(8)
Тексты Писания: 2 Пет. 1:12-21
После введения (2 Пет. 1:1-2) Пётр говорит о божественном обеспечении (2 Пет. 1:3-21). Божественное обеспечение включает в себя два вопроса: вкладывание божественной силы (2 Пет. 1:3-11) и сияние божественной истины (2 Пет. 1:12-21). Что касается вкладывания божественной силы, то здесь есть два основных момента: всё, относящееся к жизни и благочестию, вместе с божественной природой (ст. 3-4), и рост и развитие посредством жизни к богатому входу в вечное царство (ст. 5-11). Что касается сияния божественной истины, то здесь тоже есть два основных момента: слава апостольского свидетельства (ст. 12-18) и свет пророческого слова (ст. 19-21). В этом сообщении мы рассмотрим эти два момента, связанные с сиянием божественной истины.
Во 2 Пет. 1:12 говорится: «Поэтому я буду готов всегда напоминать вам об этом, хотя вы и знаете это и утверждены в присутствующей истине». Под «этим» Пётр понимает такие вещи, как божественная сила, всё, относящееся к жизни и благочестию, божественная природа и развитие божественного богатства в нашем переживании. Пётр всегда был готов напоминать святым об этом, хотя они и знали это и были утверждены в присутствующей истине, то есть истине, которой они уже обладали.
«Присутствующей истиной» Пётр называет истину, которая присутствует среди верующих, которую они уже получили и которой теперь обладают. В первой части этой главы (ст. 1-11) Пётр использует обеспечение божественной жизни для надлежащей христианской жизни, чтобы предохранить верующих от отступничества. Во второй части (ст. 12-21) он использует откровение божественной истины как второе противоядие, чтобы предохранить верующих от ереси в отступничестве, от ереси, схожей с сегодняшним модернизмом.
В стихах 13 и 14 Пётр говорит: «И я считаю правильным, пока я в этом шатре, пробуждать вас напоминанием, зная, что снятие моего шатра уже скоро, как и наш Господь Иисус Христос показал мне». Слово «шатёр» обозначает временное тело (2 Кор. 5:1). Снятие шатра — это снятие тела, подобное снятию одежды, раздеванию (2 Кор. 5:4), выход из тела, физическая смерть. Пётр, подобно Павлу (2 Тим. 4:6), знал, что оставит мир как мученик, и был готов к этому. Он помнил то, что сказал ему Господь относительно его смерти, когда повелел ему кормить Его овец (Ин. 21:15-19).
В стихе 15 Пётр продолжает: «И притом я буду стараться, чтобы вы могли после моего исхода всякий раз вспоминать об этом». Говоря об «исходе», или «уходе», Пётр имеет в виду уход из мира. Это же слово употреблено в Лк. 9:31. Под «этим» здесь снова понимается всё, о чём Пётр говорил в 1:1-11.
Не следовать хитросплетённым мифам
В стихе 16 Пётр продолжает: «Ибо мы не хитросплетённым мифам последовав поведали вам о силе и пришествии нашего Господа Иисуса Христа, а став очевидцами Его величия». Мифами были хитросплетённые суеверные рассказы в греческой философии, которая была связана с отступничеством. Апостолы проповедовали и учили о силе и пришествии (греч. «паруси́а» — «присутствие») Господа Иисуса Христа. Неверующим проповедь о пришествии Господа очень напоминала какой-то миф или суеверный рассказ. Но здесь Пётр говорит, что, поведав о силе и пришествии Господа Иисуса Христа, апостолы не последовали хитросплетённым мифам.
Вот что пишет Дж.Н. Дарби в своём комментарии к слову «очевидцы»: «„Допущенные непосредственно лицезреть славу“; этим словом обозначались полностью посвящённые в мистерии». Пётр осознавал, что он, Иаков и Иоанн были допущены к высшей степени посвящения при преображении Господа, допущены быть посвящёнными созерцателями Его величия. Он считал преображение Господа предызображением Его второго пришествия, как и Господь в Лк. 9:26-36. Преображение Господа в славе было фактом, и Пётр участвовал в нём. Возвращение Господа в славе тоже будет фактом, таким же реальным, как Его преображение, и Пётр будет участвовать и в нём. Это не было хитросплетённым мифом, который апостолы рассказывали верующим.
Пётр говорит, что апостолы стали очевидцами величия Господа. Величие — это великолепие, величие в блеске, чести и славе — более того, в великолепной славе (2 Пет. 1:17), как то, что явилось глазам Петра и двух других учеников во время Господнего преображения (Мф. 17:1-2; Лк. 9:32).
В стихе 16 Пётр как бы говорит: «Мы сказали вам, что Господь Иисус вернётся в славе. Это не рассказ и не миф. Ещё когда Он был на земле, слава вышла из Него и Он преобразился. Мы видели Его величие, когда мы были с Ним на горе. Мы были очевидцами; мы были посвящены в видение Его славы».
В этом стихе Пётр объединяет преображение Господа с Его возвращением. Отсюда следует, что преображение Христа — это предызображение Его пришествия. В Лк. 9:26-36 Господь Иисус тоже показал, что Его преображение — это предызображение Его славы при Его возвращении.
В стихах 17 и 18 Пётр продолжает: «Ибо Он получил от Бога Отца честь и славу, потому что такой голос был принесён Ему великолепной славой: «„Это Мой Сын, Мой Возлюбленный, в котором Моя отрада“». И мы слышали, как этот голос был принесён с неба, когда были с Ним на святой горе». Честь связана с положением, а слава — с состоянием. На горе преображения Господь находился в положении чести и состоянии славы.
Пётр говорит, что голос был принесён Господу великолепной славой. Великолепная слава — это осеняющее облако при преображении Господа (Лк. 9:34-35), подобное славе, осенявшей крышку умилостивления (Исх. 25:20; 40:34).
Если мы прочитаем описание Господнего преображения у Матфея, Марка и Луки, то мы увидим, что великолепная слава в стихе 17 — это осеняющее облако. Пётр, Иаков и Иоанн видели облако, и это облако было славой. Точно так же в древности, после того как скиния была построена, её наполнила Божья слава, потому что скинию осенило облако Божьей славы. Было бы трудно отделить облако от славы, потому что где было облако, там была слава.
Предохранение верующих от отступничества
Это Послание было написано во времена деградации и отступничества церкви. Отступничество послужило фоном этой книги. Бремя Петра состояло в том, чтобы предохранить верующих от яда отступничества. Отступничество — это отклонение от основных положений истины или веры. Приблизительно через тридцать лет после того как была основана церковь, в неё начало проникать отступничество. Произошло отклонение от линии основных положений веры. Некоторые учили ереси. Одна из ересей состояла в том, что проповедь о возвращении Господа Иисуса в славе — это миф, неправдоподобный и недостоверный рассказ. Когда мы перейдём к третьей главе, мы увидим, что были насмешники, которые говорили: «Где обещание Его пришествия? Ибо с тех пор как уснули отцы, всё остаётся так от начала творения» (3:4). Эти еретики и отступники считали учение о том, что Господь вернётся в славе, чтобы судить землю, суеверной сказкой.
Еретиков, которые жили во время написания этого Послания, можно сравнить с сегодняшними модернистами. Модернисты — это категория учителей, которые утверждают, что Библия не вдохновлена Богом и что описанные в Библии чудеса — это всего лишь суеверные рассказы. Например, модернисты не верят, что дети Израиля перешли через Красное море в результате чуда. Вместо этого некоторые из модернистов считают, что дети Израиля прошли по мелководью, которое образовалось в результате сильного ветра. Точно так же модернисты не верят, что Господь Иисус накормил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами. Они это объясняют тем, что находившиеся в толпе люди якобы принесли пищу с собой и просто ели то, что они принесли. Что гораздо серьёзнее, модернисты учат тому, что Иисус родился не от девы и что Он не был Богом. Они утверждают, что Он умер на кресте не для нашего искупления, что Он пожертвовал Собой ради какого-то «изма», в который Он верил. Не верят они и в телесное воскресение Господа Иисуса. Во многих отношениях сегодняшние модернисты похожи на еретиков первого столетия.
В этом Послании Пётр приводит верующим своё убедительное свидетельство, чтобы предохранить их от ереси. Вот почему он подчёркивает, что апостолы, говоря верующим о пришествии Господа Иисуса, не следовали хитросплетённым мифам. Пётр как бы говорит: «Не слушайте еретиков. Вместе с Иоанном и Иаковом я был очевидцем величия Господа на святой горе. Мы были с Ним при Его преображении и слышали голос, провозгласивший: „Это Мой возлюбленный Сын, в котором Моя отрада“. То, что мы поведали вам, — это не легенда, не миф и не суеверный рассказ. Мы свидетельствовали о том, что мы видели и слышали. Мы видели, как Господь Иисус был преображён, и знаем, что Господь вернётся в славе точно так же, как Он был прославлен в Своём преображении. Вам нужно принять наше слово и поверить ему».
Мы должны внимать пророческому слову
Далее, в 1:19-21, для подтверждения своего свидетельства Пётр использует ветхозаветное пророческое слово. И свидетельство апостолов, и пророческое слово Писаний — это сияние истины. Это сияние является частью божественного обеспечения — обеспечения, которое Бог приготовил Своей силой, чтобы Его избранные дети были способны сохранить себя от ереси и отступничества.
В стихе 19 Пётр продолжает: «И мы имеем ставшее более твёрдым пророческое слово, и вы хорошо делаете, внимая ему, как светильнику, сияющему в тёмном месте, пока не рассветёт день и не взойдёт утренняя звезда в ваших сердцах». Союз «и» показывает, что в дополнение к истине Господнего преображения, изложенной в предыдущих стихах с целью предохранить верующих от суеверных мифов, для более надёжного подтверждения используется истина пророческого слова. Рассказав о том, как он лично переживал славу Господа при Его преображении, для подтверждения и подкрепления своего свидетельства Пётр переходит к слову пророков.
Пётр даёт понять, что верующие хорошо делают, внимая пророческому слову. Это означает, что они изучали ветхозаветные пророчества и внимали им.
Пётр уподобляет слово пророчества в Писании светильнику, сияющему в тёмном месте. Отсюда видно, что этот век представляет собой тёмное место в тёмной ночи (Рим. 13:12), и все люди в этом мире двигаются и действуют во тьме. Отсюда также видно, что пророческое слово Писания, будучи сияющим светильником для верующих, передаёт духовный свет, сияющий в их тьме (а не просто знание в буквах для их умственного восприятия), ведя их к тому, чтобы они вошли в светлый день — более того, чтобы они прошли тёмную ночь, пока не рассветёт день Господнего явления.
Греческое выражение, переведённое как «в тёмном месте», можно также перевести как «в мрачном месте», «в грязном, сухом и запущенном месте». Это сравнение показывает тьму в отступничестве. Этот век представляет собой тёмное, мрачное, грязное место. Однако пророческое слово является светильником, сияющим во тьме.
Пока не рассветёт день и не взойдёт утренняя звезда
Пётр говорит, что мы хорошо делаем, внимая пророческому слову, пока не рассветёт день и не взойдёт утренняя звезда в наших сердцах. Это ещё одно сравнение, показывающее грядущее время, которое будет наполнено светом, как рассвет светлого дня, причём до его рассвета в сердцах верующих, которые освещены и озарены благодаря тому, что внимают сияющему слову пророчества в Писании, взойдёт утренняя звезда. Во время отступничества верующие хорошо делают, внимая пророческому слову, чтобы оно, как светильник, сияло сквозь тьму отступничества, пока для них не рассветёт такой день. Это побудит и воодушевит их ревностно искать Господнего присутствия и быть бдительными, чтобы не упустить Господа в тайной части Его парусии, когда Он придёт как вор (Мф. 24:27; 2 Фес. 2:8). Следовательно, это сравнение явно относится к грядущему веку, веку царства, как дню, который рассветёт при явлении (пришествии) Господа (2 Пет. 1:16) как Солнца праведности (Мал. 4:2), чей свет, воссияв, пронзит мрак тёмной ночи этого века. Перед этим, в самый тёмный час ночи, Господь явится как утренняя звезда (Отк. 2:28; 22:16) тем, кто бдителен и кто ожидает Его дорогого явления (2 Тим. 4:8). Они озарены сиянием пророческого слова, которое способно вывести их к рассветающему дню.
Справедливо утверждение о том, что рассвет дня в 1:19 указывает на время Господнего возвращения. В тот день Господь воссияет как Солнце праведности. Время непосредственно перед явлением Господа можно сравнить с ранним утром; в это время Господь Иисус будет утренней звездой для Своих бдительных верующих. Хотя всё это верно, Пётр хочет сказать здесь нечто большее. На самом деле, в 1:19 Пётр говорит сразу о двух вещах. Он говорит, что весь мир является тёмным местом и что этот нынешний век является тёмной ночью. Если бы у нас не было библейских пророчеств, то мы тоже были бы во тьме, поскольку у нас не было бы светильника. Но у нас есть пророческое слово как светильник, сияющий во тьме. Внимая этому пророческому слову, мы получаем сияние света. Этот свет будет сиять, пока в итоге в нас не рассветёт духовный день и утренняя звезда не взойдёт в наших сердцах. Таким образом, Пётр говорит, во-первых, о духовном дне, то есть о дне, который рассветает в нас, а во-вторых, о будущем дне, то есть о дне Господнего возвращения.
То, что в 1:19 Пётр говорит и о духовном дне, и о дне Господнего пришествия, подтверждается нашими переживаниями. Часто бывало так, что, оказавшись во тьме, мы обращались к библейским пророчествам. По мере того как мы изучали эти пророчества, в нас начинал сиять светильник. Непроизвольно у нас появлялось ощущение, что ночь прошла и наступил день, потому что в нас рассветал духовный день. В нас не только сияет светильник — в нас также рассветает день. Как приятно, когда в наших сердцах всходит утренняя звезда! Нас окружает тьма, но в нас есть утренняя звезда.
Как мы уже отмечали, рассветающий день в 1:19 обозначает также будущий день, когда Господь Иисус вернётся как Солнце праведности. До Своего видимого пришествия Он будет утренней звездой для тех, кто бодрствует в ожидании Него. Таким образом, сказанное Петром в 1:19 применимо как к нашему духовному состоянию, так и к Господнему пришествию.
Если мы будем внимать библейским пророчествам, то мы будем переживать сияющий в нас светильник, мы будем наслаждаться восходящей в наших сердцах утренней звездой и внутри нас будет рассветать духовный день. Мы можем оставаться в этом состоянии, пока не наступит действительное время, в которое Господь Иисус явится как утренняя звезда и рассветёт день, в котором Он будет Солнцем праведности. Я думаю, именно так следует толковать 1:19.
Вскоре после спасения я начал читать книги о пророчествах. За годы, которые я был с Братиями, я услышал много сообщений о пророчествах в Книге пророка Даниила, Откровении и других книгах. Эти пророчества освещали мою христианскую жизнь более полувека. Благодаря Вочману Ни я познакомился с тем, что писали о пророчествах Пембер, Говетт и Пэнтон. Я могу засвидетельствовать, что знание этих пророчеств помогло мне получить свет. За последние пятьдесят лет в мире произошли великие перемены, однако это не удивляет меня, потому что у меня есть свет пророческого слова Библии. Я также могу засвидетельствовать, что, говоря словами Петра, я наслаждаюсь утренней звездой и внутренним рассветом духовного дня.
Сначала в нас начинает сиять пророческое слово, а затем это сияние становится рассветающим в нас днём. Внешне мы живём в веке тьмы, но внутренне мы полны света. Мы можем продолжать наслаждаться утренней звездой и рассветом духовного дня, пока Господь не явится как утренняя звезда для тех, кто бдителен, и не взойдёт как Солнце праведности.
В этих стихах Пётр как бы говорит: «Братья, вы — верующие из иудеев, поэтому вы хорошо знаете ветхозаветные пророчества и вы слышали наше свидетельство о пришествии Господа. Сейчас появились еретики, которые пытаются сказать вам, что это суеверие, что это сказка, миф или легенда. Не слушайте их и не соглашайтесь с еретическими учениями. У вас есть наше свидетельство, и у вас есть пророческое слово, которое сияет в вас. Это пророческое слово должно сиять в вас, пока не рассветёт день и пока в ваших сердцах не взойдёт утренняя звезда».
Пророчество писания не бывает от чьего-либо собственного толкования
В стихе 20 Пётр продолжает: «…зная прежде всего то, что ни одно пророчество Писания не бывает от чьего-либо собственного толкования». Здесь местоимение «чьего-либо» относится к пророку, изрекшему пророчество, или автору книги, записавшему пророчество. Греческое слово, переведённое как «толкование», буквально означает «расслабление», «развязывание»; отсюда — значения «раскрытие», «объяснение», «истолкование». Под «чьим-либо собственным толкованием» понимается собственное объяснение или истолкование пророка или автора книги, которое не вдохновлено Богом через Святого Духа. Здесь Пётр имеет в виду, что ни одно пророчество в Писании не бывает от собственного представления, домысла или понимания пророка или автора книги; ни одно пророчество не исходит из этого источника, человеческого источника; ни одно пророчество не имеет своей начальной точкой какую-либо личную, частную мысль пророка или автора книги. Это подтверждается и объясняется в следующем стихе.
В стихе 21 говорится: «Ибо ни одно пророчество никогда не приносилось волей человека, а люди говорили от Бога, будучи носимы Святым Духом». Союз «ибо» предваряет пояснение к предыдущему стиху. Ни одно пророчество в Писании не бывает от истолкования пророка или автора книги, ибо ни одно пророчество никогда не приносилось волей человека; напротив, люди говорили от Бога, будучи носимы Святым Духом.
Греческое слово, переведённое как «будучи носимы», — это то же греческое слово, что и в стихах 17 и 18. Ни одно пророчество никогда не приносилось волей человека. Воля, желание и стремление человека, а также его мысль и толкование не были источником ни одного пророчества. Источником был Бог, Святой Дух которого нёс людей, как ветер несёт корабль, побуждая их изрекать волю, желание и стремление Бога.
Пророки были носимы Святым Духом, поэтому то, что они изрекали, было не от их собственного толкования или от их собственной воли. Напротив, то, что они говорили, было Божьей волей, Божьей мыслью, которую изрекал пророк, носимый Святым Духом.
Стихи 20 и 21 доказывают, что пророческое слово целиком и полностью достоверно и надёжно. Источником пророчества в Писаниях не было мнение человека. Это пророчество является Божьим словом, Божьим говорением. Поэтому мы должны верить всему, о чём пророчествуется в Ветхом Завете. Здесь Пётр как бы говорит: «Пророчество в Библии истинно исходит от Бога. Поэтому оно надёжно. Не слушайте еретические учения отступников, тех, кто отклонился от линии божественной истины. Вместо этого вы должны внимать ветхозаветным пророчествам и держаться нашего свидетельства».
Как мы увидим, в 2:1 Пётр говорит: «Но появлялись и лжепророки среди народа, как и среди вас будут лжеучители, которые будут тайно привносить уничтожающие ереси, даже отрекаясь от купившего их Владыки, наводя на себя быстрое уничтожение». Здесь Пётр говорит, что в прошлом среди народа были лжепророки и что в будущем среди верующих будут лжеучители. Эти лжеучители будут привносить уничтожающие ереси. Сказанное Петром в конце первой главы позволяет ему перейти к теме отступничества во второй главе. Бремя Петра состояло в том, чтобы предохранить верующих от этого отступничества.