Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 92

Созревает — процесс созревания

(1)

  В этом сообщении мы переходим к самому приятному разделу Бытия — главам с 37-й по 50-ю. Всем детям нравятся истории в этих главах. Когда автор подошёл к этому разделу, он изменил свой стиль. Повествование первых тридцати шести глав краткое и прямолинейное, а повествование последних четырнадцати глав очень подробное. Например, в 37-й главе содержится много деталей. Этот раздел такой подробный, потому что он имеет важное практическое значение для нашей человеческой жизни. Ни один из разделов Бытия не является таким практичным, как этот последний раздел из четырнадцати глав.

  Прежде чем мы рассмотрим 37-ю главу, мне хотелось бы снова обратить ваше внимание на начало этой книги. При чтении любой книги мы должны понимать тему, цель, этой книги. Прочитав Бытие — книгу из пятидесяти глав, можно так и не понять тему. Какова тема этой книги? В молодости мне говорили, что Бытие раскрывает два основных положения: Божье творение и падение человека. Бытие начинается словами: «В начале Бог сотворил» и заканчивается словами: «Он был положен в гроб в Египте». Мне говорили, что, поскольку в первом стихе речь идёт о Божьем творении, а в последнем — о том, что Иосифа положили в гроб в Египте, Бытие — это книга о Божьем творении и падении человека. Такой взгляд нельзя назвать неправильным, но это очень неполное понимание этой книги.

  Понять Библию не просто. На самом деле нам трудно понять даже самих себя. У нас есть волосы на голове и десять пальцев на ногах, но разве волосы и пальцы образуют всего человека? Разве это целый человек? Разумеется, нет. Все важные части и органы, такие как сердце и лёгкие, находятся между волосами и пальцами. Подобным образом самые важные части Бытия находятся между первым и последним стихами этой книги.

  В Быт. 1:26, одном из ключевых стихов, говорится: «И сказал Бог: Сделаем человека по Нашему образу, согласно Нашему подобию; и пусть они владычествуют…» Обратите внимание здесь на два значительных слова: «образ» и «владычество». Да, человек был сотворён Богом и пал. Но мы должны рассмотреть, каким образом и для какой цели человек был сотворён. Библия говорит, что человек был сотворён по Божьему образу. Нет никого и ничего выше Бога. Следовательно, человек был сделан по образу высочайшей Личности. Вероятно, раньше вы никогда не думали о себе столь высоко. Поскольку мы имеем божественный образ, мы должны высоко ценить себя. Мы не низкие существа; мы были сделаны с целью выражать Бога и осуществлять Его владычество. Тема Бытия — это человек, который имеет образ Бога и осуществляет Божье владычество над всем. Мы имеем образ Бога, чтобы выражать Его, и у нас есть Божье владычество, чтобы представлять Его. Поэтому мы выражаем и представляем Бога. Это — сердце Бытия.

  Чтобы знать этот вопрос в его развитии, нам нужны все пятьдесят глав этой книги. Все поколения, о которых в ней повествуется: Адам, Авель, Энос, Энох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и Иосиф, — нужны для одной цели: показать, что Божье домостроительство во вселенной состоит в том, чтобы выразить Бога через человека. Это Божий замысел, Божья цель и желание Божьего сердца. Божий замысел и Его домостроительство связаны с человеком.

  Содержащееся в этой книге повествование обо всех поколениях — это изображение Божьего божественного домостроительства. В Адаме мы видим мало Божьего выражения и владычества. Хотя Авель верил в Бога, в нём мы не видим Божье выражение и владычество с полной ясностью. Энос осознал, что он хрупкий и слабый, и начал призывать имя Господа. Но в нём мы почти не видим Божье выражение или владычество. Энох ходил с Богом. Поэтому мы видим в нём немного Божьего выражения, но мы совсем не видим Божьего владычества. Хотя в случае Ноя мы видим немного Божьего выражения и владычества, оно довольно расплывчатое; оно неопределённое, невыразительное и неясное. В Аврааме мы видим меньше Божьего выражения и владычества, чем в Ное. Многие христиане чрезмерно превозносят Авраама, но он находился только на первом уровне учения о Христе. Авраам был отцом веры для оправдания, что является просто началом учения о Христе. Далее, в Исааке мы не видим почти никакого Божьего выражения и владычества. Исаак, который унаследовал всё от своего отца, интересовался только едой. Как только ему принесли вкусную пищу, он был готов слепо отдать своё благословение.

  Мы видим выражение Бога в Иакове. Однако до последних четырнадцати глав Бытия этого выражения в нём совсем немного. Но в этих последних главах мы видим в нём много выражения и владычества Бога. Хотя в этом разделе Иаков уже состарился, его духовные глаза оставались проницательными. Куда бы он ни шёл, он понимал фактическую ситуацию и благословлял людей соответствующим образом. Кроме того, его благословение стало Божьим пророчеством. У Иакова по-настоящему был образ Бога, и он выражал Его. Даже фараон, высочайший правитель того времени, находился под благословением Иакова. Когда Иакова привели в присутствие фараона, Иаков не сказал: «Здравствуй, как дела? Сколько тебе лет?» Вместо этого он вытянул свою руку и благословил его (Быт. 47:7, 10). Отсюда следует, что фараон стоял ниже Иакова — того, кто был Божьим выражением.

  То, как Иаков благословил двух сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию, тоже было пророчеством. Исаак, обманутый Иаковом, благословил его слепо. Однако Иаков благословил Ефрема и Манассию совершенно иначе. Иосиф привёл своих двух сыновей к Иакову, ожидая, что Манассия, первородный, получит право первородства. Но Иаков положил свою правую руку на голову Ефрема, младшего, «направляя свои руки с проницательностью» (Быт. 48:14). Когда Иосиф попытался переложить руку Иакова с головы Ефрема на голову Манассии, Иаков отказался и сказал: «Знаю, сын мой, знаю» (Быт. 48:19). Иаков как бы говорил: «Сын мой, ты не знаешь, что я делаю, а я знаю. Я знаю Божье сердце. Моё благословение — это Божье выражение и Божье говорение. Слово моего благословения — это пророчество Бога».

  Здесь в Иакове мы видим человека, который был един с Богом и который выражал Бога. Говорение Иакова было говорением Бога. Не считайте такое говорение чем-то незначительным. Согласно Новому Завету, Сын выражал Отца главным образом Своим говорением. Господь Иисус сказал: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя — Отец, пребывающий во Мне, совершает Свои дела» и «…слово, которое вы слышите, — не Моё, а пославшего Меня Отца» (Ин. 14:10, 24). Следовательно, выражать Бога — значит главным образом говорить за Бога и изрекать Его людям.

  Как мы увидели, у Иакова, Божьего выражения, был Божий образ. А что можно сказать о Божьем владычестве? Бытие заканчивается тем, что Иосиф осуществляет владычество над всей землёй. Хотя царём был фараон, он был просто номинальным главой. Фактическим царём был Иосиф, который является частью Иакова в переживании жизни. В Иакове с Иосифом мы видим Божье выражение с Божьим владычеством. Никогда не отделяйте Иосифа от Иакова. В повествовании последних четырнадцати глав Бытия эти двое переплетены. Это показывает, что Иосиф является царствующей частью Иакова и что Иакова и Иосифа не следует считать отдельными людьми.

  В этом разделе Иаков страдал, а Иосиф царствовал. В 37-й главе Иосиф не производит впечатления страдающего человека. В этой главе раскрывается, что страдал Иаков, а не Иосиф. Некоторые возразят: «Разве Иосиф не страдал, когда его бросили в яму?» Это — ваше толкование, но в этой главе об этом не говорится. Иаков, напротив, сильно страдал. Он не плакал, когда умерла Рахиль, но он грустил и плакал, решив, что Иосифа съел дикий зверь (ст. 33-35).

  Повествование в Библии имеет цель. Бытие — книга о Божьем образе и владычестве — показывает полную картину того, как люди могут быть переделаны и преобразованы для того, чтобы выражать Бога в Его образе и представлять Бога с Его владычеством. Последние четырнадцать глав Бытия показывают, что, после того как Иаков стал Израилем, у него был Божий образ и он осуществлял Божье владычество. Бытие — это законченная книга; она заканчивается так же, как начинается. Она начинается и заканчивается Божьим образом и владычеством. В заключительных главах Бытия Бог, вероятно, был рад и мог сказать: «Теперь у Меня есть на земле человек, выражающий Меня и представляющий Меня. Этот человек имеет Мой образ и осуществляет Моё владычество. Его слова — это Моё пророчество, а его действия — это осуществление Моего владычества». Такова тема Бытия.

д. Созревает

1) Процесс созревания

  В 37-й главе Иаков был уже стар. И что касается времени, и что касается расстояния, он прошёл долгий путь и наконец пришёл в Хеврон. Иаков прошёл через многое. Наверное, никто в Библии не проходил через столько запутанных и сложных ситуаций, как Иаков. Бог воздействовал на него до такой степени, что он потерял почти всё из того, что имел. Ко времени 37-й главы Рахиль умерла и Иаков жил в Хевроне, наслаждаясь общением, которое познали там его праотцы Авраам и Исаак. Складывается впечатление, что в Хевроне Иаков отошёл от дел. Однако в духовной жизни невозможно отойти от дел, и Бог вмешался, чтобы нарушить то, что выглядело как отход Иакова от дел.

  Я полагаю, что в Хевроне Иаков делал всё возможное, чтобы вести спокойную жизнь. Пока Иаков находился там в общении, у него, вероятно, было много воспоминаний. В этой тишине он, возможно, размышлял: «Лучше бы я не хватался за пятку Исава. Лучше бы я не обманывал Исава и своего отца. К тому же мне было незачем терять свою мать и убегать к дяде Лавану. Кроме того, мне не следовало так сильно любить Рахиль. Подумать только, сколько неприятностей принесла мне любовь к ней! Почему я был так неразумен? Мне не стоило позволять Лавану обманывать меня. Зачем я пообещал работать столько лет за Рахиль? Все те годы, что я провёл у Лавана, я страдал от жары и холода». Окажись вы на месте Иакова, чем бы вы занялись, отойдя от дел? Вы бы, скорее всего, сказали: «Отныне я просто хочу вести тихую жизнь. Больше не будет никакой хитрости, никакого хватания за пятку. Исав, Лаван и Рахиль остались в прошлом. Теперь мне пора успокоиться и наслаждаться жизнью». Безусловно, в Хевроне Иаков наслаждался спокойной жизнью.

  Иаков любил Иосифа больше всех своих сыновей, и он сделал ему разноцветную одежду (ст. 3). Если бы Иаков не отошёл от дел, он не смог бы сделать такую одежду для Иосифа. Занятой отец не тратил бы время на такое занятие. Но Иаков наслаждался жизнью, и у него было достаточно времени, чтобы сделать такую одежду для своего любимого сына. Это свидетельствует о том, что он отошёл от дел. Упоминание о разноцветной одежде — это маленькое окошко, сквозь которое мы видим характер, желание, намерение, цель и предрасположенность Иакова.

a) Божья работа на последнем этапе

  Претерпев столько воздействий под Божьей рукой, Иаков, несомненно, устал от человеческой жизни. Он устал от хитрости, обмана, борьбы и сражения. Он вёл спокойную жизнь, и у него был любимый сын — сокровище его сердца. Из-за своей избирательной любви к Иосифу он сделал ему разноцветную одежду. Был ли Иаков прав, поступая так? Почему он не сделал такую одежду для Рувима, старшего, или Вениамина, младшего? Рувим осквернился, совершив прелюбодеяние с наложницей Иакова, но Вениамин, младенец в семье, был слишком мал, чтобы совершить что-либо неправильное. Тем не менее сердце Иакова было обращено сначала к Иосифу, а затем к Вениамину. Иаков был избирательным. Как мы увидим, избирательность Иакова в отношении Иосифа причинила ему страдание.

  Всё в этой главе находится под Божьей всевластной рукой; ничто не является случайным. Например, сразу же после того как братья Иосифа бросили его в яму, на сцене появились измаильтяне, и его братья решили продать его им. Затем Иосиф был уведён в Египет и продан Потифару, вельможе фараона. Всё это произошло по Божьему всевластию. На самом деле даже избирательность Иакова по отношению к Иосифу находилась под Божьим всевластием. В 37-й главе Бог осуществлял Своё всевластие, воздействуя на эту избирательность, чтобы Иаков созрел.

  До этой главы Иаков был преобразованным человеком; однако он ещё не был зрелым. Быть преобразованным — значит измениться в своей природной жизни, а быть зрелым — значит наполниться божественной жизнью, которая изменяет нас. Можно преобразоваться в своей природной жизни, но при этом не наполниться божественной жизнью. Главы с 37-й по 45-ю представляют собой повествование о процессе созревания Иакова. Этот процесс начался в 37:1 и продолжался до 45:28. В последних пяти главах этой книги мы видим Иакова, который полностью созрел. Вероятно, за всю свою жизнь Иаков не страдал столько, сколько в этих девяти главах. Они поистине представляют собой рассказ о страдании Иакова. В этих главах мы видим Божью работу на последнем этапе жизни Иакова. Страдания, которым он подвергся здесь, глубоко затронули его личные чувства. После этих глав Иаков больше не подвергался Божьей работе. Он полностью созрел, наполнился божественной жизнью, и у него было Божье выражение и Божье владычество.

  Для Божьего выражения и владычества требуется зрелость. Только зрелая жизнь может иметь Божий образ и осуществлять Божье владычество. Даже в 37-й главе Иаков не мог иметь Божий образ и осуществлять Божье владычество. Хотя он был преобразован, он ещё не был зрелым. Его избирательность в отношении Иосифа служит доказательством того, что он не был зрелым. Эта избирательная любовь была слабым местом. Не думайте, что преобразованный человек не может быть избирательным в своей любви или не может иметь других слабостей. По этой причине Бог всевластно поместил Иакова под Свою руку, чтобы тот стал зрелым.

(1) Под Божьей всевластной рукой Иаков лишается сокровища своего сердца

  Чтобы стать зрелым, Иакову в первую очередь пришлось потерять Иосифа, сокровище своего сердца. На первый взгляд Иосиф никак не мог быть потерян. Он легко мог умереть от какой-нибудь болезни, но как Иаков мог потерять его? Хотя он не должен был умереть, потому что оставался очень полезным, его нужно было отнять у Иакова. Теперь нам надо рассмотреть, каким образом Иаков потерял Иосифа.

(а) Иосиф приносил отцу злые слухи о своих братьях

  В стихе 2 говорится, что Иосиф приносил своему отцу злые слухи о своих братьях. Только двое из двенадцати сыновей Иакова были хорошими — Иосиф, которому было семнадцать лет, и его младший брат Вениамин, который был ещё малым ребёнком. Остальные десять братьев были грязными и порочными, и Иосиф постоянно приносил отцу злые слухи о них. Первый из десяти братьев, Рувим, совершил прелюбодеяние с наложницей своего отца (Быт. 35:22), а четвёртый, Иуда, совершил блуд со своей невесткой, переодетой в блудницу (Быт. 38:12-26). Левий и Симеон были жестокими; они отомстили за осквернение своей сестры Дины, убив Эммора и Шехема и разграбив их город (Быт. 34:25-29). То, что эти братья сговорились убить своего брата по плоти, указывает на то, что они были очень греховными. Трудно поверить, что они были сыновьями избранной, святой семьи и что им предстояло стать отцами колен детей Израиля, избранных Богом. Однако если бы братья Иосифа были хорошими, а не порочными, он никогда бы не был потерян.

(б) Израиль любил Иосифа больше всех своих сыновей

  Как мы увидели, «Израиль любил Иосифа больше всех своих сыновей, потому что он был сыном его старости, и он сделал ему разноцветную одежду» (ст. 3). Из-за своей избирательной любви к Иосифу Иаков должен был потерять его, чтобы созреть. Иаков потерял Иосифа главным образом из-за своей избирательной любви к нему.

(в) Братья Иосифа возненавидели его

  В стихе 4 говорится: «И когда его братья увидели, что их отец любит его больше всех его братьев, они возненавидели его и не могли говорить с ним мирно». Избирательная любовь Иакова к Иосифу вызвала ненависть к нему со стороны других сыновей. Избирательная любовь к ребёнку вызывает ненависть среди других детей, поэтому родители должны избегать её. Наша любовь должна быть равной и беспристрастной. Братья Иосифа возненавидели его также потому, что он был хорошим, и потому, что он приносил их отцу злые слухи о них.

(г) Иосиф увидел два сна, из-за чего братья возненавидели его ещё больше

  Иосифу приснились два сна, из-за чего братья возненавидели его ещё больше (ст. 5-11). Эти сны пришли от Бога. Снов было два, потому что два — это число подтверждения и свидетельства. В обоих снах говорится об одном и том же, поскольку и снопы, и звёзды склонились перед Иосифом. На наш взгляд, братьев Иосифа — прелюбодеев, блудников, убийц и ненавистников — следовало бы осудить на огненное озеро. Но Иосиф увидел сон не о колючках и грабителях, окружавших мягкого подростка. Он увидел сон о снопах и звёздах. Сноп — это связка, в которую связывают пожатую пшеницу. Из этого видно, что в Божьих глазах сыновья Иакова были Его урожаем на земле. Более того, они были не зелёным урожаем; они были спелым и собранным урожаем, связанным в снопы. Во втором сне члены семьи Иосифа обозначены солнцем, луной и одиннадцатью звёздами. Они были яркими светилами, сияющими в небесах. Как мы отмечали в «Жизнеизучении Откровения», солнце, луна и звёзды в 12-й главе Откровения и в 37-й главе Бытия представляют совокупность Божьего народа. Во времена Иосифа его семья была совокупностью Божьего народа на земле. В наших глазах они были порочными и грязными, но в Божьих глазах они были яркими и небесными. Подобным образом с точки зрения своей человеческой природы мы безобразные, порочные и нечистые. Тем не менее мы были избраны, искуплены, прощены, возрождены и преобразованы. Поэтому мы — Божья нива, Божий урожай. В конечном итоге мы станем Божьей жатвой; Он пожнёт нас и сделает снопами. Также мы — небесные светила. Какое это видение!

  Бог всевластен в том, что послал Иосифу эти сны, поскольку они раскрывают природу, положение, функцию и цель Божьих людей на земле. Божьи люди — это Его жатва и Его светила. Как жатва, они обладают жизнью, а как небесные светила, они обладают светом. В первом сне мы видим жизнь, а во втором — свет. Жизнь и свет — это две характерные черты Божьих людей.

  В первом сне снопы склонились перед снопом Иосифа, а во втором сне перед ним склонились солнце, луна и одиннадцать звёзд. Когда Иосиф рассказал отцу и братьям о своём втором сне, Иаков упрекнул его и сказал: «Что это за сон, который ты видел? Неужели я, и твоя мать, и твои братья действительно придём склониться перед тобой к земле?» (ст. 10). Иосиф не был дипломатом; он был искренним, откровенным, верным и прямым. Если бы он искренне не рассказал им о своих снах, не возникло бы никаких неприятностей. В церковной жизни мы должны быть подобны Иосифу, а не дипломатам. Однако не многие среди нас искренние, прямые Иосифы; вместо этого большинство из нас «мудрые» дипломаты. Вы увидели сон, но вы никогда не расскажете его другим. Иосиф же, напротив, был бесхитростным, искренним, открытым и прозрачным; он с радостью рассказал братьям свои сны. Но это вызвало ещё большую ненависть, и прозрачность Иосифа привела к тому, что он «был распят». Много раз меня тоже «распинали» за мою прозрачность. Однако если я стану дипломатичным, я уже не буду подобен Иосифу. С человеческой точки зрения, Иосиф был не прав, рассказав братьям о своих снах. На месте Иосифа многие из нас сказали бы: «Знаете, прошлой ночью мне приснился чудесный сон». Если бы нас спросили о сне, мы бы ответили: «Простите, я не могу вам рассказать его». Это дипломатическая «мудрость» сегодняшних христиан. Кем вы станете: дипломатом или Иосифом? Если вы Иосиф, вы будете «распяты» за свою искренность. Из-за снов Иосифа его братья возненавидели его больше, чем когда-либо.

(д) Братья Иосифа пошли пасти мелкий скот

  Братья Иосифа пошли пасти мелкий скот своего отца в Шехеме (ст. 12). Они зарабатывали на жизнь тем, что пасли мелкий скот. Это занятие по Божьему всевластию предоставило им возможность лишить Иакова Иосифа.

(е) Иосиф послан проведать своих братьев

  Позже отец Иосифа послал его проведать братьев (ст. 13-17). Это также было всевластием Господа. То, что Иаков послал Иосифа проведать братьев, является ещё одним указанием на то, что Иаков наслаждался жизнью. Если бы он был занят, то ему бы не пришла мысль послать Иосифа с таким поручением. Но поскольку ему было нечего делать, он вдруг подумал о своих сыновьях и забеспокоился о них. Когда Иосифу было велено пойти к братьям, он был послушен. Он не сплетничал и не говорил лишних слов. Он послушался отца и пошёл разыскивать своих братьев.

(ж) Братья Иосифа сговорились убить его

  Когда братья Иосифа «увидели его издали и прежде, чем он приблизился к ним, они сговорились против него, чтобы умертвить его» (ст. 18). Они дали Иосифу прозвище, сказав друг другу: «Вот идёт этот главный сновидец» (ст. 19). Они сговорились убить Иосифа, а затем обмануть отца в отношении произошедшего (ст. 20).

(з) Рувим хотел избавить Иосифа из рук своих братьев

  Рувим, старший брат, хотел избавить Иосифа из их рук. Когда он услышал их план, он «попытался избавить его из их руки и сказал: Не будем отнимать у него жизнь… Не проливайте крови; бросьте его в эту яму, которая в пустыне, но рук не налагайте на него» (ст. 21-22). Намерение Рувима заключалось в том, чтобы взять его из их рук и возвратить его отцу.

(и) Иуда предложил продать его, а не убивать

  В отсутствие Рувима Иуда, четвёртый брат, предложил продать Иосифа измаильтянам, вместо того чтобы убивать его (ст. 25-27). Иуда сказал: «Какая польза, если мы убьём нашего брата и скроем его кровь? Пойдём и продадим его измаильтянам, а руки нашей пусть не будет на нём; ибо он наш брат, наша плоть» (ст. 26-27).

(к) Иосифа продали измаильтянам из Мадиана

  Иосифа продали измаильтянам из Мадиана (ст. 28). Измаил был сыном Авраама от Агари, а Мадиан был сыном Авраама от его последней жены Хеттуры. И измаильтяне, и мадианитяне олицетворяют плоть. Ненависть связана с плотью, а плоть связана с миром, олицетворением которого является Египет. По причине ненависти братьев Иосиф был передан плоти, а плоть привела его в Египет. Но Бог всевластен над всем. В Своём всевластии Он использовал всё, в том числе плоть и ненависть братьев Иосифа. В Своём всевластии Бог использовал всё отрицательное в этой главе: ненависть, плоть, фараона, вельможу фараона Потифара, — чтобы исполнить Свой замысел.

(л) Иаков потерял сокровище своего сердца

  По Божьему всевластию, которое проявилось во всех этих на первый взгляд случайных вещах, Иаков потерял сокровище своего сердца (ст. 31-35). После смерти Рахили сердце Иакова было целиком сосредоточено на Иосифе. Внезапно, к его большому удивлению, Иосиф был похищен. Сыновья Иакова обманули его, заставив его поверить, что Иосифа съел дикий зверь (ст. 32-33). Когда Иаков услышал эту новость, он «разорвал… свою одежду, и возложил вретище на свои чресла, и оплакивал своего сына много дней» (ст. 34). У Иакова больше ничего не осталось на земле. Он был не только сокрушён; он полностью лишился всего. Хотя его дети попытались утешить его, он отказался утешиться и сказал: «Я сойду с плачем к моему сыну в Шеол» (ст. 35). Иаков был совершенно подавлен, и ничто не могло его утешить. Он потерял сокровище своего сердца. Каким глубоким и личностным было это воздействие!

  В принципе, рано или поздно мы все пройдём через такое воздействие. Не пугайтесь этого. Слава Господу за то, что у нас есть не только 37-я глава, но и 47-я глава, где мы видим славный результат. Глава 37-я — это просто узкий туннель. Чтобы созреть, Иакову пришлось пройти по этому узкому туннелю и пережить страдание, которое глубоко затронуло его сердце. За всю его жизнь ничто не затрагивало его так лично и глубоко, как потеря Иосифа.

(м) Мадианитяне привели Иосифа в Египет и продали его Потифару

  Иосиф, однако, не был потерян. Бог сохранял его в Египте. То, что Иосиф оказался в Египте, стало, по сути, его переводом из «средней школы» в «университет». В Египте он должен был получить своё высшее образование, образование, которое подготовило его к царствованию. Иаков, разумеется, не знал этого. В глазах Иакова Иосифа съел зверь. Но в Божьих глазах Иосифа готовили к царствованию. Поэтому Бог мог сказать: «Иаков, не печалься. Наоборот, радуйся, потому что твой сын теперь в Египте и он готовится стать царём».

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках