Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 73

Переживает Божью работу над ним

(7)

  Всё Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16), и вся Библия — это книга жизни. Но верите ли вы, что Быт. 31, которую мы рассмотрим в этом сообщении, — это Божье дыхание? В молодости я думал, что каждое слово и каждая фраза в Послании к эфесянам, несомненно, вдохновлены Богом, но я не ценил 31-ю главу Бытия так же, как я ценил Послание к эфесянам. Считаете ли вы, что повествование в этой главе является словом жизни? В этой главе не говорится о жизни — в ней говорится о краже терафимов и о дипломатических переговорах. Разве это слово жизни? Если мы хотим увидеть, что 31-я глава является словом жизни, нам нужно рассмотреть её в контексте всей Библии.

  В 28-й главе Бытия на пути к дому Лавана Иаков увидел сон. Этот сон важен тем, что он показывает, что Бог хотел обрести дом на земле и что Он намеревался сделать Его избранного камнем, материалом для Его строения. Был ли Иаков, показанный в 31-й главе Бытия, надлежащим материалом для построения Божьего дома? Нет, не был; когда он увидел сон, он был не порядочным человеком, а хитрецом. Как вы думаете, мог ли такой хитрец, как Иаков, стать драгоценным материалом для построения Божьего дома на земле? Если вы отвечаете утвердительно, значит вы осознаёте, что вы ничем не отличаетесь от Иакова. Все мы Иаковы. Но хитрец-Иаков предназначен к тому, чтобы стать материалом для построения Божьего дома. Эта глава показывает, что благодаря Божьей работе такой хитрец может стать материалом для Божьего жилища. В этой главе мы видим продолжение повествования о работе Бога над Его избранным. Поскольку в этой главе показана Божья работа над Иаковом, она, несомненно, является словом жизни.

  Иаков пробыл у Лавана двадцать лет. В 31:7 Иаков сказал, что Лаван менял его плату десять раз. Число десять обозначает завершённость определённой работы. Иаков как бы говорил: «Лаван менял мою плату не девять раз, а десять. Его работа надо мной была полной». Число двадцать, удвоенное число полноты, — это десять, умноженное на два. Бог поместил Иакова под руку Лавана на двадцать лет, чтобы Иаков подвергся тщательному воздействию. Но в 31-й главе, спустя двадцать лет, мы видим, что Иаков ещё не был полностью преобразован. Нас это может разочаровать, и мы скажем: «Если на завершение процесса преобразования не хватает двадцати лет, то сколько же времени он требует? Господь уже может вернуться, а этот процесс так и не закончится». Но если вы сравните Иакова в этой главе с Иаковом в более ранних главах, вы увидите, что он явно пережил некоторое преобразование. Двадцать лет, проведённых у Лавана, произвели в Иакове большое изменение. В начале этих двадцати лет он был настоящим хитрецом, но в конце этого времени он был по крайней мере немного преобразован. Читая 31-ю главу, мы видим, что в хитром Иакове произошли значительные изменения. Но несмотря на то что он был в какой-то степени преобразован, в этой главе он всё ещё довольно природный.

  Вы, наверное, недоумеваете, каким образом в этой главе раскрывается природность Иакова. Иаков боялся Лавана, понимая, что он не сможет его одолеть. Иаков признавал, что не способен на это. Поэтому он убежал от Лавана, ушёл от него тайком. Если бы он был достаточно смел и уверен в том, что сможет одолеть Лавана, он не стал бы убегать. Наоборот, он сказал бы: «Лаван, ты очень плохо обращался со мной. Теперь я ухожу. Прощай!» Но Иаков не осмелился так поступить. Вместо этого он ушёл тайком. Лаван погнался за Иаковом, и перед тем как он настиг его, Бог говорил с ним в ночном сне и сказал: «Остерегайся, чтобы не говорить Иакову ни хорошего, ни плохого» (ст. 24). Лаван был хитрее Иакова, но на этот раз Бог вынудил его быть честным. Лаван даже рассказал Иакову, о чём с ним говорил Бог: «В моих силах сделать вам зло, но Бог вашего отца говорил мне вчера и сказал: „Остерегайся, чтобы не говорить Иакову ни хорошего, ни плохого“» (ст. 29). На месте Лавана я не стал бы рассказывать об этом Иакову. Но Лавану не хватило ума, чтобы промолчать. Тогда, укорив Лавана за то, что тот перебрал все его вещи, Иаков сказал: «Бог увидел мою скорбь и труд моих рук и возбранил тебе прошлой ночью» (ст. 42). Иаков как бы говорил: «Лаван, у тебя есть сила в руках, но у меня есть Бог, который со мной. Твоя сила не может одолеть моего Бога». Из-за того что Лаван всё рассказал Иакову, тот повёл себя довольно резко. Это было реакцией природного человека Иакова. Если бы Иаков был по-настоящему духовным, то, после того как Лаван рассказал ему свой сон, он просто сказал бы: «Слава Господу! О Господь, благодарю Тебя». Иаков мог бы сказать: «Лаван, поскольку Бог моего отца говорил с тобой, мне не нужно ничего говорить. Слава Ему!» Но даже если бы Иаков ограничился этим, он всё равно показал бы «хвост» своего природного человека. Если бы у него не осталось даже «хвоста» природного человека, он ничего не сказал бы, кроме как: «Слава Господу, дядя Лаван». А затем он повернулся бы к Господу и сказал: «Господь, я славлю Тебя. Я так благодарен Тебе за то, что я в Твоих руках». Когда Иаков услышал о том, что Бог говорил с Лаваном и велел ему ничего не делать Иакову, он набрался смелости упрекнуть Лавана в лицо, указав ему на то, что он перебрал все его вещи, заставлял его нести убыток за всё, что было украдено, и десять раз менял его плату (ст. 36-41). Иаков как бы говорил: «Посмотри, что ты наделал! Я служил тебе двадцать лет, и ты десять раз менял мою плату. Теперь ты перебрал все мои вещи и ничего не нашёл. Что это значит?» На первый взгляд Иаков говорил откровенно, но это была откровенность природного человека. Здесь Иаков показан не как плохой человек и не как хитрый человек, а как природный человек. Отсюда видно, что Иаков ещё не был полностью преобразован.

  До 32-й главы нигде не говорится, что Иаков молился. В Быт. 32:3-4 Иаков послал вестников к Исаву, велев им называть Исава господином Иакова. Вестники возвратились к Иакову и сказали: «Мы ходили к твоему брату Исаву, и он тоже идёт навстречу тебе; и с ним четыреста человек» (32:6). Услышав эту весть, Иаков испугался и помолился об этом Господу. Иаков боялся, что Исав решил убить его и его семью, поэтому ему пришлось молиться. В повествовании Бытия это первое упоминание о том, что Иаков молился. До этого Иаков не молился, потому что он всегда поступал по-своему. Когда он решил бежать от Лавана, он воспользовался своими умениями и поговорил со своими жёнами очень убедительным тоном и уговорил их встать на его сторону против их отца. В отличие от Исава Иаков не умел сражаться, но он, несомненно, умел говорить.

  Повествование в 31-й главе Бытия изобличает наше собственное состояние и в точности описывает нас самих. Это, несомненно, слово жизни. Хотя слово «жизнь» не встречается в этой главе, в ней мы видим ту самую жизнь, о которой говорится в Евангелии от Иоанна, Евангелии жизни. В Ин. 10:10 Господь Иисус сказал: «Я пришёл, чтобы они имели жизнь, и имели в избытке». Каким образом можно иметь жизнь в избытке, показано не в 10-й главе Евангелия от Иоанна, а в 31-й главе Бытия. Эта глава является откровением о нашем существе.

  За годы моего служения я видел много случаев, связанных с отношениями между мужем и женой, и меня часто просили быть посредником между супругами. Все сёстры, просившие меня быть посредником между ними и их мужьями, надеялись, что, после того как я помолюсь за них, их мужья превратятся в ангелов. Многие из нас до сих пор придерживаются такого представления. Некоторые сёстры говорят про себя: «Мой муж такой жалкий. Если старейшины и ведущие сёстры помолятся за него, Господь обязательно сделает из него ангела. Если мой муж не может быть старейшиной в церкви, то, по крайней мере, он может быть диаконом». Хотя Господь, несомненно, ответит на эту молитву, Он ответит не согласно нашему пути, а согласно Своему пути. Путь Господа — не волшебство. Не рассчитывайте, что ваш муж внезапно превратится в ангела и вы сможете засвидетельствовать об этом уже на ближайшем церковном собрании.

  Многие из нас находятся в церковной жизни уже несколько лет. Вы, наверное, молились о себе и просили Господа преобразовать вас. Были ли вы преобразованы? Вам придётся признать, что в определённой степени вы всё ещё природные. На собраниях мы все производим впечатление преобразованных людей, но какое впечатление вы производите, когда сидите за обеденным столом со своей женой? Многим из нас придётся признать, что мы ничем не отличаемся от Иакова в 31-й главе Бытия. Я славлю Господа за то, что за эти годы во многих святых произошли значительные изменения. Но где вы находитесь сегодня: в 48-й главе Бытия или в 31-й? Вам придётся признать, что в лучшем случае вы находитесь в 31-й главе. Мы не можем достичь зрелости жизни, преобразования жизни, за одну ночь и даже за несколько лет. Это процесс длиной во всю жизнь. Мы не растём, как грибы.

  Если вы изучите биографию Иакова, вы увидите, что, даже когда он ещё находился в утробе матери, Бог начал работать над ним. В своей природной жизни Иаков понял, что в утробе находятся двое. Хотя Иаков попытался родиться первым, Бог допустил, чтобы первым вышел его брат. С тех пор в одной главе за другой мы видим борьбу Иакова. Но в конце Бытия борьба Иакова заканчивается. Когда Иаков поклонился Богу, руки хитреца опирались на верх его посоха, олицетворявшего его жизнь скитальца на земле (Евр. 11:21). В конце Бытия Иаков был полностью преобразован. Его преобразование завершилось только в конце его жизни. Для преобразования требуется вся наша жизнь. Не рассчитывайте на то, что оно совершится за несколько лет. Я уверен, что каждый день и каждый час что-то работает для нашего преобразования. Тем не менее для этого нужно много времени. Повествование об Иакове занимает больше половины из пятидесяти глав этой книги. Это длинное повествование о преобразованной жизни. Господь Иисус может спасти нас в одно мгновение, мы можем быстро посвятить себя Ему, и мы даже можем очень быстро войти в церковную жизнь. Но для преобразования нужно долгое время. Нам требуется много подъёмов и падений. Иногда за один день у нас бывает три подъёма и три падения. Таково наше природное существо, наша природная жизнь.

  В том, что касается Божьего избрания и преобразования, Иаков показан в Библии как опытный образец. Об этом говорится в 9-й главе Послания к римлянам. Однако на протяжении многих поколений мало кто из христиан увидел это, считая главы об Иакове просто занимательными историями. Очень немногие христиане относились к этим главам как к повествованию, в котором показан образец преобразованной жизни.

12) Обстоятельства Иакова меняются

  В 31-й главе обстоятельства Иакова внезапно изменились. Его двоюродные братья стали завидовать ему (ст. 1), и лицо Лавана изменилось по отношению к нему (ст. 2). Это изменение послужило на пользу Иакову. В этой главе Иаков находился в процессе преобразования. Бог всевластно готовит всё для нашего преобразования. Мы должны верить в это. Ничто в 31-й главе не произошло случайно; всё было спланировано заранее. По Божьему всевластию у Лавана было много сыновей. Раньше я думал, что для Иакова было бы гораздо лучше, если бы у Лавана не было сыновей и двух дочерей. Но у Лавана было несколько сыновей. Все двадцать лет, в течение которых Иаков оставался у Лавана, Лаван и его сыновья относились к Иакову как к человеку, приносящему им прибыль. Лаван признавал, что то, что Иаков жил у него, было благословением (30:27). Но в 31:1 говорится, что Иаков услышал «слова сыновей Лавана, говоривших: Иаков забрал всё, что было у нашего отца; и из того, что было у нашего отца, он создал всё это богатство» (ст. 16). Всё так и было. В повествовании об Иакове говорится, что Бог показал ему во сне, что Он забрал скот у Лавана и отдал его Иакову (31:11-12). В течение нескольких лет сыновья Лавана видели, что стада их отца уменьшаются, а стада Иакова постоянно увеличиваются. Наконец настал момент, когда они, завидуя Иакову, больше не могли этого терпеть. Это произошло не случайно. В то же самое время «Иаков увидел лицо Лавана, и теперь оно не было приветливым к нему, как прежде» (ст. 2). Наверное, все двадцать лет, когда Лаван смотрел на Иакова, на его лице была улыбка, потому что Иаков приносил ему прибыль. Но когда Лаван осознал, что Иаков больше не приносит ему прибыль, его лицо изменилось по отношению к нему. Когда человек видит, что вы наносите ему убыток, его лицо по отношению к вам меняется. Не нужно думать, что люди действительно хорошо к вам относятся. Все люди эгоистичны и живут для себя. Прожив с Лаваном четырнадцать лет, Иаков сказал ему, что он хочет уйти (30:25-26). Но, вероятно, у него не было такого желания. Это могло быть его уловкой с целью получить что-то от Лавана. Лаван ясно видел, что Божье благословение было с Иаковом, и не хотел, чтобы тот уходил. Поэтому они провели переговоры и договорились, что Иаков ещё на какое-то время останется с Лаваном. Но через несколько лет Лаван осознал, что вся прибыль достаётся Иакову, и его лицо по отношению к нему изменилось. Это также было заранее спланировано Богом. Поскольку Иакову настало время возвращаться, Бог устроил так, что двоюродные братья Иакова высказали всё, что они думают о нём, а Лаван перестал смотреть на него, как прежде.

  Иаков, должно быть, серьёзно задумался над тем, что ему делать: остаться или уйти. В этот момент Бог вмешался и сказал Иакову: «Возвратись в землю твоих отцов и к твоей родне, и Я буду с тобой» (31:3). Если бы Иаков был полностью преобразован, он сразу же прославил бы Господа и сказал бы Ему, что он полагается на Его ясное водительство. Но Иаков не помолился. Вместо этого он позвал своих двух жён к своему стаду, поскольку не осмеливался говорить с ними в присутствии своего дяди. Когда он рассказал им о произошедших изменениях, они согласились покинуть своего отца (ст. 4-16). Эти изменения в обстоятельствах и в окружении Иакова были заранее устроены Богом.

13) Иаков бежит от Лавана

  Все изменения в окружении Иакова указывали на то, что ему следует возвращаться домой. Иаков действительно ушёл, но его уход не был благородным. Неужели вы думаете, что Иаков убежал от Лавана надлежащим образом? Нет, он убежал от него тайком. Но что произошло бы, если бы он не убежал от Лавана именно так? Лаван бы силой задержал своих дочерей и их служанок и всех их детей. Он сказал бы Иакову: «Иаков, если хочешь, можешь идти, но всех людей и всё имущество тебе придётся оставить у меня». Поскольку Иаков боялся этого, он убежал тайком.

  Хотя то, как Иаков ушёл, не было правильным, Бог допустил это. Иаков ещё не был зрелым, поэтому у него были слабости. Почему Иаков не положился на Бога? Если Бог всемогущий и способен сделать всё что угодно, Иакову следовало положиться на то, что Он защитит его жён и детей. Легко говорить о том, что мы должны полагаться на Бога, но не так легко применять это на практике. То, что мы полагаемся на Бога, не связано с доктриной. Вы бы на месте Иакова осмелились пойти к Лавану и сказать: «Дядя Лаван, я ухожу»? Это нелегко, потому что для этого нужна зрелость жизни и мера веры. Чтобы иметь необходимую меру веры, нужен рост в жизни. Но у Иакова этого не было. Я не осуждаю Иакова; напротив, я очень сочувствую ему. Часто мы тоже оказываемся в ситуациях, в которых нам ничего не остаётся, кроме как убежать, причём убежать тайком. Легко упрекать Иакова за то, что он не ушёл от Лавана открыто, достойным и благородным образом. Но если мы посмотрим на себя, мы увидим, что часто мы совершаем какие-то поступки, не рассказывая о них нашим супругам.

  В этой главе говорится, что Иаков украл сердце Лавана (ст. 20, евр.). В то время как Иаков украл сердце Лавана внутренне, Рахиль украла терафимов внешне (ст. 19). Даже среди людей, которые боялись Бога, ещё были идолы. Это были не храмовые идолы, а домашние идолы, которым они поклонялись у себя дома. Поскольку они имели для них большое значение, Рахиль украла их, а Лаван искал их. Не думайте, что, поскольку Иаков был святым, которого призвал Бог, у него была правильная семья. На первый взгляд у некоторых из нас очень надлежащие семьи, но Бог знает, что у нас по-прежнему есть домашние идолы. Если бы в Библии не было упоминания этих идолов, никто бы не поверил, что в семье Лавана или Иакова были идолы. Но Бог допустил даже то, что Иаков проявил слабость и украл сердце Лавана.

  Все мы совершаем ошибки, но Бог никогда не ошибается. Разумеется, побег Иакова нельзя назвать благородным поступком, но даже его он совершил с Божьего разрешения. Не сожалейте о своих ошибках, потому что даже ваши ошибки работают для вашего преобразования. Среди нас нет абсолютно честных, благородных, верных и правых. Только Господь Иисус является таким человеком. У всех нас есть недостатки, наши природные слабости. Иаков убежал от Лавана, потому что он был слаб в вере и слаб в своей способности чем-то жертвовать. Наверное, Иакову следовало сказать: «Мне не важно, чего я лишусь; даже если я лишусь собственной жизни, я должен быть честен с Богом». Сказать это легко, но попробуйте это сделать. Когда наступит такой момент, вы тоже убежите и украдёте чьё-то сердце. Все наши ошибки, даже наши проступки, находятся под Божьим всевластием, и Бог использует их для нашего преобразования. Я не призываю вас совершать ошибки. Я надеюсь, что вы не совершаете ошибок. Сорок лет тому назад я говорил людям, что они не должны совершать ошибки. Но сейчас я этого не говорю, потому что я осознал, что это глупо. Как бы я ни увещевал вас не совершать ошибок, вы всё равно будете их совершать. Никто не хочет совершать ошибки. Я могу засвидетельствовать, что изо дня в день и из года в год я молился Господу и просил Его удержать меня от ошибок. Хотя я ненавижу ошибки и у меня нет никакого желания их совершать, я всё равно допустил несколько крупных ошибок. Какая в этом случае польза от моих призывов не совершать ошибок? Если бы я был учителем этики, я бы велел вам не совершать ошибок. Но я не учитель этики. Я тот, кто помогает вам преобразовываться.

  Бог использует наши ошибки для того, чтобы преобразовать нас. Я могу засвидетельствовать, что, если бы я не совершил определённых ошибок, я не был бы преобразован так, как сегодня. Больше всего преобразования в моей жизни я получал благодаря моим ошибкам. Ничто не беспокоит меня больше, чем мои ошибки. Всякий раз, когда я считал себя правым, Господь допускал, чтобы я совершил ошибку. Ничто не помогает нам преобразовываться так, как наши ошибки. Разумеется, я не говорю, что мы должны делать зло, чтобы вышло добро. Нет, если вы намеренно совершаете ошибки, они не помогут вам преобразоваться. Они будут угнетать и осуждать вас. Но когда мы прилагаем все усилия, чтобы избежать ошибок, мы можем молиться: «О Господь, сохрани меня в Своём присутствии и не позволяй мне ошибаться. Господь, я пребываю в страхе и трепете в Твоём присутствии». Даже если мы так молимся, через какое-то время мы всё равно совершим очередную ошибку, и Господь всевластно использует её для нашего преобразования.

14) Лаван гонится за Иаковом

  Как мы увидели, Лаван погнался за Иаковом и догнал его (ст. 22-55). Лаван был в силах поразить Иакова, но Бог предостерёг его во сне, чтобы он ничего не делал ему (ст. 24). Хотя Лаван не мог ничего сделать, он сделал то, что делают все люди, — он начал жаловаться. Он выразил свой гнев тем, что стал жаловаться по поводу побега Иакова (ст. 26-29). Лучший способ выпустить свой гнев — это пожаловаться. Затем Лаван обвинил Иакова в том, что он украл его терафимов (ст. 30-35), а когда терафимов не нашли, Иаков в свою очередь упрекнул Лавана за плохое обращение с ним (ст. 36-42). После этого Лаван смирился и, поскольку он был хитёр, сменил свой настрой и заключил с Иаковом завет мира. Это хороший пример человеческой дипломатии.

  В этой главе показано, что все люди ненадёжны. В 27-й главе мать Иакова Ревекка думала, что Лаван защитит её возлюбленного сына Иакова и поможет ему. Поэтому она отослала Иакова к своему брату. Но посмотрите, что сделал Лаван Иакову. Все люди, даже наши ближайшие родственники, ненадёжны. Не надейтесь ни на кого из людей. Если мы осознаем, что мы Божьи призванные и что сейчас мы переживаем Божий процесс преобразования, мы поймём, что всё зависит от Божьей руки, а не от надёжности того или иного человека. Мы не должны надеяться ни на кого из людей, но в то же время мы должны благодарить Господа за то, что все в нашем окружении находятся под Божьей всевластной рукой для нашего блага. Вы думаете, что у вас верный и надёжный дядя. Но такой дядя был бы малополезен для вашего преобразования. Если мы будем читать эту главу снова и снова, мы увидим, что мы не должны ни на кого полагаться и мы не должны никого обвинять. Честный у нас дядя или нет, мы всё равно должны сказать: «Слава Господу. Бог всевластен. Я нахожусь не в руке дяди, а во всевластной руке Бога. Даже мой ненадёжный дядя находится в Божьей руке ради моего преобразования». Всем нам нужно видеть это и знать, что в нашем окружении нет ничего надёжного. Не нужно полагаться ни на какие-либо вещи, ни на каких-либо людей, ни на какие-либо дела. Все вещи и все люди в нашем окружении являются орудием, которое Бог всевластно использует для нашего преобразования. Если для вашего преобразования нужен честный человек, Бог даст вам такого человека. Но в большинстве случаев нам нужен Лаван и двоюродные братья вроде сыновей Лавана. Не жалуйтесь, а благодарите Бога за каждого: «Господь, я благодарю Тебя за всех моих двоюродных братьев. И я благодарю Тебя за моего дядю и даже за мои слабости». Слава Господу за то, что даже наши слабости используются Богом для нашего преобразования.

  Изображённая в этой главе картина показывает, что главным действующим лицом является невидимый Бог с Его невидимой рукой. Эта глава представляет собой не просто историю человеческой жизни, а откровение о преобразовывающем Боге с Его преобразовывающей рукой. Всем нам нужно увидеть показанного в этой главе Бога. Главным действующим лицом является не Лаван и не Иаков, а скрытый Бог, который в Своём всевластии готовит наши обстоятельства для нашего преобразования. В этой главе Бог скрыт, однако Он был наготове, зная, в какое время нужно вмешаться и говорить Иакову или Лавану. Он делает всё согласно Своему плану. Поэтому главным действующим лицом здесь является всевластный, преобразовывающий Бог. Если мы увидим эту картину, мы будем покоиться в Нём, веря, что, кем бы мы ни являлись и где бы мы ни были, всё в полном порядке, потому что всё находится под всевластной рукой преобразовывающего Бога.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках