Могущественная рука Божья и её цель
(2)
Тексты Писания: 1 Пет. 5:5-14
В 5:6 Пётр говорит: «Поэтому смиритесь под могущественную руку Божью, чтобы Он возвысил вас в своё время». Проповедники и учителя часто цитируют выражение «могущественная рука Божья», не принимая во внимание значение этого выражения в Первом послании Петра в целом. В результате этот стих, в котором говорится о могущественной руке Божьей, применяется неправильно.
Мы увидели, что всё Первое послание Петра говорит о Божьем правлении и что Божье правление осуществляется посредством Божьего суда. Божий суд совершается в обстановке, устроенной согласно Божьему всевластию. Например, для суда над поколением Ноя Бог устроил великую катастрофу — потоп. Это мог сделать только Бог. Потоп, который положил конец человеческому роду во времена Ноя, был вызван Божьей могущественной рукой. В 5:6 могущественная рука Божья — это Божья управляющая рука, которая проявляется особенно в Божьем суде.
Рука Бога более могущественна в Его суде, чем в Его спасении. Разумеется, Божья рука могущественна в том, чтобы спасать нас. Однако мы видим гораздо больше могущества Его руки в Его суде. Предположим, один брат, который спасён уже давно, продолжает наслаждаться мирскими развлечениями. Он поистине спасён, однако он по-прежнему любит мир. Но однажды он попадает в автомобильную аварию, устроенную Божьей могущественной рукой, и благодаря этой аварии он начинает искать Господа глубже, чем когда-либо раньше. Это иллюстрация того, как Божья рука проявляется в Божьем суде.
Три момента, связанные с могущественной рукой Божьей
Согласно сказанному Петром в 5:6-8, в связи с нашим переживанием могущественной руки Божьей мы должны делать три вещи. Во-первых, мы должны смириться под могущественную руку Божью. Во-вторых, мы должны возложить на Бога всё наше беспокойство. В-третьих, мы должны быть трезвыми и бодрствовать. Всё, что происходит с нами, находится под Божьей могущественной рукой. Нам не нужно тревожиться и беспокоиться. Мы должны просто смириться под Божью могущественную руку и не сопротивляться ей. Затем мы должны возложить на Господа все беды, которые вызывают у нас беспокойство. Кроме того, мы должны быть трезвыми и мы должны бодрствовать. Если мы возложим всё наше беспокойство на Бога, то наш разум будет трезвым и у нас будет ясность в отношении нашего положения. Более того, мы будем бодрствовать в отношении нашего противника, дьявола, который, как рычащий лев, ходит вокруг, ища, кого бы пожрать. Если мы будем бодрствовать, то мы не дадим обмануть себя, когда Сатана воплотится в виде беспокойства. Напротив, мы победим противника, рычащего льва. Именно так следует понимать эту часть Слова.
В 5:10 Пётр продолжает: «Но Бог всякой благодати, Тот, кто призвал вас в Свою вечную славу в Христе Иисусе, после того как вы недолго пострадаете, Сам усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит вас». Союз «но», указывающий на противопоставление, предваряет здесь слова утешения и воодушевления для страдающих верующих. Здесь мы видим противопоставление между страданиями в стихе 9 и Богом всякой благодати в стихе 10. Если бы у нас был стих 9, но не было бы стиха 10, то нам бы не хватало надежды и воодушевления. Однако в 5:10 Пётр как бы говорит страдающим верующим: «Вы и ваше братство страдаете от угроз вашего противника, от львиного рычания дьявола, лишь недолго, но Бог всякой благодати, Бог обильного и благодатного снабжения жизни, превышающего всякую вашу нужду, усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит вас».
Выражение «всякая благодать» в этом стихе обозначает богатство обильного снабжения божественной жизни во многих аспектах, преподносимого нам на многих этапах божественной работы над нами и в нас в Божьем домостроительстве. Начальным этапом является наше призвание, а завершающим — наше прославление, о чём говорится здесь в словах «кто призвал вас в Свою вечную славу». Между этими двумя этапами находятся любящая забота Бога, с которой Он воспитывает нас, и Его совершенствующая, утверждающая, укрепляющая и упрочивающая работа в нас. Во всех этих божественных действиях нам преподносится обильное снабжение божественной жизни как благодать в разнообразных переживаниях. Бог такой благодати усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит подвергающихся гонению верующих, после того как они недолго пострадают.
Выражение «Бог всякой благодати» — это уникальное выражение, которое встречается в Новом Завете только в 5:10. Бывает, что христиане часто говорят о Боге милости. Но знаете ли вы человека, который употреблял бы выражение «Бог всякой благодати»? Пётр не просто говорит, что Бог — это Бог благодати; он говорит, что Бог — это Бог всякой благодати. В этом выражении ещё раз проявляется характерное для Петра использование прилагательных. Страдающих верующих должно воодушевить то, что, хотя они страдают, их Бог является Богом всякой благодати. Более того, Он призвал нас в вечную славу, в славу, которая не ограничена ни в пространстве, ни во времени.
Мы призваны в вечную славу в Христе
Пётр говорит, что Бог призвал нас в Свою вечную славу в Христе Иисусе. Слова «в Христе Иисусе» показывают, что Бог всякой благодати, пройдя все процессы: воплощение, человеческое житие, распятие, воскресение и вознесение, — совершил полное и всестороннее искупление, чтобы привести Своих искупленных людей в органический союз с Собой. Благодаря этому они могут участвовать в богатстве Триединого Бога как в своём наслаждении. Все этапы божественной работы находятся в Христе, который является воплощением Триединого Бога и который стал всеобъемлющим животворящим Духом как обильным жизненным снабжением для нас. Именно в этом Христе, в результате Его всеобъемлющего искупления и на основании всех Его достижений, Бог может, как Бог всякой благодати, призвать нас в Свою вечную славу и усовершенствовать, утвердить, укрепить и упрочить нас в Триедином Боге (1:1-2) как в прочном основании, что даёт нам возможность достигнуть Его славной цели. Какое чудо, что падшие грешники могут быть приведены в вечную славу Бога! И как превосходна Его совершенствующая, утверждающая, укрепляющая и упрочивающая работа в нас! Всё это совершается через Его «всякую благодать», которая есть «истинная благодать» (5:12).
Согласно тому, что Пётр говорит в 5:10, наши страдания длятся лишь недолго, а Божья слава — вечна. После того как мы недолго пострадаем, Бог всякой благодати лично усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит нас.
Слово «Сам» указывает на то, что Бог лично действует в работе благодати. Греческое слово, переведённое как «усовершенствует», буквально означает «восстановит». Здесь подразумевается исправление, починка, приведение в порядок, латание, совершенное соединение, полное оснащение, хорошее снаряжение; отсюда — значения «совершенствование», «завершение», «наставление». Греческое слово, переведённое как «утвердит», буквально означает «твёрдо поставит», «подкрепит». Это же слово употребил Господь, давая повеление Петру в Лк. 22:32. Слово «укрепит» по своему значению очень близко к слову, переведённому как «утвердит». Греческое слово, переведённое как «упрочит», буквально означает «положить основание». Оно происходит от слова, означающего «основание». Следовательно, оно означает «поставить на прочное основание», как в Мф. 7:25; Эф. 3:17 и Евр. 1:10.
В четырёх божественных действиях благодати мы видим последовательное развитие. Совершенствование приводит к утверждению, утверждение — к укреплению, а укрепление — к упрочению в Боге всякой благодати, то есть в Триедином Боге в Его раздаянии (1:1-2) как в прочном основании.
Сначала Бог совершенствует нас. Мы совершенствуемся, подвергаясь гонениям. Затем, усовершенствовав нас, Бог утверждает нас. Когда мы утверждены, мы уже не блуждаем и мы уже не подвержены переменам. Утвердив нас, Бог укрепляет нас, наполняет нас силой, и, наконец, Он упрочивает нас в Себе как Триедином Боге.
В 5:11 Пётр говорит: «Ему слава и могущество во веки веков. Аминь». Слава и могущество Богу всякой благодати, Тому, кто совершенствует, утверждает, укрепляет и упрочивает нас.
В 5:12-14 мы видим заключение этого Послания. В стихе 12 мы видим свидетельство об истинной благодати Божьей, а в стихах 13 и 14 — приветствия Петра.
В 1 Пет. 5:12 говорится: «Через Силуана, верного брата, каким я считаю его, я написал вам кратко, увещевая и свидетельствуя в полной мере, что это есть истинная благодать Божья; войдите в неё и стойте в ней». Пётр был очевидцем (5:1), свидетельствовавшим о том, что он видел и пережил. Он свидетельствовал, что написанное им в его Послании в качестве описания Божьей благодати — истинно.
Пётр написал это Послание верующим-скитальцам с мольбой и свидетельством о благодати Божьей. В 5:12 он показывает, что написанное им о Божьей работе с положительной стороны является истинной благодатью. Мы увидели, что Пётр говорит об умноженной благодати, разнообразной благодати, всякой благодати и здесь — об истинной благодати. Кроме того, в отношении превосходного образа жизни Пётр дважды говорит, что это истинная благодать Божья (2:19-20). В 5:12 Пётр умоляет верующих стоять в истинной благодати. Мы должны стоять в истинной благодати Божьей и противостоять дьяволу.
Под истинной благодатью в этом стихе понимается «всякая благодать» в стихе 10. Апостол повелел верующим стоять в этой благодати. Эта книга была написана в основном для того, чтобы показать подвергающимся гонению верующим Божью правительственную цель, ради которой они страдают. Чтобы они преодолели эти страдания, Бог снабжает их всякой умноженной, разнообразной и истинной благодатью (1 Пет. 5:10; 1:2; 4:10), которой достаточно, чтобы они были в силах приобщиться к страданиям Христа и за Христа (1 Пет. 2:21; 3:14-17; 4:12-16), и которая усовершенствует, утвердит, укрепит и упрочит их в Триедином Боге и приведёт их в Его вечную славу.
В 5:13 Пётр говорит: «Приветствует вас соизбранница в Вавилоне и Марк, мой сын». Греческое слово, переведённое как «соизбранница», и употреблённый перед ним артикль — женского рода. Возможно, имеется в виду жена Петра, сопровождавшая его в пути (1 Кор. 9:5), или некая известная сестра в Господе, которая была избрана Богом не только вместе с адресатами этого Послания, но и вместе с Петром и всеми остальными верующими. Некоторые предполагают, что имеется в виду церковь.
На протяжении столетий великие учителя придерживались двух различных толкований употреблённого в 5:13 названия «Вавилон»: что оно употреблено в переносном смысле и относится к Риму, столице Римской империи, или что оно употреблено в прямом смысле и относится к Вавилону, крупному городу на реке Евфрат. Аргументы, которые приводят в пользу второго толкования, более логичны, чем те, что приводят в пользу первого. Во-первых, Петру, по всей видимости, было незачем скрывать название города, в котором он в то время находился, используя иносказательное название. Во-вторых, все названия, используемые им для обозначения различных местностей, которым адресовано его Послание (1:1), употреблены в прямом смысле. В-третьих, в Новом Завете Рим всегда называется открыто (Деян. 19:21; 28:14, 16; Рим. 1:7, 15), по крайней мере, вплоть до того времени, когда было написано последнее Послание Павла — Второе послание к Тимофею (2 Тим. 1:17), которое, вероятно, было написано позже, чем Первое послание Петра. Только при написании Откровения Иоанна, книги иносказаний, около 90 г. по Р.Х., город Рим был иносказательно назван Вавилоном Великим (Отк. 17:5; 18:2).
Под именем «Марк» в стихе 13 понимается Иоанн Марк (Деян. 12:12, 25), автор Евангелия от Марка. Будучи духовным сыном Петра, он был с Петром в Вавилоне. Позже Тимофей привёл его к Павлу (2 Тим. 4:11).
В заключение, в 5:14, Пётр говорит: «Приветствуйте друг друга поцелуем любви. Мир вам всем, кто в Христе». В начале этого Послания Пётр говорит: «Благодать вам и мир да умножится». В конце он говорит: «Мир вам всем, кто в Христе». Мир — это результат благодати и следствие наслаждения Триединым Богом. Такое наслаждение Богом как умножающаяся и умноженная благодать (1:2), разнообразная благодать (4:10), всякая благодать (5:10) и истинная благодать (5:12), как действительность содержания христианской жизни под Божьим правлением, имеет своим следствием и результатом состояние мира и с Богом, и с человеком.
Писания Петра ни в коем случае нельзя назвать поверхностными. Они богаты истиной и тесно связаны с переживаниями. Это видно даже в том, что́ Пётр говорит о мире. У Петра было глубокое понимание мира. Однако большинство христиан сегодня мыслят о мире очень поверхностно.
Согласно 1 Пет. 5:14, Пётр хочет, чтобы мир был у всех, кто в Христе. Пётр подчёркивал тот факт, что верующие находятся в Христе (1 Пет. 3:16; 5:10). Тот факт, что мы в Христе, — от Бога и является следствием нашей веры и крещения (1 Кор. 1:30; Ин. 3:5; Гал. 3:27; Рим. 6:3). Это приводит к органическому союзу с Триединым Богом (Мф. 28:19) и делает нас одним духом с Господом (1 Кор. 6:17).