Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 74

Переживает Божью работу над ним

(8)

  В Быт. 32 и Быт. 33 содержится очень странное переживание в жизни Иакова, Божьего избранного. Как мы уже отмечали, Иаков не полагался на Господа. С самого рождения он пользовался своей природной способностью, делая что-то для себя. В 31-й главе он убежал от Лавана и Бог избавил его от захватнических рук Лавана. Так как Лаван признался в том, что Бог предостерёг его, чтобы он не причинял вреда Иакову, Иаков воспользовался возможностью смело упрекнуть Лавана (Быт. 31:24, 36). Так или иначе Господь провёл его через эти неприятности. Но впереди Иакова ждала ещё одна серьёзная проблема — его брат Исав.

15) Страх Иакова перед Исавом

  Иаков оказался в затруднительном положении. Позади него был Лаван, а впереди — Исав. Я полагаю, что, когда Иаков бежал от Лавана, возвращаясь в землю своих отцов, эти два человека причиняли ему много беспокойства. Ему было трудно оставаться с Лаваном, и ему было не менее трудно возвратиться в то место, где был Исав. По Божьей милости он был избавлен из рук Лавана, но теперь ему предстояло встретиться с Исавом.

а) Его встречают ангелы Божьи

  В Быт. 32:1-2 говорится: «А Иаков пошёл своим путём, и встретили его ангелы Божьи. И Иаков сказал, когда увидел их: Это Божий стан. — И он назвал это место именем Маханаим». Название «Маханаим» означает «два стана». Продолжая свой путь, Иаков, вероятно, думал о том, как он встретится со своим братом. Наверное, он говорил себе: «Я был избавлен из рук дяди, но что мне делать с Исавом, моим братом?» К его большому удивлению, его встретили ангелы Божьи, указывая на то, что они будут защищать его. Божьи ангелы всегда незримо присутствуют с Божьими избранными людьми. В этом случае ангелы явились Иакову, и он увидел их. Он увидел не несколько ангелов, а два стана ангелов. Это перекликается с Пс. 34:7, где говорится: «Ангел Иеговы располагается станом вокруг боящихся Его, и Он избавляет их». Присутствие двух станов ангелов, должно быть, очень воодушевило обеспокоенного Иакова. Но он по-прежнему боялся, что его брат поразит его.

б) Продолжает полагаться на собственные усилия

  Увидев два стана ангелов, Иаков должен был утешиться. Но он не стал полагаться на эти два стана ангелов. Вне всякого сомнения, Бог показал ему это видение ангелов с целью утешить его, укрепить и побудить его полагаться на Божьи небесные войска. Но Иаков не стал полагаться на увиденное. По-прежнему полагаясь на собственные усилия (ст. 3-8), Иаков, подражая двум Божьим станам ангелов, разделил на два стана своих людей. Вместо того чтобы полагаться на увиденное, он скопировал метод. Мы, конечно, можем только догадываться о том, что думал Иаков, когда делал это (может быть, он думал, что каждый из двух станов его домашних будет под защитой двух станов ангелов), но ясно одно: Иаков не стал полагаться ни на Бога, ни на видение двух станов ангелов; вместо этого он потратил время и силы на то, чтобы проявить свою природную способность. В стихах 7 и 8 говорится: «Тогда Иаков сильно испугался и было ему тяжело; и он разделил людей, которые были с ним, и мелкий и крупный скот, и верблюдов на два стана. И он сказал: Если Исав придёт к одному стану и нападёт на него, то остающийся стан спасётся». В этом проявился ум Иакова. На самом деле ничего умного в этом не было, так как если бы Исав поразил первый стан, состоящий из женщин и детей, то неужели он не смог бы поразить и второй? Но, разделив своих домашних таким образом, Иаков сделал всё, на что он был способен.

в) Также призывает Господа

  Завершив все эти приготовления, Иаков, вероятно, всё равно не имел мира. Поэтому он сделал нечто весьма необычное — он помолился (Быт. 32:9-12). Это первое упоминание молитвы Иакова за всю его жизнь. (В Быт. 28:20-22 он дал обет, а не молился Богу.) В повествовании о тех двадцати годах, которые он провёл под притесняющей рукой Лавана, ни разу не упоминается, что Иаков молился. Хотя Лаван десять раз менял плату Иакова, тот не молился. В принципе, все мы Иаковы. Мы получили обещание Бога, и мы узнали Бога, но мы всё равно не молимся. Что бы с нами ни происходило, мы не молимся. Вместо того чтобы упражнять свой дух в молитве, мы упражняем свой разум в размышлениях и задействуем свою природную силу для решения возникающих проблем. Когда Иаков был с Лаваном, он не молился; вместо этого он использовал свою природную силу, чтобы справиться с ситуацией. Но теперь, когда ему предстояло встретиться с Исавом, он был приведён в место, где он уже не мог проявить своё умение. Все его умения, методы, способности и силы кончились. Узнав о том, что Исав идёт ему навстречу и с ним четыреста человек, Иаков испугался. Всё, что он мог сделать, — это разделить людей на две группы, рассчитывая на то, что в случае нападения на первую группу вторая сможет спастись. Поскольку ничего другого Иаков придумать не мог, он был вынужден помолиться.

  Иаков помолился очень хорошей молитвой. Его молитва была гораздо лучше молитв большинства сегодняшних христиан. Иаков сказал: «О Бог моего отца Авраама и Бог моего отца Исаака, Иегова, сказавший мне: „Возвратись в твою страну и к твоей родне, и Я буду делать тебе добро“» (ст. 9). Здесь мы видим, что Иаков помолился на основании Господнего слова. Лучший способ молиться — это пользоваться Божьим словом в качестве основания вашей молитвы. Иаков как бы сказал: «Господь, разве Ты не пообещал делать мне добро? Теперь я стою на Твоём слове и прошу Тебя что-то сделать». Хотя, читая этот стих, можно подумать, что у Иакова был большой опыт молитвы, в предыдущем повествовании нет никаких указаний на то, чтобы он когда-либо молился.

  В стихе 10 Иаков сказал: «Я не достоин всей любовной заботы и всей верности, которые Ты явил Твоему слуге; ибо я с одним моим посохом перешёл этот Иордан, а теперь я сделался двумя станами». Мне нравится то, какие выражения использовал здесь Иаков. Он как бы говорил: «Господь, я не способен вместить всю Твою любовную заботу и верность». Здесь Иаков проявил смирение в присутствии Бога, исповедовав, что не достоин Божьей обильной любовной заботы и верности по отношению к нему и что он перешёл Иордан с одним своим посохом, а Господь увеличил его, сделав двумя станами. Здесь мы видим наглядную картину: два стана на небесах и два стана на земле. Благодаря этой картине избранный должен был находиться в совершенном мире. В следующем стихе Иаков сказал: «Избавь меня, пожалуйста, от руки моего брата, от руки Исава, ибо я боюсь его — как бы он не пришёл и не напал на меня и на мать с детьми». Отсюда видно, что Иаков боялся Исава.

  Молитва Иакова достигает своей высшей точки в стихе 12: «Но Ты сказал: „Я обязательно буду делать тебе добро и сделаю твоё семя как морской песок, который нельзя исчислить от множества“». В этой части своей молитвы Иаков коснулся Божьего домостроительства, поскольку здесь он говорит о семени. Чтобы молиться таким образом, нужно не только стоять на Божьем слове, но и касаться Божьего сердца. Бог избрал Иакова с целью получить семя для исполнения Своего замысла — обрести Своё совокупное выражение на земле. Скорее всего, Иаков не понимал этого, но его молитва всё равно была очень хорошей. Если мы изучим эту молитву, мы увидим, что она замечательна во всех отношениях. Я надеюсь, что все мы будем молиться подобным образом.

г) Продолжает прилагать свои усилия

  После того как Иаков помолился такой замечательной молитвой, ему, конечно, следовало пребывать в мире. Но он по-прежнему проявлял свою активность. Вместо того чтобы лечь спать, он «взял… из того, что у него было, подарок своему брату Исаву» (ст. 13). Он разделил этот подарок на девять стад, и «он дал их в руку своих слуг, каждое стадо отдельно, и сказал своим слугам: Переправьтесь передо мной и оставьте расстояние от стада до стада» (ст. 16). Он сделал это с тем, чтобы узнать, каким будет отношение Исава к нему. Иаков поступил разумно, послав Исаву в подарок девять стад скота и оставив расстояние между стадами. Это увеличивало расстояние между ним и Исавом и давало ему время, чтобы понять намерения Исава и получить возможность подготовиться к битве.

  Рассмотрим всю картину. Сначала Иаков разделил своих людей на два стана. Затем, помолившись превосходной молитвой, он должен был мирно уснуть. Но вместо этого он подготовил девять стад скота в качестве подарка для Исава, чтобы увеличить расстояние между собой и Исавом и тем самым выиграть время и быть готовым действовать в сложившейся ситуации. Это картина очень странного переживания. С одной стороны, Иаков ревностно молился, но с другой стороны, он использовал свою мудрость. На этой фотографии мы можем увидеть самих себя. Иаков сделал это только один раз, а я делал это много раз. С одной стороны, я делал всё возможное, чтобы справиться с трудной ситуацией, а с другой стороны, я ревностно молился Господу. Какой бы хорошей ни была моя молитва, я всё равно не полагался на неё. Иаков очень хорошо помолился, но он не полагался на свою молитву. Если бы он полагался на неё, то он не был бы таким активным после этого. На месте одного из слуг Иакова я бы сказал: «Иаков, после того как ты помолился такой молитвой, тебе не нужно всё это делать».

  Иаков назвал девять стад скота подарком, но фактически это было подкупом. Я не думаю, что у Иакова было такое доброе, любящее сердце по отношению к его брату Исаву. Этот подарок был не от любящего сердца, а от боящегося сердца. Он был сделан с целью умилостивить Исава. Иаков даже сказал: «Умилостивлю его подарком, который пойдёт передо мной» (ст. 20).

  Пока люди Иакова и его слуги спокойно спали, ему самому было не до отдыха. Он был отчаянным перед Богом. Для него это был вопрос жизни и смерти. Иаков ожидал кровопролития, будучи совершенно уверен, что Исав убьёт его и его семью. Поэтому у Иакова не было мира. Внезапно, когда Иаков остался один, «боролся с ним человек до появления зари» (ст. 24). С ним боролся не ангел, а Сам Господь в облике человека. Только в Библии может быть такая история. К большому удивлению Иакова, глубокой ночью, когда он был в отчаянии, к нему пришёл человек и всеми силами пытался одолеть его. Поскольку Иаков не сдавался, они боролись всю ночь до появления зари. Перед этим Иаков боялся, что его убьют. Теперь он боялся потерпеть поражение в этом поединке и бросил все свои силы на борьбу. Господь покорил его не сразу; Он хотел обличить Иакова и показать ему, каким природным он является и насколько велика его природная сила. В итоге Господь коснулся впадины его бедра, в результате чего Иаков стал хромым. Но даже после этого Иаков не отпустил Его, пока Он не благословил его. Мы рассмотрим это подробнее в следующем сообщении.

  В своём сне в Вефиле Иаков получил от Господа твёрдое обещание. Господь сказал ему: «И вот, Я с тобой, и буду хранить тебя, куда бы ты ни пошёл, и возвращу тебя в эту землю, ибо Я не оставлю тебя, пока не сделаю того, что обещал тебе» (28:15). Кроме того, когда Иакову было пора уходить от Лавана, Господь сказал ему: «Возвратись в землю твоих отцов и к твоей родне, и Я буду с тобой» (31:3). Но Иаков всё ещё полагался на себя и пытался задействовать свои природные умения и способности, чтобы спастись из трудной ситуации. Он также отчаянно приходил к Господу. Мы бы ожидали, что после этого Иаков больше не будет ничего делать. Но в 33-й главе мы видим, что Иаков ещё не отказался от собственных усилий. Даже в этой главе нет никакого указания на то, что Иаков полагался на Господа.

  После борьбы с Господом, пришедшим в облике человека, «Иаков поднял свои глаза и посмотрел, и вот, идёт Исав и с ним четыреста человек» (33:1). После всех обещаний Господа, после его молитвы и после борьбы с Господом Иаков предпринял новую попытку что-то сделать. Он ещё раз разделил своих жён и детей. Первый раз он разделил своих людей на два стана в соответствии с двумя станами ангелов. Второй раз он разделил свой подарок на девять стад. Но теперь, ещё раз всё обдумав, он повторно разделил своих людей в соответствии со своим сердцем. «Тогда он разделил детей между Лией, Рахилью и двумя служанками. И он поставил служанок и их детей впереди, Лию и её детей за ними, а Рахиль и Иосифа позади» (33:1-2). Иаков любил Рахиль и Иосифа, поэтому он поставил их позади. Даже здесь, в последнюю минуту, Иаков всё ещё прибегнул к своему умению справляться с разными ситуациями. Две служанки и их дети шли первыми, чтобы в случае необходимости ими можно было пожертвовать. Вслед за ними шла вторая группа, включая Лию и её детей. Рахиль, которую он любил больше всего, и её сын Иосиф шли последними. Всё это было делом рук хитреца, полностью природного человека. Он получил Божьи обещания, пережил определённое воздействие и претерпел страдания, он помолился превосходной молитвой, он боролся с Господом и один раз уже разделил своих людей, но после всего этого он всё равно сделал что-то ещё. Вот что я имею в виду, говоря, что в этой главе описывается странное переживание.

д) Исав тепло встречает Иакова

  После всего этого, когда Иаков увидел Исава, он смело, но смиренно вышел вперёд, чтобы встретить его (33:3-4). В стихе 3 говорится: «А сам он пошёл перед ними и склонился к земле семь раз, пока не подошёл к своему брату». В каком-то смысле он повёл себя честно и верно по отношению к своим жёнам и детям, выйдя вперёд, чтобы идти первым. Исав был очень удивлён тем, как Иаков подошёл к нему, и он «побежал ему навстречу, и обнял его, и бросился ему на шею, и поцеловал его» (ст. 4). И Иаков, и Исав заплакали. Отсюда мы видим, что все страхи Иакова были результатом его собственного беспокойства, и всё, что он сделал, было напрасно. Ему не нужно было разделять своих людей на два стана, молиться замечательной молитвой, преподносить Исаву в подарок девять стад скота, бороться с Господом в облике человека и повторно разделять своих жён, детей и служанок. Если бы он действительно знал Бога и полагался на Него, он всегда оставался бы в покое, говоря: «Я не беспокоюсь об Исаве, потому что Бог пообещал мне, что Он возвратит меня в землю моего отца. Он даже велел мне возвращаться, и у меня есть мир в отношении того, что Он сделает это. Исав может делать со мной всё что угодно — меня это не волнует, потому что мой Бог дал мне Своё слово».

  Все мы должны извлечь урок из переживания Иакова. Нам не нужно делать слишком много. Разве мы не являемся сегодняшними Иаковами, избранными? Конечно, являемся. Разве Господь не дал нам Своего обещания? Разумеется, Он сделал это. Разве нас не окружают станы ангелов? Мы должны верить в это. Мы, возможно, считаем некоторых людей нашими врагами. Враг, Сатана, вводит в наш разум мысли о нашем Лаване или Исаве. Все эти мысли напрасны. Вспомните своё прошлое. Разве вы не совершали множества дел, которые в итоге оказывались бесполезными? Всё, что мы делали, было напрасным. Часто я говорил себе: «Ты просто глупец. Ты потратил время и силы на напрасные дела. Ни одно из твоих дел не помогло, поскольку Господь не использовал их». Разумеется, Иаков и мечтать не мог о том, что Исав придёт и явит такую горячую любовь к нему. Бог помешал Лавану, поговорив с ним во сне, и Он пробудил в Исаве братскую любовь к Иакову. Поэтому Исав пришёл к Иакову не с ненавистью и не с желанием отомстить, а с тёплой, братской любовью. Исав забыл, какое страдание причинил ему Иаков. Но хитрец Иаков не забыл, что он сделал своему брату. В этом мы видим удивительные проявления Божьей заботы.

  Я хочу обратиться к молодым братьям и сёстрам. Вы, несомненно, любите Господа. Благодаря тому что вы любите Господа, у вас есть уверенность, что вы избраны. Поскольку вы избраны, обещание Господа, Его цель и конечный пункт Его пути — всё это предназначено для вас. Господь велел всем нам продвигаться вперёд к цели, идти в землю нашего Отца, где мы сможем наслаждаться богатством Господа для Его вечного замысла. Поэтому нам нужно просто наслаждаться миром в Нём. Пусть вас не беспокоят никакие Лаваны и Исавы. Что бы ни происходило, просто покойтесь в Нём. Если вы не можете принять моё слово сейчас, подождите некоторое время и вы обнаружите, что всё, что вас беспокоило, превратится в ничто. Вам не нужно ничего делать, поскольку ни перед вами, ни позади вас не будет никакой серьёзной беды. На первый взгляд у вас много трудностей; но на самом деле, поскольку вы Божьи призванные, находящиеся под Божьей вседостаточной заботой, все трудности исчезают. Вы Божьи призванные, которым дано заверение в Божьем обещании и которым поручено исполнение Божьей цели. Теперь вы движетесь по этому пути. Меня не волнует всё противостояние и все сплетни. Часто я смеюсь над ними. Если мы движемся по пути, ведущему к Божьей цели, и если у нас как Божьих призванных есть Божье обещание, то всё в порядке.

  В этих двух главах изображено, каков наш Бог. Я могу свидетельствовать о Его любовной заботе и верности. Если Иаков был слишком мал по сравнению со всей любовной заботой Господа и Его верностью, то я даже меньше его. Какими бы ни были наши обстоятельства, Господь присутствует с нами. У нас есть Он, Его обещание, Его цель и Его воинства. Забудьте о своём умении и своей способности справляться с ситуацией. Иаков был очень умелым; он разделил своих людей сначала одним образом, а потом другим. Как мы увидели, во второй раз он разделил своих людей в соответствии с желанием своего сердца с целью уберечь Рахиль и Иосифа. Но ничто из того, что он сделал, не пригодилось; всё было напрасно. Какая замечательная картина для нас сегодня!

  Когда я готовился к этому сообщению, я получил большую помощь. Я сказал себе: «Бедный человек, ты до сих пор, по крайней мере, в чём-то похож на Иакова. С одной стороны, у тебя есть слово Божье, ты полагаешься на Бога, и ты молился Ему. С другой стороны, ты по-прежнему что-то «разделяешь». В итоге оказывается, что тот, кого ты боялся, любит тебя». Часто те, кого мы боялись, становятся нашими помощниками. Так было и в случае Иакова с Исавом. У Иакова было большое имущество, и ему требовалась помощь, чтобы доставить всё на место. Исав привёл с собой четыреста человек, чтобы помочь ему, а Иаков, услышав об этом, испугался. Люди, которых он боялся, на деле оказались его помощниками.

  Иногда в Библии содержится игра слов. Например, мы читаем о двух станах ангелов и о том, что Иаков тоже разделил своих людей на два стана. Затем он разделил скот на девять стад. Когда Исав увидел эти стада, он назвал их не стадами, а станами, сказав: «Для чего у тебя весь этот стан, который я встретил?» (33:8). Исав как бы говорил: «Иаков, ты послал эти станы, чтобы сражаться со мной? Для чего это всё у тебя?» Иаков ответил: «Чтобы обрести благосклонность в глазах моего господина… Пожалуйста, возьми моё благословение, которое было принесено тебе» (ст. 8, 11). Примечательно, что Иаков сказал не «подарок», а «благословение». По всей видимости, он имел в виду: «Исав, я пришёл не сражаться с тобой, а дать тебе это благословение. Это не станы; это моё благословение тебе». После этого Иаков и Исав были в мире друг с другом.

  Исав, у которого было доброе сердце, сказал Иакову: «Отправимся в путь и пойдём, и я пойду перед тобой» (ст. 12). Но Иаков всё ещё немного боялся Исава и не хотел долго оставаться в его присутствии. Ещё раз прибегнув к своей сообразительности, он сказал: «Мой господин знает, что дети слабы и что на мне дойный мелкий и крупный скот; и если его будут усиленно гнать один день, весь скот умрёт. Пожалуйста, пусть мой господин пойдёт впереди своего слуги, а я пойду медленно, как пойдёт скот, который передо мной, и как пойдут дети, пока не приду к моему господину в Сеир» (ст. 13-14). Другими словами, Иаков говорил: «Пожалуйста, уходи от меня. Я не хочу оставаться с тобой. Пока ты здесь, я чувствую угрозу». Когда Исав сказал: «Давай я оставлю с тобой нескольких из людей, которые со мной», Иаков ответил: «Зачем это? Пусть я обрету благосклонность в глазах моего господина» (ст. 15). Пока Иаков видел лицо Исава и его людей, у него не было мира. Часто, даже после того как мы пройдём через какую-то проблему, внутри нас остаётся «хвост» этой проблемы и мы не хотим, чтобы нам напоминали о ней. На самом деле беспокоиться было не о чем; там было только проявление любви. Исав пришёл с любящим сердцем. Но Иаков ещё не избавился от своего страха. Это точное изображение нашего переживания.

  На месте Иакова я сказал бы себе: «Глупец, тебе не нужно было ничего делать. У тебя есть обещание Господа, и ты движешься к Его цели. Ты видел Его ангелов, и даже Он Сам боролся с тобой, переименовал тебя в Израиля и дал тебе благословение. Что ещё тебе нужно? Тебе не следовало ничего делать». Иаков, напротив, суетился и бегал, как муравей по горячей сковороде. В этих двух главах нет никакого указания на то, что у Иакова было хоть какое-то наслаждение. Я сомневаюсь, что он хорошо ел и спал. Он всё время суетился, обдумывая, как ему поступить в сложившейся ситуации и что ему делать с Исавом. Даже когда Исав пришёл к нему в любви, Иаков не доверял ему и попросил его пойти впереди него. По сути, Иаков говорил: «Исав, не оставайся здесь. Забери своих четыреста человек и иди вперёд. Твои люди пугают меня. Я не хочу, чтобы кто-то из них остался со мной». Его переживание было очень странным.

16) Иаков возвращается в Ханаан

  Бог верен, и в конце концов Иаков возвратился в Ханаан (ст. 17-20). В стихе 18 говорится: «И пришёл Иаков благополучно в город Шехем». Другой возможный перевод этого стиха: «И пришёл Иаков в Шалем, город Шехема». Он возвратился в Ханаан через Шалем (ст. 18). «Шалем» (или: «Салим»), вторая составная часть названия «Иерусалим», по-еврейски означает «мир», «благополучие». Таким образом, то, что Иаков возвратился в Ханаан через Шалем, означает, что он вернулся благополучно и с миром. В следующем сообщении мы увидим, что Иаков следовал по стопам Авраама. Согласно 12-й главе, когда Авраам вошёл в Ханаан, первым городом, который он посетил, был Шехем. Иаков тоже пришёл благополучно в город Шехем. Это доказывает, что Бог сдержал Своё слово и исполнил Своё обещание, поскольку Он пообещал Иакову благополучно возвратить его в землю его отцов. Иаков совершил это путешествие не сам — Бог совершил его за него. Здесь, в Шехеме, Иаков сделал то же самое, что и его дед: во-первых, он поставил свой шатёр, и, во-вторых, он поставил жертвенник (ст. 18, 20). Теперь у него появилось свидетельство. В течение последних двадцати лет у него не было ни жертвенника, ни шатра; это показывает, что у него не было надлежащей жизни в качестве Божьего свидетельства. Теперь, вернувшись на надлежащую почву в надлежащем месте, он стал вести жизнь, имевшую Божье свидетельство. Здесь мы видим, что этот избранный Божий был возвращён Божьей благодатью в надлежащее положение для исполнения Божьего вечного замысла.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках