Христианская жизнь и её страдания
(10)
Тексты Писания: 1 Пет. 4:12-19
В этом сообщении мы переходим к стихам с 12 по 19 из 4-й главы. В этом разделе Первого послания Петра говорится о том, что, приобщаясь к страданиям Христа, мы должны радоваться.
Быть очищенными посредством проверок огнём
В стихе 12 Пётр говорит: «Возлюбленные, не считайте странной проверку огнём среди вас, приходящую к вам для испытания, — как будто с вами происходит нечто странное». Греческое слово «пю́росис», переведённое как «проверка огнём», означает «горение»; имеется в виду горение плавильной печи для очищения золота и серебра (Прит. 27:21; Пс. 65:10); это выражение сходно с метафорой, использованной в 1:7. Пётр считал гонение, которому подвергались верующие, такой горящей печью, используемой Богом, чтобы очистить их жизнь. Таковы меры, которые Бог применяет к верующим, производя суд Своего правительственного управления, начинающийся с Его собственного дома (4:17-19). Словосочетанию «считайте странной» в стихе 12 соответствует греческое слово «ксени́зо». Это же греческое слово употребляется в стихе 4. Огненное гонение является для верующих обычным. Они не должны считать его странным или чуждым для себя и не должны удивляться и изумляться ему. Это гонение является проверкой, испытанием.
То, что в стихе 12 Пётр использует метафору горящей печи, означает, что сегодня Господь использует гонения и проверки в качестве печи, которая должна служить положительной цели. Положительной целью, которой служат гонения и проверки, является очищение нашей жизни. Нас можно уподобить золоту и серебру. Однако в нас всё ещё есть некоторое количество примеси. Поэтому нам нужно очищение. Как золото и серебро очищаются горением печи, так и мы должны быть очищены подобным образом. В стихе 12 Пётр говорит верующим, чтобы они не считали проверку огнём странной. Будучи христианами, мы должны понимать, что проверки огнём являются чем-то обычным. Гонения и проверки являются для христиан обычным переживанием. Подобные вещи не являются для нас чем-то странным и чуждым. Напротив, они являются для нас чем-то обычным, потому что мы назначены к подобным вещам. Страдания являются нашей участью в этом веке. Разумеется, они не являются нашей вечной участью. Бог не предназначил нас к тому, чтобы мы страдали в вечности, но Он, несомненно, предназначил нас к тому, чтобы мы страдали в этом веке.
Приобщаться к страданиям Христа
В стихе 13 Пётр продолжает: «Напротив, поскольку вы приобщаетесь к страданиям Христа, радуйтесь, чтобы и при откровении Его славы вам обрадоваться с ликованием». Хотя гонение является проверкой, которая очищает нас горением печи, в конечном итоге Пётр говорит, что, переживая такую проверку огнём, мы приобщаемся к страданиям Христа, то есть участвуем в них. Здесь Пётр говорит, что страдания, которым подвергается христианин, могут быть страданиями Христа. Как гонения, которым мы подвергаемся, могут быть страданиями Христа? Если бы мы не были христианами, то мы, несомненно, не подвергались бы гонениям, описанным в стихах 12 и 13. Такие гонения вызваны тем, что мы христиане, люди Христа. Мы верим в Христа, любим Христа, живём Христа, свидетельствуем о Христе, будучи Его свидетелями в этом веке, поэтому мир восстаёт против нас. Этот век находится в руках лукавого, поэтому неверующие гонят тех, кто верит в Христа и свидетельствует о Нём. Бог рассматривает такое страдание как страдания Христа. Например, возможно, у какого-то брата была возможность разбогатеть. Но поскольку он верит в Христа, любит Христа и следует за Христом, его предприятие терпит убытки и он теряет возможность стать богатым. На самом деле, он даже оказывается в нищете. Эта нищета является страданием Христа. Эти страдания, которые являются страданиями за Христа, Бог рассматривает как страдания Христа.
Христос жил жизнью страданий. Теперь мы, как Его сотоварищи, живём такой же жизнью. Согласно Посланию к евреям, мы не только причастники Христа, но и Его сотоварищи (Евр. 3:14). Мы взаимодействуем с Ним, живя жизнью страданий. Мы следуем за Ним по пути страданий. Иначе говоря, какие страдания переносил Христос, такие страдания переносим и мы. Поэтому, когда мы страдаем за Христа таким образом, Бог рассматривает наши страдания как страдания Христа.
То, что мы, как христиане, должны страдать, не должно расстраивать нас. Это положительные и очень ценные страдания. Переживать страдания Христа — это большая честь! Павел мог даже сказать, что он восполнял то, чего недоставало скорбям Христа ради Его Тела, церкви (Кол. 1:24). Кроме того, в Флп. 3:10 он говорит об общении страданий Христа. Сегодня мы должны быть христианами, последователями Христа, которые подвергаются страданиям Христа. Мы должны участвовать не только в богатстве Христа, но и в страданиях Христа. Если мы встанем на эту точку зрения, мы будем воодушевляться каждый раз, когда мы будем страдать за Христа. Возможно, мы будем даже с радостью принимать такие страдания. Да, мы можем столкнуться с проверками огнём, но это страдания Христа, в которых мы удостоились чести участвовать.
В стихе 13 Пётр говорит, что, приобщаясь к страданиям Христа, мы должны радоваться, чтобы при откровении Его славы нам обрадоваться с ликованием. В этом стихе Пётр говорит, что мы должны радоваться с ликованием. Согласно моему пониманию, это означает, что мы будем не только радоваться внутренне, но и выражать свою радость вслух. Возможно, мы будем также поднимать вверх руки и прыгать от радости. Вот что значит ликовать и радоваться с ликованием. При откровении славы Господа мы будем ликовать. Я думаю, что мы будем восклицать, радоваться и, может быть, даже прыгать от радости. Мы будем испытывать величайший восторг, мы будем вне себя от радости. Сегодня мы, возможно, радуемся, но когда Господь откроется, мы будем радоваться с ликованием.
В стихе 14 Пётр продолжает: «Если вы поносимы в имени Христа, блаженны вы, потому что Дух славы и Бога покоится на вас». Выражение «в имени Христа» на самом деле означает «в личности Христа», «в Самом Христе», потому что имя обозначает личность. Верующие, уверовав в Христа (Ин. 3:15) и будучи крещены в Его имя (Деян. 19:5), то есть в Него Самого (Гал. 3:27), находятся в Христе (1 Кор. 1:30) и едины с Ним (1 Кор. 6:17). Когда они поносимы в Его имени, они поносимы вместе с Ним; при этом они приобщаются к Его страданиям, к общению Его страданий (Флп. 3:10).
Гонения, которым мы подвергаемся, являются страданиями Христа, потому что мы страдаем в имени Христа. Согласно сказанному Петром в стихе 14, если мы поносимы в имени Христа, то мы блаженны. Не думайте, что быть поносимым в имени Христа — это проклятие. Это блаженство. Однако если люди слишком высоко ценят нас — это может быть проклятием. В этом отношении наши представления должны измениться.
Сегодня противники распространяют о нас разные слухи и обвиняют нас в том, что мы учим ереси. Я могу засвидетельствовать, что я фундаментальный христианин и что я очень люблю святое Слово. Я не учу ничему кроме Библии с Иисусом Христом. Однако меня обвиняют в том, что я учу ереси. В каком-то смысле я с радостью принимаю такое поношение, потому что на самом деле это не проклятие, а блаженство.
В стихе 14 Пётр говорит, что если мы поносимы в имени Христа, то Дух славы и Бога покоится на нас. На греческом языке здесь буквально говорится «Тот Дух, который [Дух] славы, и тот, который [Дух] Бога». Дух славы — это Дух Бога. Дух славы — это Тот, через кого Христос был прославлен в Своём воскресении (Рим. 8:11). Этот самый Дух славы, будучи Духом Самого Бога, покоится на страдающих верующих во время их гонения для прославления воскрешённого и возвышенного Христа, который сейчас находится в славе.
В этом Послании Пётр четыре раза упоминает Духа Божьего. В 1:2 он говорит об освящении Духа, в 1:11 он говорит, что Дух Христа был в ветхозаветных пророках, а в 1:12 он говорит о Святом Духе, посланном с неба. Здесь, в 4:14, Пётр говорит, что Дух славы покоится на гонимых верующих. Согласно тому, что говорит Пётр в этом Послании, Дух Христа находится в нас, а Дух славы покоится на нас. Дух Христа находится в нас, чтобы открывать нам всё, чем является Христос для нашего наслаждения. Дух славы покоится на нас, чтобы прославлять Бога. Один аспект этого замечательного Духа состоит в том, что Дух находится в нас, чтобы открывать Христа, а другой аспект этого же Духа состоит в том, что Он также является Духом славы, который покоится на нас.
Чем больше мы будем страдать и подвергаться гонениям, тем больше славы будет на нас. Это поистине блаженство. Я могу засвидетельствовать, что чем больше меня гонят и злословят, тем больше я исполняюсь силы. Гонение и поношение не подавляют меня. Напротив, они воодушевляют меня. Поэтому, когда мы поносимы в имени Христа, мы должны радоваться, потому что Дух славы покоится на нас.
В стихе 15 говорится: «Ибо никто из вас пусть не страдает как убийца, или вор, или делающий зло, или как тот, кто вмешивается в чужие дела». Слово, переведённое как «тот, кто вмешивается в чужие дела», буквально означает «блюститель чужих дел»; имеется в виду тот, кто доставляет неприятности, вмешиваясь в чужие дела. Если в церковной жизни мы будем вести себя легкомысленно, то мы будем вмешиваться, или вторгаться, в чужие дела. Сплетничать о святых — значит вмешиваться в чужие дела. Если мы страдаем за то, что мы поступаем так, то такое страдание не имеет смысла. Это часть суетного образа жизни.
В стихе 16 Пётр продолжает: «…а если как христианин, то пусть не стыдится, а пусть прославляет Бога в этом имени». В стихах 14 и 16 упоминаются два имени. Первое имя — это «Христос», а второе имя — «христианин». Если мы страдаем из-за этих двух имён, то в таком страдании есть слава. Такое страдание является славой для Бога. Оно прославляет Бога, потому что когда мы страдаем в имени Христа и как христиане, то Дух Божий, который является Духом славы, покоится на нас. Когда мы страдаем ради Христа, на нас покоится слава, и этой славой, по сути, является Сам Дух славы.
Слову «христианин» соответствует греческое слово «христиано́с», образованное на основе латинского языка. Окончание «-иано́с», используемое при обозначении чьего-либо приверженца, употреблялось применительно к рабам, принадлежавшим знатным семействам в Римской империи. Того, кто поклонялся императору, то есть цезарю, или «кайсару», называли «кайсариано́с», что означает «приверженец „кайсара“», «человек, принадлежащий „кайсару“». Когда люди начали верить в Христа и становиться Его последователями, некоторые жители империи начали считать Христа соперником их «кайсара». Тогда в Антиохии (Деян. 11:26) последователей Христа начали называть словом «христиано́й» («христиане») — «приверженцы Христа», используя его как прозвище, как ругательное слово. Вот почему в этом стихе говорится: «Если как христианин, то пусть не стыдится»; то есть если какой-то верующий страдает от рук гонителей, которые презрительно называют его христианином, он не должен испытывать стыд, а должен прославлять Бога в этом имени.
Сегодня термин «христианин» должен иметь положительное значение, то есть «человек Христа», тот, кто един с Христом — не только принадлежит Ему, но также обладает Его жизнью и природой в органическом союзе с Ним — и кто живёт Им и даже живёт Его в своей повседневной жизни. Если мы страдаем за то, что являемся таким человеком, мы не должны испытывать стыд, а должны смело возвеличивать Христа в своём исповедании своим святым и превосходным образом жизни, чтобы прославлять, то есть выражать, Бога в этом имени. Прославлять Бога — значит выражать Его в славе.
В стихе 17 Пётр говорит: «Потому что пора начаться суду с дома Божьего; и если прежде — с нас, то каков будет конец тех, кто не покоряется благовестию Божьему?» Эта книга показывает правление Бога, особенно в связи с теми мерами, которые Он применяет к Своим избранным людям. Страдания, которым они подвергаются во время огненного гонения, используются Им как средство для того, чтобы произвести над ними суд в воспитательных целях, благодаря которому они будут очищены и отделены от неверующих и не разделят их участь. Поэтому такой суд в воспитательных целях начинается с Его собственного дома.
Как мы уже отмечали, употребляя в стихе 17 слово «суд», Пётр показывает, что гонения и страдания являются своего рода судом. Однако это суд не для осуждения на вечную гибель — это суд в воспитательных целях; это устроительное наказание, которое очищает нашу жизнь. Этот суд является проверкой огнём, то есть горящей печью, которая очищает нас и удаляет из нас все примеси. Нас можно уподобить золоту, но в нас всё ещё есть некоторое количество примеси, от которой нам нужно очиститься. Никакое учение или общение не может произвести это очищение. Для его осуществления необходим суд в воспитательных целях, суд горящей печи.
Мысль об устроительном наказании встречается не только в писаниях Петра, но и в Посланиях Павла. Павел говорит об этом в 1 Кор. 11:27-32. В стихах 27-29 Павел говорит: «Так что кто будет есть хлеб или пить чашу Господнюю недостойно, тот будет виновен перед телом и кровью Господа. Но пусть человек проверяет себя и так пусть ест от хлеба и пьёт от чаши. Ибо тот, кто ест и пьёт, ест и пьёт суд самому себе, если не распознаёт тела». Есть хлеб и пить чашу Господнюю недостойно — значит не ценить значение хлеба и чаши Господа, которые обозначают Его тело, преломлённое за нас, и Его кровь, пролитую за наши грехи посредством Его смерти, совершённой для нашего искупления. Быть виновным перед телом и кровью Господа — значит навлечь на себя суд. В стихе 29 Павел употребляет слово «суд». Он говорит, что тот, кто не распознаёт тела, ест и пьёт суд самому себе. Если мы едим хлеб и пьём чашу Господа недостойно, мы тем самым навлекаем на себя суд. Этот суд — не вечное осуждение, а временное наказание от Господа.
В 1 Кор. 11:30-32 Павел продолжает говорить об этом временном наказании. В стихе 30 он говорит: «Из-за этого многие среди вас слабы и больны, и немало спит». Это наказание, временный суд Господа для тех, кто недостойно участвует в Господнем теле. Господь сначала наказал их так, что они стали слабы физически. Затем, поскольку они не хотели покаяться в своём проступке, они были подвергнуты ещё большему наказанию и заболели. Поскольку они и после этого не покаялись, Господь осудил их на смерть. Умереть таким образом — это то же самое, что быть поверженными в пустыне, о чём говорит Павел в 1 Кор. 10:5. Этот стих ясно показывает, что́ мы понимаем под Божьим устроительным наказанием.
В стихах 31 и 32 Павел продолжает: «Но если бы мы распознавали себя, мы бы не были судимы. Но, будучи судимы Господом, мы подвергаемся наказанию, чтобы не быть осуждёнными вместе с миром». Отсюда следует, что если мы будем судить себя, то мы не будем судимы. Суд в стихе 32 — это не суд на вечную гибель. Выражение «быть судимым Господом» в этом стихе показывает, что Господь судит нас, верующих, тех, кто любит Господа Иисуса, чтобы мы не были осуждёнными вместе с миром. Суд Господа является временным, а осуждение вместе с миром — вечным. Осуждение мира — это осуждение на вечную гибель. Но суд, которому мы подвергаемся сегодня, — это суд в целях устроительного наказания, а не суд на вечную гибель.
Мы не должны быть в неведении в отношении того, что Библия говорит о Божьем суде. Многие из сегодняшних христиан ничего не знают о Божьем устроительном наказании. Читая о суде, они, возможно, говорят: «Но ведь мы искуплены Господом и ни в коем случае не можем подвергнуться суду. Учить тому, что Бог может подвергнуть христианина суду, — значит учить ереси». Как мы увидели, это учение не является ни еретическим учением, ни собственным учением какого-либо человека. Это учение святого Слова. О Божьем устроительном наказании учили и Пётр, и Павел. Поэтому мы должны верить в это учение из чистого Божьего Слова и принимать его.
Как показано в Библии, Бог в Своём правлении осуществляет Своё вселенское управление посредством различных судов. Мы не должны придерживаться представления о том, что сегодня Бог не судит мир. Мы повсюду видим Божий суд. Все народы подвергаются Божьему суду. Согласно сказанному в Мф. 25, при возвращении Господа будут судимы все живые. В конце тысячелетия Господь будет судить всех умерших неверующих у белого престола. Таким образом, и живые, и мёртвые подвергнутся суду.
Эти два вида суда будет разделять период времени в тысячу лет — тысячелетие. Перед самым началом тысячелетия произойдёт суд над всеми живыми народами. Тогда Господь соберёт всех живых язычников к Своему престолу славы для суда. Многие будут осуждены как «козлы» и отправлены в огненное озеро. Они не будут проходить через ад, а отправятся непосредственно в огненное озеро. Всё их существо: тело, душа и дух — будет брошено в огненное озеро. После тысячелетия Господь Иисус будет судить умерших неверующих у белого престола. Тогда же Он будет судить бесов. Затем неверующие и бесы будут брошены в огненное озеро. Это будет суд на вечную гибель.
Мы, спасённые, не будем участвовать в суде на вечную гибель. Нам не нужно бояться этого суда. Что касается суда на вечную гибель, Бог уже прошёл мимо нас в Христе как нашем Пасхальном Агнце. Однако не следует думать, что поскольку Бог прошёл мимо нас в этом суде, то у нас не может быть никаких проблем и мы не подвергнемся суду Божьего устроительного наказания.
Положение нас, верующих в Христа, можно сравнить с положением детей Израиля. Они пережили Пасху и были искуплены посредством пасхального ягнёнка. После того как они совершили свой исход из Египта и перешли через Красное море, они наслаждались живой водой из рассечённой скалы и небесной манной. Они видели чудеса, которые Бог совершал для них. Тем не менее из двух с лишним миллионов человек, которые вышли из Египта, только двое — Иисус Навин и Халев — избежали Божьего суда, итогом которого была смерть. Все остальные, в том числе Моисей, Аарон и Мариамь, умерли в результате Божьего суда. Это не означает, что они были прокляты Богом. Это означает, что они подверглись суду Божьего устроительного наказания. Как мы уже отмечали, это суд не на вечную гибель. Этот суд целиком и полностью связан с Божьими устроительными мерами. Конечно же, Моисей был спасён. Бог хотел сохранить его тело, чтобы Моисей мог явиться на горе преображения рядом с Господом. Но поскольку Моисей совершил ошибку, Бог назначил ему особый суд в воспитательных целях.
Сегодня на многих христианах лежит покрывало традиционных учений, поэтому я призываю вас вернуться к ясному и чистому Божьему Слову, которое снимает покрывала и приносит озарение. В соответствии с Божьим Словом мы знаем, что Бог осуществляет Своё правление посредством различных судов. Среди этих судов есть и суд на вечную гибель, и суд в целях устроительного наказания.
Божий суд в целях устроительного наказания не имеет ничего общего с существующим у католиков представлением о чистилище. Много лет тому назад меня ложно обвиняли в том, что я учу доктрине чистилища. Учение о чистилище — это ложное и еретическое учение. Тогда как учение о суде в воспитательных целях, то есть о наказании, которое является устроительным, полностью соответствует Писаниям. Это учение не имеет ничего общего с чистилищем и, разумеется, не является еретическим.
Нам нужно видеть истину о Божьем суде и иметь святой Божий страх. Как показывает Павел в 1 Кор. 11, мы должны быть внимательны к тому, как мы принимаем Господнюю трапезу. Причащаться Господней трапезы — это большое благословение. Однако нам нужно принимать от хлеба и от чаши, распознавая тело. Если мы будем вести себя небрежно в этом вопросе, то мы будем есть и пить суд себе. Этот суд может включать в себя слабость, болезнь и даже смерть. Слабость — это предостережение, а болезнь — это ещё одно предостережение. Если мы не будем обращать внимание на эти предостережения, то мы можем быть осуждены на смерть. Этот суд является Божьим наказанием, наказанием, которое является устроительным судом над верующими, которые не правы в тех или иных вопросах. Это одно из основных учений апостолов, и этому учили и Пётр, и Павел.