Пастырство старейшин и награда за него
Тексты Писания: 1 Пет. 5:1-4
В 5:1 Пётр говорит: «Итак, старейшин среди вас увещеваю я, старейшина вместе с вами и свидетель страданий Христовых, а также причастник славы, которая должна открыться». Слово «итак» указывает на то, что стихи 1 Пет. 5:1-11 являются заключительным словом к предыдущему разделу (1 Пет. 4:12-19), в котором говорится о том, как верующие страдают за Христа, благородно делая правильные дела. Увещевание распространяется на старейшин в церкви в стихах 1 Пет. 5:1-4, молодых членов в стихе 1 Пет. 5:5 и всех в целом в стихах 1 Пет. 5:6-11.
В 5:1-4 Пётр говорит, обращаясь к старейшинам. Старейшины — это блюстители церкви, те, кто ведёт за собой других верующих в духовных вопросах (Евр. 13:17). Апостол увещевает их первыми, рассчитывая, что они будут вести за собой других в том, чтобы благородно страдать за Христа.
Пётр был первым из двенадцати изначальных апостолов (Мф. 10:1-4; Деян. 1:13), и, являясь апостолом, он в то же время был одним из старейшин в иерусалимской церкви, так же как апостол Иоанн (2 Ин. 1:1; 3 Ин. 1:1; Деян. 15:6; 21:17-18). Здесь, увещевая старейшин в других церквях, Пётр прибег не к своему апостольству, а к своему старейшинству, чтобы доверительно говорить с ними на их уровне.
В 5:1 Пётр называет себя свидетелем страданий Христовых. Пётр и ранние апостолы были свидетелями Христа (Деян. 1:8) — не только как очевидцы, свидетельствующие об увиденном ими страдании Христа (Деян. 5:32; 10:39), но и как мученики, подтверждающие своё свидетельство мученической смертью за Него (Деян. 22:20; 2 Кор. 1:8-9; 4:10-11; 11:23; 1 Кор. 15:31). Это то же самое, что приобщаться к страданиям Христа (1 Пет. 4:13), участвовать в общении Его страданий (Флп. 3:10).
В 5:1 Пётр также говорит, что он причастник славы, которая должна открыться. Пётр был прежде всего свидетелем, мучеником, причастником страданий Христа, а уже затем причастником Его славы (Рим. 8:17). Христос и Сам проделал тот же путь (1 Пет. 1:11; Лк. 24:26).
Словам «свидетель» и «мученик» соответствует одно и то же греческое слово. Это означает, что мы должны свидетельствовать, быть свидетелями, даже если при этом мы рискуем стать мучениками, то есть пожертвовать своей жизнью. Именно так поступил Пётр. В день Пятидесятницы Пётр произнёс решительное свидетельство, свидетельствуя о страданиях Христа. Он смело сказал иудеям, что они распяли Господа Иисуса. Однако до дня Пятидесятницы Пётр не был смелым. Напротив, он был робким. В ту ночь, когда Господь Иисус был предаваем, Пётр отрёкся от того, что он один из Его последователей. В присутствии Господа Пётр отрёкся от Господа. На самом деле, это был не Пётр, то есть камень, а Симон, то есть кусок глины. Однако в день Пятидесятницы Пётр был достаточно смел, чтобы упрекнуть иудеев за то, что они распяли Господа Иисуса. После этого Пётр начал подвергаться гонениям. Его взяли под стражу и посадили в тюрьму. Он был готов рисковать своей жизнью ради того, чтобы быть свидетелем Господа Иисуса.
Несомненно, Пётр помнил, что сказал Господь в Деян. 1 о свидетелях. Когда ученики спросили Господа о воссоздании царства Израилю, Он ответил: «Не вам знать времена или сроки, которые Отец установил Своей собственной властью. Но вы полу́чите силу, когда сойдёт на вас Святой Дух, и будете Моими свидетелями и в Иерусалиме, и во всей Иудее и Самарии, и до края земли» (Деян. 1:7-8). Пётр первым стал таким свидетелем. Он был ведущим свидетелем, то есть мучеником, человеком, готовым пожертвовать своей жизнью ради свидетельства о страданиях Христа. В конечном итоге Пётр и сам умер мученической смертью. То, что он пожертвовал своей жизнью, было частью его свидетельства о Христе. Так исполнились те слова, которые Господь сказал Петру в Ин. 21:18, — слова относительно того, «какой смертью тот прославит Бога» (Ин. 21:19). Когда Пётр писал своё первое Послание, он был уже в преклонном возрасте. Когда он писал своё второе Послание, он знал, что приблизилось время его мученичества: «…зная, что снятие моего шатра уже скоро, как и наш Господь Иисус Христос показал мне» (2 Пет. 1:14). Когда Пётр писал эти Послания, он вспомнил те слова, которыми Господь пророчествовал о нём. В 5:1 мы видим, что Пётр имел тройной статус. Он был одним из старейшин, он был свидетелем страданий Христовых, и он был причастником славы, которая должна открыться.
Каждый старейшина должен быть свидетелем страданий Христа. Это означает, что частью свидетельства старейшин является то, что они должны быть готовы пожертвовать своей жизнью. Если брат не готов рисковать своей жизнью, то он не имеет права быть старейшиной. Каждый старейшина должен быть мучеником, то есть тем, кто жертвует своей жизнью ради Христа. Чтобы быть причастником славы Христа, нужно быть таким мучеником. Если старейшины будут готовы стать мучениками, если они будут готовы рисковать своей жизнью, то они обязательно будут причастниками славы, которая должна открыться. Но если старейшины не будут готовы пожертвовать своей жизнью, то, вероятно, вместо того чтобы причаститься славы при пришествии Господа, они услышат от Господа упрёк.
Как мы увидели, в 4:19 Пётр говорит: «Так что и те, кто страдает согласно воле Божьей, пусть поручают свои души верному Творцу, делая добро». Здесь выражение «делая добро» означает «делая правильные, добрые и благородные дела». Поручая свои души верному Творцу, мы получим результат только в том случае, если мы занимаемся добрыми делами, то есть если мы делаем благородные дела. Нет ничего благороднее, чем умереть в качестве мученика ради Господа. Примером благородного мученика был Поликарп. Поликарп, учившийся у апостола Иоанна, был предан мученической смерти, когда ему было более восьмидесяти лет. Перед смертью ему была дана возможность спастись — для этого он должен был отречься от Господа. Поликарп отказался это сделать, сказав, что не может отречься от Того, кто всегда был верен по отношению к нему. Несомненно, Поликарп был не только смелым и мужественным, но и благородным. Ценой своей жизни он благородно исповедал Господа перед своими гонителями.
Когда мы совершаем такие благородные поступки, у нас есть основание для того, чтобы поручать свои души верному Творцу. Он абсолютно верен. Но верны ли мы? Совершаем ли мы благородные дела? Заботимся ли мы о Его свидетельстве с благородством? Когда Господа Иисуса испытывали перед распятием, Пётр поступал совершенно неблагородно. Однако позже, в Деяниях, Пётр благородно свидетельствовал о Христе перед своими гонителями. Например, Пётр и Иоанн сказали гонителям: «Правильно ли в глазах Бога слушать вас больше, чем Бога, — судите сами; ибо мы не можем не говорить то, что мы видели и слышали» (Деян. 4:19-20). Пётр и другие апостолы поручали свои души верному Творцу, делая добро. Несомненно, Пётр мог сказать: «Господь, Ты верен по отношению ко мне. Теперь я хочу быть верным по отношению к Тебе. Я хочу быть верным по отношению к Тебе ценой моей жизни». Разумеется, Господь должен был почтить то, что Пётр так благородно поручил себя Ему.
Пётр был благородным свидетелем, благородным мучеником, поэтому он был уверен, что он будет причастником грядущей славы. Я хотел бы задать старейшинам вопрос: уверены ли вы в том, что вы тоже являетесь причастниками славы, которая должна открыться? Я сомневаюсь в том, есть ли у большинства старейшин такая уверенность. Возможно, старейшины могут сказать, что они являются свидетелями. Однако будет старейшина причастником грядущей славы или нет, зависит от того, насколько благородным и верным свидетелем он является. Главное здесь то, что старейшина должен быть готов пожертвовать собой.
Не только сами старейшины, но и жёны старейшин должны понимать, что старейшинство связано с необходимостью жертвы. Если жена чувствует, что она занимает более высокое положение, благодаря тому что её муж включён в число старейшин, то это неправильно. На самом деле, если жена испытывает такое чувство, то это позор. Быть старейшиной — не значит приобретать; быть старейшиной — значит жертвовать. Если брат хочет быть хорошим старейшиной, он должен жертвовать собой. Ему придётся пожертвовать своим временем и даже своей семейной жизнью. Быть старейшиной — не значит приобрести какое-то положение или получить какой-то почёт для себя. Старейшинство требует жертвы. Если старейшина не готов жертвовать, то он не будет надлежащим старейшиной. Старейшины всегда должны быть готовы пожертвовать собой. Старейшинам придётся пожертвовать не только своим временем и своими силами, но и своей жизнью. Если старейшины будут готовы пойти на такие жертвы, то они будут свидетелями страданий Христовых и причастниками грядущей славы. Сначала старейшина должен участвовать в страданиях Христа. Только после этого он сможет приобщиться к славе Христа. Я надеюсь, что все старейшины примут это слово.
Я могу засвидетельствовать, что все церкви в Господнем восстановлении воздвигаются, утверждаются и созидаются главным образом благодаря верности и жертве старейшин. Я бы сказал, что утверждение и созидание церквей приблизительно на шестьдесят-семьдесят процентов является результатом труда и жертвы старейшин и на тридцать-сорок процентов — результатом служения. Эти процентные данные помогут нам понять важность старейшинства. Где есть преданное, верное и способное жертвовать собой старейшинство, там церковь будет сильной и утверждённой. Всем церквям преподносится одно и то же служение. Однако одни церкви сильные, а другие — довольно слабые. Какой будет церковь: сильной или слабой, зависит от преданности, верности и жертвы старейшин. Мы благодарим Господа, что в Его восстановлении большинство старейшин являются преданными, верными и готовыми жертвовать собой.
В 5:2 Пётр говорит: «Пасите стадо Божье, которое среди вас, блюдя не по принуждению, а добровольно, согласно Богу; не ища выгоды постыдными средствами, а с готовностью». Чтобы пасти Божье стадо, требуется страдать за Тело Христово, как страдал Христос (Кол. 1:24). Наградой за это будет неувядающий венок славы (1 Пет. 5:4).
Буквально греческое слово, переведённое как «стадо», означает «малое стадо». Здесь имеется в виду церковь Божья (Деян. 20:28), которая малочисленна (Лк. 12:32) по сравнению с миром. Церковь как малое стадо — это маленькое растение, дающее снабжение жизни, а не большое дерево, в котором гнездятся птицы (Мф. 13:31-32), не гигантская религия, подобно христианскому миру.
Согласно этому стиху, старейшины являются не правителями, а пастырями. Иногда пастырю приходится управлять стадом, но он управляет не как царь, а как человек, который заботится о стаде. Пастырство — это осуществление надлежащей заботы о стаде. О стаде нужно заботиться, стадо нужно защищать, и стадо нужно вести в правильном направлении. Стадо нужно привести туда, где оно сможет есть и пить. Вот что такое пастырство.
В 5:2 Пётр не говорит старейшинам, что они должны пасти собственное стадо. Он велит им пасти стадо Божье. Стадо является не собственностью старейшин, а собственностью Бога. В каком-то смысле Бог нанял старейшин, чтобы они пасли Его стадо.
Старейшины не должны считать, что церковь, в которой они занимают ведущее положение, принадлежит им. В Новом Завете говорится, что церковь — это церковь Христова, церковь Божья и церковь святых. Церковь названа церковью Христовой, церковью Божьей и церковью святых (Рим. 16:16; 1 Кор. 1:2; 14:33). Однако церковь не является церковью апостолов или церковью старейшин. Церковь определённо не принадлежит ни апостолам, ни старейшинам. Но поскольку церковь состоит из святых, она является церковью святых. Церковь искуплена Христом, поэтому она является церковью Христовой. Церковь возрождена Богом, поэтому она является церковью Божьей. Однако кто-то из апостолов может считать, что поскольку определённая церковь была воздвигнута благодаря его служению, то эта церковь принадлежит ему. Точно так же старейшины могут считать, что поскольку они занимают ведущее положение в церкви, то церковь принадлежит им. Но Пётр ясно говорит, что старейшины должны пасти не собственное стадо, а стадо Божье.
Слово «блюдя» в стихе 2 означает «осуществляя блюстительство, внимательно наблюдая, чтобы быть в курсе происходящего». Много лет тому назад я думал, что блюстительство состоит в том, чтобы следить за тем, кто прав, а кто неправ, кто благополучен, а кто нет. Позже я понял, что блюсти — значит главным образом наблюдать за нуждой. Например, когда пастырь наблюдает за стадом, его не заботит, кто прав и кто неправ. Его заботят нужды стада. Его блюстительство связано с тем, что он защищает стадо, ведёт стадо и кормит стадо. Пастырь осуществляет блюстительство, чтобы снабжать стадо всем необходимым.
И Пётр, и Павел употребляют слово «блюсти». Однако, говоря о старейшинах, они не употребляют слово «управлять». Блюсти — значит наблюдать за чьими-либо положением, состоянием и нуждами. Блюсти — значит заботиться о церкви со всеми святыми. Родители присматривают за своими детьми не для того, чтобы обнаружить их недостатки. Родители наблюдают за своими детьми, чтобы защищать их и заботиться о них. Поскольку родители испытывают исполненную любви заботу по отношению к своим детям, они осуществляют блюстительство над действиями детей. Это не означает, что родители правят детьми; это означает, что родители защищают их и заботятся о них, осуществляя блюстительство над ними.
Старейшины должны понять, что Господь не назначил их быть правителями, которые властвуют над другими. Властвовать над людьми — это что-то безобразное и недостойное. Старейшины ни в коем случае не должны править кем-либо. В Евангелии от Матфея Господь Иисус сказал, что Он единственный Господин и Наставник, а мы все— братья (Мф. 23:8, 10). Это означает, что старейшины, то есть ведущие братья, тоже являются не более чем братьями. Более столетия тому назад так называемые Братия увидели эту истину, отказались от всех деноминационных названий и стали называть себя просто братьями. На самом деле, «Братия» — это прозвище, которое дали им люди. В церкви все мы являемся братьями, и никто не должен присваивать себе право управлять кем-либо.
В 5:2 Пётр говорит, что старейшины должны блюсти не по принуждению, а добровольно, согласно Богу. Старейшины должны с готовностью заботиться о других, присматривать за ними и защищать их. Они не должны делать это по принуждению.
Из контекста мы видим, что блюсти — не значит править; блюсти — не значит быть царём. По своей природной жизни все любят править другими людьми. Никого не нужно заставлять или принуждать быть правителем. Слова «не по принуждению» означают, что блюсти церковь — значит заботиться о церкви, а не править ей.
Как говорит Пётр, старейшины должны блюсти «добровольно, согласно Богу». Блюсти согласно Богу — значит блюсти согласно Божьим природе, желанию, пути и славе, а не согласно человеческим предпочтениям, интересам и целям. Старейшины не должны осуществлять блюстительство согласно своим мнениям, представлениям либо симпатиям и антипатиям. Напротив, они должны осуществлять блюстительство согласно Божьему выбору, желанию, намерению и предпочтению. Старейшины должны блюсти церковь целиком и полностью согласно Божьим мыслям, чувствам, воле и выбору. Они должны осуществлять блюстительство согласно симпатиям и антипатиям Бога.
О старейшинах говорят в своих писаниях и Павел, и Пётр. Однако я бы сказал, что то, чего касается Пётр в 5:1-4, даже глубже, чем то, чего касается Павел в Первом послании к Тимофею и в Послании к Титу. Сказанное Петром здесь даже более серьёзно, чем то, что говорит Павел.
В 5:2 Пётр предупреждает старейшин, чтобы они не искали выгоды постыдными средствами, а с готовностью осуществляли блюстительство. Это означает, что старейшины не должны извлекать выгоду из старейшинства и использовать его как средство для получения денег. Они должны с готовностью осуществлять блюстительство подобно родителям, которые с готовностью заботятся о своих детях.
Не господствовать над своими уделами
В стихе 3 Пётр продолжает: «…и не как бы господствуя над своими уделами, а становясь образцами стада». Господствовать над другими — значит осуществлять господство над подчинёнными (Мф. 20:25). Среди верующих не должно быть других господ помимо Христа; все должны быть слугами и даже рабами (Мф. 20:26-27; 23:10-11). Старейшины в церкви могут осуществлять только руководство (но не господство), которое все верующие должны почитать и которому они должны следовать (1 Фес. 5:12; 1 Тим. 5:17).
В стихе 3 Пётр прямо говорит старейшинам, что они не должны господствовать над церковью. Все старейшины должны быть рабами святых. Старейшинам даже недостаточно быть слугами; они должны быть рабами. Этому Пётр научился у Самого Господа. Пётр слышал, как Господь Иисус говорил, что те, кто хочет стать великими, должны быть рабами. Старейшины должны считать себя рабами, а братьев и сестёр — своими господами.
Буквально слово, переведённое как «уделами», означает «жребиями», «долями»; отсюда — значения «уделы», «вверенные доли»; в данном случае имеется в виду стадо. Церкви — это Божья собственность, выделенная старейшинам как их удел, их доля, которую Бог вверил им, чтобы они заботились о ней.
Церковь — это Божье стадо и Божья собственность. Бог назначил старейшин быть пастырями стада. Следовательно, Бог выделил старейшинам церковь в их местности как их удел, чтобы они заботились о ней. Церковь в какой-либо местности является собственностью Бога; она не является собственностью старейшин. Однако Бог выделил эту церковь старейшинам как их удел, чтобы они заботились о ней и пасли её. Кроме того, церковь лишь временно является уделом старейшин, о котором они должны заботиться. В вечности церковь будет Божьей собственностью. Даже сами старейшины являются частью церкви как Божьей собственности.
Старейшины должны не господствовать над уделами, а становиться образцами стада. Иначе говоря, они должны показывать пример того, как служить и заботиться о церкви, чтобы верующие следовали ему.
В стихе 4 говорится: «И когда будет явлен Главный Пастырь, вы получите неувядающий венок славы». Во времена апостола победителям в спортивных состязаниях и военных битвах вручали венки (1 Кор. 9:25; 2 Тим. 4:8). Те венки были тленными, и их слава увядала. Венок, который Господь вручит верным старейшинам, будет наградой за их преданное служение. Слава этого венка никогда не увянет. Она будет долей славы, которой победители будут наслаждаться в проявлении царства Бога и Христа (2 Пет. 1:11).
Пётр сказал старейшинам краткое, но глубокое по смыслу и очень трогательное слово. Я надеюсь, что все старейшины уделят достаточно времени тому, чтобы вникнуть в эти стихи и тем самым коснуться глубин той истины, которая показана здесь.