Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 59

Живёт в общении с Богом — смерть и погребение Сарры

9) Смерть и погребение Сарры

  В этом сообщении мы переходим к Быт. 23 в этой главе описывается смерть и погребение Сарры. В молодости я не понимал, почему эта глава была включена в Бытие. Я не понимал, почему в этой книге не описаны многие великие дела, которые, по всей видимости, совершил Авраам, и при этом целых двадцать стихов уделено описанию того, как он употребил время, силы, деньги и вежливость, чтобы приобрести погребальное место. Однако в Библии нет напрасных слов. Поскольку каждое слово Библии — это Божье дыхание, 23-я глава Бытия, несомненно, очень важна. Если мы считаем важными 1-ю и 2-ю главы Бытия, мы также должны считать важной и 23-ю главу. Все христиане ценят 1-ю главу Бытия, потому что в ней повествуется о Божьем творении. Мы ценим 1-ю главу не только потому, что это — повествование о творении, но и потому, что это — повествование о жизни. В ней говорится о Божьем образе и владычестве в связи с человеком, сотворённым Богом. Мы также ценим 2-ю главу, потому что в ней говорится о дереве жизни. Но мало кому из нас нравятся могилы. Однако в 23-й главе центральное место отводится истории о месте для погребения и подробно описывается его покупка. В этой истории больше подробностей, чем в любом другом повествовании в Бытии. В отличие от остальных историй, которые довольно короткие, в этом повествовании со всей полнотой и ясностью описывается местоположение погребального места, его владелец, весь процесс покупки и сумма, которую Авраам заплатил за него. Этому погребальному месту уделяется такое внимание, потому что, как сказано в Бытии, там погребена не только Сарра, но также Авраам, Исаак, Ревекка, Иаков и Лия. Примечательно, что имена «Авраам», «Исаак» и «Иаков» входят в божественный титул Бога, который является Богом воскресения (Мф. 22:32).

  Двадцать третья глава — это окно, через которое мы можем увидеть Новый Иерусалим. В этой главе не говорится о Новом Иерусалиме, но его можно увидеть через неё. Эта глава подобна телескопу, глядя в который мы можем увидеть вечную скинию в далёком будущем.

  В 21-й главе содержится повествование о рождении Исаака. Это событие достойно упоминания. Затем, в той же главе, говорится о том, что Авраам выкупил колодец, посадил тамариск и призвал имя Иеговы, Эль-Олама. Как мы уже увидели, в 22-й главе говорится о принесении Исаака в жертву. Затем, в 23-й главе, говорится о смерти и погребении Сарры. Эти три главы охватывают как минимум тридцать семь лет. Хотя за эти тридцать семь лет с Авраамом, по всей вероятности, произошло многое, упоминаются только эти четыре вещи: рождение Исаака, жизнь в Беэр-Шеве, принесение Исаака в жертву и смерть и погребение Сарры. В эти главы не были включены многие важные с человеческой точки зрения события, однако в них было включено повествование о смерти и погребении Сарры. Поэтому нам нужно уделить пристальное внимание 23-й главе Бытия.

а) В Хевроне — месте общения с Богом

  В конце 22-й главы Авраам, Сарра и Исаак обитали в Беэр-Шеве и, несомненно, жили около колодца, полученного на основании завета, и тамариска. Это было миниатюрой церковной жизни, поскольку церковная жизнь всегда является жизнью рядом с колодцем живой воды и тамариском. Внезапно в начале 23-й главы говорится о смерти Сарры. Хотя Авраам, Сарра и Исаак жили в Беэр-Шеве, Сарра умерла и была погребена в Хевроне — месте общения с Богом. Сарра перешла из Беэр-Шевы в Хеврон. Если Господь задержит Своё возвращение, я хочу жить в церковной жизни и умереть в общении с Богом.

  На карте видно, что Хеврон находится между Беэр-Шевой (которая расположена южнее) и Иерусалимом (который расположен севернее). Он расположен на пути из Беэр-Шевы в землю Мориа, где находится Иерусалим. Если Господь задержит Своё возвращение, я хочу быть погребённым в месте, находящемся на пути, ведущем в Новый Иерусалим. Где вы живёте сегодня? Все мы должны ответить, что мы живём в Беэр-Шеве, в церкви, находящейся у колодца живой воды и тамариска. Наша церковная жизнь — это сегодняшняя Беэр-Шева. Прежде чем Господь вернётся, некоторые старшие святые покинут Беэр-Шеву, церковную жизнь, умрут в Хевроне и будут ожидать там Нового Иерусалима. Хеврон — это не только место общения с Богом, но и путь, ведущий в Иерусалим. Пещера Махпела в Хевроне служит воротами в Новый Иерусалим. Возможно, однажды мы услышим свидетельство Сарры: «Когда я вошла в пещеру Махпела, я вошла в ворота, ведущие в Новый Иерусалим». Сарра не просто была погребена в пещере Махпела; сейчас она спит там, ожидая того дня, когда она проснётся и окажется в Новом Иерусалиме.

б) Преждевременная смерть Сарры

  Сарра умерла в возрасте ста двадцати семи лет (ст. 1-2). Сегодня такой возраст кажется весьма преклонным, но в те времена в таком возрасте было рано умирать. Авраам прожил сто семьдесят пять лет (Быт. 25:7); он пережил Сарру на тридцать восемь лет. Сарра не должна была умереть так рано. Её смерть спустя тридцать семь лет после рождения Исаака (Быт. 17:1, 17; 21:5) была преждевременной.

в) Страдание Авраама

  Авраам и Сарра были лучшей парой во вселенной. Они действительно любили друг друга, и у них никогда не возникало мысли о том, чтобы развестись или жить отдельно друг от друга. Когда Авраам лишился своей жены, это было большой утратой и для него, и для Исаака. Исаак был дорогим сыном своей матери, и она, несомненно, очень любила его. Когда ему было тридцать семь лет, он всё ещё не был женат и жил с матерью. Когда ему исполнилось сорок лет и он женился (Быт. 25:20), в Библии даже говорится, что Исаак женился в шатре своей матери (Быт. 24:67). Внезапно любовь между Авраамом и Саррой и между Саррой и Исааком прервалась, поскольку Сарру, жену и мать, унесла преждевременная смерть. Из-за этого Авраам очень страдал.

  Если вы прочитаете историю Авраама, вы увидите, что Бог всегда что-то забирал у него. Лот отделился от него, Элиэзер был отвергнут, Измаил — изгнан, а Исаак принесён Богу на жертвеннике. Затем смерть унесла его дорогую жену. Сколько испытаний и страданий пришлось пережить Аврааму! С природной точки зрения Авраам, человек, у которого были такие хорошие отношения с Богом, не должен был подвергаться всем этим страданиям. В 22-й главе Исаак был принесён в жертву Богу и возвращён Аврааму в воскресении. И внезапно в тот момент, когда Авраам наслаждался счастливой жизнью со своей женой Саррой и сыном Исааком, Сарра, от которой зависело его счастье, была забрана у него. Когда Сарра умерла, с ней ушли и вся атмосфера, жизнь и счастье этой семьи, да и сама семья перестала существовать. Каким же страданием это было для Авраама!

  Будучи Божьими призванными, мы не должны ожидать счастливой жизни на земле. Мы должны следовать по стопам Авраама, ожидая лучшей страны, города, имеющего основания (Евр. 11:10, 16). Наша временная жизнь на земле — это жизнь пришельца. Поэтому Авраам уделял мало внимания своёму жилищу и просто поставил шатёр. Он был пришельцем, странником, ожидавшим постоянного жилища.

  Авраам прожил тридцать восемь лет без помощи Сарры (Быт. 25:8). В Библии число тридцать восемь — это число страданий, испытаний и проверок. Дети Израиля подвергались испытаниям и проверкам в пустыне в течение тридцати восьми лет. Как мы увидели, Исааку было сорок лет, когда он женился. В Библии число сорок тоже означает испытания, искушения и проверки. В этой главе упоминается ещё одно число, четыреста, то есть десять, умноженное на сорок. Впервые число четыреста используется в Библии в Быт. 15:13, где Авраам узнаёт, что его потомков будут притеснять четыреста лет. Здесь, в Быт. 23:16, мы читаем, что Авраам купил погребальное место за четыреста сиклей серебра. Отсюда видно, что это было проверкой, испытанием и страданием.

  Когда вы читали эту главу, у вас, возможно, не возникало впечатления, что Авраам страдал. Но обратите внимание на два слова в стихе 2: «скорбеть» и «оплакивать». Авраам скорбел о Сарре и оплакивал её, потому что он лишился счастья и своей семейной жизни. Еврейские слова, переведённые как «скорбеть» и «оплакивать», означают нечто большее, чем обычные скорбь и плач. Авраам испытывал мучительные страдания, потеряв в своём преклонном возрасте жену; это причиняло ему глубокую боль. На его большие страдания указывают числа тридцать восемь, сорок и четыреста.

г) Свидетельство Авраама

  У потерявшего свою дорогую жену Авраама было сильное свидетельство. Хеттеи обращались к нему «господин» и называли его могущественным князем (ст. 6). Еврейское выражение, переведённое как «могущественный князь», можно также перевести как «князь Божий». В еврейском языке слову «могущественный» соответствует то же слово, что переводится как «Бог». Авраам выражал Бога как князь Божий, и его почитали как могущественного князя. В своих глазах он был чужеземцем, но в глазах людей он был могущественным князем и князем Божьим. Он поистине был очень весомым человеком.

  Всем нам нужно быть весомыми людьми и иметь такое же свидетельство, какое было у Авраама. Там, где мы живём, работаем и учимся, мы не должны быть легковесными и мы не должны допускать, чтобы другие глядели на нас свысока. Мы должны быть весомыми, и люди должны высоко ценить нас. Мы сами не должны ценить себя высоко, но люди должны высоко ставить нас. Я надеюсь, что учителя старшеклассников будут называть молодых братьев из церкви, которые учатся у них в классе, могущественными князьями. Молодые братья, вы должны не только смело молиться на собраниях, но и быть весомыми людьми у себя в школе. Если вы просто хорошо себя ведёте, это не так много значит. Вы должны иметь определённый вес. Золото и бриллианты тяжёлые, а попкорн и сахарная вата лёгкие. Если вы являетесь золотом или бриллиантом, то у вас есть вес. Будучи Божьими призванными, мы, христиане, должны быть настолько весомыми, что люди будут удивляться и говорить: «Почему этот юноша такой весомый? Он не такой, как все, но в нём нет ничего сверхъестественного. Это нормальный юноша, но в нём нет легковесности. Он, несомненно, князь».

  Мы весомые, потому что в нас есть Бог. Призванным нужно призывать имя Иеговы, Эль-Олама. Чем больше Авраам призывал божественное Существо, используя этот титул, тем более весомым он становился. Бог — это золото. Если мы будем призывать Его, мы станем золотыми. Чем больше мы будем призывать золотого Бога, тем больше Его золотой элемент будет переливаться в наше существо. Подумайте, чем обычное дерево отличается от окаменелого. Обычное дерево лёгкое, а окаменелое дерево тяжёлое. Оно даже тяжелее камня, потому что в его состав внедрены тяжёлые минералы. Мы все родились лёгкими, но мы были возрождены, чтобы стать тяжёлыми, весомыми. В дополнение к нашему второму рождению есть процесс преобразования. Дерево становится окаменелым в результате постоянного течения воды. Это течение воды вымывает элемент дерева и добавляет вместо него различные минералы, преобразуя дерево в весомый драгоценный камень.

  Нам недостаточно быть просто хорошими соседями. Мы должны быть весомыми детьми Божьими. Будучи Божьими призванными, теперь мы получаем переливание Бога. Мы должны быть сильными и весомыми, чтобы люди назвали нас могущественными князьями, князьями Божьими.

  Будучи могущественным князем, Авраам был уважаемым человеком (ст. 6). Он уважал других и в свою очередь был уважаем ими. Он также был мудрым человеком (ст. 3-13). В этой главе мы видим, что Авраам проявлял мудрость в общении с людьми; он говорил с ними очень обходительно и мудро. Кроме того, Авраам был честным и ни из кого не извлекал выгоды (ст. 14-16). Он намеревался купить погребальное место. Аврааму вежливо предложили его в дар, но он, выяснив, что его стоимость составляет четыреста сиклей серебра, без возражений выплатил всю сумму. Он не воспользовался возможностью извлечь выгоду из других, и он не торговался по поводу цены. Он отдал Эфрону столько, сколько тот запросил, выплатив всю сумму, все деньги. Подобным образом у людей при общении с нами не должно создаваться впечатления, что мы живём в скудости; мы должны показывать своё богатство. Это — наше свидетельство. Мне стыдно за низкий уровень нравственности в сегодняшнем христианстве. Какой низкий стандарт поведения они являют! Мы должны выражать Бога, показывая, что мы, будучи детьми Божьими, являемся весомыми, уважаемыми и честными людьми. Мы предпочитаем терпеть утрату, чем извлекать выгоду из других. Теряем мы или приобретаем, не имеет значения. Если мы потеряем, мы всё равно сможем жить; если мы приобретём, мы не сможем от этого жить дольше. Очень важно, чтобы мы научились быть честными и уважаемыми людьми, выражая Бога весомым образом.

д) Лучшее погребальное место

  В стихе 6 говорится о лучшем погребальном месте. Когда Господь Иисус был на земле, у Него не было хорошего жилища. Но когда Он умер, Его положили в очень хорошее погребальное место (Мф. 27:57-60). Он жил в бедном доме, но был похоронен в богатой гробнице. В Библии это является принципом. Мы не должны стремиться жить в хорошем доме, но мы должны приготовить лучшую гробницу. Авраам уделял больше внимания погребальному месту, чем шатру. В Бытии ничего не говорится о том, как Авраам поставил свой шатёр, сколько он заплатил за него и где именно он разбил его. Он поставил свой шатёр подобно человеку, который отправился на несколько дней в поход в горы. Авраам, настоящий «турист», жил в походных условиях всю свою жизнь. Он не очень беспокоился о шатре, но для него большое значение имело погребальное место. В этой главе мы видим полное и подробное описание пещеры Махпела на поле Эфрона. Даже ветхозаветный город Иерусалим не описан в таких подробностях.

  Рассмотрим, что это означает. В свете Нового Завета мы видим, что Авраам был призван Богом и, осознав, что он странник и пришелец, ожидал постоянного города и лучшей страны (Евр. 11:9-10, 16). Пока он ожидал этой лучшей страны, его дорогая жена внезапно умерла. Но Авраам не оставил свою веру. И он не сказал Исааку: «Исаак, всё это время мы с твоей матерью ожидали города, имеющего основания, и лучшей страны, которую Бог обещал нам. Мы жили с этой надеждой. Теперь твоя мать умерла. Как она теперь попадёт туда? Что нам делать? Видимо, на нашего Бога нельзя полагаться и нам больше не следует верить в Него». Авраам не сказал ничего подобного. Если мы внимательно изучим повествование в Послании к евреям, мы увидим, что Авраам не разочаровался и не утратил своей веры. Напротив, у него была твёрдая вера в Бога воскресения; он верил, что его дорогая жена попадёт в этот город и в эту лучшую страну. Такая вера подразумевает воскресение.

  В 23-й главе Бытия не говорится о воскресении — в ней говорится о воротах, ведущих в воскресение. В 23-й главе Сарра не вошла в воскресение — она вошла в его ворота. С точки зрения Авраама, смерть Сарры была входом в ворота, ведущие в воскресение. Авраам не отнёсся к этому легкомысленно. Если его отношение к шатру было в каком-то смысле легкомысленным, этого нельзя сказать о его отношении к погребальному месту для его жены. Покупая пещеру Махпела, он намеревался не только похоронить там Сарру, но и сам быть погребённым там. Название «Махпела» на еврейском языке означает «двойная», «удвоение». Все погребённые в этой пещере были похоронены со своей парой: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия (ст. 19; 25:9; 49:29-32; 50:13). Глубоко внутри Авраам был полон надежды на то, что однажды его жена будет в городе, имеющем основания. Это подразумевает воскресение. Незадолго до своей смерти Иаков велел своим сыновьям похоронить его в пещере Махпела. В древности перевезти Иакова из Египта в Ханаан для погребения было не так легко, но сыновья Иакова сделали это для него (50:13). Из этого мы видим, когда Иаков умирал, он считал смерть не концом, а промежуточным этапом, воротами, ведущими в лучшую страну.

  Авраама наполняла надежда на воскресение. Возможно, он любил мёртвое тело своей жены больше, чем он любил Сарру, когда она была жива. Наверное, если бы Сарра могла говорить, она сказала бы: «Авраам, почему ты так добр ко мне после моей смерти? Когда я была жива, ты не приготовил для меня хорошего шатра. Но теперь, когда я мертва, ты заплатил столько денег, чтобы купить пещеру для моего погребения. Зачем ты купил пещеру с полем и деревьями? Что ты делаешь?» Авраам ответил бы ей: «Сарра, пойми, ты не погребена здесь. Ты здесь просто отдохнёшь. Я приготовил для тебя лучшую спальню, где ты сможешь отдыхать и ожидать того дня. Если этот день далеко, то я приду и присоединюсь к тебе и мы будем отдыхать вместе. Для этого я и купил это поле, а также пещеру. Посмотри на жизнь в поле. Это не место смерти — это место жизни».

  В Библии поле обозначает рост жизни, то есть воскресение. То же самое мы можем сказать и сегодня. Если вы не верите в воскресение, посмотрите на пшеничное поле. Вскоре после того как зёрна пшеницы были посажены, они вырастают снова. В 1936 году я благовествовал группе студентов в университете Цинхуа в Китае. Как-то вечером, когда я закончил проповедовать, ко мне подошёл молодой студент и, попросив меня объяснить ему воскресение, сказал: «Я ничего не имею против христианства, но я не могу поверить в воскресение. Как можно в наш современный и научный век верить в такой предрассудок, как воскресение? Разве может мёртвый воскреснуть? Однако это одно из основных учений в Библии». Я ответил ему, что это очень легко объяснить. Окна комнаты, в которой мы сидели, выходили на пшеничные поля. Я сказал: «Посмотри на эти пшеничные поля. Видишь растущую там пшеницу? Разве ты не видишь на этих полях воскресения? Семя сеют в землю, оно умирает и в конце концов прорастает. Это и есть воскресение». Эта простая иллюстрация убедила его, и он был спасён. Теперь он один из ведущих соработников на Тайване.

  Поле, на котором растут растения, обозначает воскресение, а мёртвое дерево, которое сплавляют по реке, обозначает смерть. Авраам похоронил Сарру не в месте смерти, а в месте жизни, в месте, полном воскресения. Пещера, где она была похоронена, находилась на конце поля (ст. 9), и поблизости было много деревьев (ст. 17). Предположим, пещера Махпела была бы окружена грудами плавника, мёртвого дерева. Увидев это, каждый сразу же почувствовал бы, что это — место смерти, место, где всему приходит конец. Но пещера Махпела не была местом, где всему приходит конец, — она была местом, полным ожидания воскресения. Она находилась на пути, ведущем в воскресение. В этом месте Сарра могла спокойно спать, ожидая, когда наступит тот день. Если бы она могла говорить, она сказала бы: «Я ожидаю не в месте смерти. Я — в живом месте. Посмотрите на поле и на деревья. Однажды я буду в воскресении». Смерть Сарры не принесла Аврааму разочарования в его поиске лучшей страны и города, имеющего основания. Напротив, она усилила его ожидание грядущего дня. Поэтому он уделил столько внимания погребальному месту для Сарры, для себя и для своих потомков и потратил на его покупку такую большую сумму денег. Если мы получим свет из Нового Завета, мы поймём, что это указывает на ожидание воскресения. Я повторяю, погребальное место — это проход, ворота, ведущие в ожидаемый город, Новый Иерусалим. Аллилуйя, пещера Махпела находится на пути, ведущем в Иерусалим!

  Мы знаем, что 23-я глава Бытия указывает на ожидание воскресения, потому что Господь Иисус сказал, что Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова — это Бог не мёртвых, а живых (Мф. 22:31-32). В наших глазах Авраам, Исаак и Иаков мертвы, но в глазах Бога они живы.

  Наш праотец Авраам, Божий призванный, не придавал большого значения настоящему, но уделял внимание будущему. Его лучшее погребальное место предназначалось для будущего. В принципе, нам тоже нужно готовить не более удобный дом для настоящего, а ворота, ведущие в будущее. Наша цель — не сегодняшний день, а завтрашний. Мы должны уделять внимание не столько настоящему, сколько будущему. Мы должны жить в шатре, ожидая города, имеющего основания.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках