Созревает — проявление зрелости
(7)
В этом сообщении мы подробно рассмотрим уход Иакова.
Бытие — длинная книга, состоящая из пятидесяти глав. Повествование о жизни Иакова занимает более половины этой книги, около двадцати пяти с половиной глав. В предыдущих сообщениях мы увидели, как Иаков родился, как он был избран Богом до своего рождения и как он боролся, даже находясь ещё в чреве матери. Он продолжал свою борьбу на протяжении большей части своей жизни. Иаков дожил до ста сорока семи лет. В Быт. 49 мы читаем об уходе Иакова из жизни. Качество и результат человеческой жизни определяются главным образом последним этапом его жизни, а не первым. Это можно сравнить с соревнованиями по бегу. Если вы хорошо бежите в начале соревнований, это не так важно. Значение имеет конечный результат. В этом сообщении мы подходим к конечному этапу жизни этого удивительного человека — Иакова. Нам нужно увидеть, как он вёл себя во время своего ухода.
В Библии самым лучшим уходом из жизни, кроме ухода Господа Иисуса, был уход апостола Павла. Незадолго до него Павел провозгласил: «Добрым сражением я сражался, бег окончил, веру сохранил. Отныне положен для меня венок праведности, которым Господь, праведный Судья, воздаст мне в тот день» (2 Тим. 4:7-8). Какой превосходный уход! Я надеюсь, что все мы сможем провозгласить нечто подобное в конце своего бега. Хотя уход апостола Павла был наипревосходнейшим, мне всё же нравится уход Иакова, потому что его уход был прекрасным и приятным. Уход Павла был простым. У него не было жены и детей. Во время своего ухода он находился один в тюрьме и сложностей было немного. Жизнь Иакова, однако, была переплетена со многими людьми.
Вследствие Божьего предписания и его собственной борьбы жизнь Иакова была переплетена с разными делами и людьми. Например, у Иакова было четыре жены: Лия, Рахиль и две служанки. Хотя он всем сердцем хотел получить Рахиль, Лаван обманул его и вместо Рахили дал ему Лию. Разумеется, ему дали и Рахиль. Кто в действительности был подлинной женой Иакова: Рахиль или Лия? Согласно повествованию Бытия, Иаков обращался и с Лией, и с Рахилью как с подлинной женой. Он похоронил Лию в пещере Махпела, где были похоронены Авраам с Саррой и Исаак с Ревеккой. Похоронив Лию в пещере Махпела, где были похоронены подлинные жёны отцов, Иаков тем самым показал, что считал её настоящей женой. Но позже, когда он умирал, он сделал особое распоряжение в отношении Рахили. Этим он сказал своим потомкам, что считал Рахиль своей настоящей женой. Жизнь Иакова была настолько переплетена с людьми, что трудно определить, кто был его настоящей женой.
Четыре жены Иакова родили двенадцать сыновей, каждый из которых относился к отдельной категории. Если бы сыновья Иакова не относились каждый к отдельной категории, они не смогли бы представлять историю Израиля, историю церкви и даже нашу личную историю. В пророческом благословении, произнесённом над двенадцатью сыновьями Иакова в 49-й главе, мы видим изложение истории Израиля, истории церкви и нашей личной истории. Чтобы получилась такая всеобъемлющая картина, нужны запутанные и переплетённые отношения с людьми. На всём своём протяжении жизнь Иакова была переплетена не только с его жёнами и сыновьями, но и с различными географическими областями. Он родился в доброй земле, но затем ушёл в Паддан-Арам, а потом вернулся в добрую землю. В преклонном возрасте он со своей семьёй переселился в Египет. Каждое из этих переселений порождало ещё больше переплетений. Жизнь Иакова была переплетена даже с фараоном, самым могущественным человеком на земле в то время. Иаков вступал в переплетённые отношения, одно за другим, включая отношения с арамеянами и египтянами. Эти переплетённые отношения также прослеживаются в его похоронах в доброй земле. Хананеи подумали, что это были египетские похороны, когда в действительности это были еврейские похороны. В похоронах еврея участвовала группа египетских всадников и колесниц. Помимо всего этого жизнь Иакова была переплетена с Богом. Какие переплетённые отношения были у Иакова! Если мы сопоставим все отрывки Слова, в которых говорится о переплетённых отношениях Иакова, мы возрадуемся перед Господом и скажем: «Слава Господу! Аллилуйя за богатое Господне слово!»
Несмотря на многочисленные переплетения в жизни Иакова он ушёл из жизни превосходным образом. Его уход был не только триумфальным, но и приятным и превосходным. Никто не хочет встречаться со смертью. Всегда печально, когда кто-то умирает. Тем не менее мне нравится повествование об уходе Иакова. В этом повествовании мы видим не отвратительную картину, а очень приятное изображение. Я полагаю, что многие, прочитав это сообщение, убедятся, что в некоторых отношениях уход Иакова был более вдохновляющим, чем уход апостола Павла. Повествование об уходе Иакова занимает более трёх глав, а повествование об уходе Павла — всего несколько стихов. Теперь давайте по порядку рассмотрим все подробности ухода Иакова.
(1) Просит Иосифа положить свою руку под его бедро
В Быт. 47:29 говорится: «И приблизилось время Израилю умереть. И он позвал своего сына Иосифа и сказал ему: Если обрёл я благосклонность в твоих глазах, пожалуйста, положи твою руку под моё бедро». Просьба к Иосифу положить свою руку под бедро Иакова поставила в тупик многих исследователей Библии. Иаков не сказал Иосифу: «Постарайся найти врача, который вылечит меня». Вместо этого он попросил Иосифа положить свою руку под его бедро. Что это означает? Несомненно, это подразумевает клятву. Но если это действие означает только клятву, почему Иаков не велел Иосифу поднять руку? Вместо того чтобы гадать, мы должны понимать Библию согласно содержащимся в ней фактам. Под руководством Святого Духа мы можем проследить, что случалось с бедром Иакова во время его жизни. На восьмой день после своего рождения Иаков был обрезан в части своего тела, близкой к бедру. Затем, после того как Иаков боролся более девяноста пяти лет, Бог пришёл и коснулся его бедра. Следовательно, Иаков пережил как обрезание, так и божественное прикосновение. Сначала что-то было отрезано от места, очень близкого к бедру. Это было обрезание. Много лет спустя Иаков пережил божественное прикосновение, которое заставило его хромать. Если вы глубоко рассмотрите значение этих двух вещей, вы увидите, что они означают одно и то же. Быть обрезанным — значит претерпеть обрезание нашей плоти, нашей природной жизни. Иаков был избран, чтобы наследовать Божий завет. Но его плоть, его природная жизнь, была бесполезной для этого. Она была помехой.
Посмотрите на Авраама. Божий завет был заключён с Авраамом в 15-й главе Бытия. Авраам, однако, использовал свою природную силу вместе с Агарью для исполнения Божьего обещания. Это нанесло Богу оскорбление, и Он не приходил к Аврааму тринадцать лет. Тринадцать лет спустя Бог снова пришёл к Аврааму и как бы сказал ему: «Авраам, Я — Вседостаточный. Я сдержу Своё обещание. Так как Я обещал сделать что-то для тебя, Мне не нужно, чтобы ты использовал свою природную силу для исполнения того, что Я пообещал. То, что ты сделал вместе с Агарью, сильно оскорбило Меня. По этой причине Я не приходил к тебе эти тринадцать лет. Теперь Я пришёл сказать тебе, что в Моём присутствии ты должен обрезать свою природную силу». С того дня завет благодати стал заветом обрезания. Завет обрезания означает, что завет благодати не может быть исполнен или унаследован через природную силу человека. Если мы хотим унаследовать Божье обещание благодати, наша природная сила должна быть обрезана. Со стороны Бога этот завет является заветом благодати. Но со стороны человека он стал заветом обрезания. Бог по-прежнему хочет дать человеку благодать. Однако чтобы получить Божью благодать, основанную на завете, мы должны обрезать свою природную силу.
Обрезание Иакова стало знамением того, что он не должен был жить своей плотью или природной силой. Тем не менее после обрезания Иаков продолжал бороться в плоти. Хотя он был обрезан, он жил как человек, который не был обрезан. Как он использовал свою силу, чтобы унаследовать Божье обещание! Он использовал свою способность хитрить и составлять ловкие замыслы, как если бы он так и не был обрезан. Символически Иаков был обрезан, но в действительности он не был обрезан, пока он не испытал многолетнюю работу Бога и пока ему не исполнилось девяносто с лишним лет. В течение двадцати лет Иаков находился под рукой Лавана, который почти истощил его силу. В конечном итоге Иакову пришлось уйти от Лавана и вернуться в землю своего отца. Когда он был на пути домой, Бог воздвиг обстоятельства, которые вынудили его пойти к Нему. Лаван гнался за ним, а Исав ждал его. Поэтому Иаков стоял перед дилеммой, не зная, что делать. Он как бы говорил себе: «Что мне делать? Если я пойду назад, там Лаван. А если я пойду вперёд, там Исав. Мне некуда бежать». В Пенуэле он отослал своих жён и детей и остался один, чтобы совершить сделку с Богом. В ту ночь Иаков был так силён в своей плоти, что даже боролся с Богом. Господь коснулся бедра Иакова. Это стало настоящим обрезанием Иакова. С тех пор Иаков стал хромым.
Когда Иаков уходил из жизни, у него не было силы даже ходить; он мог только лежать на постели. Как мы увидели, настоящее обрезание Иакова произошло тогда, когда Бог коснулся его бедра. Теперь то, что он лежал на постели, было ещё одним подлинным прикосновением от Бога. После первого прикосновения Иаков больше не мог ходить обычным образом, но теперь он не мог даже встать с постели. С его природной силой действительно было покончено. Поэтому мы можем считать это третьим обрезанием Иакова. Во время его первого обрезания на него едва ли что-то повлияло. После второго обрезания было затронуто его бедро и он стал хромым; однако он всё ещё мог двигаться. Теперь же, во время третьего обрезания, у него совсем не осталось способности двигаться. Именно тогда он полностью полагался на Божью благодать. Когда вы ничего не можете делать и не способны двигаться, когда у вас нет сил, именно тогда вы полагаетесь на Бога.
Поскольку Иаков уже не полагался на себя, он попросил Иосифа положить свою руку под его бедро. Отсюда следует, что Иаков признал, что у него не было сил делать что-либо для себя. Единственное, что он мог делать, — это полагаться на Бога. Его сын Иосиф, руководитель ведущей страны на земле, разумеется, мог сделать что-то для него. Всё, что следовало сделать для него после смерти, мог сделать Иосиф. Поэтому Иаков попросил его положить свою руку под его бедро, признавая этой просьбой, что Бог поработал над ним в высшей степени. Иаков провозгласил всей вселенной, что у него не осталось больше сил делать что-либо для себя. Он только мог надеяться на Божье обещание благодати. В течение всей своей жизни Иаков усвоил одно: он не может ничего сделать для себя. Всё, что он сделал, было тщетным. Поэтому он начал полагаться на Божье обещание благодати. Для него это обещание было обещанием обрезания, обещанием того, что с его природной силой будет покончено, чтобы он унаследовал Божье обещание.
Как ярок и прекрасен этот первый аспект ухода Иакова! Вот человек, который убедился на своём опыте, что всё дело в Божьей благодати, а не в том, что он может сделать сам. Он осознал, что был обрезан, что Бог коснулся его и что он не способен ничего сделать. Я повторяю, когда Иакову было восемь дней, он был обрезан. Когда ему было более девяноста лет, Бог коснулся его и он начал хромать. Теперь, в возрасте ста сорока семи лет, он был прикован к постели и не способен что-либо сделать. Ему, безусловно, требовалась Божья благодать, которая в то время была представлена Иосифом и была сосредоточена в нём. Иосиф — это прообраз Христа. Иаков полагался на Божью благодать, которая сосредоточена в Христе. Он больше не полагался на своё бедро. Бедро — это самая сильная часть нашего существа, так как посредством силы бедра мы ходим и поддерживаем себя. Бедро Иакова было обрезано и затронуто. Так как с ним было полностью покончено, он совершенно отвернулся от своей природной силы к Божьей благодати в Христе. Рука Иосифа, обозначающая руку Божьей благодати, была помещена не на бедро Иакова, а под него. Это показывает, что сильная рука Божьей благодати несла Иакова для исполнения Божьего завета обещания. Не силой Иакова, а рукой Иосифа Иаков был принесён в добрую землю, чтобы фактически унаследовать её. Не своей силой, а Христовой благодатью мы наследуем Божье обещание.
(2) Рассматривает смерть как сон
С человеческой точки зрения, никто не хочет умирать. Иаков, однако, рассматривал свою смерть как сон (47:30). Хотя никому не нравится умирать, все любят спать. Спать очень приятно, особенно когда мы истощены. В течение ста сорока семи лет Иаков нёс тяжёлое бремя и его жизнь переплелась с разными людьми. После того как он вынес столько трудностей, ему пришло время успокоиться, уснуть. Таким образом, он рассматривал свою смерть как сон. Он, наверное, говорил: «Мой дед Авраам покоится. Почему я должен продолжать бороться и нести бремена? И я хочу уснуть».
Рассматривая смерть как сон, Иаков тем самым показал, что он верил в воскресение (1 Фес. 4:13-16). Он не был саддукеем, древним модернистом, не верящим в воскресение. Те, кто спит, всегда просыпаются после достаточного отдыха. Просыпаясь после хорошего ночного сна, я освежён. Иаков спит уже три тысячи семьсот лет. Когда Господь Иисус был на земле, некоторые из потомков Иакова, фарисеи и саддукеи, спорили о том, проснётся ли Иаков, то есть будет ли он воскрешён. Фарисеи, древние фундаменталисты, верили в воскресение, а саддукеи не верили. Господь Иисус, разумеется, верил в воскресение. Он даже сказал саддукеям, что Бог назван Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова, указывая на то, что Он — Бог не мёртвых, а живых (Мф. 22:32). Иаков всё ещё покоится, ожидая времени воскресения. Вероятно, когда мы увидим его, мы скажем: «Доброе утро, Иаков».
(3) Велит Иосифу похоронить его не в Египте, а в доброй земле
Иаков повелел Иосифу похоронить его не в Египте, а в доброй земле (47:29-30). Хотя он многое обрёл в Египте, он не любил это место. Его сердце было в доброй земле. Поэтому он повелел Иосифу похоронить его в доброй земле, в пещере Махпела, где были похоронены его отцы, чтобы он унаследовал добрую землю. Давая такое повеление Иосифу, Иаков показал, что он верил в Божье обещание. Он верил, что однажды добрая земля, обещанная Богом, станет долей, наследием, его потомков. Уходя из жизни, Иаков был человеком, полным веры. Я надеюсь, что, уходя, мы также будем полны веры — веры не во что-то суетное, а веры в то, что было обещано Богом в Его Слове. В Библии много обещаний, в которые мы должны верить. Когда мы будем уходить, мы должны уходить в вере в надёжное Божье слово, написанное в Библии.
В повествовании об уходе Иакова не упоминается его болезнь, его завещание или то, как он распределил своё имущество среди своих детей. Их наследием была добрая земля, а волей, которую Иаков завещал своим детям, было Божье обещание. Хотя в повествовании о смерти Иакова ничего не говорится о его болезни или завещаниях, в нём приводится прекрасная, яркая картина его жизни в Божьем присутствии. Иаков был поистине человеком Божьим. Когда он умирал, его не пугала смерть. Наоборот, поскольку он был полон веры и надежды, он наслаждался своим уходом.
(4) Поклоняется Богу на верх своего посоха
Умирая, Иаков поклонился Богу (47:31; Евр. 11:21). То, что умирающий человек поклоняется Богу, не мелочь. Иаков поклонился Богу на изголовье постели. Как мы увидели, то, что он был прикован к постели, раскрывало то, что у него не оставалось природной силы, что он не мог двигаться и что он полностью полагался на Бога. Таким образом, он поклонился там Богу.
В Септуагинте вторая часть 47:31 переведена как «на верх своего посоха». При написании Евр. 11:21 Павел процитировал не еврейский текст, а Септуагинту. Поэтому в Евр. 11:21 говорится: «Верой Иаков, умирая… поклонился Богу, опираясь на верх своего посоха». С духовной точки зрения это имеет глубокое значение. Постель означает, что у Иакова не было человеческой силы, а посох означает, что он был человеком, полным переживания Бога в своей жизни. Посох был символом жизни странствий Иакова. В Быт. 32:10 Иаков сказал: «Ибо я с одним моим посохом перешёл этот Иордан». На протяжении всей его жизни странствий Бог постоянно был с ним. Поэтому в конце своей жизни Иаков поклонился Богу на изголовье постели (это указывает на то, что у него не было сил) и на свой посох (это указывает на то, что Бог, которому он поклонялся, пас его всю его жизнь).
Поклонение Иакова Богу не было лишено личного переживания. Он поклонялся не какому-то объективному Богу. Когда он умирал, он поклонился Богу, которого полностью пережил в своей жизни странствий. Это была святая кончина зрелого странника. Я надеюсь, что, когда мы будем покидать землю, мы поклонимся Богу именно таким образом, поклоняясь не кому-то, кого мы не переживали, а Тому, кого мы переживали всю свою жизнь. Иаков говорил о Боге не доктринально и поклонялся Ему не формально. Он поклонялся Богу согласно своему переживанию. Бог, которому поклонялся Иаков, был тесно связан с посохом Иакова. Этот посох был свидетельством того, что Иаков — пришелец на земле (Евр. 11:13) и что он всегда находился под Божьим водительством (Быт. 48:15). Согласно Евр. 11:13, он был одним из тех, кто умер в вере, ожидая, что однажды он войдёт в обещанное Богом.
Чтобы поклониться на верх посоха, нужно положить руки на посох. То, что Иаков попросил Иосифа положить свою руку под его бедро, означает, что Иаков полностью полагался на руку Божьей благодати. А то, что Иаков положил свои руки на посох, означает, что он осознавал, что в течение всей своей жизни он всегда находился под опекой Божьей благодати.
(5) Вспоминает печальную смерть Рахили
В 48:7 мы видим, что, уходя, Иаков вспомнил печальную смерть Рахили. Он был верен ей в том, что дал её сыну Иосифу двойную долю (48:5-8, 20, 22). То, что Иаков сделал в 48-й главе в отношении Ефрема и Манассии, было сделано в память о Рахили. Первым сыном Иакова был Рувим, а его вторым сыном был Симеон. Его одиннадцатым сыном был Иосиф — первый сын, родившийся от Рахили. Двенадцатый сын Иакова, Вениамин, тоже родился от Рахили. Его первые два сына родились от Лии. Иаков, однако, пожелал сделать двух сыновей родившегося от Рахили Иосифа своими первыми двумя сыновьями взамен Рувима и Симеона. В сердце Иакова два сына Иосифа стали его первыми двумя сыновьями. В 48-й главе Иосиф представил своих двух сыновей Иакову и Иаков сказал: «И теперь твои два сына, родившиеся у тебя в Египетской земле до моего прихода к тебе в Египет, — мои они; Ефрем и Манассия будут мои, как Рувим и Симеон» (ст. 5). Иначе говоря, они заменят Рувима и Симеона. Иаков как бы говорил: «Иосиф, твои сыновья Ефрем и Манассия теперь предназначены не для тебя; они предназначены для меня, а я — для Рахили». Вследствие того что Иаков хотел вспомнить Рахиль, которая постоянно оставалась в его сердце, первородство среди его сыновей перешло от Рувима к Иосифу. Сделав это, Иаков естественным образом сделал Рахиль своей настоящей женой. Бог почтил совершённое Иаковом и сделал это фактом, распределив землю при вступлении детей Израиля в добрую землю соответствующим образом.
Сегодня среди человеческого рода мы не видим верности между мужчинами и женщинами. Но в случае с Иаковом мы видим его верность и искренность по отношению к Рахили. Он влюбился в неё в тот день, когда впервые увидел её, и его сердце никогда не изменялось. Иаков был верен, и Бог почтил эту верность. Много лет спустя после смерти Рахили Иаков сделал сыновей Иосифа, Ефрема и Манассию, своими первыми двумя сыновьями. В течение всех этих лет Иаков никогда не забывал её. Он был по-прежнему верен в своей любви к ней. Бог всегда чтит подлинную любовь между мужчиной и женщиной. Если вы не любите женщину, вам не следует на ней жениться. Но если вы женитесь на ней, вы должны любить её и любить её верной и искренней любовью. В сегодняшнем человеческом обществе такая любовь потеряна. Человек любит кого-то сегодня, но проходит совсем немного времени, и его чувство меняется. Ничто так не оскорбляет Божье предписание, как такая неверная любовь. Если вы женитесь на ком-то, то должны любить её в высшей степени. Если умирающий по-прежнему помнит ту, которую он любил, — это замечательное зрелище! Любовь Иакова никогда не изменялась. Наверное, ему говорили: «Иаков, тебе сто сорок семь лет, и ты умираешь. Рахиль мертва уже сорок лет. Тебе не нужно беспокоиться об этом. Зачем тебе это нужно — звать Иосифа и просить его отдать тебе его двоих сыновей взамен твоих первых двух? Иаков, покойся на своей постели, пока не умрёшь». Тем не менее в Божьем святом Слове повествуется о верности Иакова Рахили: он сделал двух сыновей Иосифа своими первыми двумя сыновьями, чтобы Иосиф наследовал двойную долю земли в качестве его первородного. По Божьему всевластию, когда Иисус Навин распределял землю (Иис. Н. 24), доля, которую Иаков дал Иосифу, была дана Ефрему и Манассии. Это означает, что Бог почтил совершённое Иаковом. Муж никогда не должен меняться в своей любви к жене. Если вы будете верны в своей любви к ней, Бог почтит эту верность. Это — высшая нравственность.
(6) Осознаёт, что Бог пас его всю его жизнь
В 48:15 Иаков, говоря о Боге, сказал: «…пасущий меня с тех пор, как я существую, до этого дня». Я надеюсь, что все мы сможем сказать во время своего ухода, что наша жизнь проходила под пастырством Бога. Пусть мы будем способны сказать: «Я не был овцой без Пастыря. Господь был моим Пастырем всю мою жизнь. Теперь, когда я умираю, я по-прежнему под Его пастырством. Я не выбираю свой собственный путь. Он ведёт меня, и я нахожусь под Его пастырством».
(7) Пророчествует о своих двенадцати сыновьях
Когда Иаков умирал, он пророчествовал о своих двенадцати сыновьях (49:1-2). Иаков не пророчествовал, говоря: «Так говорит Господь». Вместо этого он пророчествовал, будучи един с Богом и говоря за Бога. Всё, что сказал Иаков, стало Божьим словом. Иаков был Божьими устами. Именно такое пророчество мы видим в Новом Завете. Например, в 7-й главе Первого послания к коринфянам Павел сказал, что у него не было Господней заповеди, и всё же он хотел подать своё мнение как тот, кто получил Господнюю милость быть верным. Тем не менее сказанное им было Божьим словом, поскольку Павел был абсолютно един с Богом и то, что он говорил, было Божьим словом. То, что Иаков пророчествовал подобным образом, было весомым признаком и проявлением его зрелости в жизни. Поскольку он стал един с Богом, он был зрелым в жизни. Поэтому то, что он произносил, было говорением Бога. Он не заявлял, что Бог велел ему сказать определённые вещи, и он не провозглашал: «Так говорит Господь». Он просто говорил, и всё сказанное им было Божьим словом. Бог почтил и исполнил это. Бог, несомненно, исполнил произнесённое Иаковом пророческое благословение в адрес его двенадцати сыновей. Это доказывает, что он ушёл в зрелости жизни. Его уход раскрывает его зрелость.
(8) Похоронен с высоким почётом
В 50:1-13 повествуется о похоронах Иакова, которые были более величественными, чем государственные похороны. Когда Иосиф пошёл похоронить своего отца, «пошли с ним все слуги фараона, старейшины его дома, и все старейшины Египетской земли… Отправились с ним также и колесницы, и всадники; и было это очень большое шествие» (50:7, 9). Это означает, что Иаков был похоронен как государственный деятель, в атмосфере, полной почёта. Так как Иаков был полон надежды, ожидая воскресения, он велел своему сыну Иосифу устроить похороны так, чтобы это соответствовало Божьему обещанию. Только неверующие, те, у кого нет веры в Бога, пренебрегают вопросом своих похорон. Если у нас есть вера в воскресение, мы должны хорошо организовать свои похороны и устроить всё так, чтобы показать другим, что мы не лишены надежды. Мы надеемся, что воскреснем славным образом и встретим Господа.
Уход апостола Павла был торжествующим. Однако уход Павла был смертью мученика, а уход Иакова был нормальной смертью. Мученичество не раскрывает нормального ухода человека, который любил Бога. Мы видим такой нормальный уход в повествовании об Иакове. По этой причине, хотя я высоко ценю уход Павла как мученика, мне больше нравится уход Иакова, потому что он показывает картину нормального ухода одного из Божьих детей. В связи с уходом Иакова нет ничего печального и неприятного. Напротив, всё воодушевляет и назидает. Всякий раз, когда я читаю эти главы об уходе Иакова, я получаю назидание и говорю: «Господь, даруй мне благодать никогда не бояться смерти. Когда по Твоему устроению придёт смерть, я хочу принять её так же, как Иаков». Такое отношение, однако, требует зрелости в жизни. Иаков, ставший Израилем, был зрелым в жизни. Поэтому он ушёл таким превосходным образом.