Созревает — процесс созревания
(2)
Прежде чем продолжить рассматривать воздействие на Иакова в Хевроне, нам нужно показать разницу между преобразованием и зрелостью. Последний этап преобразования — это зрелость. Зрелость — это полнота жизни. У зрелого человека нет недостатка в жизни. Чем больше у нас жизни, тем больше у нас зрелости. Очевидно, что у младенца нет зрелости, а у взрослого человека есть зрелость. То, что человек стал зрелым, означает, что его жизнь достигла полноты.
Преобразование — это метаболическое изменение в жизни. Следовательно, преобразование не связано с полнотой — оно связано с изменением. Растениям не нужно преобразование, потому что они просто растения. Но нам, детям Божьим, нужно преобразование. Только путём преобразования мы можем достигнуть зрелости. У нас есть природная жизнь, но эта жизнь непригодна для Божьего домостроительства. Нашу природную жизнь не нужно заменять, но её нужно метаболически изменить. Мы должны испытать не только внешнее изменение в облике, но и внутреннее изменение в природе. Наша человеческая жизнь нужна для Божьего домостроительства, но она не должна оставаться природной человеческой жизнью; она должна быть человеческой жизнью, преобразованной в своей природе, чтобы божественная жизнь слилась с преобразованной человеческой жизнью и стала единой с ней. Это глубокий вопрос.
В Новом Завете по крайней мере два стиха раскрывают вопрос преобразования. В Рим. 12:2 говорится: «Не подстраивайтесь под этот век, а преобразовывайтесь обновлением разума». Греческое слово, переведённое как «преобразовывайтесь» в этом стихе, также употребляется во 2 Кор. 3:18: «Но мы все с открытым лицом, созерцая и отражая, как зеркало, славу Господнюю, преобразовываемся в тот же образ от славы к славе так, как от Господа Духа». Слово «преобразовываемся» в этих стихах означает, что в нашей христианской жизни нам нужно метаболическое изменение. Нам не нужно внешнее исправление и перемена; напротив, нам нужно внутреннее изменение в природе и в жизни.
Это метаболическое изменение начинается с возрождения. Когда мы были спасены, мы не только были оправданы и получили прощение грехов — мы также были возрождены. При возрождении в наш дух была помещена новая жизнь — божественная жизнь. Начиная с нашего возрождения эта жизнь совершает преобразование нашей природной жизни. По мере того как божественная жизнь изменяет нашу природную жизнь, она вкладывает в наше существо всё больше божественной жизни. Следовательно, преобразование — это изменение нашей природной жизни. Когда это изменение достигает полноты, наступает время зрелости. Напомним, что последним этапом преобразования является зрелость. Зрелость связана не с нашим изменением; она связана с тем, что в нас снова и снова вкладывается божественная жизнь, пока у нас не появится полнота жизни.
Давайте теперь применим этот вопрос к Иакову. Он претерпел много изменений между 25-й и 37-й главами, однако после 37-й главы мы не видим в нём никаких дальнейших изменений. В 25-й главе Иаков был хитрецом, тем, кто держался за пятку. Читая главы с 26-й по 36-ю, которые описывают период приблизительно в двадцать пять лет, мы видим, что Иаков изменился. Всё происходившее с ним в эти годы предназначалось для его преобразования. Когда в 37-й главе Иаков потерял своего любимого сына, Иосифа, он разительно отличался от того, каким он был в 27-й главе. В духовном смысле у Иакова в 27-й главе было много рук, которыми он хватал всё, что хотел. Он схватил то, что принадлежало его отцу и Исаву, а позже и Лавану. Однако в 37-й главе Иаков даже не использовал свои две руки. Складывается впечатление, что в этой главе у Иакова не было никакого умения или способности; он был ни на что не способен. Отсюда видно, что он совершенно изменился. Начиная с 37-й главы и до конца этой книги мы не видим в этом человеке никаких дальнейших изменений. В этих главах мы видим человека, который не только изменился, но и стал полон жизни. В 37-й главе мы не видим ни изменения, ни полноты жизни. Изменение произошло до этой главы, а полнота жизни была достигнута после неё.
Я прошу вас перечитать главы 27-ю, 37-ю и 47-ю. В 27-й главе мы видим хитреца. У него было много рук, он был способен делать всё, и никто не мог его победить. Все, кто соприкасался с Иаковом: его отец, брат и дядя, — терпели поражение. Иаков же всегда оказывался в выигрышном положении. Он извлекал выгоду, приобретая что-то за счёт своего брата, отца и дяди. Он извлекал выгоду даже за счёт Рахили, Лии и их двух служанок. Однако во время смерти Рахили Иаков начал нести утраты. Но даже эта утрата произвела приобретение, и этим приобретением был Вениамин. В 37-й главе Иаков понёс ещё одну утрату, потеряв Иосифа. В этой главе Иаков ничего не приобрёл. С этого момента Иаков терял одну вещь за другой. В конечном итоге в 47-й главе он приобрёл полноту жизни. Полнота жизни — это благословение, которое является переливанием жизни через край. Когда вы наполнитесь жизнью до краёв, эта жизнь будет переливаться в других. Это переливание и есть благословение. Таким образом, в 27-й главе мы видим хитреца, в 37-й главе — преобразованного человека, а в 47-й главе — зрелого человека. Преобразование Иакова началось тогда, когда Бог, придя, коснулся его (32:25), и оно продолжалось до 37-й главы, когда процесс преобразования был в какой-то степени завершён. Однако в этой главе у Иакова ещё не было зрелости, полноты жизни. Чтобы приобрести её, ему пришлось пережить работу Бога над собой на последнем этапе, в Хевроне.
Теперь мы должны рассмотреть, как Иаков, преобразованный человек, наполнился жизнью. Человек — это сосуд. Однако в отличие от кувшинов и бутылок мы сосуды, обладающие чувствами, ощущениями и волей. Если вы хотите наполнить бутылку определённой жидкостью, у бутылки в связи с этим нет никакого мнения или чувства. Прежде чем наполнить бутылку, нам не нужно получать её согласие. Но в нас, живые сосуды, трудно вложить что-либо, потому что мы наполнены мнениями, желаниями и намерениями. Родители знают, как трудно заставить детей принять лекарство. Подобным образом Богу нелегко вложить в нас Свою жизнь.
Теперь я хочу отметить нечто скрытое в этой книге. Потеря Иосифа стала началом Божьего воздействия на Иакова на последнем этапе. Иосифу было семнадцать лет, когда его продали (Быт. 37:2), и ему было тридцать лет, когда он предстал перед фараоном (Быт. 41:46). Вслед за этим наступили семь лет изобилия. Вероятно, год или два спустя Иаков послал своих сыновей в Египет купить зерна. Следовательно, от продажи Иосифа до того, как Иаков послал своих сыновей в Египет, прошло как минимум двадцать лет. В Библии ничего не сказано о том, что делал Иаков в эти годы. В ней упоминаются только переживания Иосифа. Что касается повествования об Иакове, эти двадцать лет были временем молчания.
Как вы думаете, что делал Иаков в это время? Будь вы на месте Иакова, что бы вы делали? Я много размышлял об этом и, по-моему, кое-что обнаружил. В эти годы Иакову было нечего делать. У него не было никакого недостатка и никакого устремления. Иакова интересовала только Рахиль, а не Лия и две служанки. После смерти Рахили сердце Иакова было сосредоточено на Иосифе, которого у него отняли примерно год спустя. После того как отняли Иосифа, у Иакова фактически ничего не осталось. Следовательно, в эти годы молчания он был человеком без устремлений, интересов или каких-то дел. Вероятно, в это время Бог всё больше и больше вкладывал Себя в Иакова. Как отличаются эти двадцать лет от двадцати лет, проведённых у Лавана! В течение двадцати лет, проведённых у Лавана (Быт. 31:41), Иаков боролся с Лаваном и был занят взаимоотношениями с Рахилью, Лией, служанками и всеми своими детьми. Но в течение этих двадцати лет в Хевроне Иаков был освобождён от каких-либо уз или занятий. Он не только отошёл от дел — он был свободен.
Единственное, что нельзя было отнять у Иакова, — это Божье присутствие. В Хевроне Иаков постоянно жил в общении с Богом. Потеряв Иосифа, Иаков стал полностью открытым для Бога сосудом. Возможно, присутствие Иосифа мешало Иакову открыться для Бога. Но теперь, потеряв Иосифа, Иаков был свободен от всех преград и полностью открыт для Господа. Несомненно, день за днём Иаков думал об Иосифе. Он решил, что Иосифа съел дикий зверь, но доказательств этому не было. Поэтому Иаков, возможно, думал, что снова увидит Иосифа. Это подталкивало Иакова к Богу и открывало его для Бога. Чем больше он думал об Иосифе, тем больше он открывался. На протяжении всех этих лет Иаков был сосудом, открытым небесам, и небесный дождь постоянно лился в него. В это время Иаков каждый день находился в Божьем присутствии и наполнялся божественной жизнью.
Внезапно Иаков был поражён голодом, так как «в Ханаанской земле был голод» (Быт. 42:5), и Иаков ничего не мог с этим поделать. Бог использовал этот голод, чтобы поработать над Иаковом и возвысить Иосифа. Мы увидели, что в продолжение двадцати лет между утратой Иосифа и наступлением голода Иакову было нечего делать. Он, вероятно, считал, что его жизнь закончилась, и ждал, когда он приложится к своему народу, то есть умрёт. Он не представлял себе, что отправится в Египет, где у него будет ещё одно новое начало. Несомненно, он не представлял себе, что там его будет ждать Иосиф. Иаков, возможно, думал: «Что нового может произойти со мной? Я стар, у меня было четыре жены, и у меня много детей и внуков. Моя жизнь окончена». Но пока он так рассуждал, рука Божья вдруг опустилась на него и Иакова поразил голод. Каким испытанием для всего существа Иакова стал этот голод! Прежде чем наступил голод, он был в покое; у него ни в чём не было недостатка. Но внезапно пища пропала. Будучи главой такой большой семьи, он, разумеется, напряжённо думал, что делать в условиях голода. Бог использовал голод, чтобы оказать давление на Иакова.
Бог также использовал голод, чтобы возвысить Иосифа. Для Иосифа голод был великим событием. Если бы после семи лет изобилия не настал голод, фараон сказал бы Иосифу: «Иосиф, ты обманул меня, истолковав мой сон неправильно. После семи лет изобилия голод так и не наступил». Но голод наступил, и он стал силой и властью Иосифа. Семь лет изобилия были частичным исполнением сна фараона, но толкование этого сна Иосифом ещё не было полностью подтверждено. Фараон, вероятно, ждал, что же случится через семь лет изобилия. Если бы голод не пришёл, он, вероятно, казнил бы Иосифа. Поэтому, чтобы возвыситься, Иосифу нужны были семь лет голода. Этот голод был славой Иосифа. Бог использовал голод, чтобы возвести Иосифа на престол. Царствование Иосифа было прообразом тысячелетия, прообразом небесного правления Бога над землёй.
(3) Иаков вынужден послать своих сыновей в Египет купить зерна
Из-за голода Иаков был вынужден послать десятерых своих сыновей в Египет купить зерна (Быт. 42:1-3). Он потерял Иосифа и теперь был вынужден отправить десятерых из оставшихся одиннадцати сыновей. В древности путешествие из Хеврона в Египет было долгим; на преодоление такого расстояния уходило восемь-десять дней. После того как десять сыновей пошли в Египет, с Иаковом остался только младший, Вениамин, которому было немногим больше двадцати лет. Десять сыновей покинули Иакова, наверное, почти на месяц. Это время стало большим испытанием для этого пожилого человека. Он, вероятно, думал: «Теперь ушли мои десять сыновей. Интересно, что случится с ними? Вернутся ли они невредимыми? Смогут ли они купить пищу и привезти её домой?» Каким это было испытанием для Иакова! Это воздействие было предназначено не для преобразования Иакова, а для его зрелости. Бог использовал это, чтобы наполнить Иакова самим элементом божественной жизни.
(4) Второй сын Иакова, Симеон, задержан в Египте
Когда сыновья Иакова с зерном возвратились из Египта, Иаков узнал, что Симеон был задержан в Египте (Быт. 42:24, 36). Это также стало страданием и испытанием для него. Если мы снова рассмотрим эти главы с точки зрения Иосифа, царствующей стороны, мы увидим, что Иосиф был мудрым. Он не оставил деньги себе, но положил их в мешки с зерном (Быт. 42:25). Когда один из братьев обнаружил свои деньги в отверстии своей котомки, он рассказал об этом остальным, «и их сердце замерло, и они в трепете обернулись друг к другу и говорили: Что это Бог сделал нам?» (Быт. 42:28). Когда они вернулись домой и обнаружили, что «у каждого в его котомке оказалась связка его серебра», все они, в том числе и Иаков, испугались (Быт. 42:35). Иаков как бы говорил: «Что это? Один из моих сыновей задержан, а вы привезли хлеб, но деньги остались в ваших котомках. Предположим, этот хлеб закончится, а голод продолжится. Что мы тогда будем делать? Нам придётся возвратиться в Египет и купить ещё зерна. Но что нам делать с этими деньгами?» Иаков также узнал печальную весть о том, что Вениамину придётся пойти в Египет. Услышав это, он сказал: «Вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина забрать хотите; всё это против меня» (Быт. 42:36). Хотя Рувим пообещал привести Вениамина обратно к Иакову, Иаков не послушал его. Он сказал: «Не пойдёт мой сын с вами, ибо его брат умер, и один он остался» (Быт. 42:38).
В Быт. 43:1-2 говорится: «А голод в той земле усилился. И когда они съели всё зерно, которое привезли из Египта, их отец сказал им: Пойдите опять; купите нам немного пищи». Тогда Иуда напомнил Иакову, что, для того чтобы снова купить пищи в Египте, они должны взять с собой Вениамина. Таким образом, из-за усиления голода Иакову пришлось послать за зерном в Египет своего младшего сына вместе с его братьями (Быт. 42:4, 36; 43:1-15). Какое это было страдание для Иакова! Бог опустошал этот сосуд, забирая у него всё. После того как Вениамин ушёл с братьями в Египет, Иаков остался один, без своих сыновей. Иосифа отняли, Симеона задержали в Египте, а теперь и все остальные тоже спустились в Египет. Возможно, в ту ночь Иаков сказал: «Что у меня осталось? Всех моих двенадцати сыновей нет, и я не знаю, что с ними случится. В первый раз задержали одного из моих сыновей. Не представляю себе, скольких из них задержат во второй раз». Хотя это было огромным страданием для Иакова, главное здесь — не его страдания, а то, что Бог опустошал его. Бог отнял всё, что раньше наполняло его, и теперь Иаков был совершенно пустым. Но, как мы увидим, в день, когда Иаков услышал добрую весть об Иосифе, он был до конца наполненным полнотой жизни.
Бог отнял Рахиль, Иосифа, Симеона и в конечном итоге всех оставшихся десятерых сыновей, включая Вениамина. Когда Вениамин со своими братьями примирялся в Египте с Иосифом, Иосиф был очень рад. Иаков же находился дома один и был опустошаем Господом. Ночь за ночью у Иакова, вероятно, было глубокое ощущение, что он — пустой сосуд. Всё, что когда-то наполняло его, было отнято. Это происходило всецело по всевластию Господа. Господь готовил его для наполнения божественной жизнью.
Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения Иосифа. То, как Иосиф поступил со своими братьями, произошло также по всевластию Господа. Иосиф задержал Симеона, а затем вернул другим братьям все котомки с деньгами (Быт. 42:24-25). С какой целью Иосиф задержал Симеона? Почему он не задержал какого-нибудь другого брата? Я думаю, что Симеон играл ведущую роль в заговоре против Иосифа. Симеон был жестоким. Они с Левием убили Эммора и Шехема и разрушили их город (Быт. 34:25-29). В Быт. 49:5 Иаков сказал: «Симеон и Левий — братья; оружие насилия их мечи». Я также полагаю, что Симеон первым предложил убить Иосифа. Хотя братья Иосифа не узнали его, он знал о них всё. Когда он впервые увидел их, он, чтобы затронуть их совесть, поставил их в затруднительное положение. Они говорили друг другу: «...мы действительно виновны из-за нашего брата, потому что мы видели бедствие его души, когда он умолял нас, но не послушали; потому это бедствие пришло к нам» (Быт. 42:21). Потом Иосиф «...взял из них Симеона и связал его у них на глазах» (Быт. 42:24). Это, должно быть, заставило Симеона подумать о том, что он сделал с Иосифом. Во время своего заключения Симеон, вероятно, думал: «Почему задержали только меня одного? О, я не должен был так поступать с Иосифом». В том, что Иосиф сделал с Симеоном, действительно проявилось всевластие Господа.
Даже когда братья пришли в Египет во второй раз, Иосиф не сразу открылся им. Я бы на его месте сразу сказал: «Я Иосиф. Как хорошо, что вы возвратились с Вениамином, моим братом. Пожалуйста, возвращайтесь домой и расскажите обо мне моему отцу». Вместо этого Иосиф устроил пир для своих братьев (Быт. 43:16). Это удивило и напугало их. После пира Иосиф приказал наполнить котомки своих братьев пищей, положить их деньги в отверстие их котомок, а его серебряную чашу положить в котомку младшего. Несомненно, братья Иосифа радовались, покидая Египет. Но слуга Иосифа настиг их и обвинил их в том, что они украли чашу его господина. Когда чаша нашлась в котомке Вениамина, братья «разорвали свои одежды» и возвратились в город (Быт. 44:13). Они, должно быть, были напуганы. Иосиф, однако, не наказывал их; он затрагивал их совесть. Только после всего этого Иосиф дал своим братьям узнать себя.
Бог по Своему всевластию не позволил доброй вести об Иосифе дойти до Иакова пораньше. Когда Иосиф и его братья радовались вместе в Египте, Иаков страдал в Ханаане, ожидая возвращения своих сыновей. Чем дольше сыновья Иакова оставались в Египте, тем сильнее он страдал. Но чем больше Иаков страдал, тем лучше это было для него. Долгое ожидание возвращения своих сыновей было, безусловно, испытанием для Иакова. Своей всевластной рукой Бог продлил страдание Иакова, чтобы опустошить его от всего. Когда добрая весть достигла Иакова, он был совершенно пустым.
То, что занимает нас, мешает росту жизни. Из-за того что многие вещи занимают нас, в нашем существе мало места для божественной жизни. Но к тому моменту, когда Иаков услышал весть об Иосифе в Египте, он был опустошён от всего, что занимало его. Ничто не занимало его внутреннее существо. Рахиль умерла, его двенадцать сыновей ушли, и Иаков был совершенно опустошён. Он был так опустошён, что, когда пришла добрая весть, он не пришёл в возбуждение. На самом деле его сердце было довольно холодным (Быт. 45:26, букв.). Когда его достигла весть об Иосифе, Иаков был не только преобразованным, но и до конца наполненным божественной жизнью. Он стал зрелым.
История Иакова должна также стать нашей биографией. Мы должны верить, что всё в нашей повседневной жизни находится под Божьей всевластной рукой. Всё произошедшее с Иаковом предназначалось для его преобразования и зрелости. Для того чтобы Иаков преобразовался, его нужно было принудительно помещать в различные ситуации, в которых у него не было иного выбора, кроме как подвергнуться изменению. После того как мы изменимся подобно Иакову, Бог по Своему всевластию использует людей, вещи и события, чтобы опустошить нас от всего, что нас наполняет, и убрать всё, что нас занимает, для увеличения нашей способности наполняться Богом.
Если мы перечитаем Бытие, мы увидим, что преобразование и зрелость — это два основных аспекта переживания Иакова. Это связано не просто с избранием, призванием, спасением и возрождением. Нам ещё нужны процессы преобразования и созревания. Однако не многие христиане уделяют внимание этим вопросам. По этой причине Божье домостроительство продвигается с большим трудом среди Его детей. Из-за недостатка преобразования и зрелости среди Божьих людей исполнение Его вечного замысла до сих пор не произошло. Но теперь этот недостаток восполняется в Господнем восстановлении, которое сегодня является восстановлением Христа как жизни и церкви как нашего жития. В ближайшие годы многие святые в Господнем восстановлении будут преобразованы. Даже сейчас некоторые находятся в процессе созревания. Господь работает среди нас, над нами и в нас, преобразовывая нас и побуждая нас созревать.
В молодости я прочитал ряд книг о победе над грехом, но я не прочитал ни одной книги о преобразовании. Сегодня наша задача состоит не просто в том, чтобы победить грех. Даже если вы победите все грехи, вам всё равно нужно преобразоваться. Если мы не преобразовываемся, победа над грехом значит не так много для Божьего домостроительства. Для Божьего домостроительства нам нужно не просто победить грех; нам необходимо преобразование нашего существа и полнота Его жизни. Бога интересуют преобразование и зрелость. Это — Его сегодняшняя нужда.
Наряду со зрелостью у нас также есть аспект царствования. Зрелая жизнь становится царствующей жизнью. Как мы отмечали, Иакова и Иосифа следует рассматривать не как двух разных людей, а как два аспекта одного целого человека, у которого есть полнота переживания. У всех нас должен быть аспект зрелости и аспект царствования. В действительности в Египте царствовал не Иосиф, а Иаков, Израиль. Если бы вы спросили египтянина, кто царствует над ним, он ответил бы, что царствует еврей, израильтянин. Израиль царствовал в Египте, потому что Израиль созрел в жизни. Бог может использовать для Своего царства, Своего царствования, только зрелую жизнь.
Из переживаний Иакова мы видим, что всё происходящее с нами совершается по Божьему всевластию для нашего преобразования и созревания. Ничто не происходит случайно. Божий вечный замысел может быть осуществлён только посредством нашего преобразования и нашей зрелости. Переживание Иакова — великолепная тому иллюстрация.
На последнем этапе для своей зрелости Иаков на самом деле не реагировал на всё это воздействие. У него больше не было собственной деятельности. Он полностью подчинялся обстоятельствам без всякой борьбы. Он принимал всё происходившее (Быт. 43:11, 13). В связи с вероятной потерей сыновей он сказал: «А мне если до́лжно лишиться детей, то пусть лишусь детей» (Быт. 43:14). Какая покорность!
В молодости Иаков всегда полагался на собственные умения и способности. Однако, пережив Божью работу на последнем этапе, он начал полагаться не на себя, а на Бога. Иаков узнал Божью милость. Благодаря своим переживаниям на протяжении всей своей жизни он в итоге понял, что во всех его обстоятельствах всё зависело не от его умений и способностей, а от Божьей милости. И он также усвоил, что этот милостивый Бог является не только всемогущим, но и вседостаточным и что Он может удовлетворить нужды в любой ситуации. Поэтому Иаков сказал своим сыновьям: «Вседостаточный Бог даст вам милость перед тем человеком» (Быт. 43:14). Теперь его опорой и покоем была исключительно милость его вседостаточного Бога, а не он сам и не его способности. Здесь мы видим человека, который был полностью преобразован для зрелости.