Показать шапку
Скрыть шапку


Сообщение 2

Бунт Сатаны и его растление

2. Бунт Сатаны и его растление

  Мы переходим к вопросу о бунте Сатаны и его растлении. Поворот к изучению этой темы кому-то покажется неожиданным. Мы только что рассматривали Божье творение, и вдруг мы обращаемся к бунту Сатаны. Что это означает? Чтобы получить полную ясность, нам нужно подойти к этой теме с трезвым разумом.

  Многие хорошие христиане думают, что первый стих Бытия является темой первых двух глав этой книги. Их учили, что эти две главы являются повествованием о Божьем творении и что в первом стихе первой главы мы видим собственно тему. Но если тема содержится в первом стихе, то почему второй стих начинается с «но»? Слово «но» означает, что что-то уже было, а после этого произошло что-то ещё. Слово «но» противопоставляет то, что было раньше, тому, что было позже. Даже по грамматической конструкции видно, что стих 1 — это не тема, а лишь часть описания, содержащая первое из череды событий. «В начале Бог сотворил небеса и землю, но…» Это означает, что, после того как Бог сотворил, что-то произошло.

  «В начале Бог сотворил небеса и землю. Но земля стала пустыней и пустотой». В одном из англоязычных переводов Библии этот стих звучит следующим образом: «Однако земля погрузилась в хаос и стала пустующей». Хаос — это беспорядок. Земля погрузилась в хаос — она стала пустыней, стала пустующей. Если вы построили квартиры, но в них никто не живёт, то они пустуют. Употреблённую здесь фразу можно передать или как «погрузилась в хаос и стала пустующей», или как «стала пустыней и пустотой». Между первым и вторым стихами что-то произошло, в результате чего земля стала пустыней и пустотой.

а. Происхождение Сатаны

  Сатана был ангелом, сотворённым Богом ещё до того, как Он сотворил землю. В Книге Иова (Иов. 38:4-7) говорится, что, когда Бог закладывал основания земли, сыновья Божьи (ангелы) восклицали от радости. Это доказывает, что Бог сотворил ангелов до того, как Он сотворил землю. В 28-й главе Книги пророка Иезекииля мы видим, что Сатана был не просто одним из ангелов — он был высшим архангелом, главой всех ангелов.

  В 28-й главе Книги пророка Иезекииля описывается положение Сатаны во вселенной до его бунта и растления. Вся глава на первый взгляд посвящена царю Тира. Но в стихе 13 говорится: «Ты был в Эдеме, саду Божьем». Если мы прочитаем контекст, мы увидим, что это не тот Эдем, в который был помещён Адам. Этот Эдем находился не на земле, а на небесах, на святой горе Божьей.

  «Всякий драгоценный камень был твоим покровом». Он был покрыт драгоценными камнями. Дж. Пэмбер говорит, что это указывает на его жилище. Его жилищем были драгоценные камни.

  «Устройство твоих бубнов и твоих свирелей было приготовлено у тебя в день твоего сотворения». В древности музыкальные инструменты, такие как бубны и свирели, предназначались для царей (Дан. 3:5; 6:18). Отсюда следует, что Сатана был царём, занимавшим высочайшее положение во вселенной. Вот почему даже Господь Иисус назвал его «правителем этого мира» (Ин. 12:31). Апостол также называет его «правителем власти воздуха» (Эф. 2:2). Подтверждение этому мы видим в Лк. 4:5-6: «И он возвёл Его и показал Ему все царства обитаемой земли в мгновение времени. И дьявол сказал Ему: Я дам всю эту власть и их славу Тебе, потому что мне она отдана и я, кому хочу, даю её». Было ли это ложью? Если бы это было ложью, Господь Иисус обязательно упрекнул бы Сатану. Но поскольку Господь не упрекнул его, это, судя по всему, было фактом. Сатана, дьявол, сказал Господу, что все царства мира и их слава отданы ему. Он также сказал: «И я, кому хочу, даю её». Когда Бог отдал всё это Сатане? Очевидно, это произошло до сотворения Адама, в доадамовом мире. Читая полное откровение Библии, мы понимаем, что Бог действительно назначил Сатану главой вселенной и что Бог отдал всё сотворённое на небе и на земле в его руку. Поэтому он стал «правителем этого мира». Его положение и ранг были настолько высоки, что даже «архангел Михаил… не посмел вынести против него ругательное суждение» (Иуд. 1:9). Михаил был одним из архангелов (Дан. 10:13). То, что он не посмел упрекнуть Сатану, доказывает, что Сатана был выше его рангом. Из этого мы можем заключить, что, скорее всего, Сатана был высшим архангелом.

  В Иез. 28:14 говорится: «Ты был помазанным херувимом, покрывавшим». Сатана был «помазанным херувимом, покрывавшим». Вероятно, это означает, что он покрывал (ср. Исх. 25:20) Ковчег Божий на небе (Отк. 11:19). «И Я поставил тебя». Его поставил Бог. Бог помазал и назначил архангела покрывать Его Ковчег. Иезекииль говорит, что херувимы имели славу Божью (Иез. 9:3; 10:18) и что они были очень близко к Божьему престолу (Иез. 10:1; Иез. 1:26). Отсюда следует, что, до того как Сатана взбунтовался, когда он ещё был помазанным херувимом, покрывавшим Ковчег Божий, он, судя по всему, был очень близок к Богу и имел Божью славу. Иезекииль также говорит, что херувимы — это четыре живых существа, которых Бог использовал особым образом (Иез. 10:20). Кроме того, четыре живых существа в Книге пророка Иезекииля похожи на четырёх живых существ в Откровении (Иез. 1:10; ср. Отк. 4:7), которые ведут других тварей в поклонении Богу. Это показывает, что сегодняшний Сатана, Божий противник, бывший когда-то помазанным херувимом, был, судя по всему, особо назначен Богом в качестве главы Его тварей; он имел Божью славу и вёл их в поклонении Богу. Вероятно, этот помазанный архангел также имел священство. Возможно, он был первосвященником во вселенском поклонении Богу.

  «Ты был на святой горе Божьей». Это, несомненно, было на небесах. «Ты гулял посреди огненных камней». В Исх. 24:10, 17 Моисей, Аарон и многие другие видели под Божьим престолом драгоценные камни со славой Божьей, подобные горящему огню. По всей видимости, это — те самые огненные камни. Поэтому мы можем заключить, что помазанный херувим также обладал особой привилегией двигаться в сфере, где была Божья слава.

  Помимо 28-й главы Книги пророка Иезекииля мы можем узнать о происхождении Сатаны из Ис. 14:12. В этом стихе говорится, что Сатана был «Денницей [евр. Люцифер], сыном зари». Как денница, то есть утренняя звезда, является первой среди звёзд, так Сатана, судя по всему, был главой всех ангелов. Титул «сын зари» показывает, что Сатана появился очень рано, на «заре» вселенной. Таким образом, с ранних дней вселенной Сатана был главой ангелов, ярким, как утренняя звезда.

  У Сатаны было замечательное происхождение. Он был Божьим помазанным херувимом, тем, кто был ближе всех к Богу и кто занимал высшее положение в Божьем творении. Он имел не только царствование, но и священство, то есть то положение, которое мы, Божьи искупленные люди, получили навеки (Отк. 5:9-10; 20:4-6). Но когда Сатана взбунтовался против Бога, он был лишён своего положения и своих должностей. Теперь Бог избрал нас быть Его священниками и царями, принять положение и должности Сатаны, выставить его на позор и прославить Бога.

б. Бунт Сатаны

  В Иез. 28:15 говорится, что Сатана был совершенным в своих путях со дня своего сотворения. Разумеется, Бог не сотворил порочного Сатану. Бог сотворил хорошего и совершенного архангела. Но в определённый момент этот архангел, помазанный херувим, взбунтовался против Бога.

1) Причина

  Сатана взбунтовался против Бога из-за гордости в своём сердце. В Иез. 28:17 говорится, что его сердце вознеслось из-за его красоты, что он растлил свою мудрость по причине своего блеска. Он был «полным мудрости и совершенным красотой»; он был «запечатавшим совершенство» (Иез. 28:12), то есть он был в полной мере завершённым и не имел никакого недостатка. Но он посмотрел на свою красоту и возгордился. Он взглянул на свой блеск и стал растленным. Когда мы смотрим на то, какими Бог создал нас, и забываем при этом Самого Бога, у нас возникает искушение возгордиться. Причиной бунта Сатаны была гордость. Поэтому апостол не допускал, чтобы новообращённый был старейшиной в церкви, «чтобы он, ослеплённый гордостью, не попал под суд, которому подвергся дьявол» (1 Тим. 3:6). Все природные добродетели и качества, а также все духовные дары могут быть использованы дьяволом, чтобы сделать нас гордыми. Даже апостол Павел мог превознестись «из-за чрезвычайности откровений» (2 Кор. 12:7). Гордый дьявол по-прежнему рыскает по земле, ища возгордившихся людей, которых он мог бы пожрать (1 Пет. 5:8). Чтобы противостоять ему, нужно смириться, опоясаться смирением, потому что «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (5-6, 1 Пет. 5:9). Господь Иисус показывает нам хороший пример. Сатана превознёс себя, но Господь Иисус «смирил Себя» (Флп. 2:8). Поэтому Господь одолел Сатану и в Нём Сатана не имел ничего (Ин. 14:30).

2) Цель

  Цель бунта Сатаны состояла в том, чтобы возвысить себя и быть равным Богу. В Ис. 14:13-14 мы видим, что во время своего бунта Сатана, пять раз употребив слово «я», заявил о своих намерениях. Он сказал: «Я взойду… я возвышу мой престол… я сяду на горе… я взойду выше высот облаков; я уподоблюсь Всевышнему». Сатана хотел быть равным Богу. Именно с этой целью он взбунтовался против Бога.

  Честолюбивое стремление к высокому положению было побуждающей силой всех бунтов, описанных в Библии. Бунт в Вавилоне (Быт. 11:4), бунт Дафана, Авирама и двухсот пятидесяти вождей Израиля (Числ. 16:1-3) и бунт Авессалома (2 Цар. 15:10-12) были следствием порочного и честолюбивого стремления к высокому положению. Но Господь Иисус «опустошил Себя, приняв вид раба… Поэтому Бог и превознёс Его и даровал Ему имя, которое выше всякого имени» (Флп. 2:7, 9).

3) Процесс

  Сатана начал бунт против Бога со злым умыслом свергнуть Божью власть (Иез. 28:15-18; Ис. 14:13-14).

  Он взбунтовался не один — с ним взбунтовалась значительная часть ангелов, которые находились у него в подчинении. В Отк. 12:4, 9 мы видим, что треть небесных звёзд, то есть треть ангелов, последовала за ним. (В Откровении звёзды обозначают ангелов.) В Мф. 25:41 Господь Иисус говорит «о дьяволе и его ангелах». В Эф. 2:2 Сатана описан как «правитель власти воздуха», а в 6:12 говорится, что начальства и власти находятся в воздухе. Эти начальства и власти были ангелами, которые находились в подчинении у Сатаны и правили в доадамовой вселенной. Поэтому они являются властями в воздухе. Когда Сатана взбунтовался против Бога, большинство его ангелов последовали за ним в этом бунте, став падшими ангелами, злыми духами. Сегодня во вселенной есть две категории ангелов: добрые и злые. Добрые ангелы стоят на стороне Бога; злые примкнули к Сатане против Бога.

  Живые существа, которые были в то время на земле и позже стали бесами на земле, также присоединились к Сатане в его бунте.

  Читая Евангелия, мы видим, что на земле есть ещё одна категория духов — бесы. Кто такие бесы? Большинство христиан приравнивают бесов к падшим ангелам, но, согласно Посланию к эфесянам, падшие ангелы живут в воздухе, а не на земле. В четырёх Евангелиях показано, что, строго говоря, бесы не поднимаются в воздух; они либо движутся по земле, либо уходят в воду, которая служит им пристанищем. Вспомните случай с людьми, которые были одержимы многими бесами (Мф. 8:28-32). Когда Господь Иисус изгонял бесов, они умоляли Его, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней. Когда бесы вошли в свиней, те бросились в воду, где бесы любят находиться.

  В этом отношении большое значение имеет сказанное в Мф. 12:22-27, 43-45. В этой части Слова мы видим, что у Сатаны есть его дьявольское царство и что он является «правителем бесов». В стихе 43 говорится: «Когда нечистый дух [бес] выходит из человека, то скитается по безводным местам, ища покоя, и не находит его». Бес, изгнанный из слепого и немого человека, искал покоя и не мог его найти в безводных местах. Отсюда видно, что место покоя, пристанище, бесов, находится в воде. В стихе 44 описывается, что происходит, когда они не могут найти воды. «Тогда он говорит: „Возвращусь в свой дом“». Этим «домом» является физическое тело людей. Пристанищем бесов является вода, а их временным жилищем — человеческое тело.

  В Деян. 23:8-9 подтверждается, что бесы — это не падшие ангелы. В этих двух стихах мы видим, что ангелы и духи рассматриваются как две категории существ. Даже в древности фарисеи из иудеев причисляли бесов и ангелов к разным категориям. Если мы будем внимательно читать Евангелия, мы обнаружим, что бесы также названы злыми духами. Не только ангелы, но и бесы являются духами.

  Кто такие бесы? Почему они любят попадать в воду или в человеческое тело? В известной книге «Ранние века земли» Дж. Пэмбер провёл тщательное научное исследование этого вопроса. Геологи и археологи открыли, что возраст земли не шесть тысяч лет, а гораздо больше. Из-за представления о том, что земле всего шесть тысяч лет согласно годам Адама, некоторые атеисты и христиане-модернисты утверждают, что в 1-й главе Бытия есть ошибка. Археологи обнаружили ископаемые остатки костей, которым тысячи и тысячи лет. Но Дж. Пэмбер нашёл ответ. Между Быт. 1:1 и Быт. 1:2 был период времени, который он назвал промежутком. Никто не может сказать, сколько времени длился этот промежуток. В любом случае это, по-видимому, был очень длительный период времени. В результате тщательного изучения этого вопроса Пэмбер пришёл к выводу, что после первоначального сотворения в определённый момент Сатана и его ангелы взбунтовались. Более того, на основании библейского повествования Пэмбер пришёл к заключению, что в доадамов век на земле существовали некие живые существа с духом и что эти существа также присоединились к Сатане в его бунте против Бога. Поэтому Бог судил Сатану, его падших ангелов и этих живых существ. После того как Бог судил их, эти живые существа потеряли свои тела и стали бестелесными духами. Именно по этой причине бесы любят входить в физическое тело.

  Вода, при помощи которой Бог судил их, стала пучиной, где должны жить бесы. Дж. Пэмбер даже доказал, что под этой пучиной находится так называемая бездна. В греческом переводе Быт. 1:2 слово, которое означает «пучина», переведено как «бездна». Пучина — это жилище бесов.

  Однажды, когда Иисус плыл в лодке по морю, задул сильный ветер и поднялась сильная буря. Господь Иисус не стал молиться — Он приказал ветру остановиться и буре стихнуть (Мф. 8:23-27). Почему воздух пришёл в движение и поднялся ветер и почему вода стала бурной? Потому что в воздухе были падшие ангелы, а в воде — бесы. Они знали, что Иисус переправляется на другой берег, чтобы изгнать бесов (Мф. 8:28-32). Сегодня воздух по-прежнему полон падших ангелов, а земля — бесов.

  Нам, детям Божьим, нужно разбираться в некоторых подобных вопросах, касающихся вселенной и особенно земли. Злые ангелы последовали за Сатаной в бунте против Бога. Бесы, ещё один вид существ, — это бестелесные духи, которые живут в воде и совершают свои дела на земле. Сатана — князь этого мира, состоящего из земли и воздуха. В царстве Сатаны есть падшие ангелы в воздухе, бесы в воде и падшие люди на земле.

4) Результат

a) Сатана подвергся Божьему суду

  Бунт Сатаны принёс Божий суд. Бог не потерпит никакого бунта среди Своих тварей. Сразу после бунта Сатаны Бог провозгласил над ним Свой суд. «Была найдена в тебе неправедность. От обилия твоей торговли [Дж. Пэмбер говорит, что, согласно корню еврейского слова, слово, переведённое как «торговля», можно перевести как «злословие»]… ты согрешил. Тогда Я изгнал тебя, как скверного, с горы Божьей и уничтожил тебя, покрывающий херувим, исторгнув из среды огненных камней. Твоё сердце вознеслось… ты растлил твою мудрость… Я поверг тебя на землю… От множества твоих беззаконий… ты осквернил твои святилища» (Иез. 28:15-18). «Ты будешь низведён в Шеол, в самые крайние пределы могилы» (Ис. 14:15).

б) Небеса и земля подверглись суду

  Бунт Сатаны, конечно же, осквернил небеса и землю. Бог упрекнул Сатану: «Ты осквернил твои святилища» (Иез. 28:18). Поэтому Бог также судил небеса и землю. В Иов. 9:5-7 говорится, что Бог перевернул горы в Своём гневе, поколебал землю, сдвинув её с её места, приказал солнцу, чтобы оно не восходило, и наложил печать на звёзды. Когда Бог сделал это? В человеческой истории такое событие не описано. По всей вероятности, это произошло в доадамовом мире, в то время, когда Бог судил небеса и землю по причине бунта Сатаны и его последователей. В результате Божьего суда небеса не давали света. Земля была покрыта тьмой. То, что земля, после того как Бог судил её, была погребена под пучиной, доказывает, что, судя по всему, Бог судил землю, затопив её водой. Так «земля стала пустыней и пустотой»; она была погребена под пучиной и покрыта тьмой (Быт. 1:2).

  В Ис. 45:18 говорится, что Бог сотворил землю не пустыней. В Иов. 38:4-7 показано, что, когда Бог сотворил землю, на ней царил порядок. Там говорится, что, когда Бог «закладывал основания земли», когда Он «установил её измерения» и «протянул над ней измерительную верёвку», тогда «вместе пели утренние звёзды и все сыновья Божьи [ангелы] восклицали от радости». Когда Бог закладывал основания земли, Он установил её измерения и протянул над ней измерительную верёвку. Это означает, что на сотворённой Им земле царил порядок. Поэтому, когда утренние звёзды увидели её, они обрадовались и запели, и когда все ангелы увидели её, они стали восклицать от радости. Когда всё это произошло? Судя по всему, это произошло в Быт. 1:1, а не в Быт. 1:2. Разве возможно, чтобы утренние звёзды пели, а ангелы восклицали от радости, когда земля стала пустыней и пустотой?

  Всякий раз, когда слова «пустыня» и «пустота» употребляются в Ветхом Завете вместе, они обозначают результат суда. Мы видим это в Иер. 4:23, Ис. 24:1 и в Ис. 34:11. Всё, что Бог судил, становится пустыней и пустотой. Земля стала пустыней и пустотой, потому что она подверглась Божьему суду.

  Тьма над поверхностью пучины — это тоже признак того, что вселенная в том веке подверглась суду, поскольку тьма приходит в результате Божьего суда (ср. Исх. 10:21-22; Отк. 16:10).

  Таким образом, земля, о которой говорится в Быт. 1:2, была уже не в том состоянии, в котором её сотворил в начале Бог. Когда Бог сотворил её, на ней царил порядок, но она «стала» пустыней и пустотой. Слово, переведённое как «стала», также употребляется в Быт. 19:26, где говорится, что жена Лота «стала соляным столбом». Она не была соляным столбом, но она стала им. По тому же принципу первоначально земля не была пустыней и пустотой, но она стала такой.

в) Взбунтовавшиеся ангелы и бесы подверглись суду

  Когда Бог подверг суду Сатану и подвластную ему вселенную, Он также, по всей вероятности, подверг суду ангелов, которые последовали за Сатаной, и живых существ, которые были на земле в том веке и присоединились к Сатане в его бунте. Подвергшись суду, взбунтовавшиеся ангелы стали злыми духами в воздухе (Эф. 6:12), а живые существа стали бестелесными духами, бесами, находящими пристанище в воде, при помощи которой они были судимы.

  Хотя Сатана, взбунтовавшиеся ангелы и бесы подверглись Божьему суду, сегодня они продолжают двигаться и действовать, потому что суд над ними ещё не был приведён в исполнение. Однажды он будет полностью исполнен (Отк. 12:12; Мф. 8:29; Лк. 8:31). Сегодня Сатана всё ещё может представать перед Богом и обвинять Божьих людей (Иов. 1:6-12; 2:1-7; Отк. 12:10). Он всё ещё ходит по земле, «ища, кого бы пожрать» (1 Пет. 5:8); он всё ещё действует, стремясь ослепить людей (2 Кор. 4:4), обмануть их (2 Кор. 11:14), наполнить их сердце (Деян. 5:3) и получить преимущество над нами (2 Кор. 2:11). Он всё ещё тот «сильный», который держит своё «добро» (Мф. 12:29). Взбунтовавшиеся ангелы всё ещё являются «мироправителями этой тьмы» (Эф. 6:12; ср. Дан. 10:20) (некоторые падшие ангелы сейчас заключены под суд — 2 Пет. 2:4; Иуд. 1:6), и бесы, будучи нечистыми и злыми духами, всё ещё действуют на земле (Мф. 12:43-45). Суд, которому они подверглись, должен быть приведён в исполнение.

  Бог судил Сатану и всех его последователей. Но это не означает, что Он привёл Свой суд в исполнение в то же самое время, когда Он вынес Свой приговор. Осудить — это одно; привести суд в исполнение — это другое. Бог судил Сатану и его последователей до сотворения Адама, но этот суд всё ещё приводится в исполнение. Божий приговор будет приведён в исполнение не Самим Богом. Бог не станет этого делать. Ни один судья не приводит в исполнение собственный приговор. Ему нужны те, кто сделает это.

  Кто приведёт в исполнение Божий суд над Сатаной и его последователями? Это сделают христиане, церковь и побеждающие верующие. Почему суд над Сатаной и его последователями до сих пор не приведён в исполнение? Потому что Бог ждёт, когда поднимется церковь. Судья вынес Свой приговор, но Он ждёт тех, кто приведёт его в исполнение. В 12-й главе Откровения мы видим, что победители приведут в исполнение Божий суд над Сатаной. Но это ещё не всё. День за днём всякий раз, когда мы бываем победоносными у себя дома, наша победа приводит этот суд в исполнение. Бог вынес Свой судный приговор бунтарю. Но этот суд будет исполнен только тогда, когда церковь поднимется и сделает это. Пришло время привести в исполнение Божий суд над Сатаной.

  Сегодня церковь должна молиться, чтобы «связать сильного» и «разграбить его дом» (Мф. 12:29), она должна сражаться со злыми духами в воздухе (Эф. 6:12) и она должна изгонять бесов (Мф. 17:21) всякий раз, когда мы видим, что они действуют, причиняя вред людям. Бог судил бесов и заключил их в воду, но Ему нужно, чтобы церковь подготовила наступление века, в котором морю будет положен конец (Отк. 21:1) и суд над бесами, которые заключены в нём, будет приведён в исполнение (Отк. 20:13: мёртвые в море — это, судя по всему, не люди, а бесы).

  Господь Иисус, когда Он был человеком в плоти, начал приводить в исполнение Божий суд. Он «был явлен… чтобы уничтожить дела дьявола» (1 Ин. 3:8). Господь дал Своим ученикам «власть» (Лк. 10:19) над всей силой врага. Когда ученики изгоняли бесов, Сатана падал с неба (Лк. 10:17-20). Посредством Своей смерти на кресте Господь уничтожил дьявола (Евр. 2:14). Он поразил в голову старого змея. Теперь мы как Его Тело должны продолжить приведение в исполнение этого суда и уничтожить хвост змея. Благодаря работе церкви, приводящей в исполнение этот суд, дьявол будет «сброшен на землю» и с ним будут «сброшены его ангелы» (Отк. 12:9). Позже он будет связан и брошен в бездну, бездонную пропасть (Отк. 20:2-3). В конце концов он будет «брошен в огненное и серное озеро» (Отк. 20:10). Тогда исполнение Божьего суда над Сатаной и его последователями будет завершено.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках