, что в определённых ситуациях прибегаете к ухищрениям. Но через несколько лет вы устыдитесь того, что делали, и скажете: «Какой позор заниматься такими вещами!»
Вне всякого сомнения, Иаков не сам направлял свои руки. Разумеется, их направлял Дух. Направление Духа было благословением Ефрему, но оно было упрёком Иакову. Возможно, Господь сказал ему: «Иаков, тебе ничего не нужно было делать. Посмотри на Ефрема. Он ничего не делает, но он получает первородство. Почему ты так часто прибегал к ухищрениям и причинил себе столько страданий?» Подобно Иакову, я в молодости тоже делал определённые вещи, о которых позже сожалел. Молодые люди, вам нужно понять, что благословение находится не в ваших руках; оно в руках тех, кто старше. Скрестим ли мы руки и положим правую руку на вашу голову, зависит не от вас, а от нас. Если вы хотите получить благословение, у вас должны быть те, кто старше. Если вы держитесь от них подальше, вы упустите благословение. Те, кто старше, не благословят вас, если вы не будете чтить их. Молодые люди, вы просто не можете двигаться дальше без благословения тех, кто старше. Вам отчаянно нужна их помощь.
Теперь мы рассмотрим последний случай перехода права первородства в Писаниях — переход первородства от Израиля к церкви. Это очень важно. В Исх. 4:22 Господь сказал Моисею: «Тогда скажи фараону: Так говорит Иегова: Израиль — Мой сын, Мой первородный». Израиль был Божьим первенцем, но он потерял первородство из-за неверия (Мф. 21:32; Рим. 11:20). Согласно 15-й главе Евангелия от Луки, в начале Своего служения Господь всё ещё считал Израиля, которого представляли фарисеи, первородным сыном, а сборщиков налогов и грешников — вторым сыном. Но согласно описанию наслаждения в 15-й главе Евангелия от Луки, первородство получил второй сын, так как именно второй сын наслаждался откормленным телёнком, то есть Христом. Это указывает на переход права первородства. На этом примере мы видим, что фарисеи утратили наслаждение Христом, а покаявшиеся сборщики налогов и грешники получили это наслаждение. Это означает, что они обрели первородство.
Ближе к концу Своего служения, в 21-й главе Евангелия от Матфея, Господь показал, что покаявшиеся сборщики налогов, блудницы и грешники, из которых должна была состоять церковь, были первым сыном, а неверующие фарисеи, представлявшие Израиля, были вторым сыном. В Мф. 21:32 говорится: «Ибо Иоанн пришёл к вам путём праведности и вы не поверили ему, а сборщики налогов и блудницы поверили ему. А вы, увидев это, не пожалели о том после, чтобы поверить ему». Из-за своего неверия Израиль, первый сын, был отсечён, а второй сын был привит к первородству. Таким образом, покаявшиеся и уверовавшие грешники стали составляющими церкви, поэтому сегодня церковь называется церковью первородных (Евр. 12:23). Мы в церкви являемся группой первородных сыновей, которые обладают первородством. Это первородство даёт нам право наслаждаться Христом во всей полноте, быть Божьими священниками и быть царями вместе с Христом. Хотя у нас есть первородство, Новый Завет предостерегает нас, что мы можем потерять его (Евр. 12:16-17). Будьте осторожны: вы можете потерять своё первородство.