Тексты Писания: 2 Фес. 1:1-12
Начало Второго послания к фессалоникийцам очень похоже на начало Первого послания к фессалоникийцам. В 1:1 и 2 Павел говорит: «Павел, Силуан и Тимофей — церкви фессалоникийцев в Боге, нашем Отце, и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога, нашего Отца, и Господа Иисуса Христа*». Это Послание и Первое послание к фессалоникийцам были адресованы поместной церкви в Фессалонике, городе в Римской империи, в провинции Македония, которая располагалась к северу от провинции Ахайя. Эта церковь состояла из всех верующих в Христа в этом городе. Такая поместная церковь является церковью верующих и находится в Боге Отце и Господе Иисусе Христе. Отсюда видно, что поместная церковь рождена от Бога Отца, наделена Его жизнью и природой и находится в органическом союзе с Господом Иисусом Христом во всём, чем Он является и что Он сделал. С одной стороны, это церковь людей, в данном случае фессалоникийцев; с другой стороны, она находится в Боге и в Господе Иисусе Христе. Органический союз в божественной жизни и природе представляет собой жизненную основу, которая позволяет верующим жить святой жизнью для церковной жизни. Такое житие представляет собой тему этих двух Посланий к фессалоникийцам.
В первой главе Первого послания к фессалоникийцам мы видим устройство святой жизни для церковной жизни. Это устройство состоит из веры, любви и надежды. Второе послание к фессалоникийцам, как мы увидим, имеет то же устройство.
Второе послание к фессалоникийцам — это книга воодушевления и исправления. Молодые верующие в Христа в Фессалонике нуждались в дальнейшем воодушевлении; также им требовалось некоторое исправление. Павел воодушевлял этих верующих в своём первом Послании. Тем не менее он продолжает воодушевлять их во втором Послании. Воодушевляя их, он одновременно исправляет их относительно некоторых вопросов.
На самом деле, Второе послание к фессалоникийцам — это в большей степени книга исправления, чем книга воодушевления. Павел был мудрым, мягким и добрым. Поэтому он не переходит сразу к слову исправления. Сначала он воодушевляет верующих и уже потом начинает исправлять их. Если мы прочитаем это Послание внимательно, мы заметим, что за словом воодушевления следует слово исправления. Затем опять идёт слово воодушевления, а потом ещё одно слово исправления. Таким образом, в этой книге есть две части, посвящённые воодушевлению, и две части, посвящённые исправлению, а также введение и заключение. Давайте в этом сообщении рассмотрим первое слово воодушевления, сказанное Павлом верующим в Фессалонике.
В 1:3 Павел говорит: «Мы должны всегда благодарить Бога относительно вас, братья, как и подобает, потому что чрезвычайно растёт ваша вера и увеличивается любовь каждого из всех вас друг к другу». Мы отмечали, что основное устройство подлинной христианской жизни состоит из веры, любви и надежды. Такая жизнь начинается не благодаря способностям природного существа верующих, а благодаря тому, что в них переливается то, чем является Бог, в которого они верят. Она осуществляется путём их жертвенной любви к их любящему Господу, который возлюбил их и отдал Себя за них, и к Его членам, которых Он искупил Своей смертью в любви. Эта жизнь продолжается и остаётся неизменной благодаря поддерживающей силе надежды, в которой верующие ожидают своего возлюбленного Господа, обещавшего прийти и забрать их к Себе. Такая жизнь является содержанием Первого и Второго посланий к фессалоникийцам.
В 1:3 Павел упоминает веру и любовь фессалоникийцев. В первом Послании вера и любовь рассматривались как составные элементы в жизни верующих для церкви. Здесь, в этом Послании, вера и любовь растут и увеличиваются в христианской жизни фессалоникийцев.
В стихе 4 Павел продолжает: «Так что мы сами хвалимся вами среди церквей Божьих относительно вашего терпения и веры во всех ваших гонениях и скорбях, которые вы переносите». Терпение вытекало из надежды на возвращение Господа и поддерживалось ей. Такое терпение, являющееся результатом надежды, всегда сопровождается верой. Поэтому здесь употреблено выражение «терпение и вера». В гонениях и скорбях необходимы и терпение, и вера.
В стихе 5 Павел продолжает: «Они — явный знак праведного суда Божьего, чтобы вам удостоиться царства Божьего, за которое вы и страдаете». Суд Божий праведен и справедлив по отношению ко всем людям. Он окончательно совершится в будущем (Рим. 2:5-9; Отк. 20:11-15). То, как Бог поступает по отношению к разным людям в этом веке, является знаком, знамением, доказательством того, что в будущем Он произведёт Свой праведный суд.
Верующие призваны в Божье царство и славу (1 Фес. 2:12). Чтобы войти в это царство, нам нужно пройти через скорби (Деян. 14:22). Поэтому гонения и скорби — явный знак праведного суда Божьего, показывающий, что мы можем удостоиться царства.
Царство — это цель христианской жизни. Сегодня мы живём в церковной жизни с той целью, чтобы однажды войти в царство Божье. Новый Завет уделяет особое внимание кресту, церкви и царству. Крест производит церковь, а церковь готовит почву для царства. Живя церковной жизнью, мы должны стремиться к одной цели — войти в царство Божье.
Многие христиане упускают эту цель из виду. Если спросить некоторых из них, какова цель их христианской жизни, они, скорее всего, ответят, что их цель — отправиться на небо. Такой взгляд достоин сожаления. Церковная жизнь не приводит верующих на небо, она вводит их в царство. На самом деле, церковная жизнь предваряет царство. Это предварительный этап царства. Именно по этой причине в Новом Завете церковь, в совершенно реальном смысле, рассматривается как царство. В Рим. 14:17 сказано: «Ибо царство Божье — не пища и питьё, а праведность, мир и радость в Святом Духе». Поскольку в Рим. 14 говорится о церковной жизни, царство Божье в этом стихе обозначает церковную жизнь. Согласно пониманию Павла, церковная жизнь — это царство. Разумеется, сегодня она не является царством в его полноте. Она является царством на предварительном этапе, этапе развития. Мы находимся на предварительном этапе царства, и царство в его полноте является нашей целью. Мы движемся от предварительного этапа к этапу полноты. Таково правильное понимание надлежащей цели церковной жизни.
Многие христиане, включая нас, смутно представляют себе подлинное откровение Нового Завета. По этой причине, читая Библию, многие ничего не видят. Их состояние можно сравнить с состоянием израильтян, на которых, по словам Павла, лежит покрывало всякий раз, когда они читают Ветхий Завет (2 Кор. 3:14-15). Так как на них лежит покрывало, они, читая Библию, ничего не видят. Поскольку на многих христианах лежит покрывало, они не понимают, что имел в виду Павел, говоря, что Бог призвал нас в Своё царство и славу. Некоторые христиане объясняют, что царство — это небесный дворец. Согласно их пониманию, войти в царство — значит отправиться на небо. Они придерживаются такого представления о царстве, так как на них лежит покрывало. Они читают Библию, но не видят Божьего откровения.
Господь по Своей милости убрал с наших глаз по крайней мере большую часть покрывал. Мы, безусловно, увидели что-то в отношении Божьего откровения, и нас уже не сбить с толку. Мы знаем, что отправиться на небо — это не цель. Библия ничего подобного не раскрывает. Божья цель заключается в том, чтобы мы жили в церковной жизни, которая введёт нас в царство. Отсюда видно, что нам следует жить жизнью на этапе, предваряющем царство, который приведёт нас к полному проявлению царства.
В 1:5 Павел говорит о том, что нам нужно «удостоиться царства Божьего». Это подразумевает, что некоторые верующие его не удостоятся. Чтобы мы удостоились царства, наша вера должна расти, наша любовь — увеличиваться, а наше терпение — сохраняться. Для церковной жизни нам необходима жизнь с основным устройством, состоящим из растущей веры, увеличивающейся любви и непрерывного терпения. Обладая такой жизнью, мы удостоимся царства Божьего.
В стихе 5 Павел также говорит фессалоникийцам, что они страдают за царство. Это соответствует сказанному в Деян. 14:22: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Павел увещевает святых переносить страдания, потому что нам нужно страдать, чтобы войти в царство Божье.
В стихе 6 Павел говорит: «Так как справедливо у Бога воздать скорбью тем, кто причиняет вам скорбь». Из этого стиха следует, что Бог судит сейчас и что Он будет судить в будущем. Не думайте, что сегодня Бог не судит. Иногда кажется, что Бог бездействует. Атеисты в таких случаях говорят: «Где же Бог? Если Бог есть, то Он, наверное, сейчас спит или отдыхает». Нет, Бог судит уже сейчас.
Более пятидесяти лет тому назад я уделял много времени изучению библейских пророчеств. Особое внимание я обращал на пророчества о возвращении иудеев на свою землю и о восстановлении государства Израиль. Изучая мировую историю и наблюдая за событиями в мире, я думал: неужели иудеи, рассеянные по всей земле на протяжении многих столетий, смогут вернуться на свою землю и снова образовать собственное государство? Однако в 1948 году было основано государство Израиль, и впоследствии оно было даже признано ООН. С того времени и особенно с 1967 года Ближний Восток находится в центре всех событий в мире. Как я был рад исполнению пророчеств о государстве Израиль! Бог исполняет пророчества. Более того, Он активно осуществляет Свои суды. Поэтому не беспокойтесь из-за какого-либо противодействия; нам надо стоять с Богом, который судит тех, кто причиняет скорбь Его людям. Как говорит Павел в 1:6, справедливо у Бога воздать скорбью тем, кто причиняет скорбь Его людям.
В стихе 7 сказано: «А вам, тем, кто подвергается скорби,— покоем с нами при откровении Господа Иисуса с неба с ангелами Его силы в пламенеющем огне». Греческое слово, переведённое как «покой», также означает «облегчение», «успокоение», «отдых», «свобода». В этом веке верующие страдают из-за гонений и бед ради Господа. При Его возвращении они будут избавлены от страданий, войдут в покой Господа и будут наслаждаться его свободой.
В этом стихе Павел говорит об откровении Господа Иисуса. Господь сегодня здесь, однако Он скрыт. Его возвращение будет Его откровением. Хотя вселенная неизмеримо велика, для Господа нет такой вещи, как расстояние. Он везде. Однажды, при Своём пришествии, Он раскроется, и все Его увидят.
Мы благодарим Господа за то, что мы не близоруки. Благодаря Его благодати мы обладаем и проницательностью, и предвидением. Мы способны смотреть сквозь покрывало. Неверующие не видят, что за покрывалом. Но мы, верующие, знаем, что Господь Иисус будет раскрыт.
При откровении Господа Иисуса с небес с ангелами Его силы мы обретём покой. Нам ещё не пришло время отдыхать. Наш покой наступит при пришествии Господа, при Его откровении.
В стихе 8 Павел продолжает: «...Воздающего отмщение тем, кто не знает Бога, и тем, кто не слушается благовестия нашего Господа Иисуса Христа». В этом стихе упоминаются два состояния, две стадии. Здесь говорится, что Бог воздаёт отмщение тем, кто не знает Бога, и тем, кто не слушается благовестия Христа. Некоторые люди не знают Бога; другие люди не слушаются благовестия.
Нет никаких оправданий тем, кто не знает Бога. Некоторые говорят: «Мне никогда не благовествовали. Я жил до того, как начали благовествовать». Люди, рассуждающие подобным образом, не смогут оправдаться в том, что они не знают Бога. Согласно Библии, Бог познаётся через Его творение (Рим. 1:20). Более того, Бог познаётся посредством совести человека. Человек может узнать о Боге через творение и посредством своей совести. Наша совесть говорит нам, что Бог есть. Поэтому никто не может сказать, что у него не было возможности узнать о Боге. Каждый, кто не знает Бога, будет наказан. Тот, кто слышал благовестие, но не принял и не послушался его, также будет наказан. Таким образом, Бог воздаст отмщение двум категориям людей: тем, кто не знает Бога, и тем, кто не слушается благовестия.
Стих 9 продолжает: «Они понесут наказание вечной гибели от присутствия Господа и от славы Его мощи». Те, кто не знает Бога, и те, кто не слушается благовестия, понесут наказание — вечную гибель. Здесь имеется в виду окончательная, вечная, погибель.
Христос прославляется в святых
В стихе 10 Павел говорит о том, что Христос прославится в Своих святых: «Когда Он придёт, чтобы прославиться в Своих святых и чтобы Его с удивлением увидели во всех, кто уверовал (потому что наше свидетельство вам было принято с верой), в тот день». Господь — это Господь славы (1 Кор. 2:8). Он прославился в Своём воскресении и вознесении (Ин 17:1; Лк. 24:26; Евр. 2:9). Теперь Он находится в нас как надежда славы (Кол. 1:27), чтобы привести нас в славу (Евр. 2:10). При Своём возвращении Он, с одной стороны, придёт с небес со славой (Отк. 10:1; Мф. 25:31), а с другой — прославится в Своих святых. То, что Он прославится в Своих святых, означает, что Его слава будет явлена изнутри Его членов. В результате этого их тело унижения будет преображено в Его славу, подобно Его прославленному телу. Неверующие с удивлением, изумлением и восхищением увидят Его в нас, Его верующих.
Из Кол. 1:27 мы знаем, что Христос находится в нас как надежда славы. Обитающий в нас Христос — это грядущая слава. Христос придёт с небес, но также Он придёт изнутри нас. Таким образом, пришествие Господа произойдёт и с небес на землю, и изнутри нас. Когда Христос придёт изнутри нас, Он прославится в нас. Сейчас Он находится в нас как слава. Но этот Христос славы скрыт в нас; Он ещё не проявился. При Своём пришествии Христос славы, находящийся внутри нас, прославится в нас. Это значит, что Он выйдет из нас и проявится изнутри нас. Поэтому Его пришествие будет чудом. По этой причине Павел говорит, что, когда Христос придёт, Он прославится в Своих святых и все с удивлением увидят Его в верующих.
Будучи верующими, мы все можем быть уверены, что Христос находится в нас и что этот Христос есть Христос славы. Однако наши неверующие родственники, друзья и соседи не знают, что в нас Христос. Но когда Он придёт, причём не только с неба, но и изнутри нас, чтобы проявиться, тогда наши неверующие родственники, соседи и друзья будут поражены.
Неверующие будут удивляться Христу, который прославится в нас. Кто-нибудь из них скажет: «Неужели это мой зять? Что с тобой произошло?» И этот брат ответит: «Я столько раз свидетельствовал вам о том, что Христос живёт во мне. Но вы мне не верили, а вместо этого смеялись надо мной и презирали меня. А теперь вы удивляетесь, потому что мой Христос вышел из меня и проявился в славе». Однажды нечто подобное произойдёт со всеми нами.
Христос в нас, и мы находимся в процессе наполнения Им. Но наш Христос скрыт даже от нас самих. Когда Христос славы выйдет из нас и проявится, люди будут смотреть на нас с удивлением.
Иногда нам бывает трудно поверить, что такой славный Христос прямо сейчас находится в нас. С точки зрения доктрины мы верим, что Христос в нас. Однако нас одолевают сомнения. Раньше я задумывался, действительно ли во мне Христос. Я спрашивал себя: «Действительно ли Христос в тебе как надежда славы? Посмотри на своё жалкое состояние. Год назад ты был и то лучше, чем сейчас». Вероятно, вы тоже сомневались в том, что Христос в вас. Но наступит день, когда Христос в вас, скрытый Христос, проявится. Это проявление, фактически, будет прославлением Христа в нас. Когда Он придёт изнутри нас, все неверующие будут удивляться Ему.
В стихе 11 говорится: «За что мы и молимся всегда относительно вас, чтобы наш Бог счёл вас достойными вашего призвания и исполнил в силе всякое ваше благое намерение к благости и вашу работу веры». Божье призвание не в том, чтобы призвать нас на небо; Он призывает нас в Своё царство и славу.
Греческое слово, переведённое как «благое намерение», также означает «отрада». Апостолы молились, чтобы Бог исполнил благое намерение фессалоникийцев к благости, их отраду в благости.
Прославление в нас имени Господа
В стихе 12 Павел подводит итог: «Чтобы имя нашего Господа Иисуса прославилось в вас, а вы в Нём, по благодати нашего Бога и Господа Иисуса Христа». Благодать нашего Бога и Господа Иисуса Христа — это Сам Господь, который находится внутри нас как наша жизнь и жизненное снабжение, чтобы мы жили жизнью, которая прославит Господа и позволит нам прославиться в Нём.
В стихе 12 Павел говорит о том, что имя Господа Иисуса прославится в нас, а мы прославимся в Нём. Такое прославление произойдёт по благодати нашего Бога и Господа Иисуса Христа. Эта благодать намного выше незаслуженной благосклонности. Благодать — это приготовленный Триединый Бог, становящийся всеобъемлющим животворящим Духом для нашего наслаждения. Именно по такой благодати имя Господа Иисуса прославится в нас, а мы прославимся в Нём. Когда мы наслаждаемся этой благодатью, она позволяет Господу Иисусу прославиться в нас, а нам — прославиться в Нём.
Читая эти стихи в первой главе Второго послания к фессалоникийцам, мы осознаём, что это действительно слово воодушевления. В 1:1-12 мы видим воодушевление об основном устройстве святой жизни для церковной жизни. Мы получаем воодушевление для нашей веры, любви и надежды.