Показать шапку
Скрыть шапку


Соо бщение девяносто пятое

Благословение

  Как мы неоднократно отмечали, Бытие — это книга семян. Почти каждое положение в этой книге является семенем, получившим развитие в последующих книгах Библии. Это относится также к благословению. В этом сообщении, которое является ещё одним отступлением от нашего жизнеизучения, мы рассмотрим семя благословения, посеянное в Бытии, и его развитие в Ветхом и Новом Заветах.

I. Принцип благословения

  В Евр. 7:7 говорится: «А вне всякого спора, меньший благословляется бо́льшим». В этом стихе мы видим принцип благословения: больший благословляет меньшего. Понятия «больший» или «меньший» связаны главным образом не с возрастом. Они связаны с мерой Христа. Мы являемся большими или меньшими соответственно нашей мере Христа. В Мф. 11:11 Господь Иисус сказал: «Истинно говорю вам: среди рождённых женщинами не восставал никто больше Иоанна Крестителя, но малейший в царстве небес больше его». Здесь Господь Иисус говорит, что Иоанн Креститель был больше всех тех, кто предшествовал ему. Однако малейший в небесном царстве больше Иоанна. Иоанн был больше своих предшественников, поскольку он был очень близок к Христу. Авраам был велик, но он не видел Христа. А Иоанн Креститель увидел Его. Иоанн был очень близок к Христу, однако Христос не обитал в нём. Те, кто находится в царстве небес, не только близки к Христу, но и содержат Христа внутри себя. Поэтому малейший в царстве небес больше Иоанна. Великие в Ветхом Завете могли сказать, что Христос должен прийти, а Иоанн Креститель мог сказать, что Христос стоит перед ним. Но все мы в небесном царстве можем сказать, что Христос в нас. Мы можем даже сказать: «Ибо для меня жить — это Христос» (Флп. 1:21). Следовательно, мы ближе к Христу, чем Иоанн Креститель и все, кто был до него.

  Больше мы или меньше, зависит от нашей меры Христа. Если у вас больше Христа, вы больше. Если у вас меньше Христа, вы меньше. Если мы больше других, благодаря тому что у нас больше Христа, то мы имеем право благословить их, потому что больший всегда благословляет меньшего. Так происходит потому, что у большего есть бо́льшая мера Христа, которую он раздаёт другим. Если вы больше меня, это означает, что ваша доля Христа больше моей. Если дело обстоит так, то у вас есть нечто большее от Христа, что вы можете преподнести мне. Благословлять других — значит преподносить им Христа. Тем, у кого малая мера Христа, нужно благословение тех, у кого бо́льшая мера. Мы благословляем людей тем Христом, в котором мы участвуем и которым мы наслаждаемся. Если мы в большей мере наслаждаемся Христом, то у нас больше Христа для преподносения другим. Такое преподнесение Христа является благословением.

II. Значение благословения

  Довольно трудно дать надлежащее определение слову «благословение». Много лет назад я мог только сказать, что благословение — это просьба о чём-то хорошем для других или пожелание чего-то хорошего другим. Но после многолетних переживаний я могу сказать, что благословение — это переполнение Богом благодаря зрелости человека в жизни. Не имея человека в качестве канала, Бог не может переливаться в людей. Если бы Христос не воплотился, Бог не смог бы течь к человеку из-за отсутствия канала. Бог не может втекать в других без человеческого канала. Бог может использовать в качестве канала только то человечество, которое пропитано и пронизано Богом. Поэтому Иаков никого не благословлял, пока не стал зрелым. Иаков не благословлял Лавана или Исава. Даже когда, прожив двадцать лет у Лавана, он увидел своего брата Исава, он не благословил его. Только когда он пришёл в Египет, он благословил фараона, высочайшего правителя на земле (Быт. 47:7, 10). В то время Иаков был наполнен Богом. Благодаря тому что Иаков благословил фараона, Божье благословение перелилось фараону.

  Двухлетний ребёнок не может никого благословить; однако ребёнок семи-восьми лет может изобразить какое-то благословение. Это показывает, что благословлять людей можно, лишь будучи зрелым в жизни. Чтобы стать зрелым в жизни, нужно наполниться Богом. Когда вы полны Бога, Бог в вас переливается через край, и благодаря этому вы способны благословлять всех, с кем вы встречаетесь. Много лет назад я не мог сказать такого слова о благословении. Такое понимание благословения появляется не в результате чтения книг; оно появляется в результате переживания.

ІІІ. Первый случай благословения

  Первый случай благословения в Библии — это благословение Авраама Мелхиседеком (Быт. 14:18-20). Мелхиседек был прообразом Христа. Поэтому приход Мелхиседека к Аврааму был приходом к нему Христа. Как Мелхиседек пришёл к Аврааму с хлебом и вином, так и Господь приходит к нам с хлебом и вином. Кроме того, Мелхиседек пришёл как вечный священник, и Христос стал Священником согласно вечному чину Мелхиседека (Евр. 5:6). Священник приводит людей к Богу. Если вы хотите благословлять людей, вы должны быть Божьим священником. Позже мы увидим, что в Ветхом Завете Бог велел священникам благословлять Его народ. Благословение — это переполнение Богом, и это переполнение приносят людям священники. Первое благословение было даровано священником. Всем нам нужно быть священниками, теми, кто приводит людей к Богу.

  Если мы хотим благословлять других, мы сами должны быть близки к Богу. Мы должны быть священниками, которые приводят других к Богу. Людям нужно Божье благословение, потому что они далеки от Него. Священник устраняет дистанцию между Богом и людьми; он приводит тех, кто далеко, в Божье присутствие. На плечах первосвященника были два камня-оникса, на которых были вырезаны имена двенадцати колен Израиля, и на его нагруднике было двенадцать камней, на которых тоже были вырезаны имена двенадцати колен (Исх. 28:9-12, 15-21). Когда первосвященник входил в Святое Святых, он надевал нагрудник и эфод. Отсюда следует, что он приносил народ Израиля в Божье присутствие. Мы все понимаем, что священник служит Богу, но, возможно, мы никогда не видели, что он также устраняет дистанцию между людьми и Богом. До того как вас благословляет священник, между вами и Богом может существовать определённая дистанция. Но после того как он благословляет вас, эта дистанция исчезает и вы оказываетесь приведены в Божье присутствие, чтобы участвовать в наслаждении Богом. Когда Мелхиседек благословил Авраама, это благословение привело Авраама в Божье присутствие. Мелхиседек даже сказал: «Благословен Аврам у Бога Всевышнего» (Быт. 14:19). Если вы внимательно прочитаете 14-ю главу Бытия, вы увидите, что Мелхиседек благословил Авраама не чем иным, как Богом. Он не сказал: «Благословен добрым домом» или «Благословен двумя сыновьями». Вместо этого он сказал: «Благословен у Бога Всевышнего». Тем самым Мелхиседек привёл Авраама гораздо ближе к Богу.

ІV. Благословение священников

  В Числ. 6:23-27 мы видим образец благословения. В этих стихах Бог велел священникам благословлять народ, говоря им: «Пусть благословит тебя Иегова и сохранит тебя; пусть осветит тебя Иегова Своим лицом и благоволит к тебе; пусть поднимет на тебя Иегова Свой взор и даст тебе мир». Благословение здесь не однократное и не двухкратное; оно троекратное. Благословение троекратное, потому что оно связано с раздаянием Бога в человека. Оно включает в себя Троицу: Отца, Сына и Духа. Троица связана не с доктриной; она связана с тем, что Бог раздаёт Себя в Своих людей.

  Первый аспект благословения в 6-й главе Чисел связан с благословением Бога Отца и Его сохраняющей силой. Второй аспект связан с освещающим лицом Бога Сына и Его благодатью. В Числ. 6:25 слово, переведённое как «благоволить», в еврейском языке означает нечто большее, чем просто «благоволить». Значение, присущее еврейскому слову, — снизойти в доброте к тем, кто принижен. Это показывает, что, став человеком, второй Троицы снизошёл в доброте к нам, приниженным. Когда Он стал человеком, Он, несомненно, снизошёл с небес. Это Его благоволение, Его благодать.

  Мне нравится выражение «осветит тебя… Своим лицом». Разве у вас не было подобного переживания? Во 2 Кор. 4:6 говорится, что слава Божья сияет в лице Иисуса Христа. Иисус — истинный свет, который есть Сам Бог (Ин. 8:12; 1 Ин. 1:5). Сам Бог как свет сияет на нас в лице Иисуса Христа. Таким образом, второй аспект троекратного благословения связан с Богом Сыном, который снизошёл в доброте, посетив нас, чтобы у нас была благодать. В Ин. 1:14 говорится: «Слово стало плотью и поставило скинию среди нас… полное благодати и действительности». Так как Господь снизошёл в доброте к нам, у нас теперь есть это благословение.

  Третий аспект благословения связан со взором Бога Духа и Его миром. То, что Господь поднимает Свой взор на нас и даёт нам мир, является, несомненно, благодатной работой третьего Троицы — Духа. Сегодня Дух постоянно поднимает Божий взор на нас и даёт нам мир. Он даёт мир не только в нашем окружении, но и в нашем существе — в нашем сердце, в нашем духе и даже в нашем разуме. В Духе, через Духа и с Духом у нас есть мир. Люди беспокоятся в сердце, разуме, духе и окружении, но нам не следует беспокоиться. Где бы мы ни были, у нас есть мир, потому что Дух Божий с нами и Его взор поднят на нас.

  Подводя итог, мы можем сказать: суть благословения — приводить людей в Божье присутствие, в само наслаждение Богом. Троекратное благословение в 6-й главе Чисел — это образец того, как священники благословляли в Ветхом Завете. Этот образец раскрывает, что надлежащее благословение состоит в том, чтобы приводить людей в Божье присутствие, в свет Его лица и в сияние Его взора, чтобы они разделяли Его благодать и имели мир. Это, безусловно, надлежащее благословение. Как это замечательно! Как это чудесно!

V. Благословение апостола

  Во 2 Кор. 13:14 апостол Павел тоже приводит образец благословения. В этом стихе говорится: «Благодать Господа Иисуса Христа, и любовь Бога, и общение Святого Духа да будут со всеми вами». Как мы увидели, священник приводит людей к Богу. Апостол, однако, приносит людям Бога; он приходит к людям с Богом. Во 2 Кор. 13:14 мы видим благодатное посещение Триединого Бога. В благословении апостола Павла Триединый Бог приходит к людям для их наслаждения. Этим наслаждением является любовь Бога как благодать Христа через общение Святого Духа. Любовь, благодать и общение — это не три отдельные вещи; это три стороны, или этапа, одного и того же. Это три этапа Бога для нашего наслаждения. Любовь находится внутри, благодать — это любовь выраженная, а общение — это передача благодати в нас. Любовь находится внутри Самого Бога. Когда эта любовь выражена, это — благодать, и благодать передаётся в общении. Предположим, я люблю определённого брата, но эта любовь находится внутри меня. Как она может быть выражена? Я могу выразить её, дав ему Библию. Библия олицетворяет благодать как выражение находящейся внутри меня любви к этому брату. Чтобы передать ему эту благодать, я должен фактически вручить ему Библию. Это — общение.

  В Ветхом Завете основная мысль в связи с благословением — это приведение людей в Божье присутствие. Но в Новом Завете апостол, приходя с Богом, не только приводил людей в Божье присутствие; он также приносил Бога в них. Между ветхозаветным образцом благословения священниками и новозаветным образцом благословения апостолом существует огромная разница. Новозаветное благословение гораздо выше и глубже. С одной стороны, благословлять других — значит приводить их в Божье присутствие; с другой стороны, это значит приносить в них Бога как любовь, благодать и общение.

  Все христиане знакомы со словом «благословение». В одном из гимнов даже говорится: «Сосчитай свои благословения, назови их одно за другим». Несомненно, понятие о благословении, выраженное в этом гимне, состоит в том, что получить благословение — значит получить хорошую жену, детей, образование, продвижение по службе, дом и машину. Согласно этому гимну, это и есть благословения, которые мы должны сосчитать одно за другим. Более тридцати пяти лет тому назад я пел этот гимн в последние часы года. Я собирал вместе некоторых людей и говорил: «Давайте сосчитаем благословения уходящего года одно за другим». Но согласно чистому Слову, благословение — это нечто иное. Согласно ветхозаветному образцу благословения священником и новозаветному образцу благословения апостолом, надлежащее благословение заключается в том, чтобы приводить людей в Божье присутствие и приносить в них Бога как благодать, любовь и общение, чтобы они наслаждались Триединым Богом — Отцом, Сыном и Духом. Следовательно, благословение связано с наслаждением Триединым Богом.

VІ. Благословение Господа пересекает, перечёркивает, природные ухищрения человека

  Теперь мы переходим к некоторым практическим аспектам благословения. Благословение Господа пересекает, перечёркивает, природные ухищрения человека (Быт. 48:13-20). Когда Иосиф привёл своих сыновей Манассию и Ефрема к Иакову, он пытался своими ухищрениями устроить ситуацию так, чтобы первородный, Манассия, оказался против правой руки Иакова. Отец поставил первородного против правой руки деда, чтобы он получил первое благословение, а второго сына — против левой руки, чтобы он получил второе благословение. Ухищрения Иосифа соответствовали его природному представлению. Согласно природному представлению, Иосиф был прав. Однако Иаков скрестил свои руки. Хотя его глаза притупились, он понимал всё ясно в своём духе. В Быт. 48:17 сказано: «И когда Иосиф увидел, что его отец положил свою правую руку на голову Ефрема, это было неугодно ему; и он взял руку своего отца, чтобы переложить её с головы Ефрема на голову Манассии». И Иосиф сказал: «Не так, отец мой, ибо этот первородный. Положи твою правую руку на его голову» (ст. 18). Иаков отказался и сказал: «Знаю, сын мой, знаю» (ст. 19). Таким образом, благословение Господа пересекло, перечеркнуло, ухищрения человека.

  Поскольку у родителей есть свой природный вкус, природный выбор и природное представление, они всегда пытаются своими ухищрениями устраивать ситуацию. Но ухищрения должны быть перечёркнуты. Я раньше использовал много ухищрений, причём даже в благовествовании. Глядя в зал, я замечал, что некоторые из присутствующих — люди с блестящими перспективами, и я говорил себе: «Вот подходящие люди». Однако большинство из них так и не уверовали или же уверовали легкомысленно. Но те, кого я считал бесполезными, уверовали надлежащим образом и стали полезными.

  Ещё один вид ухищрений можно увидеть в церковном служении. В прошлом мы считали определённых людей надёжными, духовными и превосходящими других по своему уровню. Но часто мы разочаровывались, потому что они не оправдывали наших ожиданий. Наши ухищрения не соответствуют Божьему благословению. Ухищрения подразумевают наш выбор, нашу избирательность. Более тридцати лет назад я говорил: «Эти люди очень хорошие. Они растут, они будут созидаться, и они станут едиными». Но в конечном итоге лучшие вышли не из той группы, которую выбрал я; они пришли совсем с другой стороны. Это пример скрещивания рук.

  Господь никогда не кладёт Свою руку согласно нашим ухищрениям. Поэтому в своих семьях, в благовествовании и в церковном служении мы должны учиться убирать свои руки. Мы должны просто привести своих двух сыновей к Богу и вверить их в Его всевластные руки. Все мы Иосифы. Нам нравится подводить своего Манассию к правой руке Господа, а своего Ефрема — к Его левой руке. Но раз за разом Господь скрещивает Свои руки. Если вы посмотрите на церковную жизнь и изучите историю церкви, вы увидите, что Божье благословение всегда всевластно и никогда не подвластно человеческим ухищрениям. Например, Пётр был ведущим братом в Иерусалиме. Неужели вы думаете, что он молился о том, чтобы Савл Тарсянин стал апостолом? Разумеется, нет! Вместо этого Пётр, вероятно, молился: «Господь, Савл слишком активен. Я прошу Тебя связать его». Но рука Господа прошла над двенадцатью апостолами и опустилась на Савла. Другие апостолы, за исключением Петра, Иакова и Иоанна, в Деяниях после первой главы не упоминаются. Но когда Савл шёл в Дамаск, Господь намеренно направил Свою руку, и благословение оказалось на нём.

  У нас, родителей, не должно быть своего собственного вкуса в отношении наших детей. Мы не можем определить, кого из них Господь изберёт. Мы не можем предвидеть, кто из наших детей будет спасён. Это совершенно не зависит от наших ухищрений; это зависит от Господнего благословения.

  В церковной жизни я научился не полагаться на свой выбор. Часто в выборе старейшин, диаконов и ведущих братьев в церковном служении я удерживал свою руку, потому что не доверял своей проницательности. Чаще всего наш выбор приводит к ухищрениям, и Божья пересекающая рука благословляет того, кого мы не выбирали. И родители, и ведущие святые в церковном служении должны быть осторожны в своём выборе. Не пользуйтесь никакими ухищрениями согласно своим симпатиям и антипатиям, поскольку Божье благословение всегда пересекает наши ухищрения.

  В благословении Ефрема Иаковом есть нечто, что должно всех нас очень воодушевить. Вероятно, были моменты, когда вы считали себя безнадёжными и бесполезными. За последние несколько месяцев я слышал о многих, кто разочаровался и чувствовал себя подобным образом. Кто-то даже счёл, что жизнь бессмысленна. Некоторые говорили: «Я поверил в Господа Иисуса и пришёл в церковную жизнь. Я знаю, что я должен функционировать в церкви, но меня не выбрали ни для одной работы. По-видимому, я безнадёжен. Если я не могу функционировать в церкви, то жизнь бессмысленна». Воодушевитесь, это ещё не конец. Во многих церквях, особенно в крупных церквях, сложилась атмосфера, из-за которой люди думают, что они не нужны. В крупной церкви всего несколько человек могут быть старейшинами, но каждый всё равно важен. Не прибегайте ни к каким ухищрениям в своей ситуации, потому что пересекающая благословляющая рука Господа протянется к вам.

  Мы не можем знать, куда направится духовное благословение, но мы знаем, что благословляющая рука Господа всегда пересекает природные ухищрения человека. Вы скажете: «Это первородный», а Он говорит: «Знаю». То, что Господь скрещивает руки, возможно, прискорбно в ваших глазах, но это чрезвычайно прекрасно в Его глазах. Благословение зависит не от ваших ухищрений; оно зависит от Божьего желания и избрания. Всякий раз, когда мы делаем тот или иной выбор, мы можем прибегнуть к ухищрениям исходя из своего вкуса и предпочтения. Не прибегайте к ухищрениям и не разочаровывайтесь. Напротив, верьте, что Господня пересекающая рука протянется к вам.

VІІ. Природные представления человека удерживают благословляющую руку Господа

  Мы увидели, что Иосиф пытался удержать благословляющую руку своего отца. Это показывает, что природные представления человека удерживают благословляющую руку Господа. В церковной жизни Господь воздвигнет многих, кто нам сейчас не нравится, и некоторые из них станут лучшими старейшинами. Разумеется, у меня были свои человеческие чувства, представления и вкусы. Но мои природные представления были перечёркнуты. Мы просто не знаем, откуда придёт Савл Тарсянин. Тот, кого вы считаете наилучшим, может стать наихудшим. А один из противников может стать сегодняшним апостолом Павлом. Вам он не нравится, но он нравится Господу. Будут воздвигнуты многие, кто не соответствует вашим представлениям. Забудьте о своём выборе. Он ни к чему не приведёт. Если бы он к чему-нибудь приводил, не было бы нужды в предопределении. По этой причине в Новом Завете нигде не приводятся имена детей апостолов. Приводятся имена только духовных сыновей. Павел назвал Тимофея своим «сыном в вере» (1 Тим. 1:2), а Тита — своим «подлинным сыном согласно общей вере» (Тит. 1:4); Петр говорил о «Марке, моём сыне» (1 Пет. 5:13). Имена детей апостолов не упоминаются, потому что не все они были предопределены. Подобным образом мы должны также признать, что не все наши дети были предопределены. Однако не допускайте, чтобы из-за вопроса предопределения вы пренебрегали благовествованием. В противном случае вы впадёте в крайность. Ни в чём не прибегайте к ухищрениям. Просто приводите сыновей к Богу и позвольте Ему совершить избрание. Не позволяйте своему природному представлению удерживать благословляющую руку Господа.

VІІІ. Руки хитреца Иакова стали благословляющими руками

  Руки хитреца Иакова в конечном итоге стали благословляющими руками (Быт. 25:26; 47:7, 10; 48:14-16). В 25-й главе мы видим, что Иаков начал проявлять хитрость ещё тогда, когда был в чреве матери. Насколько же искусным он был в своей хитрости! Но в 47-й и 48-й главах мы видим, что эти две руки хитреца стали благословляющими руками, которые приводили людей в Божье присутствие и раздавали в них Бога, чтобы они наслаждались Им. Смогли бы вы поверить, что руки хитреца Иакова станут благословляющими руками зрелого человека? Здесь мы видим рост и зрелость в жизни. Хитрец, хватающий за пятку, стал величайшим в то время человеком на земле. Он был способен благословить фараона, потому что стал больше фараона. Он стал таким человеком путём жизни. Нам необходимы рост в жизни и зрелость в жизни, чтобы мы наполнились Христом и стали теми, кто способен благословлять других.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках