Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 71

Переживает Божью работу над ним

(5)

  Повествование об Иакове в Быт. 30 и Быт. 31 очень интересное. В Библии нет напрасных слов, и всё в Библии является словом жизни; основываясь на этих двух принципах, мы должны просить у Господа, чтобы Он дал нам увидеть жизнь в этом повествовании. Я уделил довольно много времени этому разделу Слова. Много лет тому назад я считал это повествование просто историей. Но после того как я осознал, что всё, что есть в Библии, является словом жизни, я начал искать в этом разделе Слова жизнь. Получив озарение, я осознал, что это повествование исполнено жизни.

  Все основные моменты в Быт. 30:25-43 и Быт. 31:1-16, 38-42 можно разместить под тремя заголовками: притеснение Лавана, хитрость Иакова и благословение Бога. Тремя главными сторонами в этом повествовании являются Лаван, Иаков и Бог; при этом две стороны видимы, а одна — невидима. Лаван, первая сторона, притеснял Иакова, а Иаков, вторая сторона, старался обхитрить Лавана. Но ни одна из двух сторон не могла принять окончательное решение. Окончательное решение было за третьей, невидимой, стороной, Самим Богом. Сколько бы Лаван ни притеснял Иакова, ему было суждено проиграть, и как бы Иаков ни старался провести Лавана, он разбогател не потому, что хитрил. Последнее слово было сказано не Лаваном и не Иаковом; оно было сказано Богом, Господом всех. Если мы хотим увидеть жизнь в этом разделе Слова и получить содержащееся в нём снабжение, мы должны уделить внимание этим трём сторонам. Если мы увидим их, мы будем ценить эту часть Слова.

  Как мы уже отмечали, Авраам олицетворяет жизнь, оправданную Богом и живущую в общении с Богом, а Исаак олицетворяет жизнь, которая наслаждается Божьей благодатью. В Иакове мы видим третий аспект духовной жизни — преобразование. Иаков, человек, находящийся под Божьей преобразовывающей рукой, олицетворяет жизнь преобразования. Лаван притеснял Иакова по Божьему всевластию. Иакову требовалась притесняющая рука Лавана, и Бог использовал её для преобразования Иакова.

  Читая повествование о жизни Иакова, не применяйте прочитанное к другим. Применяйте это к себе, поскольку вы сами являетесь единственным в своём роде Иаковом. Даже сёстры — это Иаковы. В то время как мужья многих сестёр — это Лаваны, сами хитрые жёны — это Иаковы. Поскольку они такие хитрые, Бог дал им мужей, подобных Лавану, чтобы они притесняли их. Но можно также сказать, что многие мужья-Иаковы имеют жён-Лаванов. Почти все мужья хитрят. Женатый брат может казаться порядочным человеком, но на деле он хитрый Иаков. Каждый муж хитрит со своей женой. Но как бы вы ни хитрили, Бог всевластен. Повествование об Иакове — это наша биография и наша автобиография. Повествование в Библии — это наша биография, а повествование в нашей повседневной жизни — это наша автобиография. День за днём мы пишем свою автобиографию. Имея дело с другими, мы хитрим; претерпевая воздействие со стороны других, мы переживаем притеснение.

  Иаков был избран, чтобы быть выражением Бога. Как мог такой хитрец стать выражением Бога? Это возможно не путём внешнего исправления, а благодаря процессу преобразования. Как происходит преобразование? Только посредством того, что по Божьему всевластному устроению мы оказываемся помещены в определённое окружение и испытываем воздействие со стороны определённых людей. Бог всевластно устраивает наше окружение. Братьям и сёстрам, которые собираются вступить в брак, я хочу сказать следующее: «Братья, не думайте, что вы женитесь на хорошей сестре. Нет, вы женитесь на Лаване, который будет вас притеснять. Сёстры, будьте готовы. Вы выходите замуж не за духовного гиганта, а за хитреца Иакова. В этом вопросе Бог всевластен».

  Хотя Бог избрал нас, мы — хитрецы, хватающие за пятку, и, хотим мы того или нет, мы должны быть преобразованы. Я слышал, как многие из вас говорили: «Господь Иисус, я люблю Тебя». Знаете ли вы, что означает то, что вы говорите это Господу? Это означает, что вы согласны на Его работу над вами. Когда вы говорите: «Господь Иисус, я люблю Тебя», вы, по сути, говорите: «Господь Иисус, я един с Тобой, и я готов к Твоей работе надо мной». Возможно, вы не осознавали, что подразумевается под словами: «Господь Иисус, я люблю Тебя». Предположим, девушка говорит юноше, что любит его. Эти слова подразумевают многое, и их нельзя произносить необдуманно. Говоря эти простые слова, девушка вручает себя юноше. Точно так же, когда мы говорим: «Господь Иисус, я люблю Тебя», мы оказываемся пойманы Им и вовлечены в процесс преобразования. Как многие из нас могут засвидетельствовать, до того как мы уверовали в Господа, у нас не было никаких проблем. Но с тех пор как мы начали говорить: «Господь Иисус, я люблю Тебя», одна за другой стали появляться проблемы. Но эти проблемы не убьют нас. Иногда на нас обрушивается такое количество проблем, что мы хотим умереть. Но в этот момент Господь говорит нам: «Ты, может быть, и хочешь умереть, но Я не позволю тебе умереть. Я сохраню твою жизнь, чтобы ты был преобразован. Я предопределил тебя не к тому, чтобы ты умер. Я предопределил тебя быть сообразованным с образом первородного Сына Божьего». Если мы подойдём к этой части Слова в этом свете, мы увидим, какая она живая.

8) Притеснение Лавана

  Рассмотрим теперь притеснение Лавана (Быт. 30:25-43; 31:1-16, 38-42). В 29-й главе Лаван оказал гостеприимство Иакову (Быт. 29:14). Спустя некоторое время Лаван, вероятно, обнаружил, что Иаков довольно умён и мог бы быть полезен для него. Стараясь изобразить добрые намерения, Лаван сказал Иакову: «Неужели из-за того что ты мой родственник, ты будешь служить мне даром? Скажи мне, какой будет твоя плата?» (Быт. 29:15). Лаван как бы говорил: «Иаков, будет несправедливо, если ты будешь жить у меня и не получать никакой платы. Скажи мне, чего ты хочешь». Лаван, должно быть, догадался, что Иаков влюбился в его дочь Рахиль, и говорил про себя: «Иаков, моя дочь достанется тебе недёшево. Ты любишь её, и я отдам её тебе, но тебе придётся за это заплатить». Лаван был мудр и не сказал этого Иакову, но он знал, что у Иакова на сердце. Когда Лаван спросил Иакова о плате, тот ответил: «Я буду служить тебе семь лет за Рахиль, твою младшую дочь» (Быт. 29:18). Как мы уже сказали, любовь ослепляет людей и делает их неразумными. Любовь к Рахили сделала Иакова неразумным, поэтому, чтобы получить её, он обещал работать семь лет. На месте Иакова я бы предложил работать не больше двенадцати месяцев. Лаван был доволен предложением Иакова. Однако по истечении семи лет Лаван ничего не предпринял, чтобы женить Иакова на Рахили. Это показывает, что он не был заинтересован в этом. Поэтому Иакову пришлось сказать: «Дай мне мою жену, чтобы я вошёл к ней, ибо моё время исполнилось» (Быт. 29:21). Но вместо Рахили Лаван дал Иакову Лию. Когда Иаков понял это, Лаван сказал в оправдание, что в их земле не принято отдавать младшую дочь прежде первородной (Быт. 29:26). Что касается Рахили, Лаван сказал: «Окончи неделю этой, и мы отдадим тебе и ту за службу, которой ты будешь служить у меня ещё семь лет» (Быт. 29:27). Здесь мы видим притеснение Лавана. Вспомните своё прошлое, и вы увидите, что вы тоже терпели притеснение со стороны мужа или жены.

  Лаван был хитрым и изворотливым, и Иаков не мог одолеть его. Иаков дважды сказал, что Лаван десять раз менял его плату (Быт. 31:7, 41). Выражая Лавану своё недовольство, Иаков сказал: «Эти двадцать лет я был в твоём доме; я служил тебе четырнадцать лет за твоих двух дочерей и шесть лет за твой мелкий скот, и ты десять раз менял мою плату» (ст. 41). Иаков также сказал ему: «Если бы не был со мной Бог моего отца, Бог Авраама и Ужас Исаака, ты бы точно сейчас отослал меня ни с чем. Бог увидел мою скорбь и труд моих рук и упрекнул тебя прошлой ночью» (Быт. 31:42). Иаков как бы говорил: «Лаван, мало того что я работал четырнадцать лет за твоих дочерей и шесть лет за твой скот, так ты ещё не хотел отпускать со мной моих жён, детей и стада. Ты пытался присвоить всё себе». Сколько страданий пришлось претерпеть Иакову под притесняющей рукой Лавана!

  Лаван притеснял Иакова многими способами. Он обманом заставил Иакова работать на него четырнадцать лет за его двух дочерей, а затем он велел ему работать шесть лет за его мелкий скот (ст. 41). Как мы увидели, он десять раз менял плату Иакова, возможно, каждый раз уменьшая её. Всё больше требуя от Иакова, Лаван всё меньше платил ему. Кроме того, Лаван заставлял Иакова самому нести убыток за скот, который был растерзан зверями или украден (ст. 39). Это было очень несправедливо. Но Лаван считал это совершенно справедливым и как бы говорил: «Береги мой скот. Тебе придётся возместить всё, что разорвано зверями и украдено». Смогли бы вы работать под такой притесняющей рукой? Иаков, однако, был терпелив и двадцать лет сносил притеснения Лавана. Вероятно, время от времени Лаван угрожал Иакову, говоря: «Если ты не хочешь работать на меня и выполнять мои требования, то можешь уходить. Мои дочери, мои внуки и мои стада останутся у меня». Иакова пугала такая перспектива. Хотя Иаков весьма распространился, он всё равно боялся Лавана. Когда он всё же решил уйти, он побоялся сказать Лавану о своём уходе, потому что опасался, что Лаван отберёт у него его жён, детей и стада. Лаван был местным жителем, а Иаков — чужестранцем. Местному жителю легко одолеть чужестранца. Лаван, должно быть, угрожал Иакову, что тот лишится всего. Тем не менее Иаков терпел всё это. Кроме того, из-за Лавана днём Иакова поглощал зной, а ночью — стужа (ст. 40). Из-за того что Лаван так обращался с Иаковом, тот мог сказать: «Мой сон убегал от моих глаз» (ст. 40). Когда Иаков пас стадо Лавана, он постоянно находился под открытым небом и не имел места для ночлега. Там не было тени, чтобы укрыться от дневного зноя, и ему было негде спрятаться от ночной стужи. В тех краях очень жарко днём и холодно ночью. Когда Иаков страдал от зноя и стужи, его сон бежал от него, потому что он находился под давлением Лавана. В итоге Лаван, как мы уже сказали, попытался отобрать у Иакова жён, детей и стада (Быт. 30:26; 31:14-15, 42). Никто из нас не захотел бы работать на такого человека, как Лаван, но Иаков работал на Лавана двадцать лет. Всё это время он находился под притесняющей рукой Лавана.

  Прочитав повествование в этом свете, мы скажем: «Господь, я поклоняюсь Тебе. С тех пор как я полюбил Тебя, со мной происходило всё то же самое согласно тому же принципу». Оглянитесь на свои годы в церковной жизни и вспомните времена, когда вы испытывали притеснение. Как природному Иакову требовался притесняющий Лаван, так и нашей природной предрасположенности требуется притеснение. Притесняющая рука Лавана появилась не случайно; всё было заранее устроено всевластным Богом. Бог использовал Исаака, Ревекку и Исава, чтобы поместить Иакова в печь преобразования, и горящим огнём в этой печи был Лаван. Бог использовал всех этих людей, чтобы преобразовать Иакова. Не жалуйтесь на свои обстоятельства. Бывало, что, когда я жаловался, я внезапно получал свет и Бог как бы говорил: «Почему ты жалуешься? Разве ты не знаешь, что всё это устроено Мной? Твоя жена, твои дети и братья в церкви — все они были заранее предусмотрены Мной. Жаловаться глупо». Ваша жена, ваш муж и ваши дети в точности соответствуют тому, что требуется для вашей предрасположенности. Мы можем ошибаться, но Бог никогда не ошибается. Всё исходит из руки Господа, поэтому не нужно жаловаться. Вместо того чтобы жаловаться, мы должны просто сказать: «Господь, благодарю Тебя за такого хорошего Лавана».

9) Хитрость Иакова

  Хотя Лаван притеснял Иакова и угрожал ему, тому всё равно удавалось обхитрить Лавана (Быт. 30:31-43). Однажды Иаков сказал Лавану, что хочет вернуться в свою землю, и попросил Лавана отдать ему его жён и детей, за которых он служил много лет (ст. 25-26). Лаван ответил: «Если тебе угодно — я узнал путём гадания, что Иегова благословил меня благодаря тебе» (ст. 27). Лаван казался любезным, но он был хитрым. Хитрые люди всегда ведут себя любезно. Хитрый человек будет любезен с вами, но честный человек будет смел с вами. Лаван повёл себя с Иаковом очень хитро, сказав, что ему стало известно, что Иегова благословил его благодаря Иакову. Когда Лаван сказал Иакову: «Назови мне твою плату, и я дам её», Иаков ответил: «Ты же знаешь, как я служил тебе и каким был твой скот при мне. Ибо у тебя было мало до меня, и он возрос до множества, и Иегова благословлял тебя с каждым моим шагом. Но когда же я буду обеспечивать и свой собственный дом?» (ст. 28-30). Иаков как бы говорил: «Я работал здесь многие годы, но до сих я не обеспечил свой собственный дом. Когда я обеспечу свою семью?» Лаван, понимая, что с уходом Иакова Божье благословение оставит его, как бы сказал: «Останься со мной. Мне всё равно, сколько я тебе заплачу. Просто скажи мне, что ты хочешь. Пока мы будем оставаться под Божьим благословением, всё будет в порядке».

  Здесь мы видим, что Иаков, страдавший от притеснений Лавана, получил возможность украсть богатство Лавана и разбогатеть. Когда Лаван спросил Иакова, какую плату ему дать, тот ответил: «Не давай мне ничего. Сделай мне лишь такое дело: дай я опять буду пасти твой мелкий скот и стеречь его. Дай я пройду сегодня по всему твоему стаду, отбирая оттуда каждое животное с крапинами и с пятнами, то есть каждое чёрное животное из овец, и с пятнами и с крапинами из коз; это и будет моей платой. И моя праведность будет потом свидетельствовать за меня, когда ты придёшь узнать насчёт моей платы, тем, что перед тобой. Всякая, которая не с крапинами и не с пятнами из коз и не чёрная из овец, если найдётся у меня, будет считаться украденной» (ст. 31-33). Иаков как бы говорил: «Дядя Лаван, пообещай мне кое-что, и я останусь. Возьми из своего стада всех животных с пятнами, с крапинами и чёрного цвета, а всех белых животных оставь со мной. С этого момента весь скот с пятнами, с крапинами и чёрного цвета будет моим». Лаван подумал, что это замечательное предложение, поскольку он знал, что белый скот может рождать только белый скот и что он не может произвести скот с крапинами, с пятнами или чёрного цвета. Поэтому Лаван забрал из своего стада всех животных, которые не были чисто белого цвета и отдал их в руки своих сыновей (ст. 34-35). Скот, оставшийся у Иакова, был чисто белого цвета. Решив, что Иаков снова попался в его ловушку, Лаван «установил расстояние в три дня пути между собой и Иаковом, и Иаков пас остальной мелкий скот Лавана» (ст. 36). Как мы увидим, это позволило Иакову обхитрить Лавана.

  Хитрость Иакова заключалась в том, что он взял прутья тополя, миндаля и платана и «вырезал на них белые полосы, обнажив белизну, которая в прутьях» (ст. 37). И Иаков положил эти прутья перед мелким скотом в поилках, чтобы, «приходя пить, он зачинал» (ст. 38). В стихе 39 говорится, что «скот зачинал перед прутьями; и рождал скот потомство пёстрое, с крапинами и с пятнами». И Иаков отделял свой скот от скота Лавана. Кроме того, когда зачинал крепкий скот, «Иаков клал прутья перед глазами скота в поилках, чтобы он зачинал среди прутьев; а когда скот был слабым, он не клал их; и слабый скот доставался Лавану, а крепкий — Иакову» (ст. 41-42). Таким образом, пёстрый скот, с крапинами и с пятнами был сильнее, а белый скот — слабее. Я не думаю, что эти уловки Иакова действительно сыграли какую-то роль; он просто придумал это своим изобретательным умом. Но действовали его уловки или нет, результаты были налицо, и Иаков решил, что его план удался.

  Когда Иаков увидел, что взор Лавана больше не был приветливым к нему, как прежде, Господь сказал ему: «Возвратись в землю твоих отцов и к твоей родне, и Я буду с тобой» (31:2-3). Затем, в стихах 4-5, говорится, что «Иаков послал и позвал Рахиль и Лию к своему стаду в поле» и сказал им, что их отец перестал смотреть на него, как прежде. И он рассказал им о сне, который он увидел, когда скот зачинал. В этом сне он увидел, что «козлы поднимаются на скот — пёстрые, с крапинами и с пятнами», и он услышал, как Ангел Божий сказал: «Подними же твои глаза и посмотри, что все козлы, которые поднимаются на скот, — пёстрые, с крапинами и с пятнами; ибо Я увидел всё, что делает тебе Лаван» (ст. 10-12). Когда я читал о сне Иакова в прошлом, я сомневался в его правдивости. Я думал, что Иаков лгал, потому что не хотел раскрывать свою хитрость жёнам. Но в конце концов я обнаружил, что этот сон не был ложью, потому что, пересказывая его, Иаков сказал, что Ангел Божий говорил с ним и сказал: «Я Бог Вефиля, где ты помазал столп, где ты дал Мне обет» (ст. 13). Поскольку эти слова не могут быть ложью, сон, судя по всему, был правдой. В то время как Иаков пытался обхитрить Лавана с помощью полосатых прутьев, Бог заговорил с ним во сне, велев ему посмотреть, что все козлы, которые поднимались на скот, были пёстрые, с крапинами и с пятнами. Тем самым Бог дал понять Иакову, что тот получил этот скот не благодаря своей хитрости, а благодаря Божьему всевластию. Здесь действует тот же принцип, что и тогда, когда Иаков обрёл своё первородство. Иаков изо всех сил старался приобрести его, но фактически оно было дано ему. На первый взгляд Иаков обеспечил себе первородство благодаря своей хитрости, но на самом деле оно было дано ему благодаря Божьему всевластию. Подобным образом Иаков, казалось бы, получил обилие скота благодаря своей хитрости; на самом же деле это богатство появилось у него благодаря Божьему всевластию.

  В этом разделе Слова есть один трудный момент. В 30-й главе говорится, что только белый скот зачинал перед прутьями, но во сне козлы, которые поднимались на стадо, были не белыми, а пёстрыми, с крапинами и с пятнами. Как нам это согласовать? Есть два способа. Во-первых, можно объяснить это тем, что сон был ложью. Я не могу согласиться с этим. Во-вторых, можно объяснить это Божьим всевластием. Согласно этой точке зрения, Бог заменил белых животных пёстрыми, с крапинами и с пятнами так же, как Он заменил проклятия Валаама благословениями (Числ. 23:11-12; 24:10). Но как бы мы ни объясняли это обстоятельство, я полагаю, что пёстрый, с крапинами и с пятнами скот был зачат не благодаря хитрости Иакова, а благодаря Божьему всевластию. Сон Иакова в 31-й главе показывает, что на самом деле все эти результаты были получены благодаря Божьему всевластию. Ещё раз сравните этот случай с тем, как Иаков пытался обеспечить себе первородство. Если бы в тех обстоятельствах Бог не явил Своего всевластия и не дал Иакову первородства, то Иаков не обрёл бы его своей хитростью. Тот же самый принцип мы видим и здесь. Иаков стал богатым не благодаря своей хитрости, а благодаря Божьему всевластию.

  Иаков был избран Богом и находился под Божьим благословением. Ему не нужно было прибегать к хитрости, чтобы разбогатеть. Поскольку Иаков находился под Божьим благословением, Бог даровал ему Своё благословение. На первый взгляд Иаков обрёл всё это богатство благодаря успеху своего хитрого плана; на самом деле он получил его благодаря Божьей всевластной благословляющей руке. В принципе, то же самое происходит с нами сегодня. Мы тоже являемся Божьими избранными и находимся под Божьим благословением. Нам не нужно бороться или прибегать к хитрости, чтобы получить Божье благословение. Бог дарует нам необходимое благословение. Тем не менее после спасения все мы боролись и прибегали к хитрости, чтобы обрести благословение. Во многих случаях можно было подумать, что благословение действительно приходило благодаря нашей борьбе и нашей хитрости. На самом деле благословение приходило благодаря Божьему всевластию. Это относится ко всему, что связано с нами. Не думайте, что благословение пришло благодаря вашим успешным начинаниям. Мы должны осознать, что всякое благословение, будь то духовное или материальное, пришло к нам благодаря Божьему всевластию.

10) Божье благословение

  Рассмотрим теперь Божье благословение. Бог благословил Лавана благодаря Иакову (30:27, 30). Своим благословением Бог сохранил Иакова от притеснения Лавана (31:7-12, 16, 42). Мы должны склониться, поклониться Богу и усвоить один урок: не обращать внимания на то, насколько нас притесняют другие. Будучи Божьими избранными людьми, мы находимся под Божьим благословением. Хотя другие могут притеснять нас, нам не нужно пытаться обхитрить их. Чем больше мы будем хитрить, тем больше мы будем подвергаться притеснениям. Но будем мы хитрить или нет, благословение достанется нам, потому что это — наша судьба.

  Иаков начал хитрить ещё в утробе своей матери и не останавливался, пока не был преобразован. Только в последних главах Бытия мы видим, что Иаков перестал хитрить. Когда Иаков был преобразован в князя Божьего, он больше не хитрил. Подобным образом, только после того как над нами будет произведена вся работа и мы будем полностью преобразованы, мы прекратим хитрить.

  Как мы отмечали, в этом повествовании мы видим три главные стороны: ту, которая притесняет, ту, которая хитрит, и ту, которая благословляет. Бог мог сказать Лавану: «Лаван, Я воспользуюсь твоим притеснением как средством для преобразования Иакова, Моего избранного. Ты не можешь лишить его Моего благословения. Чем больше ты будешь притеснять его, тем больше Я буду благословлять его». Бог также мог сказать Иакову: «Иаков, ты разбогател не благодаря своей хитрости, а благодаря Моему всевластному благословению. Ты ставил белых животных перед полосатыми прутьями, но сон показывает, что ты добился результатов не благодаря своей хитрости. В Моих глазах белые животные были на самом деле пёстрыми, с пятнами и с крапинами. Не благодаря твоей хитрости, а благодаря Моему благословению ты так разбогател». Все мы должны научиться не бояться никакого окружения или притеснения и не прибегать к хитрости. Если даже вы будете и дальше пытаться обхитрить других, однажды вашей склонной хитрить природе будет положен конец.

  Хотя Иаков хитрил, Бог всё равно благословил его. Во сне Бог не упрекнул его; напротив, Он утешил его, сказав: «Я увидел всё, что делает тебе Лаван» (ст. 12). Бог увидел страдания и скорбь Иакова, находившегося под рукой Лавана, и как бы сказал: «Я Бог Вефиля, Бог твоего отца. Я позабочусь о тебе». Читая это повествование, мы видим, что для Бога было не важно, что Иаков делал; для Него был важен Его замысел, Его цель. Всё, что Бог делал, предназначалось для созидания Иакова и его преобразования.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках