Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 90

Преобразовывается

(10)

  Проведя довольно долгое время в Вефиле, Иаков отправился оттуда дальше (Быт. 35:16). На первый взгляд его уход из Вефиля нельзя считать положительным. Но то, что Иаков покинул Вефиль, не означает, что он покинул дом Божий; это означает, что он двигался вперёд в своём духовном переживании. Хотя он пришёл в Вефиль, жил там и совершил там определённые вещи, он, тем не менее, должен был идти дальше.

  Мы увидели, что Бытие — это книга семян и картин. Нам нужно понимать значение всех этих семян и картин. Картина Авраама, Исаака и Иакова — это изображение нашей духовной жизни. Переживания этих трёх человек является картиной духовной жизни одного человека, следующего за Господом.

6) Более глубокие и более личные воздействия

а) Смерть Рахили

  Когда Иаков отправился из Вефиля дальше, он пережил очень глубокое и личное воздействие: его любимая жена, Рахиль, умерла во время рождения его последнего сына, Вениамина (Быт. 35:16-20). Это переживание было связано со смертью и рождением, то есть с потерей и приобретением. Иаков потерял Рахиль и приобрёл Вениамина. Если бы вы могли выбирать, что бы вы предпочли: сохранить мать или приобрести сына? Распространённое христианское представление таково: лучше сохранить мать и приобрести сына. Но в божественном домостроительстве, если вы хотите приобрести последнего сына, вы должны отпустить мать. Без потери не может быть приобретения, и без смерти не может быть рождения. Рождение происходит в результате смерти, потому что без смерти нет воскресения. Если бы Рахиль не умерла, то не мог бы родиться Вениамин.

  Рахиль олицетворяет природный выбор Иакова. У Иакова было четыре жены, но только Рахиль представляла собой природный и первоначальный выбор Иакова, соответствовавший желанию его сердца. Он был вынужден принять Лию, а также взять двух служанок — Валлу и Зелфу. Однако Лия и две служанки не были выбором сердца Иакова. Если вы внимательно прочитаете Бытие, вы увидите, что сердце Иакова было целиком сосредоточено на Рахили и оно не лежало к другим трём женщинам. Вспомните, что сделал Иаков, когда он со страхом ожидал нападения Исава и его людей. Он поставил двух служанок и их детей впереди, Лию и её детей за ними (посередине), а Рахиль и Иосифа позади (Быт. 33:1-2). То, что Иаков поставил Рахиль и Иосифа позади с целью защитить их в случае нападения, показывает, что его сердце было сосредоточено на Рахили.

  В Библии всё имеет свою цель. О смерти Рахили здесь, в 35-й главе, повествуется с определённой целью. Когда Иаков был в пути, он, судя по всему, обрадовался, узнав о том, что Рахиль вновь забеременела. Наверное, он надеялся, что его любимая жена подарит ему ещё одного мальчика. Но когда Рахиль рождала второго ребёнка, она умерла и в результате природный выбор Иакова, желание его сердца, был отнят у него.

  До переживания в Вефиле Бог терпимо относился к природному выбору Иакова, позволяя ему обладать желанием своего сердца. Но после переживания в Вефиле природный выбор Иакова был взят у него. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, до того как у нас появилось переживание церковной жизни, у нас оставались наши природные представления, природный выбор и природное желание. Более того, Бог благословлял всё это. Посмотрите, например, на рождение Рахилью первого сына, Иосифа. Когда родился Иосиф, Иаков был очень счастлив и, наверное, сказал: «Бог благословил желание моего сердца. Бог благословил мой выбор». Однако после своего переживания в Вефиле Иаков утратил свой природный выбор.

  Получив переживание церковной жизни, вы должны оставить свой природный выбор. До того как вы пришли в церковь, у вас ещё был ваш природный выбор и Бог относился к нему терпимо. Но после того как у вас появилось определённое переживание церковной жизни, Бог больше не желает мириться с ним. Надеюсь, что это не испугает молодых людей и не заставит их отступить от переживания в Вефиле. Услышав это, кто-то из них скажет: «Если так обстоит дело, я никогда не пойду в Вефиль. Я лучше буду жить, не доходя до Вефиля, и не пойду дальше. В этом случае я не утрачу свой природный выбор». Да, после того как у вас появится определённое переживание в Вефиле, вы утратите свой природный выбор, но вы приобретёте Вениамина, который является прообразом Христа.

(1) Приносит Христа как сына скорби (Бен-Они) и как сына правой руки (Вениамина)

  В стихе 18 говорится: «И когда выходила её душа (ибо она умерла), она назвала его именем Бен-Они; но его отец назвал его Вениамином». Этому ребёнку было дано два имени: одно матерью, а другое отцом. Имя «Бен-Они» означает «сын скорби», «сын печали». Это имя дала ему Рахиль, потому что она переживала страдания и скорби. Но Иаков сразу же переименовал его, дав ему имя «Вениамин», что означает «сын правой руки». Во всей вселенной есть только один Сын печали и одновременно Сын правой руки — Христос. С одной стороны, Христос — это Бен-Они, а с другой стороны, Он — Вениамин. Христос — это чудесная Личность, у которой есть эти два аспекта. Никто не скорбел так, как Христос, и никто не был возвышен так, как Христос. В Ис. 53:3 Он изображён как «человек печалей»; в Деян. 2:33 говорится, что Он был «возвышен к правой руке Божьей», а в Евр. 1:3 говорится, что Он «сел по правую руку Величия на высоте». Сначала Иисус был Сыном скорби, Сыном страдания. Эту скорбь пережила не только Рахиль, но и Мария, мать Христа. Согласно Лк. 2:35, её душу пронзили страдания её сына. Но через тридцать три с половиной года, в воскресении и вознесении, Христос стал Сыном правой руки Божьей. Поэтому никто не может отрицать, что Вениамин — это прообраз страдающего и возвышенного Христа.

  Предположим, вы оказались бы на месте Иакова. Согласились бы вы обрести этого Христа ценой потери желания своего сердца? Если только вы останетесь в церкви, будете переживать Вефиль, поставите столп и изольётесь на него как возлияние, у вас не будет выбора. Чтобы родился Вениамин, Рахиль должна умереть. Аллилуйя, Рахиль ушла, и появился Вениамин!

  Более пятидесяти лет тому назад я слышал сообщения и читал книги о необходимости выражать Христа и являть Его. Но меня смущало то обстоятельство, что я не знал, как возвышать Христа и выражать Его. Многие годы я не мог это выяснить. Некоторые говорили, что, для того чтобы выражать Христа, мы должны быть распяты. Но как человек может распять самого себя? Никто не может пригвоздить себя к кресту. В конце концов я узнал, что возвышать Христа и выражать Его можно лишь в церковной жизни. Благодаря церковной жизни у «Рахили» произойдут замечательные и воодушевляющие «роды», и она умрёт для рождения чудесного Христа. Я всеми возможными способами пытался возвышать и выражать Христа и могу твёрдо засвидетельствовать, что ни один из этих способов не был успешен. Однако после того как я пришёл в церковную жизнь и оставался в ней какое-то время, моя «Рахиль», мой природный выбор, была взята у меня и был рождён «Вениамин».

  Повествование о смерти Рахили и рождении Вениамина в Библии совершенно превосходное. Какое чудесное повествование! Почему Рахиль не умерла до переживания Иакова в Вефиле? Это, несомненно, обусловлено Божьим всевластием. По Божьему всевластию Рахиль умерла сразу после замечательного переживания Иакова в Вефиле. В стихе 16 Иаков, скорее всего, был полон радости от переживаний в Вефиле. К тому же он с нетерпением ожидал рождения ещё одного ребёнка от своей любимой жены Рахили. Но в то время как рождался ребёнок Рахили, умирал природный выбор Иакова. Рахиль назвала своего второго сына Бен-Они — именем, подразумевающим скорбь, но Иаков сразу же переименовал его, назвав его Вениамином — именем, подразумевающим воодушевление. То, что Иаков переименовал своего сына, доказывает, что, потеряв Рахиль, он не разочаровался и не впал в уныние. Он не был подавлен, а был исполнен уверенности, веры и надежды. Иаков как бы говорил: «Нет, его должны звать Вениамин. Он не сын скорби — он сын правой руки». Иаков проявил столь сильную веру и надежду! Однако если бы это произошло до переживания Иакова в Вефиле, то он сказал бы: «Аминь, его должны звать Бен-Они, поскольку он сын скорби. Это поистине прискорбное переживание». Но после своего переживания в Вефиле Иаков стал преобразованным человеком.

  Сказанное в стихе 21 подразумевает, что Иаков на самом деле преобразовался: «И отправился Израиль и поставил свой шатёр за башней Эдер». Здесь после смерти Рахили и рождения Вениамина Иаков впервые был фактически назван Израилем. В стихе говорится, что отправился не Иаков, а Израиль. К тому времени Иаков стал преобразованным человеком. Ранее Иаков был переименован в Израиля (32:27-28; 35:10), но его ещё ни разу не называли его новым именем.

(2) Рахиль рождает Иосифа — назорея, прообраз Христа

  У Иакова было двенадцать сыновей: шестеро, включая Левия со священством и Иуду с царством, родились от Лии; двое — Иосиф и Вениамин — родились от Рахили; двое — Дан, наихудший, и Неффалим, один из лучших, — родились от Валлы; а остальные двое, Гад и Асир, родились от Зелфы (ст. 22-26). И Вениамин, и Иосиф, два сына Рахили, являются прообразами Христа. Иосиф родился первым, однако с точки зрения прообразов он является продолжением Вениамина. В повествовании о рождении Иосифа нет указания на то, что он является прообразом Христа. Но рождение Вениамина, как мы увидели, ясно показывает, что он — прообраз Христа. Вениамин, сын скорби и сын правой руки, получает своё продолжение в Иосифе. Повествование о жизни Иосифа начинается в 37-й главе и продолжается до конца Бытия. Иосиф, назорей, отделённый для Бога, несомненно, является прообразом Христа (49:26; древнееврейское слово, переведённое как «отделён», соответствует слову «назорей»).

  Иосиф является прообразом Христа и как Сына скорби, и как Сына правой руки. После своих страданий и возвышения Иосиф был посажен рядом с фараоном на престоле. Когда мы перейдём к повествованию об Иосифе, мы увидим, что он является всесторонним прообразом Христа. Пока достаточно привести лишь один пример. Когда Иосиф был в тюрьме, там с ним находились два товарища по несчастью (40:1-4). Позже один из них был спасён, а другой казнён (40:20-22). Когда Господь Иисус был на кресте, с Ним были распяты двое воров, один из которых был спасён, а другой погиб (Лк. 23:32-33, 39-43). Какой замечательный прообраз! В течение первой части своей жизни Иосиф страдал как сын скорби. В течение второй части он был возвышен в качестве сына правой руки. Он был возведён на престол по правую руку фараона и наделён властью распределять жизненное снабжение всем людям. Однако, как мы уже отметили, как прообраз, Иосиф является продолжением Вениамина, сына скорби, ставшего сыном правой руки.

  Вениамин и Иосиф родились от Рахили, природного выбора Иакова. Согласно Божьему предписанию, в природных вещах нет ничего неправильного. Бог предписал, что мы должны вступить в брак. Супружеская жизнь — это что-то природное, однако она предписана Богом. Никогда не говорите, что природные вещи — это что-то плохое. Если вы заявляете это, то вы должны перестать есть, потому что еда — это природная потребность, предписанная Богом. Молодые люди часто говорят: «Зачем вообще нужна пища и одежда? Зачем нужен сон? Как было бы чудесно жить, если бы Бог сотворил нас без потребности в пище, одежде и сне. Более того, кому нравится стоять у горячей плиты или мыть посуду? Как было бы хорошо, если бы нам не приходилось беспокоиться о таких вещах. Как жаль, что мы не можем существовать без всех этих потребностей». Тем не менее Бог предписал брак, еду, сон и одежду. Хотя эти вещи представляют собой нечто природное, они предписаны Богом.

  Иакову, как и всем мужчинам, была нужна жена. Когда он пришёл в дом своего дяди Лавана в Паддан-Араме, первым человеком, которого он встретил, была Рахиль (29:9-11), и она сразу же стала его избранницей, его выбором. Это, безусловно, было всевластно устроено Богом. Когда Иаков посмотрел на Рахиль, он, наверное, сказал: «Вот моя избранница». Иаков полюбил Рахиль и согласился служить за неё Лавану семь лет (29:18-20). Бог всевластно сделал так, что Иаков первой встретил Рахиль, и Он также всевластно допустил, чтобы Лаван обманул Иакова. Несмотря на то что Лаван обручил Иакова с Рахилью, во время свадьбы он дал ему вместо Рахили Лию (29:21-25). Обман Лавана помешал Иакову получить свой выбор. Тогда Иаков договорился с Лаваном, что будет служить ему ещё семь лет за Рахиль. Он был готов пойти на это ради получения своего выбора. В течение всех этих лет, пока он работал за Рахиль, каждый раз, когда он видел её, он, очевидно, всем сердцем стремился к ней. Однако он не мог получить её. Никто из нас, наверное, не смог бы так долго терпеть, однако Иаков терпеливо выждал это время, и в конце концов Рахиль была отдана ему.

  Это повествование исполнено духовного значения. Бог предписал, что у нас должен быть наш природный выбор. Но по Божьему всевластию мы вынуждены какое-то время подождать, прежде чем мы получим его. С одной стороны, Иаков столкнулся с препятствиями, мешавшими ему получить свой выбор; с другой стороны, ему было позволено получить его. Это означает, что, хотя Бог предписал нам что-то, Он не позволит нам получить это так, как мы хотим, и тогда, когда мы хотим. Рахиль, несомненно, была предписана Иакову Богом. Но Бог не позволил Иакову получить Рахиль так, как он хотел, и тогда, когда он хотел. Иаков хотел получить Рахиль незамедлительно. После того как Иаков в конце концов получил её, он, разумеется, хотел, чтобы она оставалась с ним всю оставшуюся жизнь. Однако в определённый момент Бог как бы сказал: «Иаков, Я возьму у тебя Рахиль». Я говорю это, ничего не придумывая. Я из своих переживаний знаю, что именно так обстоит дело.

  Бог предписал, что мы должны получить свой природный выбор, но не так, как мы хотим, и не тогда, когда мы хотим. Вы, возможно, недоумеваете, почему Бог доставляет нам такие затруднения. Он делает это с одной целью — чтобы произвести Христа. Бог предписал вам иметь жену, но Он не позволит вам получить её так, как вы хотите, и тогда, когда вы хотите. Его цель состоит не в том, чтобы заставить вас страдать. Бог не жестокий. Его цель состоит в том, чтобы произвести Христа. Бог также предписал, что вы должны есть, но не так, как вы хотите. Даже в этом вопросе Бог имеет целью произвести Христа.

  Некоторые из вас знают, что я очень люблю сладкое, особенно мороженое. Однако Бог всевластно поместил меня под ограничивающую руку моей дорогой жены. Когда мне всё же удаётся поесть мороженого, это происходит не так, как я хочу, и не тогда, когда я хочу. Моя жена может засвидетельствовать, что часто мне хочется поесть мороженого в полдень, но она велит мне подождать до ужина. В результате я усвоил урок: я не должен пытаться получить свой природный выбор так, как я хочу, и тогда, когда я хочу; напротив, я должен получить его так, как хочет Он, и тогда, когда хочет Он. Его цель при этом заключается не в том, чтобы заставить меня страдать, а в том, чтобы произвести Христа. Всякий раз, когда моя дорогая жена велит мне подождать с мороженым до ужина, я просто возвращаюсь в свой кабинет. Я никогда не ссорюсь с ней из-за этого. Этот пример из моих переживаний хорошо иллюстрирует рассматриваемый принцип.

  Предположим, что я ответил бы своей жене с позиции мужчины, который готов постоять за себя: «Это мой дом и моя семья, а ты — моя жена. Сейчас же подай мне мороженое! Я не собираюсь ждать до ужина!» Если бы я так жил, то не был бы произведён Христос. Не было бы ни Вениамина, ни Иосифа.

  Недавно я воодушевил молодых людей получить высшее образование. Сегодня многие поставили перед собой такую цель. Я знаю некоторых молодых людей, любящих Господа, которые решили получить хорошее образование. Они в итоге получили выбранное ими образование, но не так, как они хотели, и не тогда, когда они хотели, а так, как хотел Бог, и тогда, когда хотел Бог. Им пришлось, конечно, претерпеть определённые страдания. Но Божья цель состоит не в том, чтобы мы страдали, а в том, чтобы произвести Христа, произвести Вениамина и Иосифа.

  Все мы должны усвоить, что мы не принадлежим себе. Напротив, мы — в руках Господа. Если мы являемся Его избранниками и любим Его, то мы — в Его руках. Он приведёт нас в Вефиль, и мы будем жить в Вефиле под Его рукой. Рано или поздно мы отправимся дальше, и в Его время Его рука заберёт у нас наше желание, наш выбор, чтобы был произведён Вениамин.

  Повествование Бытия завершается в итоге тем, что Иосиф на престоле, обладающий силой и властью, распределяет жизненное снабжение всем людям. Это является непосредственным результатом переживания Иакова в связи с Рахилью. Если бы не было переживания Иакова с Рахилью, то не появились бы ни Вениамин, ни Иосиф. Я повторяю, что завершение всей книги Бытия — это итог отношений Иакова с Рахилью. Надлежащее переживание Иакова с Рахилью заключается в том, что наш природный выбор, предписанный Богом, даётся нам не так, как мы хотим, и не тогда, когда мы хотим, а так, как хочет Бог, и тогда, когда хочет Бог. Что бы ни было нашим выбором — будь то брак, еда или манера одеваться, — это будет дано нам Господним путём и в Его время.

  Даже когда вы одеваетесь, вам нужно говорить: «Господь, каков Твой путь? Каково Твоё время?» Молодые люди, все ваши повседневные нужды и потребности предписаны Богом. Но не надейтесь получить что-либо своим путём и в своё время. Это никогда не произведёт Христа. Если вы хотите, чтобы Бог использовал вас с целью произвести Христа, то необходимое вам должно быть дано не в соответствии с вашим путём и вашим временем, а в соответствии с Божьим путём и Божьим временем.

  В Библии не говорится о том, что Иаков оплакивал смерть Рахили. Иакову было ясно, что он потерял свою жену под всевластной Божьей рукой. Вместо разочарования он испытал большое воодушевление и сразу же переименовал своего сына: вместо имени «сын скорби» он дал ему имя «сын правой руки». В этом вопросе Иаков не проявил слабости — он проявил силу, зная, что смерть Рахили была от Бога. Это подтверждается тем, что в стихе 21 Святой Дух назвал его Израилем. Это доказывает, что он был полностью преобразован.

  До 35-й главы Иаков подвергался многочисленным воздействиям, в особенности в течение двадцати лет его пребывания у Лавана. Однако эти воздействия не были настолько глубокими и личными, как потеря его дорогой жены. Это воздействие было глубоким и личным, и оно затронуло его в самой глубине его существа. После того как вы до определённой степени узнаете церковную жизнь, у вас тоже появится такое переживание. Произойдёт нечто такое, что затронет вас, причём не поверхностно, а на глубинном уровне. У вас будет отнят выбор вашего сердца, чтобы вы произвели Христа как Вениамина и как Иосифа. Благодарение Господу за эту ясную картину и за это слово. Я полагаю, что многим из нас необходимо это сообщение именно сейчас.

б) Переход первородства из-за осквернения наложницы Иакова, служанки Рахили

  Потеря Рахили была не единственным болезненным переживанием Иакова по дороге из Вефиля. Ещё одна глубокая рана была нанесена ему в результате того, что Рувим осквернил его наложницу (ст. 22). Это переживание также глубоко затронуло и сокрушило его сердце. Выражение «и Израиль услышал об этом» в стихе 22 исполнено смысла. Вы, наверное, недоумеваете, как в такой благочестивой семье мог совершиться такой безнравственный поступок. Тем не менее это произошло.

  Осквернение Рувимом наложницы Иакова стало причиной перехода права первородства (1 Пар. 5:1; Быт. 48:22). Рувим, рождённый от Лии, был первородным. В действительности и на практике он как первенец должен был унаследовать право первородства. Однако из-за того что он осквернил наложницу Иакова, он потерял своё право первородства, и оно было отдано Иосифу.

  После того как отношения между Иаковом и Рахилью подверглись окончательному воздействию, одному из их сыновей было дано право первородства. Это имеет большое значение. Глубоко в своём сердце Иаков чувствовал, что его женой была не Лия, а Рахиль. Поэтому, по мнению Иакова, первородным должен был быть не Рувим, а Иосиф. То, что первородным был Рувим, было от Бога, но это не соответствовало желанию сердца Иакова. Бог всевластно сделал так, что Иаков женился на Лии и родил Рувима. Однако сердце Иакова было сосредоточено на Рахили и Иосифе. В его глазах настоящим первенцем был Иосиф. Бог справедлив. Сделав так, что Иаков женился на Лии и родил через неё первенца, Он в конечном итоге ослабил Свою руку и выпустил Рувима. Рувим пал, и право первородства было поправлено.

  Это должно утешить вас. Возможно, вас смущает то, что Бог так тщательно работает над вашим природным выбором, над желанием вашего сердца. Но в конечном итоге Бог поправит эту ситуацию. Потеряв Рахиль, Иаков приобрёл второго сына — прообраз Христа, а в результате осквернения, совершённого Рувимом, было поправлено право первородства. Нас не должно смущать то, что с нами происходит. Напротив, все мы должны верить, что всё находится под Божьей всевластной рукой. Осквернение Рувимом наложницы Иакова было чем-то постыдным, но даже такая постыдная вещь была использована для того, чтобы привести к положительному результату. Право первородства не должно было принадлежать Рувиму, но он обладал им согласно своему природному рождению. Поэтому Бог в Своём всевластии допустил, чтобы Рувим пал, благодаря чему право первородства перешло к надлежащему человеку. Как это замечательно! Однако ни в коем случае не используйте Божье всевластие в качестве следующей отговорки: «Будем делать зло, чтобы вышло добро».

7) Входит в общение

  Пережив более глубокую и более личную работу Бога над ним, Иаков вошёл в полное общение с Богом в Хевроне (ст. 27). Общение в Хевроне означает близость, мир, удовлетворение и радость. Находиться в церковной жизни замечательно. Однако в начале нашего переживания в церковной жизни у нас нет полного общения. Такое общение появляется в Хевроне. Духовное состояние многих из тех, кто находится сегодня в церковной жизни, не характеризуется близостью, миром, удовлетворением и радостью. Хотя вы находитесь в церковной жизни, вам всё равно нужно двигаться дальше, подвергаясь более глубокой и более личной работе, пока вы не придёте в Хеврон и не войдёте в полное общение с Господом. В этом общении у вас будет полная радость, полное удовлетворение, полный мир и полная близость между вами и Господом.

  В стихе 27 говорится: «И Иаков пришёл к своему отцу Исааку в Мамре, в Кириаф-Арбу (то есть Хеврон), где Авраам и Исаак жили как пришельцы». Авраам пришёл в Шехем (12:6), прошёл через Вефиль (12:8) и поселился в Хевроне (13:18; 18:1), а Исаак провёл в Хевроне почти всю свою жизнь. Таким образом, Иаков следовал по стопам Авраама, придя в Шехем (33:18), пройдя через Вефиль (35:6) и поселившись в Хевроне. Всем нам нужно прийти в Хеврон. Мы находимся в церковной жизни, но у нас не будет покоя, полного мира, удовлетворения, радости и близости до тех пор, пока мы не отправимся в своём духе дальше и не придём в Хеврон. Здесь, в Хевроне, мы наслаждаемся чудесной близостью с Господом. Хеврон — это также место, где мы созреваем в жизни. В 37:1 Иаков начал созревать, потому что он был в Хевроне.

8) Освобождается от связи со своим отцом

  В стихах 28 и 29 говорится о смерти Исаака. Когда Иаков жил в Хевроне, была разорвана его последняя земная связь — связь с его отцом. Кто-то скажет: «Все мы должны почитать родителей. Почему же вы говорите, что, когда умер отец Иакова, эта связь была разорвана?» С одной стороны, хорошо, когда наши родители находятся с нами, но с другой стороны, любые отношения представляют собой некую связь, узы. После того как Иаков пришёл в Хеврон и вошёл в полный покой, Бог взял его отца и тем самым полностью освободил его от всех земных уз. В конце 35-й главы мы видим полностью преобразованного и освобождённого человека. Теперь Иаков находится в Хевроне, в полном покое, радости, удовлетворении, близости и общении с Господом. В Хевроне ничто не стоит между Иаковом и Господом. Здесь он может петь: «Пусть не стоит между нами ничто». В Иакове мы видим человека, который подвергся тщательной работе Бога и Его всестороннему совершенствованию. Были разорваны все узы, и он оказался полностью свободен для того, чтобы наслаждаться близким общением с Господом в Хевроне.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках