Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 75

Переживает сокрушение

в. Переживает сокрушение

  В Быт. 32:22-32 описано важное переживание в жизни Иакова, Божьего избранного. Это поистине очень необычный отрывок в святом Слове. Этот отрывок уникален, и в Библии нет ничего похожего на него. Однако большинство христиан в силу отсутствия у них определённых переживаний не обращают достаточно внимания на эту часть Писаний. По милости Господа в этом сообщении мы должны рассмотреть это ключевое переживание в жизни Иакова и получить от него помощь.

  Переживание Иакова в этой главе очень практичное, сокровенное и личное. Может ли быть что-то более личное, чем борьба с кем-то на протяжении как минимум половины ночи? Господь в облике человека боролся с Иаковом «до появления зари» (ст. 24). Господь Бог никогда не будет бороться с незнакомцем или с неверующим грешником. Обратите внимание, что здесь не говорится, что этот человек пришёл бороться с Иаковом. Нигде не сказано: «Когда остался Иаков один и размышлял о своей беде, Господь пришёл и начал бороться с ним». Нет, здесь просто говорится: «И боролся с ним человек»; это означает, что человек уже находился там и ему не нужно было приходить. Отсюда видно, что Господь был с Иаковом всё время.

  Почему Господь внезапно начал бороться с Иаковом? На это, несомненно, была определённая причина. Она была связана с историей Иакова. Когда он возвращался в землю своего отца, у него было две проблемы: Лаван позади него и Исав впереди. Избавившись из захватнических рук Лавана, он в отчаянии ожидал грядущего столкновения с его братом Исавом. Именно в этот момент произошла борьба. Вестники Иакова вернулись с сообщением о том, что Исав идёт ему навстречу и с ним четыреста человек. Услышав об этом, Иаков очень испугался. С точки зрения Иакова, если бы Исав шёл, чтобы поприветствовать его, он не стал бы брать с собой четыреста человек. Ему казалось, что Исав, подобно полководцу, приближался со своим войском. Разумеется, Иаков думал, что Исав идёт, чтобы поразить его. Поскольку Иаков был уверен в этом, он был вынужден помолиться. После того как он помолился превосходной молитвой, он разделил скот, который собирался подарить Исаву, на девять стад. Но он не имел покоя, потому что его проблема по-прежнему была прямо перед ним. Поэтому в стихах 22 и 23 говорится: «И встал он в ту ночь, и взял своих двух жён, и своих двух служанок, и своих одиннадцать детей, и перешёл вброд Явок. И он взял их, и переправил их через поток, и переправил то, что у него было». После всего этого Иаков остался один и, скорее всего, продолжал размышлять над ситуацией, обдумывая, что ему делать, если Исав нападёт на него. Бремя Иакова было тяжёлым, его ситуация была серьёзной, и он находился в отчаянии.

  В Библии нет указаний на то, что Иаков молился, когда он остался один. Часто, когда вы не встревожены, вы молитесь, но когда вы глубоко встревожены, вы не молитесь. Чем больше вы встревожены, тем меньше вы молитесь. В силу трудных обстоятельств и серьёзной ситуации вы просто не можете молиться. Почему? Потому что вы ещё не повержены наземь. Подобно Иакову, мы, с одной стороны, не можем двигаться дальше, а с другой стороны, мы не молимся. Мы остаёмся на месте и размышляем о ситуации, спрашивая себя, что нам делать.

  Пока Иаков раздумывал, как ему справиться с его проблемой, к его большому удивлению, с ним начал бороться человек. Я повторяю: нигде не говорится, что человек пришёл и боролся с ним. В тексте просто сказано: «И боролся с ним человек». Читая эту часть Слова сегодня, мы сразу же понимаем, что этим человеком был Господь. Но Иаков в начале борьбы не осознавал, что этим человеком был Бог. Возможно, он думал, что его противником был один из четырёхсот людей Исава. Когда этот человек начал бороться с ним, Иаков не давал ему одолеть себя. Возможно, Иаков сказал себе: «Этот человек пришёл, чтобы связать меня, но я этого не допущу».

  Теперь нам необходимо задать четыре вопроса. Во-первых, почему Господь боролся с Иаковом как человек? Для чего это было нужно? Когда Господь явился Аврааму, Он явился ему как Бог славы. Но здесь мы видим, что Господь не явился Иакову, а боролся с ним как человек. Во-вторых, почему Господь, Всемогущий, не мог одолеть Иакова, маленького человека? В-третьих, почему Господь ждал так долго, прежде чем коснуться впадины бедра у Иакова? Почему Он не сделал этого в самом начале? Господь, должно быть, боролся с Иаковом не меньше шести часов — вероятно, от полуночи до рассвета. Почему Господь так долго терпел эту борьбу? И в-четвёртых, почему Господь отказался назвать Иакову Своё имя? Во многих случаях Господь открывал Своё имя людям и говорил им, кто Он. Но здесь, после того как Иаков попросил Его сказать Своё имя, Он отказался и сохранил его втайне. Я не утверждаю, что могу полностью ответить на все эти вопросы, но благодаря нашему переживанию мы, по крайней мере отчасти, можем ответить на них.

  В этой части Слова не говорится о явлении Бога славы и здесь не говорится о посещении Господа. В случае с Авраамом Господь сначала явился ему как Бог славы (Деян. 7:2). Затем, в 18-й главе Бытия, Господь посетил его и ел вместе с ним. Но в этом переживании Иакова не было ни явления Бога, ни посещения Господа; в этом переживании было воздействие, была работа над ним. Когда вы были спасены, Господь явился вам, и часто после этого вы переживали сладостные и приятные посещения Господа. Но помимо явления Господа во время нашего спасения и Его посещения в моменты общения бывают времена, когда Господь работает над нами. В начале этой работы мы не осознаём, что Господь присутствует в этом. Мы думаем, что неприятности нам доставляют наши супруги или кто-нибудь из старейшин. Но в итоге мы осознаём, что дело не в супруге или старейшине, а в том, что Бог пришёл к нам и работает над нами.

  Это — ответ на первый вопрос: почему Господь боролся с Иаковом в облике человека. Бог работает над нами не явно; Он не является нам как Бог славы. В начале каждого воздействия мы всегда думаем, что с нами борется тот или иной человек. Часто эта борьба длится долгое время. В случае с Иаковом она длилась шесть часов, но в нашем случае она может длиться шесть недель, шесть месяцев или даже шесть лет. Сёстры, сколько вы уже боретесь со своим мужем? Возможно, вы боретесь с ним каждый день. Будучи христианками, вы понимаете, что вы не можете разойтись или развестись. Но вы, несомненно, считаете себя вправе пререкаться с ним. Возможно, вы говорите себе: «Как жаль, что я вышла замуж за этого человека. Если уж я не могу развестись с ним, я, по крайней мере, могу спорить с ним». Некоторые жёны боролись со своими мужьями долгое время. То же самое, разумеется, можно сказать и о мужьях, потому что мы тоже боремся со своими жёнами. Для многих из нас супружеская жизнь — это жизнь борьбы. Хотя мы думаем, что боремся с мужем или с женой, на самом деле нашим противником является не муж, не жена, не старейшина и не обстоятельства; с нами борется Сам Господь. В своём переживании мы в конце концов осознаём, что в этом присутствует Господь. Например, сестра в конце концов говорит: «Со мной борется не мой муж, а Господь».

  Если нам понятен ответ на первый вопрос, то мы сможем ответить и на остальные три вопроса. В Своём явлении для нашего спасения Господь открывает Себя как Господа славы, но в Своей работе над нами Он остаётся втайне. Всякий раз, когда мы подвергаемся работе, мы думаем, что она исходит от человека или от ситуации; мы не считаем, что она исходит от Господа. Но всякий раз, когда приходит воздействие, мы должны понимать, что в этом присутствует Господь. Не спрашивайте Его имени. Часто сёстры спрашивали меня: «Брат Ли, почему Господь дал мне такого мужа?» Братья тоже часто говорили: «Брат Ли, разве Господь не всеведущий? Если да, то почему Он не может что-то сделать с моей женой?» Дело в том, что работа Господа — это тайна. Благодаря переживанию Иакова мы можем узнать имя Того, кто борется с нами. Иногда для сестры имя Господа — это «муж», а для брата имя Господа — это «жена». В некоторых случаях имя Господа — это «резкий старейшина». Если мы будем говорить честно и открыто, многие из нас призна́ют, что у них бывают сомнения по поводу их брака. Многие задают вопрос: «Почему?» Брат спрашивает: «В церкви столько молодых сестёр; как я умудрился жениться именно на этой?» Всякий раз, когда мы подвергаемся работе, мы сначала не признаём в этом руку Господа. Иногда мы понимаем это, но отказываемся согласиться с этим. Если бы мы согласились, мы сразу же перестали бы бороться. Поэтому мы сопротивляемся изо всех сил, чтобы не позволить никому одержать верх над нами; напротив, мы стараемся одержать верх над своим противником, не осознавая, как правило, что на самом деле мы боремся с Господом.

  Рассмотрим теперь второй и третий вопросы. Если бы Господь сразу же одержал верх над нами, то каким образом мы были бы изобличены? Кто-то скажет: «Я молюсь за свою жену уже многие годы. Почему Господь не отвечает мне? Почему она так и не изменилась?» Дело в том, что вы должны быть изобличены. Господь боролся с Иаковом, чтобы изобличить, насколько он был природным. Для этого потребовалось не меньше половины ночи. Нам тоже нужно, чтобы неприятности продолжались долгое время. Многие из нас борются до сих пор. Господь пытается одержать верх над вами, а вы сражаетесь, чтобы одержать верх над своими обстоятельствами. Возможно, Господь использует вашу жену, чтобы одержать верх над вами, а вы применяете свою силу, чтобы одолеть её. Поэтому борьба продолжается. Я надеюсь, что в этом сообщении свет воссияет на вас и вы скажете: «Теперь я вижу! Многие годы я боролся. Но теперь я понимаю, что всё это было нужно для того, чтобы изобличить, насколько я природный. Дело не в моей жене, а в моей природной силе. Я всё ещё природный человек».

  Что было в Иакове настолько неправильно, что Господу пришлось бороться с ним? Ничего неправильного в нём не было. Господь боролся с Иаковом, потому что он всё ещё был очень природным. Это была работа не над чем-то греховным, а над природной жизнью, природным человеком. Чтобы изобличить нашу природную жизнь, нужно много времени. Прежде чем это произойдёт, нам потребуется долгий период борьбы. Благодаря этому периоду борьбы наша природность, подобно природности Иакова, будет полностью изобличена. Читая 31-ю, 32-ю и 33-ю главы, мы видим, насколько природным был Иаков. Он подвергся определённой работе, и он много страдал, но в 32-й главе он всё ещё был природным. Он не полагался на Господа, и он был совершенно не способен выражать Господа. Он был природным, и он выражал самого себя.

  В определённый момент этой ночной борьбы Господь коснулся впадины бедра Иакова. В стихе 25 говорится: «И когда человек увидел, что не одолевает его, Он коснулся впадины его бедра; и впадина бедра у Иакова была вывихнута, когда он боролся с Ним». Господь коснулся бедренной мышцы Иакова. Его бедро сразу же было вывихнуто, и Иаков стал хромым. Как сказано в стихе 31, Иаков «хромал из-за своего бедра».

  После того как бедро Иакова было вывихнуто, он, наверное, подумал про себя: «Тот, кто борется со мной, больше меня. Он не убил меня, но он определённо коснулся меня и сделал меня хромым». Осознавая, что боровшийся с ним больше его, Иаков попросил у него благословения (ст. 26). Я сомневаюсь, что в этот момент Иаков осознавал, что с ним боролся Бог. Коснувшись Иакова, боровшийся с ним сказал ему: «Отпусти Меня, ибо появляется заря» (ст. 26). Но Иаков сказал: «Не отпущу Тебя, если не благословишь меня». После того как Иаков сказал это, Господь спросил о его имени (ст. 27). Господь и так знал имя Иакова; для чего Ему было спрашивать? Он сделал это, чтобы привести Иакова к осознанию, кто он такой, и заставить его признать, что он — Иаков, хитрец. После того как Иаков назвал своё имя, боровшийся с ним сказал: «Отныне твоё имя будет не Иаков, а Израиль; ибо ты боролся с Богом и с людьми и одолевал» (ст. 28). Имя «Израиль» означает «борющийся с Богом». Многие христиане знают, что имя «Израиль» означает «князь Божий», но в лучших словарях и переводах это значение стоит на втором месте. Первое значение имени «Израиль» — «борющийся с Богом».

  Когда Иаков услышал о своём переименовании в Израиля, борющегося с Богом, он сразу же понял, что боровшийся с ним — это Бог. Наверное, он подумал: «О! Так это Бог, и Он назвал меня борющимся с Богом». Затем Иаков попросил: «Пожалуйста, скажи Твоё имя» (ст. 29). Господь ответил: «Почему ты спрашиваешь Моё имя?» (ст. 29). Господь не сказал Иакову Своего имени. В нашем переживании работа Господа всегда является тайной. Но хотя Господь не открыл Иакову Своё имя, Он благословил его. В повествовании не говорится, что, после того как Господь благословил Иакова, Он оставил его. Господь был с ним всё время, и даже после борьбы Он оставался с ним. Господь не приходил и не уходил; Он просто боролся с Иаковом. Если таково было переживание Иакова в ветхозаветные времена, то тем более это относится к нам сегодня. Господь никогда не оставит нас. Всякий раз, когда нам необходимо некоторое воздействие, Он производит именно то воздействие, которое нам нужно.

  В стихе 30 говорится: «И Иаков назвал это место именем Пениэл, ибо, сказал он, я видел Бога лицом к лицу, однако моя жизнь была сохранена». После того как Господь благословил Иакова, тот полностью осознал, что боровшимся с ним был Бог, и он назвал это место «Пениэл», что означает «лицо Бога».

  Рассмотрев переживание Иакова в этой главе, мы, наверное, подумали, что благодаря этому переживанию он был преобразован. На самом деле он вообще не был преобразован, поскольку в 33-й главе показано, что Иаков остался Иаковом. В его житии ничего не изменилось. Он продолжал планировать, разделять и делать всё возможное, чтобы справиться с ситуацией. Хотя в его житии ничего не изменилось, в его жизни определённо произошло изменение — сама его жизнь была затронута. После своего переживания в Пениэле он хромал. И до того как Господь коснулся его, и после этого он мог делать всё что угодно, но, после того как Господь коснулся его, всё, что он делал, он делал хромая.

  У нас, христиан, есть два вида ошибок и слабостей: те, при которых мы не хромаем, и те, при которых мы хромаем. Например, мы можем раздражаться и при этом либо хромать, либо не хромать. Я могу раздражаться, разговаривая с братом, но даже, когда я раздражаюсь, другие замечают, что я хромаю. Если вы ничего не будете делать, другие не заметят вашу хромоту. Но чем больше Иаков действовал, тем более явной была его хромота. Однако позвольте сказать вам, что мы не должны притворяться хромыми. Притворство ничего не даст.

  Мы — те, кто находится в церквях в Господнем восстановлении, — являемся Божьими избранными. Мы в Божьей руке, мы на Божьем пути, и, я совершенно уверен, мы также подвергаемся Божьей работе. Осознаёте вы это или нет, признаёте вы это или нет и соглашаетесь вы с этим или нет, но факт заключается в том, что мы подвергаемся работе со стороны Господа. Рано или поздно вы ощутите, что Он коснулся вас. Когда это произойдёт, вы будете знать, что вы начали хромать и вы никогда уже не будете прежними. У вас останутся ваши слабости, но вы уже не будете прежними. Если вы можете быть прежними, значит у вас не было переживания того, что Господь коснулся вас.

  В случае с Иаковом Господь коснулся его раз и навсегда. Но в нашем случае Господь может касаться нас многократно. При этом действует тот же принцип. Многие из нас могут засвидетельствовать, что, с тех пор как мы полюбили Господа и особенно с тех пор как мы пришли в церковную жизнь и начали следовать за Господом в Его восстановлении, мы оказались в обстоятельствах, в которых мы претерпевали определённую работу над нами. Мы постоянно боролись. Долгое время мы не понимали, что это Господь работает над нами. Однажды Господь внезапно коснулся нас и мы стали хромыми. После этого мы уже не были прежними. Возможно, мы всё ещё были природными и слабыми, но мы уже не были прежними.

  Не рассчитывайте на то, что после одного прикосновения всё ваше житие изменится и вы будете полностью преобразованы. Нет, в случае с Иаковом прикосновение произошло в 32-й главе, а зрелость, созревание, была полностью проявлена только в 47-й главе. Между 26-й и 32-й главами произошло много поражений, ошибок и проступков. На первый взгляд в 33-й главе, после того как Бог коснулся Иакова, он не сильно изменился, но на самом деле в том, что касается жизни, он очень изменился. До 32-й главы Иаков был природным и Господь никогда не касался его. Но после 32-й главы всё, что он делал, он делал хромая. С того времени он производил на людей совершенно другое впечатление. Когда он склонился перед Исавом, он по-прежнему был природным, но его хромота свидетельствовала о том, что Господь коснулся его. Вы когда-нибудь осознавали, что, когда Иаков пошёл навстречу Исаву и склонился перед ним, он хромал? Исав увидел Иакова, который уже был не целым, а стал хромым. Здесь мы видим, что, хотя в его житии не произошло никаких изменений, его жизнь изменилась. Господь коснулся не его внешнего жития, а его внутренней, природной силы. Он коснулся бедренной мышцы Иакова.

  Мало кто из христиан понимает ключевое значение переживания Иакова в этой части Слова. Большинство уделяют внимание работе над внешним грехом, проступками и привязанностью к миру и не думают о том, что их природная жизнь, природная сила должны быть затронуты. Но для Господа важно не только изменение нашего внешнего жития; гораздо больше Он хочет затронуть нашу природную жизнь. Пререкаетесь вы со своей женой или нет, не имеет значения; если ваша природная жизнь не была затронута, вы по-прежнему природные. В глазах Бога между тем, что вы раздражаетесь, и тем, что вы сдерживаете свою раздражительность, нет большой разницы. Если вы раздражаетесь, вы остаётесь самим собой, и если вы сдерживаетесь, вы тоже остаётесь самим собой. Но однажды Господь коснулся Иакова, и, хотя внешне он остался прежним, внутренне его природная жизнь подверглась работе. Конечно, по-человечески я хочу, чтобы братья и сёстры изменили своё отношение к супругам. Но глубоко внутри я не считаю это внешнее изменение ценным, если их внутреннее существо при этом осталось прежним. Когда вы ведёте себя плохо, Господу трудно внедрить Себя в вас. Но когда вы ведёте себя хорошо, это ничего не меняет. На самом деле Господу, возможно, труднее внедрить Себя в вас именно потому, что вы такие хорошие. Дело не во внешнем изменении или улучшении, а во внутреннем прикосновении. Необходимо, чтобы Господь коснулся вашей внутренней мышцы, вашей внутренней природной силы. Всем нам нужно такое прикосновение.

  Следуя по стопам Иакова, мы будем переживать это прикосновение снова и снова, поскольку в нашем случае прикосновение не происходит раз и навсегда. После того как мы поборемся какое-то время, у нас появится глубокая уверенность в том, что Господь коснулся нас. Господь всегда касается нас в конкретном и важном месте. Всякий раз, когда Он касается какой-то конкретной части, мы начинаем хромать и уже не можем быть прежними в нашем внутреннем существе. С этого момента мы хромаем и больше не являемся целыми.

  Среди многих тысяч человек в церковной жизни есть самые разные: сообразительные, мудрые, хитрые, гордые и надменные. С точки зрения религии, правильный путь состоит в том, чтобы изменить наше внешнее поведение. Но в глазах Бога путь жизни совсем не такой. Бог не сказал Иакову: «Иаков, Я боролся с тобой, коснулся тебя, изменил твоё имя и дал тебе Моё благословение. Отныне ты больше не должен использовать свою хитрость и природную силу, пытаясь справиться с ситуацией, связанной с твоим братом Исавом. Перестань хитрить. Полагайся на Меня, и Я Сам всё решу». Ничего подобного в Библии не сказано. В ней лишь сказано, что Господь коснулся Иакова. Господь коснулся его бедра, изменил его имя и дал ему Своё благословение; это всё, что Он сделал. Он не стал читать ему проповедь и давать наставления. Всё, что Иаков делал после этого, например он разделил свою семью на три группы, он делал по собственной инициативе. Часто, после того как Господь касается нас, Он не говорит, что нам делать. Вместо этого Он предоставляет нам самим решать, что нам делать. Если мы внимательно рассмотрим своё переживание, мы увидим, что именно так всё и происходит.

  Те, кто заботится о других, особенно старейшины, любят наставлять людей. Часто они говорят: «Брат, ты совершил ошибку. Теперь, когда Господь благословил тебя, ты не должен обращаться со своей женой, как прежде. Ради Господней славы ты должен измениться». Сёстры, которые пасут других, иногда говорят: «Сестра, тебе больше не стоит пререкаться с мужем. Ты должна поступать так-то и не должна поступать так-то». Таков наш путь, но это не путь Господа. После того как Господь коснулся бедра Иакова и благословил его, Он не дал ему никакого наставления. Он не сказал ни одного слова. После это прикосновения Иаков по-прежнему прилагал свои усилия. Он как бы сказал своим людям: «Пусть все остаются позади, а я пойду вперёд и встречу моего брата Исава». Но, идя навстречу ему, он хромал. Насколько же наше природное представление отличается от Божьего пути! Насколько же религиозная практика отличается от Господнего прикосновения!

  Мне бы не хотелось, чтобы вам давали много наставлений; я хочу, чтобы многие из вас один за другим пережили прикосновение Господа. Часто сёстры приходили ко мне и жаловались на своих мужей. Но когда они обвиняли своих мужей, я радовался, потому что в их обвинениях я замечал хромоту. Возможно, всего за несколько дней до этого они приходили ко мне без каких-либо признаков того, что Господь коснулся их. Но теперь, хотя они продолжают жаловаться и обвинять своих мужей, ясно видно, что они хромают. Я не упрекаю этих дорогих сестёр, поскольку я радуюсь тому, что Господь коснулся их. Одно прикосновение лучше всех наставлений. Когда Господь касается нашей природной жизни, это гораздо лучше, чем сотня сообщений. Именно в этом мы сегодня нуждаемся.

  В стихе 31 говорится: «И взошло над ним солнце, когда он переходил Пенуэл, и он хромал из-за своего бедра». После того как Господь коснулся Иакова, над ним взошло солнце. Он хромал, но он был в свете. Каждый в Господнем восстановлении, если он получил свет, должен хромать. Никто находящийся под светом не может быть целым; если человек находится под небесным сиянием, он хромает. Во время тёмной ночи Иаков был силён и каждая его часть была целой. Но после того как Господь коснулся Иакова, над ним взошло солнце и он был полон света. Он находился в сиянии небесного света, но при этом он был хромым. Поскольку мы действительно находимся в Господней руке и идём Господним путём, многие из нас переживают это.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках