Показать шапку
Скрыть шапку
+
?
!
НЗ
ВЗ
С
-
Сообщения книги «Жизнеизучение 2- го послания Петра»
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11 12 13
Чтения
Закладки
Мои чтения


Сообщение 9

Божественное правление

(1)

  Тексты Писания: 2 Пет. 2:1-9

  В 1-й главе Второго послания Петра говорится о божественном обеспечении. Это обеспечение включает в себя два момента: жизнь и свет. В первой части 1-й главы делается акцент на божественной жизни, а во второй — на божественном свете. Божественная жизнь содержится в данной нам в удел вере, а божественный свет — в Божьем слове, в слове ветхозаветных пророков и новозаветных апостолов. Таким образом, жизнь и свет — это два составных элемента божественного обеспечения.

  Во 2-й и 3-й главах Второго послания Петра говорится о Божьем правлении. В сообщениях по Первому посланию Петра мы много говорили о Божьем правительственном суде. Далее, во 2-й и 3-й главах Второго послания Петра показано, как Бог осуществляет Свой правительственный суд. Во 2 Пет. 2 мы видим Божий суд над лжеучителями (2:1-3), Божий суд издавна как над ангелами, так и над людьми (ст. 4-9), и пороки лжеучителей и наказание, вынесенное им Божьим судом (ст. 10-22). В этом сообщении мы рассмотрим стихи 1-9 во 2-й главе. Давайте рассмотрим эти стихи один за другим.

Лжеучители привносят уничтожающие ереси

  Во 2 Пет. 2:1 говорится: «Но появлялись и лжепророки среди народа, как и среди вас будут лжеучители, которые будут тайно привносить уничтожающие ереси, даже отрекаясь от купившего их Владыки, наводя на себя быстрое уничтожение». Показав верующим богатое обеспечение божественной жизни и сияющее озарение божественной истины и тем самым обеспечив поддержание жизни и предохранив против яда отступничества, апостол Пётр, сохраняя верность, показывает в этой главе в качестве предостережения верующим страшное содержание отступничества и его ужасный результат. Это предостережение очень сходно с предостережением в Иуд. 4-19.

  В Ветхом Завете были не только истинные пророки, говорившие Божье слово, подобное сияющему нам светильнику, но и лжепророки среди народа. В 2:1 Пётр говорит, что среди нас тоже будут лжеучители, которые будут тайно привносить уничтожающие ереси.

  Греческое слово, переведённое как «тайно привносить», можно так же перевести как «привносить незаконным путём». Буквально греческое слово означает «вносить попутно», «вносить окольным путём», «вводить новую тему, к которой слушатели не подготовлены». Здесь оно означает, что лжеучители привносили и вводили свои лжеучения попутно с истинными учениями. Эти лжеучения названы уничтожающими ересями, или, буквально, ересями уничтожения.

  Слову «ересь» соответствует греческое слово «ха́йресис», которое означает «выбор точки зрения (доктрины), отличающейся от общепринятой», «самостоятельно выбранные доктрины, отличные от истины» (Г. Алфорд). Такие доктрины вызывают разделение и производят секты. Это слово употребляется также в Деян. 5:17; 15:5; 24:5, 14; 26:5; 28:22; 1 Кор. 11:19 и Гал. 5:20 а также в Тит. 3:10 в форме прилагательного «хайретико́н» — «еретический». Здесь оно обозначает ложные и еретические доктрины, привнесённые лжеучителями, еретиками. Такие доктрины подобны доктринам сегодняшнего модернизма.

  Ересь включает в себя три вещи: мнение, произведение разделения и создание сект. Таким образом, мнения, разделения и секты — это три составных элемента ереси. Разумеется, в ереси нет ничего созидательного. Ересь не созидает, а разрушает церковь. Поэтому Пётр говорит об уничтожающих ересях, или ересях уничтожения.

Отрекаются от Владыки

  По словам Петра, лжеучители даже отрекаются от купившего их Владыки. Слово «Владыка» подразумевает личность Господа и Его искупительную работу. Лжеучители во времена Петра, подобно сегодняшним модернистам в их отступничестве, отрекались и от личности Господа как Владыки, и от Его искупления, которым Господь купил верующих.

  Пятьдесят лет тому назад был широко распространён «бухманизм» — одна из разновидностей модернизма, — названный так по имени Бухмана, профессора Оксфордского университета. Бухман выпустил книгу «Только для грешников». Когда мы были в Китае, мы критиковали эту книгу и выступали против неё, потому что в ней ничего не говорилось о крови Иисуса. Став пожилым человеком, Бухман возглавил движение «Нравственное перевооружение». Бухмана можно считать лжеучителем, то есть человеком, который отрекался от Владыки и от Его искупления.

Наводят на себя быстрое уничтожение

  Пётр говорит, что лжеучители наведут на себя быстрое уничтожение. Это, несомненно, означает, что их постигнет уничтожение.

  В этом Послании Пётр использовал три различных греческих слова, говоря о последствиях отступничества под Божьим правительственным судом. «Апо́ллюми» означает «полностью уничтожить»; в среднем залоге — «погибнуть», как в 2 Пет. 3:6, 9. Имеется в виду не прекращение существования, а порча, утрата (не существования, а благополучия). В Мф. 10:28; 22:7; Мк. 12:9; Лк. 17:27, 29; Ин. 3:16; 10:28; 17:12; 1 Кор. 10:9-10; 2 Кор. 2:15; 4:3; 2 Фес. 2:10 и Иуд. 1:5, 11 это слово раскрывает дополнительные подробности, связанные с Божьим правительственным судом.

  «Апо́лейа», родственное слову «апо́ллюми», обозначает утрату (благополучия, а не существования), разрушение, уничтожение или гибель (физическую, духовную или вечную). Это слово переведено как «уничтожающие» и «уничтожение» в 2 Пет. 2:1 и как «уничтожение» в 2 Пет. 2:3; 3:7, 16. Это же слово используется для обозначения различных результатов Божьих разнообразных судов (см. прим. 172, абз. 2, в 1 Пет. 1). В случаях, подобных тем, которые описаны во 2 Пет. 2:1, 3; 3:7; Ин. 17:12; Рим. 9:22; Флп. 1:28; 3:19; 2 Фес. 2:3 и Отк. 17:8, 11, оно обозначает вечную гибель. В случаях, подобных тем, которые описаны во 2 Пет. 3:16 и Евр. 10:39, оно обозначает наказание в Божьем правительственном воспитании, а не вечную гибель. В Мф. 7:13 и 1 Тим. 6:9 оно означает принцип, действующий в каждом из случаев.

  «Фтора́» обозначает растление, ведущее к уничтожению, уничтожение, приносимое растлением, уничтожение посредством растления (применительно к нравственности, душе и телу). Оно переведено как «растление» в 2 Пет. 1:4 и 2 Пет. 2:19 и как «уничтожение» и «растление» в 2 Пет. 2:12 однокоренной глагол «фте́йро» употреблён в будущем времени страдательного залога и переведён как «будут уничтожены» в 2:12; в Иуд. 1:10 он употреблён в настоящем времени страдательного залога и переведён как «растлеваются». Более полно значение этого слова можно увидеть в Рим. 8:21; 1 Кор. 3:17; 15:33; 2 Кор. 7:2; 11:3; Гал. 6:8; Отк. 11:18 и Отк. 19:2.

Причина того, что путь истины ругаем

  В стихе 2 Пётр продолжает: «И многие последуют их разврату, и из-за них путь истины будет ругаем». Путь истины — это тропа христианской жизни согласно истине, то есть согласно действительности содержания Нового Завета (1 Тим. 2:4; 3:15; 4:3; 2 Тим. 2:15, 18; Тит. 1:1). Этот путь обозначается и другими названиями по названиям его различных достоинств: например, прямой путь (2 Пет. 2:15 см. Евр. 12:13), путь праведности (2 Пет. 2:21; Мф. 21:32), путь мира (Лк. 1:79; Рим. 3:17), путь спасения (Деян. 16:17), путь Божий (Мф. 22:16; Деян. 18:26), путь Господа (Ин. 1:23; Деян. 18:25) и Путь (Деян. 9:2; 19:9, 23; 22:4; 24:22). На него клевещут, называя его путём ереси (Деян. 24:14).

  Из-за лжеучителей путь истины будет ругаем. Поскольку путь истины — это путь действительности, а путь действительности — это путь Божьего домостроительства, это означает, что из-за лжеучителей будет ругаемо всё новозаветное откровение.

Божий правительственный суд

  В стихе 3 Пётр продолжает: «И они будут в стяжательстве поддельными словами извлекать из вас выгоду; суд им издавна не бездействует, и уничтожение их не дремлет». В Первом послании Петра подчёркивается Божий правительственный суд (1 Пет. 4:17-18). Во Втором послании Петра эта тема продолжается. Под Божьим правлением падшие ангелы были схвачены и сберегаются для суда (2:4), а век потопа и города Содом и Гоморра подверглись суду (ст. 5-9). Но особенно серьёзный суд Бог произведёт над новозаветными еретиками (ст. 10). И все нечестивые подвергнутся суду и будут уничтожены в день, когда небеса и земля будут сожжены огнём (3:7). Поэтому Бог справедливости и святости начал Свой правительственный суд с собственного дома — с верующих.

  В стихе 3 Пётр показывает, что Бог будет осуществлять суд над сегодняшними лжеучителями так же, как Он осуществлял суд над лжеучителями издавна, то есть в давние времена, как показывают примеры в 2:4-9. Пётр говорит, что суд таким людям не бездействует, и их уничтожение не дремлет. Божий суд не бездействует. Этот суд постигнет лжеучителей, и они будут уничтожены.

Суд над падшими ангелами

  В 2:4-9 Пётр говорит о Божьем суде издавна и над ангелами, и над людьми. В стихе 4 говорится: «Ибо если Бог согрешивших ангелов не пощадил, а отдал в мрачные глубины, сбросив в тартар, — и они сберегаются для суда…» Под ангелами здесь понимаются падшие ангелы (см. прим. 193 в 1 Пет. 3 и 41 в Отк. 12), которые, согласно последовательности исторических фактов, изложенных в этой главе, первыми пали во вселенной. Эти ангелы были отданы в мрачные глубины, будучи сброшены в тартар. Тартар — это мрачные глубины, в которых падшие ангелы заключены, как в тюрьме (см. прим. 194 в 1 Пет. 3).

  В тартаре падшие ангелы сберегаются для суда, или до суда. Это будет суд великого дня (Иуд. 1:6), то есть, вероятно, суд великого белого престола, производимый над всеми мёртвыми и бесами, а также, вероятно, над падшими ангелами (Отк. 20:11-15). Это логично, что все ангелы, бесы и люди, которые присоединились к Сатане в его бунте, будут судимы в одно и то же время, одним и тем же образом и с одинаковым результатом сразу же после того, как их злой предводитель подвергнется суду и будет брошен в огненное озеро (Отк. 20:10), в которое будут брошены и они (см. прим. 172, абз. 2, в 1 Пет. 1).

Случай Ноя и мира нечестивых

  В стихе 5 Пётр говорит: «…и древний мир не пощадил, но сохранил Ноя, глашатая праведности, с семью другими, когда навёл потоп на мир нечестивых». Пётр называет здесь Ноя глашатаем праведности. То, каким является человек: праведным и благочестивым или неправедным и нечестивым, имеет большое значение с точки зрения Божьего правительственного суда (2 Пет. 2:5-9). Быть праведным — значит быть правым по отношению к человеку перед Богом, а быть благочестивым — значит выражать Бога перед человеком. Таким был образ жизни, который вели Ной и Лот, и этот образ жизни уберёг их от правительственного суда Бога согласно Его праведности.

  Ной проповедовал не благовестие, а Божью праведность в противовес растлению его поколения. Как мы уже отмечали, Пётр говорит о праведности потому, что он делает акцент на Божьем правлении. То, что Ной проповедовал праведность, было связано с Божьим правлением. Бог сказал Ною, что Он уничтожит мир и что Ной должен проповедовать праведность своему поколению. Бог навёл потоп на мир нечестивых и тем самым осуществил Свой суд над тем растлённым поколением.

Случай Лота и суда над Содомом и Гоморрой

  Далее, в стихе 6 говорится: «…и города Содом и Гоморру, превратив в пепел, осудил на разрушение, поставив их как пример тем, кто намерен жить нечестиво». Жить нечестиво — значит жить в плоти в человеческих вожделениях, а не в воле Божьей; исполнять желание язычников (1 Пет. 4:2-3) и вести суетный, нечестивый образ жизни (1 Пет. 1:18).

  В стихах 7 и 8 Пётр говорит: «…а праведного Лота, угнетаемого развратным образом жизни беззаконников, избавил (ибо, глядя и слушая, этот праведник, поселившийся среди них, изо дня в день мучил свою праведную душу их беззаконными делами)». В этих стихах Пётр упоминает три случая: случай падших ангелов, случай Ноя и его поколения и случай Лота и городов Содома и Гоморры. Эти случаи приводятся в той последовательности, в которой они упоминаются в Библии. В Бытии Бог сначала судил падших ангелов, затем говорится о суде над поколением Ноя, а уже затем — о суде над городами Содомом и Гоморрой.

  В 2:7 Пётр говорит, что праведный Лот был угнетаем развратным образом жизни беззаконников. «Беззаконники» здесь — это беспринципные люди; употреблённое здесь греческое слово отлично от того, которое переведено как «беззаконный» в стихе 8. «Беззаконниками» здесь названы в первую очередь те, кто нарушает закон природы и совести. Бог будет судить сегодняшних содомитов так же, как Он судил беззаконников в Содоме и Гоморре.

  В стихах 7 и 8 Пётр трижды говорит о праведности — в выражениях «праведный Лот», «этот праведник» и «его праведная душа». О праведности говорится в связи с Божьим правлением. Греческие слова, переведённые в стихах 7 и 8 как «беззаконники» и «беззаконный», тоже являются устроительными терминами.

Господь избавляет благочестивых от испытания и сберегает неправедных наказанными

  В стихе 9 Пётр говорит: «Знает Господь, как благочестивых избавлять из испытания, а неправедных сберегать наказанными для дня суда». «Благочестивые» — это те, кто, подобно Ною и Лоту, ведёт благочестивую жизнь, в отличие от тех, кто живёт нечестиво. «Неправедные» — это те, кто, подобно людям во времена Ноя и жителям Содома и Гоморры, ведёт неправедную жизнь, развратный образ жизни беззаконников. Днём суда будет день окончательного суда у великого белого престола. Неправедные люди, которые жили во времена Ноя и Лота, должны ещё подвергнуться суду у великого белого престола. После окончания этого суда они будут брошены в огненное озеро.

Библия андроид-приложение
Слушать аудио
Поиск по алфавиту
Заполните анкету
Быстрый переход
по книгам и главам Библии
Наводите на ссылки мышкой или тапайте по ним
Ссылки можно скрыть в Настройках