Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 56

Живёт в общении с Богом — рождение и рост Исаака

  В предыдущих сообщениях мы рассмотрели почти десять глав в Бытии, касающихся переживаний Авраама с Богом. В этих главах мы увидели, что Авраам, Божий призванный, дошёл до многих этапов и прошёл через многие стадии. Теперь, в Быт. 21, Авраам подходит к удивительному и чудесному этапу. У него рождается Исаак.

7) Рождение и рост Исаака

  Бог призвал Авраама с целью произвести семя. Впервые об этом семени было сказано в Быт. 12:7, и оно многократно упоминалось в последующих главах. Почти в каждой главе Бог говорил с Авраамом о семени. Почему Аврааму было так трудно получить семя? Он был призван самое позднее в возрасте семидесяти пяти лет, но двадцать пять лет спустя у него по-прежнему не было семени, хотя Бог призвал его именно для этой цели. Поскольку Аврааму было трудно произвести семя, он поначалу надеялся на Элиэзера, которого Бог отверг. Затем, послушавшись совета жены, он посредством Агари произвёл Измаила. Однако Бог отверг и Измаила, сказав, что Он желает получить семя не от египтянки, а от Сарры. Бог как бы говорил Аврааму: «Да, ты произвёл семя, но у этого семени неправильный источник. Я никогда не одобрю этот источник. Я не имею к нему никакого отношения. Ты, может быть, любишь Измаила и заботишься о нём, а Я нет». После рождения Измаила Бог пришёл и сообщил Аврааму, что ему нужно быть обрезанным. Одновременно Бог подкрепил и подтвердил Своё обещание Аврааму. После обрезания у Авраама было очень личное общение с Богом; он наслаждался высочайшим переживанием с Богом — выше, чем у кого бы то ни было в истории до него.

  Когда ко времени 20-й главы семя так и не появилось, даже такой гигант веры, как Авраам, не выдержал проверки. Как мы увидели в последнем сообщении, ему, судя по всему, надоело его переживание Бога и он решил «взять отпуск». Возможно, Авраам говорил Богу: «Боже, Ты раз за разом обещал дать мне семя. Ты работал надо мной по всякому поводу, пока у меня ничего не осталось. Ты отвергал всё, что я делал. Мне это надоело, и я хочу перемен. Мне нужен отпуск». Авраам отправился на юг, то есть он пошёл вниз. Подобно всякому человеку, собравшемуся в отпуск после тяжёлой работы, Авраам искал лёгких путей. Из-за этого он повторил старую ошибку. Но Бог сохранил его, создав ситуацию, в которой Аврааму, несмотря на его ошибку, обстоятельства и окружение, пришлось ходатайствовать за Авимелеха и его дом. Ничего воодушевляющего в этом деле для Авраама не было. Но, будучи гигантом веры, он ходатайствовал — ходатайствовал не со смелостью, не с высвобождением духа, а со стыдом. Тем не менее на его совершённое со стыдом ходатайство был дан ответ. Не только жена Авимелеха и его служанки стали рождать детей, но и Сарра родила Исаака. На одну молитву ходатайства было получено два ответа. Когда мы подходим к 21-й главе Бытия, мы видим, что Авраам «вернулся из отпуска» и снова занялся делом. В 20-й главе он попытался «уйти в отпуск» подальше от божественной работы, но ему это не удалось, и Бог заставил его совершить ходатайство. Это ходатайство возвратило его из «отпуска» на его божественную службу. Теперь, в 21-й главе, Авраам вернулся «на работу».

  Двадцать первая глава Бытия состоит из двух разделов. О первом разделе, Быт. 21:1-13, подробно говорит апостол Павел в Гал. 4:22-31, где он толкует эту часть Бытия иносказательно. Благодаря этому толкованию Павла ищущие христиане всех веков могли познать истинное значение первой части 21-й главы Бытия. Я бы хотел, чтобы Павел истолковал и остальную часть этой главы, но он умолчал о ней. Для большинства христиан в Быт. 21:14-34 повествуется только о том, что Измаил жил в пустыне, что он стал стрелком из лука, и о том, что у Авраама были переговоры с Авимелехом по поводу колодца в Беэр-Шеве; при этом они не считают, что эта часть Слова имеет большое духовное значение. Но если первая часть 21-й главы имеет духовное значение, то и вторая часть тоже должна иметь духовное значение. В этом сообщении нам нужно рассмотреть значение обеих частей.

а) Исаак рождается — Христос производится через нас

  В первой части мы видим рождение Исаака (ст. 1-7). Исаак, чьё имя означает «смех» или «он будет смеяться» (ст. 3, 6), был рождён согласно Божьему обещанию (ст. 1) в назначенное время, время жизни (ст. 2; 17:21; 18:10, 14). Что касается Авраама и Сарры, то для них рождение Исаака было большим событием. Каково же духовное значение рождения Исаака? Это легко увидеть из толкования Павла в 4-й главе Послания к галатам. Как Авраам был призван Богом, так и мы являемся сегодня Божьими призванными. Бог призвал нас с определённой целью, с той же самой целью, с какой Он призвал Авраама, — произвести семя. Бог призвал нас, чтобы произвести Христа. Если вы задумаетесь о переживании Авраама, о котором повествуется в главах с 11-й по 20-ю, и сравните его со своим собственным, то, возможно, вы удивитесь тому, что его переживание не отличается от вашего и что его жизнь — это ваша биография. Наша биография была написана задолго до нашего рождения. Независимо от нашего возраста и поколения, к которому мы принадлежим, у всех нас одинаковая биография. Как Авраам был призван, чтобы произвести Исаака, так и мы были призваны, чтобы произвести Христа. Мы были призваны не для того, чтобы произвести хорошее поведение. Цель Бога состоит в том, чтобы мы произвели Христа.

  Все трудности, с которыми столкнулся Авраам, производя Исаака, исходили от него самого, а не от Исаака. Точно так же Христу легко выходить через нас и из нас, но с нашей стороны существует много проблем. По сути, мы сами являемся проблемой. Мы просто не подходим для того, чтобы произвести Христа. Мы можем произвести многое, и мы делаем это с тех пор, как были спасены, однако нам очень трудно произвести Христа. Я раньше не знал, как производить Христа, хотя был христианином уже много лет. Я даже не знал, что значит «производить Христа». Меня беспокоит то, что многие из нас даже не задумывались о том, что им нужно производить Христа, рождать Христа. Некоторые даже спросят: «Разве Христос не родился? Зачем нам нужно снова рождать Его?» Да, Христос уже родился, но каждый спасённый всё равно должен рождать, производить, Его.

  Чтобы произвести Христа, мы должны быть обрезаны. Наша природная жизнь и сила и наше «я» должны быть устранены. Благодаря такому устранению Сам Эль-Шаддай, вседостаточный Бог, сможет войти в наше существо как вседостаточная благодать, которая произведёт Христа. Авраам переживал это. В 21-й главе Бытия Авраам достиг этой цели и Исаак был рождён, будучи произведён через Авраама. Сегодня Христу, действительному Исааку, нужно, чтобы мы произвели Его. И христианская жизнь, и церковная жизнь — это просто произведение, рождение, Христа. Мы должны производить Христа на наших собраниях, в повседневной жизни, в семейной жизни и у себя на работе.

  Исаак родился не посредством природной силы Авраама и не согласно назначенному им времени. Он родился посредством Божьей работы благодати и согласно Божьему времени, то есть времени жизни, которое назначил Бог. Это было проверкой для Авраама. Его природная сила опередила Бога, пытаясь произвести обещанное Им семя. Он рассчитывал на определённое время согласно своей природной силе. Но всё, что его природная сила произвела, было отвергнуто Богом. Пока природной силе Авраама не был положен конец и пока она не была устранена, Бог не хотел и не мог ничего сделать, чтобы произвести через него то семя, которое Он так желал получить для исполнения Своего замысла. Поэтому Богу пришлось ждать. Пока Бог ждал, Авраам проходил проверку. То же самое происходит и с нами в вопросе произведения Христа. Наша природная сила всегда вынуждает Бога ждать. Божий путь и Божьи сроки всегда являются суровой проверкой для нашей природной жизни. Божья благодать не станет ничего делать, чтобы помочь нашей природной жизни произвести Христа. Богу приходится ждать, пока нашей природной жизни не будет положен конец и она не будет устранена. Тогда в соответствии со Своими сроками Он придёт как сила благодати, чтобы произвести через нас то, чего Он желает. Если мы хотим исполнить божественный замысел Божьего призвания, всем нам нужно усвоить этот основополагающий урок. Не пытайтесь исполнить Божий замысел своей природной силой и согласно времени, на которое рассчитываете вы. У Бога Свой путь и Своё время. Только Его путём и в Его время мы можем произвести Христа для исполнения Его замысла.

б) Исаак растёт — Христос образуется в нас

  После рождения необходим рост. В стихе 8 говорится, что «ребёнок рос и был отнят от груди. И Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак был отнят от груди». Недостаточно просто произвести Христа. Христос, которого мы произвели, должен расти. За последние несколько лет многие из нас произвели Христа, но я хочу спросить вас: вырос ли этот Христос? Наступило ли время, когда Он был отнят от груди? Исаак вырос и был отлучён от питания, получаемого от матери; это означает, что он уже не был младенцем, а стал мальчиком. В тот день, когда Исаак был отнят от груди, Авраам сделал большой пир. Мы можем понять значение этого на основании нашего переживания. Если в церковной жизни мы увидим, что Христос вырос в некоторых братьях и сёстрах, мы все будем счастливы и у нас будет большой пир, большое наслаждение.

  И рождение Исаака, и его рост не были чем-то легкодостижимым. Точно так же нелегко произвести Христа и позволить Ему вырасти. В церковной жизни мы нуждаемся и в произведении Христа, и в росте Христа. Я благодарю Бога за то, что Христос был произведён среди нас, но я не осмелюсь сказать, что мы достигли большого роста Христа. Замечательно, когда мы видим, что Христос был произведён в том или ином молодом брате, но мы также надеемся увидеть в нём рост Христа. Мы хотим, чтобы Христос в нём был отнят от груди и уже не был младенцем. Хотя Христос в этом брате ещё не стал взрослым мужем, мы хотим, чтобы Он стал сильным мальчиком. Христос должен быть образован не только в нас, но и среди нас (Гал. 4:19). И в нашей повседневной жизни, и в нашей церковной жизни нам нужно выражение образованного в нас Христа. Тогда у нас может быть большой пир для наслаждения Божьей благодатью.

в) Измаил насмехается над Исааком

  Согласно 21-й главе Бытия, неприятности принесло не рождение Исаака, а его рост. Когда Исаак родился, это не очень обеспокоило Агарь и её сына. Но когда Исаак подрос, Измаил начал насмехаться над ним (ст. 9). В библейском понимании это означает, что Измаил гнал Исаака. В глазах Бога гонение Измаилом Исаака было началом четырёхсотлетнего гонения Его народа (15:13; Деян. 7:6). То, что Измаил насмехался, было очень серьёзно, потому что Исаак был Божьим предписанным семенем, а Измаил был подделкой. Подделка всегда ненавидит то, что предписано. Мы, предписанное семя, ненавидимы подделкой. Как Павел говорит в Гал. 4:29: «Но так же как тогда рождённый согласно плоти гнал рождённого согласно Духу, так и теперь». Это гонение было вызвано ростом Исаака.

г) Изгнание Агари и Измаила

  Сарра, олицетворяющая благодать, не желая терпеть, что Измаил насмехается над Исааком, сказала: «Изгони эту служанку и её сына, ибо сын этой служанки не будет наследовать с моим сыном Исааком» (ст. 10). В юности, когда я читал этот стих, я не соглашался с Саррой и считал её ревнивой и несправедливой. Она сама предложила Аврааму родить сына от Агари, а теперь она просит его изгнать Агарь и Измаила. Согласно моим юношеским представлениям, я бы изгнал Сарру. Но однажды, когда я предавался подобным размышлениям, Бог упрекнул меня. В тот день я приводил доводы в пользу Агари и Измаила и сочувствовал Аврааму, потому что «это очень огорчило Авраама из-за его сына» (ст. 11). Я думал, что Аврааму следовало бы ответить Сарре и обвинить её в жестокости, однако он ничего не сказал ей. Вместо этого Бог пришёл и сказал Аврааму: «Не огорчайся из-за мальчика и из-за твоей служанки. Что бы ни сказала тебе Сарра, слушай её голос, ибо в Исааке будет названо твоё семя» (ст. 12). Небесный Судья принял окончательное решение, повелев Аврааму сделать всё, чего требовала Сарра. Семенем считать следовало только Исаака, а не Измаила. Хотя Авраам не оправдал ожиданий Бога в 20-й главе, он поспешил послушаться Его в 21-й главе. В стихе 14 говорится, что Авраам встал рано утром и отослал Агарь и Измаила.

  Нам нужно увидеть духовное значение изгнания Агари и Измаила. Подобно всем христианам, вы со дня вашего спасения пытались делать добро. Но Бог работал над вами, и зачастую вы подвергались воспитанию и разрезанию. Если вы женатый брат, то Бог, несомненно, использовал вашу жену в качестве ножа, чтобы надрезать вашу природную жизнь. Каждая жена является острым ножом в божественной руке. Многие мужья-христиане претерпят тщательную работу и воспитание, только если будут разрезаны женой-ножом. Ни один муж не избежит этого. Я очень рад тому, что в поместных церквях Бог использует жён в качестве ножей, чтобы устранить природную жизнь братьев. Благодаря этому мы, братья, усвоим один важный урок — научимся ненавидеть свою природную жизнь и всё хорошее, что мы производим из самих себя.

  Мы ненавидим свою природную жизнь и всё, что она производит, но наша ненависть к ней не абсолютна. Глубоко внутри мы по-прежнему ценим её и говорим: «Измаил, которого я произвёл, довольно хорош. Он родился от меня». Такое представление всегда откладывает рождение Исаака. Только после того как Авраам испытал множество воздействий и претерпел множество поражений, наконец появился Исаак.

  Христос родился в нашей христианской жизни, но мы по-прежнему держим у себя Измаила, не решаясь оставить своё хорошее поведение. Многие из нас продолжают хвалиться своей природной благостью, говоря: «Я не такой гордый, как некоторые братья и сёстры. Благодарение Богу за то, что я родился смиренным». Некоторые сёстры критикуют других, говоря: «Я никогда не стану сплетничать, как эта сестра. Мне это не свойственно от рождения». Даже некоторые старейшины и так называемые служители Слова не могут удержаться и не похвалиться своими природными качествами. Они говорят про себя: «Этот брат так быстро раздражается. Но благодарение Богу за то, что моё природное рождение гораздо лучше его». Даже если вы не скажете этого вслух, это скрыто глубоко внутри вас.

  Когда Христос, который родился в нашей христианской жизни, начнёт расти, наша природная благость будет насмехаться над Ним. Тогда благодать внутри нас скажет: «Изгони закон! Изгони служанку и то, что ты произвёл с ней своими плотскими усилиями». Сделаете ли вы это? Внешне вы, возможно, сделаете это, но втайне вы будете по-прежнему держаться за Агарь и Измаила, за закон и за ваши природные качества и природную благость. Мало кто из христиан может сегодня сказать так же смело, как Сарра: «Изгони служанку и её сына». Не многие скажут: «Изгони закон, усилия плоти и все успехи, которых я добился своими усилиями». Напротив, мы прилепляемся к своим успехам и держимся за свою природную благость. Но рано или поздно Бог заставит нас покинуть закон, свои собственные усилия и всё, что мы произвели. Тогда братья и сёстры начнут вставать и говорить: «Отныне у меня больше не будет Агари и Измаила. Они должны уйти». Подобно Аврааму, они отошлют их, дав им только хлеба и воды (ст. 14). Рано или поздно нам всем придётся сделать это. Однажды нам придётся встать утром, дать закону мех с водой и сказать: «Закон, уходи и забери с собой того, кого ты помог мне произвести. Не оставляй его со мной, потому что мне он больше не нужен. Раньше я любил Измаила, но теперь я отказываюсь от него». Закон и результат усилий плоти должны быть полностью оставлены.

д) Два колодца — два источника жития

  В первой части этой главы мы видим два семени, два типа людей и две жизни. Но без второй части мы не сможем увидеть ни источника, ни результата их жития. Во второй части мы видим два колодца: один для Измаила (ст. 14-21), а другой для Исаака (ст. 22-34). Поскольку в Библии нет напрасных слов, это повествование о двух колодцах для двух видов жизни, вне всякого сомнения, является очень важным и имеет большое духовное значение.

(1) Колодец для Измаила

(a) В пустыне возле Египта

  Колодец Измаила, источник его жития, находился в пустыне возле Египта (Быт. 21:19-21; 25:12, 18). В Библии пустыня всегда олицетворяет место, отвергнутое Богом. Пустыня неприемлема для Бога. Пока мы находимся в пустыне, мы отвергнуты Им. Наиболее ярким примером этого являются скитания детей Израиля по пустыне. Как предызображение, пустыня также обозначает нашу душу. Если мы живём в своей душе, мы скитаемся по пустыне, которая отвергнута Богом. Пустыня, в которой находился колодец Измаила, находилась возле Египта. Оттуда ему было легко скатиться в Египет. Это означает, что, когда мы находимся в своей душе, в своём природном существе, мы скитаемся по пустыне и можем легко скатиться в мир.

б) Сделал Измаила стрелком из лука

  Источник жития Измаила сделал его стрелком из лука (ст. 20). Различие между тем, кто стреляет из лука, и тем, кто сажает, состоит в том, что тот, кто сажает, выращивает жизнь, а тот, кто стреляет, убивает её. Стрелок из лука — это дикий охотник, подобный Нимроду в 10:8-12, убивающий в пустыне. В этой части Слова даже употребляется выражение «выстрел из лука» для описания расстояния, на котором сидела Агарь от брошенного ею ребёнка (21:15-16). Таким образом, в этой части Слова раскрывается, что, если мы будем оставаться в пустыне своей души и пить воду из колодца для Измаила — источника его жития, мы сделаемся тем, кто стреляет из лука, чтобы убивать жизнь для построения собственного царства, а не тем, кто сажает, чтобы выращивать жизнь для построения Божьего царства.

(в) Соединил его с Египтом

  Источник жития Измаила в конечном итоге соединил его с Египтом, то есть с миром (ст. 21). Когда Агарь взяла Измаилу жену, она взяла её из Египта, своей родины. Она сама была египтянкой и хотела, чтобы её снохой тоже была египтянка. То, что Агарь взяла Измаилу жену из египетской земли, наложило на него отпечаток всего египетского. Из всего этого мы видим, что существует колодец, источник жития, который может сделать нас диким охотником, убивающим жизнь, и соединить нас с миром.

(2) Колодец для Исаака

  Слава Господу за то, что есть другой колодец — колодец для Исаака (ст. 22-34). Многие стихи в Библии говорят об этом положительном колодце. В Пс. 36:8 говорится: «Ты поишь их из реки Твоих удовольствий». Господу нравится поить нас из реки Своих удовольствий. В Ин. 4:14 Господь Иисус сказал: «А кто выпьет воды, которую Я дам ему, ни в коем случае не будет жаждать вовек; напротив, вода, которую Я дам ему, станет в нём источником воды, бьющей в вечную жизнь». Это означает, что Сам Бог будет нашей жизнью. В Ин. 7:37-38 Господь Иисус также призывает нас пить: «Если кто-нибудь жаждет, пусть приходит ко Мне и пьёт. Кто верит в Меня, у того, как говорит Писание, из самой глубины его потекут реки живой воды». Кроме того, в 1 Кор. 12:13 апостол Павел говорит, что всем нам было дано пить одного Духа, то есть пить из одного колодца с водой. Даже в последней главе Библии содержится призыв пить: «И Дух и невеста говорят: Приди! — И тот, кто слышит, пусть скажет: „Приди!“ И тот, кто жаждет, пусть приходит; тот, кто хочет, пусть возьмёт воду жизни даром» (Отк. 22:17). Этот божественный колодец должен быть источником нашего жития.

  Несмотря на то что Христос родился и вырос, в церковной жизни мы всё равно должны усвоить, что есть два источника или два вида жития. Какое у вас житие: житие Измаила или житие Исаака? Недостаточно просто сказать, что у вас житие Исаака. Вы должны проверить, какую воду вы пьёте изо дня в день. Может быть, вы пьёте из колодца для Измаила? Если да, то этот колодец сделает вас Измаилом и вынудит вас скатиться в мир. Или вы пьёте из колодца для Исаака, из колодца, который обозначает божественный колодец, колодец Христа, колодец Духа? Если вы пьёте из этого колодца, то текущая из него божественная вода совершит очень многое.

(a) В Беэр-Шеве, недалеко от земли филистимлян

  Колодец для Исаака находился в Беэр-Шеве, недалеко от земли филистимлян (ст. 25-32). В отличие от колодца для Измаила он находился не рядом с Египтом, а на границе между землёй филистимлян и доброй землёй Ханаана. Беэр-Шева находилась в земле филистимлян, а впоследствии стала самой южной частью Святой Земли. При описании географии Святой Земли в Библии даже употребляется выражение «от Дана до Беэр-Шевы» (1 Цар. 3:20), потому что вся земля Ханаана лежит между Даном, находящимся на севере, и Беэр-Шевой, находящейся на юге. В Библии земля филистимлян имеет особое значение. Это не такое место, где полностью отвергают Бога; там признают Бога, однако обращаются со всем, что касается Бога, согласно человеческому уму, а не согласно Божьему домостроительству. Посмотрите, например, как филистимляне обращались с Ковчегом (1 Цар. 6:1-9). Они не отвергли его; они приняли его, однако обращались с ним природным образом, согласно своему уму. Подобным образом в 20-й и 21-й главах Бытия мы видим, что Авимелех, царь филистимлян, не отвергал Бога, однако он признавал Его в соответствии со своим умом. Авраам принимал Бога согласно Его домостроительству; Авимелех принимал Его согласно человеческому уму. Таково значение земли филистимлян.

(б) Выкуплен за семь молодых овец — полное искупление Христа

  Колодец для Исаака был выкупленным колодцем (ст. 28-30). Этот колодец, который выкопал Авраам, был утрачен, отнят слугами Авимелеха (ст. 25). Затем Авраам выкупил его за семь молодых овец. Как прообраз, эти овцы обозначают Христово полное искупление; это показывает, что божественная живая вода искуплена, выкуплена, благодаря Христову полному искуплению. Сегодня весь человеческий род живёт посредством источника, который не связан с искуплением, но мы живём посредством искупленного источника. Живая вода, которую мы сегодня пьём, не является природной; она искуплена ценой Христова полного искупления.

(в) Посредством завета — нового завета

  Колодцу для Исаака также требовался завет (ст. 31-32). Описанный здесь завет — это семя нового завета. Сегодня наша живая вода — это не только искупленная вода, но и вода, данная нам согласно завету. Измаил пил «дикую» воду, воду, которая не была связана с искуплением и заветом. Но вся вода, которую пил Исаак, была искупленной водой, водой завета. С тех пор как мы начали познавать Христа, источником нашего жития тоже является искупленная вода и вода, данная нам согласно завету.

(г) Чтобы посадить дерево

  В Беэр-Шеве Авраам посадил тамариск (ст. 33). У тамариска, дерева, напоминающего иву, мелкие листья; он часто растёт у воды, и его вид создаёт ощущение течения богатства жизни. То, что Авраам посадил тамариск после заключения завета о колодце в Беэр-Шеве, указывает на то, что вода, которую он пил, текла обильно. Господь Иисус сказал, что у того, кто верит в Него, из самой глубины его потекут реки живой воды.

  Сегодняшняя церковная жизнь — это жизнь у колодца в Беэр-Шеве. Если вы будете пить из этого колодца и жить благодаря ему, вы будете подобны тамариску, проистекающему богатством жизни. Приходя к вам, люди никогда не будут ощущать сухость, а будут освежены водой жизни. Беэр-Шева, то есть «колодец клятвы», — вот где должна находиться церковь. Церковь должна находиться у колодца клятвы с заветом, и в ней должно быть много тамарисков. Всем нам нужно быть проистекающим тамариском. Если вы посмотрите на ветви тамариска, они напомнят вам о течении богатства жизни. Слава Господу, что в поместных церквях есть настоящие тамариски!

  Здесь, в Беэр-Шеве, есть что-то посаженное, но у Измаила в пустыне есть что-то дикое. Сегодня многие христианские группы подобны пустыне. Они делают людей дикими. Но надлежащая церковная жизнь делает людей посаженными растениями. Вы были посажены как растение? Если вы были посажены, вы уже не сможете быть дикими.

  В этой части Слова ясно показано, что существуют два источника жития. Один — природный источник в пустыне нашей души, а другой — искупленный источник в саду нашего духа. В Беэр-Шеве Авраам боролся за колодец, который у него отняли. Сегодня нам тоже нужно сражаться за божественный колодец, чтобы мы могли пользоваться им как для христианской жизни, так и для надлежащей церковной жизни.

(д) С призыванием имени Иеговы, вечного могущественного Бога

  В стихе 33, где говорится, что Авраам посадил тамариск в Беэр-Шеве, также сказано, что он «призвал там имя Иеговы, Вечного Бога». Здесь мы видим ещё один особый титул Бога — «Иегова, Эль-Олáм». В 17-й главе мы увидели Эль-Шаддая, вседостаточного могущественного Бога. Здесь мы видим Эль-Олама. Еврейское слово «олам» означает «вечность» или «вечный». Однако корень этого еврейского слова означает «скрывать», «прятать», «укрывать от глаз». Всё скрытое само собой становится чем-то тайным. В конечном итоге Авраам переживал вечного, скрытого и таинственного Бога. Мы не можем увидеть или коснуться Его, но при этом Он совершенно реален. Его существование вечно, потому что у Него нет ни начала, ни конца. Он — Вечный Бог (Пс. 90:2; Ис. 40:28).

  Здесь содержится ещё одно семя, которое получает развитие в Новом Завете. Бог, которого переживал Авраам в 21-й главе, — это тот же Бог, который раскрывается в Ин. 1:1, 4: «В начале было Слово... и Слово было Бог... В Нём была жизнь». Этой жизнью является не кто иной, как Эль-Олам. Таинственный Бог в вечности является нашей вечной жизнью. Вечной жизнью является божественная Личность — скрытая, укрытая от глаз, невидимая, таинственная, тайная и при этом совершенно реальная, вечносущая и вечно живая, не имеющая ни начала, ни конца. Титул «Эль-Олам» подразумевает вечную жизнь. Здесь Авраам не получил откровения о Боге, а пережил Его как вечно живого, скрытого, таинственного Бога, который является вечной жизнью. Иначе говоря, в 21-й главе Бытия Авраам переживал Бога как вечную жизнь. Посредством тамариска в Беэр-Шеве Авраам мог свидетельствовать всей вселенной, что он переживает скрытого, вечно живого Бога как свою таинственную жизнь. Там, в Беэр-Шеве, он призвал имя Иеговы, Эль-Олама. В 12-й главе он только призывал имя Иеговы, но он ещё не переживал Его как таинственного, вечно живого Бога. Но здесь, в 21-й главе, после столь многих переживаний он, находясь с Исааком под тамариском в Беэр-Шеве, переживал вечно живого, таинственного Бога как свою внутреннюю жизнь и призывал: «О Иегова, Эль-Олам!» Никто не мог видеть этого таинственного Бога, однако Он был реальным для Авраама в его переживании. Сегодня внутри нас находится Сам Эль-Олам — невидимый, тайный, скрытый, таинственный и вечно живой Бог. Он — наша жизнь. Мы можем наслаждаться так же, как Авраам, просто призывая: «О Господь Иисус».

  Пока Авраам жил как пришелец в Беэр-Шеве, он, вероятно, сделал многое. Но здесь в Писании говорится только об одном деле — о том, что Авраам посадил тамариск в Беэр-Шеве и призвал имя Иеговы, Эль-Олама. Из этого краткого повествования можно увидеть два момента. Во-первых, посадка тамариска, судя по всему, представляла собой нечто очень важное; во-вторых, эта посадка тамариска связана с призыванием имени Иеговы, Эль-Олама. Как мы уже отмечали, 1-я и 2-я главы Бытия — это не просто повествование о Божьем творении, а повествование о жизни, центром которой является дерево жизни. Точно так же и эта часть Слова представляет собой не просто повествование об истории Авраама, а повествование о жизни, показывающее, благодаря какому источнику жил Авраам. Он жил благодаря тому, что призывал Иегову, Эль-Олама, и переживал вечного, скрытого Бога как свою жизнь. Говоря новозаветным языком, он переживал вечную жизнь, проистекавшую всем своим богатством, подобно тамариску, выражавшему богатство колодца, благодаря которому он жил. Как дерево жизни является центром повествования в 1-й и 2-й главах, так тамариск является центром повествования в этой главе. Можно сказать, что тамариск — это дерево жизни, которое мы переживаем. Он является выражением дерева жизни. И наша христианская жизнь, и надлежащая церковная жизнь представляют собой тамариск — они выражают дерево жизни, благодаря которому мы живём. Это тесно связано с призыванием Господа, который является нашей вечной жизнью, нашим Иеговой, Эль-Оламом.

(е) Сделал Исаака всесожжением

  Источник живой воды сделал Исаака всесожжением (22:2, 9). Источник, из которого пил Измаил, сделал его стрелком из лука, тем, кто жил диким образом для самого себя. Но источник жития Исаака сделал его всесожжением, тем, кто был принесён в жертву Богу для Его удовлетворения.

(ж) Привёл к принесению жертвы Богу на горе Мориа

  Этот источник жития привёл Исаака наверх, в землю Мориа, а не вниз, в Египет (22:2). Источник жития Измаила ведёт людей вниз, а источник Исаака ведёт людей вверх, на гору в земле Мориа, где впоследствии был построен Иерусалим. Благодаря тому что Божьи люди поднялись в землю Мориа, они были избавлены от филистимлян. Нам тоже нужно восходить из Беэр-Шевы в Иерусалим, то есть нам необходима церковная жизнь не только в Беэр-Шеве, но и в Иерусалиме. В конечном итоге этот надлежащий источник жизни сделает всех нас Исааками и приведёт нас в Новый Иерусалим.

  Здесь содержится ещё одно семя божественного откровения. Измаил жил в пустыне и был соединён с Египтом, а Исаак жил в месте, где были посажены растения, и был приведён в землю Мориа. Гора в земле Мориа впоследствии стала горой Сион, на которой был построен Божий храм (2 Пар. 3:1), тем самым став центром доброй земли, которую Бог дал Аврааму и его потомкам. После того как его потомки пошли по пути Измаила и спустились в Египет, Бог вывел их из этой земли с намерением привести их в добрую землю Ханаана. Однако из-за своего неверия они продолжали скитаться по пустыне, где жил Измаил. В конце концов Бог привёл их детей в добрую землю и избрал Иерусалим, построенный на горе Мориа, в качестве единственного центра, в котором они должны были поклоняться Ему. В результате все дети Израиля трижды в год приходили к горе Мориа — той самой горе, к которой был приведён Исаак. Таким образом, то, что Исаак был приведён к горе Мориа, было семенем, которое получило своё развитие в том, что все дети Израиля стали подниматься на гору Сион.

  От Авраама произошло два народа. Один представлен Измаилом, который жил в пустыне и был соединён с Египтом; другой представлен Исааком, который жил в Беэр-Шеве и был приведён на гору Мориа. Точно так же сегодня существует две категории христиан. Одни подобны Измаилу: они живут для себя в пустыне своей души и соединяются с миром. Другие подобны Исааку: они живут для Бога в своём духе и в церкви, и они ведомы на Сион. Даже мы, истинные христиане, можем, подобно Измаилу, жить сами по себе и для себя и соединиться с миром, если не будем жить в своём духе и в церкви, чтобы достичь Божьей цели, как показано в прообразе Исаака.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках