(4)
Тексты Писания: 2 Пет. 3:10-12
В Первом и Втором посланиях Петра только две главы содержат нечто существенное в отношении божественной жизни. С этой точки зрения важны первые полторы главы в Первом послании и первая половина первой главы во Втором послании. Весь остальной материал в этих посланиях связан с Божьим правлением.
В этом сообщении мы рассмотрим стихи 10-12 в 3-й главе, в которых Пётр говорит о Божьем суде над небесами и землёй. Это, несомненно, часть Божьих правительственных мер. Эти стихи не связаны напрямую с ростом в жизни, но они могут помочь нам стремиться к росту в жизни. Кроме того, для нас будет полезно правильно понять то, что Пётр написал в этих стихах.
В 3:10 Пётр сказал: «Но как вор придёт день Господень, в который небеса с грохотом уйдут, и начала, сгорая от жара, распадутся, и земля и дела на ней будут сожжены». День Господень придёт главным образом в смысле суда (1 Фес. 5:2) для Божьего правления. Пётр говорит о дне Господнем в основном в качестве предостережения. В Новом Завете день Господень упоминается главным образом в связи с Господним судом (1 Кор. 1:8; 3:13; 5:5; 2 Кор. 1:14; 2 Тим. 4:8). День Господень для Господнего суда (1 Фес. 5:3-4) придёт перед тысячелетием (Отк. 18:1; 19:11; 20:4-6).
В день Господень небеса с грохотом уйдут, начала распадутся, и земля и дела на ней будут сожжены. Это произойдёт после тысячелетия (Отк. 20:7, 11). То, что в стихе 10 Пётр говорит о дне Господнем, ещё раз показывает, что Пётр пропускает тысячу лет — тысячелетие, как он уже делал выше в этой главе, когда говорил о Господнем пришествии в стихе 4 и о суде у белого престола в стихе 7. Слово «грохот» обозначает звук или шум как от чего-то быстро движущегося. Возможно, таким образом будет провозглашено великое изменение во вселенной от старого к новому. Под «началами» здесь понимаются физические элементы, из которых состоят небеса.
Мы можем сравнить слова «распадутся» и «сожжены» со словами «свернёшь» и «сменены» в Евр. 1:12, «бежали» и «не нашлось им места» в Отк. 20:11 и «ушли» в Отк. 21:1. Сжигание жаром, приводящее к распаду небес и земли, — это средство, с помощью которого Бог свернёт небеса и землю и отложит их, чтобы они изменились и из старых стали новыми (2 Пет. 3:13; Отк. 21:1). Это будут последние и окончательные меры Бога в отношении Его творения в Его правлении. Когда Бог предпримет эти последние меры, всё материальное уйдёт, но Его вечное слово пребудет вовек (Мф. 24:35; 1 Пет. 1:25). Слово Его пророчества останется и исполнится в назначенное Им время для совершения Его вечной воли независимо от изменения, которое произойдёт в физической вселенной.
Слово, переведённое как «дела» в 3:10, можно также перевести как «произведения». Здесь могут иметься в виду и Божьи произведения природы, и человеческие произведения искусства.
Как мы уже отмечали, выражение «день Господень» обозначает главным образом суд. Поэтому день Господень — это то же самое, что суд Господень. Этот день суда придёт как вор ночью.
В стихе 10 Пётр говорит, что в день Господень небеса уйдут. Как и в 3:7, Пётр пропускает тысячелетие, потому что здесь он говорит о Божьем правительственном суде. В Божьем домостроительстве тысячелетие будет предназначено не для этой цели.
Если мы тщательно изучим и Ветхий, и Новый Заветы, то мы увидим, что день Господень будет длиться, вероятно, около семи лет. День Господень — это почти то же самое, что последняя из тех семидесяти седмин, о которых говорится в Дан. 9:24-27. Первые шестьдесят девять седмин, четыреста восемьдесят три года, закончились, когда Господь Иисус был распят, когда Он, Мессия, был «отсечён». Мы с вами живём в промежутке, который вставлен между шестьдесят девятой седминой и началом семидесятой седмины. В Библии не сказано, сколько будет длиться этот промежуток. Но мы знаем, что после этого промежутка наступит период длиной в семь лет и это будет семидесятая седмина, предшествующая тысячелетию. В течение этих лет произойдёт пришествие Господа.
В 3:4 насмешники говорили: «Где обещание Его пришествия?» Слову «пришествие» соответствует греческое слово «паруси́а», которое буквально означает «присутствие». Согласно Новому Завету, парусия Господа, Его пришествие, не будет длиться лишь один час или один день. Она будет длиться определённый период времени. Тщательно изучив Писания, мы увидели, что парусия Господа, вероятно, начнётся в середине семидесятой седмины, то есть в середине последних семи лет перед тысячелетием. Более того, она, вероятно, начнётся со времени восхищения победителей — ребёнка мужского пола (Отк. 12:5-6) и начатка (14:1) — к престолу. В конце великой скорби парусия (присутствие) Христа придёт в воздух вместе с победителями. Отсюда следует, что парусия Господа произойдёт во время последних трёх с половиной лет этого века.
Согласно Отк. 12, к Божьему престолу будет восхищен ребёнок мужского пола. В Отк. 12:5 говорится: «И она родила сына, ребёнка мужского пола, который должен пасти все народы железным жезлом; и её ребёнок был восхищен к Богу и к Его престолу». Ребёнок мужского пола будет восхищен к Божьему престолу, и это произойдёт до тысячи двухсот шестидесяти дней (ст. 6), то есть до наступления великой скорби сроком в три с половиной года (сорок два месяца — Отк. 12:14; 13:5; 11:2). После восхищения ребёнка мужского пола наступит период в три с половиной года, или сорок два месяца. Нам нужно обратить внимание на то, что ребёнок мужского пола будет восхищен не в воздух, а к Божьему престолу, туда, где сегодня находится Господь Иисус. Таким образом, то, что ребёнок мужского пола будет восхищен к Божьему престолу, означает, что он будет находиться в присутствии Господа, в парусии Господа. Это доказывает, что в середине семидесятой седмины Господь Иисус будет находиться всё ещё на Божьем престоле на третьем небе.
В Отк. 14 говорится о ста сорока четырёх тысячах — о начатке. В Отк. 14:1 говорится: «И я увидел: и вот, Агнец, стоящий на горе Сион, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых Его имя и имя Его Отца написано на их лбах». Эти сто сорок четыре тысячи, «которые куплены от земли» (Отк. 14:3), были «куплены от людей как начаток Богу и Агнцу» (ст. 4). Они первыми созреют на Божьей ниве и будут пожаты до жатвы как начаток Богу и Агнцу. Жатва будет пожата позже, в стихах 14-16. Это значит, что сто сорок четыре тысячи будут восхищены на небеса до жатвы, так же как начаток произведений доброй земли пожинали и приносили в Божий храм до жатвы (Лев. 23:10-11; Исх. 23:19). События, которые описаны в Отк. 14:6-13 и которые все произойдут во время великой скорби (Мф. 24:21), ясно показывают и убедительно доказывают, что начаток в Отк. 14:1-5 будет восхищен до великой скорби, а жатва в стихах 14-16, состоящая из большинства верующих, будет восхищена после великой скорби. Начаток будет восхищен на небеса и будет там с Христом. После этого восхищения наступит период в три с половиной года, то есть вторая половина семидесятой седмины.
В Отк. 12 и 14 говорится об одном и том же периоде времени. На основании этих глав мы можем сказать, что парусия Господа начнётся не раньше, чем в середине семидесятой седмины. Как указывалось выше, в конце великой скорби парусия Христа придёт в воздух. Он сойдёт не сразу на землю — Он останется в воздухе, облечённый в облако. В Отк. 10:1 Христос облечён в облако, а в Отк. 14:14 Он находится на облаке. Этот второй стих перекликается с 1 Фес. 4:17 и показывает, что в этот момент возвращение Господа станет явным. Это означает, что сначала парусия Господа будет скрытой. Затем, как сказано во 2 Фес. 2:8, произойдёт «явление» Его парусии. Таким образом, пришествие Господа будет скрытым, прежде чем оно будет явлено открыто. Его пришествие будет происходить в течение определённого времени. Сначала оно будет тайным, а затем оно будет явлено всем. Парусия Господа, вероятно, будет явлена в конце семидесятой седмины. В это время Господь будет уже не облечён в облако, как в Отк. 10, а будет сидеть на облаке на виду у всех, как в Отк. 14. Это будет явлением Его парусии, явлением Его пришествия. При переводе 2 Фес. 2:8 лучше всего передавать смысл буквально и говорить о явлении Его пришествия.
Если у нас есть хотя бы общее представление о пришествии Господа, то мы поймём, почему Пётр говорит, что день Господень придёт как вор. Как вор придёт не только Сам Господь — даже день Господень придёт таким образом. Этот день придёт не открыто, а скрыто.
Как мы уже отмечали, в 3:10 Пётр говорит, что в день Господень небеса будут сожжены. Это произойдёт после тысячелетия. День Господень придёт до тысячелетия, а сожжение небес произойдёт после тысячелетия. Вот почему мы говорим, что здесь Пётр пропускает тысячелетие — период в тысячу лет — и рассматривает сожжение небес и земли как последнее, что произойдёт в день Господень.
Сейчас я хочу попросить вас обратиться к схеме на странице 130. На этой схеме показаны семьдесят седмин из Дан. 9:24-27. Сначала идут семь седмин, затем — шестьдесят две седмины, и, наконец, после промежутка неопределённой длительности, последняя, семидесятая, седмина. После семидесятой седмины начнётся тысяча лет — тысячелетнее царство. В конце тысячелетия (возможно, одновременно) произойдут два события: сожжение небес и земли и суд у белого престола. Как показано на схеме, предварительно день Господень начнётся тогда, когда начнутся последние семь лет, а парусия Господа начнётся в середине этих лет. Парусия (присутствие) Господа начнётся, когда побеждающие святые будут восхищены к Божьему престолу на небесах перед великой скорбью, которая продлится три с половиной года (Отк. 12:5-6; 14:1). Затем будут посланы все сверхъестественные катастрофы шестой печати и первых четырёх труб, которые поразят землю со всем, что на ней, и небеса с их небесными телами (Отк. 6:12-17; 8:7-12). Это будет началом великой скорби.
Теперь нам ясно, что день Господень — это день суда. Этот день суда начнётся во время последней, семидесятой седмины. В это время Бог будет судить небо, землю и живущих на земле, как написано в Откровении.
Как мы уже отмечали, в конце великой скорби парусия Христа придёт в воздух, где Он некоторое время будет скрыт в облаке. Это будет скрытой частью Его парусии. Затем, вероятно, в конце этих семи лет, парусия Господа станет открытой, и Сам Господь сойдёт на землю, чтобы произвести суд над Антихристом и его войском. Кроме того, по воле Господа Сатана будет связан и брошен в бездну, в которой он будет содержаться тысячу лет. Господь также сядет на Своём престоле в Иерусалиме, чтобы судить народы. Посредством этого суда будет решена участь живущих на земле. Христиане подвергнутся суду у судного престола Христа, суду подвергнутся евреи, и народы подвергнутся суду у Христова престола славы. В результате всё будет подготовлено для мирного царства, которое продлится тысячу лет. Однако в конце тысячелетия Сатана будет освобождён из своей тюрьмы и подстрекнёт Гога и Магога к бунту. Затем Христос подвергнет Гога и Магога суду, и Сатана будет брошен в огненное озеро. Это произойдёт в конце тысячелетия. Вслед за этим осуществится суд у белого престола, и будут сожжены небеса и земля. После этого день Господень завершится, и наступит вечность с новым небом и новой землёй.
Святой образ жизни и благочестие
В стихе 11 Пётр продолжает: «Если всё это так должно распасться, какими до́лжно быть вам в святом образе жизни и благочестии?» И на небесах, и на земле всё осквернено бунтом Сатаны и падением человека. Хотя всё — как то, что на земле, так и то, что на небесах, — примирено с Богом через Христа Его кровью (Кол. 1:20) и даже небесное очищено кровью Христа (Евр. 9:23), — в Божьих правительственных мерах всё должно будет дополнительно очиститься сожжением, чтобы стать новым по природе и внешнему виду в Божьей новой вселенной (2 Пет. 3:13). Таким образом, какими до́лжно быть нам, детям святого Бога, в святом образе жизни и благочестии, то есть какое преобразование до́лжно переживать нам, чтобы вести образ жизни, соответствующий святой природе Бога, и жить в благочестии, выражая Его, что позволит нам соответствовать Его святому правлению? Как замечательно, что божественная сила обеспечила нас всем, что нужно для того, чтобы жить свято и в благочестии (1:3)!
Ожидать и ускорять пришествие дня Божьего
В стихе 12 Пётр говорит: «…ожидая и ускоряя пришествие дня Божьего, из-за которого небеса, охваченные огнём, распадутся и начала, сгорая от жара, должны расплавиться». Живя преобразованной жизнью свято и благочестиво, мы ожидаем и ускоряем пришествие дня Божьего. Мы знаем, что Бог настолько свят, что может вызвать распад всего, поэтому мы должны вести святой образ жизни и жить в благочестии, ожидая и ускоряя пришествие дня Божьего. Мы не только ожидаем дня Божьего — мы хотим ускорять его.
День Божий — это день Господень (ст. 10), а для детей Израиля в Ветхом Завете день Господень — это день Иеговы (Ис. 2:12; Иоил. 1:15; 2:11, 31; 3:14; Ам. 5:18, 20; Авд. 1:15; Соф. 1:7, 14, 18; 2:2-3; Зах. 14:1; Мал. 4:1, 5). В таких выражениях слово «день» употребляется главным образом в смысле суда для правительственных мер. Время до прихода Господа считается «человеческим днём», когда суд производится человеком, пока не придёт Господь (1 Кор. 4:3-5). Тогда наступит «день Господень», который начнётся с парусии Господа (со всеми её судами) и закончится судом над людьми и над бесами у великого белого престола (Отк. 20:11-15). Парусия (присутствие) Господа начнётся, когда побеждающие святые будут восхищены к Божьему престолу на небесах перед великой скорбью, которая продлится три с половиной года (Отк. 12:5-6; 14:1). Затем будут посланы все сверхъестественные катастрофы шестой печати и первых четырёх труб, которые поразят землю со всем, что на ней, и небеса с их небесными телами (Отк. 6:12-17; 8:7-12). Это будет началом великой скорби. Великая скорбь, которая включает в себя в основном три горя последних трёх труб, включая бедствия семи чаш, продлится три с половиной года (Мф. 24:21-22, 29; Отк. 8:13; 9:1-21; 11:14; 15:5-8; 16:1-21). Это будет время испытания для обитателей всей земли (Отк. 3:10), в том числе евреев (Ис. 2:12; Зах. 14:1-2; Мал. 4:1, 5; Иоил. 1:15-20; 2:1, 11, 31) и тех верующих в Христа, которые будут оставлены в скорби (Отк. 12:17). В конце великой скорби парусия (присутствие) Христа придёт в воздух вместе с победителями (Отк. 10:1), и мёртвые святые будут воскрешены и восхищены вместе с большинством живых верующих, которые к тому времени пройдут через великую скорбь, и они встретятся с Господом в воздухе (1 Кор. 15:52; 1 Фес. 4:16-17; Отк. 14:14-16). После этого Господь произведёт суд над всеми верующими у Своего судного престола в воздухе (2 Кор. 5:10).
Приблизительно в это время на земле будет уничтожен Вавилон Великий (Отк. 17:1—19:3). Затем у Господа будет свадебный пир с побеждающими святыми (Отк. 19:7-8). Сразу же после этого Господь со Своей невестой, состоящей из побеждающих святых как Его войска, сразится с Антихристом и его войском, войском Сатаны, и победит их. Они схватят Антихриста и его лжепророка и бросят их живыми в огненное озеро (Отк. 19:11-21). Вслед за этим Сатана будет связан и брошен в бездну, бездонную пропасть (Отк. 20:1-3). Затем Господь со Своими святыми придёт на землю (Зах. 14:4-5; Иуд. 1:14; 1 Фес. 3:13) и произведёт суд над народами (над живыми — Мф. 25:31-46; Иоил. 3:2). После этого придёт тысячелетнее царство (Отк. 20:4-6).
Через тысячу лет Сатана будет освобождён из бездны и подстрекнёт некоторые из народов, Гога и Магога в северной части восточного полушария, осуществить последний бунт против Бога. Они будут подавлены и сожжены, а обманщик-дьявол будет брошен в огненное озеро (Отк. 20:7-10). Вслед за этим небеса и земля будут полностью очищены сожжением (2 Пет. 3:7, 10). Затем придёт окончательный суд над людьми (над мёртвыми) и бесами, а также, вероятно, над падшими ангелами, у великого белого престола (Отк. 20:11-15). Это будут окончательные меры Бога в отношении Его старого творения в Его вселенском правлении в дополнение к множеству судов и мер, осуществляемых в течение дня Господнего с целью очистить старую вселенную. Затем появится новая вселенная, в которой вовек будут новое небо и новая земля (Отк. 21:1) и где уже не будет суда, связанного с Божьими правительственными мерами, потому что там не будет обитать никакая неправедность. Таким образом, если не считать тысячу лет, день Господень будет очень коротким и продлится, вероятно, не более семи лет, бо́льшая часть из которых придётся на последнюю из семидесяти седмин (семилетних периодов) в Дан. 9:24-27.
Точка зрения, согласно которой день Божий и день Господень — это два разных дня (день Господень заканчивается тысячелетним царством, а день Божий начинается с сожжения небес и земли, за которым следует суд великого белого престола), является неправильной. В действительности суд великого белого престола, поскольку он будет производиться Господом Иисусом (Деян. 10:42; 17:31; 2 Тим. 4:1), тоже будет происходить в день Господень. Бог не судит никого — Он отдал весь суд Господу (Ин. 5:22).
В 3:12 относительное местоимение «которого» относится к словосочетанию «пришествие дня Божьего». День Божий придёт для произведения суда над каждой частью старого творения с целью его очищения. В связи с пришествием такого дня небеса уже не смогут стоять и оставаться прежними — они распадутся, когда их начала расплавятся от жара горящего огня. Поэтому Пётр говорит, что «небеса, охваченные огнём, распадутся и начала, сгорая от жара, должны расплавиться».