Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 76

После сокрушения

  Во 2 Тим. 3:16 говорится, что всё Писание богодухновенно. Вы верите в то, что Быт. 34, которую мы рассмотрим в этом сообщении, богодухновенна? Нам нужно просить Господа показать нам, что эта часть Слова является Божьим дыханием. В молодости, если я уже раз или два прочитал главу, подобную 34-й главе, и её история отложилась в моей памяти, то впоследствии я её пропускал. Всякий раз, дойдя до этой главы при чтении Ветхого Завета, я припоминал, что дочь Иакова была обесчещена, а его сыновья безжалостно убили людей и разграбили город, и я пропускал эту главу. Однако Господь показал нам, что даже эта глава является дыханием жизни. Но хотя в этой части Слова есть жизнь, чтобы осознать ценность этой главы, требуется переживание.

г. После сокрушения

  Чтобы постичь жизнь в 34-й главе, мы должны посмотреть и назад, и вперёд. До этой главы Иаков уже был избавлен от всех своих неприятностей. Двадцать лет Иаков оставался под притесняющей рукой Лавана, и это доставляло ему много трудностей. В итоге Иаков больше не мог оставаться с Лаваном и ушёл из дома своего дяди. Бог велел Иакову возвратиться в землю своих отцов. Но Иаков не мог забыть того, что произошло там, поскольку он обманул своего отца Исаака и обхитрил своего брата Исава. Хотя ему хотелось возвратиться в землю его отцов, впереди его ждала серьёзная проблема — встреча с его братом Исавом. Тем не менее, приняв слово Господа и воспользовавшись своим умением и сообразительностью, он тайком убежал от Лавана, не сообщив ему о своём уходе. Убежав тайком от Лавана, он избавился от первой трудности, то есть от притесняющей руки Лавана. Однако возникла вторая трудность: Лаван погнался за Иаковом и в конце концов настиг его. Но Бог вмешался, велев Лавану не говорить Иакову ни хорошего, ни плохого. Таким образом, Иаков был полностью избавлен из рук Лавана. Но Иакова ожидала ещё бо́льшая трудность — встреча с Исавом. Из-за этого он провёл долгую ночь, борясь с неизвестным противником, которым в действительности был Сам Господь. Но Иаков пережил этот критический момент, и Господь избавил его от проблемы с Исавом. После этого у Иакова некоторое время не было трудностей.

1) Возвращается только в Шехем

  Избавившись от всех этих трудностей, «Иаков отправился в Сокхоф и построил себе дом, а для своего скота сделал шалаши» (33:17). Сокхоф располагался на восточном берегу Иордана. Отсюда видно, что, находясь в Сокхофе, Иаков ещё не перешёл реку Иордан и не вошёл в центральную часть Ханаанской земли. В Быт. 33:17 не говорится, что Иаков пришёл в Ханаан. Ханаанская земля упоминается только в следующем стихе, где сказано, что Иаков пришёл благополучно в город Шехем, «который в Ханаанской земле» (ст. 18). В глазах Бога, когда Иаков отправился в Сокхоф и построил себе дом, он ещё не вернулся в центральную часть доброй земли. То, что Иаков построил себе дом, а для своего скота сделал шалаши, показывает, что он был ещё очень природным и жил для себя. Он, несомненно, оставил без внимания сон, который приснился ему в Вефиле. После того как Иаков убежал от Исава, ему приснился сон, в котором он увидел лестницу, стоящую на земле и достигающую неба. Пробудившись от этого сна, он назвал это место именем Вефиль и вылил масло на камень, который он использовал в качестве изголовья, сказав: «Этот камень, который я поставил столпом, будет домом Божьим» (28:22). В Вефиле Иаков дал обет Богу, пообещав, что этот камень будет домом Божьим. Другими словами, он пообещал Богу, что построит Ему дом. Конечно же, Иаков забыл об этом. Окажись я там, я бы спросил Иакова: «Иаков, для чего ты вернулся? Разве желание Бога заключалось в том, чтобы ты построил себе дом и шалаши для твоего скота? А как же Божий дом?» Когда Иаков был странником в чужой стране, мы могли сочувствовать ему, потому что чужестранцем быть трудно. Но теперь он вернулся на территорию земли Божьего обещания.

  Если вы внимательно прочитаете Ветхий Завет, вы увидите, что территория к востоку от Иордана никогда не считалась лучшей частью доброй земли. Но когда два с половиной колена пришли на эту территорию, она понравилась им. Моисей был недоволен ими по этой причине. Эти два с половиной колена получили эту землю, но они отчасти лишились Божьего благословения. Когда ассирийцы пришли и напали на детей Израиля, они сначала пришли в землю к востоку от Иордана и эти два с половиной колена были захвачены первыми (1 Пар. 5:26). Такие стратегически важные города, как Иерусалим и Вифлеем, находятся в центральной части земли к западу от Иордана. Следовательно, территория к востоку от Иордана, где располагался Сокхоф, не находилась в центральной части земли Божьего обещания.

  В Библии очень кратко повествуется о пребывании Иакова в Сокхофе. В конце концов Иаков понял, что Сокхоф был не тем местом, в котором ему следовало оставаться с Богом, и он пересёк Иордан и отправился в Шехем. На своём пути в добрую землю Иаков пересёк три реки: Евфрат, Явок и Иордан. Иаков пришёл в Шехем, следуя по стопам своего праотца Авраама (ср. Быт. 12:5-6). Это показывает, что Иаков был приведён на правильный путь. В Шехеме Иаков поставил шатёр и построил жертвенник (33:18-20). Отсюда видно, что он начал жить жизнью шатра и у него появилось свидетельство жертвенника. Это было намного лучше, чем то, что он построил себе дом и шалаши для скота. В Сокхофе Иаков ничего не построил для Бога. В Шехеме же он ничего не построил для себя и своего скота; он построил жертвенник для Бога и поставил шатёр для своего проживания. Как хорошо, что он не только следовал по стопам своего праотца, но и имел жизнь шатра и свидетельство жертвенника.

  Всё это было хорошо, но это был не Вефиль. Если вы прочитаете 12-ю главу, вы увидите, что, после того как Авраам пришёл в Шехем, он отправился дальше, в Вефиль (12:6-8). Иаков увидел свой сон в Вефиле (28:10-22). Когда Господь велел ему возвратиться в землю его отцов, подразумевалось, что ему следует вернуться в Вефиль и исполнить свой обет — построить дом для Бога. Я не могу понять, то ли он забыл о своём сне, то ли не хотел чем-то жертвовать. Но сначала он вернулся в Сокхоф, а затем пошёл дальше, в Шехем. В Шехеме он начал жить как призванный. До этого Иаков никогда не жил как призванный. Если выражаться сегодняшними христианскими терминами, то можно сказать, что Иаков никогда не жил христианской жизнью. До этого он постоянно хитрил. Такой жизнью он жил с самого рождения. Он хитрил, обманывая других, и хватал их за пятку. Но к тому времени, когда Исав вышел встретить его, Иаков был сокрушён. Хотя Исав вышел к нему с честными и добрыми намерениями, Иаков, даже будучи сокрушён, продолжал хитрить. Иаков хитрил до самой последней минуты, пока не пришёл благополучно в Шехем, где он начал жить жизнью шатра со свидетельством жертвенника.

  Хотя в Шехеме у Иакова был шатёр и жертвенник, это не соответствовало Божьему стандарту. Там был шатёр для Иакова, но там не было дома для Бога. Для Бога был построен жертвенник, но у Него всё ещё не было дома. Согласно Ветхому Завету, построение жертвенника должно привести нас к построению храма. При повторном построении храма в первую очередь был восстановлен жертвенник (Эздр. 3:1-3). И перед скинией, и перед храмом стоял жертвенник. То же самое относится к нашему переживанию. Сначала мы переживаем абсолютное посвящение и строим жертвенник; затем мы идём дальше, пока не доходим до построения церкви, дома Божьего.

2) Нуждается в дальнейшей работе над ним в его обстоятельствах

  То, что Иаков имел в Шехеме, было хорошо, но он всё равно нуждался в дальнейшей работе над ним в его обстоятельствах (Быт. 34:1-31), потому что он всё ещё не возвратился в Вефиль. Возможно, Иакову очень нравилось в Шехеме, и он был вполне доволен этим. Название «Шехем» означает «плечо» и указывает на крепость. После того как Авраам прибыл в Шехем, он был укреплён. Вероятно, у Иакова тоже было такое переживание. Иаков даже купил участок земли, где он поставил свой шатёр (33:19). Несомненно, он был укреплён, чтобы жить здесь как один из Божьих призванных. Но он ещё не достиг Божьей цели. Однажды произошло что-то неожиданное: его единственная дочь Дина была обесчещена (34:1-2). В то время у Иакова было одиннадцать сыновей и одна дочь. Если бы у него было одиннадцать дочерей и один сын, ситуация была бы совершенно другой. Если бы была обесчещена одна из одиннадцати дочерей, это было бы не так ужасно, как то, что была обесчещена его единственная дочь. То, что единственная дочь Иакова была обесчещена, было чрезвычайно серьёзно.

  Это необычное и неожиданное событие, судя по всему, было от Бога. Дина вышла посмотреть на дочерей той земли (34:1). Если бы она этого не сделала, она не была бы обесчещена. Из-за того что она пошла посмотреть на дочерей той земли, она оказалась в трудном положении и в результате произошло это печальное событие. Как вы думаете: это произошло случайно? Вероятно, Иаков и его домашние так и подумали, но в глазах Бога это произошло не случайно, а под Его всевластной рукой. Это не означает, что Бог хотел, чтобы дочь Иакова была обесчещена. Это означает, что такое печальное событие произошло под всевластной рукой Бога, чтобы усовершенствовать Иакова, Его избранного.

  Тот же принцип действует и сегодня. У Бога был замысел в отношении Иакова, и у Него, несомненно, есть определённый замысел в отношении каждого из нас, Его призванных. Божий замысел в отношении Иакова состоял не в том, чтобы Иаков следовал по стопам своих праотцев, поставил шатёр, построил жертвенник, был укреплён и обосновался на новом месте. Ничто из этого не служило исполнению Божьего замысла. Если говорить кратко, замысел Бога состоит в том, чтобы обрести Свой дом на земле, построить Вефиль на земле. Шехем подходил для Иакова, но он не мог удовлетворить желания Бога. Поэтому, когда Иаков обосновался в Шехеме, когда он был доволен и счастлив, произошло это печальное событие.

  Если бы у Иакова было одиннадцать дочерей и только один сын, то этот один сын не смог бы ничего сделать в этой ситуации и, следовательно, не вызвал бы никаких неприятностей. Но когда единственная дочь Иакова была обесчещена, поднялись все его сыновья (ст. 7-31). Они не могли потерпеть этого. В итоге двое из сыновей Иакова, Симеон и Левий, убили всех мужчин в Шехеме и разграбили город. Посмотрите на ситуацию Иакова. Он был избран и призван Богом, и он был Божьим свидетельством на земле. Он шёл по стопам первопроходца среди Божьих призванных, жил в шатре и поклонялся Богу посредством жертвенника. Он был единственным свидетельством Бога на земле. Но посмотрите, что произошло! Его единственная дочь была обесчещена. Как такое могло произойти с человеком, который только начал жить жизнью Божьих призванных, жизнью шатра и жертвенника? Я бы на месте Иакова, наверное, засомневался и сказал: «Как это понимать? Я люблю Господа как никогда раньше. Как только я начал жить надлежащей жизнью, следуя по стопам Авраама, со мной произошло такое несчастье. Почему?»

  Следуя хитрым методам своего отца, сыновья Иакова придумали план мести. Они ответили на предложение Эммора и Шехема с хитростью, сказав, что Шехем и Эммор могут взять Дину на том условии, что все их мужчины будут обрезаны (ст. 13-17). Это предложение понравилось Эммору и Шехему, и они незамедлительно приняли его (ст. 18-19). А на третий день, когда все мужчины страдали от боли в результате обрезания, Симеон и Левий, братья Дины, «взяли каждый свой меч, и внезапно напали на город, и перебили всех мужчин. И Эммора и его сына Шехема убили остриём меча, и взяли Дину из дома Шехема, и ушли» (ст. 25-26). После этого они разграбили город и взяли их мелкий скот, и их крупный скот, и их ослов, всё их богатство, их жён и их детей. Они разграбили даже всё, что было в домах (ст. 27-29). Иаков упоминает эту расправу в 49:5-7.

  В 32-й главе Исхода убивающая рука Левия стала благословением. Когда дети Израиля поклонялись золотому тельцу, Моисей сказал: «Кто за Иегову, ко мне». «И собрались к нему все сыновья Левия» (Исх. 32:26). Тогда Моисей сказал: «Положите каждый свой меч на своё бедро, и пройдите по стану вперёд и назад, от ворот до ворот, и убейте каждый своего брата, и каждый — своего товарища, и каждый — своего ближнего. И сыновья Левия сделали по слову Моисея» (Исх. 32:27-28). Здесь, в 34-й главе Бытия, Левий вместе с Симеоном убил всех мужчин в городе Эммора. Позже, у горы Синай, потомки Левия убили поклонявшихся золотому тельцу. Кроме того, в Числ. 25:7-8 один из потомков Левия убил блудников. Благодаря совершённому в 32-й главе Исхода левиты стали Божьими священниками.

  Рассмотрим ситуацию, в которой оказался Иаков в этой главе: его дочь была обесчещена, а его сыновья обманули людей, убили их и разграбили их город. Неужели это — семья Божьего призванного, семья человека, который был единственным свидетельством Бога на земле? Почему всё это произошло с Иаковом? Дина, одиннадцать сыновей и все убитые люди были принесены в жертву ради совершенствования одного человека — Иакова. Возможно, вам трудно поверить, что ради вас Господь может пожертвовать многими. Но принесение в жертву многих ради совершенствования одного человека — это нечто грандиозное. В 34-й главе этим одним человеком был уникальный человек, в котором, посредством которого и через которого должно было исполниться Божье домостроительство. Дину, одиннадцать сыновей и всех мужчин в городе Шехем можно было бы сохранить, но что бы произошло с Божьим вечным замыслом, если бы Иакову, уникальному человеку, был нанесён урон? Часто Господь жертвует другими, чтобы преобразовать вас. Я сам видел и переживал это. Если у вас есть проницательность, вы увидите, что даже сегодня Господь жертвует многими людьми, чтобы вы были усовершенствованы. Шехем, Эммор и все жители их города и даже Дина и одиннадцать сыновей Иакова — все они были принесены в жертву ради Иакова. Всё, о чём повествуется в этой главе, предназначалось для его совершенствования.

  В 34:30 Иаков сказал Симеону и Левию: «Вы навели на меня беду, сделав меня ненавистным среди жителей этой земли, среди хананеев и ферезеев; и я мал числом, и они соберутся против меня и поразят меня; и буду уничтожен я и мой дом». Иаков как бы говорил: «Из-за вас на меня обрушились несчастья. Вы сделали меня ненавистным среди всех людей этой земли. Теперь у меня нет ни мира, ни уверенности в своей безопасности. Если люди нападут на нас, мы все будем убиты». Иаков пришёл в Шехем благополучно, с миром. Теперь он оказался в ситуации, в которой от его благополучия, его безопасности, не осталось и следа. Наверное, он потерял сон. Его дочь была обесчещена, и теперь из-за беды, которую навели на него сыновья, он не мог оставаться в Шехеме.

  В 35:1 Бог сказал Иакову: «Встань, поднимись в Вефиль и живи там; и сделай там жертвенник Богу, который явился тебе, когда ты бежал от твоего брата Исава». Обратите внимание на союз «и» в начале этого стиха. Он указывает на то, что Господь сказал эти слова Иакову сразу после событий в предыдущей главе. После того, что с ним произошло, Иаков был способен принять всё, что Бог хотел ему сказать. Если бы Бог сказал ему те же слова несколькими днями раньше, то Иаков подумал бы: «Неужели Бог сказал бы такое? Это, должно быть, моё воображение. Я следую по стопам моих отцов, живу жизнью шатра и надлежащим образом поклоняюсь Богу посредством жертвенника. Почему я должен оставить это место?» Несомненно, Бог хотел сказать эти слова Иакову намного раньше. В Шехеме у Иакова всё складывалось замечательно, но это не могло удовлетворить желания Бога. До неприятностей, постигших Иакова в 34-й главе, Бог не мог говорить с ним. Если бы Бог заговорил с Иаковом, то он не послушал бы Его. Но теперь, когда дочь Иакова была обесчещена, когда его сыновья навлекли на него беду и когда он лишился покоя и уверенности в своей безопасности и думал о том, что ему делать, Бог вмешался и заговорил с ним, велев ему подняться в Вефиль. После всех этих событий Иаков мог прислушаться к Божьему повелению подняться в Вефиль. Часто мы бываем не способны услышать Божье слово, пока не попадём в трудные обстоятельства. Бог не глуп, и Он не станет говорить нам Своё слово напрасно. Он подождёт, пока с нами не произойдут определённые вещи.

  Бог велел Иакову подняться в Вефиль. Но географически Вефиль находится к югу от Шехема. Если Вефиль находится на юге, то почему Бог не сказал: «Спустись в Вефиль»? Мы не можем этого понять с природной точки зрения. Бог как бы говорил Иакову: «Иаков, ты всё ещё находишься внизу, потому что ты ещё не достиг уровня Моего желания. Ты должен встать и подняться в Вефиль». Слово, сказанное Богом Иакову, имело глубокий смысл и было предельно чётким; Бог велел ему подняться в Вефиль, жить там и построить жертвенник Богу, который явился ему, когда он бежал от своего брата Исава. Это слово было коротким, но глубоким. Бог как бы говорил: «Иаков, ты забыл свой обет. По меньшей мере, ты пренебрёг необходимостью исполнить его. После того сна в Вефиле ты дал обет построить Мне дом. Ты сделал это? Я попросил тебя вернуться, избавил тебя от руки Лавана, спас тебя от неприятностей с Исавом и благополучно возвратил тебя в землю твоих отцов. Но Я сделал это не для того, чтобы ты обосновался на новом месте. Моя цель состоит не в этом. Моя цель состоит в том, чтобы ты отправился в то место, где тебе приснился сон, место, где ты дал обет построить Мне дом. Не оставайся в Шехеме; это не место для твоего жилища. Это просто место на пути в Вефиль. Теперь поднимайся в Вефиль, живи там и построй жертвенник Богу, который явился тебе».

  Не думайте, что это просто история об Иакове. Вы должны воспринимать это как свою биографию. Я могу засвидетельствовать, что я делал то же самое, что Иаков. Я просто забывал о своём обете, своём посвящении. Я полагаю, что все мы посвящали себя Господу, особенно во времена испытаний и трудностей. Мы давали обет и говорили: «О Господь, если Ты благополучно проведёшь меня через все эти трудности, я посвящу себя Тебе, и сделаю Тебя моим Богом, и построю Тебе дом в этом месте». В принципе, все мы давали похожий обет. Но исполнили ли вы свой обет? Возможно, никто из нас не исполнял его. Отсюда мы видим, что все мы Иаковы. Его история — это, по сути, наша биография. Дать обет Господу и посвятить себя Ему — это одно, но, для того чтобы мы исполнили наш обет и осуществили наше посвящение, возможно, потребуется, чтобы дочь, одиннадцать сыновей, Шехем, Эммор, а также многие другие люди и вещи были принесены в жертву.

  В христианской жизни часто бывают бури. Когда мы впервые услышали благовестие, мы, наверное, подумали, что, став христианами, мы обеспечим себе спокойную жизнь, в которой не будет никаких бурь. Мы думали, что наша лодка будет плыть благополучно в Христе, не попадая ни в какие бури. Но на протяжении пятидесяти с лишним лет моей христианской жизни бури приходили одна за другой. В конце концов я осознал, что в христианской жизни очень много бурь. Для чего нужны эти бури? Пятьдесят лет тому назад у меня не было ясности, но сегодня она есть. На самом деле важно не то, бушует вокруг нас буря или у нас всё спокойно, а только то, преобразовываемся ли мы для Божьего строения ради исполнения Божьего замысла. В вашей жизни много бурь, потому что вы упрямы, потому что вы очень похожи на Иакова. Вам нужно много бурь, потому что вы ещё не были преобразованы в Израиля. Вы говорите себе: «Я живу в Шехеме, и у меня всё благополучно. Будем спокойно плыть дальше». Ваше спокойствие будет недолгим; внезапно нагрянет буря, ваша Дина будет обесчещена, всё погрузится в хаос. Такова наша жизнь. Не вините Его; мы сами виноваты в том, что Ему так трудно работать над нами. Мы никогда не молились: «Господь, пошли нам бурю», однако на нас обрушиваются самые разные бури. Но ни одна буря не убила нас. Преодолев многие бури, мы остались живы. Господь, несомненно, многое принёс в жертву ради нас. Дорогие святые, многие из вас ещё очень молоды. Теперь вы в лодке, и уже поздно сожалеть об этом и выпрыгивать. Вам нужны бури.

  То, что произошло с Иаковом в 34-й главе, произвело на него глубокое впечатление. Когда он состарился и давал благословение своим двенадцати сыновьям, он не мог забыть то, что сделали Симеон и Левий. В 49:5-6 Иаков сказал: «Симеон и Левий — братья; оружие насилия их мечи. Не входи в их совет, душа моя; не соединяйся с их собранием, слава моя; ибо в своём гневе они убивали людей и в своём своеволии перереза́ли жилы волам». Согласно сказанному Иаковом, Симеон и Левий не только убивали людей, но и перереза́ли жилы волам, тем самым калеча животных. Иаков не мог этого забыть. Из всех его бед эта была наихудшей. Это событие было намного серьёзнее, чем его трудности с Исавом. Оно вселило в него ужас и страх того, что жители земли нападут на него и убьют его. Даже когда Иаков благословлял своих сыновей, он не мог полагаться на них. Он сказал: «Не входи в их совет, душа моя»; другими словами: «Держись от них подальше». Беда, которую навели на Иакова Симеон и Левий, коснулась его в самой глубине его существа. После того, что случилось, Иаков сразу же принял повеление Господа подняться в Вефиль. С этого момента Иаков начал преобразовываться. До этого с ним не происходило никаких изменений.

  Иаков оставил Паддан-Арам и был избавлен от руки Лавана, когда тот погнался за ним. Он также был вызволен из беды, связанной с Исавом, и пришёл в Сокхоф, где построил себе дом и сделал для скота шалаши. Я полагаю, что у Иакова не было мира оставаться в том месте. Поэтому он отправился дальше, в Шехем; он последовал по стопам своих праотцев и начал жить надлежащей жизнью шатра со свидетельством жертвенника, живя как Божий призванный. Но его жизнь в Шехеме не соответствовала Божьему стандарту. Цель Бога состояла в том, чтобы обрести Вефиль, Его дом на земле. Подобно Иакову, сегодня многие братья и сёстры продолжают жить в Шехеме. Они последовали по стопам своих предшественников, и они были укреплены. Они живут жизнью шатра со свидетельством жертвенника, и они живут как Божьи призванные. Но желание Бога ещё не удовлетворено, потому что они ещё не достигли Его уровня. По этой причине с ними снова и снова происходят неприятности, которые готовят их сердце и побуждают его услышать Божье повеление встать, подняться в Вефиль, жить там и построить там жертвенник. Нам нужно увидеть все эти шаги. В следующем сообщении мы увидим, что в 35-й главе Иаков начал преобразовываться. Его преобразование началось после того, как Господь велел ему подняться в Вефиль.

  Сегодня почти все ищущие христиане, подобно Иакову, благополучно живут в Шехеме, но при этом они пренебрегают Божьей целью в Вефиле. Но в Господнем восстановлении Господь хочет, чтобы мы прошли Шехем и поднялись в Вефиль — прошли через индивидуальную жизнь и поднялись к совокупной церковной жизни. Если мы не достигнем совокупной церковной жизни, мы не исполним Божьей цели. Вот почему в Шехеме, какими бы хорошими мы ни были там, у нас нет удовлетворяющего нас мира и уверенности в нашей безопасности. Это заставляет нас принять повеление Господа оставить Шехем и подняться в Вефиль, чтобы жить надлежащей церковной жизнью в Его доме на земле.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках